Приложение 6
к основной образовательной программе
начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Литературное чтение на родном (русском) языке
срок реализации программы: 4 года (с 1 по 4 класс)
1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В программе учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную
специфику русской литературы; взаимосвязь русского языка и русской литературы с
историей России, с материальной и духовной культурой русского народа. Учебный предмет
«Литературное чтение на родном (русском) языке» не ущемляет права тех школьников,
которые изучают иной родной язык и иную родную литературу, поэтому учебное время,
отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для
углублённого изучения основного курса литературного чтения, входящего в предметную
область «Русский язык и литературное чтение». Курс предназначен для расширения
литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и
русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения
младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми
для национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные младшим
школьникам для чтения и изучения произведения русской литературы отражают разные
стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро,
сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.).
В данной программе специфика курса «Литературное чтение на родном (русском)
языке» реализована благодаря:
а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер, обычаи,
традиции русского народа, духовные основы русской культуры;
б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского
детства: особенности воспитания ребёнка в семье, его взаимоотношений со сверстниками и
взрослыми, особенности восприятия ребёнком окружающего мира;
в) расширенному историко-культурному комментарию к произведениям, созданным во
времена, отстоящие от современности; такой комментарий позволяет современному
младшему школьнику лучше понять особенности истории и культуры народа, а также
содержание произведений русской литературы.
Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно связан с
предметом «Родной язык (русский)».
Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» способствует
обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры и коммуникативных умений.
Оба курса объединяет культурно-исторический подход к представлению дидактического
материала, на основе которого выстраиваются проблемно-тематические блоки программы.
Каждый из проблемно-тематических блоков включает сопряжённые с ним ключевые
понятия, отражающие духовную и материальную культуру русского народа в их
исторической
взаимосвязи.
Ещё
одной
общей
чертой
обоих
курсов
является
концентрирование их содержания вокруг интересов и запросов ребёнка младшего школьного
возраста, что находит отражение в специфике выбранных произведений.
Распределённое по классам содержание обучения сопровождается следующим
деятельностным наполнением образовательного процесса.
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих
национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по
воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух
текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических
норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду
и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и
жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как
источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические
ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном
пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, веру, справедливость, совесть,
сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие,
трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение,
взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь,
взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе
культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром,
взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций.
Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его
переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского
народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.),
отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение
информационных
текстов:
историко-культурный
комментарий
к
произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении
прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст;
высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение
словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на
ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов
общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших
по
объёму письменных
высказываний по проблемам,
поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список
произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование
соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской
культуре.
Литературоведческая пропедевтика
Практическое использование при анализе текста изученных литературных
понятий.
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные
формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая
речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм;
рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной
речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных
произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся:
чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на
основе художественного произведения с учётом коммуникативной задачи (для разных
адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин
русских художников.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в
составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования, сформулированным в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по
основным направлениям воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через
изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание
ролимежнационального общения народов России;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в
том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
- уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений и фольклора;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в
фольклорных и художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и чувств;
проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка);
- сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры художественных произведений;
эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разнымвидам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том
числе в искусстве слова;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации;
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого
этикета и правил общения;
трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров
из художественных произведений;
экологического воспитания:
- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
- неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в
процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
- познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность
и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению
художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у
обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные
действия.
Базовые логические действия:
- сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов,
устанавливать аналогии текстов;
- объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
- определять
существенный
признак
для
классификации
пословиц,
поговорок,
фразеологизмов;
- находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем
алгоритма
наблюдения;
анализировать
алгоритм
действий
при
анализе
текста,
самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов;
- выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе
предложенного
алгоритма,
формулировать
запрос
на
дополнительную
информацию;
- устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного
высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
- сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по
предложенному плану проектное задание;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого смыслового анализа текста; формулировать с помощью учителя вопросы в
процессе анализа предложенного текстового материала;
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
- выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
- согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете;
- анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
- понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно
создаватьсхемы, таблицы для представления результатов работы с текстами.
К
концу
обучения
в
начальной
школе
у
обучающегося
формируются
коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями иусловиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалоги идискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
- готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного
задания;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия
в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок,
связанных с анализом текстов;
- соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов;
- находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективнооценивать их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки
героев с нравственными нормами;
- владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор,
олицетворений, эпитетов и видеть в тексте -данные средства художественной
выразительности;
- совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации
художественных и учебных текстов;
- применять
опыт
чтения
произведений
русской
литературы
для
речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
- обогащать собственный круг чтения;
- соотносить
впечатления
от
прочитанных
и
прослушанных
произведений
с
впечатлениями от других видов искусства.
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
- осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе
изучения произведений русской литературы;
- осознавать родную литературу как национально-культурную ценность народа, как
средствосохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации и
анализахудожественных, научно-популярных и учебных текстов;
- применять
опыт
чтения
произведений
русской
литературы
для
речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать
содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого), пересказывать литературное произведение от имени
одного из действующих лиц;
- пользоваться
справочными
источниками
для
понимания
текста
и
получения
дополнительной информации.
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
- осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для
культурной самоидентификации;
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного
текста;
- совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации,
анализаи преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
- применять
опыт
чтения
произведений
русской
литературы
для
речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать
содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных
произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
- самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать
собственный круг чтения;
- пользоваться
справочными
источниками
для
понимания
текста
и
получения
дополнительной информации.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Раздел, тема
Книги – мои друзья
Количест
во часов
2
Электронные
образовательные ресурсы
1.
С. Маршак «Новому читателю»; В. 1
Осеева «Мама принесла Тане новую
книгу»
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=68996
http://moodle.distcentr.ru/mod/page/v
iew.php?id=68993
2.
С. Михалков «Как бы жили мы без
книг?»
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=68996
http://moodle.distcentr.ru/mod/page/v
iew.php?id=68993
Устное народное творчество
3.
4.
1
2
1
Малые произведения устного
народного творчества
Русская народная сказка «Лиса, заяц и 1
петух», «Пузырь, Соломинка и
Лапоть»
Здравствуй, сказка!
https://resh.edu.ru/subject/32/1/
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=68996
http://moodle.distcentr.ru/mod/page/v
iew.php?id=68993
3
5.
С. Маршак «Курочка Ряба и десять 1
утят»
6.
Л. Пантелеев «Две лягушки»
1
7.
С. Михалкова «Сами виноваты»
1
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=68996
http://moodle.distcentr.ru/mod/page/v
iew.php?id=68993
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=68996
http://moodle.distcentr.ru/mod/page/v
iew.php?id=68993
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=68996
http://moodle.distcentr.ru/mod/page/v
iew.php?id=68993
О братьях наших меньших
3
8.
И. Токмаковой «Лягушки»
1
9.
Е. Благининой «Котенок»
1
10.
И. Токмакова «Разговор синицы и 1
дятла»
Я и мои друзья
https://resh.edu.ru/subject/lesson/426
4/start/187523/
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=68996
http://moodle.distcentr.ru/mod/page/v
iew.php?id=68993
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=68996
http://moodle.distcentr.ru/mod/page/v
iew.php?id=68993
3
11.
А. Барто «Сонечка»;
Э. Шим «Брат и младшая сестра»
1
12.
Е. Пермяк «Самое страшное»;
В. Осеева «Хорошее»
1
13.
1
Е. Благинина «Паровоз, паровоз…»,
М. Пляцковский «Солнышко на
память» (сказка).
3
Край родной
14.
П. Воронько «Лучше нет родного 1
края». А. Плещеев «Весна»
15.
Стихотворение В. Берестова «Моя 1
Родина»
16.
Стихотворение М. Матусовского «С
чего начинается Родина»
1
Промежуточная аттестация
1
Общее количество часов по программе
17
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=68996
http://moodle.distcentr.ru/mod/page/v
iew.php?id=68993
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=68996
http://moodle.distcentr.ru/mod/page/v
iew.php?id=68993
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=68996
http://moodle.distcentr.ru/mod/page/v
iew.php?id=68993
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=68996
http://moodle.distcentr.ru/mod/page/v
iew.php?id=68993
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=68996
http://moodle.distcentr.ru/mod/page/v
iew.php?id=68993
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=68996
http://moodle.distcentr.ru/mod/page/v
iew.php?id=68993
2 класс
№
Раздел, тема
п/п[УзМ1]
Количество
часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Мир детства (9ч)
Я и книги (2ч)
Е. Н. Егорова «Детство
1.1.
Александра Пушкина» (глава
«Нянины сказки»).
Т. А. Луговская «Как знаю, как
помню, как умею» (фрагмент).
1.2.
Л.К.Чуковская «Памяти детства.
Мой отец Корней Чуковский»
(отрывки).
1
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=68888&forceview=1
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=68898
video/_myvideo/65.html
https://proza.ru/2011/02/01/80
1
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?forceview=1&id=71095
2. Я взрослею (3ч)
2.1.
Л. И. Кузьмин «Дом с
колокольчиком».
В. В. Бианки «Сова».
1
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=68996
http://moodle.distcentr.ru/mod/page/view.ph
p?id=68993
2.2.
Б. В. Шергин «Плотник думает
топором».
Е. А. Пермяк «Маркел-самодел и
его дети».
В. В. Голявкин «Этот мальчик».
С. П. Алексеев «Медаль».
1
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=69985
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
2.3.
3.1.
ge/view.php?id=69993
1
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=70010
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=70015
3. Семья крепка ладом (2ч)
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
Л. Н. Толстой «Отец и сыновья».
1
ge/view.php?id=70766
М. В. Дружинина «Очень
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
полезный подарок».
ge/view.php?id=70973
3.2.
С. Г. Георгиев «Стрекот
кузнечика».
В. В. Голявкин «Мой добрый
папа» (фрагмент).
1
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=71227
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=71419
4. Я фантазирую и мечтаю (2ч)
4.1.
4.2.
Н. К. Абрамцева «Заветное
желание».
Е. В. Григорьева «Мечта».
Л. Н. Толстой «Воспоминания»
1
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=71546
1
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=71804
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
Россия – родина моя (7ч)
5. Люди земли русской (3ч)
В. А. Бахревский «Виктор
5.1.
1
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=72079
Васнецов» (глава «Рябово»).
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
М. А. Булатов,
5.2.
1
ge/view.php?id=72126
В. И. Порудоминский «Собирал
человек слова… Повесть о В. И.
Дале» (фрагмент).
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
5.3.
1
М. Л. Яковлев «Сергий
ge/view.php?id=72222
Радонежский приходит на
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
помощь» (фрагмент).
ge/view.php?id=72395
И.К. Языкова «Преподобный
Сергий Радонежский»
6. Народные праздники, связанные с временами года (2ч)
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
6.1.
1
И. С. Шмелёв «Лето Господне»
ge/view.php?id=72510
(фрагмент главы «Масленица»).
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
Песни-веснянки.
ge/view.php?id=72880
Л. Ф. Воронкова «Девочка из
города» (глава «Праздник весны»).
В. А. Жуковский «Жаворонок».
А. С. Пушкин «Птичка».
А.А. Коринфский «Августсобериха», «Спожинки»
7. О родной природе (2ч)
7.1.
И. С. Никитин «В чистом поле
тень шагает».
Ю. И. Коваль «Фарфоровые
колокольчики».
М.С. Пляцковский «Колокольчик
7.2.
В. А. Солоухин «Трава»
(фрагмент).
Е.А .Благинина «Журавушка»
Промежуточная аттестация
1
Общее количество часов по программе
17
6.2.
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=72659
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=72726
1
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=72813
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=72896
1
https://poemata.ru/poets/blagininaelena/zhuravushka/
1
3 класс
№
п/п
Раздел, тема
Количество
часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Мир детства (9ч)
1.Я и книги (2ч)
1.1. В. И. Воробьев «Я ничего не
придумал» (глава «Мой дневник»).
И. Краева «Письмописательное
искусство»
1.2. В. П. Крапивин «Сказки Севки
Глущенко» (глава «День
рождения»).
Т.В. Толстая «Детство
Лермонтова» (отрывок).
2. Я взрослею (3ч)
2.1. Л. Л. Яхнин «Последняя
рубашка».
Ю. А. Буковский «О Доброте —
злой и доброй».
2.2. П. В. Засодимский «Гришина
милостыня».
В.Н. Крупин «Сушёная малина»
(отрывок)
2.3. Н. Г. Волкова «Дреби-Дон».
3. В дружной семье и в холод тепло (2ч)
3.1. В. М. Шукшин «Как зайка летал
на
воздушных
шариках»
(фрагмент).
1
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=68939
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=68940
1
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=68941
https://libking.ru/books/child/child-prose/210614-tatyanatolstaya-detstvo-lermontova.html
1
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=68962
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=70097
1
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=70080
http://ruszhizn.ruspole.info/node/
7627
1
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=70261
1
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=70470
А. Л. Решетов «Зёрнышки спелых
яблок» (фрагмент).
О. Ф. Кургузов «Душа
нараспашку».
4. Я фантазирую и мечтаю (2ч)
4.1. В. П. Крапивин «Брат, которому
семь» (фрагмент главы «Зелёная
грива»), «Что такое стихия»
3.2.
4.2.
Л. К. Чуковская «Мой отец —
Корней Чуковский» (фрагмент).
Г.А Скребицкий «Чему научила
сказка»
1
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=70409
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=70379
1
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=71059
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=71060
1
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=71095
https://bibliogid.ru/archive/pisateli/pisatelio-chtenii/372-g-a- skrebitskij-chemunauchilaskazka
Россия – родина моя (7ч)
5. Люди земли русской (2ч)
5.1. Н.
М.
Коняев
«Правнуки 1
богатырей» (фрагмент).
Л.М.
Дёмин
«Рассказывает
бывалый человек»
В.А. Бахревский «Семён Дежнёв»
(фрагмент).
5.2. О. М. Гурьян «Мальчик из 1
Холмогор» (фрагмент).
М.В.
Ломоносов
«Вечернее
размышление
о
Божием
величестве», А. Н. Майков
«Ломоносов» (фрагмент).
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=71179
https://www.rulit.me/books/semen
-dezhnev-read-79211-1.html
http://www.barius.ru/biblioteka/b
ook/4654
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=71139
https://rustih.ru/mixaillomonosov-vecherneerazmyshlenie/
http://www.bibliotekapoeta.ru/lomonosov/maikov-a-n/
6. Народные праздники, связанные с временами года (2ч)
https://azbyka.ru/fiction/serebrya nayaНикифоров-Волгин 1
6.1. В.А.
metel/ https://allforchildren.ru/poetry/au
«Серебряная метель»
thor341-grigorieva.php
Е. В. Григорьева «Радость».
https://daningrad.ru/hristoslavyА.А. Коринфский «Христославы»
a-korinfskiy
1
А.Н. Майков «Христос Воскрес!»
А. И. Куприн. «Пасхальные
колокола» (фрагмент).
С. Чёрный. «Пасхальный визит»
(фрагмент).
К.М. Фофанов «Под напев молитв
пасхальных…»
7. О родной природе (3ч)
6.2.
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=71462
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=71467
https://stih.su/fofanov-k-m-pod- napevmolitv-paskhaln/
7.1.
И. С. Никитин «Лес».
К. Г. Паустовский «Клад».
1
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=72775
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=72781
7.2.
7.3.
М. М. Пришвин «Река»
1
В.П. Астафьев «Ночь тёмнаятёмная»
В.Г. Распутин «Горные речки»
И. П. Токмакова «Туман».
1
В. П. Астафьев «Зорькина песня»
(фрагмент).
Промежуточная аттестация
1
Общее количество часов по программе
17
https://www.rulit.me/books/noch-temnayatemnaya-read-241409- 1.html
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=72824
http://moodle.distcentr.ru/mod/pa
ge/view.php?id=72526
4 класс
№
п/п
Раздел, тема
Количество
часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Мир детства (9ч)
1. Я и книги (2ч)
1.1. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Книжка с
картинками» (глава «Из далёкого
прошлого»).
И.А. Гончаров «Фрегат
«Паллада»»
1.2. С. Т. Аксаков «Детские годы
Багрова-внука» (фрагмент главы
«Последовательные
воспоминания»).
С.
Т.
Григорьев
«Детство
Суворова» (фрагмент).
2. Я взрослею (2ч)
2.1. Л.Л. Яхнин «Храбрец»
И. П. Токмакова «Разговор
татарника и спорыша».
Е. В. Клюев «Шагом марш».
2.2. Б. П. Екимов «Ночь исцеления».
И. А. Мазнин «Летний вечер».
3. Я и моя семья (3ч)
3.1. К. В. Лукашевич «Моё милое
детство» (фрагмент).
3.2. М. В. Водопьянов «Полярный
лётчик» (главы «Маленький мир»,
«Мой первый „полёт”»).
1
http://poesias.ru/proza/maminsibiryak/mamin- sibiryak1031.shtml
https://akniga.org/goncharovivan-fregat-pallada-priklyuchenie
1
https://skazki.rustih.ru/sergejaksakov-detskie-gody-bagrovavnuka/ http://poesias.ru/proza/grigorevsergej/grigorev1006.shtml
1
https://volzsky-klass.ru/yaxnin-l-l-xrabrec/
https://daningrad.ru/razgovortatarnika-i-sporysha
1
https://skazki.rustih.ru/borisekimov-noch-isceleniya
1
https://azbyka.ru/fiction/moemiloe-detstvo/10/
1
https://www.rulit.me/books/polyarnyj-letchikread-52916-1.html
3.3.
Е. Н. Верейская «Три девочки»
(фрагмент).
1
https://modernlib.net/books/verey
skaya_elena_nikolaevna/tri_devoc
hki_istoriya_odnoy_kvartiri/read_1
4. Я фантазирую и мечтаю (2ч)
4.1. Т. В. Михеева «Асино лето» 1
https://www.rulit.me/books/asinoleto-read-315909-1.html
(фрагмент).
4.2. В. П. Крапивин «Голубятня на 1
http://bookonline.com.ua/read.php?book=7
жёлтой поляне» (фрагменты).
Россия – родина моя (7ч)
5. Люди земли Русской (2ч)
https://www.rulit.me/books/afanasij-nikitin5.1. Е. В. Мурашова «Афанасий 1
read-216821-1.html
Никитин» (глава «Каффа»).
https://www.rulit.me/books/za-tri-moryaК.И. Кунин «За три моря.
read-348592-1.html
Путешествие
Афанасия
https://librebook.me/hojdenie_za_
Никитина»
tri_moria_afanasii_nikitin/vol1/1
А. Никитин «Хождение за три
моря»
5.2. В.А. Гагарин «Мой брат Юрий»
1
https://bookscafe.net/read/gagarin
_valentin-moy_brat_yuriy-160600.html#p1
Ю.А Гагарин «Сто восемь минут»
Г.С. Титов «Наш Гагарин»
6. Что мы Родиной зовём (1ч)
https://mir- knig.com/read_485444-1
6.1. А. Д. Дорофеев «Веретено».
1
http://epampa.narod.ru/boroditsk
Сказ о валдайских колокольчиках
aya/lesnik.html
М.Я. Бородицкая «В гостях у
https://detstvo.irkutsk.ru/authors/
лесника»
fulltext.php?author_id=40&text_i
Г.Я.
Снегирёв
«Карликовая
d=134
берёзка»
В. Г. Распутин «Саяны».
7. О родной природе (4ч)
народная
сказка 1
7.1. Русская
«Морозко»
В.Ф.
Одоевский
«Мороз
Иванович»
7.2. Д.Б. Кедрин «Мороз на стёклах»
1
Н.Н .Асеев «Такой мороз»
В. Д. Берестов. «Мороз».
7.3.
М.М. Зощенко «Гроза»
1
Н.Г.
Гарин-Михайловский
«Детство Тёмы»
https://skazki.rustih.ru/morozko-2/
https://skazki.rustih.ru/vladimirodoevskij-moroz-ivanovich/
https://rustih.ru/dmitrij-kedrin-moroz-nasteklax/ https://rustih.ru/nikolaj-aseevtakoj-moroz/
https://skazki.rustih.ru/mixail- zoshhenkogroza/ https://skazki.rustih.ru/avtorskieskazki/nikolaj-garin-mixajlovskijskazki/nikolaj-garin-mixajlovskijdetstvo-tyomy/
7.4.
А.А. Блок «Перед грозой», «После 1
грозы»
В.А. Солоухин «Ветер»
https://rustih.ru/aleksandr-blok-peredgrozoj/ https://rustih.ru/aleksandr-blokposle-grozy/ https://rustih.ru/vladimirsolouxin-veter/
Промежуточная аттестация
1
Общее количество часов по программе
17
Общая трудоёмкость программы
67,5