Приложение 13
к основной общеобразовательной программе
основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Информатика»
7-9 классы
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
7 класс
Личностные результаты
приобретение опыта использования электронных средств в учебной и практической
деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных
средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению
обучения с использованием ИКТ;
рассуждения об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с
изобретением компьютера;
организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых
программных средств.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной
учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная
информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в
предложенных учителем словарях и энциклопедиях
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.)
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
2
формирование и развитие посредством знания по информатике познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение,
передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста).
слушать и понимать речь других.
выразительно читать и пересказывать текст.
Предметные результаты
Информация и информационные процессы
Учащийся научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём
памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаковосимволической формы в другую, в том числе использовать графическое представление
(визуализацию) числовой информации;
составлять запросы для поиска информации в Интернете
Учащийся получит возможность научиться:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации
как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их
роли в современном мире;
определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного
алфавита
3
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с
двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете,
полученных по тем или иным запросам.
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности
источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
Учащийся научится:
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
оперировать объектами файловой системы.
Учащийся получит возможность научиться:
систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных
возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального
информационного пространства;
систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения
компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой
деятельности с применение средств информационных технологий;
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных
технологий
Обработка графической информации
Учащийся научится:
применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых
рисунков
Учащийся получит возможность научиться:
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического
редактора;
создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными
фрагментами.
4
Обработка текстовой информации
Учащийся научится:
применять основные правила создания текстовых документов;
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании
текстовых документов;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и
простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися
фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом,
изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать формулы;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.
форматирования
Учащийся получит возможность научиться:
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы,
рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств
текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его
начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.
Мультимедиа
Учащийся научится:
использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций;
создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;
создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками.
Учащийся получит возможность научиться:
создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды
которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
5
демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.
8 класс
Личностные результаты
владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе
моделями, например, критическая оценка информации в СМИ;
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать
защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие
чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных
средств связи в учебной и практической деятельности;
умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при
выполнении учебных проектов;
повышения своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению
обучения с использованием ИКТ.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о
здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры,
социального взаимодействия;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки
в своих действиях и поступках, принимать решения.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя
форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной
форме в зависимости от адресата;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать
различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы
слушания;
6
самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей
уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и
сервисы.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
вступать в беседу на уроке и в жизни.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
Математические основы информатики
Учащийся научится:
осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные
свойства с точки зрения целей моделирования;
оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения
типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач.
Учащийся получит возможность научиться:
строить и интерпретировать различные информационные
диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с
минимальными потерями в полноте информации;
7
модели
(таблицы,
исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с
поставленной задачей;
работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
создавать однотабличные базы данных;
осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
Основы алгоритмизации
Учащийся научится:
определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции
могут войти в алгоритм;
сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных
для исполнителя арифметических действий;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных
для исполнителя, преобразующего строки символов;
строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения.
Начала программирования
Учащийся научится:
анализировать готовые программы;
определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
выделять этапы решения задачи на компьютере.
Учащийся получит возможность научиться:
8
программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических,
строковых и логических выражений;
разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение
линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с
использованием логических операций;
разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла.
9 класс
Личностные результаты
владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее
свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за
качество окружающей информационной среды;
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать
защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие
чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных
средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по
настройке и управлению персональных средств ИКТ;
умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при
выполнении учебных проектов.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с
основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы,
компьютер);
планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,
исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и
Интернет);
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели
и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
9
давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного
материала;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;
обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим
объёмом к понятию с большим объёмом;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать
модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен);
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
Предметные результаты
Учащийся научится:
осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные
свойства с точки зрения целей моделирования;
оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения
типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач.
Учащийся получит возможность научиться:
строить и интерпретировать различные информационные
диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
10
модели
(таблицы,
преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с
минимальными потерями в полноте информации;
исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с
поставленной задачей;
работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
создавать однотабличные базы данных;
осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
Алгоритмизация и программирование
Учащийся научится:
выделять этапы решения задачи на компьютере;
осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
o (нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
o подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
o нахождение суммы всех элементов массива;
o нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
o сортировка элементов массива и пр.).
Обработка числовой информации
Учащийся научится:
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения
типовых задач;
11
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач.
Учащийся получит возможность научиться:
создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым
пользователем формулам;
строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
Коммуникационные технологии
Учащийся научится:
выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных
сетей;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
анализировать и сопоставлять различные
достоверность найденной информации;
распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать
предлагаемы пути их устранения.
источники
информации,
оценивать
Учащийся получит возможность научиться:
осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по
каналу связи с известными характеристиками;
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических
операций;
создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные
объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 класс (1 ч в неделю, всего – 34 ч)
Информация и информационные процессы (9 ч)
Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие
от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность,
своевременность, достоверность, актуальность и т.п.
12
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления
информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного)
кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины
(разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нем информации. Достоинства и
недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы
измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача, обработка информации.
Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном
мире. Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэшпамять). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации:
объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища
информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка,
связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск
информации.
Компьютер как универсальное устройство (8 ч)
Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера. Основные
компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память,
устройства ввода и вывода информации), их функции. Программный принцип работы
компьютера.
Устройства персонального компьютера и их основные характеристики (по состоянию на
текущий период времени). Качественные и количественные характеристики современных
носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения
информации.
Компьютерная сеть. Сервер. Клиент. Скорость передачи данных по каналу связи.
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное
программное обеспечение, системы программирования. Антивирусные программы. Архиваторы.
Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню).
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме:
создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Организация
индивидуального информационного пространства.
13
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Обработка графической информации (4 ч)
Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Глубина
цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная, фрактальная). Интерфейс графических
редакторов. Форматы графических файлов.
Обработка текстовой информации (9 ч)
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ).
Технологии создания текстовых документов.
Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере. Стилевое
форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и
графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели.
Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений.
Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей.
Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы.
Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв
национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.
Мультимедиа (4 ч)
Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие
мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и
видеоизображения. Композиция и монтаж. Возможность дискретного представления
мультимедийных данных.
8 класс (1 ч в неделю, всего – 34 ч)
Математические основы информатики (13 ч)
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел
от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной
системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое
отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Основы алгоритмизации (10 ч)
14
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие
алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных
начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись
алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление
исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий:
ветвление и повторение.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые,
логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных
действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием
промежуточных результатов.
Начала программирования (11 ч)
Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура
программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод,
присваивание, ветвление, цикл).
Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.
9 класс (1 ч в неделю, всего – 33 ч)
Моделирование и формализация (8 ч)
Понятия натурной и информационной моделей.
Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула,
чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе,
биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности
модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении
научно-технических задач.
Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных
и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка
данных.
Алгоритмизация и программирование (10 ч)
Этапы решения задачи на компьютере.
Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного
алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.
15
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой
природе, обществе и технике.
Обработка числовой информации (6 ч)
Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные
ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке
(упорядочивании) данных.
Коммуникационные технологии (9 ч)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации.
Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум,
телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина,
файловые архивы.
Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение
сайта в Интернете.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных
программ и работы в сети Интернет.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Тематическое планирование в 7 классе
№
Тема раздела
Количество часов
1.
Информация и информационные процессы
9
2.
Компьютер как универсальное устройство
8
3.
Обработка графической информации
4
4.
Обработка текстовой информации
9
5.
Мультимедиа
4
Всего
34
Тематическое планирование в 8 классе
№
Тема раздела
Количество часов
1.
Математические основы информатики
13
2.
Основы алгоритмизации
10
16
3.
Начала программирования
10
Всего
34
Тематическое планирование в 9 классе
№
Тема раздела
Количество часов
1.
Моделирование и формализация
8
2.
Алгоритмизация и программирование
10
3.
Обработка числовой информации
6
4.
Коммуникационные технологии
9
Всего
33
17