РП ДО ПЛАСТИЛИНОВОЕ СОЛНЦЕ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Школа № 34»

ПРИНЯТА
на заседании педагогического
совета МБОУ «Школа № 34»
(протокол №1 от 29.08.2024)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПО ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ
«ПЛАСТИЛИНОВОЕ СОЛНЦЕ»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Комода Юлиана Валерьевна

Нижний Новгород
2024 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1

Название программы

2

Разработчик и руководитель
программы

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа по пластилинографии
«Пластилиновое солнце»
Учитель начальных классов Комода Юлиана
Валерьевна

3

Руководитель программы

Сутырин Илья Игоревич

3

Территория, представившая
программу

Нижний Новгород, Приокский район,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Школа №34»

4

Название проводящей
организации

5

Адрес организации

Нижний Новгород, Приокский район,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Школа №34»
г. Нижний Новгород, Гагарина пр-кт, дом № 101 Б

6
7

Телефон
Цель программы

8

Сроки реализации программы

9

Официальный язык
программы
Общее количество участников

русский

География участников
программы
Условия участия в программе

Учащиеся школы №34.

Условия размещения
участников

Кабинет, столы и стулья по количеству рабочих
мест.

10
11
12
13

+7 (831) 435-17-05
Создание условий для самореализации ребёнка в
художественном творчестве по средствам рисунка
пластилином.
1 год

15 человек в группе

дети 7-8 лет, по письменному заявлению
родителей (законных представителей)

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Пластилиновое
солнце»
имеет
художественную направленность
и
ориентирована на развитие инициативы детей к познанию и творчеству через
освоение приёмов и способов лепки в нетрадиционной технике изобразительного
искусства - пластилинографии.
Программа разработана в соответствии c основными направлениями
государственной образовательной политики и нормативными документами,
регулирующими деятельность в сфере образования:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
(действующая
редакция)
//
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018
N 196 (ред. 2020 года) «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09. 2019 г.
№467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. № 996-р.
5. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726-р. р (ред. от 30.03.2020).
6. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическомуразвитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018 года № 16).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5
мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
9. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2018 № 1135-р
«О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития
региональной системы дополнительного образования детей».
10. Устав МБОУ «Школа № 34».
3

Актуальность программы
Современными учёными доказана непосредственная взаимосвязь между
двигательной активности рук и речевым развитием ребенка. Ребёнок узнаёт мир
с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые
позволяют ему узнать и изучить их свойства. Одним из помощников ребёнка в
этом важнейшем для его развития деле является пластилин. Развитие фантазии
у детей тесно связано с развитием интеллектуальных способностей. В процессе
занятий с пластилином ребёнок проявляет творческие способности, которые
благотворно влияют на формирование здоровой и гармонично развитой
личности. Рисование пластилином (пластилинография) - один из наиболее
редко применяемых на практике видов изобразительной деятельности.
Развитие творческого потенциала ребёнка, одна из самых актуальных задач в
нашем современном обществе. Лепка благодарно влияет на нервную систему;
повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому
восприятию формы, цвета, пластики; развивает воображение, пространственное
мышление, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует
умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и
достигать его.
Педагогическая целесообразность программы:
На занятиях пластилинографией у детей развиваются психические
процессы: внимание, память, воображение, мышление, восприятие,
пространственная ориентация, сенсорная координация, то есть те школьно значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе, а
также творческие способности, креативность. Дети учатся планировать свою
работу и доводить её до конца. В процессе занятий воспитывается культура
общения, нормы поведения, познавательный интерес, самостоятельность,
уверенность в своих силах, индивидуальность, инициативность, умение
работать в сотворчестве. Чем глубже познается этот вид изобразительного
творчества, тем больше радости приносит он практикующим. Педагогическая
целесообразность заключается в особой ценности использования этой
технологии для развития мелкой моторики у детей. Пластилин используется в
виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы
служат ладошки и пальчики ребёнка. При работе с пластилином руки должны
быть тёплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в
результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая
тонкая чувствительность пальцев, укрепляется сила рук, движения обеих рук
становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Новизна программы обоснована основой для реализации задач
программы умением комбинировать в уме различные элементы изделия и
анализировать полученный результат. Это умение достигается в результате
обучения проектированию сначала простых изделий и в конце достаточно
4

сложных, соответствующих уровню приобретённых знаний.
Уровень
освоения
программы.
Программа
построена
на
последовательном изучении техник пластилинографии на основе принципа – от
простого к сложному, от умения работать по заданному заданию с помощью
педагога, до выполнения самостоятельной, творческой работы. От проведения
соревнований внутри группы, до участия в конкурсах различного уровня и
выполнения собственного проекта.
Базовый уровень ориентирован на освоение специализированных знаний,
обеспечивает трансляцию целостной картины содержания программы.
Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала,
которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно
обеспечивают трансляцию общей и целостной картины, в рамках
содержательно – тематического направления программы. Теоретические
вопросы освещаются в краткой доступной форме, учитывая возраст учащихся.
В решении тех или иных задач обучения помогают игровые формы организации
учебной деятельности обучающихся. Игровые формы дают возможность
понять и изучить учебный материал с различных позиций, идёт подготовка
учащихся к восприятию нового более сложного материала.
Адресат (возраст обучающихся): 7-8 лет.
учитываютсявозрастные особенности учащихся.

При

её

реализации

Цель программы: создание условий для самореализации ребёнка в
художественном творчестве по средствам рисунка пластилином.
Задачи:
Обучающие:
 формировать устойчивый интерес к художественной лепке;
 обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять
приобретённые умения и навыки, показать широту их возможного
применения;
 дать теоретические знания и формировать у младших школьников
практические приёмы и навыки работы с пластилином;
 познакомить с правилами безопасной работы с инструментами;
 сформировать желание развиваться и узнавать что-то новое в
творческой деятельности.
Развивающие:
 способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого
мышления, воображения, фантазии;
 способствовать развитию пространственного представления и цветового
восприятия;
5

 развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность;
 развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывающие:
 создать условия для воспитания у детей ответственности,
самостоятельности втруде, нравственных ценностей трудового начала жизни;
 познакомить детей со способами взаимодействия при работе над
совместнымипроектами в малых группах;
 содействовать воспитанию у детей интереса к художественнотворческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в
работе с пластилином;
 воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному;
Объем и срок реализации программы. Программа общим объёмом 72
часа изучается в течение 1 учебного года и включает в себя 16 теоретических
и 56 практических занятий.
Наполняемость
группы.
Занятия
проходят
в
смешанных
разновозрастных группах по 10-15 человек. Состав группы постоянный.
Режим занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 академических часа,
рекомендованная продолжительность занятия – 40 минут; продолжительность
перерыва между занятиями – 10 минут.
Формы организации занятий. Используются индивидуальные,
групповые и массовые формы работы. Занятия включают в себя теоретические
и практические занятия. Важным условием является, создание благоприятного
эмоционального фона, осуществление самоконтроля и самооценки
обучающихся, педагогическая поддержка. Педагог на учебных занятиях
выступает в роли мотиватора в учебном труде, координатора в учебных
действиях обучающихся. Применяется метод проектов. Формами занятий
являются: учебные занятия, мастер-классы. Теоретические занятия могут
проходить с применением дистанционных образовательных технологий,
например, посредством программы (Skype, Zoom и др.), записи лекций. Такая
двухсторонняя форма коммуникации позволяет обучающимся, не имеющим
возможности посещать все занятия в силу различных обстоятельств, получить
доступ к изучению программы.
Прогнозируемые результаты:
Программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных
областей:
Познавательное развитие: осуществляется знакомство с природой, с явлениями
общественной жизни.
6

Социально-коммуникативное развитие: развивается общение и взаимодействие
ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и
целенаправленности, формирование позитивных установок к различным видам труда
и творчества.
Речевое развитие: осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры речи,
общение.
Физическое развитие: дети выполняют упражнения пальчиковой гимнастики,
способствующие развитию мелкой моторики обеих рук, выполняют гимнастику для
глаз.
Художественно-эстетическое
развитие: используются произведения
познавательной направленности, все виды образовательной деятельности
направлены на решение эстетических задач.
Способы определения результативности: педагогическое наблюдение;
педагогический анализ результатов выполнения самостоятельных заданий
обучающимися, участия в конкурсах различного уровня вне коллектива.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
обучающихся по подведению итогов реализации программы. Основными
формами подведения результатов являются выставки работ обучающихся, а
также итоговые занятия, которые могут проходить в форме защиты проектов.

7

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Наименование модуля

Количество часов
теория

Прямая пластилинография
Обратная пластилинография
Модульная пластилинография
Мозаичная пластилинография
Контурная
пластилинография
Многослойная
пластилинография
Фактурная
пластилинография
Промежуточная аттестация
Всего:

практика

Промежуточная аттестация
и аттестация по
завершении реализации
программы
1 полугодие/конец уч. года

всего

2
3
2
2
3

8
10
7
7
7

10
13
9
9
10

2

7

9

2

8

10

16

2
56

2
72

(выполнение творческих
работ, защита творческих
работ).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(72 часа)
№

Тема
занятия

Количество часов
теория

1.
1.1

практика

Формы
контроля

всего

Модуль 1. Прямая пластилинография
Вводное занятие.
Инструменты и материалы.
Знакомство с основными фигурами.

1.2 Знакомство с техникой прямая
пластилинография. Изделие «Кленовый
лист»
1.3 Изделие «Костёр рябины красной»
1.4 Изделие «Краски осени»
1.5 Изделие «Дары осени»

1
1

1
1

2

2
1
2

2
1
2
2
2

1.6
1.7

Изделие «Животный мир»
Выставка творческих работ
«Праздник осени». Текущий
контроль

1

2
1

2.
2.1

Модуль 2. Обратная пластилинография
Знакомство с техникой обратная
пластилинография. Изделие «Ракета»

1

1

2

2.2

Изделие «Любимая игрушка»

2

2

2.3
2.4

Изделие «Тот самый мультфильм!»
Изделие «Снеговик»

2
1

2
1

Защита
творческих
работ.

8

2.5
2.6

Изделие «Ёлочка - красоточка»
Промежуточная аттестация

2

2

1

1

2

1

1

2

2

2

3.2

Модуль 3. Модульная
пластилинография
Знакомство с техникой модульная
пластилинография. Изделие «Кораблик»
Изделие «Бабочка»

3.3

Изделие «Космос»

2

2

3.4

Изделие «Волшебное дерево»

1

1

3.5

Защита творческих работ. Текущий
контроль

1

1

2

4.

Модуль 4. Мозаичная
пластилинография
Знакомство с техникой мозаичная
пластилинография. Изделие «Фрукты»

1

1

2

1

1

2

2

2

2

1

1

2

2

1

2

1

2

1

2

3.
3.1

4.1

4.2 Изделие «Гриб»
4.3 Изделие «Морской мир»
4.4 Изделие «Сладости»
4.5 Изделие на свободную тему
4.6 Творческий мастер-класс «Волшебный
пластилин». Текущий контроль
5.
5.1

5.2

Модуль 5. Контурная
пластилинография
Знакомство с техникой контурная
пластилинография. Изделие «Улиточка»

1

Изделие «Великий космос»
1

5.3

Изделие «Лисичка»
1

Защита
творческих
работ

Мастер-класс
от детей
родителям.

9

5.4

Изделие «Петушок»
1

6
6.1

Модуль 6. Многослойная
пластилинография.
Знакомство с техникой многослойная
пластилинография. Изделие «Пейзаж»

6.2

Изделие «Домашнее животное»

6.3

Изделие «Букет маме»

6.4

Проектная работа на свободную тему

1

1

7.2

Модуль 7. Фактурная
пластилинография
Знакомство с техникой фактурной
пластилинографии. Изделие
«Натюрморт»
Изделие на свободную тему

7.3

Изделие «Сказки»

7.4

Коллективная работа «Космическая
жизнь»

7
7.1

1

1

Промежуточная аттестация

Всего часов:

16

1

2

1

2

2

2

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

2

3

1

1

56

72

Защита
творческой
проектной
работы.

Творческая
работа. Подарок
школе.
Защита
творческ
их работ.
Награждение.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ,
основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся
практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется
дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой
предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию
умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению
художественных ценностей из пластичных масс. На учебных занятиях в процессе труда
обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной
гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к
инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
10

№

1.

РАЗДЕЛЫ

ЭТАПЫ

- Выявление уровня развития художественных
способностей к изобразительной деятельности.

Вводная
педагогическая
диагностика

Художественно2. изобразительная
деятельность

- Выявление уровня владения пластическими и
аппликативными умениями, способность к интеграции
изобразительных техник.

Освоения Программы.
Репродуктивный этап

Освоения Программы.
Конструктивный этап

3.

Выставкипрезентации
детских работ

4.

Итоговая
диагностика

5.

Вернисаж

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Презентационный этап

Итоговый этап

Активная работа с детьми на развитие представлений о
художественно-эстетическом образе, побуждение ребенка
творить прекрасное в своей повседневной жизни через
включение в процесс воспитания и обучения видов
изобразительного искусства, обеспечивающих
творческую самореализацию своего «Я» в различных
видах продуктивной деятельности.
Активная работа по совместной деятельности детей друг с
другом, сотворчество воспитателя и детей по
использованию пластилинографии, в умении предавать
выразительный образ.
Дети самостоятельно используют пластилинографию для
формирования выразительного образа в продуктивной
деятельности.
Выставки детского творчества, индивидуальные
вернисажи, совместное обсуждение работ является
хорошим стимулом для дальнейшей деятельности.
Успешность выполнения воспитанниками задач
тематического плана, индивидуальные задания, помощь в
самореализации, определение уровня творческого
развития и самостоятельности.
Формировать основы художественной культуры;
закрепить знания об искусстве, как виде творческой
деятельности людей. Продолжать развивать у детей
интерес и расширять представления о художественной
выставке. Учить выделять красивые, радующие глаз
компоненты на выставке художественных работ.
Воспитывать бережное отношение к созданным
произведениям.

11

№

неделя

26.09-2.10

5

3.10-9.10

6

10.10-16.10

2

7

17.10-23.10

2

8

24.10-30.10

2

9

31.11-6.11

2

10

7.11-13.11

2

11

14.11-20.11

2

12

21.11-27.11

2

13

28.11-4.12

2

14

5.12-11.12

2

15

12.12-18.12

2

16

19.12-25.12

2

17

26.12-1.01

2

18

2.01-8.01

2

19

9.01-15.01

2

20

16.01-22.01

2

21

23.01-29.01

2

22

30.01-5.02

2

23

6.02-12.02

2

24

13.02-19.02

2

25

20.02-26.02

2

26

27.02-5.03

2

27

6.03-12.03

2

28

13.03-19.03

2

29

20.03-26.03

2

30

27.03-2.04

2

31

3..04-9.04

2

32

10.04-16.04

2

33

17.04-23.04

2

34

24.04-30.05

2

35

1.05-7.05

2

36

8.05-14.05

2

37

15.05-21.05

2

38

22.05-28.05

39

29.05-4.06

40

5.06-11.06

41

12.06-18.06

42

19.06-25.06

43

26.06-2.07

44

3.07-9.07

45

10.07-16.07

46

17.07-23.07

47

24.07-30.07

48

31.08-6.08

49

7.08-13.08

50

14.08-20.08

51

21.08-27.08

52

28.08-3.09

36

Итого рабочих недель

72

Итого часов по программе

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Школа №34»

19.09-25.09

4

г.

3

20

12.09-18.09

2

4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Пластилиновое солнце»

2

2

Летний оздоровительный лагерь

5.09-11.09

2

Каникулярный период

1

2

2

2

Условные обозначения:

Праздничные дни

Согласовано: педагог дополнительного образования Пименова С.И.

часы

5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ, АТТЕСТАЦИИ
Текущий контроль осуществляется в течение учебного года по итогам
освоения каждого модуля программы. Его цель – определить степень усвоения
обучающимися учебного материала, подбор наиболее эффективных методов
обучения.
Установление соответствия достижения планируемых результатов освоения
обучающимися программы осуществляется без дифференцированной оценки по
принципу достаточности предъявленных знаний, умений, навыков на основании
критериев по трём уровням: низкий, средний, высокий.
В этом случае оформление результатов текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации в журнале учёта работы педагога дополнительного
образования проставляются в виде обозначений – «Н» (низкий уровень), «С»
(средний уровень), «В» (высокий уровень).
Формы текущего контроля и критерии оценки по
модулям:
№

1.

2.

Форм
а
контрол
я
Выполнение
изделий

Выполнение
изделий

Уровень

Критерии оценки

Модуль 1. Прямая пластилинография
низкий
обучающийся овладел менее чем 50% знаний, умений
и навыков, как правило, избегает употреблять
специальныетермины, испытывает серьёзные
затруднения при самостоятельной работе, выполняет
задания только при
поддержке педагога.
средний
объём усвоенных знаний, умений и навыков
обучающимсясоставляет 50-80%; осуществляет
деятельность, связаннуюс овладением учебными
умениями при наличии
инструктажа и контроля педагога, по образцу; сочетает
специальную терминологию с бытовой.
высокий
обучающийся овладел на 80-100% знаниями, умениями
и навыками; специальные термины употребляет
осознанно ив полном соответствии с их содержанием; в
основном самостоятельно осуществляет деятельность,
связанную с
овладением учебными умениями; выполняет
практическиезадания с элементами творчества.
Модуль 2. Обратная пластилинография
низкий
обучающийся овладел менее чем 50% знаний, умений
и навыков, как правило, избегает употреблять
специальныетермины, испытывает серьёзные
затруднения при
самостоятельной работе, выполняет задания только при

13

поддержке педагога.

средний

3.

Выполнени
е изделий

4.

Выполнение
изделий

объём усвоенных знаний, умений и навыков
обучающимсясоставляет 50-80%; осуществляет
деятельность, связаннуюс овладением учебными
умениями при наличии
инструктажа и контроля педагога, по образцу; сочетает
специальную терминологию с бытовой.
высокий
обучающийся овладел на 80-100% знаниями,
умениями и навыками; специальные термины
употребляет осознанно и в полном соответствии с их
содержанием; в основном самостоятельно
осуществляет деятельность, связанную с овладением
учебными умениями; выполняет практическиезадания
с элементами творчества.
Модуль 3. Модульная пластилинография
низкий
обучающийся овладел менее чем 50% знаний,
умений и навыков, как правило, избегает употреблять
специальныетермины, испытывает серьёзные
затруднения при
самостоятельной работе, выполняет задания только
приподдержке педагога.
средний
объём усвоенных знаний, умений и навыков
обучающимсясоставляет 50-80%; осуществляет
деятельность, связаннуюс овладением учебными
умениями при наличии инструктажа и контроля
педагога, по образцу; сочетает специальную
терминологию с бытовой.
высокий
обучающийся овладел на 80-100% знаниями,
умениями и навыками; специальные термины
употребляет осознанно и в полном соответствии с их
содержанием; в основном самостоятельно
осуществляет деятельность, связанную с овладением
учебными умениями; выполняет практические
задания с элементами творчества.
Модуль 4. Мозаичная пластилинография
низкий
обучающийся овладел менее чем 50% знаний,
умений и навыков, как правило, избегает употреблять
специальныетермины, испытывает серьёзные
затруднения при самостоятельной работе, выполняет
задания только при
поддержке педагога.
средний
объём усвоенных знаний, умений и навыков
обучающимсясоставляет 50-80%; осуществляет
деятельность, связаннуюс овладением учебными
умениями при наличии
инструктажа и контроля педагога, по образцу; сочетает
специальную терминологию с бытовой.

14

высокий

обучающийся овладел на 80-100% знаниями,
умениями и навыками; специальные термины
употребляет осознанно и в полном соответствии с их
содержанием; в основном самостоятельно
осуществляет деятельность, связанную с
овладением учебными умениями; выполняет
практическиезадания с элементами творчества.
Модуль 5. Контурная пластилинография

5.

Выполнение
изделий

Выполнение
изделий

низкий

обучающийся овладел менее чем 50% знаний,
умений и навыков, как правило, избегает употреблять
специальныетермины, испытывает серьёзные
затруднения при самостоятельной работе, выполняет
задания только при
поддержке педагога.
средний
объём усвоенных знаний, умений и навыков
обучающимсясоставляет 50-80%; осуществляет
деятельность, связаннуюс овладением учебными
умениями при наличии инструктажа и контроля
педагога, по образцу; сочетает
специальную терминологию с бытовой.
высокий
обучающийся овладел на 80-100% знаниями,
умениями и навыками; специальные термины
употребляет осознанно и в полном соответствии с их
содержанием; в основном самостоятельно
осуществляет деятельность, связанную с овладением
учебными умениями; выполняет практические
задания с элементами творчества.
Модуль 6. Многослойная пластилинография
низкий

обучающийся овладел менее чем 50% знаний,умений и
навыков, как правило, избегает употреблять
специальные термины, испытывает серьёзные
затрудненияпри самостоятельной работе, справляется
с выполнением и
защитой проекта только при поддержке педагога.
средний
объём усвоенных знаний, умений и навыков
обучающимсясоставляет 50-80%; осуществляет
деятельность, связаннуюс овладением учебными
умениями при наличии
инструктажа и контроля педагога, по образцу; сочетает
специальную терминологию с бытовой.
высокий
обучающийся овладел на 80-100% знаниями,
умениями и навыками; специальные термины
употребляет осознанно ив полном соответствии с их
содержанием; в основном самостоятельно
осуществляет деятельность, связанную с овладением
учебными умениями; выполняет проект и
представляет его защиту с элементами творчества.
Модуль 7. Фактурная пластилинография

15

Выполнение
изделий

низкий

обучающийся овладел менее чем 50% знаний,умений и
навыков, как правило, избегает употреблять
специальные термины, испытывает серьёзные
затрудненияпри самостоятельной работе, справляется
с выполнением и
защитой проекта только при поддержке педагога.
средний
объём усвоенных знаний, умений и навыков
обучающимсясоставляет 50-80%; осуществляет
деятельность, связаннуюс овладением учебными
умениями при наличии
инструктажа и контроля педагога, по образцу; сочетает
специальную терминологию с бытовой.
высокий
обучающийся овладел на 80-100% знаниями,
умениями и навыками; специальные термины
употребляет осознанно ив полном соответствии с их
содержанием; в основном самостоятельно
осуществляет деятельность, связанную с овладением
учебными умениями; выполняет проект и
представляет его защиту с элементами творчества.
Защита творческих работ «Моё особенное изделие»
Защита творческих
умений и навыков, как правило, избегает употреблять
работ
специальные термины, испытывает серьёзные
затрудненияпри самостоятельной работе, справляется
с выполнением и
защитой проекта только при поддержке педагога.
средний
объём усвоенных знаний, умений и навыков
обучающимсясоставляет 50-80%; осуществляет
деятельность, связаннуюс овладением учебными
умениями при наличии
инструктажа и контроля педагога, по образцу; сочетает
специальную терминологию с бытовой.
высокий
обучающийся овладел на 80-100% знаниями,
умениями и навыками; специальные термины
употребляет осознанно ив полном соответствии с их
содержанием; в основном самостоятельно
осуществляет деятельность, связанную с овладением
учебными умениями; выполняет проект и
представляет его защиту с элементами творчества.

Промежуточная аттестация. Цель данной аттестации – определить
изменение уровня развития творческих способностей обучающихся, получение
сведений для совершенствования программы и методов обучения.
Промежуточная аттестация состоит в защите творческих работ, согласно
модулю программы. Проводиться 2 раза в год. По итогам учебного года формой
промежуточной аттестации является защитой творческой работы «Моё
особенное изделие».
Установление соответствия достижения планируемых результатов
освоения обучающимися программы осуществляется без дифференцированной
оценки по принципу достаточности предъявленных знаний, умений, навыков
16

на основании критериев по трём уровням: низкий, средний, высокий.
6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№

Модуль

Форма занятий

Приемы и методы

1.

Прямая
пластилинография

Интегрированные
занятия

Словесный, наглядный
практический,
репродуктивный,
поощрение

2.

Обратная
пластилинография

Интегрированные
занятия

Словесный, наглядный,
практический,
репродуктивный

3.

Модульная
пластилинография

Интегрированные
занятия

практический,
репродуктивный

4.

Мозаичная
пластилинография

Интегрированные
занятия

Словесный, наглядный,
практический

5.

Контурная
пластилино
графия

Интегрированные
занятия

Словесный, наглядный,
практический

6.

Многослой
ная
пластилино
графия

Интегрированные
занятия

Словесный, наглядный
практический,
репродуктивный

Дидактические
материалы
Видеорол
ики,
презентац
ии,
методиче
ские
пособия,
примеры
готовых
рабо
Видеорол
ики,
презентац
ии,
методиче
ские
пособия,
примеры
готовых
работ
Видеоролики,
презентации,
методические
пособия, примеры
готовых работ
Видеоролики,
презентации,
методические
пособия, примеры
готовых работ
Видеорол
ики,
презентац
ии,
примеры
готовых
работ
Видеорол
ики,
презентац
ии,
методиче
ские
пособия,

17

Фактурная
пластилино
графия

7.

Интегрированные
занятия

Словесный, наглядный
практический,
репродуктивный

примеры
готовых
работ
Видеорол
ики,
презентац
ии,
методиче
ские
пособия,
примеры
готовых
работ

7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы.
Работа по программе ведётся с использованием оборудования,
предоставленного школе по проекту «Успех каждого ребенка» в рамках
создания новых мест дополнительного образования:
 Зеркальный Canon EOS 2000D
2. Для занятий ученикам потребуются принадлежности:








Пластилин (Луч/Гамма/Каляка-маляка) не менее 18 цветов
Восковой пластилин (Луч (кроха)/Jovi/Гамма) не менее 12 цветов
Скульптурный пластилин (Гамма/Луч)
Фоторамка с плотным картоном А5 (15х21)
Клеёнка
Дощечка для лепки
Стеки

Информационное обеспечение.
Конспекты занятий, фото – и видеоматериалы, ресурсы сети Интернет.
Кадровое обеспечение:
Занятия проводит педагог
направленности.

дополнительного

образования

данной

18

Список литературы.
Нормативная правовая документация:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
(действующая
редакция)
//
URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
2. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября
2018 N 196 (ред. 2020 года) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09. 2019
г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
6. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 "О
направлении методических рекомендаций". Методические рекомендации по
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего
общего
образования,
образовательных
программ
среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерацииот 29
мая 2015 г. № 996-р.
8. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726-р. р (ред. от 30.03.2020).
11. Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный на
заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018
г. № 16).
12. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16).
15. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

19

Список литературы для педагогов
1. Абрамова Л.П. «Бушки – барашки. Пальчиковые игры» М.:Карапуз,2003.
2. 2. Агаян Г.Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры»М.:Карапуз,2004.
3. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи
школьников.»– М.:АСТ: Астрель, 2006.
4. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и
упражнения.»- М.:ТЦ Сфера,2009.
5. Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей.» – Скрипторий,
2003.
6. Г.Н. Давыдова. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003.
7. Шницкая И. О. Аппликация из пластилина Д.: Феникс, 2008.
Список литературы для учащихся
1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» [Текст] / Г.Н. Давыдова – М.:
Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.-167с.
2. Ляхов С.Н. «Я познаю мир». Животные. Детская энциклопедия» [Текст] /
С.Н. Ляхов -М.2003.-102с.
3. Чернова Е. В. Пластилиновые картины» [Текст] /Е.В. Чернова. — Ростов н/Д.:
Феникс, 2006.-76с.
4. Давыдова, Г.Н. Подарки к празднику Пластилинография…[Текст] / Г.Н.
Давыдова - Москва: Изд-во Скрипториев, 2012– 53с.
5. Давыдова, Г.Н. Цветочные мотивы. Пластилинография…[Текст] / Г.Н.
Давыдова - Москва: Изд-во Скрипториев, 2009– 99с.
6. Аппликации из пластилина …[Текст] /составитель Макарова Р.К.. - М.:
Феникс, 2015. - 159 c.
7. Багрянцева, А. Домашние животные из пластилина …[Текст] / А. Багрянцева.
- М.: Эксмо, 2014. - 234 c.
8. Чудо-раскраска. Пластилин и краски…[Текст]/ составитель. Ульянова Н.П. М.: Сова, 2012. - 48 c.
9. Шкицкая И.О. «Аппликации из пластилина» …[Текст]/ И.О. Шкицкая М.:
Феникс, 2014. - 191 c.
Список литературы для родителей
1. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,
2007
20

2. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники М. В.
Душин, В .Н .Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия и К°», 1998.
3. Давыдова Г.Н. Пластилинография — 2. – М.: «Издательство Скрипторий
2003», 2006
4. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей
дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.:
ТЦ Сфера, 2002.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».