ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Школа № 34»
ПРИНЯТА
на заседании педагогического
совета МБОУ «Школа № 34»
(протокол №1 от 29.08.2024)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ИЗО СТУДИЯ В ШКОЛЕ»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Смирнова Алина Евгеньевна,
Кириллова Татьяна Алексеевна,
педагоги дополнительного образования
г. Нижний Новгород
2024 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая) программа «Изостудия в
школе»
Педагоги дополнительного образования Смирнова
Алина Евгеньевна, Кириллова Татьяна Алексеевна
Сутырин Илья Игоревич
1.
Название программы
2.
Разработчик программы
3.
Руководитель программы
4.
Территория,
представившая программу
5.
Название
организации
6.
6.
Адрес организации
Телефон
г. Нижний Новгород, Гагарина пр-кт, дом № 101 Б
435-17-05
7.
Форма проведения
Занятия детского творческого объединения
8.
Цель программы
9.
Специализация программы
Создание условий для развития творческих
способностей учащихся в процессе овладения
различными приемами и способами
изобразительного искусства.
эстетическая
10.
Сроки
программы
11.
Официальный
программы
12.
Общее
участников
количество 12 – 15 человек.
13.
География
программы
участников Учащиеся школы №34.
14.
Условия
программе
15.
Условия
участников
Нижний
Новгород,
Приокский
район,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Школа №34»
проводящей Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Школа №34»
реализации 1 год
язык Русский
участия
в Обучающиеся 6-11 лет, по письменному заявлению
родителей (законных представителей).
размещения Кабинет, столы и стулья по количеству рабочих
мест.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО
студия в школе» (далее – программа) имеет художественную направленность,
разработана с целью реализации на создаваемых новых местах дополнительного
образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка»
национального проекта «Образование».
Программа разработана в соответствии c основными направлениями
государственной образовательной политики и нормативными документами,
регулирующими деятельность в сфере образования:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации»
(действующая
редакция)
//
URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
2.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09
ноября 2018 N 196 (ред. 2020 года) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.
2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
4.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
5.
Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р. р (ред. от 30.03.2020).
6.
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка»,
утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018 года № 16).
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
8.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
9.
Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2018
№ 1135-р «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития
региональной системы дополнительного образования детей».
10.
Устав МБОУ «Школа № 34».
Направленность
Дополнительная образовательная программа «Изо студии в школе» имеет
художественную направленность. Основной целью современной системы
дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка.
Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед
образовательной областью художественной направленности, составляющая
часть которого - изобразительное искусство, которое располагает многообразием
материалов и техник. Программа направлена на пробуждение в ребенке веры в
свои творческие способности, тяги к творчеству и самореализации, на осознание
своей индивидуальности и неповторимости, а также на всестороннее развитие
личности ребенка. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают
культуру своей и других стран, приобретают теоретические и практические
навыки изобразительного творчества.
Уровень освоения базовый
Срок реализации - 1 год, 72 часа в год, 1 раз в неделю, по 2 академических
часа.
Актуальность данной программы заключается в том, что:
Актуальность программы «Изостудия в школе» заключается в том, что в
настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию
эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического
восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания
подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному
искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует
воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса,
трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность,
усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой
самореализации личности.
Актуальность программы «Изостудия в школе» обусловлена тем, что
происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. Целый
ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание,
фантазирование служат для достижения формирования высокого интеллекта
духовности через мастерство.
Отличительные особенности программы
Программа направлена на формирование и развитие у обучающихся
творческих способностей, эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства.
Изучив и проанализировав различные материалы и авторские разработки, а
также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе
отечественными и зарубежными педагогами-практиками и исходя из личной
практики работы с детьми, я постаралась составить программу, которая была бы
интересна детям, отличалась бы от школьного курса изобразительного ис-кусства
возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной
деятельности в работе, для развития воображения, творческого мышления и
творческой активности.
Программа
предполагает
групповое
обучение
с
учётом
дифференцированного подхода к обучающимся. В разработке содержания
занятий и подборе тем учитываются интересы и склонности детей, уровень их
подготовки, разный возраст и разные творческие возможности. В процессе
работы у ребёнка всегда есть выбор вариантов заданий в меру своих
возможностей, способностей и желаний, что способствует творческому подходу
к процессу создания работ, позволяет сохранить дух творчества в процессе
работы и интерес учащихся к процессу обучения. На таких занятиях имеется
возможность выявить у ребенка уровень его самостоятельных действий,
раскрыть способности и помочь найти наиболее оптимальные средства для их
выражения.
Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие
задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как
уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение
радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять
лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством
появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей,
возникающие у многих в семье и школе.
Адресат программы
Данная программа предназначена для учащихся 6-11 лет, имеющих
склонность к изобразительным видам деятельности и проявляющих интерес к
художественному творчеству.
Цель и задачи
Цель программы:
Создание условий для развития творческих способностей учащихся в процессе
овладения различными приемами и способами изобразительного искусства.
Задачи программы:
Обеспечивать художественно-эстетическое развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира
природы; становление эстетического отношения к окружающему миру,
формирование элементарных представлений о видах искусства, реализацию
самостоятельной творческой деятельности детей.Обучение детей основам
изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом
индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной
деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Обучающие:
∙ обучить навыкам изобразительного и декоративно-прикладного
искусства;
∙ сформировать первичные навыки рисунка, живописи, композиции и лепки;
∙ овладеть основными художественными материалами и инструментами; ∙
изучить разнообразные приемы и техники выполнения художественных
работ.
Развивающие:
∙ пробудить и поддержать интерес к художественному творчеству и
изобразительной деятельности;
∙ развить ассоциативное, образное мышление, фантазию, эмоциональную
отзывчивость и продуктивное творческое воображение у детей;
∙ развить личность ребенка, творчески относящегося к любому делу.
Воспитательные:
∙ создать условия для воспитания у учащихся художественного вкуса
средствами изобразительного искусства, трудолюбия, аккуратности;
∙ привить навыки работать в группе, формировать культуру общения и т.д.
воспитать стремление использовать полученные в изостудии знания, умения
и навыки в общественно-полезной работе: оформлении стенгазет, школьных
выставок, праздничных вечеров и т.д.
Условия реализации программы:
Данная программа предназначена для учащихся 6-11 лет.
В студию принимаются все желающие, по заявлению родителей и не
имеющие медицинских противопоказаний. Отсутствие у ребенка природных
способностей к рисованию не является основанием для отказа в приеме в
объединение.
Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные.
Зачисление в группы проводится в течении всего учебного года, при
наличии свободных мест, так же возможен перевод в группу следующего года
обучения, на основе выявленных способностей, соответствующих более
продвинутому курсу и сдаче зачетной работы.
Допускается дополнительный набор учащихся на второй год обучения на
основе собеседования и предоставленных работ.
Обучение бесплатное.
Особенности организации образовательного процесса:
Режим занятий:
1 год обучения – 1 раз в неделю по два академических часа, с перерывом на
отдых 10 минут. (В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14.) Итого
72 часа в год;
Программа (объём, содержание и сроки освоения) составлена с учётом
возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН 2.4.4.3172-14.
Формы организации занятий: групповая, индивидуально-групповая, а
также работа в малых группах.
Наполняемость групп:
не менее 12 чел.
Кадровое обеспечение программы
По данной программе «Изостудия в школе» для учащихся 6-11 лет
работает педагог дополнительного
образования
Гурова
Анастасия
Александровна
Материально-техническое обеспечение программы:
∙ Отдельный, хорошо освещенный, кабинет с подсобным помещением,
оборудованный партами и столами для коллективных работ;
∙ Шкафы, тумбы и стеллажи для хранения художественных материалов
и личных папок учащихся;
∙ Выставочные стенды, картины;
∙ Наглядные пособия и образцы заданий;
∙ Альбомы и обучающие пособия по искусству;
∙ Фонд Изостудии - работы учащихся и выпускников; ∙ Гипсовые
пособия,
∙ Муляжи фруктов и овощей;
∙ Природные элементы - букеты из сухоцветов, искусственные цветы,
гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор морских раковин, кораллов,
звезд, камней;
∙ Предметы быта, утварь,
∙ Ткани для драпировок;
∙ Ноутбук, графический планшет;
∙ Мольберт
∙ Планшеты
∙ Художественные материалы и канцелярские принадлежности
Планируемые результаты освоения программы
Предметными результатами
освоения учащимися содержания программы «Изостудия в школе» для
учащихся 6- 11 лет являются следующие умения:
Освоив двухгодичную программу обучения воспитанник будет
знать:
∙ основные виды и жанры изобразительного искусства;
∙ наиболее употребляемую терминологию изобразительного искусства; ∙
свойства различных художественных материалов;
∙ основы цветоведения: основные цвета, цветовую гамму красок (теплые и
холодные цвета
∙ основы построения композиции;
∙ понятия симметрии, принципы центричности - децентричности, статики динамики, симметрии - асимметрии;
уметь:
∙ под контролем педагога организовывать рабочее место и поддерживать
порядок на нём во время работы, правильно работать художественными
инструментами;
∙ бережно обращаться с материалами, соблюдать требования техники
безопасности
∙ анализировать и планировать, с помощью педагога, предстоящую
практическую работу, осуществлять контроль качества результатов
собственной практической деятельности;
∙ следовать устным инструкциям, уметь пользоваться пособиями и наглядным
материалом;
∙ реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественнотворческой и трудовой деятельности.
∙ изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;
∙ смешивать цвета на палитре
∙ правильно использовать художественные материалы в соответствии со
своим замыслом
∙ работать с различными художественными материалами и техниками;
∙ грамотно организовывать плоскость листа - находить правильное
композиционное решение для изображения;
∙ передавать форму, характер предмета;
∙ раскрывать образное решение в художественно-творческих работах
Личностными результатами
освоения учащимися содержания программы «Изостудия 264» для учащихся 69 лет являются следующие умения:
∙ активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
∙ проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
∙ проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
∙ проявление самостоятельности, инициативы,
∙ оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними
общий язык и общие интересы
Метапредметными результатами освоения, учащимися содержания
программы объединения «Изостудия» для учащихся 6-10 лет являются
следующие умения:
∙ характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную
оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
∙ находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы
их исправления;
∙ общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах
взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
∙ организовать самостоятельную деятельность с учетом требований ее
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации
места занятий;
∙ анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда,
находить возможности и способы их улучшения;
∙ управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,
сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Изостудия в школе»
Срок реализации программы: 1 год
Наименование курса
(модуля, предмета,
дисциплина)
1 год обучения
Всего
недель
Всего
часов
Формы
промежуточной
аттестации
Теория
10
15
Практика
36
57
2
зачёт
4
Контрольная
композиция
Всего по программе:
36
72
6
Учебно-тематический план
№
1
Тема занятия
Пробное занятие
Количество часов
Формы
контроля
Теория
Практика
Всего
1
1
2
Всего
недель/
часов
10/15
36/57
36/72
2
3
4
5
Осенние дары:
натюрморт
Построение
геометрических
фигур
Правила светотени
1
2
2
1
2
2
1
1
2
1
1
2
2
2
1
1
2
фигура:
1
1
2
10
Композиция: осенние
каникулы
2
11
Натюрморт в графике
12
Основы
драпирования:
графика
Живопись:
натюрморт
драпировкой
Живопись:
натюрморт
драпировкой.
Продолжение
Лепка:
геометрические
фигуры
6
7
8
9
Палитра.
Смешивание,
оттенки.
Натюрморт с
простыми
объектами: схема
2
Натюрморт с
простыми
объектами: в цвете
Гипсовая фигура:
шар
Гипсовая
цилиндр
13
14
15
1
18
19
20
2
2
1
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
с
с
1
16
17
2
Композиция: зимние
забавы.
Композиция: зимние
забавы.
Композиция:
Новогодние
каникулы
Композиция:
продолжение
Основы строения
человека
1
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Наброски человека с
натуры
Наброски человека с
натуры
Натюрморт
с
3
предметами:
в
графике
Натюрморт
с
3
предметами:
продолжение
Композиция:
День
Защитника Отечества
Композиция: 8 марта
Анималистика:
наброски
простых
животных
Натюрморт
из
гипсовых фигур с
драпировкой:
графика
Натюрморт
из
гипсовых фигур с
драпировкой:
графика.
Продолжение.
Иллюстрация
к
сказке
Иллюстрация
к
сказке: продолжение
Лепка
из
скульптурного
пластилина:
анималистика
Лепка
из
скульптурного
пластилина: человек
Композиция:
весенний этюд
Натюрморт: ваза с
цветами
Композиция: летние
каникулы
1
1
1
1
17
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
1
2
2
2
1
2
2
1
2
2
2
2
2
2
55
72
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Вводное занятие.
Знакомство со студией и педагогом. Беседа о планах на год. Организация
рабочего места. Просмотр лучших работ из фонда. Правила поведения в
студии. Техника безопасности. Материалы и принадлежности.
2. Графический тест. «Рисую, как умею».
3. Рисуем штрихом.
Подготовка руки к письму. Выполнение штриховых упражнений. Понятие
«композиция листа». Рисунок простым карандашом, фломастером. Выполнение
работ штриховкой фломастерами (пушистые игрушки, цветы, пейзажи,
иллюстрации к сказкам).
4. Рисунок (карандаш).
Пропорции – соотношение частей по величине. Метод визирования. Рисование
геометрических тел. Штриховка. Светотень. Рисование драпировки. Рисование
предметов посуды.
5. Натюрморт. Азы композиции.
Композиция листа. Композиции из геометрических тел. Построение
натюрморта.
6. Живопись – гармония цвета.
Основы цветоведения. Гармония цвета. Основные цвета. Цвет в натюрморте.
7. Пейзаж.
Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к
природе, умения видеть её красоту в разные времена года.
Графические зарисовки деревьев. Силуэты деревьев. Линия горизонта.
Передний план и дальний план. Линейная и воздушная перспектива. Рисование
пейзажей по временам года. Колористическое решение.
8. Фигура и портрет человека.
Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве. Знакомство с
основными пропорциями фигуры и головы человека. Наброски с натуры.
Портрет в технике силуэта. Живописный портрет. Фигура человека в движении.
9. Иллюстрации к сказкам.
Сказка – любимый жанр художников. Характер сказочного героя. Цвет и
характер.
10. Лепка.
Освоение пластилина, формы, техники работы с пластилином.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН 2022-2023 ГОД
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Тема занятия
Пробное занятие
Осенние дары:
натюрморт
Построение
геометрических
фигур
Правила
светотени
Палитра.
Смешивание,
оттенки.
Натюрморт с
простыми
объектами: схема
Натюрморт с
простыми
объектами: в
цвете
Гипсовая
фигура: шар
Гипсовая фигура:
цилиндр
Композиция:
осенние каникулы
Натюрморт
графике
Основы
драпирования:
графика
Количество
часов
Теори Практи
я
ка
1
1
2
1
1
2
Всего
Дата
2
2
05.09
12.09
2
19.09
2
26.09
1
1
2
03.10
1
1
2
10.10
2
2
17.10
1
1
2
24.10
1
1
2
31.10
2
7.11
2
2
14.11
1
2
21.11
2
в
1
13
14
15
16
17
18
19
20
Живопись:
натюрморт
с
драпировкой
Живопись:
натюрморт
с
драпировкой.
Продолжение
Лепка:
геометрические
фигуры
Композиция:
зимние забавы.
Композиция:
зимние забавы.
Композиция:
Новогодние
каникулы
Композиция:
продолжение
Основы строения
человека
1
1
2
2
28.11
2
2
5.12
1
2
12.12
2
2
19.12
2
2
26.12
2
2
9.01
2
2
16.01
1
2
23.01
21
Наброски
человека с натуры
2
2
30.01
22
Наброски
человека с
натуры
Натюрморт с 3
предметами:
в
графике
Натюрморт с 3
предметами:
продолжение
Композиция: День
Защитника
Отечества
2
2
6.02
1
2
13.02
2
2
20.02
2
2
27.02
2
2
6.03
1
2
13.03
2
2
20.03
23
24
25
1
26
27
28
Композиция: 8
марта
Анималистика:
наброски простых
животных
Натюрморт
из
гипсовых фигур с
1
29
30
31
32
33
34
35
36
драпировкой:
графика
Натюрморт
из
гипсовых фигур с
драпировкой:
графика.
Продолжение.
Иллюстрация
к
сказке
Иллюстрация
к
сказке:
продолжение
Лепка
из
скульптурного
пластилина:
анималистика
Лепка
из
скульптурного
пластилина:
человек
Композиция:
весенний этюд
Натюрморт: ваза с
цветами
Композиция:
летние каникулы
1
1
17
2
2
27.03
1
2
3.04
2
2
10.04
1
2
17.04
2
1
24.04
2
2
15.05
2
2
2
2
55
72
22.05
29.05
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «Школа № 34»
____________ И.И. Сутырин
4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - «Изостудия в
школе»
сентябрь
3
0
.
0
8
0
5
.
0
9
0
6
.
0
9
1
2
.
0
9
1
3
.
0
9
1
9
.
0
9
октябрь
2
0
.
0
9
2
6
.
0
9
2
7
.
0
9
0
3
.
1
0
0
4
.
0
9
–
1
0
.
1
0
1
1
.
1
0
–
1
7
.
1
0
1
8
.
1
0
–
2
4
.
1
0
ноябрь
2
5
.
1
0
–
3
1
.
1
0
0
1
.
1
1
–
0
7
.
1
1
0
8
.
1
1
–
1
4
.
1
1
1
5
.
1
1
–
2
1
.
1
1
декабрь
2
2
.
1
1
–
2
8
.
1
1
2
9
.
1
1
–
0
5
.
1
2
0
6
.
1
2
–
1
2
.
1
2
1
3
.
1
2
–
1
9
.
1
2
январь
2
0
.
1
2
–
2
6
.
1
2
2
7
.
1
2
–
0
2
.
0
1
0
3
.
0
1
–
0
9
.
0
1
1
0
.
0
1
–
1
6
.
0
1
февраль
1
7
.
0
1
–
2
3
.
0
1
2
4
.
0
1
–
3
0
.
0
1
3
1
.
0
1
–
0
6
.
0
2
0
7
.
0
2
–
1
3
.
0
2
1
4
.
0
2
–
2
0
.
0
2
март
2
1
.
0
2
–
2
7
.
0
2
2
8
.
0
2
–
0
6
.
0
3
0
7
.
0
3
–
1
3
.
0
3
1
4
.
0
3
–
2
0
.
0
3
апрель
2
1
.
0
3
–
2
7
.
0
3
2
8
.
0
3
–
0
3
.
0
4
0
4
.
0
4
–
1
0
.
0
4
1
1
.
0
4
–
1
7
.
0
4
май
1
8
.
0
4
–
2
4
.
0
4
2
5
.
0
4
–
0
1
.
0
5
0
2
.
0
5
–
0
8
.
0
5
0
9
.
0
5
–
1
5
.
0
5
1
6
.
0
5
–
2
2
.
0
5
2 2 2 4 4 4 2 2 2 2 2
2 2 2
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
2 2 2 2 2 2 2 2
2 2 2 4 4 4 2 2 2 2 2
2 2 2
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
2 2 2 2 2 2 2 2
июнь
2
3
.
0
5
–
2
9
.
0
5
3
0
.
0
5
–
0
5
.
0
6
0
6
.
0
6
1
2
.
0
6
1
3
.
0
6
1
9
.
0
6
июль
2
0
.
0
6
2
6
.
0
6
2
7
.
0
6
0
3
.
0
7
0
4
.
0
7
1
0
.
0
7
Условные обозначения:
- Праздничные дни
- Каникулярный период
- Летний оздоровительный лагерь
Согласовано: педагог дополнительного образования Гурова А.А..
Формы аттестации
Процесс обучения по дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программе предусматривает следующие формы
диагностики и аттестации:
Входная диагностика, проводится перед началом обучения и предназначена
для выявления уровня подготовленности детей к усвоению программы. Формы
контроля: опрос, тестирование, практическая работа.
Промежуточная диагностика проводится 2 раза в год в январе и после
завершения всей учебной программы. Формами аттестации является рисунок
по 3 темам: рисунок, живопись, композиция.
1
1
.
0
7
1
7
.
0
7
ав
1
8
.
0
7
2
4
.
0
7
2
5
.
0
7
3
1
.
0
7
0
1
.
0
8
0
7
.
0
8
Оценочные материалы и критерии оценки
(1-12 баллов)
1. Правильное понимание поставленных задач.
12-9 баллов - поставленную перед ним задачу ребенок понял правильно;
8 - 5 баллов - требуется дополнительное объяснение поставленной задачи со
стороны педагога или одногруппников;
4-1 балл - с трудом понял задание или выполнил работу не по теме
2. Раскрытие темы
Осмысление темы. Достижение образной точности при выполнении творческой
работы.
Импровизация и использование собственных впечатлений при выполнении
работы.
Оригинальность замысла.
12-9 баллов – Тема раскрыта точно, полностью, оригинально;
8 -5 баллов - Тема раскрыта не до конца или чувствуется заимствование;
4-1 балл - Выполненная работа не соответствует теме
3. Композиция
Умение грамотно расположить изображаемые объекты на листе, с соблюдением
пропорций. Содержит два показателя:
а) Расположение изображений на листе:
12-9 баллов – по всему листу;
8 - 5 баллов – на полосе листа (часть листа остается свободной);
4 - 1 балл - носит случайный характер, сдвинута, не продумана
б) Соотношение различных изображений, составляющих картину, по величине.
12-9 баллов– пропорциональность соблюдается;
8 -5 баллов - есть незначительные искажения;
4 – 1 балл - изображаемые предметы не пропорциональны
4. Рисунок
Критерий отражает владение основами изобразительной грамоты: умение
последовательно выполнять работу в заданном формате, правильно передавать
пропорций и характер, форму и объем изображаемого объекта, создавать
целостное изображение.
12-9 баллов – последовательное ведение работы, объекты на рисунке
пропорциональны, реалистичны;
8-5 баллов – не всегда последовательное ведение работы, предметы переданы
недостаточно точно, но в целом работа имеет законченный характер;
4- 1 балл – непоследовательное ведение работы, работа имеет незаконченный
вид
5. Цветовое решение
Критерий отображает способность ребенка свободно обращаться с цветом,
владение цветовой палитрой, способность правильно передать цвет предмета,
разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и
выразительности изображения.
12-9 баллов – цветовое решение соответствует замыслу, передан правильный
цвет предме-тов,
8-5 баллов – преобладает ограниченное количество цветов и оттенков, есть
несоответствие в выборе цвета;
4-1 балл - изображение выполнено одним- двумя цветами, не
соответствующими реальному цвету предметов, безразличие к цвету.
6. Техническое исполнение
Критерий отображает качество выполненной живописной, графической иди
декоративно- прикладной работы:
12-9 баллов – работа выполнена аккуратно, карандашные линии четкие,
слитные; регулируемая сила нажима; заливка цветом не выходит за пределы
контура;
8-5 баллов –работа выполнена недостаточно аккуратно: нажим на карандаш
сильный, крупно, разма-шисто, цвета выходят за края контуров, присутствуют
затеки краски;
4-1 балл - работа выполнена небрежно, беспорядочными штрихами или
мазками, не умещающимися в пределах контура
7. Овладение новыми техниками и приемами
12-9 баллов – увлеченно, с интересом овладевает новыми навыками и
применяет их на практике;
8-5 баллов – изучает новые для себя приемы и техники выполнения работ, но не
спешит применять их на практике, отдает предпочтение полюбившимся
4-1 балл – не желает использовать изучаемые техники и приемы, старается
всегда выполнить работу только тем материалом, к которому привык
8. Уровень самостоятельности при выполнении задания
12-9 баллов – выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в
случае необходимости об-ращается с вопросами к преподавателю;
8-5 баллов - требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому
обращается редко;
4- 1 балл - сложно самостоятельно выполнить работу, необходима постоянная
помощь со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается или
просит нарисовать за него.
МЕТОДИЧЕКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методическое
обеспечение
дополнительной
программы
естественнонаучной направленности «Изостудия в школе» разработано в форме
образовательно-методического
комплекса,
который
включает
набор
компонентов, предполагающих как целостное, так и модульное использование
материалов УМК.
В их числе:
1. Пакет методических материалов:
- учебно-методическая литература;
- дидактические материалы (карточки, таблицы, схемы, рисунки);
- контрольный блок (описание критериев и показателей качества
образовательного процесса, мониторинга образовательного процесса и
диагностических методик);
- инструкции по технике безопасности;
- глоссарий (перечень терминов и выражений с толкованием или переводом
на русский язык);
-справочно-информационные материалы по организации деятельности
детей;
- перечень объектов для композиции;
- перечень массовых мероприятий (конкурсы, выставки и т.п.) проводимые
по направлению детского объединения различными учреждениями и
организациями (муниципальными, региональными и т.д.).
2. Материалы, отражающие достижения обучающихся в детском
объединении (портфолио обучающихся);
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы.
Работа по программе ведётся с использованием оборудования,
предоставленного школе по проекту «Успех каждого ребенка» в рамках создания
новых мест дополнительного образования:
✔
Кабинет изобразительного искусства, технические средства проектор, ноутбук, плазменная панель;
✔
Столы, стулья, мольберты
✔
Материалы для постановок: гипсовые фигуры, восковые
фигуры, драпировки, посуда
Кадровое обеспечение:
Занятия проводит педагог дополнительного образования данной
направленности.
Литература:
Нормативная правовая документация:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (действующая редакция) // URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
2.Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября
2018 N 196 (ред. 2020 года) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.
2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
6. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04
"О направлении методических рекомендаций". Методические рекомендации по
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р. р (ред. от 30.03.2020).
11. Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный на
заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018 г. № 16).
12. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка»,
утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018 года № 16).
15. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Литература для педагога:
1. Аллекова Е. М. Живопись. – М.: Слово, 2008
2. Беда Г. Живопись и её изобразительные средства. – М., 2008
3. Барш А.О. Рисунок средней художественной школы. 1963г.
4. Жегалов С.К. русская народная живопись. – М., 1984.
5. Валери В. Натюрморт М. «Эксмо» 2000
6. Ватагин В. Изображение животных. – М., 1957.
7. Вебер Ж. Живопись и ее средства. 1961г.
8. Всеобщая история искусства. Т 1-6., М.: Искусство, 1956, 1966.
9. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства., М.: Искусство. вып. 1-2, 19851973.
10. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. – С-Пб.: Изд-во Акцидент, 1997.
11. Кузин В.С. Изобразительное искусство в 1-4 классах малокомплектной
начальной школы: Пособие для учителя /В.С. Кузин,
12. Э.И. Кубышкина, Т.Я. Шпикалова. –М.: Просвещение,1988.
13. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М., 1994г.
14. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в
изобразительном искусстве. – М.,1983г.
15. Полунина В.Н. Искусство и дети М «Просвещение»1982
16. Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2008.
17. Скалдина О.В. Красная книга России. – М.: Эксмо, 2014.
18. Чарнецкий Я.Я. Изобразительное искусство в школе продленного дня. – М.:
Просвещение, 1991.
19. Щипанов А. Художнику любителю М «Советский художник» 1970.