Функциональная грамотность

Приложение № 25
к основной образовательной программе
среднего общего образования

Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
направление: общеинтеллектуальное

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с
внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В
отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать,
составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические
действия, функциональная грамотность есть суммарный уровень знаний, умений и
навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных
отношений, который считается минимально необходимым для осуществления
жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Цель программы: развитие функциональной грамотности учащихся 10-11 классов
как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Задачи:
 развивать способности обучающегося формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах;
 развивать способности обучающегося понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
 развивать способности обучающегося осваивать и использовать естественнонаучные
знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой;
 развивать способности обучающегося понимать основные особенности
естествознания, как формы человеческого познания;
 развивать способности обучающегося демонстрировать осведомленность в том, что
естественные науки, технология оказывают влияние на материальную,
интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую
позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием;
 развивать способности обучающегося принимать эффективные решения в
разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового
благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической
жизни
Программа реализуется в работе с обучающимися 10-11 классов. Программа курса
рассчитана на два года с проведением занятий 1 раз в неделю.
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые
предусматривают
активность
и
самостоятельность
обучающихся:
сочетание
индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность,
деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность
школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение,
расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний,
переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В целом,
реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для
формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале
Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО

(http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/).
Промежуточная аттестация проводится в форме творческого задания, основывается
на встроенном педагогическом наблюдении по системе оценки «Зачёт/незачёт». По итогам
промежуточной аттестации классным руководителем оформляется ведомость.

















1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные
осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и
своего места в мире);
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
осознание ценности самостоятельности и инициативы;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
проявление интереса к способам познания;
стремление к самоизменению;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения
к себе, окружающим людям и жизни в целом;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности
и развитие необходимых умений;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
активное участие в жизни семьи;
приобретение опыта успешного межличностного общения;

Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия:
 с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
 предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев);
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;



прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах;
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
 эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
Регулятивные универсальные учебные действия:
 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение;
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
 различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
 выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого
Предметные результаты
Модуль «Читательская грамотность»
 овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;




















умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять
тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя,
рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности
произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка
художественного произведения;
представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного
текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование
ею;
анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых
высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;
Модуль «Математическая грамотность»
сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и
десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая
устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами;
выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять
значения числовых выражений; использовать калькулятор;
решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин
(скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с
отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из
области управления личными и семейными финансами),
решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и
алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и
ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния,
времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие;
интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных со
свойствами рассматриваемых объектов;
извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице,
линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные
данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с
помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать
статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее
и наименьшее значения, размах числового набора;
оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически
достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с
помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в
соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства
при решении различных задач;
решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями,
использовать свойства последовательностей.

Модуль «Естественно- научная грамотность»
 умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи
исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной
цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и
совместную деятельность в группе;



умение применять простые физические модели для объяснения процессов и
явлений;
умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их
состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека
и окружающую природную среду;
умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и
закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и
процессов;
сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о
глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их
преодоления;
умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни,
сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать
лженаучным манипуляциям в области здоровья;









Модуль «Финансовая грамотность»
формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в
финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций;
формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие
выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные
взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе
направленные на определение качества жизни человека, семьи и финансового
благополучия;
формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия
решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых
рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;
формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и
окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том
числе фишинг);
формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный
социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с
точки зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы,
связанные с личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых
мошенничеств, применения недобросовестных практик).










2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10 класс
№

Раздел (тема)

Содержание

Определение основной темы и идеи в
драматическом произведении.
Учебный текст как источник
Модуль «Читательская информации. Сопоставление
1
грамотность»
содержания текстов официально –
делового стиля. Деловые ситуации в
текстах. Применение информации из
текста в изменённой ситуации. Типы

Формы внеурочной
деятельности
Поисковые и научные
исследования Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

текстов: текст-инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы,
законы). Поиск ошибок в
предложенном тексте. Типы задач на
грамотность. Информационные задачи.
Работа с несплошным текстом: формы,
анкеты, договоры
Числа и единицы измерения: время,
деньги масса, температура, расстояние.
Вычисление величины, применение
пропорций прямо пропорциональных
отношений для решения проблем.
Модуль
Текстовые задачи, решаемые
2 «Математическая
арифметическим способом: части,
грамотность»
проценты, пропорция, движение,
работа. Инварианты: задачи на
четность (чередование, разбиение на
пары). Логические задачи, решаемые с
помощью таблиц. Графы и их
применение в решении задач.
Тело и вещество. Агрегатные
состояния вещества. Масса. Измерение
массы тел. Строение вещества. Атомы
и молекулы. Модели атома. Тепловые
явления. Тепловое расширение тел.
Использование явления теплового
Модуль «Естественно3
расширения для измерения
научная грамотность»
температуры. Плавление и
отвердевание. Испарение и
конденсация. Кипение. Представления
о Вселенной. Модель Вселенной.
Модель солнечной системы. Царства
живой природы.
Удивительные факты и истории о
деньгах. Нумизматика. «Сувенирные»
деньги. Фальшивые деньги: история и
современность. Откуда берутся деньги?
Виды доходов. Заработная плата.
Почему у всех она разная? От чего это
Модуль «Финансовая
4
зависит? Собственность и доходы от
грамотность»
нее. Арендная плата, проценты,
прибыль, дивиденды. Социальные
выплаты: пенсии, пособия. Как
заработать деньги? Мир профессий и
для чего нужно учиться?
Личные деньги.

Поисковые и научные
исследования Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

Поисковые и научные
исследования Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

Поисковые и научные
исследования Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.
Видео-лекции, мастерклассы, семинары,
викторины
«Финансовая
грамотность»

11 класс
№ Раздел (тема)

Содержание

1 Модуль

Формирование читательских умений с

Формы внеурочной
Деятельности
Поисковые и научные

«Читательская
грамотность»

опорой на текст и внетекстовые знания.
Электронный текст как источник
информации. Сопоставление
содержания текстов научного стиля.
Образовательные ситуации в текстах.
Критическая оценка степени
достоверности, содержащейся в тексте
информации. Типы текстов: текстаргументация (комментарий, научное
обоснование). Составление плана на
основе исходного текста. Типы задач
на грамотность. Аналитические
(конструирующие) задачи. Работа со
смешанным текстом. Составные
тексты.
Представление данных в виде таблиц.
Простые и сложные вопросы.
Количественные рассуждения,
связанные со смыслом числа,
Модуль
различными представлениями чисел,
2 «Математическая
изяществом вычислений,
грамотность»
вычислениями в уме, оценкой
разумности результатов. Решение
стереометрических задач.
Вероятностные статистические
зависимости.
Анализ, интерпретация данных.
Преобразование одной формы
представления данных в другую.
Модуль
Распознавание допущения,
«Естественно3
доказательства и рассуждения в
научная
научных текстах. Оценивание c
грамотность»
научной точки зрения аргументов и
доказательств из различных
источников.
Облигации и ценные бумаги. Векселя.
Риски акций и управление ими.
Гибридные инструменты. Биржа и
брокеры. Фондовые индексы. Паевые
инвестиционные фонды. Риски и
управление ими. Инвестиционное
Модуль «Финансовая
4
профилирование. Формирование
грамотность»
инвестиционного портфеля и его
пересмотр. Типичные ошибки
инвесторов. Страхование для
страхового рынка физических лиц.
Государственное и негосударственное
пенсионное страхование.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

Поисковые и научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

Поисковые и научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

Поисковые и научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.
Видео-лекции, мастерклассы, семинары,
викторины
«Финансовая
грамотность»

10 класс
№

Тема занятия
Модуль «Финансовая грамотность»
Факты о деньгах. Нумизматика
Инвестиции
Социальные выплаты
Виды доходов
Обобщение по модулю «Основы финансовой грамотности»
Итого
Модуль «Читательская грамотность»
Формирование читательских умений с опорой на текст и вне текстовые
знания
Электронный текст как источник информации?
Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности
содержащейся в тексте информации?
Типы задач на грамотность. Конструирующие задачи
Обобщение по модулю «Основы читательской грамотности»
Итого
Модуль «Математическая грамотность»
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние
Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных
отношений для решения проблем.
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц
Графы и их применение в решении задач.
Обобщение по модулю «Основы математической грамотности»
Итого
Модуль «Естественно-научная грамотность»
Масса. Измерение массы тел
Атомы и молекулы
Тепловые явления
Испарение и конденсация. Кипение
Представления о Вселенной.
Царства живой природы
Обобщение по модулю «Основы естественнонаучной грамотности»
Итого
Промежуточная аттестация
ВСЕГО

1
2
3
4
5

1
2
3
4
5

1
2
3
4
5

1
2
3
4
5
6
8

Кол-во
часов
1
1
2
1
1
6
2
2
2
2
1
9
2
2
2
2
1
9
1
1
1
1
2
2
1
9
1
34

11 класс
№

1
2
3
4

Тема занятия
Модуль «Финансовая грамотность»
Облигации и ценные бумаги. Векселя. Риски акций и управление ими.
Гибридные инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы.
Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими.
Инвестиционное профилирование.
Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр.
Типичные ошибки инвесторов.
Страхование для страхового рынка физических лиц. Государственное и

Кол-во
часов
2
2
2
2

негосударственное пенсионное страхование.
Обобщение по модулю «Основы финансовой грамотности»
Итого
Модуль «Читательская грамотность»
Формирование читательских умений с опорой на текст и вне текстовые
1
знания
2 Электронный текст как источник информации?
Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности,
3
содержащейся в тексте информации.
4 Типы задач на грамотность. Конструирующие задачи
5 Обобщение по модулю «Основы читательской грамотности»
Итого
Модуль «Математическая грамотность»
1 Простые и сложные вопросы...
Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными
2 представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме,
оценкой разумности результатов
3 Решение стереометрических задач
4 Вероятностные, статистические зависимости.
5 Обобщение по модулю «Основы математической грамотности»
Итого
Модуль «Естественно-научная грамотность»
1 Анализ, интерпретация данных.
2 Преобразование одной формы представления данных в другую.
Распознавание допущения, доказательства и рассуждения в научных
3
текстах.
Оценивание c научной точки зрения аргументов и доказательств из
4
различных источников.
5 Итого
Промежуточная аттестация
ВСЕГО
5

2
10
2
2
1
2
2
9
2
1
2
1
2
8
2
2
2
2
8
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».