ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Школа № 34»
ПРИНЯТА
на заседании педагогического
совета МБОУ «Школа № 34»
(протокол № 1 от 29.08.2024 г.)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Боярчук Анна Петровна
Нижний Новгород
2024 г.
1
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1.
Название программы
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Музыкальный театр»
2.
Разработчик программы
Педагог дополнительного образования Боярчук Анна
Петровна
3.
Руководитель программы
Сутырин Илья Игоревич
4.
Территория,
представившая программу
Нижний Новгород, Приокский район, Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа
№34»
5.
Название проводящей
организации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Школа № 34»
6.
Адрес организации
г. Нижний Новгород, Гагарина пр-кт, дом № 101 Б
6.
Телефон
+7(831)435-17-05
7.
Форма проведения
Занятия детского творческого объединения
8.
Цель программы
Создание условий для развития творческих способностей
обучающихся в музыкально – сценической деятельности.
9.
Специализация программы
Художественно-эстетическая
10.
Сроки реализации
программы
1 год
11.
Официальный язык
программы
Русский
12.
Общее количество
участников
12 – 15 человек.
13.
География участников
программы
Учащиеся школы №34
14.
Условия участия в
программе
Обучающиеся 7-14 лет, по письменному заявлению
родителей (законных представителей)
15.
Условия размещения
участников
Класс, музыкальный инструмент (фортепиано),
подставка для нот, стулья
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Музыкальный театр» (далее – программа) имеет художественную
направленность, разработана с целью реализации на создаваемых новых
местах дополнительного образования детей в рамках федерального проекта
«Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Программа разработана в соответствии c основными направлениями
государственной
образовательной
политики
и
нормативными
документами, регулирующими деятельность в сфере образования:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
(действующая
редакция)
//
URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября
2018 N 196 (ред. 2020 года) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09. 2019 г.
№467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. № 996-р.
5. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р. р (ред. от 30.03.2020).
6. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018 года № 16).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального стандарта
"Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
9. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2018 № 1135р «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития
региональной системы дополнительного образования детей».
10.Устав МБОУ «Школа № 34»
3
Актуальность программы обусловлена необходимостью реализации
всесторонне развитой личности. Детский музыкальный спектакль, как синтез
многих искусств, является средством художественно-творческого развития
школьников, вовлечения их в активную эстетическую деятельность.
Педагогическая целесообразность. Обучение основывается на следующих
педагогических принципах:
- личностно-ориентированного подхода (обращение к собственному опыту
жизнедеятельности обучающегося; признание самобытности и уникальности
каждого ученика);
- культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой
культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
- свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
- сотрудничества и ответственности.
Через творчество и личностный подход к каждому обучающемуся в детском
музыкальном театре создать максимум условий для наиболее полного раскрытия
способностей каждого конкретного школьника, сохранив его заинтересованность
к обучению.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она
является комплексной и в ней демонстрируется интеграция предметов
художественно- эстетического цикла на уровне внутренних, межпредметных
связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и
мотивационные компоненты учебной деятельности. Музыкальный театр уже сам
по себе представляет синтез и объединение различных предметов художественноэстетического цикла. И в данном случае интегрированное обучение создаёт детям
необходимую благоприятную обучающую среду, которая помогает раскрывать
связи между различными видами искусства и способствует развитию личности
ребёнка, его творческих способностей. Музыкальный театр позволяет сочетать
самые разнообразные виды развивающей деятельности детей, такие как:
сценическая речь, сценическое движение, актёрское мастерство, пение,
музицирование на ударно-шумовых инструментах. При этом происходит
всестороннее развитие творческих возможностей, обучающихся и воспитываются
у них нравственные качества. Воспитывая школьников на лучших образцах
детской музыкально - театральной классики, у обучающихся происходит
формирование хорошего художественно-эстетического вкуса и желание
продолжать заниматься театрализованной деятельностью. Кроме того,
музыкальный театр помогает объединить воспитанников в коллектив
единомышленников и создать комфортную, радостную среду, благоприятную для
детской психики. Данная программа является базовой по уровню усвоения.
4
Цель образовательной программы. Воспитание эстетически развитой личности,
развитие творческих способностей и индивидуальности учащихся средствами
музыкального театра.
Задачи программы:
- вовлечь обучающихся в разные виды творческой деятельности;
- развить умения по актерскому мастерству, сценической речи, вокалу;
- сформировать навыки общения и поведения в коллективе обучающихся разного
возраста;
- развить художественный вкус;
- развить навыки публичных выступлений;
- развить эмоциональную сферу личности, в том числе способность к состраданию
и сочувствию.
Планируемые (ожидаемые) результаты:
В результате освоения программы обучающиеся должны приобрести следующие
навыки:
Вокальная и хоровая работа:
- знать вокально-хоровые термины: артикуляционный аппарат, регистр, тембр,
атака звука и т.д.;
- приемы пения (legato; staccato; markato).
- использовать глубокое (нижнереберное) дыхание;
- петь в различных штрихах;
- петь в ансамбле (ритмическом, темповом);
- выразительно исполнять партии героев;
Актерское мастерство и сценическая речь:
- знать сценические термины и понятия: речевой аппарат, импровизация,
пантомима и т.д.;
- знать музыкально-театральные жанры (музыкальная сказка, мюзикл, комедия,
трагедия, опера);
- 8-10 скороговорок;
- контролировать свои сценические чувства и действия;
- анализировать литературные и поэтические тексты;
- произносить скороговорки (стихи, текст) в движении, разных позах, в заданном
темпе;
- свободно и естественно выполнять на сцене простейшие физические действия.
5
Объем и срок реализации программы. Программа общим объёмом 144 часа
изучается в течение 1 учебного года. Групповые занятия проводятся 2 раза в
неделю: 1 час – актерское мастерство и сценическая речь, 1 час – вокальнохоровые занятия.
Адресат (возраст обучающихся): 7-14 лет. При её реализации учитываются
возрастные особенности учащихся.
Наполняемость группы. Занятия проходят в смешанных разновозрастных
группах по 12-15 человек. Состав группы постоянный.
Режим занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 академических часа,
рекомендованная продолжительность занятия – 30 минут; продолжительность
перерыва между занятиями – 10 минут.
Формы организации занятий. Содержание программы включает в себя занятия
разных типов, на которых решаются вокальные, театральные, творческие и
воспитательные задачи. Форма проведения занятия варьируется, в рамках одного
занятия сочетаются разные виды деятельности:
- актёрская и вокальная работа;
- театральные игры;
- музыкально-дидактические игры;
- ритмика;
- сценическая речь и сценическое движение;
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционные упражнения;
- беседы о театре, музыке (по темам программы);
- слушание музыки; музицирование на ударно-шумовых инструментах;
- занятия по музыкальной грамоте;
- работа над репертуаром, разучивание песен;
- закрепление пройденного материала;
- работа над ролями, постановками спектаклей, репетиции;
- участие в конкурсах, фестивалях, музыкальных спектаклях.
Используются следующие формы занятий:
1. По количеству детей: групповые и индивидуальные.
2. По дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, по
закреплению пройденного материала, занятие по контролю знаний, умений и
навыков, комбинированные формы занятий.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей,
большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно
определить как творческую деятельность детей.
3.Дистанционные занятия, занятия онлайн и офлайн.
6
4. Выездные мероприятия, участие в городских конкурсах и программах.
Важным условием является, создание благоприятного эмоционального фона,
осуществление самоконтроля и самооценки обучающихся, педагогическая
поддержка. Педагог на учебных занятиях выступает в роли мотиватора в учебном
труде, координатора в учебных действиях обучающихся.
В процессе обучения используются следующие методы ведения музыкальных
постановочных репетиций с детьми:
- игровой метод освоения партитуры роли и сценического действия (иградраматизация, этюд по фрагментам спектакля, перевод в сценические действия).
- деятельностный метод (организация деятельности – специальные упражнения,
поручения, распределение ролей, театральные тренинги, обсуждение ситуаций).
- метод упражнений.
Этапы организации музыкально-постановочной деятельности:
- показ учителем произведения «под рояль» (либо видео-показ, аудиопрослушивание);
- создание музыкально-словесными средствами общего образа будущего
музыкального спектакля;
- распределение ролей;
- освоение музыкального и драматического материала: индивидуально, на
хоровых репетициях, постановка и освоение отдельных мизансцен, подготовка
танцевальных номеров;
- начало сценических репетиций;
- совместная работа музыкально-постановочного коллектива;
- премьерный и повторный показ спектакля.
Прогнозируемые результаты
После прохождения обучения воспитанники должны:
знать:
- театральную терминологию, что такое музыкальный театр, виды театров;
- основы сценической культуры;
- выразительные средства исполнительского мастерства;
- что такое речь и голос, дыхание;
- как беречь свой голос, правильно петь и правильно дышать;
- основы актёрского мастерства;
- основы сценического движения и сценической речи;
- основы элементарной музыкальной грамоты.
уметь:
- действовать в предлагаемых обстоятельствах;
- работать над сценическим образом в спектакле;
7
- использовать пластику тела в сочетании с музыкальным материалом;
- делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч и петь легким звуком, без
напряжения; формировать силу звука;
- сценически перевоплощаться на сцене, импровизировать;
- ориентироваться на сценической площадке;
- выступать на сцене в сольных и совместных номерах в музыкальных спектаклях
и на различных конкурсах.
У детей будут воспитаны:
- интерес к музыкальным занятиям, театру, сценическому искусству, желание
активно участвовать в творческой жизни коллектива;
- основы культуры поведения на занятиях и выступлениях;
- положительное отношение к театру, музыке, пению и другим сценическим видам
деятельности.
Способы определения результативности: Главным критерием в оценке
деятельности ребенка в детском музыкальном театре является его творческое
проявление в процессе исполнения музыкального спектакля в актерском,
вокальном или пластическом отношении. Обязательной формой подведения
итогов реализации данной программы является постановка и предъявление
детского музыкального спектакля.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по
подведению итогов реализации программы.
Педагогический анализ знаний и умений обучающихся проводится через
диагностику обучающихся. Главным экспертом в оценке личностного и
творческого роста обучающихся, конечно, должен быть сам руководитель с
помощью метода наблюдения и метода включения детей в театрализованную
деятельность.
Механизмом оценки роста и восхождения является: «обратная связь»
обучающегося и педагога; а также достижения не только творческого характера,
но и личностного.
Если «обратная связь» от участника передает готовность продолжать занятия,
учиться, участвовать в спектаклях, значит ребёнок развивается. При этом театр творчество коллективное, поэтому существует взаимосвязь развития со всеми
обучающимися коллектива.
Показателем успешной деятельности объединения являются достижения,
полученные в результате участия обучающихся на различного уровня конкурсах,
фестивалях, программах, мероприятиях; выступления в спектаклях. Результаты
подкрепляются документально в виде грамот, дипломов призеров и лауреатов, а
также благодарственными письмами от организаторов.
8
Качество подготовки оценивается по следующим критериям:
«Зачет» – качественное, осмысленное исполнение упражнений и освоение
сценических навыков; грамотное исполнение с небольшими недочетами;
«Незачет» –исполнение с большим количеством недочетов; непонимание
материала и отсутствие психофизического развития в данном учебном предмете.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
«Музыкальный театр»
№ п/п
Темы
Количество часов
1.
Актерское
мастерство
сценическая речь
и 48
2.
Музыка и движение
48
3.
Вокально-хоровые занятия
48
Итого:
144
9
04.09 –
10.10
11.10 –
17.10
18.10 –
24.10
25.10 –
31.10
01.11 –
07.11
08.11 –
14.11
15.11 –
21.11
22.11 –
28.11
29.11 –
05.12
06.12 –
12.12
13.12 –
19.12
20.12 –
26.12
27.12 –
02.01
03.01 –
09.01
10.01 –
16.01
17.01 –
23.01
24.01 –
30.01
31.01 –
06.02
07.02 –
13.02
14.02 –
20.02
21.02 –
27.02
28.02 –
06.03
07.03 –
13.03
14.03 –
20.03
21.03 –
27.03
28.03 –
03.04
04.04 –
10.04
11.04 –
17.04
18.04 –
24.04
25.04 –
01.05
02.05 –
08.05
09.05 –
15.05
16.05 –
22.05
23.05 –
29.05
30.05 –
05.06
06.06-12.06
4
4
4
4
4
4
4
4
4
- Праздничные дни
4
4
4
4
4
4
- Каникулярный период
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
- Летний оздоровительный лагерь
Согласовано: педагог дополнительного образования Боярчук А. П.
10
22.08-28.08
15.08-21.08
рабочих
часов
Итого
рабочих
недель
Итого
июль
08.08-14.08
июнь
01.08-07.08
Май
25.07-31.07
апрель
18.07-24.07
Март
11.07-17.07
Февраль
04.07-10.07
Январь
27.06-03.07
декабрь
20.06-26.06
ноябрь
14
4
27.09-03.10
Октябрь
13.06- 19.06
20.09- 26.09
13.09- 19.09
06.09- 12.09
30.08- 05.09
группа
сентябрь
34
1
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «Школа № 34»
____________ И.И. Сутырин
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - «Музыкальный театр»
Условные обозначения:
август
4
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(144 часов)
Раздел
№
Актерское
мастерство и
сценическая
речь
1
Развитие фантазии на основе реальных
образов природы
2
Перевоплощение
3
3
Освоение окружающего пространства
1
4
Развитие речевого аппарата
2
1
Музыкально-ритмические навыки
«Музыка и
движение»
Темы занятий
Кол-во
часов
1
8
2
Навыки выразительного движения
6
Вокальнохоровые
занятия
Актерское
мастерство и
сценическая
речь
1
Детский голос и его развитие
5
2
Певческие навыки
1
Развитие произвольного внимания
3
2
Развитие фантазии
2
3
Приговорки-заклички
3
4
Перевоплощение
3
5
Развитие речевого аппарата
12
31
11
Распределение звука и слова в сценическом
пространстве
4
Совершенствование техники сценической
речи
4
1
Хороводы
2
2
Танцевальные импровизации
3
1
Певческие навыки
8
9
«Музыка и
движение»
Вокальнохоровые
занятия
23
2
Приемы пения
8
3
Виды пения
5
Итого:
144
Часа
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Актерское мастерство и сценическая речь.
Тема. Развитие фантазии на основе реальных образов природы.
Творческая деятельность, направленная на овладение навыками актерской игры,
получение представления об образе. Созерцание, наблюдение (форма камней,
раковин, паутины, движение облаков, воды, повадки животных и т.д.)
Тема. Перевоплощение.
Развитие умения работать с воображаемыми предметами, владеть своим телом,
«перевоплощаться», верить в предлагаемые обстоятельства. через пластические
характеристики растительного мира и мира природных стихий: а) растения
дышат, чувствуют, живут (этюды-превращения), б) передача состояний природы
в движении «Я – ветер, облако, волна, арбуз, трава…», в) превращения рук (руки
– трава, цветы, бабочки, собаки…)
Тема. Освоение окружающего пространства.
12
Формирование элементарных двигательно-музыкальных навыков и умений.
Сценическое движение. Развитие быстрой эмоциональной реакции на
происходящее действие.
Тема. Развитие речевого аппарата.
Формирование техники сценической речи. Дыхательные упражнения.
Артикуляционная гимнастика и упражнения. Работа над четкой артикуляцией.
Гимнастика для губ, языка, челюсти (упражнения типа: «Точилка», «часики»,
«качели», «кружочки», «покусывание». Образы букв (на что похоже);
Тема. Музыкально-ритмические навыки.
Музыкально-ритмические упражнения, позволяющие ребенку научиться владеть
своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями
партнеров.
- ритмичные движения в соответствии с различным характером музыки,
динамикой, регистрами (высокий, средний, низкий);
- выделение в движении сильной доли такта, смена движений в соответствии с
формой музыкального произведения;
- передача ярко-выраженных акцентов в движении;
- определение мало контрастных частей музыки;
- самостоятельная ориентировка в характере музыки;
- точное начало движения после вступления;
- передача в движениях частей и фраз музыкального произведения, динамических
оттенков
Тема. Навыки выразительного движения.
Развитие умений ритмично двигаться в соответствии с различным характером
музыки, регистрами, темпом, метром, динамикой, формой и музыкальными
фразами.
- ритмичная ходьба спокойным шагом с высоким подниманием ног;
- ритмичный бег, поскоки с ноги на ногу;
- легкий, свободный прямой галоп;
- пружинящие движения;
- поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке;
- шаг на всей стопе с продолжением вперед и в кружении;
- закрепление умения выставлять ногу поочередно на носок и пятку;
- самостоятельные действия в играх, поиск выразительных движений, не
подражая друг другу; придумывание движений в соответствии с характером
музыкального произведения;
- использование знакомых движений в свободных плясках, импровизациях.
Тема. Игровые упражнения без предметов.
«Пружинки», «Вертушки». Правильно и ритмично пружинистым бегом,
кружиться в парах на бегу.
13
«Полетаем на самолете». В соответствии с легкой подвижной музыкой
передавать образы летящих самолетов.
Чувствовать постепенное ускорение музыки и усиление ее звучания в начале
произведения. Различать направление мелодии вниз, вверх.
«Петушок». Передавать в движении простейший ритмический рисунок.
Перевоплощаться «в Петушка».
«Стираем платочки». Выразительно передавать движением рук содержание
упражнения, меняя характер движения на каждую вариацию.
«Поднимай флаг!» Слышать и передавать в движении начало и окончание
музыки. Ритмично выполнять движения с флажками.
«Ловишка»
Слышать окончание музыкальной фразы. Передавать словами и хлопками
ритмический рисунок мелодии.
«Зайцы и Лиса» Самостоятельно выполнять движения в соответствии с
характером музыки. Побуждать детей к образному выполнению движений,
характерных для персонажей игры.
Тема. Пляски.
Развитие танцевальной импровизации, использование различных переплясов.
Нахождение новых сочетаний знакомых плясовых движений.
«Парная пляска». Двигаться парами по кругу, соблюдая интервал, следить за
координацией, ритмичностью, четкостью движений. Выразительное кружение
(вправо, влево), держась за одну руку.
«Полька». Использовать знакомые плясовые движения.
«Пляска петрушек». Самостоятельно переходить от одних движений к другим,
отмечая сильную долю. Совершенствовать навык свободной ориентировки в
пространстве. Передавать в движении характерные особенности образа петрушек.
«Русская хороводная пляска». Знакомить с общим характером русской пляски, с
ее простейшими композициями, доступными данному возрасту детей, учить
плавному хороводному шагу, осанке, характерной для русского хоровода.
«Задорные чижи». Предложить послушать музыку и самостоятельно определить
характер движений, соответствующих музыке.
Тема. Игры с пением.
Использование фольклорного, песенно-игрового, танцевального материала для
развития танцевально-игрового творчества.
Вокально-хоровые занятия.
Тема. Детский голос и его развитие.
Детский голосовой аппарат. Смыкание голосовых связок. Охрана детского голоса.
Резонаторы (головной, грудной, фальцетное звучание)
Тема. Певческие навыки.
14
Выразительное вокальное исполнение партий героев, чистота интонирования,
хорошая дикция, эмоциональная подача певческого текста.
а) певческое дыхание:
- смешанное дыхание;
- дыхательная гимнастика;
- вокальные упражнения, развивающие длительность выдоха;
- быстрый вдох, медленный вдох;
- ощущение легкого зевка при вдохе;
- навык глубокого нижнереберного диафрагматического дыхания;
- певческая постановка - положение корпуса, головы, рта;
- устойчивое положение гортани;
- бесшумный, глубокий вдох;
- спокойное, естественное дыхание (способствует возникновению
«опорного звука»);
б) певческое звукообразование:
- смыкание и размыкание голосовых связок;
- ровность звучания певческого голоса;
- грудной регистр звучания;
- микст (соединение грудного и головного резонаторов);
- примерное звучание голоса;
- атака звука: твердая, мягкая, придыхательная;
- кантилена: умение петь легато, связывая звуки;
- регистр - ряд однородно звучащий звуков, берущихся единым физиологическим
механизмом;
Актерское мастерство и сценическая речь.
Тема. Развитие произвольного внимания (зрительное, слуховое), парные и
групповые упражнения, коллективные действия.
Тема. Развитие фантазии на основе реальных образов природы.
Тема. Приговорки-заклички (обращенные к ветру, тучам, радуге, солнцу,
дождю).
Тема. Перевоплощение через пластические характеристики сказочных героев
(«Снежная королева», «Добрая Фея», «Баба-Яга», «Карлсон» и т.д.)
Тема. Развитие речевого аппарата:
Упражнения: «и, э, а, о, у, э»; звучание простых и йотированных гласных; двойные
согласные; твердые и мягкие;
Тема. Развитие речевого аппарата:
-скороговорки, тренировка мышц дыхательного аппарата. Дыхательная разминка;
-освоение смешанно-диафрагматического дыхания. Тренировка длинного выдоха.
15
Тема. Развитие речевого аппарата:
-постановка дыхания, массаж мышц, участвующих в дыхании. Выработка
носового дыхания. «Погасить свечку». Произношение текста на выдохе.
-массаж лба, верхней и средней части лица, массаж губ, шеи, живота;
Тема. Распределение звука и слова в сценическом пространстве:
-бросая мяч партнеру, произносить слог, слово, предложение;
-стоя по разным концам длинны стульев, посылать мяч под стульями и
произносить при этом определенную фразу.
Тема. Совершенствование техники сценической речи через художественное
слово:
- развитие навыков логического анализа текста (на материале народных и
литературных сказок);
-знаки препинания, грамматические паузы, ударения.
Музыка и движение.
Тема. Хороводы. «Веснянка», «Заплетись, плетень», «Гулять Катенька пошла»,
«Со вьюном я хожу»
Тема. Танцевальные импровизации. Танец «звездочек», «воды», «огня»,
«птиц»
Вокально-хоровые занятия
Тема. Певческие навыки. Певческая дикция:
- ясность, разборчивость, правильность произношения текста в пении;
- артикуляционный аппарат: губы, язык, челюсти, гортань, голосовые связки,
зубы;
- слоги с зубными язычковыми согласными д, з, т, р, л, н, а также губные - б, п, в,
м;
- гласные звуки: и, э, а, о, у, ы;
- йотированные гласные е=й+э, я=й+а, ё=й+о, ю=й+у;
- звонкие согласные: б, в, г, д, з, л, м, н, р:
- глухие согласные: с, ф, х, ч, ш, щ;
- округление гласных: а - приближается к о,
и - приближается к ю, е - приближается к э;
- активность артикуляционного аппарата;
- произношение согласных (кратко, четко).
- деление на слоги (перенос согласных)- деление на слоги (перенос согласных)
Тема. Приемы пения: (штрихи)
16
-legato;
-staccato;
-markato.
Тема. Виды пения:
-кантилена-поэзия, вокал;
-речитатив (мелодический), сближение пения с речевыми интонациями. ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
Процесс обучения по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной
программе предусматривает следующие формы диагностики и аттестации:
входная диагностика, проводится перед началом обучения и предназначена для
выявления уровня подготовленности детей к усвоению программы. Формы
контроля: прослушивания, репетиции, театральные постановки.
Промежуточная диагностика проводится 2 раза в год в январе и после завершения
всей учебной программы. Формами аттестации является участие в отчетных
концертах музыкальной студии.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы.
Работа
по
программе
ведётся
с
использованием
оборудования,
предоставленного школе по проекту «Успех каждого ребенка» в рамках
создания новых мест дополнительного образования:
• Акустическая система.
Для реализации программы необходимо наличие помещения для организации
школьного музыкального театра, в котором проводятся учебные занятия,
проходят репетиции и постановка детских музыкальных спектаклей,
изготовление декораций и костюмов. Наличие музыкальных инструментов,
звукового оборудования, теле - видео-аудио - фото - аппаратуры.
Также, для реализации программы необходим музыкальный инструмент –
фортепиано.
Кадровое обеспечение:
Занятия проводит педагог дополнительного образования данной направленности.
Список литературы.
Нормативная правовая документация:
17
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации»
(действующая
редакция)
//
URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
2. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября
2018 N 196 (ред. 2020 года) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09. 2019
г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
6. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04
"О направлении методических рекомендаций". Методические рекомендации по
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726-р. р (ред. от 30.03.2020).
11. Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный на
заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018 г. № 16).
12. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16).
15. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Список литературы для педагогов:
18
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Лучшие музыкальные игры для детей. М.:ЛАДА, 2006
2. Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. – Спб, 2006
3. Золина Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий.
Методическое пособие с электронным приложением. – М: Глобус, 2008
4. Разумовская О. К. Русские композиторы, Биогрфии, викторины, кроссворды. –
М: Айрис-пресс, 2007
5. Рапацкая Л. А., Сергеева Г. С., Шмагина Т. С. Русская музыка в школе. - М.:
Владос, 2003
6. Слушание музыки для 1-3 кл. / Сост. Г. Ушпикова. – Спб, 2008
7. Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие / под. Ред. А. Б.
Никитиной. – М.: Владос, 2001
8. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. – М., 2007
9. Металлиди Ж. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поем. Для 1-2 классов
ДМШ. – Спб: Композитор, 2008
10. Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей
школьного возраста. Методическое пособие.- М.: Айрис- пресс, 2007. – 144 с.,
ноты.
11. Гомонова Е.А. Музыкальный фейерверк.- Ярославль: Академия
развития,2008. – 96 с.: ил.
12. Горбина Е.В. Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей.
- Ярославль: Академия развития, 2006. – 48 с.: ил
13. Горбина Е.В. Михайлова М.В. В театре нашем для вас поём и пляшем.
Музыкальные сказки-спектакли для школьников. - Ярославль: Академия
развития, 2000. – 112 с.: ил.
14. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н-Д, 2005.
15.Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации /
авт.- сост. Е.Х. Афанасенко и др.- Волгоград: Учитель, 2009.- 190с. 7.Ершова А.
П. Уроки театра на уроках в школе.М., 1992.
16. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М.. Игры в сказкотерапии. Спб..
2006.,
17. Каплунова И. М. Новоскольцева И.А. Карнавал сказок. Пособие для
музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений.- С.-П.:
Композитор, 2007. – 217с.: ил.,ноты.
18. Князева Л. Ю. Импровизируем в игре, поём, ставим спектакль: музыкальный
сборник. – М.: ВАКО, 2013. – 80 с.
19. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и
младшего школьного возраста. М.: Владос, 2001. – 110 с.: ил., ноты.
20. Кошмина И.В.. Ильина Ю.В. Музыкальные сказки и игры для детей
дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2002. – 56 с.: ноты.
21. Медведева И. Куклотерапия, или что такое драматическая психоэлевация./ И.
Медведева, Т. Шишова // Я вхожу в мир искусств: (Театр, где играют куклы:
Пьесы. Методика. Программа.).-1999.-No 9.-С.98-104.- 13. 15.Мир вокального
19
искусства. 1-4 классы: программа, разработки занятий, методические
рекомендации / авт.-сост. Г.А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009.-138с.
22. Огороднова -Духанина Т.В. Музыкальные игры на уроках сольфеджио.
Учебное пособие для детской музыкальной школы. – С.- П.: Композитор. 2008.–
23с.
23. Пушкина С.И. Наш детский театр. Выпуск 2. Инсценировки русских народных
сказок, песен и игр. М.: Издательство Московского государственного
университете культуры и искусств, 2000. 64 с.
24. Соснин С. М. Музыкальные сказки для детей младшего и среднего школьного
возраста. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. -112с.: ноты.
25. Театр - студия "Дали": Образовательные программы. Игровые уроки.
Репертуар. // Я вхожу в мир искусств.-1997.-No5-6.-296с.- Авторские
образовательные программы: Театральная игра. Актерское мастерство. Пластика.
Сценическое движение. Музыкальное воспитание и основы вокала. Танец.
26. Тютюнникова Т. Э. Детская симфония "Игрушки-погремушки"/ Т. Э.
Тютюнникова // Музыкальный руководитель.- 2007.- No 3.- С.2-10.- Работаем по
программе "Элементарное музицирование".
20