Программа дополнительного образования

Содержание:
Пояснительная записка
Учебный план
Календарный учебный график
Календарно-тематическое планирование
Содержание программы
Организационно-педагогические условия
Форма итогового контроля
Материально-техническое обеспечение
Список литературы

2

Пояснительная записка
Современный этап развития системы образования предусматривает
формирование коммуникативно-развитой личности, которая осознанно и
гибко владеет мастерством убеждения, способна создавать, публично
произносить и оценивать выступления разных видов и жанров.
Современному школьнику достаточно часто приходиться участвовать в
открытых обсуждениях, презентовать свои идеи и разработки в различных
областях знаний, защищать новые проекты, успех и признание которых
напрямую зависит от овладения навыками публичного выступления.
Актуальность программы обусловлена её практической значимостью.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает
возможность каждому участнику программы в короткий срок получить
основные

знания

в

области

публичного

выступления,

опробовать

полученные знания на практике и подготовить свое выступление в малой
группе. В программе большая часть времени уделена практической
составляющей. Именно на практике, обучающиеся смогут понять, как
построить свое успешное выступление, какие особенности личности смогут
помочь каждому сделать свое выступление отличным от других, что
привлечет внимание публики именно к его выступлению, что сделает данное
выступление успешным.
Еще одна особенность – возможность гибко строить содержание занятий
с

учетом

различных

возрастных

категорий:

младших

школьников,

школьников среднего и старшего звена.
Новизна программы заключается в использовании художественного
материала для выступлений. За основу выступления взяты тексты сказок «На
всякий случай» Евгения Клюева. Сказки, которые не имею границ возраста,
но обладают тонкой философией понятной каждому читателю. Здесь есть
возможность не только музыкальной поэтической передачи текста, но и
уникальная возможность с помощью текста выразить свою жизненную

3

позицию, аргументировать ее слушателю, и что важно для публичного
выступления, заразить зрителя своим мнением.
Педагогическая целесообразность программы. Обучение по данной
программе дает возможность приобретения умений и навыков правильного
воспроизведения звуков; развитию артикуляционного аппарата и коррекции
нарушений устной речи. В данном случае речь идет не о логопедических
нарушениях звукопроизношения. Многие дикционные недостатки при
произнесении какого-либо текста проявляются в вялости, бедности или
манерности речи, в «проглатывании» слогов и окончаний слов, что снижает
впечатление от публичного выступления. Педагогическую целесообразность
программы обеспечивают адекватные формы и методы образовательной
деятельности, соответствующие возрастным особенностям и познавательным
интересам обучающихся.
Применяемые на занятиях активные методы обучения, такие как
разыгрывание

ролей,

речевой

тренинг,

активное

проигрывание,

драматизация, сочетаются с технологиями продуктивного чтения. В процессе
занятий у обучающихся постепенно формируются навыки правильного
дыхания, грамотно построенной литературной речи, четкого произношения,
контроля звучности и силы голоса; расширяется словарный запас;
развивается понимание принципов работы с литературным произведением,
умение находить его подтекст. Параллельно появляется свобода в общении, в
том числе с аудиторией зрителей.
Помимо

групповых

форм

проведения

занятий

в

программе

предусмотрены индивидуальные встречи с педагогом, позволяющие выявить
отличительные

особенности

речи

каждого

обучающегося,

выстроить

программу обучения с учетом возрастных, психологических особенностей
развития личности школьника, а также постараться снять «зажимы» перед
выступлением на публике.
Направленность программы: социально-педагогическая.

4

Возрастные особенности: программа предназначена для обучающихся
в возрасте от 7 до 17 лет. Группы формируются по возрастному принципу.
Образовательный процесс выстраивается с учетом психофизических и
возрастных особенностей детей в группе.
Срок реализации программы: программа реализуется в течение 18
часов.
Форма и режим занятий. Программа состоит из 12 групповых и 6
индивидуальных занятий.
Цель

программы:

выступлению,

создать

подготовить
условия

для

обучающихся
прочтения

к

публичному

художественного

произведения.
Задачи программы:
Воспитательные:
 Формирование навыков межличностного общения по средствам
прямого общения в группе.
 Создание условий для публичного выступления обучающегося, в
том числе в дистанционном формате.
Образовательные:


Формирование умения правильного произношения гласных и

согласных в слоге, слове, простых скороговорках, по средствам
выполнения упражнений артикуляционной гимнастики.
 Приобретение дикционных навыков произношения звуков в фразе,
усложненной скороговорке, небольших художественных текстах.


Изучение и освоение навыков работы с художественным текстом,

выделение смысловых зон.


Создание условий для работы над образами героев, приобретение

основ актерской игры.


Создание собственного публичного выступления в малой группе.

Развивающие:

5

 Развитие коммуникативных навыков при работе в группе.
 Развитие

навыков

само

презентации,

приобретение

опыта

составления выступления.
 Развитие

способностей

грамотного

участия

в

дискуссии,

представление своей позиции перед аудиторией.
Планируемые результаты программы.
Обучающиеся:
 приобретут навыки по выбору текста произведения.
 освоят речевые и артикуляционные техники.
 получат знания в области работы над художественными образами
героев.
 научатся работать в группе чтецов.
 подготовят публичное выступление в режиме онлайн.
Данная

общеобразовательная

программа,

разработана

на

основе

Федерального Закона № 273 «Об образовании в РФ», «Конвенции ООН о
правах ребенка», Приказа Минобрнауки России от 09.11.2018 №196 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

6

Учебный план
Групповые занятия
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11

12
13
14

Название раздела/темы
Введение в тематику программы.
Разбор
современных
практик
публичного выступления онлайн.
Основные артикуляционные
гимнастики. Создание банка эмоций.
Знакомство с техниками развития
речевого аппарата с использованием
простых и сложных скороговорок
Выбор текстов для выступлений.
Знакомство с основными приемами в
работе над текстом.
Применение основных приемов в
работе над текстом публичного
выступления
Отработка основных техник развития
речевого аппарата.
Разбор выбранного произведения
(смысловой, интонационный)
Отработка текста выбранного
произведения, подготовка к
публичному выступлению.
Запись публичного выступления на
видео.
Работа с видео материалом
публичного выступления.
Корректировка. Подготовка к
выступлению на публику.
Представление
художественных
текстов для публичных выступлений.
Защита выбранного произведения в
группе в форме дискуссии.
Прочтение отрывка произведения в
группе. Обсуждение ярких моментов
выступления в группе.
Разыгрывание эпизодов
произведений по ролям.
Итоговая аттестация. Публичное
выступление - прочтение
подготовленной сказки в группе.
Итого

Количество часов
Всего
1

теория практика
1

1

0.5

0.5

2

0.5

1.5

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

18

3

15

Форма
промежуточной
аттестации

Видео с
выступления

Публичное
выступление

7

Рабочая программа
Тема 1: «Введение в тематику программы. Разбор современных практик
публичного выступления онлайн».
Знакомство

обучающихся

с

целями,

задачами

программы.

Представление основных приемов публичного выступления. Показ видео
сюжетов успешных и неудавшихся публичных выступлений. Разбор вместе с
обучающимися сильных и слабых сторон выступления. Мотивация на
подготовку собственного публичного выступления.
Тема 2: «Основные артикуляционные гимнастики. Создание банка
эмоций».
Знакомство с основными техниками артикуляционной гимнастики.
Применение техник на практике. Представление основных эмоциональных
проявлений человека, работа с лицевыми мышцами. Разбор техник владения
лицевыми гимнастиками. Создание образов, согласно эмоциональному
настрою. Фото 10 своих эмоций каждым обучающимся.
Тема 3: «Знакомство с техниками развития речевого аппарата с
использованием простых и сложных скороговорок»
Работа над произношением звуков согласных и гласных, работа со
слогом, отработка слов с отслеживанием произношения окончаний, работа
над качеством звучания и произношения слов в скороговорках. Работа над
эмоциональным произношением текстов скороговорок. Чтение скороговорок
по ролям, с использованием разных эмоций, со сменой предлагаемых
обстоятельств.
Тема 4: «Выбор текстов для выступлений. Знакомство с основными
приемами в работе над текстом».
Представление художественных текстов. Знакомство с основными
особенностями
обучающихся.

при

выборе

Определение

текста.
темы,

Распределение
идеи

выбранного

текстов

среди

произведения.

Обсуждение в группе вопросов: эмоционального окраса текста, на что лучше
сделать акценты при представлении текста, какие моменты станут

8

ключевыми, кульминационными при представлении произведения, как при
помощи данного текста высказать свое отношение к происходящим
событиям, от лица автора или главного героя будет представлен текст
слушателя. Разбор основных понятий: пауза, скорость чтения, интонационная
завершенность,

слова

автора

и

прямая

речь

героев,

главные

и

второстепенные герои.
Тема 5: «Применение основных приемов в работе над текстом
публичного выступления».
Отработка

пауз,

прочтение

отрывков

из

произведений

с

ярко

выраженным характером героев с последующим обсуждением в группе.
Тема 6: «Отработка основных техник развития речевого аппарата.
Речевые гимнастики, произношение сложных скороговорок. Коррекция
индивидуальных особенностей речи.
Тема 7: Разбор выбранного произведения (смысловой, интонационный)
Разбор

текста

произведения

с

обучающимся.

Определение

его

отношения к произведению. Определение позиции чтеца по отношению к
представляемому произведению, от лица главного героя или стороннего
наблюдателя будет представлен текст, какую главную мысль чтец
постарается передать слушателям. Расставление интонационных акцентов и
определение пауз, их размера.
Тема 8: «Отработка текста выбранного произведения, подготовка к
публичному выступлению».
Чтение произведения. Корректировка произношения, выстраивание
пауз.
Тема 9: «Запись публичного выступления на видео».
Разбор основных приемов записи выступления на камеру. Запись
прочтения выбранного произведения.
Тема 10: «Работа с видео материалом публичного выступления.
Корректировка. Подготовка к выступлению на публику».

9

Просмотр видео с прочтением произведения, выявление сильных сторон
выступления. Корректировка необходимых моментов для публичного
выступления.
Тема 11: «Представление художественных текстов для публичных
выступлений.

Защита

выбранного

произведения

в группе

в форме

дискуссии».
Представление каждым обучающимся своего произведение в форме
краткого рассказа-презентации с позиции «Самое лучшее произведение, и вы
должны

о

нем

узнать».

Обсуждение

всеми

участниками

группы

подготовленной презентации, что удалось, какие аргументы стали самыми
сильными при отстаивании позиции выступающим.
Тема 12: «Прочтение отрывка произведения в группе. Обсуждение ярких
моментов выступления в группе».
Тема 13: «Разыгрывание эпизодов произведений по ролям».
Применение

приема

перераспределения

ролей

в

публичном

выступлении, прочтение незнакомого ранее текста. Подготовка здесь и
сейчас мини выступления на публику.
Тема 14: «Контрольное занятие. Публичное выступление - прочтение
подготовленной сказки в группе».
Публичное выступление перед группой, прочтение произведения.
Календарный учебный график
№
1
2
3

4

Название раздела/темы

Сентябрь
1 2 3 4

Введение в тематику программы. Разбор
современных
практик
публичного 1
выступления онлайн.
Основные артикуляционные гимнастики.
1
Создание банка эмоций.
Знакомство с техниками развития
речевого аппарата с использованием
простых и сложных скороговорок
Выбор текстов для выступлений.
Знакомство с основными приемами в
работе над текстом.

2

1

Октябрь
1 2 3 4

Ноябрь
1 2 3 4

10
5
6
7
8
9
10

11

12
13
14

Применение основных приемов в работе
над текстом публичного выступления
Отработка основных техник развития
речевого аппарата.
Разбор выбранного произведения
(смысловой, интонационный)
Отработка текста выбранного
произведения, подготовка к публичному
выступлению.
Запись публичного выступления на
видео.
Работа с видео материалом публичного
выступления. Корректировка.
Подготовка к выступлению на публику.
Представление художественных текстов
для публичных выступлений. Защита
выбранного произведения в группе в
форме дискуссии.
Прочтение отрывка произведения в
группе. Обсуждение ярких моментов
выступления в группе.
Разыгрывание эпизодов произведений по
ролям.
Итоговая аттестация. Публичное
выступление - прочтение
подготовленной сказки в группе.
Итого
2

1
1
1
2
1
1

1

1
2
2
2

2

2

2

2

2

2

2

Форма аттестации
Промежуточная аттестация в виде записи публичного выступления
обучающегося на видео.
Итоговая аттестация в виде публичного выступления - прочтение
подготовленной сказки в группе.
Критерии оценки уровня освоения программы:


высокий уровень – обучающийся освоил весь объём 100-80%,
предусмотренный программой за конкретный период;



средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет
70-50%;



низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний,
предусмотренных программой.

11
Карта промежуточной и итоговой аттестации
ФИО педагога_____________________________________________________
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ДООП)
__________________________________________________________________
Предметные
результаты обучения
по программе

Ф
№ И
обу
п ча
/ ющ
п его
ся

Теор Прак
етич тиче
еская ская
подг подг
отов отов
ка
ка

Пре
дмет
ные
дост
иже
ния
ребё
нка

ит
ог
о,
%

Результаты
личностного
развития детей в процессе
освоения программы

Метапредметные
результаты обучения
по программе
Учебн
Учебн
Учебн
оооорган
интел
комму изаци
лекту
никат онные
альны
ивные умени
е
умени
яи
умени
я
навык
я
и

ит
ог
о,
%

Орган
изаци
онноволев
ые
качес
тва

Орие
нтаци
онны
е
качес
тва

Пове
денч
еские
качес
тва

ит
ог
о,
%

%
осво
ения
прог
рамм
ы
обуч
ающ
имся

1
2
3
4
5
Справка о результатах подведения итоговой аттестации
Направленность _____________________________________________________________
Объединение _______________________________________________________________
ФИО педагога _____________________________________________________________
Форма проведения _________________________________________________________
Присутствовали ___________________________________________________________
№

Фамилия, имя обучающегося

Результат (уровень освоения программы –
высокий, средний, низкий)

1
2
…

Итог прохождения программы - публичное выступление каждого
обучающегося в малой группе и запись видео материала с прочтением
художественного текста.
Материально-техническое обеспечение (база) по справке: стол
учителя с тумбой; стул учителя, регулируемый по высоте; ноутбук для
учителя;

принтер

МФУ;

интерактивная

панель;

стол

регулируемый; стул ученический, регулируемый по высоте.

ученический,

12

Список литературы.
для педагога:
1. Баева, О. А. «Ораторское искусство и деловое общение»., 2000.
2. Иванова, С. Ф. «Искусство диалога, или беседы о риторике», 1992.
3. Сопер, П. «Основы искусства речи», 1992.
4. Волков А. А. «Основы риторики», 2005г.
5. Ладыженская Н. В. «Обучение успешному общению», 2006 г
6. Гаврикова М. Ю., Гаврикова Н. Ю. «Говорите красиво! Развитие речи
учащихся 4 - 11 классов», 2005г.
7. Радислав Гандапас. Видеокурс «Учимся выступать публично».
8. Косинова Е.М. Уроки логопеда. «Игры для развития речи», 2008г.
9. Саричева Е. Ф. «Техника сценической речи»,1955 г.
10. Козлянинова И.П. «Произношение и дикция»,2006 г.
11. Ораторское

искусство

в

цитатах

и

изречениях http://www.orator.biz/?s=38&d_id=165
12. Иванова

С.Ф.

«Специфика

публичной

речи» http://www.orator.biz/?s=38&d_id=256
13. Видео-лекция «Навыки публичного выступления» https://infourok.ru/videolekciya-navyki-publichnogo-vystupleniya-4298060.html
для обучающегося:
1.

Евгений Клюев «Сказки на всякий случай».

2.

Куликовская Т. П. «Забавные чистоговорки», 1999.

3.

«1000 скороговорок для развития речи», 2015 г.

4.

Скороговорки https://www.prazdnik-sam.ru/skorogovorki.html

5.

Артикуляционные

гимнастики

https://detstrana.ru/article/deti-3-

7/razvitie/7-luchshih-uprazhnenij-dlya-artikulyatsii/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».