Приложение № 20
к основной образовательной программе
среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Практическая экономика»
базовый уровень
10-11 классы
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты
•
сформированность активной, личностной и гражданской позиции;
•
сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих
нравственных ценностей и современных экономических реалий; готовность и способность
к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектно
- исследовательской, коммуникативной);
•
сформированность эконмически-развитого сознания и поведения в глобальной
экономической системе, готовности и способности вести диалог с другими людьми,
достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
Метапредметные результаты
•
умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и
второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного
планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать
успешные стратегии в трудных ситуациях;
•
умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной
деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование
общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и
результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты;
•
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
•
умение определять назначение и функции различных социальных институтов,
ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их
последствия;
•
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
Учащийся научится:
•
знать функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда,
основные виды бизнеса,
•
понимать организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг,
факторы экономического роста.
2
•
уметь приводить примеры факторов производства и факторных доходов, успешных
бизнес-идей, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных
форм;
•
описывать действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда,
факторы, влияющие на успешность бизнеса, экономический рост, глобализацию мировой
экономики;
•
объяснять взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды
рисков, причины международной торговли.
Учащийся получит возможность научиться:
объяснять экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды
обмена; закона спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда;
последствия инфляции;
сравнивать и различать: спрос и величину спроса, предложение и величину предложения,
рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно – правовые формы
предприятий, акции и облигации;
вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение
спроса и предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов,
равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль,
смету, бюджет доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП,
темп инфляции, уровень безработицы.
2. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
10 класс (1 ч в неделю, всего – 34 ч)
Раздел 1. Основы процентных вычислений.
Банковский процент.
Процентная ставка. Понятие капитализации. Простой и сложный проценты.
Практические занятия: Расчет процентных начислений.
Исследовательские задачи: Математические расчеты в исследовательской работе по
экономике. Оформление и представление результатов.
Аннуитет.
Понятие аннуитета. Накопительные вклады. Погашение кредитов и покупки в рассрочку.
Дисконтирование.
Практические занятия: Расчет накопительного вклада. Расчет графика погашения
кредита.
Исследовательские задачи: Методы графического анализа в исследовании.
Раздел 2. Деньги и инфляция.
Инфляция.
Инфляция, её причины. Темпы инфляции. Индекс инфляции. Рост цен и обесценивание
денег. Расчеты доходов, расходов и сбережений с учетом инфляции.
Практические занятия: Расчет доходов с учетом инфляции.
3
Исследовательские задачи: Исследование роста/снижения покупательной способности
средней месячной заработной платы по субъектам РФ.
Валютные курсы.
Операции с валютой. Обменные курсы. Взаимная зависимость валютных курсов.
Практические занятия: Сравнение динамики валютных курсов за указанный период.
Исследовательские задачи: Сравнение прибыльности вкладов в различных валютах с
учётом динамики курсов.
Раздел 3. Гражданин и финансово-экономические организации.
Банковские вклады.
Виды вкладов. Срочные вклады и вклады до востребования. Условия вкладов.
Практические занятия: Расчет доходов по вкладам с различными условиями.
Исследовательские задачи: Анализ зависимости размера банковского процента от срока
вкладов (по материалам банковских сайтов).
Кредит.
Сущность кредита. Ставка рефинансирования. Потребительские кредиты.
Практические занятия: Построение таблицы погашения потребительского кредита.
Исследовательские задачи: Анализ кредитных предложений для молодежи в различных
банках.
Образовательные кредиты.
Образовательный кредит как вид банковского кредита. Ставки и условия.
Практические занятия: Расчет графика получения и погашения образовательного кредита
с учётом реальной стоимости обучения в вузе.
Исследовательские задачи: Исследование возможности и времени погашения
задолженности по образовательному кредиту средствами обучающегося с учетом средней
заработной платы по получаемой специальности.
Ипотечное кредитование.
Ипотечный кредит как вид кредита. Ставки и условия. Государственные ипотечные
программы.
Практические занятия: Построение таблицы выплат стоимости квартиры, приобретенной
на первичном рынке, с учетом ипотечного кредита.
Исследовательские задачи: Анализ возможностей получения ипотечного кредита и
погашения задолженности по нему для молодой семьи.
Безналичный оборот.
Пластиковые карты. Безналичные деньги. Операции с безналичными деньгами. Кредитные
и дебетные карты.
Практические занятия: Таблица условий предоставления дебетных и кредитных карт в
нескольких крупных банках.
Исследовательские задачи: Анализ преимуществ и ограничений, расходов на
обслуживание и скидок по обычным, золотым и платиновым картам.
Инвестиции и ценные бумаги.
Виды ценных бумаг. Инвестиционные фонды и доверительное управление. Депозитарные
операции банков.
Практические занятия: Сравнение доходов по акциям и облигациям.
4
Исследовательские задачи: Сравнительный анализ динамики курсов нескольких ценных
бумаг.
Страхование.
Страхование физических лиц. Имущественное страхование.
Практические занятия: Расчет страховых выплат.
Исследовательские задачи: Анализ предложений на рынке страхования имущества.
11 класс (1 ч в неделю, всего – 33 ч)
Раздел 4. Экономические взаимоотношения гражданина с государством.
Налоги.
Налоговая система РФ. Виды налогов на физических лиц в РФ. Порядок их исчисления и
уплаты.
Практические занятия: Расчет налоговых выплат.
Исследовательские задачи: Анализ ставок подоходного налога в разных странах.
Медицинское обслуживание и медицинское страхование.
Обязательное и добровольное медицинское страхование.
Практические занятия: Расчет стоимости страхового полиса ДМС.
Исследовательские задачи: Анализ предложений на рынке медицинского страхования.
Пенсионное обеспечение.
Пенсионное обеспечение в РФ. Пенсионные фонды. Порядок исчисления пенсии.
Практические занятия: Расчет пенсионных накоплений.
Исследовательские задачи: Исследование зависимости размера пенсии от различных
факторов.
Социальная защита и социальные льготы.
Социальная защита в РФ. Социальные льготы в денежной форме.
Практические занятия: Расчет льгот.
Исследовательские задачи: Анализ состава выплат и льгот различным группам населения.
Раздел 5. Экономические права гражданина.
Трудовые отношения и поведение на рынке труда.
Рынок труда. Безработица и ее виды. Прогнозирование потребностей в рабочей силе. Поиск
работы. Экономические права работника.
Практические
занятия:
Работа
с
Общероссийским
банком
вакансий.
Исследовательские задачи: Анализ потребностей в работниках разных специальностей.
Основы прав потребителя.
Права потребителя. Органы, осуществляющие защиту прав потребителей. Действия
потребителя по защите своих прав.
Практические занятия: Порядок составления заявления об обмене/возврате стоимости
товара ненадлежащего качества.
Исследовательские задачи: Анализ функций органов защиты прав потребителей.
Раздел 6. Защита исследовательских проектов.
Требования к представлению и защите исследовательского проекта.
Порядок
оформления,
представления
результатов
проектно-исследовательской
деятельности в форме автореферата и презентации. Защита исследовательских проектов,
представление презентаций проектно-исследовательских работ.
5
Практические занятия: порядок представления результатов исследовательской
деятельности в форме реферата и презентации.
Исследовательские задачи: анализ исследовательской и проектной работы.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование в 10 классе
№
п/п
1.
1.1
1.2
2.
2.1
2.1
3.
3.1
3.2
3.3
3.3
3.4
3.5
3.6
4
Название
темы/раздела
Основы процентных
вычислений
Банковский процент
Аннуитет
Деньги и инфляция
Инфляция. Валютные
курсы
Валютные курсы
Гражданин и
финансовоэкономические
организации
Банковские вклады
Кредит
Образовательные
кредиты
Ипотечное
кредитование
Безналичный оборот
Инвестиции и ценные
бумаги
Страхование
Повторение и
систематизация
изученного
материала
Итого
Количество
часов
10
5
5
10
5
5
10
2
2
2
1
1
1
1
4
34
Основные направления воспитательной
деятельности
Экономическое воспитание: приводить примеры
сфер применения показателя ВНП; производить
расчёт ВВП; приводить примеры статей
государственного
бюджета
России;
характеризовать
макроэкономические
последствия инфляции; определять уместность
мер государственной политики снижения
инфляции; различать факторы, влияющие на
экономический рост; приводить примеры
экономической функции денег в реальной
жизни; различать сферы применения различных
форм денег;
Патриотического
воспитания:
осознание
российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном
обществе; проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей
Родины — России, к науке, искусству
Трудового воспитания: установка на активное
участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, города,
края)
технологической
и
социальной
направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять
такого
рода
деятельность;
интерес
к
практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении
всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений
для этого
Тематическое планирование в 11 классе
№
п/п
Название
темы/раздела
Количество
часов
6
Основные направления воспитательной
деятельности
1.
1.1
1.2
1.3
2.
2.1
2.1
3.
3.1
3.2
4
Экономические
взаимоотношения
гражданина с
государством
Налоги
Медицинское
обслуживание и
медицинское
страхование.
Пенсионное
обеспечение
Социальная защита и
социальные льготы
Экономические
права гражданина
Трудовые отношения
и поведение на рынке
труда
Основы прав
потребителя
Защита
исследовательских
проектов
Требования к
представлению и
защите
исследовательского
проекта.
Защита
исследовательских
проектов
Повторение и
систематизация
изученного
материала
Итого
Духовно-нравственного
воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков; свобода и
ответственность
личности
в
условиях
индивидуального
и
общественного
пространства.
Экономическое воспитание: анализировать
структуру семейного бюджета собственной
семьи; анализировать ситуацию на рынке с
точки зрения продавцов и покупателей;
принимать рациональные решения в условиях
относительной ограниченности доступных
ресурсов;
Гражданского воспитания: готовность к
выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного
края, страны;
Трудового воспитания: установка на активное
участие в решении практических задач (в
рамках семьи, образовательной организации,
города, края) технологической и социальной
направленности
10
3
4
3
10
5
5
9
2
7
4
33
7