ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ.
1.
Название
программы
2.
6.
Разработчик
программы
Руководитель
программы
Территория,
представившая
программу
Название
проводящей
организации
Адрес организации
6.
7.
8.
Телефон
Форма проведения
Цель программы
9.
Специализация
программы
Сроки реализации
программы
Место реализации
программы
Официальный язык
программы
Общее количество
участников
География
участников
программы
Условия участия в
программе
Условия
размещения
участников
3.
4.
5.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа
«Юные
инспекторы дорожного движения»
учитель начальных классов Аштаева
Анастасия Витальевна
учитель начальных классов Аштаева
Анастасия Витальевна
Нижний Новгород, Приокский район.
Муниципальное
бюджетное
общеобразовательное учреждение «Школа
№34»
603009,
Нижний Новгород,
проспект
Гагарина,д.101Б
+7 (831) 435-17-05
Занятия детского творческого объединения
создание условий для формирования у
обучающихся
устойчивых
навыков
безопасного поведения на улицах и дорогах,
вовлечение обучающихся в деятельность по
профилактике
дорожно-транспортного
травматизма.
Социально-гуманитарная
1 год
МБОУ «Школа №34», Приокского района.
Русский
2 группы по 13-20 человек.
Учащиеся школы №34.
Желание детей.
Кабинет, столы и стулья по количеству
рабочих мест
17. Краткое
содержание
программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«ЮИД»
социально-педагогической направленности с
упором на специализацию по профилактике
безопасности дорожного движения, развитие
творческих и организаторских способностей
обучающихся, создание условий для их
определения с выбором будущей профессии.
В ходе реализации программы, обучающиеся
осваивают навыки инспектирования, учатся
работать
в
команде
и
выполнять
индивидуальные задания, развивают в себе
такие
качества
личности,
как
коммуникабельность,
эрудиция,
ответственность.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юные инспекторы дорожного движения» (далее – программа) имеет
социально-педагогическую
направленность, разработана с целью
реализации на создаваемых новых местах дополнительного образования детей
в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального
проекта «Образование».
Программа разработана в соответствии c основными направлениями
государственной образовательной политики и нормативными документами,
регулирующими деятельность в сфере образования:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации»
(действующая
редакция)
//
URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
1.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09
ноября 2018 N 196 (ред. 2020 года) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
2.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09. 2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
3.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
4.
Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р. р (ред. от 30.03.2020).
5.
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка»,
утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018 года № 16).
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
8.
Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2018
№ 1135-р «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития
региональной системы дополнительного образования детей».
9.
Устав МБОУ «Школа № 34».
Актуальность программы:
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает
объективную
реальность
возникновения
дорожно-транспортных
происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших
транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а
иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожнотранспортных происшествий бывают дети.
Это происходит потому, что обучающиеся не знают правил дорожной
безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.
Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в
соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит
задача учителя и кружка «Юный инспекторы дорожного движения».
Отличительные особенности программы
Программа составлена по трём основным видам деятельности:
обучение детей происходит на основе современных педагогических
технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и
безопасного поведения на улице;
творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций,
плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их
познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной
ориентации в дорожной среде;
практическая отработка координации движений, двигательных
умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с
использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по
правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые,
индивидуальные).
Новизна программы заключается в занимательной форме знакомства и
изучения обучающихся с правилами дорожного движения, основами оказания
первой медицинской помощи; в проведении интегрированных занятий
совместно с учащимися других детских объединений, различных экскурсий,
акций, рейдов, патрулей; активном взаимодействии с ГИБДД; в практической
направленности программы; изготовлении наглядных материалов для
применения их на практике. Кроме этого, программа способствует в ориентации
на выбор будущей профессии, в определении жизненного пути.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
учащиеся в процессе обучения научатся безопасно участвовать в дорожном
движении, ориентироваться в «дорожном» пространстве, приобретут
устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения,
оказания самопомощи и первой доврачебной помощи.
Данная программа является базовой по уровню усвоения.
Адресат (возраст обучающихся): 7-9 лет. При её реализации
учитываются возрастные особенности учащихся.
Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся
устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, вовлечение
обучающихся в деятельность по профилактике дорожно-транспортного
травматизма.
Программа решает следующие задачи:
Обучающие задачи:
- расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на
улицах и дорогах;
- изучение Правил дорожного движения для пешеходов, пассажиров и
велосипедистов на основе формирования умений и навыков безопасного
поведения на дороге;
- обучение безопасному участию в дорожном движении;
- обучение способам оказания самопомощи и первой доврачебной
помощи;
- формирование умений прогнозировать свое поведение как участника
дорожного движения и применять на практике полученные знания.
Развивающие задачи:
- развитие умения ориентироваться в дорожно-транспортном
пространстве;
- развитие самостоятельности, ответственности и умения рационально
организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;
- развитие логического и пространственного мышления, воображения,
внимания и памяти;
Воспитательные задачи:
- воспитание сознательного отношения к выполнению правил дорожного
движения;
- воспитание коммуникативных качеств, чувства единения в команде,
взаимовыручки, умения прийти на помощь;
- формирование культуры и этики участника дорожного движения;
- воспитание устойчивой мотивации к соблюдению ПДД, бережного
отношения к своему здоровью, к своей жизни и жизни окружающих.
Объем и срок реализации программы. Программа общим объёмом 72
часа изучается в течение 1 учебного года и включает в себя 37 теоретических и
31 практических занятий.
Наполняемость группы. Занятия проходят обучающимися 7-9 лет в двух
группах по 13-20 человек. Состав группы постоянный.
Режим занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 академическому
часу, рекомендованная продолжительность занятия – 40 минут.
Формы организации занятий: Индивидуальная, фронтальная,
групповая. Организуя работу с обучающимися, следует использовать как
традиционные формы работы (беседы, лекции, рассказ, групповые,
индивидуальные), так и нетрадиционные, в интерактивной форме (интернетурок, урок- презентация, интерактивная игра), а также практическое занятие,
дискуссию, диспут, творческую встречу, где тренируются сообразительность,
память, реакция, умение обобщать и выделять главное, внимание и многие
другие качества ребёнка. Программа может быть реализована в дистанционной
форме.
Ожидаемый результат.
Знать
Уметь
1 год обучения
- правила дородного движения
- пользоваться правилами дорожного
движения
- сигналы светофора и жесты - переходить проезжую часть, пользуясь
регулировщика
сигналами светофора или регулировщика
движения
правила
пользования - правильно пользоваться общественным
общественным транспортом
транспортом:
входить
в
транспорт,
выходить, переходить проезжую часть
вблизи транспорта
- знать наиболее значимые - переходить проезжую часть, пользуясь
дорожные знаки,
дорожной разметкой
разметки проезжей части
- наиболее безопасные места для - выбирать наиболее безопасные места
движения
для перехода проезжей части
пешехода и перехода проезжей
части
правила
передвижения - передвигаться по улице при отсутствии
пешехода
при
отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров
пешеходных дорожек и
тротуаров
- места, предназначенные для игр
и катания
на велосипеде и роликовых
коньках
о
последствиях уметь
предвидеть
результаты
неконтролируемого
неконтролируемого поведения и нарушения
поведения на проезжей части и правил дорожного движения
нарушениях правил дорожного на улице
движения
Способы определения результативности: педагогическое наблюдение;
педагогический анализ результатов выполнения самостоятельных заданий
обучающимися, проведение тематических игр, соревнований,
выставок рисунков по правилам пожарной безопасности, участие в конкурсах
по профилю объединения.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся
по подведению итогов реализации программы
Подведение итогов реализации программы осуществляется через:
- проверку теоретических знаний и практических навыков, полученных на
занятиях;
- наличие у каждого обучающегося количества изделий предусмотренного по
программе;
- соревнования, конкурсы различного уровня;
- аттестация в форме тестирования (промежуточная, итоговая) обучающихся.
Для отслеживания и фиксации результатов индивидуального учета освоения
обучающимися дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программы предусмотрено ведение журнала учета и ведомости, в которых
оценивается: уровень знаний, умений и навыков
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Юные инспекторы дорожного движения»
Срок реализации программы: 1 год
Наименование
курса
(модуля, предмета,
дисциплина)
1 год обучения
Всего
недель
Всего
часов
36
72
37
72
Юные инспекторы
дорожного
движения
Всего по
программе:
Формы
промежуточной
аттестации
1
зачёт
Всего
недель/
часов
36/72
1
36/72
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(72 часа)
№ п/п
Наименование
разделов и тем
1) Ориентировка
в
окружающем мире
1
О транспорте
Количество часов
Всего Практика Теория
6ч
3ч
3ч
2ч
1
1
2
Дорога
2ч
1ч
1ч
3
Части дороги
2ч
1ч
1ч
6
3
3
2ч
1ч
1ч
2) Внимание
опасность!
4
Дорожные знаки
!
Дата
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
2ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
3) Правила дорожного
движения
7
В метро
14 ч
4ч
7ч
2ч
1ч
1ч
8
Проверим себя.
2ч
1ч
1ч
9
Будем осторожными.
2ч
1ч
1ч
10
Что такое дорожнотранспортное
происшествие
(ДТП)? .
Будем
уважать
людей!
Мы — пешеходы
2ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
40 ч
20ч
20ч
14
Правила
пешеходов
Безопасное
движение
Перекрёсток
2ч
ч
1ч
15
Регулировщик
2ч
1ч
1ч
16
Мы — пассажиры
2ч
1ч
1ч
17
Мы — пассажиры
2ч
1ч
1ч
18
Будем
уважать
водителей
Мы едем на машине
2ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
21
Мы
покупаем
велосипед
Проверим себя
2ч
1ч
1ч
22
Будем осторожными
2ч
1ч
1ч
23
Что такое дорожнотранспортное
2ч
1ч
1ч
5
6
11
12
13
4)
19
20
Внимание!
Опасность!
Мы здесь живём
для
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
происшествие
(ДТП)?
Виды транспорта
2ч
1ч
1ч
Какие
бывают
дороги
Дорожное движение
2ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
Перекрёсток
и
автомагистраль
Населённый пункт
2ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
Движение
на
загородной дороге
Внимание!
Железнодорожный
переезд!
Движение в трудных
условиях
Жилая зона
2ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
Мы ориентируемся
на местности
5) Внимание
автомобиль
34
Труд водителя
2ч
1ч
1ч
8ч
4ч
4ч
2ч
1ч
1ч
Что такое тормозной
путь
Световые
сигналы
автомобиля
Случай на дороге
2ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
итого
72
34
37
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
35
36
37
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
1
2 2 2 2 2
04.11 - 08.11
11.10 - 15.11
18.11 - 22.11
25.11 -29.12
02.12 - 06.12
09.12.- 13.12
16.12 - 20.12
02.01 - 12.01
13.01 .- 17.01
20.01. - 24.01
27.01.- 31.01
03.02 - 07.02
10.02 - 14.02
17.06.- 21.02
24.02.- 28.02
03.03.- 07.03
10.03.- 14.03
17.03 - 21.03
24.03.- 28.03
31.03 - 04.04
07 .04- 11.04
14.04 - 18.04
21.04 - 25.04
28.04 - 02.04
05.05 - 09.05
12.05 - 16.05
19.05 -.23.05
- Праздничные дни
- Каникулярный период
Согласовано: педагог дополнительного образования Аштаева А.В
Условные обозначения:
- Летний оздоровительный лагерь
2
2
2
2
2 2
2
2
2 2 2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2 2
2
2
2 2
2
2
2 2
72
08.09 - 12.09
01.09 - 05.09
25.08 - 29.08
18.08 - 22.08
11.08 - 15.08
04.08 - 08.08
Итого
рабочих
часов
Итого
рабочих
недель
июль
36
2 2 2 2
28.06 - 01.08
июнь
21.06 - 25.06
май
14.07 - 18.07
апрель
30.06 - 04.07
март
23.06 - 27.06
февраль
16.06 - 20.06
январь
09.06 - 13.06
декабрь
02.06 - 06.06
ноябрь
26 .05.-30.05
октябрь
23.12 - 27.01
28.10 - 01.11
2 2
21.10 - 25.10
14.10 - 18.10
группа
сентябрь
07.10 - 11.10
30.09 - 04.10
23.09 - 27.10
16.09 - 20.09
09.09 - 13.09
02.09.- 11.09.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «Школа № 34»
____________ И.И. Сутырин
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дополнительной общеобразовательной программы «Юные инспекторы дорожного движения»
август
Содержание программы
Раздел 1 «Ориентировка в окружающем мире»
Тема 1.О транспорте
Теория: Ролевая игра «Международная выставка транспорта». Роли:
посетители, экскурсоводы.
Чтение и обсуждение рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей
улице», стихотворения Н. Саконской «Песенка о метро».
Задания на классификацию транспорта по признакам: городской — сельский,
воздушный — водный — наземный — подземный, пассажирский — грузовой.
Рассказ учителя «Машины специального назначения» (с иллюстративным
материалом).
Темы 2. Дорога
Теория: Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы «Какие бывают
дороги».
Практика: Конструирование дороги из строительного материала (лего).
Составление памятки «Как нужно вести себя на дорогах».
Рассказы-рассуждения «Расскажем малышам о правилах поведения на
дорогах».
Тема 3. Части дороги
Теория: Упражнение «Закончи предложения»: «Дороги могут быть городские
...»; «Городская дорога имеет следующие части: ...»; «Проезжая часть — это ...»;
«Тротуар — это ...» и т. д.
Заполнение рисунка-схемы «Городская дорога», «Загородное шоссе».
Раздел 2 «Внимание! Опасность!»
Темы 4. Дорожные знаки
Теория: Беседа «Вспомним, зачем нужны знаки дорожного движения».
Упражнение на классификацию знаков по цвету и форме. Рассказ-объяснение
учителя о значении запрещающих, предупреждающих, предписывающих,
информационных знаков.
Практика: Упражнение на классификацию знаков дорожного движения по
значению и функциям.
Темы 5. Внимание! Опасность!
Теория: Беседа на тему «Что такое опасность» (с использованием
иллюстративного материала).
Обсуждение проблемной ситуации «Может ли несчастье произойти в тихом
дворике жилого дома?». Коллективное сочинение истории «Что случилось на
прогулке?». Чтение и обсуждение значения пословиц и поговорок: «Поспешишь —
людей насмешишь», «Поспешай, да не торопись», «Спеши медленно», «Спех людям
на смех», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Торопись, да оглядывайся».
Рассматривание иллюстраций «Осторожно, опасность!» (о несоблюдении
ПДД).
Практика: Коллективная работа: создание плаката «Осторожно, дорога!».
Тема 6. Мы здесь живём
Теория: Рассказы детей «Мой дом и мой двор». Беседа «Где и как играть во
дворе». Практика: Создание графического макета «Наш двор» с учётом ПДД.
Раздел 3. «Правила дорожного движения»
Тема 7. В метро
Практика: ответ на вопрос «Почему такие ситуации опасны?»: мальчики
стоят на перроне спиной к железнодорожному полотну; женщина перешла
ограничительную линию и наклонилась вперёд, чтобы посмотреть, не идёт ли поезд;
дети бегут по эскалатору; мальчики сидят на ступеньках эскалатора и т. д.
Составление памятки «Правила поведения в метро».
Тема 8. Проверим себя
Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу.
Тема 9. Будем осторожными
Теория: «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного
материала).
Практика: дидактическая игра «Что изменилось». Ученики рассматривают две
картинки и отмечают, чем они различаются (находят четыре-пять отличий).
Коллективная работа: чтение и обсуждение стихотворения С. Маршака «Вот
какой рассеянный». Коллективное составление памятки «Правила безопасного
поведения на дорогах»: о чём должен помнить любой участник дорожного
движения?
Тема 10. Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)?
Теория: рассказ инспектора ГИБДД «Что такое ДТП» (с использованием
Иллюстративного материала).
Практика: ролевая игра «Причины ДТП».
Тема 11. Будем уважать людей!
Теория: Рассказ учителя «Почему человек должен быть внимательным и
заботливым?».
Беседа «Можно ли смеяться над больным человеком?». Обсуждение ситуаций
«Как мы можем помочь другим людям?».
Темы 12. Мы — пешеходы
Теория: Обсуждение ситуации «Если бы на свете отменили все правила...».
Ролевая игра «К нам в гости пришёл сотрудник ГИБДД. Зададим ему
вопросы».
Практика: Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Объясним
малышам, как нужно переходить улицу».
Коллективная работа: конструирование знаков «светофор», «пешеходный
переход», разметки «зебра». Создание плаката «Переходи улицу правильно!».
Темы 13. Правила для пешеходов
Теория: составление памятки для пешехода и велосипедиста (работа в
группах) «Правила знаем — бед избегаем!».
Практика: ролевая игра «Узнаём знаки». Роли: сотрудник ГИБДД, пешеход,
водитель. Игра «Рассказ регулировщика». Игра-соревнование «Выполняем заданиятесты». Учитель готовит графические и словесные задания на знание
ПДД: поиск ошибки, завершение ответа, выбор ответа из нескольких
предложенных. Оценка выполненных тестовых заданий.
Раздел 4 «Безопасное движение»
Тема 14. Перекрёсток
Теория: Сравнение двух рисунков-схем «Регулируемый и нерегулируемый
перекрёсток». Коллективное разгадывание кроссворда.
Тема 15. Регулировщик
Теория: Просмотр видеофильма (или иллюстраций) «Как работает
регулировщик». Практика: Сюжетно-подвижная игра «Как ребята улицу
переходили» (проводится в физкультурном зале, на спортивной площадке).
Роли: регулировщик, пешеходы. (Сначала в роли регулировщика выступает
учитель.)
Темы 16. Мы — пассажиры
Практика: Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Расскажи
малышу, как нужно вести себя в автобусе». Дидактическая игра «Спрашиваем —
отвечай» (дети задают друг другу вопросы о правилах поведения в автомобиле и
оценивают ответы). Учащиеся задают друг другу вопросы о ПДД и поведении в
транспорте.
Модуль «Осторожно, дорога»
Тема 17. Будем уважать водителей
Теория: Беседа «Почему пешеход должен быть внимателен к водителям и
транспортным средствам?».
Демонстрация опытов: может ли автомашина быстро остановиться.
Обсуждение ситуаций: «Идёт дождь», «На улице туман», «Тёмное время
суток».
Составление памятки «Будем внимательны и вежливы с водителем».
Тема 18. Мы едем на машине
Теория: Рассматривание схемы «Салон автомобиля». Рассказ учителя
«Почему в личном автотранспорте нужно соблюдать правила безопасного
поведения?».
Практика: Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай».
Темы 19. Мы покупаем велосипед
Теория: Упражнение на классификацию знаков дорожного движения.
Практика: Ролевая игра «Мы выбираем велосипед» (с использованием
иллюстративного материала). Роли: покупатель, продавец. Рассказы детей
«Объясним малышу правила езды на велосипеде». Игра-соревнование «Учимся
правильно кататься на велосипеде».
Тема 20. Проверим себя
Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу.
Тема 21. Будем осторожными
Теория: «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного
материала).
Практика: дидактическая игра «Что изменилось». Ученики рассматривают две
картинки и отмечают, чем они различаются (находят четыре-пять отличий).
Коллективная работа: чтение и обсуждение стихотворения С. Маршака «Вот
какой рассеянный». Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус»: о чём
должен помнить любой участник дорожного движения?
Тема 22. Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)?
Теория: рассказ учителя «Что такое ДТП» (с использованием
Иллюстративного материала).
Практика: ролевая игра «Причины ДТП». Словесная игра «Закончи
предложение».
Темы 23. Виды транспорта
Практика: рисование транспортного средства и рассказ о нём. Дидактическая
игра на классификацию «Кто быстрее». Рассказ учителя о спецтранспорте (с
иллюстративным материалом). Ролевая игра «Я работаю...». Рассказы детей от
первого лица об одной из профессий на транспорте.
Темы 24. Какие бывают дороги
Теория: просмотр и обсуждение видеофильма (иллюстративного материала)
Дороги бывают разные».
Практика: рисование дороги, игра с рисунками «Узнай, какую дорогу я
нарисовал». Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус»
(правила поведения на дорогах в городе и за городом). Словесная игра «Угадай по
описанию».
Тема 25. Дорожное движение
Теория: просмотр видеофильма (иллюстраций) и беседа «В какую сторону
движется транспорт?». Упражнения на сравнение рисунков: улица в часы пик при
спокойном движении; улица с односторонним и двусторонним движением;
просёлочная дорога и шоссе и др.
Практика: словесная игра «Кто я?» (работа в группах). Каждая группа
составляет рассказ от имени участника дорожного движения (водителя, пассажира,
пешехода), а также объектов дорожного движения (транспорт, светофор, дорожная
разметка и пр.).
Тема 26. Перекрёсток и автомагистраль
Практика: сюжетная игра-конструирование «Строим перекрёсток»
(коллективная работа за общим столом). Дидактическая игра «Найдём ошибки».
Тема 27. Населённый пункт
Теория: знание дорожных знаков, обозначающих населённый пункт.
Практика: дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай».
Тема 28. Движение на загородной дороге
Теория: составление памятки для пешехода и велосипедиста, двигающихся по
загородному шоссе.
Тема 29. Внимание! Железнодорожный переезд!
Теория: обсуждение ситуаций: «Дежурный по переезду помахал детям
жезлом. Почему?», «Велосипедист проехал переезд при закрытом шлагбауме.
Что сказал ему дежурный по переезду?», «Мальчики с корзинками грибов
перебегали железнодорожное полотно, когда поезд был уже виден» и др.
Работа с пословицей «Поспешишь — людей насмешишь» в соответствии с
обсуждаемыми ситуациями. Практика: рисование дорожных знаков, регулирующих
движение на железнодорожном переезде.
Тема 30. Движение в трудных условиях
Теория: просмотр рисунков (фото, видеофильмов) с разными явлениями
природы (ливень, гроза, туман, гололёд, снегопад, сильный ветер и др.) и оценивание
особенностей движения в этих условиях. Беседа по вопросам: почему затрудняется
вождение автомобиля в плохую погоду? Какими становятся тротуары и шоссе, когда
идёт сильный снег или дождь? 186. Изменяется ли видимость на дорогах во время
тумана? Составление памятки «Внимание! Плохая погода!».
Тема 31. Жилая зона
Практика: ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Рисование знаков
«жилая зона», «конец жилой зоны».
Темы 32. Мы ориентируемся на местности
Теория: экскурсия по населённому пункту. Оценка объектов, находящихся на
чётной (нечётной) стороне улицы. Оценка интенсивности движения, знаков
дорожного движения.
Практика: создание плана микрорайона с учётом дорожной обстановки.
Раздел 5 «Внимание! Автомобиль!»
Тема 33. Труд водителя
Практика: рассказы детей на тему «Моя профессия — водитель». Анализ и
обсуждение ситуаций, которые могут быть опасными на дороге.
Тема 34. Что такое тормозной путь
Теория: рассказ учителя «Что такое тормозной путь» (с использованием
иллюстративного материала). Рисование схемы «Тормозной путь».
Подготовка памятки «Внимание! Тормозной путь!».
Тема 35. Световые сигналы автомобиля
Практическая работа: определить направление движения автомобиля.
Тема 36. Случай на дороге
Практика: завершение рассказа: «Петя шёл по тротуару. Рядом на велосипеде
ехал Олег. Мальчики не спешили, несмотря на мелкий моросящий дождь. Они
разговаривали, обсуждали школьные новости. Вдруг...»
ФОРМА КОНТРОЛЯ, АТТЕСТАЦИЯ
первичная диагностика;
промежуточная аттестация;
итоговая аттестация.
Первичная диагностика проводится в начале учебного года для определения
уровня подготовки обучающихся. Форма проведения – педагогическое
наблюдение.
Промежуточная аттестация проводится в декабре в форме контрольного
занятия по пройденному материалу каждой дисциплины.
Итоговая аттестация проходит в конце года в виде заключительного занятия
с использованием устного опроса с целью выяснения усвоенных теоретических
понятий и выполнением разученных комплексов упражнений. Формы итоговой
аттестации – открытое занятие, театральная-постановка.
Критерии, по которым проводится диагностика познавательных навыков:
Навык
Внешний вид
Осанка
Чувство ритма
Физическое развитие
Теория
Грамотное
исполнение
упражнений,
танцевальных комбинаций
Форма, прическа
Умение держать корпус во время исполнения
упражнений, танца
Хлопки под музыку, музыкальное исполнение
движений
Работа
над
выворотностью,
гибкостью,
растяжкой, выносливостью, силой
Знание терминологии, умение объяснить
правильное исполнение упражнений
Оценка качества исполнения:
Оценка
5 («отлично»)
4 («хорошо»)
3 («удовлетворительно)
Критерии оценки
Грамотное изложение пройденного
материала.
Допущены незначительные ошибки.
Исполнение с большим количеством
недочетов, не точно изложенная
информации, отсутствие
теоретических знаний.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Занятия проводятся в двух группа 2 раза в неделю по 1
академическому часу (40 мин) (72 часа в год), являются добровольными, основаны
на интересах детей. Основная форма организации образовательного процесса учебное занятие, в структуре которого основную часть занимает самостоятельная
практическая деятельность обучающихся, а познавательные сведения
усваиваются в процессе работы над различными объектами в форме активной
беседы с обучающимися, сообщений с поддержкой в виде электронных
презентаций.
Важным условием является, создание благоприятного эмоционального
фона, осуществление самоконтроля и самооценки обучающихся, педагогическая
поддержка. Педагог на учебных занятиях выступает в роли мотиватора в учебном
труде, координатора в учебных действиях обучающихся. Используются
индивидуальные, групповые и массовые формы работы. Применяется метод
проектов. Обучение детей оформлению проекта требует простейших умений в
работе на компьютере.
Кадровое обеспечение:
Занятия проводит педагог дополнительного образования данной
направленности.
Материально-техническое обеспечение6
Работа по программе ведётся с использованием оборудования,
предоставленного школе по проекту «Успех каждого ребенка» в рамках создания
новых мест дополнительного образования:
фотоаппарат Canon EOS 2000 D
образовательный робототехнический набор начального уровня тип 3
Важным условием выполнения учебной программы является достаточный
уровень материально - технического обеспечения:
•
Специально оборудованный кабинет (дорожные знаки, игровые
комплексы по ПДД, модули по БДД)
•
Компьютер учителя – 1 шт.
•
Интерактивная панель
•
Магнитно-маркерная доска
Список литературы
1.
Бурьян В.М. Классные часы по ПДД – М.:ТЦ Сфера, 2004.- 64 с.
2.
Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов
н/Д: Феникс, 2005. – 160 с.
3.
Извекова Н.А . Правила дорожного движения для детей. - М.: ТЦ
Сфера, 2005. - 6 с.
4.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от
30.12.2001 года, № 196-ФЗ.
5.
Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление
Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года
№265. Введены в действие с 1.07.2003 года.
6.
Комментарий к Правилам дорожного движения РФ за 2009, 2010 годы
7.
Методические рекомендации по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -1998.
8.
В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник
вышел на улицу. - М: «ВАКО», 2006, - 192 с.
9.
Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных
праздников. – М: «ВАКО», 2006. – 208 с.
10. - цифровые образовательные ресурсы
11. - экранные, музыкальные пособия
12. CD- диск «Правила дорожного движения для школьников». Теория и
практика поведения на дороге. Тесты.
13. Игра на диске по правилам дорожного
14. Яковлев Ю. Ваши права, дети. - М.: Международные отношения, 2011
г.
15. За поворотом - новый поворот/ ГАИ УВД Администрация
Ставропольского
края.
Управление
образованием
администрации
Ставропольского края - Ставрополь, 2012.
16. Форштат М.Л. Учись быть пешеходом: Уч. - метод, пособие по
правилам дорожного движения для учащихся 6 кл. - СПб.: Изд. дом МиМ, 2011г.
Рекомендовано комитетом по образованию Санкт-Петербурга.
17. Дорохов А.А. Зеленый, желтый, красный! - М.: Детская литература,
2012.
18.
Репин Я.С. Дорожная азбука - М.: Изд. ДОСААФ СССР, 2011.
19.
Три сигнала светофора /Сост. Саулина - М.: Просвещение 2011.
20. Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы, автор Н.Ф.
Виноградова, - М: Вентана– Граф, 2011.