РП ВД Дружбой дорожить умейте НОО 1-4

Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
(Утв. приказ № 240-О от 28.08.2023г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности «Дружбой дорожить умейте»
(1 – 4 класс)

г. Нижний Новгород
2023 год

1.

Результаты освоения программы внеурочной деятельности.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой
мотивации на соблюдение норм и правил образа жизни, культуры у обучающихся формируются
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению
является формирование следующих умений:
■
определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
■
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор поступка при поддержке других участников группы
и педагога.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному
направлению является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1.
Регулятивные УУД:
■
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
■
проговаривать последовательность действий;
■
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать по
предложенному плану;
■
давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
2.
Познавательные УУД:
■
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре);
■
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке.
■
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса;
■
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и
формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков).
3.
Коммуникативные УУД:
■
уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
■
слушать и понимать речь других;
■
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
■
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
■
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм
поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет
уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся,
посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
■
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры
здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к
другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что
содержание данной программы раскрывает все стороны общения, обучающиеся будут
демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта,

честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение
любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

порядка,

На I уровне ученик имеет представление:
1) о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения;
2) о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и
недостатках;
3) о конфликтах и способах их разрешения;
4) об основных моделях коммуникативного поведения;
5) о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте
и др.;
На II уровне
1) соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы
поведения;
2) умеет анализировать поступки свои и других людей;
3) способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
4) владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в
разных жизненных ситуациях;
5) адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения
и т.д.
На III уровне имеет опыт:
1) использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на
улице, в транспорте и др.;
2) адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения,
отвержения и принимать помощь других и т.д.;
3) адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
4) взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
5) самообслуживания, самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими детьми
Промежуточная аттестация проводится в форме творческого задания, основывается на
встроенном педагогическом наблюдении по системе оценки «Зачёт/незачёт». По итогам
промежуточной аттестации классным руководителем оформляется ведомость.
2.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности

Модуль 1 «Искусство общения»
Младший школьный возраст - оптимальный период наиболее активного обучения
социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений, способов
разрешения социальных ситуаций.
Общение в жизни детей играет важную роль. Именно в общении дети развивают систему
нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. Особые трудности
испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Социальноэмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка
травмирующих ситуаций, нарушение межличностных отношений со взрослыми и сверстниками.
Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые
конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признать свою

вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать
конфликты.
На занятиях проводится коррекция эмоционально-личностной сферы детей, развиваются
навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Занятия с детьми призваны
способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. На
занятии дети не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в приемах
различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Очень важно,
чтобы дети осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы
межличностного общения. В занятия включены приемы по выработке у детей элементарных
правил вежливости. Через ролевое разыгрывание отрабатываются навыки культуры общения,
усваиваются знания этикета.
№
п/п

Содержание и вид деятельности с указанием формы
модуль 1
1 -4 класс

1.1 Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! Ввести детей в мир общения,
познакомить с правилами речевого этикета. Для чего мы знакомимся? Разыгрывание
ситуации «Знакомство». Правила знакомства. Ролевые ситуации. Разыгрывание ритуала
вставания при знакомстве. Вежливые слова при знакомстве.
1.2 Дом, в котором я живу
Экскурсия по детскому дому.
Что значить
радовать родных и близких добрыми делами?
Разыгрывание ситуаций. Игра «Покажи, не называя», «Кто скорее соберёт?». Игра «Кто,
где живёт?».
1.3 Самое удивительное чудо на свете
Показать роль книги в жизни человека. Экскурсия в библиотеку.
1.4 Моё любимое имя
Знакомство детей с историей возникновения имён и фамилий, их значение. Упражнения
на умение строить диалог. Упражнения на развитие навыков координации совместных
действий в группе. Логические упражнения, схемы описательных рассказов.
Разыгрывание ситуаций. Пиктограммы-схемы, экран настроения, «волшебная» палочка.
Использование предметных картинок.
1.5 Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?) Знакомство детей с правилами речевого
общения, побуждать к употреблению в речи форм приветствия, благодарности и других
слов-помощников в общении между людьми. Разыгрывание ролевой
ситуации.
Художественное слово. Искусство спора и диалога (мини-диалоги, речевые формулы
общения).

1.6

Как хорошо быть вместе!
Дать понятие о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства
иповедение людей.

Внимательный ли ты слушатель?
Упражнения на развитие диалогической и монологической речи. Дать понятие,
чтослушатель должен быть внимательным, вежливым. Игра «Внимательный ли
ты слушатель?». Задание «Расшифруй пословицу». Игровая ситуация.
Зашифрованнаяпословица, схемы для обозначения частей сказки, иллюстрации к
стихотворению
1.8 Наш весёлый дружный класс - много разных в нём
ребят. Дать понятие, что речевая ситуация имеет свои
компоненты. Разыгрывание ситуаций, игра «Слово творчество».
Дидактическая игра «Мы разные», упражнение: «Что не так».
1.9 Винтики - конфеточки - мальчики и девочки
Дать понятие культуры общения между девочками и мальчиками. Правила
социального поведения. Упражнения на развитие речевой памяти. Дидактические игры,
этюд, игровая ситуация.
1.10 Ссоры и споры
Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения
спора. Упражнения на развитие невербальных средств общения, интонационную
выразительность. Разыгрывание ситуаций. Игра- головоломка. Этюд.
доброжелательность, уважительное отношение к собеседнику. Этюды на выражение
эмоций, жестов. Ира «Будь внимателен». Игра - драматизация «Всё в порядке»
1.7

Модуль 2 «Познай себя»
Приобретение детьми социальных способов поведения на основе усвоения этических норм
морали становится наиболее актуальным в период реформирования общества, смены ценностных
ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей.
Именно в период младшего школьного возраста формируются личностные качества
будущего гражданина, его нравственное сознание. У детей в этом возрасте развивается
децентрация, благодаря чему они становятся способными понимать точку зрения другого. Все это
позволяет целенаправленно формировать представление о таких значимых личностных качествах,
как доброжелательность, справедливость, щедрость, трудолюбие и др.
В этом возрасте дети усваивают основные нормы морали, регулирующие отношения человека
к окружающим его людям и самому себе. У них появляется возможность использовать эти нормы
в качестве средств самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений между людьми.
Дети учатся соотносить нравственные представления с конкретным поведением, поступать в
соответствии с теми требованиями, которые предъявляют к ним взрослые.
Однако у наших детей это получается не всегда, и порой наблюдается разрыв в сознании и
поведении ребенка: он знает, как надо поступать, но не поступает в соответствии со своими
знаниями, поэтому появляются негативные нравственные образования.
Занятия позволяют научить ребенка откликаться на проблему другого человека, осознать
значение труда для будущей самостоятельно жизни.
В содержание занятий включен теоретический материал и перечень практических заданий,
направленных на закрепление предлагаемого компонента знаний, формирование значимых
поведенческих умений и навыков. При проведении занятий в рамках данного модуля

предусматривается использовать такие методы и приемы, как:
- беседы на нравственную тему;
- чтение художественных произведений с последующим анализом;
- анализ смыслового содержания пословиц, поговорок;
-продолжение тематического рассказа;
-учебно-игровые упражнения (творческого и
подражательногохарактера);
- разыгрывание и анализ ситуации;
-игры;
-мини-конкурсы;
-совместная разработка правил поведения.
Методика работы с детьми строится с позиции личностно-ориентированного
взаимодействия, при проведении практикумов акцент делается на самостоятельность, поисковую
и творческую активность.
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям
детей, в сочетании практическими заданиями, необходимыми для формирования нравственных
привычек.
Содержание и вид деятельности с указанием формы
Модуль 2
№
п/п
2.1

1-2 класс

Я - неповторимый человек
Рассматривание разных предметов. Работа в группах по 4 человека: разложить
предметы по какому-либо признаку (по величине). Показать, что даже похожие
предметы различаются. Упражнение «Горка». Задание «Кленовые листочки»
(сравнение). Рисование «Какой я привлекательный?». Задание «Сравни рисунок
линий на ладошках».

2.2

Оцени других и себя Конкурс
Задания: дай характеристику поведения сказочных героев с учетом нравственных
оценок, продолжи предложение, как вы понимаете смысл пословиц? Игра «Скажи
наоборот», упражнение «Как ты поступишь в этой ситуации?», «На кого бы вы хотели
быть похожими». Тестовое задание «А что сказали бы вы?» (ситуация и три варианта
ответов).

2.3

Что в имени моем?
Зачем люди придумали разные имена? Что означают наши имена? (рассказ учителя
«Происхождение имен») Как обратиться к незнакомому человеку, к взрослому? Кто
такие «Тезки»? Игра «Ласковушки». Упражнение «Изобрази свое имя движением»,
«Подбери правильное обращение». Сказка о том, какмальчик или девочка забыли свое
имя и что из этого вышло. Аппликация «Ромашка».

2.4

Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?
Игра «Найди сходства и различия». Упражнение «Найди свой круг», упражнение
«Волшебное ожерелье», «Он и она». Игра «Претензии». Сказка «Серебрины и
Серебрята».

2.5

Посеешь характер - пожнешь судьбу
Дать определение характера, что такое характер? Кто сидит внутри меня? Черты и
свойства характера. Общительность как черта характера. Все ли имеют одинаковый
характер? Упражнение «У меня есть характер!» Правило: избавляться от вредных
качеств и развивать лучшие. Упражнение «Каким я себе нравлюсь»

2.6

Как стать прилежным и старательным
Знакомство с новыми понятиями «прилежный», «старательный» через русские
пословицы. Какими вы представляете прилежного,старательного человека. Опишите.
Что значит «старайся»? Чтение рассказа В. Осеевой «Сыновья». Чтение и анализ
стихотворения С.Баруздин «О человеке и его часах»

2.7

Жадность и жадины
Чтение и анализ басни Л.Н. Толстого «Собака и кость». Обсуждение понятия
«Жадность». Как выглядит жадный человек? К чему он может проявлять жадность?
Анализ русских народных пословиц. Чтение сказок «Жадный Вартан», «Два жадных
медвежонка». Я. Аким «Жадина». Практическая работа (рисование как дети
представляют себе «жадность». Выставка рисунков.

2.8 Моя внимательность и внимание
Что такое внимание? Что такое Внимательность? Значение внимания и внимательности в
жизни человека, влияние на успехи в учебе. Игровые - задания: «Найди одинаковые
предметы», «Найди игрушку», «Что это?», «Что появилось?», «Найди отличия», «Что
потерялось?»
2.9

Ответственность и я
Чтение и анализ пословиц об ответственности. Назови примеры из жизни поправимых
ошибок. Что можно отнести к непоправимым ошибкам? Почему? О какой ошибке вам
труднее вспомнить и говорить? Почему? Что понимаете под словом «ответственность»?
Чтение и анализ художественных произведения Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький
принц» Игра «Сказочное путешествие» (вопросы по сказкам). Какие черты характера
привели героев к непоправимым последствиям?

2.10 Зависть
Инсценировка и анализ рассказа «Молния и солнце». Знакомство с понятием «зависть»
на примере «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Белка и волк» Анализ и чтение
пословиц о зависти.
2.11 В дружбе сила
Чтение стихотворения «Совершите чудо».
Психогимнастика «Я желаю тебе.» Игра «закончи предложение» (друг – это тот, кто.)
Знакомство с понятием «дружба» (работа в группах). Составление пословиц о дружбе.
Комментирование ситуаций. Формирование правил, законов дружбы. Чтение
стихотворения «Все живут не тужат, а со мной не дружат.». Игра «Найди друга».
2.12 На чем основано взаимопонимание
Что нужно делать для того, чтобы налаживалось взаимопонимание? Задание «Словесный
портрет», «О чем говорят глаза». Игрыситуации (проигрывание).

3 класс
2.1

Я - неповторимый человек
Рассматривание разных предметов. Работа в группах по 4 человека: разложить
предметы по какому-либо признаку (по величине). Показать, что даже похожие
предметы различаются. Упражнение «Горка». Задание «Кленовые листочки»
(сравнение). Рисование «Какой я привлекательный?». Задание
«Сравни рисунок линий на ладошках».

2.2

Оцени других и себя Конкурс
Задания: дай характеристику поведения сказочных героев с учетом нравственных
оценок, продолжи предложение, как вы понимаете смысл пословиц? Игра «Скажи
наоборот», упражнение «Как ты поступишь в этой ситуации?», «На кого бы вы хотели
быть похожими». Тестовое задание «А что сказали бы вы?» (ситуация и три варианта
ответов).

2.3

Что в имени моем?
Зачем люди придумали разные имена? Что означают наши имена? (рассказ воспитателя
«Происхождение имен») Как обратиться к незнакомому человеку, к взрослому? Кто
такие «Тезки»? Игра «Ласковушки». Упражнение «Изобрази свое имя движением»,
«Подбери правильное обращение». Сказка о том, какмальчик или девочка забыли свое
имя и что из этого вышло. Аппликация «Ромашка».

2.4

Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?
Игра «Найди сходства и различия». Упражнение «Найди свой круг», упражнение
«Волшебное ожерелье», «Он и она». Игра «Претензии». Сказка «Серебрины и
Серебрята».

2.5

Посеешь характер - пожнешь судьбу
Дать определение характера, что такое характер? Кто сидит внутри меня? Черты и
свойства характера. Общительность как черта характера. Все ли имеют одинаковый
характер? Упражнение «У меня есть характер!» Правило: избавляться от вредных
качеств и развивать лучшие. Упражнение «Каким я себе нравлюсь»

2.6

Как стать прилежным и старательным
Знакомство с новыми понятиями «прилежный»,
«старательный» через русские пословицы. Какими вы представляете прилежного,
старательного человека. Опишите. Что значит «старайся»? Чтение рассказа В.
Осеевой «Сыновья». Чтение и анализ стихотворения С.Баруздин «О человеке и
его часах»
Жадность и жадины
Чтение и анализ басни Л.Н. Толстого «Собака и кость». Обсуждение понятия
«Жадность». Как выглядит жадный человек? К чему он может проявлять жадность?
Анализ русских народных пословиц. Чтение сказок «Жадный Вартан», «Два жадных
медвежонка». Я. Аким «Жадина». Практическая работа (рисование как дети
представляют себе «жадность». Выставка рисунков.

2.7

2.8 Моя внимательность и внимание
Что такое внимание? Что такое Внимательность? Значение внимания и внимательности
в жизни человека, влияние на успехи в учебе. Игровые - задания: «Найди одинаковые
предметы», «Найди игрушку», «Что это?», «Что появилось?», «Найди отличия», «Что
потерялось?»
2.9

Ответственность и я
Чтение и анализ пословиц об ответственности. Назови примеры из жизни поправимых
ошибок. Что можно отнести к непоправимым ошибкам? Почему? О какой ошибке вам
труднее вспомнить и говорить? Почему? Что понимаете под словом «ответственность»?
Чтение и анализ художественных произведения Антуана де Сент- Экзюпери
«Маленький принц» Игра «Сказочное путешествие» (вопросы по сказкам). Какие черты
характера привели героев к непоправимым последствиям?

2.10 Зависть
Инсценировка и анализ рассказа «Молния и солнце». Знакомство с понятием «зависть»
на примере «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Белка и волк» Анализ и чтение
пословиц о зависти.
2.11 В дружбе сила
Чтение стихотворения «Совершите чудо».
Психогимнастика «Я желаю тебе.» Игра «закончи предложение» (друг – это тот, кто.)
Знакомство с понятием «дружба» (работа в группах). Составление пословиц о дружбе.
Комментирование ситуаций. Формирование правил, законов дружбы. Чтение
стихотворения «Все живут не тужат, а со мной не дружат.». Игра «Найди друга».
2.12 На чем основано взаимопонимание
Что нужно делать для того, чтобы налаживалось взаимопонимание? Задание
«Словесный портрет», «О чем говорят глаза». Игрыситуации (проигрывание).
4 класс

2.1

2.2

Я - неповторимый человек
Рассматривание разных предметов. Работа в группах по 4 человека: разложить
предметы по какому-либо признаку (по величине). Показать, что даже похожие
предметы различаются. Упражнение «Горка». Задание «Кленовые листочки»
(сравнение). Рисование «Какой я привлекательный?». Задание
«Сравни рисунок линий на ладошках».
Оцени других и себя Конкурс
Задания: дай характеристику поведения сказочных героев с учетом нравственных
оценок, продолжи предложение, как вы понимаете смысл пословиц? Игра «Скажи
наоборот», упражнение «Как ты поступишь в этой ситуации?», «На кого бы вы хотели
быть похожими». Тестовое задание «А что сказали бы вы?» (ситуация и три варианта
ответов).

2.3

Что в имени моем?
Зачем люди придумали разные имена? Что означают наши имена? (рассказ воспитателя
«Происхождение имен») Как обратиться к незнакомому человеку, к взрослому? Кто
такие «Тезки»? Игра
«Ласковушки». Упражнение
«Изобрази свое имя движением», «Подбери правильное обращение». Сказка о том, как
мальчик или девочка забыли свое имя и что из этого вышло. Аппликация «Ромашка».

2.4

Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?
Игра «Найди сходства и различия». Упражнение «Найди свой круг», упражнение
«Волшебное ожерелье», «Он и она». Игра «Претензии». Сказка «Серебрины и
Серебрята».
Посеешь характер - пожнешь судьбу
Дать определение характера, что такое характер? Кто сидит внутри меня? Черты и
свойства характера. Общительность как черта характера. Все ли имеют одинаковый
характер? Упражнение «У меня есть характер!» Правило: избавляться от вредных
качеств и развивать лучшие. Упражнение «Каким я себе нравлюсь»
Как стать прилежным и старательным
Знакомство с новыми понятиями «прилежный»,
«старательный» через русские пословицы. Какими вы представляете прилежного,
старательного человека. Опишите. Что значит «старайся»? Чтение рассказа В.
Осеевой «Сыновья». Чтение и анализ стихотворения С.Баруздин «О человеке и
его часах»
Жадность и жадины
Чтение и анализ басни Л.Н. Толстого «Собака и кость». Обсуждение понятия
«Жадность». Как выглядит жадный человек? К чему он может проявлять жадность?
Анализ русских народных пословиц. Чтение сказок «Жадный Вартан», «Два жадных
медвежонка». Я. Аким «Жадина». Практическая работа (рисование как дети
представляют себе «жадность». Выставка рисунков.

2.5

2.6

2.7

2.8 Моя внимательность и внимание
Что такое внимание? Что такое Внимательность? Значение внимания и внимательности
в жизни человека, влияние на успехи в учебе. Игровые - задания: «Найди одинаковые
предметы», «Найди игрушку», «Что это?», «Что появилось?», «Найди отличия», «Что
потерялось?»
2.9

Ответственность и я
Чтение и анализ пословиц об ответственности. Назови примеры из жизни поправимых
ошибок. Что можно отнести к непоправимым ошибкам? Почему? О какой ошибке вам
труднее вспомнить и говорить? Почему? Что понимаете под словом «ответственность»?
Чтение и анализ художественных произведения Антуана де Сент- Экзюпери
«Маленький принц» Игра «Сказочное путешествие» (вопросы по сказкам). Какие черты
характера привели героев к непоправимым последствиям?

2.10 Зависть
Инсценировка и анализ рассказа «Молния и солнце». Знакомство с понятием «зависть»
на примере «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Белка и волк» Анализ и чтение
пословиц о зависти.

2.11 В дружбе сила
Чтение стихотворения «Совершите чудо».
Психогимнастика «Я желаю тебе.» Игра «закончи предложение» (друг – это тот, кто.)
Знакомство с понятием «дружба» (работа в группах). Составление пословиц о дружбе.
Комментирование ситуаций. Формирование правил, законов дружбы. Чтение
стихотворения «Все живут не тужат, а со мной не дружат.». Игра «Найди друга».
2.12 На чем основано взаимопонимание
Что нужно делать для того, чтобы налаживалось взаимопонимание? Задание «Словесный
портрет», «О чем говорят глаза». Игры-ситуации (проигрывание).

3. Тематическое планирование с учётом рабочей программы воспитания с

указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 класс
Модуль 1 «Искусство общения»
Тема занятия

Кол-во
часов

№ п/п
Количество часов модуля
Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!
Дом, в котором я живу
Самое удивительное чудо на свете
Моё любимое имя
Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?)
Как хорошо быть вместе!
Внимательный ли ты слушатель?
Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят.
Винтики - конфеточки - мальчики и девочки
Ссоры и споры
Модуль 2 «Познай себя»
№ п/п Тема занятия
Количество часов модуля
2.1 Я - неповторимый человек
2.2 Оцени других и себя
2.3 Что в имени моем?
2.4 Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?
2.5 Посеешь характер - пожнешь судьбу
2.6 Как стать прилежным и старательным
2.7 Жадность и жадины
2.8 Моя внимательность и внимание
2.9 Ответственность и я
2.10 Зависть
2.11 В дружбе сила

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10

13
1
2
1
1
3
1
1
1
1
1
Кол-во
часов
20
1
1
2
1
1
1
2
5
1
1
1

2.12 На чем основано взаимопонимание
Промежуточная аттестация: защита творческого проекта
Итого: по двум модулям 33 часа

1
1

2 класс
Кол-во
часов

Модуль 1 «Искусство общения»
Тема занятия
№ п/п
Количество часов модуля

13

Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!
Дом, в котором я живу
Самое удивительное чудо на свете
Моё любимое имя
Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?)
Как хорошо быть вместе!
Внимательный ли ты слушатель?
Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят.
Винтики - конфеточки - мальчики и девочки
Ссоры и споры
Модуль 2 «Познай себя»
№ п/п Тема занятия
Количество часов модуля
2.1 Я - неповторимый человек
2.2 Оцени других и себя
2.3 Что в имени моем?
2.4 Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?
2.5 Посеешь характер - пожнешь судьбу
2.6 Как стать прилежным и старательным
2.7 Жадность и жадины
2.8 Моя внимательность и внимание
2.9 Ответственность и я
2.10 Зависть
2.11 В дружбе сила
2.12 На чем основано взаимопонимание
Промежуточная аттестация: защита творческого проекта
Итого: по двум модулям 34 часа

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10

1
2
1
1
3
1
1
1
1
1
Кол-во
часов
20
1
1
2
1
1
1
2
5
1
1
1
1
1

3 класс
Модуль 1 «Искусство общения»
Тема занятия
№ п/п

Кол-во
часов

Количество часов модуля

13

Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!
Дом, в котором я живу
Самое удивительное чудо на свете
Моё любимое имя
Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?)
Как хорошо быть вместе!
Внимательный ли ты слушатель?
Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят.
Винтики - конфеточки - мальчики и девочки
Ссоры и споры
Модуль 2 «Познай себя»
№ п/п Тема занятия
Количество часов модуля
2.1 Я - неповторимый человек
2.2 Оцени других и себя
2.3 Что в имени моем?
2.4 Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?
2.5 Посеешь характер - пожнешь судьбу
2.6 Как стать прилежным и старательным
2.7 Жадность и жадины
2.8 Моя внимательность и внимание
2.9 Ответственность и я
2.10 Зависть
2.11 В дружбе сила
2.12 На чем основано взаимопонимание
Промежуточная аттестация: защита творческого проекта
Итого: по двум модулям 34 часа

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10

1
2
1
1
3
1
1
1
1
1
Кол-во
часов
20
1
1
2
1
1
1
2
5
1
1
1
1
1

4 класс
Модуль 1 «Искусство общения»
Тема занятия

Кол-во
часов

№ п/п
Количество часов модуля
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9

Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!
Дом, в котором я живу
Самое удивительное чудо на свете
Моё любимое имя
Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?)
Как хорошо быть вместе!
Внимательный ли ты слушатель?
Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят.
Винтики - конфеточки - мальчики и девочки

13
1
2
1
1
3
1
1
1
1

Ссоры и споры
Модуль 2 «Познай себя»
№ п/п Тема занятия
Количество часов модуля
2.1 Я - неповторимый человек
2.2 Оцени других и себя
2.3 Что в имени моем?
2.4 Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?
2.5 Посеешь характер - пожнешь судьбу
2.6 Как стать прилежным и старательным
2.7 Жадность и жадины
2.8 Моя внимательность и внимание
2.9 Ответственность и я
2.10 Зависть
2.11 В дружбе сила
2.12 На чем основано взаимопонимание
Промежуточная аттестация: защита творческого проекта
Итого: по двум модулям 34 часа

1.10

1
Кол-во
часов
20
1
1
2
1
1
1
2
5
1
1
1
1
1

Усвоение

представлений о себе, качествах
личности и
нравственных нормах поведения

Критерии оценки успешности развития социально-личностных качеств воспитанников
Критерии
5 баллов
4 балла
3 балла
2 балла
Способен оценить
Знания
не «Я хочу» часто Знания
«кем я был» и «кем я систематизированы. доминирует над фрагментарны, на
стал»; мотив «я
Не всегда может «я должен».
элементарном
должен» преобладает отстоять собственную Знания
уровне,
не
над «я хочу». Умеет позицию. Обладает элементарны.
соответствуют
анализировать
чувством
Объем знаний о возрасту. Объем
поступки свои и
собственного
правилах
знаний
других детей.
достоинства. Развиты социального
недостаточен для
выполнение
такие черты
поведения не
общения и
поручений,
характеракак
затрудняет
взаимодействия с
происходящие
трудолюбие,
общение и
другими
события. Осознает
аккуратность,
взаимодействие с людьми. Большая
свою половую
добросовестность,
другими
часть
принадлежность.
вежливость.
людьми.
практических
Соблюдает личную Замечает, когда
Социальная
действий
неприкосновенность кто-то нуждается в адаптация
выполняется
затруднена.
помощи и оказывает
других. Соблюдает
только со
правила поведения в ее.
значимым
обществе.
взрослым.

способов разрешения социальных
ситуаций

Усвоение коммуникативных умений,

Владеет вербальными Понимает
Затрудняется
средствами общения. обращенную к нему выразить свои
Понимает и адекватно речь.
Вызывает мысли в связи с
Отвечает на просьбы, затруднение начать недостаточным
приветствия,
беседу, продолжить и владением
замечания,
закончить ее. Владеет вербальными и
возражения. Владеет невербальными
невербальными
коммуникативными средствами общения: средствами
моделями поведения мимикой, жестами. общения.
(в гостях, транспорте,
Недостаточно
в цирке.)
владеет нормами
поведения в
обществе.

В связи с
недостаточным
словарным
запасом плохо
владеет речевым
выражением
своих мыслей,
знаний, желаний.
Не владеет
моделями
общения и
взаимодействия с
людьми в разных
жизненных
ситуациях.

По данным критериям систематически осуществляется мониторинг, позволяющий отслеживать
результаты успешности развития младших воспитанников. Данные мониторинга заносятся в карту
(таблица 1).
Таблица 1 Карта результатов мониторинга успешности развития социально-личностных качеств
воспитанников
Компоненты достижений
Усвоение коммуникативных
умений, способов разрешения
социальных ситуаций

Фамилия, имя Обучающегося или класса в
целом (по выбору учителя)
Периоды
качеств.
оценивания

Исходное
состояние
Через год

Через 2 года

Через 3 года

Через 4 года
Исходное
состояние
Через год

Через 2 года

Через 3 года

Через 4 года

Адекватно понимает качества личности

Умеет анализировать поступки свои и других людей

3

4

Соблюдает нравственные нормы поведения

3

3

Обладает чувством собственного достоинства, может
отстоять собственную позицию

2

3

3

4

Усвоение представлений о себе,
качествах личности и
нравственных нормах
поведения

Соблюдает личностную неприкосновенность и
достоинства других

2

4

Осознание особенностей себя и других людей и учет
их в ходе общения

2

3

Понимает и адекватно отвечает на просьбы, чувства
приветствия ,замечания, возражения, отвержения

3

4

Владеет коммуникативными моделями поведения,
общения и взаимодействия с людьми в разных
жизненных ситуациях

2

3

Использование мимики и жестов для более
эффективного выражения своих мыслей

2

3

Способность вступать в контакт и вести разговор с
собеседником,

2

3

2

3

2

3

Умение внимательно и активно слушать

Развиты черты характера: трудолюбие, аккуратность,
добросовестность, отзывчивость и

Диагностический инструментарий оценки успешности реализации Программы
Критерии
Диагностический инструментарий
Характер межличностных отношений
тестирование, наблюдения
Развитие коммуникативных способностей
Сформированность нравственных качеств

Самосознание и самооценка черт характера
Соблюдение нравственных норм поведения

анкетирование, наблюдения
анкетирование, тестирование,
наблюдения
тестирование, анкетирование
анкетирование, тестирование,
наблюдения

Диагностические методики
1. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Инструкция: ответьте на вопросы:
1.Тебе нравится, когда тебя уважают твои одноклассники?
А) Нравится
Б) Не очень нравится
В) Не нравится
2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю
фантики от конфет?
А) Сделаю замечание и помогу убрать
Б) Сделаю замечание и подожду, пока он все уберет
В) Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать
3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?
А) Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую
Б) Не знаю
В) Тихонько отдам, чтобы не заметили
4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
А) Извинюсь и уберу за собой
Б) Не знаю
В) Ничего делать не буду, есть же уборщица
5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?
А) Нет
Б) Иногда
В) Да
6. Как ты поступишь, если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?

А) Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке
Б) Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть
извиняется сам
В) Сделаю вид, что не заметил
7. Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?
А) Часто
Б) Иногда
В) Почти никогда
8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?
А) Часто
Б) Иногда
В) Почти никогда
Обработка данных:
За первый ответ (А) – 2 балла,
За второй ответ (Б) – 1 балл,
За третий ответ (В) – 0 баллов.
Интерпретация:
Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных
мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность
их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных
интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем
указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают
неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные
поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.
Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе,
однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов
других. Для них характерно стремление к межличностной комфортности и сохранению
хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени.
Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества
школьников.
Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации
собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности,
нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают
проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.
2. Методика «Что мы ценим в людях»
Назначение теста: Методика предназначена для выявления нравственных ориентации ребенка.
Описание теста: Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них
хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего
просят его назвать те их качества, которые ему нравятся в них и которые не нравятся, и
привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально.
В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения.
Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить ero отношение к
нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных

реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка,
одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция
(осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.
Обработка и интерпретация результатов теста
Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным
нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам,
которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится
или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к
нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции
адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные
реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
3. Методика «Закончи предложение» (Н.Е. Богуславская)
Назначение теста: Методика предназначена для выявления у испытуемых отношения к
нравственным нормам.
Инструкция к тесту: На бланке теста необходимо закончить предложение одним или
несколькими словами.
Тестовый материал:
Если я знаю, что поступил неправильно, то…
Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то…
Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием,
я обычно…
Когда в моем присутствии обижают человека, я…
Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне,
я…
Если бы я был на месте учителя, я…
Обработка и интерпретация результатов теста
Для обработки результатов необходимо воспользоваться той же ориентировочной шкалой, что
представлена в методике: «Что мы ценим в людях».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».