РП ДО Концертный хор

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1.

Название программы

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Концертный хор»

2.

Разработчик программы

Педагог дополнительного образования Сахарных Ульяна
Александровна

3.

Руководитель программы

Сутырин Илья Игоревич

4.

Территория,
представившая программу

Нижний Новгород, Приокский район, Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа
№34»

5.

Название проводящей
организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Школа № 34»

6.

Адрес организации

г. Нижний Новгород, Гагарина пр-кт, дом № 101 Б

6.

Телефон

+7(831)435-17-05

7.

Форма проведения

Занятия детского творческого объединения

8.

Цель программы

Выявление и реализация творческих возможностей
ребенка

во

взаимосвязи

с

духовно-нравственным

развитием через хоровое исполнительство.
9.

Специализация программы

Художественно-эстетическая направленность

10.

Сроки реализации
программы

1 год

11.

Официальный язык
программы

Русский

12.

Общее количество
участников

12 – 15 человек.

13.

География участников
программы

Учащиеся школы №34

14.

Условия участия в
программе

Обучающиеся 7-13 лет, по письменному заявлению
родителей (законных представителей)

15.

Условия размещения
участников

Класс, музыкальный инструмент (фортепиано),
подставка для нот, доска.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Концертный хор» (далее – программа) имеет художественно-эстетическую
направленность, разработана с целью реализации на создаваемых новых местах
дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех
каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Программа разработана в соответствии c основными направлениями
государственной образовательной политики и нормативными документами,
регулирующими деятельность в сфере образования:
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской

Федерации»

(действующая

редакция)

//

URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
2.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09

ноября 2018 N 196 (ред. 2020 года) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам».
3.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.

2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
4.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период

до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
5.

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей,

утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р. р (ред. от 30.03.2020).
6.

Паспорт

федерального

проекта

«Успех

каждого

ребенка»,

утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018 года № 16).
7.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
8.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской

Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
9.

Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2018

№ 1135-р «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития
региональной системы дополнительного образования детей».
10.

Устав МБОУ «Школа № 34».

Актуальность программы: в рамках хорового коллектива органично
воспитываются все стороны и качества личности ребенка, наиболее полно и
свободно раскрываются его способности в области музыкального творчества.
Содержание

данной

программы

предполагает

решение

множества

воспитательных задач, а также решение культурного досуга детей; развитие
специальных исполнительских способностей, выявление одаренных детей, их
профессионального ориентирования в будущем. Это дает возможность
осуществить индивидуальный подход к каждому обучающемуся, точнее
определить перспективы развития музыкальных способностей.
Педагогическая целесообразность объясняется тем, что воспитание и
обучение в объединении осуществляется в процессе совместной творческой
работы педагога и обучающегося.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми
на основе личностно-ориентированной модели. Особое внимание уделяется
созданию в коллективе доброжелательной обстановки, что способствует
выявлению индивидуальности каждого.
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой
возможностью выразить себя в мире становится песня. Песня – не только форма
художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Занятие
пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков,
которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно-

эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в
этой области искусства.
Решение педагогических задач в программе осуществляется на основе
известных педагогических принципов:


целостность и гармоничность интеллектуальной, эмоциональной,

волевой и практикоориентированной сфер деятельности личности;


доступность, систематичность и эмоциональная наполненность

процесса совместного освоения обучающимися и педагогом содержания, форм и
методов продуктивной творческой деятельности, через обучение на занятиях,
участие в выставках, показах, фотосессиях по профилю объединения;


осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к

учебно-воспитательному процессу.
Отличительные особенности программы.
Особенность данной программы в том, что в ней дополнены и расширены
основные принципы обучения пению и методы вокального воспитания с учетом
возрастных возможностей обучающихся.
Реализация программы и занятия хоровым пением в школе открывают
значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения
обучающихся, обеспечивает

высокий

уровень эмоционально-личностной

вовлеченности детей в процесс коллективного пения, создания в процессе
хорового исполнения художественно-исполнительского образа.
Данная программа является базовой по уровню усвоения.
Цель программы.
Выявление и реализация творческих исполнительских возможностей
ребенка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через хоровое
музицирование.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить основам музыкальной культуры;
- обучить основам сценической культуры;
Воспитательные:

- воспитать чувство красоты, вкуса и индивидуальности;
- воспитать настойчивость в преодолении трудностей, достижении
поставленных задач;
- воспитать культуру общения в коллективе во время занятий;
Развивающие:
- развивать творческую активность детей;
- развивать идейно-художественное мышление;
- развивать художественный вкус, творческую инициативу, активность,
воображение;
- развивать самостоятельность при выборе и изготовлении швейных
изделий.
- формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи.
Планируемые (ожидаемые) результаты.
В результате занятий обучающиеся должны научиться:
- сольфеджировать партию.
- соблюдать при пении певческую установку.
- петь чистым, естественным звуком.
- сохранять индивидуальность здорового певческого звучания.
- правильно дышать.
- владеть навыками пения без сопровождения.
- уметь петь вдвоем, втроем на два и три голоса.
- понимать дирижерские жесты.
Обучающиеся должны знать и применять понятия и термины:
- кантилена, унисон, вокализ;
- звукообразование, звуковедение;
- фразировка;
- тембр;
- артикуляция, дикция;
- ритм;
- динамические оттенки;
- лад;

- ансамбль, виды ансамблей;
- виды темпов
Обучающиеся приобретают:
- опыт творческой деятельности, который формирует творческое
мышление;
- опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, который
благодаря знаниям и умениям формирует систему ценностей ребенка.
Объем и срок реализации программы. Программа общим объёмом 144
часа изучается в течение 1 учебного года и включает в себя 144 практических
занятия.
Адресат (возраст обучающихся): 7-13 лет. При её реализации
учитываются возрастные особенности учащихся.
Наполняемость группы. Занятия проходят в группах по 10-12 человек.
Состав группы постоянный.
Режим занятий. Занятия проходят 2 раз в неделю по 2 академических часа,
рекомендованная продолжительность занятия – 40 минут; продолжительность
перерыва между занятиями – 10 минут.
Формы организации образовательного процесса. Занятия по данной
программе состоят из теоретической и практической частей. Большее количество
времени занимает практическая часть.
1.Хоровая репетиция. Хоровую репетицию можно условно разделить на
следующие этапы: 1) распевание; 2) слуховые и ритмические упражнения; 3)
вокальные упражнения; 4) разучивание новых произведений; 5) повторение
выученных произведений; 6) «впевание» усвоенного материала. Руководитель
хора определяет содержание каждой хоровой репетиции, последовательность
различных видов работы. Форму занятия хоровая репетиция можно определить,
как творческую деятельность детей.
2. Концертные выступления.
Большое значение для хора имеют концертные выступления, являющиеся
неотъемлемой чертой исполнительской деятельности. Они активизируют,
стимулируют хоровую работу, позволяют более полно проявлять полученные

знания,

умения,

навыки,

способствуют

творческому

росту

хористов,

формированию личностных качеств.
Прогнозируемые результаты:
После прохождения обучения у учащихся должен проявиться интерес к
хоровому творчеству и исполнительской культуре. Также, у детей должно
наблюдаться развитие интеллектуальных, обще трудовых и специальных
музыкально-исполнительских
сформироваться

система

компетенций.

специальных

У

знаний

участников
и

навыков,

должна
которая

в

совокупности с опытом эмоционально-волевого отношения к миру, формирует
систему ценностей ребенка.
Формирование хоровых навыков – единый педагогический процесс. Они
формируются

относительно

одновременно,

обуславливая

друг

друга.

Существенным признаком их формирования являются качественные изменения
основных свойств голоса ученика. Развитие основных свойств звучания голоса
должно происходить в следующих направлениях: звуковысотный диапазон,
динамический диапазон, тембр, дикция, подвижность голоса.
В результате работы в группе учащиеся получают:
- опыт творческой деятельности;
- радость общения с музыкальным искусством и единомышленниками;
- навыки коллективного творчества;
- возможность для воплощения собственных творческих интересов и идей.
Способы определения результативности: педагогическое наблюдение;
педагогический анализ результатов, проведение концертных выступлений,
участие в школьных мероприятиях, в том числе с использованием средств видео
фиксации. Основным объективным способом определения результативности
являются открытые учебные занятия, концертная деятельность коллектива.
Именно чистота пения, сложность репертуара, многоголосное пение, сольное
пение является оценкой качества работы учащихся и педагога.
Формы

текущего

контроля

и

промежуточной

аттестации

обучающихся по подведению итогов реализации программы. Оценка
качества занятий по учебному предмету включает в себя текущий контроль и

промежуточную аттестацию. В качестве форм текущего контроля успеваемости
могут использоваться контрольные уроки, прослушивания, классные вечера.
Формы промежуточной аттестации: зачет, академический концерт, экзамен.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
темы

Содержание

Общее
количество часов

1

Певческая установка

4

2

Формирование певческого дыхания

10

3

Звукоизвлечение и дикция

10

4

Формирование певческой артикуляции

10

5

Ансамбль и строй

18

6

Формирование исполнительских навыков

20

7

Пение произведений
- народная песня

24

- классика

24

- современных авторов

24

Итого:

144

- Праздничные дни
30.09-06.10
07.10-13.10
14.10-20.10
21.10-27.10

04.11-10.11
11.11-17.11
18.11-24.11
25.11-01.12
02.12-08.12
09.12-15.12
16.12-22.12
23.12-29.12

13/01-19/01
20/01-26/01
27/0102/02
03.02-09.02
10.02-16.02
17.02-23.02
24..02-02.03
03.03-09.03
10.03-16.03
17.03-23.03
24.03-30.03
31.03-06.04
07.04-13.04
14.04-20.04
21.04-27.04
28.04-04.05

2
2
4
4
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2 2 2

2
2
2
4
4
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2 2 2

- Каникулярный период

Согласовано: педагог дополнительного образования Боярчук А.П.
апрель

Условные обозначения:

- Летний оздоровительный лагерь

26.05-31.05

Март

19.05-25.05

февраль

12.05-18.05

январь

05.05-11.05

06.01-12/01

30.12-05.12

Декабрь
Май
июнь
Июль
Итого рабочих часов

Итого рабочих недель

август

144

23.09-29.09

ноябрь

144

16.09-22.09

группа

Октябрь

36

09.09-15.09

2
28.10-03.11

02.09-08.09

1
Сентябрь

36

2

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «Школа № 34»
____________ И.И. Сутырин

3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - «Хоровой коллектив»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(144 часа)
№

1
2
3
4

5
6
7

Наименование разделов и тем

Практика

Певческая установка
Вводное занятие. Посадка хорового певца, положение
корпуса, головы, артикуляция при пении
Навыки в пении сидя и стоя

2

Формирование певческого дыхания
Дыхание перед началом пения, одновременный вдох и
начало пения.
Различный характер дыхания перед началом пения в
зависимости от характера исполняемого произведения:
медленное, быстрое.
Цепное дыхание
Исполнение пауз между звуками без смены дыхания
(стаккато)
Совершенствование различных приемов дыхания

Формы
контроля

2
2
2

2
2
2

Звукоизвлечение и дикция
8

Формирование естественно свободного звука без крика и
напряжения (форсировки)

2

9

Работа над преимущественной мягкой атакой звука

2

10

Округление гласных, способы их формирования в
различных регистрах
Пение- non legato и legato. Нюансы – mf, mp, p, f

2

12

Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их
роль в пении
Формирование певческой артикуляции

2

13

Выработка активного унисона

1

14

Ритмическая устойчивость в умеренных темпах при
соотношении простейших длительностей
Соблюдение динамической ровности при произнесении
текста
Совершенствование певческой артикуляции с помощью
упражнений.

2

Промежуточная аттестация

2

11

15
16
17

2

2
4
Концертное
выступление

Ансамбль и строй
18

Интонирование простейших мелодий

2

19

Интонирование мелодий в различных видах мажора и
минора
Ритмическая устойчивость в быстрых и медленных темпах

2

20

2
10

21

Интонирование со сложным ритмическим рисунком

2

22

Работа над чистотой унисона

2

23

Выработка чистой интонации при двухголосном пении

2

24

Чувство ансамбля (слитность, стройность, ритмическая
четкость)
Чувство ансамбля (дикционная четкость, динамическая
гибкость)
Работа над навыками пения без сопровождения.
Пение произведений. Народная песня

2

Работа над народными песнями. Анализ словесного текста
и его содержание.
Грамотное чтение нотного текста по партиям и
партитурам.
Разбор
тонального
плана,
ладовой
структуры,
гармонической канвы произведений.
Членение на мотивы, фразы, предложения, периоды.
Определение формы музыкальных произведений.
Работа над образом, характером, яркостью и
артистичностью исполнения произведений.
Репетиции, подготовка к выступлению.

4

25
26
27
28
29
30
31
32

2
2

4
4
4
4
4

38

Пение произведений. Классика
Работа над произведениями классического репертуара.
Анализ словесного текста и его содержание.
Грамотное чтение нотного текста по партиям и
партитурам.
Разбор
тонального
плана,
ладовой
структуры,
гармонической канвы произведений.
Членение на мотивы, фразы, предложения, периоды.
Определение формы музыкальных произведений.
Работа над образом, характером, яркостью и
артистичностью исполнения произведений.
Репетиции, подготовка к выступлению.

39

Итоговое занятие. Промежуточная аттестация

2

ИТОГО

60

33
34
35
36
37

40
41
42
43

Пение произведений. Современный репертуар
Работа над произведениями современного репертуара.
Анализ словесного текста и его содержание.
Грамотное чтение нотного текста по партиям и
партитурам.
Разбор
тонального
плана,
ладовой
структуры,
гармонической канвы произведений.
Членение на мотивы, фразы, предложения, периоды.
Определение формы музыкальных произведений.

4
4
4
4
4
4
Концертное
выступление

4
4
4
4

11

44
45
46

Работа над образом, характером, яркостью
артистичностью исполнения произведений.
Репетиции, подготовка к выступлению.
Итоговое занятие. Промежуточная аттестация
ИТОГО

и

4
4
2

Концертное
выступление

60

12

4.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Тема 1. Певческая установка
Основы хорового пения. Посадка хорового певца, положение корпуса,
головы.

Аппарат

хорового

певца.

Артикуляция

при

пении.

Основы

интонирования.
Тема 2. Формирование певческого дыхания
Смена дыхания в процессе пения, различные его приемы: короткое и
активное в быстром темпе, спокойное и активное в медленном. Цезуры.
Знакомство с навыками «цепного» дыхания. Задержка дыхания перед началом
пения. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато).
Совершенствование навыков «цепного» дыхания.
Тема 3. Звукоизвлечение и дикция Закрепление навыков, полученных в
младшем хоре. Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за
счет активизации работы губ и языка. Отнесение внутри слова согласных к
последующему слогу. Выработка навыка активного и четкого произношения
согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах.
Сохранение дикционной активности при пении пиано и пианиссимо.
Тема

4.

Формирование

певческой

артикуляции

Устойчивое

интонирование двухголосной партии при сложном аккомпанементе. Навыки
пения трехголосия с аккомпанементом. Пение не сложных трехголосных песен
без аккомпанемента.
Тема 5. Ансамбль и строй Закрепление навыков, полученных на
предыдущих занятиях. Выработка чистой интонации при двух и трехголосном
пении, параллельно продолжая работу над одноголосием, т.к. пение в унисон
наилучшим образом развивает чувство ансамбля (слитность, стройность,
ритмическую и дикционную четкость, динамическую гибкость и т.д.), без которой
не может быть хорошего строя. Владение навыками пения без сопровождения.
Тема 6. Пение произведений Различные виды динамики. Многообразие
агогических

возможностей

размеренном

темпе,

исполнения

сопоставление

двух

произведения:
темпов,

пение

замедление

в
в

строго
конце
13

произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды
фермат. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.

14

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Первичная диагностика проводится в начале учебного года для определения
уровня обучающихся. Форма проведения – педагогическое наблюдение.
Текущий контроль осуществляется в течение учебного года по итогам
освоения каждого модуля программы. Его цель – определить степень усвоения
обучающимися учебного материала, подбор наиболее эффективных методов
обучения.
Установление соответствия достижения планируемых результатов освоения
обучающимися программы осуществляется без дифференцированной оценки по
принципу достаточности предъявленных знаний, умений, навыков на основании
критериев по трем уровням: низкий, средний, высокий.
Промежуточная аттестация проводится в декабре в форме концертного
выступления, и в конце года в виде участия в отчетном концерте музыкальной
студии.
Оценочные материалы
С целью диагностики успешности освоения обучающимися образовательной
программы, используется диагностические методики. Результаты диагностики
оцениваются по трем уровням: высокий, средний, низкий. Диагностика развития
вокально-хоровых

навыков

осуществляется

с

помощью

диагностических

контрольных заданий по следующим критериям: звуковысотный слух, вокальная
техника (способ звукообразования, тембр голоса, диапазон, дикция, дыхание),
эмоциональность.
При выборе наиболее эффективных приемов и методов, служащих для
повышения уровня вокально- навыков учащихся, берется за основу методика
комплексного певческого воспитания Д.Е. Огородного.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы
может быть в форме итогового выступления – отчетного концерта для родителей и
педагогов школы, в котором коллектив представляет свою новую программу.

15

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Техническое оснащение занятий.
Работа

по

программе

ведётся

с

использованием

оборудования,

предоставленного школе по проекту «Успех каждого ребенка» в рамках создания
новых мест дополнительного образования:

Для

Акустическая система.
реализации

программы

используется

следующее

материальное

обеспечение:
- учебно-практического оборудования: фортепиано, доска с магнитной
поверхностью и приспособлениями для крепления таблиц и фотографий, учебные
пособия и методическая литература, flash - носители, CD / DVD диски,
звуковоспроизводящая аппаратура.
- технических средств обучения: мультимедийный компьютер со звуковой
картой и пакетом прикладных программ, интерактивная доска
- экранно-звуковых пособий: видеофильмы с записью выступлений
выдающихся отечественных и зарубежных певцов, видеофильмы с записью
мюзиклов или фрагментов из них, выступлений хоров, слайды с нотным и
поэтическим текстом.
Репетиции хора следует проводить в помещении с хорошей акустикой,
звукоизоляцией и вентиляцией. Инструмент фортепиано должен хорошо держать
строй и быть всегда настроенным.
Кадровое обеспечение:
Занятия

проводит

педагог

дополнительного

образования

данной

направленности.
Методическое обеспечение программы
Формы занятий:
- Групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические,
практические, комбинированные.
- Творческие проекты; концертные выступления; участие в школьных
мероприятиях; открытые уроки
16

Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
- метод показа;
- метод сравнительного анализа;
- методы контроля и самоконтроля (самоанализ).
Список литературы.
Нормативная правовая документация:
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской

Федерации»

(действующая

редакция)

//

URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
2.

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О

национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
3.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября

2018 N 196 (ред. 2020 года) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам».
4.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.

2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
5.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской

Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального стандарта
"Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
6.

Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04

"О направлении методических рекомендаций". Методические рекомендации по
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего

общего

профессионального
программ

с

образования,
образования

применением

образовательных
и

дополнительных

электронного

обучения

программ

среднего

общеобразовательных
и

дистанционных

образовательных технологий.

17

7.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до

2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. № 996-р.
8.

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей,

утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября
2014 г. № 1726-р. р (ред. от 30.03.2020).
11. Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный на
заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018
г. № 16).
12. Паспорт

федерального

проекта

«Успех

каждого

ребенка»,

утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018
года № 16).
15. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Список литературы для педагогов:
Основная литература
1. Евладова Е.Б., ЛогиноваЛ.Г.. Организация дополнительного образования
детей. М.: Владос.2003.
2. Огороднов Д. Е. «Методика комплексного музыкально-певческого
воспитания»
3. Бандина А. Г., Попов В. С., Тихеева Л. В. «Школа хорового пения». Вып.
1. - М.,1981.
4. Добровольская Н. Н. «Вокально-хоровые упражнения в детском хоре». М., 1987.
5. Емельянов В.В. О фонопедическом методе развития голоса и вокальнохоровой работы // Искусство в школе. 2011. No 6.
18

6. Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с
хором. М.:Академия, 2013.
7. «Работа с детским хором» / Сборник статей под ред. В. Г. Соколова». - М.,
1981.
8. Струве Г. А. «Хоровое сольфеджио «/Метод, пособие. - М., 1988.
9. «Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие
ребенка»/Метод.материалы, сост. И. В. Калиш. - М., 1999.
10. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором.-М.:
гуманитарный издательский центр «Владос», 2002.-173с.
11.Халабузарь П. В., Попов В. С. «Теория и методика музыкального
воспитания». - СПб., 2000.
12.«Хоровая

музыка.

История,

аранжировка

обработка

хоровых

произведений/Лит.- муз. альманах No 4-5. - 2001.
Дополнительная литература
1. Васильев М. П. «Анализ работы голосового аппарата вокалиста». СПб.,1997.
2. Емельянов В. В. «Развитие голоса. Координация и тренаж». Кн. 1. -СПб.,
Госконсерватория, 2008.
3. Емельянов В.В. Развитие голоса.-Санкт-Петербург: изд. «Лань», 2000. 190с.
4. Огороднов Д.Е. Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с
детьми и самим собой. Свердловск, 2010.
5. «Песни и хоры»/Библиотека детского хормейстера./Учеб.-метод, пособие,
сост. М. И. Славкин. - М., 1999.
6. «Поет детский хор «Преображение»/Библиотека детского хормейстера.
Учеб.-метод, пособие, сост. М. И. Славкин. - М., 2001.
7. «Работа с детским хором». Сборник статей под ред. В. Г. Соколова. - М.,
1981.
8. Самарин В. А. «Хороведение»/Учебное пособие. - М., 1998.
9. Сартан Г. Н. «Тренинг самостоятельности у детей». - М., 1999.
19

10.Стрельникова А. Н «Парадоксальная дыхательная гимнастика».
11.Струве Г. А. «Учебно-воспитательная работа в детских и юношеских
хоровых коллективах». Методические рекомендации, примерная программа. - М.,
1985.
12.Струве Г. А «Школьный хор». - М., 1981.
13. Уколова Л.И. «Методика работы с детским вокально-хоровым
коллективом». - М.,1997.
14.Федонюк В.В. Детский голос. Задачи и методы работы с ним.- СанктПетербург: изд. «Союз Художников», 2003.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».