ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1.
Название программы
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Журналистика в
школе»
2.
Разработчик программы
Педагог дополнительного образования Жеглова
Анастасия Павловна
3.
Руководитель программы
Сутырин Илья Игоревич
4.
Территория, представившая
программу
Нижний Новгород, Приокский район,
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Школа №34»
5.
Название проводящей
организации
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Школа № 34»
6.
Адрес организации
г. Нижний Новгород, Гагарина пр-кт, дом № 101
Б
6.
Телефон
+7(831)435-17-05
7.
Форма проведения
Занятия детского творческого объединения
8.
Цель программы
Знакомство
детей
с
многообразием
журналистских жанров, с основами издательского
дела и обучение основным принципам и законам
написания и редактирования публицистического,
художественного и научного текстов.
9.
Специализация программы
Социально-гуманитарная
10.
Сроки реализации программы
1 год
11.
Официальный язык программы
Русский
12.
Общее количество участников
12 – 15 человек.
13.
География участников
программы
Учащиеся школы №34
14.
Условия участия в программе
Обучающиеся 9-14 лет, по письменному
заявлению родителей (законных представителей)
15.
Условия размещения
участников
Читальный зал школьной библиотеки, фото
студия.
16.
Краткое содержание программы
Программа призвана сформировать систему
начальных знаний, умений, навыков журналиста,
развить
творческие
и
интеллектуальные
способности, сформировать активную жизненную
позицию,
социализировать
обучающихся
посредством включения их в журналистскую
деятельность.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Журналистика в школе» (далее – программа) имеет социальногуманитарную направленность, разработана с целью реализации на
создаваемых новых местах дополнительного образования детей в рамках
федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование».
Программа разработана в соответствии c основными направлениями
государственной образовательной политики и нормативными документами,
регулирующими деятельность в сфере образования:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации»
(действующая
редакция)
//
URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09
ноября 2018 N 196 (ред. 2020 года) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.
2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
5. Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р. р (ред. от 30.03.2020).
6. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка»,
утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018 года № 16).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
9. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2018
№ 1135-р «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития
региональной системы дополнительного образования детей».
10. Устав МБОУ «Школа № 34».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Журналистика в школе» разработана для обучающихся 9-14 лет. Курс
программы имеет объём 72 часа, включая теоретические и практические
2
занятия. Он предназначен для совершенствования навыков литературного
творчества и журналистской работы, повышения интереса к учебе,
приобретения теоретических и практических навыков в работе с компьютером.
Большое количество практических занятий дает хорошую языковую
подготовку, расширяет представления о собственном творческом потенциале,
направляет и определяет его профессиональный выбор.
Программа «Журналистика в школе» имеет социально-гуманитарную
направленность и предоставляет целый ряд уникальных возможностей для
реализации образовательных, воспитательных и развивающих задач. Создание
программы продиктовано необходимостью удовлетворить интересы
обучающихся к журналистской деятельности, что представляет массу
возможностей в социально-общественном творчестве, в разностороннем
интеллектуальном развитии и выработке навыков к самоопределению в поиске
будущей профессии.
Актуальность заключается в развитии творческой активности личности
обучающихся в постоянно и быстро меняющемся современном мире. Век
компьютеризации и информатизации требует от личности креативного
подхода, поиска, познаний. Изменение информационной структуры общества
требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие
средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио,
мобильные телефонные сети, медиапроекты. Новые информационные
технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в
нём для детей и подростков.
Программа является интенсивным курсом, базирующимся на сочетании
теоретических занятий, психологической подготовки, практических тренингов
и сочетается с практической работой по написанию материалов и выпуску
школьной газеты.
Новизна и отличительные особенности программы заключаются в том,
что она охватывает несколько областей знаний и направлений деятельности:
журналистику, основы социологии, публицистику, фотографию, дизайн.
Предусматривает сотрудничество с местными СМИ (прессы, радио и
телевидения). Все это позволяет активизировать разнообразные творческие
проявления детей, помогает почувствовать красоту родного слова, побуждает к
исследовательской деятельности.
Программа способствует развитию компьютерной грамотности и
информатики (печатание презентаций, создание видеороликов, работа в разных
приложениях Word, Paint, Photoshop и др).
Программа предусматривает межпредметные связи с литературой,
русским языком, фотографией, информатикой. Занятия носят интегрированный
характер и тесно связаны с рядом гуманитарных дисциплин: культурологией,
психологией, этикой, общественными науками.
Целесообразность программы мы видим в необходимости развития
интереса к профессии журналиста, где ребенок может продемонстрировать
свои умения, дарование, результат.
Данная программа является базовой по уровню усвоения.
3
Цель программы:
Знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами
издательского дела и обучение основным принципам и законам написания и
редактирования публицистического, художественного и научного текстов.
Задачи программы:
формировать у ребят практические навыки журналистской работы:
умение собирать информацию, пользоваться разнообразной справочной и
научной литературой;
активизировать познавательную мыслительную деятельность;
развивать критическое мышление;
развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании
материала;
прививать культуру общения;
воспитывать духовные качества личности, активную жизненную
позицию;
воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных
публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого
навыки;
развивать творческие способности школьников — осуществлять
выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы,
стенды;
развивать коммуникативные способности учащихся с использованием
технических средств;
формировать творческие способности детей;
развивать умение анализировать и отбирать полученную
информацию;
применять полученные знания при создании школьной газеты.
Основные направления деятельности.
Информационная. Объединение «Журналистика в школе» и школьная
газета – самая оперативная и многогранная форма передачи информации о
событиях и фактах из жизни школы.
Образовательная. Газета используется в процессе преподавания
школьных предметов. Подготовка номеров газеты требует вовлечения детей в
различные формы деятельности: учащиеся получают возможность попробовать
свои силы в качестве корреспондента, наборщика, корректора. Обучаются дети
современным технологиям, занятия проходят с использованием ИКТ
(Информационно-коммуникационных технологий). В результате работы с
детьми по выпуску газет возрастает их мотивация к обучению.
Воспитательная. Организация внеурочной деятельности учащихся на
базе объединения «Журналистика в школе» позволяет с пользою занять их
свободное время, использовать школьную газету во время проведения урочных
и внеурочных мероприятий.
Коммуникативная. Подготовка газеты к выпуску – дело коллективное, в
процессе работы над выпуском дети общаются с разными людьми.
4
Коллегиальное решение всех вопросов, общение способствуют развитию
коммуникативных качеств учащихся.
Принципы деятельности:
1. Уважение к читателям и авторам газеты.
2. Создание положительного образа учителя, ученика, школы.
3. Учитывать, что о каждом ученике читают его родители.
4. Писать только то, о чем знаешь.
5. Не замыкаться в стенах школы. Проявлять заинтересованность и
творчество.
6. Не оскорблять, не унижать печатным словом.
7. Учиться претворять в жизнь полученные знания и умения.
Ценностные ориентиры программы.
Предметные:
знакомство с историей развития журналистики, журналистских
профессиях, имеющих отношение к медиасфере;
формирование
умения
работать
в
различных
жанрах
публицистического стиля;
получение знаний и умений по созданию печатной продукции;
освоение навыков информационно-компьютерных технологий в
процессе создания изданий;
овладение основными навыками журналистского мастерства.
Метапредметные:
развитие умений грамотного и свободного владения устной
речью, литературных способностей обучающихся;
развитие умения письменного изложения своих мыслей в форме
написания очерков, статей, эссе, репортажей и др.;
развитие познавательного интереса, мотивации к журналистской
деятельности, потребности к творческому труду.
Личностные:
формирование основных этических норм и понятий, культуры
общения и поведения в социуме;
пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного
отношения к журналистике
как виду общественной деятельности;
развитие внутренней свободы ребенка, способности к объективной
самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства,
самоуважения;
формирование навыков совместной деятельности и конструктивного
общения в объединении;
развитие активной общественной деятельности, реализация в
социуме.
Программа
предусматривает
стимулирование
активности
и
вовлеченности каждого обучающегося, свободный выбор им уровней
овладения программой, тематики журналистских материалов в соответствии с
5
личными пристрастиями. Педагог вместе с детьми работает на результат как
личный, так и коллективный.
Наполняемость
группы.
Занятия
проходят
в
смешанных
разновозрастных группах по 12-15 человек. Состав группы постоянный.
Режим занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 академических
часа, рекомендованная продолжительность занятия – 40 минут;
продолжительность перерыва между занятиями – 10 минут.
Формы занятий:
Коллективная работа. Более сложная работа выполняется небольшим
коллективом по желанию.
Групповая работа – для взаимоконтроля и оказания помощи друг другу
по одной и той же теме.
Индивидуальная работа–для развития возможностей, способностей и
самостоятельности каждого обучающегося.
Самостоятельная работа.
Игровое занятие. Для более эффективного усвоения учебного
материала.
Инструктаж.
Работа по технологическим картам или инструкции.
Методы тренировочных занятий:
игровой, круговой, интервальный, повторный, беседа.
Способы проверки:
- повышение мотивации к изучению русского языка и литературы;
- развитие креативного мышления учащихся;
- посещение культурных и спортивных мероприятий;
- написание сочинений разных жанров.
Форма подведения итогов:
-написание творческих работ, создание фотовыставки, работа в фото- и
видеоредакторах.
- создание и выпуск школьного печатного издания силами учащихся.
Формами занятий могут быть мастер-классы, встречи с представителями
профессий. Теоретические занятия могут проходить с применением
дистанционных образовательных технологий, например, посредством
программы (Skype, Zoom и др.), записи лекций. Такая двухсторонняя форма
коммуникации позволяет обучающимся, не имеющим возможности посещать
все занятия в силу различных обстоятельств, получить доступ к изучению
программы.
Планируемые результаты
В результате изучения программы должны быть достигнуты следующие
результаты.
Личностные результаты освоения программы предполагают:
приобретение первичного опыта по формированию активной̆
жизненной̆ позиции в процессе подготовки выпусков газеты;
получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
6
понимание причин успеха/неуспеха практической̆ журналистской̆
деятельности.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются
познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также
межпредметными связями с литературой̆, русским языком, информатикой̆ и
отражают:
формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие со
сверстниками при решении задач на занятиях);
умение осуществлять информационную, познавательную и
практическую деятельность с использованием различных средств
коммуникации.
Предметные результаты изучения курса отражают опыт учащихся в
журналистской̆ деятельности и в результате прохождения программы,
обучающиеся:
познакомятся с основными терминами журналистики;
приобретут первичные навыки работы с содержащейся в процессе
чтения
соответствующих возрасту
научно-познавательных текстов,
инструкций;
получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск
информации;
приобретут умение работать в проектном режиме при создании
выпусков газеты;
приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему,
так и других людей;
научатся давать самооценку результатам своего труда;
приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;
приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания
школьной газеты;
научатся работать над выполнением задания редакции как
индивидуально, так и согласованно в составе группы юнкоров - научатся
распределять работу между участниками проекта;
научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на
занятиях и следовать им;
поймут сущность журналистской профессии как социально творческой,
ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности,
необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести
диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий.
7
Ожидаемый результат:
Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода
обучения является подготовленный для публикации в школьной газете
материал. Так как не все обучающиеся способны освоить материал программы
в одинаковой̆ степени, предполагается индивидуальный подход к практическим
заданиям и оценке их исполнения (при этом учитываются интересы и
склонности обучающихся).
Дифференциация и индивидуализация обучения обеспечиваются
деятельностью каждого обучающегося, на базе которой̆ формируются
различные универсальные учебные действия с учетом структуры личности
каждого ученика.
Практическим выходом реализации программы является издание
школьной̆ газеты (4 раза в год, в конце каждой четверти).
Реализация программы объединение «Журналистика в школе»
позволит сформировать необходимые качества, присущие социально-активной
личности (научить обучающихся активно реагировать на события школьной
жизни, давать им собственную оценку и уметь передать содержание события в
письменной форме для размещения на страницах школьной прессы).
Способы проверки ожидаемых результатов в форме творческих работ
(критерии оценивания и сами контрольно-измерительные материалы
расположены в приложении к программе).
Формы подведения итогов реализации программы проходят в виде
итоговых занятий, выпусков газет, фотовыставок работ учащихся, мониторинга
участия в журналистских конкурсах и фестивалях, научно-практических
конференциях.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
пп
1
Наименование
раздела, темы
Вводное занятие
Количество часов
всего теория
2
2
практ
ика
Тест
2
Композиция
материала
16
4
3
Публицистический стиль
русского литературного
языка
Информационные жанры
8
2
6
6
2
4
4
Форма контроля
Написание
сочиненияописания, текста рассуждения.
Создание первого выпуска газеты
12
Написание
рассказа
по
заглавию
«Пересолил».
Лингвистический эксперимент
Создание и презентация
текста
определенного
жанра.
Создание второго выпуска газеты
8
5
Аналитические жанры
8
4
4
6
Художественнопублицистические жанры
16
6
1
7
Технические
журналиста
средства
10
2
8
8
Особенности
работы
журналиста в печатных
изданиях, на радио и
телевидении
6
2
4
Всего
0
72
2
4
Составление отзыва в паре.
Написание рецензии. Конкурс на
лучший отзыв
Написание
сочинения
в
одном
из
художественнопублицистических
жанров.
Создание третьего выпуска газеты
Работа
с
простейшими
фоторедакторами.
Создание
видеоролика.
Создание
фотовыставки «Мои увлечения»
Экскурсия на местное радио и
телевидение. Взять интервью у
интересного человека. Создание
четвертого выпуска газеты
4
8
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(72 часа)
(1-2 группы)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Наименование раздела, темы
Вводное занятие. Тест
Композиция материала
Стили речи
Типы текста
Написание сочинения-описания
Написание текста-повествования
Написание текста-рассуждения
Газета. Композиция. Название. Рубрики. Создание полос.
Подбор фотоматериала
Публицистический стиль русского литературного языка
Рецензия на фильм/книгу
Заглавие. Заголовки
Написание рассказа по заглавию «Пересолил».
Лингвистический эксперимент
Информационные жанры
Создание и презентация текста определенного жанра.
Создание второго выпуска газеты
Аналитические жанры
Аналитическая журналистика.
Виды и жанры
Написание отзыва о школьном мероприятии.
Рецензия на книгу или фильм
Художественно-публицистические жанры
Основные функции
Основные жанры
Теория/
практика
Т
Т
Т
П
П
П
П
П
Часы
Т/П
Т/П
П
П
1/1
1/1
2
2
Т
П
2
4
Т
Т
2
2
П
П
Т
Т
Т
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
9
24
25
26
27
28
Написание сочинения в одном из жанров (очерк)
Написание сочинения в одном из жанров (фельетон)
Написание сочинения в одном из жанров (памфлет)
Создание третьего выпуска газеты
П
П
П
П
2
2
2
4
29
30
31
32
33
34
Технические средства журналиста
Фотомонтаж, видеомонтаж
Работа с фоторедакторами
Создание видеоролика
Создание фотовыставки «Мои увлечения»
Особенности работы журналиста в печатных изданиях, на
радио и телевидении. Экскурсия на местное радио и
телевидение
Интервью у интересного человека
Создание четвертого выпуска газеты
ИТОГО:
Т
П
П
П
П
Т
2
2
2
2
2
2
П
П
Теория- 24 ч
Практика- 48 ч
2
2
72
35
36
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Теория. Организационные вопросы. Правила техники безопасности.
Публицистика как особый вид литературы и журналистики.
Практика. Просмотр разных газет. Тест.
2. КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА
Теория. Основные типы построения текстов: повествование, описание,
рассуждение.
Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и
обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.
Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания.
Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.
Основные структурные связи в рассуждении. Умозаключение в
доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
Практика. Написание рассказа (сочинение-описание по вариантам);
написание
текста-рассуждения, в котором дети дают совет прочитать какую-то книгу
или посмотреть какой-либо фильм.
Создание первого выпуска газеты.
3. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО
ЯЗЫКА
Теория. Анализ выразительных средств языка публицистических
произведений (выделение в тексте, определение их роли).
Заглавие – важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия в
произведении; знакомство с различными видами заголовков.
Практика. Написание рассказа по заглавию «Пересолил». Знакомство с
рассказом А.П. Чехова с одноименным названием.
10
Лингвистический эксперимент (работа с заглавиями текстов, замена,
обоснование).
4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ
Теория. Основные требования к информативной публицистике:
оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни,
актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки,
свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).
Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка,
информация- объявление (программа, афиша).
Практика. Группах из 3 человек создает текст определенного вида
информационного жанра (заметка, интервью, репортаж, отчет) и презентует его.
Создание второго выпуска газеты.
5. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
Теория. Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о
явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность.
Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья,
обозрение, отзыв, рецензия).
Практика. В паре составить отзыв на одно из последних школьных
мероприятий или мероприятий города, на которых побывали. Написание
рецензии на книгу или фильм. Конкурс рецензий.
6. ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
Теория.
Основные
функции
произведений
художественнопублицистических жанров: информационная, эстетическая, экспрессивная,
просветительская.
Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.
Практика. Написание сочинения в одном из художественнопублицистических жанров. Создание третьего выпуска газеты.
7. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТА
Теория. Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними
(фотоаппарат, видеокамера, компьютер).
Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание заметки в печатном виде (особенности
компьютерных программ Ms Word, MS Paint и др.).
Практика. Работа с простейшими фоторедакторами (данная работа
выполняется в компьютерном классе).
Создание видеоролика (эта работа дается воспитанникам кружка в качестве
домашнего задания). Создание фотовыставки «Мои увлечения».
8. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА В ПЕЧАТНЫХ
ИЗДАНИЯХ, НА РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИИ
Теория. Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных
требованиях, жанрах.
Особенность учета фактора времени на радио и телевидении, сиюминутность
преподнесения информации. Сочетание записи и прямого эфира. Главенство
фактора изображения на телевидении, возможность воздействия на зрителя с
помощью цвета, формы и звука. Экскурсия на местное радио и телевидение.
11
Практика. Взять интервью у интересного человека и записать видео.
Принести стенограмму (преподавателя школы, работника музея, художника и т.д.
Работа дается в качестве домашнего задания).
Создание четвертого выпуска газеты.
12
- Праздничные дни
21.10-27.10
28.10-03.11
04.11-10.11
11.11-17.11
18.11-24.11
25.11-01.12
02.12-08.12
09.12-15.12
16.12-22.12
23.12-29.12
30.12-05.12
13/01-19/01
20/01-26/01
27/0102/02
03.02-09.02
10.02-16.02
17.02-23.02
24..02-02.03
03.03-09.03
10.03-16.03
17.03-23.03
24.03-30.03
31.03-06.04
07.04-13.04
14.04-20.04
21.04-27.04
28.04-04.05
05.05-11.05
12.05-18.05
19.05-25.05
26.05-31.05
2
2 2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2 2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
Условные обозначения:
- Каникулярный период
Согласовано: педагог дополнительного образования Абидаева Н.С
13
Итого рабочих часов
январь
Итого рабочих недель
06.01-12/01
декабрь
72
14.10-20.10
ноябрь
72
30.09-06.10
октябрь
36
23.09-29.09
группа
сентябрь
36
16.09-22.09
2
07.10-13.10
09.09-15.09
02.09-08.09
1
2
2
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «Школа № 34»
____________ И.И. Сутырин
4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Журналистика в школе»
август
5.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ, АТТЕСТАЦИИ
Текущий контроль осуществляется в течение учебного года по итогам
освоения каждого раздела программы. Его цель – определить степень усвоения
обучающимися учебного материала, подбор наиболее эффективных методов
обучения.
Установление соответствия достижения планируемых результатов
освоения обучающимися программы осуществляется без дифференцированной
оценки по принципу достаточности предъявленных знаний, умений, навыков на
основании критериев по трем уровням: низкий, средний, высокий.
В этом случае оформление результатов текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации в журнале учёта работы педагога
дополнительного образования проставляются в виде обозначений – «Н»
(низкий уровень), «С» (средний уровень), «В» (высокий уровень).
Промежуточная аттестация проводится в декабре и в конце учебного года
в форме контрольного занятия по пройденному материалу, с защитой авторских
текстов, представленных в школьной газете.
Оценка уровня освоения программы:
- высокий уровень – обучающийся освоил весь объём 100-80%,
предусмотренный программой за конкретный период.
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет
70-50%.
- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний,
предусмотренных программой.
Справка о результатах подведения промежуточной аттестации
Направленность _____________________________________________________________
Объединение _______________________________________________________________
ФИО педагога _____________________________________________________________
Форма проведения _________________________________________________________
Присутствовали ___________________________________________________________
№
Фамилия, имя обучающегося
Результат (уровень освоения программы
– высокий, средний, низкий)
1
2
…
6.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Раздел
Обеспечение
методическими видами
продукции
Рекомендации по
проведению
практических занятий
Дидактическ
ий материал
1.
Вводное
занятие
2. Композиция
материала
Инструктаж по ТБ. Лекция
«Публицистика как особый
вид литературы и
журналистики»
Видеофильмы «Основные
типы построения текстов»,
«Основные структурные
связи в повествовании»,
«Основные структурные
связи в описании»,
«Основные структурные
вязи в рассуждении»
Аналитическая беседа
«Выразительные средства
языка
Публицистических
произведений», «Заглавие –
важный компонент текста»
Лекции «Основные
требования к
информативной
публицистике»,
«Информационные жанры»
Видеофильмы «Назначение
5.
Аналитические произведений
аналитических жанров»,
жанры
«Специфика
Аналитической
журналистики»
Беседа «Основные
6.
Художественно функции произведений
художественно–
публицистическ публицистических жанров»,
«Основные художественноие жанры
публицистические жанры»
3.
Публицистичес
кий стиль
русского
литературного
языка
4.
Информационн
ые жанры
7. Технические Лекции «Технические
средства в работе
средства
журналиста и приемы
журналиста
работы с ними»,
«Фотомонтаж,
видеомонтаж»
Проведение групповой
работы по теме.
Подготовка газетных
статей
Проведение групповой,
индивидуальной работы по
поиску в газетных и
журнальных публикациях
примеров повествования,
описания, рассуждения.
Написание рассказа на
тему «Маленькое
происшествие», используя
разные типы построения.
Подготовка газетных
статей
Чтение рассказов,
проведение групповой,
индивидуальной работы с
заглавиями.
Подготовка газетных
статей
Проведение групповой
работы по презентации
жанра.
Подготовка газетных
статей
Проведение
индивидуальной работы по
взаиморецензированию
статей.
Подготовка газетных
статей
Проведение групповой,
индивидуальной
работы по анализу
произведений,
создание текстов.
Подготовка газетных
статей
Проведение работы
По использованию
фотоаппарата,
видеокамеры. Подготовка
газетных статей
Презентация
Презентация,
видеофильм,
газетные и
журнальные
публикации
Презентация,
карточки,
справочная
литература
Презентация,
Периодическ
ие издания,
справочная
литература
Презентация,
видео,
справочная
литература
Презентация,
справочная
литература
Презентация
15
8. Особенности
Работы
журналиста в
печатных
изданиях,
на радио
и телевидении
Групповая работа
«Общность в функциях,
целях, задачах,
профессиональных
требованиях, жанрах
журналистики в печатных
изданиях, на радио и
телевидении»
Просмотр видео,
Презентация,
Прослушивание аудио.
аудио,
Проведение групповой,
видеоиндивидуальной работы по материалы
определению жанровой
принадлежности
материалов
7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы.
Работа по программе ведётся с использованием оборудования,
предоставленного школе по проекту «Успех каждого ребенка» в рамках
создания новых мест дополнительного образования:
Комплект студийного оборудования Falcon Eyes KeyLight 425LED SBU
KIT.
Зеркальный фотоаппарат Canon EOS 2000D (с объективом и картой
памяти 128 Gb)
Интерактивная панель
Ноутбук (Тип 1), Китай
Ноутбук (Тип 2), Китай
Перечень оборудования и инструментов: доска интерактивная, бумага
офисная, карандаши, фломастеры, компьютеры с выходом в интернет, принтер.
Компьютерные программы: Microsoft Word, Microsoft Office Excel,
Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Publisher, Fine Reader, Adоbe Photoshop.
Характеристика помещения:
Занятия проводятся в кабинете интерактивной библиотеки МБОУ «Школы
№34». Естественная освещенность рабочих мест достаточная, с возможностью
дополнительного освещения в пасмурные дни.
Информационное обеспечение:
Ресурсы Интернета: Разработки учителей̆, опубликованные в Фестивале
педагогических
идей:
Открытый
урок‖
на
сайте
WWW:
http://www.1september.ru
Литературные источники из фондов школьной библиотеки.
Кадровое обеспечение:
Занятия проводит педагог дополнительного образования данной
направленности.
Список литературы.
Нормативная правовая документация:
16
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации»
(действующая
редакция)
//
URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
2. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09
ноября 2018 N 196 (ред. 2020 года) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.
2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
6. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04
"О направлении методических рекомендаций". Методические рекомендации по
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р. р (ред. от 30.03.2020).
11. Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный на
заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018 г. № 16).
12. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка»,
утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018 года № 16).
15. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Список литературы для педагогов:
1 Березина С.Н. Русский язык в схемах и таблицах / С.Н. Березина, Н.Н.
Борисов. – М.:, 2012
17
2 Головин, Б.Н. Основы культуры речи. – М.,2020
3 Голуб, И.Б., Розенталь, Д Э. Книга о хорошей речи. – М., 1997
4 Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917). Учебное пособие;
Хрестоматия, 2003
5 Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
6 Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник.
7
Лазутина
Г.В.
Профессиональная
этика
журналиста
http://evartist.narod.ru/text10/09.htm
8 Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н.
Николюкин.- М.,
9 Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
10 Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно / Д.Э.
Розенталь. – М.:
11 Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
12 Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке /
Д.Э.
Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – М.: «Айрис-пресс», 2012 – 368 с.
13 Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
Литература для детей:
1 Березина С.Н. Русский язык в схемах и таблицах / С.Н. Березина, Н.Н.
Борисов. – М.:
2 Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983
3 Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н.
Николюкин.4 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю.
Шведова. —
6 Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно / Д.Э. Розенталь.
– М.:
7 Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
8 Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке /
Д.Э.
Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – М.: «Айрис-пресс», 2012 – 368 с.
9 Руднева А.В. Русский язык / А.В. Руднева. – М.: Эксмо, 2013 – 224 с.
10 Соловьев Н.Н. Весь русский язык в таблицах: От фонетики до
синтаксиса / Н.Н.Стронский. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2009 – 96 с.
11 Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
12.Стронская И.М. Русский язык / И.М. Стронская. – СПб.: Издательский
Дом «литера,
13 Шклярова Т.В. Русский язык. Справочник по русскому языку для
школьников и абитуриентов / Т.В. Шклярова. – М.: Грамотей, 2004 – 368 с.
18
Приложение1
Контрольно-измерительные материалы
Тест № 1 Типы текстов
1. Сочетание предложений, связанных
по смыслу и грамматически – это
А. словосочетание В. текст С.
предложение
2. «Книга! Как много интересного таят ее
страницы! Открой книгу! И ты войдешь в мир
сказок, легенд, открытий, путешествий. Книганастоящее чудо. И это чудо надо беречь..» Это
текст?
А. да В. нет
3. Тип речи, в котором говорится
о действиях и событиях- это
А. описание В. повествование С.
рассуждение
4. На какой вопрос отвечает текстповествование?
А. что произошло? В. какой предмет?
С.почему?
5. Тип речи, в котором описываются
предметы, люди, животные, природаА. описание В. повествование С.
рассуждение
6. На какой вопрос отвечает текстописание?
А. что произошло? В. какой предмет?
С.почему?
7. Выберите ответ, где указана схема
текста-повествования?
А. завязка, развитие действия,
кульминация, развязка
В. признак, признак, признак
С. тезис, доказательство, вывод
8. Тип речи, в котором излагаются
причины явлений и событий, их взаимная
связь- это..
А. рассуждение В. повествование
С. описание
9. Выберите ответ, где указана схема
текста-рассуждения?
А. завязка, развитие действия,
кульминация, развязка
В. признак, признак, признак
С. тезис, доказательство, вывод
10. На какой вопрос отвечает
текст-рассуждение?
А. что произошло? В. какой предмет?
С. почему?
11. Выберите ответ, где указана схема
текста-описания?
А. завязка, развитие действия,
кульминация, развязка
В. признак, признак, признак
С. тезис, доказательство, вывод
12. Для какого типа текста характерны
слова: во-первых, я считаю, во-вторых,
итак, наконец…
А. описание В. рассуждение
С. повествование
13. К какому типу текста вы отнесете
сочинение на тему «Портрет
лучшего друга»?
А. рассуждение В. описание
С. повествование
14. Определите стиль речи и тип
текста.
«Значит так. Вчера к нам прибежал
Витька и сказал, что Милка уезжает.
Всем табуном мы рванули на вокзал,
чтобы попрощаться. А потом вернулись
домой и долго обсуждали эту
неприятную историю.»
А. описание В. рассуждение С.
повествование
15. Определите тип текста: «Мама самое
священное слово на земле. Во-первых,
человек рождается и умирает со словом
мама. Во-вторых, хлебороб благодарит
землю матушку. Называет её
кормилицей.
В-третьих, раненый солдат, умирая,
шепчет: «За Родину-мать». Таким
образом, все самые дорогие святыни
названы и озарены именем матери.»
А. описание В. повествование
С. рассуждение
Творческая работа №1
1 вариант. Составь и запиши текст-описание своего домашнего
животного.
2 вариант. Составь и запиши текст-описание своего любимого места
отдыха в нашем городе.
Творческая работа №2
Напиши текст-рассуждение, в котором ты советуешь прочитать какуюто книгу или посмотреть какой-либо фильм. Используй полученные знания во
время занятий.
Творческая работа № 3
Напиши рассказ по заглавию «Пересолил». Дома прочитай рассказ А.П.
Чехова,
который имеет такое же название «Пересолил». Совпала ли твоя идея с
тем, что хотел рассказать Чехов своим читателям.
Творческая работа № 4
В паре составить отзыв на одно из последних школьных мероприятий
или
мероприятий города, на которых побывали.
Творческая работа № 5
Написание рецензии на книгу или фильм. Конкурс рецензий.
Критерии оценивания письменных творческих работ:
Любая творческая работа оценивается двумя отметками: первая ставится
за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за
соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
1.
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
2.
полнота раскрытия темы;
3.
правильность фактического материала;
4.
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитывается:
1.
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
2.
стилевое единство и выразительность речи;
3.
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок–
орфографических, пунктуационных и грамматических.
Творческая работа № 6
Работа с простейшими фоторедакторами (данная работа выполняется в
компьютерном классе).
Создание видеоролика (эта работа дается в качестве домашнего
задания).
Критерии оценивания творческой работы № 6
Оценивается качество выполненной работы, умение владеть фото или
видеоредактором. Уместность выбранных эффектов. При работе с
2
видеороликом просматривается количество используемых эффектов, умение
накладывать и резать музыку.
Творческая работа № 7
Взять интервью у интересного человека и записать видео. Принести
стенограмму
(преподавателя школы, работника музея, художника и т. д. Работа дается
в качестве домашнего задания). Конкурс на лучшее интервью.
Критерии оценивания творческой работы № 7
Оцениваются выбранные темы для разговора, глубина вопросов; умение
владеть ситуацией, вести себя перед камерой; продумывание внешнего вида.
Анкета «Я журналист»
Цель – узнать отношение учащихся к своей деятельности.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать утверждение и
оценить степень согласия с содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
Утверждения:
Я иду на занятия кружка с радостью.
Здесь у меня обычно хорошее настроение.
К руководителю и членам кружка обычно можно обратиться за
помощью, советом.
Наш кружок – дружный коллектив.
Здесь я всегда могу свободно высказать своё мнение.
Мне дают задания, к выполнению которых я подхожу
ответственно, с радостью, интересом.
Я стараюсь выполнять задания в срок.
Я считаю себя успешным журналистом школьной газеты.
Когда я вырасту, из меня получится отличный профессиональный
журналист.
Обработка данных.
Показателем
удовлетворения
учащихся
деятельностью в объединении (У) является частное от деления общей суммы
баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3,
то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же 2
больше У меньше 3, или У меньше 2, то это соответственно свидетельствует о
средней и низкой степени удовлетворённости учащихся деятельностью в
объединении.
3