Приложение к основной образовательной программе начального общего образования (Утв. приказ № 240-О от 28.08.2023г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Звёзды галактики» (1 – 4 класс) г. Нижний Новгород 2023 год 1. Планируемые результаты освоения учащимися программы. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога,как поступить. Метапредметными результатами изучения программы являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. проговаривать последовательность действий. учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией. учиться работать по предложенному учителем плану. учиться отличать выполненное верно задание от неверного. учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощьюучителя. - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать. - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи(на уровне одного предложения или небольшого текста). слушать и понимать речь других. читать и пересказывать текст. совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения программы являются формирование следующих умений. - опираясь на изучаемый литературный текст описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии. Особенности организации учебного процесса. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность - вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками. Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала. Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям: - все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения длядетей школьного младшего возраста; - все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и впроцессе организации самостоятельного чтения; - мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме; - к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, и их родители. Контроль и оценка планируемых результатов. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты курса внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик. В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля: Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя); Текущий: • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реальноговыполнения; • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполненияопераций, входящих в состав действия; • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийсяна понимание принципов его построения; • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методомсравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Итоговый контроль в формах • тестирование; • практические работы; • творческие работы учащихся; • викторины, конкурсы; • контрольные задания. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: - степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; - поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; - результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; - косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности). Прогнозируемый результат реализации программы. 1. Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора. 2. Умение работать с книгой. 3. Умение работать с текстом. 4. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей усвоих детей. Методические рекомендации Приобщение младшего школьника к искусству обеспечивается тем, что ученик последовательновключается в деятельность: чтение и решение учебно-художественных задач. Рекомендации по организации занятий: Речевые разминки Речевые разминки могут решать следующие задачи: • развитие артикуляционного аппарата; • формирование умений слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания,строить собственный вопрос; • формирование умений участия в диалоге; • развитие умений понимать жесты, мимику, воспроизводить жесты, разыгрывать небольшиепантомимические сценки. Организация восприятия художественных произведений Формы деятельности: • совместное "чтение" • слушание художественных произведений, разнообразных по форме и настроению и увлекающих детей и взрослого; • "чтение" - игра; • "чтение" - рассматривание; • индивидуальное чтение; • слушание аудиозаписей или чтение наизусть; Решение учебно-художественных задач Формы деятельности: • учебно-художественные игры (игры с художественными средствами, инсценирование, драматизация, этюды мимические и др.); • задания, способствующие повторному переживанию прочитанного (сделай рисунок кпрочитанному, вылепи героя сказки и т. п.). Организация работы с книгой Формы деятельности: • рассматривание книги. • чтение книг. • работа с выставкой книг. Описание ценностных ориентиров содержания курса Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума,понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителястраны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству. Промежуточная аттестация проводится в форме творческого задания, основывается на встроенном педагогическом наблюдении по системе оценки «Зачёт/незачёт». По итогам промежуточной аттестации классным руководителем оформляется ведомость. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. 1 класс (1 час в неделю) № п/п Раздел/тема Форма занятия Виды деятельности 1. «Клуб почемучек» Беседа, чтение книг учителем. 2. «Поляна сказок» Драматизация сказки, игры на основе сказок 3. Игры с буквами Игровая форма занятия Игры с буквами. Творческая деятельность по изобразительной деятельности, выставка 4. Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки. Игры и хороводы Чтение учителем, заучивание наизусть, игры и хороводы. Ритмика 5. Где живут книги? 6. Малые фольклорные жанры: загадки Стихи о детях и для детей. «Мои первые книжки» Экскурсия в библиотеку Знакомство с библиотекарем и школы. библиотекой. Правила поведения в библиотеке, порядок выдачи книг Отгадывание загадок, рисование или Детское творчество. раскрашивание отгадок- букв. Чтение стихов учителем, заучивание Беседа игра наизусть, игры. 7. Игры 9. Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки Из чего состоит книга? 10. Я рисую книжку 11. Коллективная поездка в театр Игровая программа. 8. Рассматривание, чтение книжек малышек, игры с книжками игрушками, раскрашивание рисунков в книжках- раскрасках. Чтение сказок учителем, драматизация сказки, игры на театральное мастерство Разучивание скороговорок и считалок, игры пожеланию детей. Беседа Элементы книги: корешок, страницы, Работа в медиатеке переплет, оглавление. Проектная деятельность. Изготовление книжки-малышки. Подготовка к празднику, мероприятие. 13 Игровая программа для первоклассников в форме КВНа «Спасибо тебе, Азбука!» Маленький читатель Экскурсия в детскую библиотеку им. Н. Н. Носова (филиал № 10 Приокского района) Совместное чтение книг, подготовка рисунков по произведениям. 14 Писатели-юбиляры Совместное чтение книг, Календарь знаменательных дат. подготовка рисунков по Знакомство с книгами писателя. произведениям. 15 Игра - викторина по прочитанным книгам Викторина 16 Летнее чтение Беседа 12 Знакомство с библиотекарем и библиотекой, запись в библиотеку. Календарь знаменательных дат. Знакомство с книгами писателя. Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев произведений и т.д. Рекомендательный список произведений для летнего чтения. 2 класс (1 час в неделю) № Раздел\тема п\п 1 «Что я читал летом» 2 3 Форма занятия Виды деятельности обучающихся Проектная деятельность. Защита читательских дневников. (в медиатеке) Стихи русских поэтов об осени в «Золотая волшебница- осень» Устный журнал. сопровождении музыкальных произведений русских композиторов Игра «Лего-чтение» Практическая работа Моделирование рассказа, сказки. Экскурсия Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста Устный журнал «Любимые книги - любимые писатели». Участие в районном этапе конкурса «Живая классика» 6 Писатели - юбиляры. Проект Читательская конференция Проект - газета По календарю знаменательных дат. 7 «Лучшие сказки 20-века» Выставка книг 8 Конкурс кроссвордистов Проект Дети приносят в класс книги со сказками и презентуют их, а потом выставляют на полку. Составить кроссворд по произведениям детских писателей. 4 Посещение библиотеки. «День новой книги» 5 9 Литературный праздник, Литературный праздник посвященный творчеству Г.-Х. Андерсена Проект «Книжка10 Сочиняем загадки малышка» 11 Фотоконкурс «Я читаю!» Фотоконкурс проект 12 Современные детские журналы и газеты. Подготовка и проведение утренника. Дети сочиняют загадки по предложенной рифме, рисуют Выставка фотографий, сделанных в семье, классе, библиотеке. Творческая деятельность Подготовить рекламу журнала по мини-группам. 3 класс (1 час в неделю) № Раздел\тема Форма занятия Виды деятельности обучающихся 1 «Что я читал летом». 2 История книги. Библиотеки 3 «Золотая волшебница- осень» Читательская конференция Беседа, обзор книг. Устный журнал. 4 Игра «Лего-чтение» Обзор новых книг для чтения во 2 классе. Рекомендательный список произведений для чтения Стихи русских поэтов об осени в сопровождении музыкальных произведений русских композиторов Моделирование рассказа, сказки. 5 Посещение библиотеки. «День новой книги» 6 Устный журнал «Любимые книги Проект - любимые писатели». Участие в районном этапе конкурса «Живая классика» Писатели - юбиляры. Проект - газета Читательская конференция 8 «Лучшие сказки 20-века» Выставка книг 9 Выставка книг Практическая работа Читательская конференция Моделирование рассказа, сказки. 12 По дорогам сказок. Сказкинародные и литературные Книги-сборники. Басни ибаснописцы - 4 часа Животные — герои детскойлитературы Книги о родной природе Дети приносят в класс книги со сказками и презентуют их, а потом выставляют на полку. Дети приносят в класс книги со сказками и презентуют их, а потом выставляют на полку. По календарю знаменательных дат. 13 Дети — герои книг Читательская конференция Подготовка и проведение конференции. работа организуются по секциям. Выступают докладчики и оппоненты, подводится итог. 14 Книги о детях войны 15 «Книги, книги, книги...» Выставка фотографий, сделанных в семье, классе, библиотеке. Творческая работа в группах 16 Конкурс кроссвордистов Фотоконкурс проект Конкурс на лучшую инсценировку басни Проект 17 Литературный праздник, посвященный творчеству Г.-Х. Андерсена Литературный праздник Подготовка и проведение утренника. 7 10 11 Практическая работа Беседа, обзор книг. Проект - газета Рекомендательный список произведений для чтения По календарю знаменательных дат. Подготовка и проведение конференции. работа организуются по секциям. Составить кроссворд по произведениям детских писателей. 18 Сочиняем загадки 19 Фотоконкурс «Я читаю!» 20 Проект «Книжка- Дети сочиняют загадки по малышка» предложенной рифме, рисуют отгадку. Фотоконкурс проект Современные детские журналы и Творческая газеты деятельность Выставка фотографий, сделанных в семье, классе, библиотеке. Подготовить рекламу журнала по минигруппам. 4 класс (1 час в неделю) № п\п Раздел\тема 1 «Лето с героями любимых книг». Проект Презентация читательских дневников. 2 Устный журнал «Твоя книжная полка» Занятие в библиотеке Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста 3 И. Крылов «Уж сколько раз твердили миру...» Конкурс на лучшую инсценировку басни Творческая работа в группах 4 В гостях у малышей. Концертная деятельность Посещение подготовительной группы детского сада с инсценировкой сказки (любой по выбору) Читательская конференция Форма занятия Участие в районном этапе конкурса «Живая классика» Виды деятельности обучающихся 5 «Книжкины именины» Игровая программа Викторины, конкурсы, кроссворды по книгам детских писателей. 6 «Литературная гостиная» Встреча с писателем. Приглашает библиотека. Подготовка: биография писателя, вопросы. Обмен впечатлениями. 7 Литературные сказки зарубежных КВН. писателей 8 Сочиняем сказки 9 Литературная игра по книге А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Конкурс чтецов, посвященный празднику Победы 10 Подготовка и проведение мероприятия по следующим произведениям: Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи Длинный чулок»; Кэрролл «Алиса в стране чудес», Милн «Винни - Пух», Янссон «Шляпа Волшебника» Проект Дети сочиняют сказку по предложенному началу, оформляют в книжку- малышку Литературная игра Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Конкурс чтецов Подготовка и участие в ежегодном конкурсе чтецов 11 Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?» 12 Литературная игра «Слабое звено» 3. Читательская конференция Подготовка и проведение конференции. работа организуются по секциям. Выступают докладчики и оппоненты, подводится итог. Литературная игра Подготовка и заключительная игра по прочитанным книгам. Тематическое планирование с учётом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № Название раздела/Тема 1 класс (33 часа) Содержание воспитания Количеств о часов Теоретические\ Практические 1. «Клуб почемучек» Интеллектуально- познавательное воспитание. Формирование навыков работы со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. 2 1 1,5 2. «Поляна сказок» 3 1 2 3. Игры с буквами 4. Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки. 5. Где живут книги? Интеллектуально- познавательное воспитание. Формирование навыка понимания нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Интеллектуально- познавательное воспитание. Формирование навыков работы со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Интеллектуально- познавательное воспитание. Формирование навыка понимания нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения 2 1 1 2 1 1 1 1 6. 7. 8. норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Стихи о детях и Социальное воспитание. Формирование навыка первоначальной для детей. «Мои ориентировки в литературных понятиях: первые книжки». художественном произведение, искусстве слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Малые Интеллектуально- познавательное воспитание. Формирование навыка фольклорные понимания нравственно-эстетического жанры: веселые содержания прочитанного произведения, скороговорки, осознание мотивации поведения героев, забавные считалки. анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. 2 1 1 2 1 1 2 1 1 Из чего состоит книга? 2 1 1 2 1 1 2 1 1 Малые фольклорные жанры: загадки. Интеллектуально- познавательное воспитание. Формирование навыков работы со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. 10. Я рисую книжку. Духовно-нравственное воспитание. Формирование навыка вычленения и сопоставления эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Стремиться узнавать что-то новое, 11. Коллективная поездка в театр. проявлять любознательность, ценить знания 12. Игровая программа Интеллектуально- познавательное воспитание. Формирование навыка для первоклассников в интерпретации текста литературного произведения в творческой деятельности «Спасибо тебе, учащихся: чтение по ролям, Азбука!» инсценирование, драматизация, устное словесное рисование. 13. Маленький читатель. 9. 4 1 1 3 1 14. Писателиюбиляры. Социальное воспитание. Формирование навыка первоначальной ориентировки в литературных понятиях: художественном произведение, искусстве слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. 3 15. Игра - викторина по Интеллектуально- познавательное воспитание. Формирование навыка прочитанным интерпретации текста литературного книгам. произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование. 1 16. Летнее чтение 1 17. Промежуточная аттестация Стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания Стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания Итого № 1 2 3 1 2 1 1 1 1 33 часа 2 класс (34 часа) Название раздела/ Содержание воспитания Тема Самые интересные Общеинтеллектуальное воспитание. книги, прочитанные Развитие художественно-творческих и летом познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать. Конкурс рисунков Воспитывать литературный вкус, по прочитанным способность принимать и чувствовать настроение произведения, улавливать книгам красоту и поэтичность произведений Конкурсная Интеллектуально- познавательное программа воспитание. Формирование навыка «Путешествие в интерпретации текста литературного море книг» произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование. Количество часов Теоретические\ Практические 1 2 2 1 1 1 2 Литературная игравикторина «Лукоморье» по сказкам А. С. Пушкина. Участие в районном этапе конкурса «Живая классика» День книги именинницы. 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Воспитывать умения слушать, следить за развитием действия, сопереживать героям 3 Общеинтеллектуальное воспитание. Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова. умений вести диалог. Формирование умения находить книги для самостоятельного чтения в библиотеке, делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах. 1 3 1 2 Социальное воспитание. Формирование навыка первоначальной ориентировки в литературных понятиях: художественном произведение, искусстве слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. 3 1 2 3 1 2 Интеллектуально- познавательное воспитание. Формирование навыка интерпретации текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование. «И в шутку, и Социальное воспитание. всерьез». Рассказы Формирование навыка первоначальной Н. Носова ориентировки в литературных понятиях: художественном произведение, Сказки зарубежных искусстве слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), писателей тема. Герой произведения: его портрет, Сказки братьев речь, поступки, мысли, отношение Гримм автора к герою. Зарубежный фольклор 2 1 1 2 1 1 3 1 2 2 1 1 Сказки и стихи К.Чуковского. Писатели юбиляры. Литературная игра «Что? Где? Когда?»по сказкам Андерсена. 1 1 2 1 1 14 «Папа, мама, я читающая семья». 15 Посещение центральной районной библиотеки (экскурсия) Промежуточная аттестация 16. Духовно-нравственное воспитание. Воспитание любви к Родине, развитие патриотизма. Воспитание эстетического сознания и нравственных чувств. Воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду, обучению и жизни. Формирование и развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни, своему здоровью, любви и уважения к семье, воспитание семейных ценностей. Гражданско-патриотическое воспитание. Воспитание любви к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям. Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. 4 Воспитывать литературный вкус, способность принимать и чувствовать настроение произведения, улавливать красоту и поэтичность произведений 1 1 Воспитывать литературный вкус, способность принимать и чувствовать настроение произведения, вести диалог, слушать товарищей 1 1 Итого: 3 34 часа 3 класс (34 часа) № Название раздела/ Содержание воспитания Тема 1 «Что я читал летом». 1 Количество часов Общеинтеллектуальное воспитание. 2 Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно Теоретические\ Практические 1 2 читать и рассказывать, импровизировать. 2 История книги. Библиотеки Воспитание эстетического отношения к 1 искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Беседа, обзор книг. Рекомендательный список произведений для чтения. 3 «Золотая волшебницаосень» 3 1 4 3 0 5 6 7 Общеинтеллектуальное воспитание. Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать. Игра «Лего-чтение» Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Воспитывать литературный вкус, Посещение библиотеки «День способность принимать и чувствовать настроение произведения, улавливать новой книги». красоту и поэтичность произведений Устный журнал Общеинтеллектуальное воспитание. Развитие художественно-творческих «Любимые книги - и познавательных способностей, любимые эмоциональной отзывчивости при писатели». чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов Участие в речевой деятельности, умений вести районном этапе конкурса «Живая диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать. классика» Формирование умения находить книги для самостоятельного чтения в библиотеке, делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах. Писатели -юбиляры Социальное воспитание. Формирование навыка первоначальной ориентировки в литературных понятиях: 1 1 3 1 3 1 2 3 1 2 художественном произведение, искусстве слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. 8 «Лучшие сказки 20 Духовно-нравственное воспитание. 3 -Воспитание любви к Родине, развитие века». патриотизма, уважения к правам и свободе каждого человека -Воспитание эстетического сознания и нравственных чувств -Воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду, обучению и жизни Общеинтеллектуальное воспитание. Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; Интеллектуально- познавательное 9 Конкурс 2 воспитание. Формирование навыка кроссвордистов. понимания нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Общеинтеллектуальное воспитание. 4 10 Литературный Развитие художественно-творческих и праздник, познавательных способностей, посвященный творчеству Г.-Х. эмоциональной отзывчивости при Андерсена. чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать. 11 Сочиняем загадки. Интеллектуально- познавательное 4 воспитание. Формирование навыка понимания нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения 1 2 1 1 1 3 1 3 норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Общеинтеллектуальное воспитание. 2 11 Фотоконкурс «Я читаю!» Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, 12 Современные 2 эмоциональной отзывчивости при детские журналы и чтении художественных произведений, газеты. формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать,импровизировать. Воспитание литературного вкуса, 1 13 Промежуточная способности принимать и чувствовать аттестация настроение произведения, вести диалог, слушать товарищей. Итого 34 часа 2 2 1 4 класс (34 часа) № Название раздела/ Содержание воспитания Тема 1 2 3 «Что я читал летом». Общеинтеллектуальное воспитание. Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношенияк искусству слова. История книги. Общеинтеллектуальное воспитание. Библиотеки Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной «Золотая волшебница- осень» отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать. Колич ество часов 2 Теоретичес кие\ Практичес кие 1 1 2 1 1 2 1 1 4 Игра «Легочтение» Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. 1 1 5 Посещение Воспитывать литературный вкус, способность библиотеки. «День принимать и чувствовать настроение новой книги». произведения, улавливать красоту и поэтичность произведений Устный журнал Общеинтеллектуальное воспитание. Развитие «Любимые книги - художественно-творческих и познавательных любимые способностей, эмоциональной отзывчивости при писатели». чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к Участие в районном искусству слова; совершенствование всех видов этапе конкурса речевой деятельности, умений вести диалог, «Живая классика» выразительно читать и рассказывать, импровизировать. Формирование умения Писатели – находить книги для самостоятельного чтения в юбиляры. библиотеке, делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах 2 2 «Лучшие сказки 20- Духовно-нравственное воспитание. века». Воспитание любви к Родине, развитие патриотизма, уважения к правам и свободе каждого человека -Воспитание эстетического По дорогам сказок. сознания и нравственных чувств -Воспитание Сказки народные и трудолюбия, положительного отношения к труду, обучению и жизни -Формирование и литературные развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни, своему здоровью, любви и Книги-сборники. уважения к семье, воспитание семейных Басни и баснописцы ценностей -Воспитание уважительного и ценностного отношения к окружающему миру, природе, родной земле -Воспитание ценностного отношения к эстетически прекрасному, формирование представлений об идеалах и ценностях Общеинтеллектуальное воспитание. Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности. Животные — герои Общеинтеллектуальное воспитание. Развитие детской литературы художественно-творческих и познавательных 6 7 8 9 10 11 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать Экологическое воспитание. Формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции Дети — герои книг Общеинтеллектуальное воспитание. Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников. 2 14 Книги о детях войны 2 15 «Книги, книги, книги...» 16 Конкурс кроссвордистов 17 Литературный праздник, посвященный творчеству Г.-Х. Андерсена 12 13 Книги о родной природе Духовно-нравственное воспитание. Воспитание любви к Родине, развитие патриотизма. Воспитание эстетического сознания и нравственных чувств. Воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду, обучению и жизни. Гражданскопатриотическое воспитание. Воспитание любви к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям. Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Интеллектуально- познавательное воспитание. Формирование навыка понимания нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Общеинтеллектуальное воспитание. Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 Сочиняем загадки Интеллектуально- познавательное воспитание. Формирование навыка понимания нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Фотоконкурс «Я Общеинтеллектуальное воспитание. Развитие читаю!» художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к Современные детские журналы и искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, газеты. выразительно читать и рассказывать, импровизировать Промежуточная Воспитание литературного вкуса, способности аттестация принимать и чувствовать настроение произведения, вести диалог, слушать товарищей 18 19 20 21 Итого: 2 1 1 1 1 1 1 1 1 34 часа Электронные образовательные ресурсы https://www.yaklass.ru/ Портал бесплатного образования https://fund.yandex.ru/#about Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования» http://az.lib.ru/ Стихия: классическая русская/советская поэзия http://slova.org.ru/ Библиотека русской поэзии