ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1.
Название программы
Дополнительная общеобразовательная программа
«Юный пожарный»
2.
Разработчик программы
учитель начальных
Андреевна
3.
Руководитель программы
Сутырин Илья Игоревич
4.
Территория,
программу
представившая
Нижний
Новгород,
Приокский
район,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Школа №34».
5.
Название
организации
проводящей
Муниципальное
бюджетное
общеобразовательное учреждение «Школа № 34»
6.
Адрес организации
г. Нижний Новгород, Гагарина пр-кт, дом № 101
Б
6.
Телефон
+7(831) 435-17-05
7.
Форма проведения
Занятия детского творческого объединения
8.
Цель программы
9.
Специализация программы
Создание условий для организации деятельности
школьников по изучению правил пожарной
безопасности и привлечения их к организации
пропаганды пожаробезопасного поведения.
Социально-гуманитарная
10.
Сроки реализации программы
1 год
11.
Официальный язык программы
Русский
12.
Общее количество участников
12 – 15 человек.
13.
География
программы
Учащиеся школы №34
14.
Условия участия в программе
Обучающиеся 9-11 лет, по письменному
заявлению родителей (законных представителей).
15.
Условия
участников
размещения
Кабинет, столы и стулья по количеству рабочих
мест
16.
Краткое содержание программы
Занятия по программе позволят учащимся
познакомиться с мерами пожарной безопасности,
с историей появления пожарных, научиться вести
себя правильно в экстремальных ситуациях.
Разные виды деятельности: беседы, лекции,
викторины, конкурсы, квесты, практические
занятия, встречи с пожарными – помогут
обучающимся лучше понять меры пожарной
безопасности
участников
классов
Хрулева Мария
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный пожарный» (далее – программа) имеет социально-гуманитарную
направленность, разработана с целью реализации на создаваемых новых
местах дополнительного образования детей в рамках федерального проекта
«Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Программа разработана в соответствии c основными направлениями
государственной образовательной политики и нормативными документами,
регулирующими деятельность в сфере образования:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации»
(действующая
редакция)
//
URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
1.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09
ноября 2018 N 196 (ред. 2020 года) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
2.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.
2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
3.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
4.
Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р. р (ред. от 30.03.2020).
5.
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка»,
утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018 года № 16).
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
8.
Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2018
№ 1135-р «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития
региональной системы дополнительного образования детей».
9.
Устав МБОУ «Школа № 34».
Актуальность программы.
2
В современном обществе отмечается постоянный рост количества и
масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий,
природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей
стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%,
материальный ущерб возрастает на 7-10%.
Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более
220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700
детей. Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения
правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за
неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство
руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами
обучающиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют
элементарными мерами пожарной безопасности.
Основной целью данной образовательной программы является
профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной
безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП)
во внеурочное время в системе дополнительного образования детей, а также
обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь
помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях
совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в
профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний,
направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их
использование при пожаре.
Отличительными особенностями программы «Юных пожарных»
является её вариативность, возможность свободно планировать и связывать
изучение отдельных тем с особенностями местных условий. Образовательные
темы предусматривают не только изучение теоретических знаний, но и
формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания
способствуют развитию творческих способностей, приобретению социального
опыта и повышению статуса профессии пожарного, вырабатыванию стойкой
гражданской позиции.
Новизна программы: обучающиеся получают не только необходимые
знания и навыки по пожарной безопасности, но и осваивают элементы нового
вида спорта-пожарно-прикладного.
Педагогическая целесообразность программы «Юные пожарные»
заключается в ознакомление учащихся с организацией системы
профилактической работы по пожарной безопасности в жизнедеятельности
человека.
Учащиеся получают необходимые знания по правилам пожарной
безопасности в жилых зданиях, летних лагерях, школах, сельской местности.
Изучают первичные средства пожаротушения, умение работать с огнетушителем
при возникновении пожара (практическая часть), действовать на пожарноприкладной полосе. Получают знания по оказанию первой медицинской помощи
пострадавшим на пожаре. Изучают знаки пожарной безопасности, знакомятся с
3
пожарной техникой, пожаротехническим вооружением, средствами связи,
системами автоматического пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной
сигнализации.
Кроме того, программа предусматривает усвоение «методики подготовки
и проведения массовых мероприятий по предупреждению и профилактике
пожаров» среди младших школьников, подростков.
Знания, навыки и умения юные пожарные могут проверить и применять
при проведении рейдов по выявлению и устранению нарушений
противопожарного режима в школе, в походе, при проведении новогодних елок,
бесед с дошкольниками, с младшими школьниками, в викторинах и эстафетах, в
соревнованиях юных пожарных, экскурсиях, противопожарных конкурсах.
Данная программа является базовой по уровню усвоения.
Адресат (возраст обучающихся): 9-11 лет. При её реализации
учитываются возрастные особенности учащихся.
Цель: профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной
безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП),
а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях,
уметь помочь себе и окружающим.
Программа ставит цель совершенствования обучения детей мерам
пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды
пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в
случае необходимости – их использование при пожаре.
Задачи:
Задачей программы является не только сообщение знаний по истории,
теории и методике экскурсионного дела, но и закрепление полученных заданий
на практических занятиях, формирование умений и практических навыков
применения их в профессиональной деятельности. Подготовка и проведение
экскурсий. Разработка новых маршрутов экскурсий.
обучающие:
систематизировать и расширить знания обучающихся об появления
профессии пожарного;
сформировать начальные навыки пожарной деятельности;
сформировать навыки работы с различными источниками
информации о пожарной безопасности (планом эвакуации, знаками пожарной
безопасности и д.р.);
привить навыки работы с первичными средствами пожаротушения;
обучить правилом пожарной безопасности.
развивающие:
развить у учащихся инициативы и эрудиции в процессе проведения
тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
сформировать умение оказание помощи в обеспечении безопасности
граждан и имущества при возникновении пожаров;
развить
коммуникативные
и
организаторские
качества
(сценические качества, умение выступать с лекцией, сообщением).
4
воспитательные:
воспитать интерес и уважение к истории и профессии пожарного;
воспитать чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки;
сформировать общественную активность, гражданскую позицию,
бережное отношение к своему здоровью, окружающей среде.
Объем и срок реализации программы. Программа общим объёмом 72
часа изучается в течение 1 учебного года и включает в себя 37 теоретических и
35 практических занятий.
Наполняемость группы. Занятия проходят обучающимися 9 - 11 лет
группах по 12-15 человек. Состав группы постоянный.
Режим занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 академических часа,
рекомендованная продолжительность занятия – 40 минут; продолжительность
перерыва между занятиями – 10 минут.
Формы организации занятий: групповая: викторины, игры, КВНы,
тесты, деловые игры, экскурсии. Организуя работу с обучающимися, следует
использовать как традиционные формы работы (беседы, лекции, рассказ,
групповые, индивидуальные), так и нетрадиционные, в интерактивной форме
(интернет-урок, урок- презентация, интерактивная игра), а также практическое
занятие, дискуссию, диспут, творческую встречу, где тренируются
сообразительность, память, реакция, умение обобщать и выделять главное,
внимание и многие другие качества ребёнка.
К проведению занятий можно привлекать работников или ветеранов
пожарной охраны, медицинских работников.
Ожидаемый результат.
Знать:
Уметь:
1 год обучения
Основные направления и формы работы
ДЮП.
Основные причины пожаров.
Правила поведения при пожаре,
правила сообщения о пожаре и вызова
пожарных.
Средства пожаротушения.
Знаки пожарной безопасности.
Виды пожарной техники.
Поражающие факторы, виды травм.
Особенности работы пожарных.
Способы оказания первой помощи.
Эвакуироваться из здания школы, дома,
дачи, общественных мест.
Пользоваться средствами
пожаротушения.
Оказывать первую помощь при травмах,
ожогах, полученных при пожаре.
Вести диалог и разъяснительную работу
среди школьников и населения.
Проявлять творчество и инициативу.
Способы определения результативности: педагогическое наблюдение;
педагогический анализ результатов выполнения самостоятельных заданий
обучающимися, проведение тематических игр, соревнований, выставок
рисунков по правилам пожарной безопасности, участие в конкурсах по профилю
объединения.
5
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
обучающихся по подведению итогов реализации программы.
Промежуточная аттестация 1 года обучения (декабрь) проводится в форме:
занятия – практической работы, на котором учащиеся отвечают на вопросы,
выполняют практические задания.
Промежуточная аттестация 1 года обучения в конце учебного года (май) –
в форме защиты проекта своей интерактивной экскурсии.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Разделы, темы
Количество часов
ДЮП: цели и задачи.
Историческая справка о
развитии пожарной охраны
в России.
Причины
возникновения
пожаров
в
жилье
и
общественных зданиях.
Основные
причины
пожаров
и
меры
предосторожности
в
окружающей среде.
Противопожарный режим в
детском учреждении.
Пожарная техника и костюм
пожарного.
Огнетушители
и
их
предназначение.
Знаки
пожарной
безопасности
Основы
медицинских
знаний
Строевая подготовка и
пожарно-прикладной спорт.
Всего:
теория
практика
всего
2
2
1
1
3
3
8
2
10
6
2
8
3
2
5
3
5
8
3
5
8
1
1
2
4
4
8
2
15
17
34
38
Промежуточная
аттестация и
аттестация по
завершении реализации
программы
1 полугодие/конец
уч. года (выполнение
заданий, соревнования
юных пожарных).
72
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(72 часа)
6
№
Количество часов
Формы
контроля
Раздел, тема
Всего
1)
1.
2.
2)
3.
4.
3)
5.
6.
7.
8.
9.
ДЮП: цели и задачи.
Положение о ДЮП, выбор
актива, распределение
обязанностей, планирование
работы на учебный год
Пожарная охрана - её история
и традиции. История пожарной
охраны Нижегородской
области
Историческая справка о
развитии пожарной охраны в
России.
Экскурсия в пожарную часть,
встреча с работниками
Добровольные пожарные
формирования. Движение
ДЮП в России
Причины возникновения
пожаров в жилье и
общественных зданиях.
Причины возникновения
бытовых пожаров. Условия
возникновения пожара.
Поражающие факторы
пожаров (температура,
ядовитый газ, дым, копоть,
потеря видимости). Способы
тушения огня подручными
средствами
Меры пожарной безопасности
при эксплуатации
электробытовых приборов.
Человек как проводник
электрического тока. Действие
электрического тока на
организм человека
Меры пожарной безопасности
при использовании предметов
бытовой химии и изделий в
аэрозольных упаковках
Меры пожарной безопасности
при эксплуатации газовых
приборов, отопительных печей
Основные правила поведения
при возникновении пожара.
Способы эвакуации из
3ч
2ч
Практика
1ч
1ч
1ч
Теория
2ч
1ч
Устный опрос
1ч
Устный опрос
3ч
1ч
2ч
2ч
1ч
1ч
Устный опрос
1ч
Устный опрос
1ч
10 ч
2ч
8ч
2ч
2ч
Устный опрос
2ч
2ч
Устный опрос
1ч
1ч
Устный опрос
1ч
1ч
Устный опрос
1ч
1ч
Устный опрос
7
10.
11.
4)
12.
13.
14.
5)
15.
16.
горящего здания (в том числе
высотного)
Организация и проведения
рейда в школе по проверке
выполнения правил пожарной
безопасности
Пожары на транспорте.
Причины транспортных
пожаров. Правила поведения
пассажиров городского
транспорта (автобус, трамвай,
троллейбус, маршрутное
такси). Правила поведения
пассажиров на междугородном
транспорте (воздушном,
железнодорожном, водном)
Основные причины пожаров
и меры предосторожности в
окружающей среде.
Лесные пожары. Правила
поведения в лесу, у водоёма, в
зоне отдыха людей. Способы
разведения костра
Основные причины пожаров
при праздновании Нового года
(фейерверки, петарды,
бенгальские огни, хлопушки)
Молния и защита. Меры
предосторожности от
поражения молнией. Принцип
громоотвода. Промежуточная
аттестация
Противопожарный режим в
детском учреждении.
Противопожарные требования
к территории и помещениям
детского учреждения.
План
эвакуации. Практическое
изучение плана эвакуации.
Общие требования к
содержанию путей эвакуации,
эвакуационным выходам
Первичные средства
пожаротушения
(огнетушители, внутренние
пожарные краны, щиты с
набором пожарного
инвентаря). Места их
установки, правила содержания
и порядок применения на
пожаре
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
8ч
2ч
6ч
2ч
2ч
2ч
2ч
Практическая
работа
Практическая
работа,
инсценировка
2ч
Устный опрос
2ч
Создание
листовок
2ч
Тестирование
5ч
2ч
3ч
2ч
1ч
1ч
Устный опрос
1ч
Устный опрос
1ч
8
17.
6)
18.
19.
20.
21.
7)
22.
23.
24.
25.
8)
26.
Первичные средства
пожаротушения
(огнетушители, внутренние
пожарные краны, щиты с
набором пожарного
инвентаря). Места их
установки, правила содержания
и порядок применения на
пожаре
Пожарная техника и костюм
пожарного.
Виды пожарной техники
(Пожарные автомобили,
самолёты и вертолёты, суда,
поезда), их назначение
Общее устройство пожарных
автомобилей, размещение на
них пожарного оборудования
Боевая одежда, снаряжение и
средства защиты органов
дыхания пожарного. Виды
пожарных костюмов, область
применения, материалы,
применяемые для изготовления
Изготовление пожарных
машин из бумаги, картона или
рисование. Моделирование
пожарной каланчи или
пожарной части
Огнетушители и их
предназначение.
Назначение, устройство,
принцип действия и порядок
применения ручных
огнетушителей
Назначение, устройство,
принцип действия и порядок
применения ручных
огнетушителей
Назначение, устройство,
принцип действия и порядок
применения ручных
огнетушителей
Экскурсия в музей пожарной
безопасности
Знаки пожарной
безопасности
3наки пожарной безопасности:
запрещающие,
предупреждающие,
указательные,
2ч
1ч
1ч
8ч
5ч
3ч
2ч
1ч
1ч
Устный опрос,
практическая
работа
2ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
Устный опрос,
практическая
работа
Устный опрос,
практическая
работа
2ч
2ч
8ч
5ч
3ч
2ч
1ч
1ч
Устный опрос,
практическая
работа
2ч
1ч
1ч
Устный опрос,
практическая
работа
2ч
1ч
1ч
Устный опрос,
практическая
работа
2ч
2ч
2ч
1ч
1ч
Устный опрос,
практическая
работа
Практическая
работа
Экскурсия
1ч
1ч
Устный опрос
9
27.
9)
28.
29.
30.
31.
32.
33.
10)
34.
35.
36.
37.
предписывающие. Примеры их
применения и места установки
Укомплектование здания
школы знаками пожарной
безопасности, изготовленными
своими руками
Основы медицинских знаний
Общая характеристика
повреждений и их последствий
для здоровья человека.
Основные правила оказания
первой медицинской помощи
при различных видах
повреждений. Признаки, с
помощью которых можно
определить состояние человека
Ожоги. Характеристика и
причины термических ожогов.
Правильное оказание помощи
при ожоге
Опасности переохлаждения
организма. Правила оказания
помощи при переохлаждении.
Характеристика обморожений.
Недопустимые действия при
оказании помощи
пострадавшему от воздействия
низких температур
Оказание помощи человеку
при поражении электрическим
током
Практическая отработка по
оказанию медицинской
помощи пострадавшему
Практическая отработка по
оказанию медицинской
помощи пострадавшему
Строевая подготовка и
пожарно-прикладной спорт.
Строевая подготовка
Работа с пожарными рукавами,
стволами, боевое
развёртывание
Общие сведения о
соревнованиях по ППС, виды и
характер соревнований, оценка
результатов. Знакомство со
спортивным оборудованием
Практические занятия по ПС
1ч
1ч
8ч
2ч
4ч
1ч
Практическая
работа
4ч
1ч
Устный опрос
1ч
1ч
Устный опрос
1ч
1ч
Устный опрос
1ч
1ч
Устный опрос
1ч
1ч
Практическая
работа
2ч
2ч
Практическая
работа
17 ч
15 ч
2ч
2ч
2ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
2ч
2ч
2ч
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
10
38.
Практические занятия по ПС
2ч
2ч
39.
Практические занятия по ПС
2ч
2ч
40.
Организация соревнований
пожарных
Итого
1ч
1ч
72
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
38
34
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. ДЮП: цели и задачи.
1. Положение о ДЮП, выбор актива, распределение обязанностей,
планирование работы на учебный год
Теория: Ознакомление с движение ДЮП и ВДПО; выбор актива,
распределение обязанностей.
Практика: Составление плана работы на учебный год
2. Пожарная охрана - её история и традиции. История пожарной охраны
Нижегородской области
Теория: Ознакомление учащихся с историей создания и развития пожарной
охраны. Первые попытки организовать борьбу с, пожарами при Иване Грозном;
развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II; пожары Москвы; научнотехнические достижения в области предупреждения и тушения пожаров;
направления деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных
организаций.
Раздел 2. Историческая справка о развитии пожарной охраны в России.
1. Добровольные пожарные формирования. Движение ДЮП в России.
Теория: Создание и развитие добровольных пожарных.
2. Экскурсии в пожарные части, музей пожарной охраны.
Раздел 3. Причины возникновения пожаров в жилье и общественных
зданиях.
1. Причины возникновения бытовых пожаров. Условия возникновения
пожара. Поражающие факторы пожаров (температура, ядовитый газ, дым, копоть,
потеря видимости). Способы тушения огня подручными средствами.
Теория: Дать понятие о пожарах, причинах их возникновения и
возможных последствиях. Познакомить со средствами пожаротушения.
Формирование поведения в соблюдении правил пожарной безопасности
2. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых
приборов. Человек как проводник электрического тока. Действие
электрического тока на организм человека.
Теория: Знакомятся с особенностями современного жилья. Чем оно опасно
для человека. Виды опасных и вредных факторов современного жилища. Изучают
причины возникновения бытовых пожаров, поражающие факторы пожаров
(температура, ядовитый газ, дым, копоть, потеря видимости), способы тушения
огня подручными средствами, меры пожарной безопасности при эксплуатации
электробытовых приборов. Знакомятся с действием электрического тока на
11
организм человека.
3. Меры пожарной безопасности при использовании предметов
бытовой химии и изделий в аэрозольных упаковках.
Теория: Изучают меры пожарной безопасности при использовании
предметов бытовой химии и изделий в аэрозольных упаковках.
4. Меры пожарной безопасности при эксплуатации газовых приборов,
отопительных печей.
Теория: Изучают меры пожарной безопасности при эксплуатации газовых
приборов, отопительных печей
5. Основные правила поведения при возникновении пожара. Способы
эвакуации из горящего здания (в том числе высотного).
Теория: Изучают основные правила поведения при возникновении пожара,
способы эвакуации из горящего здания (в том числе высотного
6. Организация и проведения рейда в школе по проверке выполнения
правил пожарной безопасности.
Практика: проведения рейда в школе по проверке выполнения правил
пожарной безопасности.
7. Пожары на транспорте. Причины транспортных пожаров. Правила
поведения пассажиров городского транспорта (автобус, трамвай,
троллейбус, маршрутное такси). Правила поведения пассажиров на
междугородном транспорте (воздушном, железнодорожном, водном).
Теория: Расширение у детей основ культуры о правилах поведения в
общественном транспорте; формирование осознанного отношения к правилам
поведения в общественном транспорте; воспитание уважительного отношения к
незнакомым взрослым и сверстникам; побуждение детей к использованию в речи
вежливых форм общения.
Раздел 4. Основные причины пожаров и меры предосторожности в окружающей
среде.
1. Лесные пожары. Правила поведения в лесу, у водоёма, в зоне отдыха
людей. Способы разведения костра.
Теория: Расширение у детей основ культуры о правилах поведения в лесу,
у водоёма, в зоне отдыха людей; формирование осознанного отношения к
правилам поведения в лесу, у водоёма, в зоне отдыха людей;
2. Основные причины пожаров при праздновании Нового года
(фейерверки, петарды, бенгальские огни, хлопушки).
Теория: Задачи юных пожарных во время новогодней елки и других
массовых мероприятий
3. Защита от молнии. Меры предосторожности от поражения молнией.
Принцип громоотвода.
Теория: Ознакомление с опасностью для жизни людей, сохранности
промышленных, общественных строений, высотных инженерных сооружений –
дымовых труб, антенн телевидения, радиосвязи, включая сотовую; вышек, опор
электрических сетей; технологического оборудования, расположенного на
12
открытых промышленных площадках, например, для ректификационных колонн
предприятий нефтепереработки представляют молнии первого типа. Меры
предосторожности от поражения молнией. Принцип громоотвода.
Раздел 5. Противопожарный режим в детском учреждении.
1.
Противопожарные требования к территории и помещениям
детского учреждения.
План эвакуации. Практическое изучение плана
эвакуации. Общие требования к содержанию путей эвакуации,
эвакуационным выходам.
Теория: Знакомятся с противопожарными требованиями к территории и
помещениям детского учреждения. Разрабатывают План эвакуации. Практическое
изучение плана эвакуации. Вырабатывают общие требования к содержанию путей
эвакуации, эвакуационным выходам. Знакомятся с первичными средствами
пожаротушения (огнетушители, внутренние пожарные краны, щиты с набором
пожарного инвентаря). Определяют места их установки, правила содержания и
порядок применения на пожаре. Вырабатывают правила пожарной безопасности
при проведении вечеров, дискотек, массовых мероприятий.
2. Первичные средства пожаротушения (огнетушители, внутренние
пожарные краны, щиты с набором пожарного инвентаря). Места их
установки, правила содержания и порядок применения на пожаре.
Теория: Область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с
песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря.
3. Правила пожарной безопасности при проведении вечеров, дискотек,
массовых мероприятий.
Теория: Задачи юных пожарных во время проведения киносеансов,
спектаклей, новогодней елки и других массовых мероприятий, а также во время
пребывания в летних лагерях.
Раздел 6. Пожарная техника и костюм пожарного.
1. Виды пожарной техники (Пожарные автомобили, самолёты и
вертолёты, суда, поезда), их назначение.
Теория: Марки и назначение пожарных автомобилей: автоцистерна,
автонасос, автомашина связи и освещения и т.д. Мотопомпы как средство
подачи воды на пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на
машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров. Состав
боевого расчета на пожарном автомобиле.
2. Общее устройство пожарных автомобилей, размещение на них
пожарного оборудования.
Теория: Общее устройство пожарных автомобилей, размещение на них
пожарного оборудования.
3. Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания
пожарного. Виды пожарных костюмов, область применения, материалы,
применяемые для изготовления.
Теория: Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания
пожарного. Виды пожарных костюмов, область применения, материалы,
применяемые для изготовления.
13
4. Изготовление пожарных машин из бумаги, картона или рисование.
Моделирование пожарной каланчи или пожарной части.
Практика: Моделирование пожарной каланчи или пожарной части.
Раздел 7. Огнетушители и их предназначение.
1. Назначение, устройство, принцип действия и порядок применения
ручных огнетушителей.
Теория: Виды
пожарных установок: спринклерные
и
дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые,
порошковые установки.
Раздел 8. Знаки пожарной безопасности.
1.3наки пожарной безопасности: запрещающие, предупреждающие,
указательные, предписывающие. Примеры их применения и места установки.
Теория: Предупреждающие, предписывающие,
запрещающие,
указательные, примеры их применения и места их установки.
2. Укомплектование здания школы знаками пожарной безопасности,
изготовленными своими руками.
Практика: Создание знаков пожарной безопасности
Раздел 9. Основы медицинских знаний.
1. Общая характеристика повреждений и их последствий для здоровья
человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при
различных видах повреждений. Признаки, с помощью которых можно
определить состояние человека.
Теория: Общая характеристика повреждений и их последствий для
здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при
различных видах повреждений. Признаки, с помощью которых можно определить
состояние человека.
2. Ожоги. Характеристика и причины термических ожогов.
Правильное оказание помощи при ожоге.
Теория: Понятие ожог. Характеристика и причины термических ожогов.
Правильное оказание помощи при ожоге.
3. Опасности переохлаждения организма. Правила оказания помощи
при переохлаждении. Характеристика обморожений. Недопустимые
действия при оказании помощи пострадавшему от воздействия низких
температур.
Теория: Правила оказания помощи при переохлаждении.
4. Оказание помощи человеку при поражении электрическим током.
Теория: Алгоритм оказания помощи человеку при поражении электрическим
током.
5. Практическая отработка по оказанию медицинской помощи
пострадавшему.
Раздел 10. Строевая подготовка и пожарно-прикладной спорт.
1. Строевая подготовка.
2. Работа с пожарными рукавами, стволами, боевое развёртывание.
14
3. Укладка и одевание боевой одежды и снаряжения.
4. Общие сведения о соревнованиях по ППС, виды и характер
соревнований,
оценка
результатов.
Знакомство
со
спортивным
оборудованием.
5. Практические занятия по ПС.
6. Организация соревнований пожарных.
15
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «Школа № 34»
____________ И.И. Сутырин
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дополнительной общеобразовательной программы -
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2 2 4
6
2
1
2
Условные обозначения:
- Праздничные дни
Итого рабочих часов
декабрь
7
ноябрь
- Каникулярный период
Согласовано: педагог дополнительного образования Хрулева М.А.
16
2
октябрь
3
группа
сентябрь
Итого рабочих недель
«Дружины юных пожарных»
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ, АТТЕСТАЦИИ
Первичная диагностика проводится в начале учебного года для определения
уровня подготовки обучающихся. Формы проведения – педагогическое
наблюдение, тренинг на выявление лидерских способностей, раскрепощение,
умение работать в команде и на публике.
Текущий контроль осуществляется в течение учебного года по итогам
освоения каждого раздела программы. Его цель – определить степень усвоения
обучающимися учебного материала, подбор наиболее эффективных методов
обучения.
Установление соответствия достижения планируемых результатов освоения
обучающимися программы осуществляется без дифференцированной оценки по
принципу достаточности предъявленных знаний, умений, навыков на основании
критериев по трем уровням: низкий, средний, высокий.
В этом случае оформление результатов текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации в журнале учёта работы педагога дополнительного
образования проставляются в виде обозначений – «Н» (низкий уровень), «С»
(средний уровень), «В» (высокий уровень).
Промежуточная аттестация проводится в декабре в формате представлений
коротких экскурсий по заданному маршруту и в конце года в виде защиты проекта
собственной экскурсионной программы.
Оценка уровня освоения программы:
- высокий уровень – обучающийся освоил весь объём 100-80%,
предусмотренный программой за конкретный период
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 7050%
- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний,
предусмотренных программой
Справка о результатах подведения промежуточной аттестации
Направленность _____________________________________________________________
Объединение _______________________________________________________________
ФИО педагога _____________________________________________________________
Форма проведения _________________________________________________________
Присутствовали ___________________________________________________________
№
Фамилия, имя обучающегося
Результат (уровень освоения
программы – высокий, средний, низкий)
1
2
…
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Управление образовательным процессом, успешное проведение занятий
достигается благодаря соблюдению основных дидактических принципов:
систематичности, последовательности, наглядности и доступности, эффективному
применению общественно - признанных современных технологий, с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Методы и приемы образовательной деятельности:
репродуктивный, словесный (объяснение, беседа, диалог, консультация),
метод проблемного обучения (постановка проблемных вопросов и
самостоятельный поиск ответа),
игры (на развитие внимания, памяти, воображения, игра-путешествие,
ролевые игры) ,
наглядный (рисунки, плакаты, чертежи, схемы, модели, приборы,
видеоматериалы, литература),
создание творческих работ для конкурсов, разработка листовок,
праздников, игр.
Каждое занятие строится в зависимости от темы и конкретных задач,
которые предусмотрены программой, с учетом возрастных особенностей детей, их
индивидуальной подготовленности.
№
п/п
Название
раздела, темы
Вводное занятие
1.
ДЮП: цели и задачи.
2.
Историческая
справка о развитии
пожарной охраны в
России.
3.
Причины
возникновения
пожаров в жилье и
общественных
зданиях.
4.
Основные причины
пожаров и меры
предосторожности в
окружающей среде.
5.
Противопожарный
режим в детском
учреждении.
Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
компьютер,
интерактивная панель
методическая
и
учебная литература
методическая
и
учебная литература,
материал по истории
развития
пожарной
службы
города,
архивные материалы.
методическая
и
учебная
литература
компьютер,
интерактивная панель,
видео
камера,
альбомы,
ватманы,
гуашь, фломастеры,
клей, бумага
методическая и
учебная литература
компьютер,
интерактивная панель,
видео камера,
альбомы, ватманы,
гуашь, фломастеры,
клей, бумага
методическая и
учебная литература
компьютер,
интерактивная панель,
видео камера,
Формы, методы,
обучения
Формы
аттестации/
контроля
словесный
Устный опрос
словесный
Устный опрос
объяснительноиллюстративные,
репродуктивные
наглядные,
проблемного
изложения
репродуктивные,
наглядные,
проблемного
изложения
Устный
тест
объяснительноиллюстративные,
репродуктивные
наглядные,
проблемного
изложения
Устный опрос,
создание
плакатов
и
листовок,
видеороликов
объяснительноиллюстративные,
репродуктивные
наглядные,
Устный опрос,
создание
плакатов
и
листовок,
видеороликов
опрос,
Устный опрос,
создание
плакатов
и
листовок,
видеороликов
6.
Пожарная техника и
костюм пожарного.
7.
Огнетушители и их
предназначение.
8.
Знаки пожарной
безопасности
9.
Основы медицинских
знаний
10.
Строевая подготовка
и пожарноприкладной спорт.
Итоговое занятие
альбомы, ватманы,
гуашь, фломастеры,
клей, бумага
методическая и
учебная литература
компьютер,
интерактивная панель,
видео камера,
альбомы, ватманы,
гуашь, фломастеры,
клей, бумага
методическая и
учебная литература
компьютер,
интерактивная панель,
видео камера,
альбомы, ватманы,
гуашь, фломастеры,
клей, бумага
методическая и
учебная литература
компьютер,
интерактивная панель,
видео камера,
альбомы, ватманы,
гуашь, фломастеры,
клей, бумага
методическая и
учебная литература
компьютер,
интерактивная панель,
видео камера,
проблемного
изложения
объяснительноиллюстративные,
репродуктивные
наглядные,
проблемного
изложения
Устный опрос,
создание
плакатов и
листовок,
видеороликов
объяснительноиллюстративные,
репродуктивные
наглядные,
проблемного
изложения
Устный опрос,
создание
плакатов и
листовок,
видеороликов
объяснительноиллюстративные,
репродуктивные
наглядные,
проблемного
изложения
Устный опрос,
создание
плакатов и
листовок,
видеороликов
объяснительноиллюстративные,
репродуктивные
наглядные,
проблемного
изложения
методическая
и Практические
учебная
литература
компьютер,
интерактивная панель,
видео
камера,
пожарный
рукав,
боевая
одежда
пожарного, шпагат.
компьютер,
Практические
интерактивная панель,
фото и видео камера
Практическая
работа
Практические
задания
Тест
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы.
Работа по программе ведётся с использованием
оборудования,
предоставленного школе по проекту «Успех каждого ребенка» в рамках создания
новых мест дополнительного образования:
ноутбуки, интерактивная панель, зеркальный фотоаппарат Canon
EOS2000D (с объективом и картой памяти 28 Gb)
Страховочная система, каски, карабины, перчатки, спусковое устройство,
зажим, ролик трек, веревка страховочная-спасательная, шнур полиамидный.
Средства индивидуальной защиты и медицинское имущество: ватномарлевые повязки, Аптечка индивидуальная (АИ-2), сумка и комплект
медицинского имущества для оказания первой медицинской помощи, бинт
марлевый медицинский нестерильный 7 м × 14 см, бинт марлевый медицинский
нестерильный 5 м × 10 см, вата медицинская компрессная, косынка медицинская
(перевязочная), жгут кровоостанавливающий эластичный.
Средства программного обучения и контроля знаний: DVD- диск
«Безопасность на улицах и дорогах», DVD- диск «Правила поведения на
воде».
Плакаты: «Классификация ЧС природного характера», «Классификация ЧС
техногенного характера», «Уголок гражданской защиты», «Первая медицинская
помощь», «Пожарная безопасность», «Безопасность в быту», «Опасные
ситуации в природных условиях».
Список литературы.
Нормативная правовая документация:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации»
(действующая
редакция)
//
URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
2. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября
2018 N 196 (ред. 2020 года) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.
2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
6. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 "О
направлении методических рекомендаций". Методические рекомендации по
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего
общего
образования,
образовательных
программ
среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726-р. р (ред. от 30.03.2020).
11. Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный на
заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018
г. № 16).
12. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16).15.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи".