1.29 Познай себя

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 34»
Приложение № 1.29
к ООП ООО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Познай себя»
для обучающихся 5-9 классов

г. Нижний Новгород
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы: социальная адаптация обучающихся через самопознание, развитие
личностных компетенций и совершенствование навыков межличностного взаимодействия.
Задачи:
1. Создание условий для самопознания, изучения себя;
2. Формирование адекватной самооценки, снижение уровня тревожности, развитию
позитивного образа собственного будущего.
3. Формирование у учащихся важнейших жизненных навыков, способствующих успешной
адаптации в обществе.
4. Развитие навыков преодоления типичных проблем подросткового возраста.
5. Пробуждение интереса к другим людям и самому себе.
6. Развивать у учащихся навыки конструктивного общения и разрешения жизненных
ситуаций.
7. Формирование навыков саморегуляции.
8. Развитие эмоциональной сферы, понимание чувств, переживания других людей.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Познай себя»
Разработана для обучающихся 5-9 классов, рассчитана на 5 лет. Объем программы 170 часов по
каждому модулю, из них:
 в 5 классе - 34 часа в год по каждому модулю,
 в 6 классе - 34 часа в год по каждому модулю,
 в 7 классе - 34 часа в год по каждому модулю,
 в 8 классе - 34 часа в год по каждому модулю,
 в 9 классе - 34 часа в год по каждому модулю.
Программа выстроена с учетом возрастных особенностях подростков.
Для подростков 12 лет важными являются динамические изменения статусов в группе
сверстников; возникновение тенденции к экстремальному поведению, вызванному попыткой
определить границы своего Я, как физического, так и психического.
Подростки 13-14 лет, переживают один из самых трудных этапов «трудного» возраста.
Главное приобретение этого периода — «чувство взрослости», которое окрашивает всю жизнь
подростка: хочется реального участия в реальной жизни, большей самостоятельности, при этом
раздражает отношение к себе, как к ребенку, контроль со стороны взрослых становится особенно
неприятным. Социальное окружение, значительно расширившееся к этому времени, включает в
себя не только близких и понимающих людей, но, зачастую, и носителей не самых лучших
образцов поведения и привычек. Не случайно именно 13-14-летние подростки часто
приобщаются к наркотикам, вовлекаются в правонарушения.
Данная программа способствует приобретению опыта, наиболее важного для ответов на
основные вопросы возраста: каким меня видят другие, почему я испытываю смущение, что
делать, чтоб меня услышали, что такое критическое мышление и ответственность, как сделать
правильный выбор в трудной ситуации и т.д.
В 9 классе основными проблемами, которые важны для подростков в силу возрастных
особенностей развития, выступают отношения с родителями, другими взрослыми и
сверстниками, контроль собственной раздражительности, застенчивость и неуверенность в себе,
пути решения конфликтов, формирование их понимания своего призвания, умения видеть смысл

жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору
и будущей семейной жизни.
Данная программа позволяет учащимся на уроке познавать не только психологию
человека вообще, но дает возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность,
условия развития личности; сориентироваться в особенностях «психологического»
взаимодействия, его целях и результатах. Большинство заданий носят предельно обобщенный
характер, являясь по сути лишь алгоритмом, который каждый ученик наполняет волнующим его
содержанием, поскольку специфика жанра урока и школьного класса не позволяет открыто
работать с теми или иными затруднениями отдельных обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится в форме творческого задания, основывается на
встроенном педагогическом наблюдении по системе оценки «Зачёт/незачёт». По итогам
промежуточной аттестации классным руководителем оформляется ведомость.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа курса внеурочной деятельности «Познай себя» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования.
В ходе освоения курса у обучающихся будут сформированы планируемые результаты:
Личностные результаты:
—
умение регулировать свое поведение в соответствии с ситуацией;
—
умение различать и описывать свои эмоциональные состояния;
—
способность контролировать эмоции, управлять ими;
—
умение отстаивать свою позицию в коллективе и одновременно дружески
относиться к одноклассникам;
—
стремление к изучению своих возможностей и способностей;
—
успешная адаптация в социуме.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающиеся научатся
 принимать и сохранять учебную задачу;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой
форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском,
родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающиеся научатся
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с

использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
 строить сообщения в устной и письменной форме;
 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты
 Знание возрастной динамики становления способности к восприятию другого человека,
роли индивидуальных различий в восприятии человека человеком;
 Понимание психологических механизмов формирования первого впечатления о другом
человеке, его значения для установления взаимоотношений между людьми;
 Формирование представления о типах отношений между людьми, о формах проявления
отношения к другому человеку в словах, поступках, мимике, жестах;
 Умение правильно интерпретировать информацию, получаемую при непосредственном
наблюдении за человеком;
 Формирование представления об особенностях общения при различных видах
коммуникации, о межличностных отношениях, как отношениях, основанных на
взаимности, взаимодействии;
 Формирование понятия потребности в общении, осознание своей потребности и своих
характерных особенностей в общении;
 Формирование представления об эмпатии как важнейшем условии отношений между
людьми, обеспечивающем подлинно гуманное отношение к другим людям;
 Знания о том, какие условия, факторы влияют на возникновение симпатии и антипатии
между людьми. Формирование представления о дружбе и товариществе как высших
формах проявления человеческой симпатии, о чувстве любви как высшем человеческом
чувстве;
 Осознание роли основных психических процессов в понимании другого человека;
 Понимание роли стереотипов, предрассудков, предубеждений как факторов,
препятствующих пониманию другого человека;
 Раскрытие роль жизненного опыта в формировании собственных критериев понимания и
оценки другого человека;



Формирование представления о том, как на понимание другого человека влияют возраст и
профессия.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс (34 часа)

Раздел
1.

2

3

4.

5.

6.

7.

8.

Кол-во
часов
ЯДавайте познакомимся. Что такое 5 10
пятиклассник класс? Мы и наши близкие. Мы и
наше настроение - от кого и от чего
оно зависит. Мы и наши привычки
(режим дня). Мы и наши привычки
(правила личной гигиены). Мы и
наши привычки (правила
рационального питания). Мы, наши
недостатки и достоинства. Мы,
наши права и обязанности. Мы и
наш класс
Введение в Зачем человеку нужны занятия
10
мир
психологией? Кто я, какой я? Я
психологии могу Я нужен! Я мечтаю. Я - это
мои цели.Я - это мое детство. Я это мое настоящее. Я - это мое
будущее
Я имею право Чувства бывают разные. Стыдно ли 2
чувствовать и бояться. Имею ли я право
выражать
сердиться и обижаться?
свои чувства.
Я и мой
Каждый видит мир и чувствует по- 2
внутренний своему. Любой внутренний мир
мир
ценен и уникален
Кто в ответе Трудные ситуации могут научить 2
за мой
меня В трудной ситуации я ищу
внутренний силу внутри себя
мир?
Я и ты
Я и мои друзья. У меня есть друг. 5
Я и мои «колючки»
Что такое одиночество? Я не
одинок в этом мире
Мы начинаем Нужно ли человеку меняться?
2
меняться
Самое важное - захотеть меняться
Итоговое
занятие

Содержание

Подведение итогов работы за год

1

6 класс (34 часа)

Формы
организации
Беседы, игры,
тренинги,
творческие
работы.

Беседы, игры,
тренинги.

Беседы,
дискуссии,
игры, тренинги
Беседы, игры,
гренинги.
Беседы, игры,
тренинги.
Беседы,
ролевые игры,
тренинги.
Беседы,
дискуссии,
игры, тренинги.
Самопрезентац
ии

Виды
деятельности
Проблемноценностное
общение,
социальное
творчество.

Раздел
1.

2

3

4.

5.

6.

Содержание

Агрессия и ее
роль в
развитии
человека

Кол-во Формы
часов организации
8
Беседы, игры,
тренинги,
творческие
работы.

Я повзрослел
У меня появилась агрессия
Как выглядит агрессивный
человек?
Как звучит агрессия?
Конструктивное реагирование
на агрессию
Агрессия во взаимоотношениях
между родителями и детьми
Учимся договариваться
Уверенность в Зачем человеку нужна
12
себе и ее роль уверенность в себе
в развитии
Источники уверенности в себе
человека
Мои способности Я, мои успехи
и неудачи Какого человека мы
называем неуверенным в себе?
Я становлюсь увереннее
Уверенность и самоуважение
Уверенность и уважение к
другим Уверенность в себе и
милосердие Уверенность в себе
и непокорность
Конфликты и Что такое конфликт?
6
их роль в
Конфликты в школе, дома, на
развитии Я
улице Способы поведения в
конфликте Конструктивное
разрешение конфликтов
Конфликт как возможность
развития Готовность к
разрешению конфликта
Ценности и их Что такое ценности? Ценности и 3
роль в жизни жизненный путь Мои ценности
человека
Мой
Мир эмоций. Настроение Наш
4
внутренний
темперамент Мой характер
мир
Итоговое
Подведение итогов работы за
1
занятие
год

Раздел

Беседы, игры,
тренинги.

Беседы,
обсуждения,
дискуссии,
сюжетноролевые
игры, тренинги

Беседы, игры,
тренинги.
Беседы,
дискуссии, игры,
тренинги.
самопрезентаци
и

7 класс (34 часа)
Содержание
Кол-во Формы

1.

Я подросток Я - подросток. Что это значит?

2

Страна

Характер и эмоции. Как узнать

Виды
деятельности
Проблемноценностное
общение,
социальное
творчество.

часов
1

17

организации
Беседы, игры,
тренинги,
творческие
работы.
Беседы, игры,

Виды
деятельности
Проблемноценностное
общение,
социальное
творчество.

чувств и
эмоций

эмоции. Мои эмоции. Страна
чувств. Чувства «полезные» и
«вредные» «Запретные» чувства.
Какие чувства мы скрываем?
Нужно ли управлять своими
эмоциями? Бумажное зеркало.
Что такое страх? Страхи и
страшилки. Страшная- страшная
сказка. Страх оценки. Побеждаем
все тревоги. Мой гнев, злость и
агрессия. Как справиться? Обида.
Как простить обиду? Я виноват?
Что такое «стресс». Я умею
бороться со стрессом.

тренинги.

3

Стресс

4.

Я принимаю Умение принимать решение.
решения
Эмпатия
Эмпатия. Зачем нужна эмпатия?
Развиваем эмпатию. Тренировка
«Явысказываний».
Комплименты.
Какой я?
Какой я на самом деле

2

Итоговое
занятие

1

5.

6.
7.

Раздел
1. Вводное
занятие.
Мое «Я»

3

8

2

Подведение итогов работы за год

Беседы,
обсуждения,
дискуссии,
сюжетноролевые игры,
тренинги
Беседы, игры,
тренинги.
Беседы,
дискуссии,
игры,
тренинги.
Самоанализ,
обсуждение
Самопрезентац
ия

8 класс (34 часа)
Содержание
Кол-во Формы
Вводное занятие.
Наедине с собой? Что я знаю о
себе. Мое имя. Мои имена. Мое
уникальное «Я». Я глазами
других. Как меня видят другие?
Мои достоинства и недостатки.
Мои «плюсы» и «минусы» со
стороны. Если бы мои другом
был... я. Мои недостатки. Как
превратить недостатки в

часов
1
12

Виды

организации
Беседы,

деятельности
Проблемно-

упражнения
игры, тренинги,
творческие
работы.

ценностное
общение,
социальное
творчество.

2 Мои
жизненные
ценности
3 Время
взрослеть

достоинства?
Мои ценности. Наши ценности. Я 4
в «бумажном зеркале».
«Отражение».
Планирование времени. Время
5
взрослеть. Моя будущая
профессия. Как я выгляжу?

4. Я и моя семья Моя семья. «Трудные дети» и
3
«трудные родители». Мои права в
семье.

5. Мы разные

6. Риск и
уверенность

7. Итоговое

Что такое дружба. Мужчины и
женщины. Я - ... (мужчина,
женщина). Что такое любовь?
Рисковать или не рисковать? Что
такое уверенность в себе.
Уверенное выступление. Умение
сказать «нет».
Подведение итогов.

4

Беседы, игры,
тренинги.
Беседы,
обсуждения,
дискуссии,
сюжетноролевые игры,
тренинги
Беседы,
обсуждения,
дискуссии,
сюжетноролевые игры,
тренинги
Беседы,
игры,
тренинги.

4

Беседы,
дискуссии, игры,
тренинги.

1

самопрезентации

занятие

Раздел
1.

9 класс (34 часа)
Содержание
Кол-во Формы

Общение.
Общение, общительность,
Передача
трудности в общении. Какая
информации. бывает информация
Невербальная информация. О чем
говорит наша мимика? О чем
говорят наши жесты? Как лучше
подать информацию? Как лучше
понять информацию? Барьер на
пути информации. Виды
барьеров. Барьеры, которые
создаю я сам. Каналы обработки
информации: зрительные,
слуховые, чувственные.
Восприятие и обработка.
Практическое занятие: «Визуал,

часов организации
11
Беседы,
упражнения

Виды
деятельности
Проблемно
ценностное
общение,
социальное
творчество.

2

3

4

5

аудиал, кинестетик».
Позиции в Стереотипы в общении. Позиции
общении
в общении. Доминантная и
недоминантная позиция в
общении, общение «на равных».
Психологическое содержание.
Стили
Стили общения (примитивный,
общения
деловой, манипулятивный,
общение- диалог). Практическое
занятие «Стили общения».
Конфликты Конфликт. Причины, виды.
Человек в конфликте. Эмоции.
Стили поведения в конфликте.
Практическое занятие: «Мои
стили поведения в конфликте».
Плюсы и минусы различных
стратегий поведения в конфликте.
Алгоритм анализа конфликтной
ситуации. Все дело в шляпе! А
зачем мне это? Ролевая игра
«разреши конфликт».
Доверие
Доверие, недоверие. Умею ли я
доверять? Экспресс-диагностика
уровня доверия другим людям.
Умение слушать. Практическое
занятие: «Умею ли я слушать?».

6

«Трудные
люди»

7

Итоговое
занятие

«Трудные» люди (эгоцентрик,
зануда, агрессор). Правила
общения с «трудными людьми».
Оценка владения навыками
общения на модели игровой
ситуации «Потерпевшие
кораблекрушение».
Подведение итогов.

3

игры, тренинги,
творческие
работы.

3

Беседы, игры,
тренинги.

8

Беседы,
обсуждения,
дискуссии,
сюжетноролевые игры,
тренинги

4

Беседы,
обсуждения,
дискуссии,
сюжетноролевые игры,
тренинги
Беседы,
дискуссии,
игры, тренинги.

4

1

Самопрезентац
ии

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№

Содержание программы

п/п
1. Давайте познакомимся

Количество
часов
1

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Что такое 5 класс?
Мы и наши близкие
Мы и наше настроение - от кого и от чего оно зависит
Мы и наши привычки (режим дня)
Мы и наши привычки (правила личной гигиены)
Мы и наши привычки (правила рационального питания)
Мы, наши недостатки и достоинства
Мы, наши права и обязанности
Мы и наш класс
Зачем человеку нужны занятия психологией?
Кто я, какой я?
Кто я, какой я?
Я могу
Я нужен!
Я мечтаю
Я - это мои цели
Я - это мое детство
Я - это мое настоящее. Я - это мое будущее
Чувства бывают разные
Стыдно ли бояться
Имею ли я право сердиться и обижаться?
Каждый видит мир и чувствует по-своему
Любой внутренний мир ценен и уникален
Трудные ситуации могут научить меня
В трудной ситуации я ищу силу внутри себя
Я и мои друзья
У меня есть друг
Я и мои «колючки»
Что такое одиночество?
Я не одинок в этом мире
Нужно ли человеку меняться?
Самое важное - захотеть меняться
Итоговое занятие

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6 класс
№

Содержание программы

Количество часов

п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Я повзрослел
У меня появилась агрессия
Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия?
Конструктивное реагирование на агрессию
Конструктивное реагирование на агрессию

1
1
1
1
1

6.
7.
8.
9.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми
Учимся договариваться
Учимся договариваться
Зачем человеку нужна уверенность в себе
Источники уверенности в себе
Источники уверенности в себе
Мои способности
Я, мои успехи и неудачи
Какого человека мы называем неуверенным в себе?
Какого человека мы называем неуверенным в себе?
Я становлюсь увереннее
Уверенность и самоуважение
Уверенность и уважение к другим
Уверенность в себе и милосердие
Уверенность в себе и непокорность
Что такое конфликт?
Конфликты в школе, дома, на улице
Способы поведения в конфликте
Конструктивное разрешение конфликтов
Конфликт как возможность развития
Готовность к разрешению конфликта
Что такое ценности?
Ценности и жизненный путь
Мои ценности
Мир эмоций. Настроение
Наш темперамент
Мой характер
Мой характер
Итоговое занятие

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7 класс
№

Содержание программы

п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Я - подросток. Что это значит?
Характер и эмоции.
Как узнать эмоции.
Мои эмоции.
Страна чувств.
Чувства «полезные» и «вредные»
«Запретные» чувства.
Какие чувства мы скрываем?
Нужно ли управлять своими эмоциями?

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Бумажное зеркало.
Бумажное зеркало.
Что такое страх?
Страхи и страшилки. Страшная-страшная сказка.
Мой гнев, злость и агрессия. Как справиться?
Мой гнев, злость и агрессия. Как справиться?
Обида. Как простить обиду?
Обида. Как простить обиду?
Я виноват?
Что такое «стресс».
Что такое «стресс».
Я умею бороться со стрессом.
Умение принимать решение.
Умение принимать решение.
Эмпатия.
Зачем нужна эмпатия?
Развиваем эмпатию.
Развиваем эмпатию
Тренировка «Я-высказываний».
Тренировка «Я-высказываний».
Комплименты.
Комплименты.
Какой я на самом деле?
Какой я на самом деле?
Итоговое занятие

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8 класс
№

Содержание программы

Количество часов

п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12
13

Вводное занятие.
Наедине с собой?
Что я знаю о себе.
Мое имя.
Мои имена.
Мое уникальное «Я».
Я глазами других.
Как меня видят другие?
Мои достоинства и недостатки.
Мои «плюсы» и «минусы» со стороны.
Если бы мои другом был... я.
Мои недостатки.
Как превратить недостатки в достоинства?

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Мои ценности.
Наши ценности.
Я в «бумажном зеркале».
«Отражение».
Планирование времени.
Время взрослеть.
Моя будущая профессия.
Как я выгляжу?
Как я выгляжу?
Моя семья.
«Трудные дети» и «трудные родители».
Мои права в семье.
Что такое дружба.
Мужчины и женщины.
Я - ... (мужчина, женщина).
Что такое любовь?
Рисковать или не рисковать?
Что такое уверенность в себе.
Уверенное выступление.
Умение сказать «нет».
Подведение итогов.

9 класс
№
Содержание программы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Количество часов

п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12
13
14
15
16

Общение, общительность, трудности в общении
Какая бывает информация
Невербальная информация.
О чем говорит наша мимика?
О чем говорят наши жесты?
Как лучше подать информацию?
Как лучше понять информацию?
Барьер на пути информации. Виды барьеров.
Барьеры, которые создаю я сам.
Каналы обработки информации: зрительные, слуховые, чувственные.
Восприятие и обработка.
Практическое занятие: «Визуал, аудиал, кинестетик».
Стереотипы в общении.
Позиции в общении.
Доминантная и недоминантная позиция в общении, общение «на
равных». Психологическое содержание.
Стили общения (примитивный, деловой, манипулятивный, общениедиалог).
Стили общения (примитивный, деловой, манипулятивный, общение-

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

диалог).
Практическое занятие «Стили общения».
Конфликт. Причины, виды.
Человек в конфликте. Эмоции.
Стили поведения в конфликте.
Практическое занятие: «Мои стили поведения в конфликте».
Плюсы и минусы различных стратегий поведения в конфликте.
Алгоритм анализа конфликтной ситуации. Все дело в шляпе!
А зачем мне это?
Ролевая игра «разреши конфликт».
Доверие, недоверие.
Умею ли я доверять? Экспресс-диагностика уровня доверия другим
людям.
Умение слушать.
Практическое занятие: «Умею ли я слушать?».
«Трудные» люди (эгоцентрик, зануда, агрессор).
Правила общения с «трудными людьми».
Ролевая игра «Трудные люди»
Оценка владения навыками общения на модели игровой ситуации
«Потерпевшие кораблекрушение».
Итоговое занятие.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».