РП ДО Галактика детства

Содержание.
1.

Информационная карта

2.

Пояснительная записка

3.

Учебный план

4.

Календарный учебный график

5.

Рабочие программы

6.

Оценочный материал

7.

Методический материал

8.

Материально-техническое обеспечение

9.

Список литературы

10.

Рецензия

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ.

1.

Название программы

2.
3.
4.

6.

Разработчик программы
Руководитель программы
Территория,
представившая программу
Название проводящей
организации
Адрес организации

6.
7.
8.

Телефон
Форма проведения
Цель программы

9.
10.

Специализация программы
Сроки реализации
программы
Место реализации
программы
Официальный язык
программы
Общее количество
участников
География участников
программы
Условия участия в
программе
Условия размещения
участников
Краткое содержание
программы

5.

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа «Вместе к звездам»
Педагог-организатор Ширяева Елизавета Сергеевна
Педагог-организатор Ширяева Елизавета Сергеевна
Нижний Новгород, Приокский район.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Школа №34»
603009, Нижегородская обл, Нижний Новгород г,
Гагарина пр-кт, дом № 101 Б
435-17-05
Занятия детского творческого объединения
Создание условий для формирования и развития у
детей качеств лидера, способного организовать и
успешно осуществлять созидательную, социально
полезную деятельность во всех сферах
общественной жизни
социально-педагогическая
1 год
МБОУ «Школа №34», Приокского района.
Русский
12 – 15 человек.
Учащиеся школы №34.
Желание детей.
Кабинет, столы и стулья по количеству рабочих
мест
Программа решает проблему подготовки будущих
лидеров, адаптации школьников к информационно
насыщенной жизни вне школы, самоорганизации
свободного времени обучающегося.
Участие детей и подростков в программе – это
возможность продемонстрировать уникальность
своей личности, осознать свою сопричастность к
тому, что происходит в обществе, освоить
общественный опыт.
Важными качествами программы являются:
социальная полезность; многообразие направлений
деятельности; реализация себя; приобретение
практических знаний и навыков.

2

Пояснительная записка
«Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы
всегда хотеть того, что делаешь»
Лев Толстой
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Вместе к звёздам» направлена на решение главной задачи, это помочь
ребенку пробудить его к активным действиям, самосовершенствованию,
программированию своего будущего.
Направленность (профиль) программы – социально-педагогическая.
Уровень программы: программа одноуровневая, базовая.
Актуальность
программы.
Время
скоростных
изменений,
высокотехнологического прогресса, стремительное развитие коммуникации и
информации, требует от человека быстрых реакций, молниеносного принятия
решений, инициативы и лидерских качеств.
Необходимость формирования и воспитания качеств лидера
непосредственно связана с актуализацией роли управления в современной
общественной жизни. Одним из важнейших социальных требований,
предъявляемых к системе дополнительного образования, является
формирование будущей профессиональной элиты, выявление и поддержка
наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи. В связи с этим возникает
потребность в подготовке и воспитании таких людей, в формировании качеств
лидера у современных школьников. Большую социальную значимость
приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития
лидерства в школе, детских объединениях.
Новизна программы основана на комплексном подходе к подготовке
молодого поколения «новой формации», умеющего жить в современных
социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой
культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений,
умеющего эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами.
Педагогическая целесообразность
«Да не о том думай, что спросили, а о том — для чего? Догадаешься —
для чего, тогда и поймёшь, как надо ответить»
Максим Горький
Сегодня как никогда педагогика проявляет интерес к социальной
инициативности детей и молодежи как ведущему личностному качеству
свободного и успешного человека. Умение общаться, взаимодействовать,
формулировать проблему и формировать свое отношение к ней, дает
чрезвычайно важное в наши дни качество - коммуникабельность, а также
чувство уверенности в себе и своих возможностях, что является характерными
качествами лидера.
Совместное обсуждение различных проблем с учетом мнения разных
точек зрения, помогают точнее сформировать свое личное отношение к ней,
3

свою активную позицию, имея которую проще принять решение и начать
действовать. Человека, имеющего собственное мнение, труднее сбить с
поставленного пути, он быстрее реагирует на изменения внешнего мира.
Групповые обсуждения в сочетании с различными тренинговыми
упражнениями позволяют наиболее эффективно раскрепостить, раскрыть
коммуникативные и лидерские способности участников.
Программа «Вместе к звездам» способствует формированию условий
для развития коммуникационных и лидерских способностей подростков.
Программа решает проблему подготовки будущих лидеров, адаптации
школьников к информационно насыщенной жизни вне школы,
самоорганизации свободного времени подростка.
Цель - создание условий для формирования и развития у детей качеств
лидера, способного организовать и успешно осуществлять созидательную,
социально полезную деятельность во всех сферах общественной жизни.
Задачи:
Личностные: развивать целостный, социально ориентированный
взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии;
Метапредметные: -регулятивные: способность ставить новые учебные
цели и задачи.
-познавательные: развивать аналитическое и критическое мышление,
самооценку, творческие и интеллектуальные способности;
-коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве;
-работать в группе.
Предметные: - формировать лидерские и коммуникативные качества,
способность к рефлексии, самооценке;
-обучить умению публичных выступлений, ораторскому искусству,
навыкам делового общения, умению самостоятельно оценивать ситуацию,
отстаивать собственную точку зрения.
Планируемые результаты
Личностные: - формирование всесторонне образованной, инициативной
и
успешной
личности,
обладающей
системой
современных
мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных,
культурных и этических принципов и норм поведения.
Метапредметные: - умение самостоятельно определять цели, ставить и
формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей
деятельности;
-умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность со
взрослыми и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

4

Предметные: - развитие устойчивого интереса к познавательной
деятельности, инициативы в проведении общественно-полезных дел, навыков
саморегуляции и психонастроя, взаимодействия с социумом.
Особенностью программы. Участие детей и подростков в работе
общественных организаций, детских объединений социально-педагогической
направленности – это возможность продемонстрировать уникальность своей
личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе,
освоить общественный опыт. Важным качеством программы является: 1.
Социальная полезность; 2. Многообразие направлений деятельности; 3.
Реализация себя; 4. Приобретение практических знаний и навыков.
Ценность и польза программы состоят в том, что воспитанники: смогут
стать дружной, сплочённой командой, узнают свои внутренние ресурсы и
ресурсы других, будут уметь в любых ситуациях опираться на эти ресурсы и
значительно меньше зависеть от других людей, научаться делать выбор в
разных ситуациях и принимать ответственность за него. Научаться делиться с
другими людьми и чувствовать себя способными оказать помощь и поддержку
другим. Воспитанники приобретают конкретные организаторские умения и
навыки.
Организационно-педагогические
условия
реализации
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
Возраст детей и сроки реализации программы, наполняемость
учебных групп.
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной
программы с 9 до 17 лет. Количество обучающихся в одной группе согласно
нормативам СанПиН – 12-15 человек.
Образовательная деятельность осуществляется с учетом возрастных
особенностей обучающихся.
Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы и режим занятий
Формы обучения:
Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения:
Словесные методы: объяснение, рассказ, замечание, указания.
Наглядные методы: наглядные пособия, видеофильмы.
Практические методы: метод упражнений и заданий.
Содержание данной программы рассчитано на 1 модуль и на систему
занятий по 2 часа в неделю.
Программа может быть реализована в дистанционной форме
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы
Программой предусмотрена аттестация учащихся на выявление
исходного, промежуточного и итогового уровня теоретических знаний,
5

развития практических умений и навыков, сформировавшихся компетенций и
их соответствия прогнозируемым результатам программы.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
обучающихся по подведению итогов реализации программы
В результате реализации программы предполагается достижение
определенного уровня знаний в области организации мероприятий и
ораторского искусства, программа предусматривает изучение учебного
материала и выполнение зачетов по итогам прохождения разделов.
Оцениваются зачеты по следующим критериям:
Оценка «зачет» - задания выполнены правильно, в соответствии с
предъявленными требованиями.
Оценка «незачет» - задания не выполнены, или выполнены с грубыми
ошибками, небрежно.
В ходе реализации программы регулярно проводятся:
 упражнения на работу в группах
 демонстрационные занятия для сверстников
 защита социальных проектов
 работа с медиаресурсами
Все это позволяет детям почувствовать себя успешными, развивать
уверенность в себе и в своих способностях, что приводит к раскрытию их
творческого потенциала.

6

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Школа №34»
______________И.И.Сутырин
«_____» ____________2024г
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Вместе к звёздам»
Срок реализации программы: 1 год
Наименование
курса
(модуля, предмета,
дисциплина)

Всего
недель

Личностное развитие

12

Информационномедийное
Гражданская
активность
Военнопатриотическое
Всего по программе:

9
9
6
36

1 год обучения
Всего
Форм Всего
часов
ы
недель/
проме часов
жуточ
ной
аттест
ации
24
1
12/24
зачёт
18
1
9/18
зачёт
20
1
9/18
зачёт
10
1
6/10
зачёт
72
4
36/72

Всего по
программе

12/24
9/18
9/20
6/10
36/72

7

1

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

3

- Каникулярный период

Условные обозначения:

- Праздничные дни

Согласовано: педагог – организатор Ширяева Е.С.

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

36
24
48

24
48

48

24

36

практика

теория

Итого рабочих
недель

22.08-28.08

15.08-21.08

июль

08.08-14.08

01.08-07.08

25.07-31.07

18.07-24.07

июнь

11.07-17.07

04.07-10.07

27.06-03.07

20.06-26.06

13.06 - 19.06

06.06-12.06

май

36

1
а
т
т
е
с
т
1
а
т
т
е
с
т
а
т
1
а
т
е
с
т
а
т

30.05 – 05.06

23.05 – 29.05

апрель

16.05 – 22.05

9.05 – 15.05

02.05 – 08.05

25.04 – 01.05

18.04 – 24.04

март

11.04 – 17.04

04.04 – 10.04

28.03 – 03.04

21.03 – 27.03

февраль

14.03 – 20.03

07.03 – 13.03

28.02 – 06.03

21.02 – 27.02

14.02 – 20.02

январь

07.02 – 13.02

31.01 – 06.02

24.01 – 30.01

17.01 – 23.01

декабрь

10.01 – 16.01

03.01 – 9.01

27.12 – 02.01

20.12 – 26.12

ноябрь

13.12 – 19.12

06.12 – 12.12

29.11 – 05.12

22.11 – 28.11

октябрь

15.11 – 21.11

08.11 – 14.11

01.11 – 07.11

25.10 – 31.10

18.10 – 24.10

г
р
у
п
п
а

сентябрь

11.10 – 17.10

04.09 – 10.10

27.09-03.10

20.09- 26.09

13.09- 19.09

06.09- 12.09

01.09- 05.09

группы

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Школа №34»
_____________________ И.И.Сутырин

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дополнительной общеобразовательной программы «____»___________________2024 года

«Вместе к звездам»
август

Календарно-тематическое планирование
1 группа
№
Тема
Количество часов
Теория
Практика
1. Актив ученического
1
самоуправления как
управленческая команда.
2. Выбор актива. Обсуждение
1
планов на учебный год
3. Знакомство с деятельностью,
1
направлениями и
мероприятиями.
4. «РДШ – территория
1
самоуправления»
5. Деятельность, история,
1
направления.
Структура и модели.
6. Нормативно-правовая база
1
ученического самоуправления и
детских общественных
объединений.
7. Роль лидера в команде.
1
Основные стили работы лидера.
8. Преимущества и недостатки
1
работы в команде. Таймменеджмент
9. Методика проведения
1
мероприятия.
10. Организация публичных
1
мероприятий.
11. Классификация мероприятий
1
(квиз, концерт, конкурс,
интеллектуальна игра, квест,
конференция)
12. Просмотр фильма с
1
последующим обсуждением по
теме.
13. Формирование знаний о
1
профессиональных качествах.
14. Женские, мужские профессии.
1
15. Новейшие профессии.
1
16. «Фестиваль профессий»
1
17. Современное искусство, явления
1
молодежной культуры,
направления.
18. Просмотр фильма с
1
последующим обсуждением по
теме.

Дата

19. Создание творческой работы в
стилистике современного
искусства.

1

20. Презентация творческой работы.
21. Здоровый образ жизни,
правильное питание, курение,
алкоголь и последствия его
применения, наркомания, СПИД,
здоровье и молодежная культура.
22. Просмотр фильма с
последующим обсуждением по
теме.
23. Повторение тем по блоку
«Личностное развитие»
24. Проверка знание по блоку
«Личностное развитие»
25. Правила создания, цели и задачи
СМИ.
26. Направления деятельности
современных СМИ.
27. Интернет-СМИ.
28. Виртуальное пространство УСУ
и ДОО.
29. Контент – план соц. сетей УСУ и
ДОО.
30. Просмотр фильма с
последующим обсуждением
по теме.
31. Секреты успешного
взаимодействия. Лично, по
телефону, электронной почте.
32. Приёмы расположения к себе.
33. Прикладная конфликтология.
34. Средства общения. Типы и
стили общения.
35. Ролевые игры, психологические
тесты.
36. Просмотр фильма с
последующим обсуждением
по теме.
37. Качество речи; дикция и
выразительность речи.
38. Конструирование личного
имиджа.
39. Подготовка выступления
перед аудиторией.
40. Приёмы привлечения
аудитории

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

10

41. Культура одежды и внешнего
облика.
42. Проверка знание по блоку
«Информационно – медийное
направление»
43. Последствия деятельности
человека для планеты.
Экологические катастрофы
современности.
44. Эко-направления: «Zero Waste»,
«My Cup, Please», «Раздельный
мусор».
45. Акция «Сердцу милый
уголок»
46. Разработка социального проекта
экологической направленности.
47. Защита социального проекта.
48. Подготовка реализация
проекта победителя на
территории школы.
49. Любовь, брак.
50. Родители и дети. Неполная
семья.
51. Тренинг «Моя будущая
семья».
52. Проект «Дети - детям».
53. Просмотр фильма с
последующим обсуждением
по теме.
54. Создание портрета своей
семьи.
55. Направление деятельности,
всероссийские проекты
56. Международное
волонтерство.
57. Социальное проектирование.
Этапы подготовки и
реализации.
58. Фандрайзинг и социальное
партнерство.
59. Подготовка проекта для
участия в конкурсе грантов.
60. Проверка знание по блоку
«Гражданская активность»
61. Многовековая история Нижнего
Новгорода (ключевые вехи
развития города).
62. Нижний Новгород – малая
родина.

1
1

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1

11

63. Разработка проекта
«Интересные места
Приокского»
64. Реализация проекта.
65. Национальная культура России.
66. Единство народа – единство
государства.
67. День согласия и примирения.
68. ВОВ в истории России
69. У войны нет национальности.
70. Проверка знание по блоку
«Военно- патриотическое
направление»
71. Подведение итогов года.
72. Награждение актива
всего

1

1
1
1
1
1
1
1

1
24

1
48

Календарно-тематическое планирование
2 группа
№
Тема
Количество часов
Теория
Практика
1. Актив ученического
1
самоуправления как
управленческая команда.
2. Выбор актива. Обсуждение
1
планов на учебный год
3. Знакомство с деятельностью,
1
направлениями и
мероприятиями.
4. «РДШ – территория
1
самоуправления»
5. Деятельность, история,
1
направления.
Структура и модели.
6. Нормативно-правовая база
1
ученического самоуправления
и детских общественных
объединений.
7. Роль лидера в команде.
1
Основные стили работы
лидера.
8. Преимущества и недостатки
1
работы в команде. Таймменеджмент
9. Методика проведения
1
мероприятия.
10. Организация публичных
1
мероприятий.

72

Дата

12

11. Классификация мероприятий
(квиз, концерт, конкурс,
интеллектуальна игра, квест,
конференция)
12. Просмотр фильма с
последующим обсуждением по
теме.
13. Формирование знаний о
профессиональных качествах.
14. Женские, мужские
профессии.
15. Новейшие профессии.
16. «Фестиваль профессий»
17. Современное искусство,
явления молодежной
культуры, направления.
18. Просмотр фильма с
последующим обсуждением по
теме.
19. Создание творческой работы в
стилистике современного
искусства.
20. Презентация творческой
работы.
21. Здоровый образ жизни,
правильное питание, курение,
алкоголь и последствия его
применения, наркомания,
СПИД, здоровье и молодежная
культура.
22. Просмотр фильма с
последующим обсуждением по
теме.
23. Повторение тем по блоку
«Личностное развитие»
24. Проверка знание по блоку
«Личностное развитие»
25. Правила создания, цели и
задачи СМИ.
26. Направления деятельности
современных СМИ.
27. Интернет-СМИ.
28. Виртуальное пространство
УСУ и ДОО.
29. Контент – план соц. сетей УСУ
и ДОО.
30. Просмотр фильма с
последующим обсуждением
по теме.

1

1

1
1
1
1
1

1

1

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

13

31. Секреты успешного
взаимодействия. Лично, по
телефону, электронной
почте.
32. Приёмы расположения к себе.
33. Прикладная
конфликтология.
34. Средства общения. Типы и
стили общения.
35. Ролевые игры,
психологические тесты.
36. Просмотр фильма с
последующим обсуждением
по теме.
37. Качество речи; дикция и
выразительность речи.
38. Конструирование личного
имиджа.
39. Подготовка выступления
перед аудиторией.
40. Приёмы привлечения
аудитории
41. Культура одежды и внешнего
облика.
42. Проверка знание по блоку
«Информационно –
медийное направление»
43. Последствия деятельности
человека для планеты.
Экологические катастрофы
современности.
44. Эко-направления: «Zero
Waste», «My Cup, Please»,
«Раздельный мусор».
45. Акция «Сердцу милый
уголок»
46. Разработка социального
проекта экологической
направленности.
47. Защита социального проекта.
48. Подготовка реализация
проекта победителя на
территории школы.
49. Любовь, брак.
50. Родители и дети. Неполная
семья.
51. Тренинг «Моя будущая
семья».
52. Проект «Дети - детям».

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1

1

1
1

1
1

1
1
1
1

14

53. Просмотр фильма с
последующим обсуждением
по теме.
54. Создание портрета своей
семьи.
55. Направление деятельности,
всероссийские проекты
56. Международное
волонтерство.
57. Социальное
проектирование. Этапы
подготовки и реализации.
58. Фандрайзинг и социальное
партнерство.
59. Подготовка проекта для
участия в конкурсе грантов.
60. Проверка знание по блоку
«Гражданская активность»
61. Многовековая история
Нижнего Новгорода (ключевые
вехи развития города).
62. Нижний Новгород – малая
родина.
63. Разработка проекта
«Интересные места
Приокского»
64. Реализация проекта.
65. Национальная культура
России.
66. Единство народа – единство
государства.
67. День согласия и
примирения.
68. ВОВ в истории России
69. У войны нет национальности.
70. Проверка знание по блоку
«Военно- патриотическое
направление»
71. Подведение итогов года.
72. Награждение актива
всего

1

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
24

1
48

Календарно-тематическое планирование
3 группа
№
Тема
Количество часов
Теория
Практика
1. Актив ученического
1
самоуправления как
управленческая команда.

Дата

15

2. Выбор актива. Обсуждение
планов на учебный год
3. Знакомство с деятельностью,
направлениями и
мероприятиями.
4. «РДШ – территория
самоуправления»
5. Деятельность, история,
направления.
Структура и модели.
6. Нормативно-правовая база
ученического самоуправления
и детских общественных
объединений.
7. Роль лидера в команде.
Основные стили работы
лидера.
8. Преимущества и недостатки
работы в команде. Таймменеджмент
9. Методика проведения
мероприятия.
10. Организация публичных
мероприятий.
11. Классификация мероприятий
(квиз, концерт, конкурс,
интеллектуальна игра, квест,
конференция)
12. Просмотр фильма с
последующим обсуждением по
теме.
13. Формирование знаний о
профессиональных качествах.
14. Женские, мужские
профессии.
15. Новейшие профессии.
16. «Фестиваль профессий»
17. Современное искусство,
явления молодежной
культуры, направления.
18. Просмотр фильма с
последующим обсуждением по
теме.
19. Создание творческой работы в
стилистике современного
искусства.
20. Презентация творческой
работы.

1
1

1
1

1

1

1

1
1
1

1

1
1
1
1
1

1

1

1

16

21. Здоровый образ жизни,
правильное питание, курение,
алкоголь и последствия его
применения, наркомания,
СПИД, здоровье и молодежная
культура.
22. Просмотр фильма с
последующим обсуждением по
теме.
23. Повторение тем по блоку
«Личностное развитие»
24. Проверка знание по блоку
«Личностное развитие»
25. Правила создания, цели и
задачи СМИ.
26. Направления деятельности
современных СМИ.
27. Интернет-СМИ.
28. Виртуальное пространство
УСУ и ДОО.
29. Контент – план соц. сетей УСУ
и ДОО.
30. Просмотр фильма с
последующим обсуждением
по теме.
31. Секреты успешного
взаимодействия. Лично, по
телефону, электронной
почте.
32. Приёмы расположения к себе.
33. Прикладная
конфликтология.
34. Средства общения. Типы и
стили общения.
35. Ролевые игры,
психологические тесты.
36. Просмотр фильма с
последующим обсуждением
по теме.
37. Качество речи; дикция и
выразительность речи.
38. Конструирование личного
имиджа.
39. Подготовка выступления
перед аудиторией.
40. Приёмы привлечения
аудитории
41. Культура одежды и внешнего
облика.

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

17

42. Проверка знание по блоку
«Информационно –
медийное направление»
43. Последствия деятельности
человека для планеты.
Экологические катастрофы
современности.
44. Эко-направления: «Zero
Waste», «My Cup, Please»,
«Раздельный мусор».
45. Акция «Сердцу милый
уголок»
46. Разработка социального
проекта экологической
направленности.
47. Защита социального проекта.
48. Подготовка реализация
проекта победителя на
территории школы.
49. Любовь, брак.
50. Родители и дети. Неполная
семья.
51. Тренинг «Моя будущая
семья».
52. Проект «Дети - детям».
53. Просмотр фильма с
последующим обсуждением
по теме.
54. Создание портрета своей
семьи.
55. Направление деятельности,
всероссийские проекты
56. Международное
волонтерство.
57. Социальное
проектирование. Этапы
подготовки и реализации.
58. Фандрайзинг и социальное
партнерство.
59. Подготовка проекта для
участия в конкурсе грантов.
60. Проверка знание по блоку
«Гражданская активность»
61. Многовековая история
Нижнего Новгорода (ключевые
вехи развития города).
62. Нижний Новгород – малая
родина.
63. Разработка проекта
«Интересные места
Приокского»

1

1

1

1
1

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1

18

64. Реализация проекта.
65. Национальная культура
России.
66. Единство народа – единство
государства.
67. День согласия и
примирения.
68. ВОВ в истории России
69. У войны нет национальности.
70. Проверка знание по блоку
«Военно- патриотическое
направление»
71. Подведение итогов года.
72. Награждение актива
всего

1
1
1
1
1
1
1

1
24

1
48

72

19

Содержание программы
1. Вводное занятие (2 ч)
Теория (1 ч): ознакомление обучающихся с программой, с формами обучения, выбор
кураторов групп из числа обучающихся по темам программы. Актив ученического
самоуправления как управленческая команда.
Практика (2 ч): тренинги на знакомство, раскрытие коммуникативных качеств,
командообразование.
Входное анкетирование (прил. 1.1)
«ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»
2. «РДШ» (2 ч)
Теория (1 ч): ознакомление обучающихся с направлениями деятельности «Российское
движение школьников»: военно-патриотическое, информационно-медийное, гражданская
активность, личностное развитие.
Мероприятия РДШ на текущий учебный год.
Практика (1 ч): Проект «РДШ – территория самоуправления»
3. «ДОО и УСУ» (4 ч.)
Теория (2 ч.): История, направления ученического самоуправления и детского
общественного объединения.
Понятие ученического самоуправления и детского общественного объединения. Его
деятельность.
Нормативно-правовая база ученического самоуправления и детских общественных
объединений.
Практика (2 ч.): Структура и модели.
Роль лидера в команде. Основные стили работы лидера.
Преимущества и недостатки работы в команде.
Тайм-менеджмент. Методики. Составление индивидуального и группового графика.
4. «Организация мероприятий» (4 ч.)
Теория (1

ч):

Методика

проведения мероприятия.

Структура

подготовки.

Нестандартные ситуации подготовки мероприятий и их решение.
Классификация мероприятий (квиз, концерт, конкурс, интеллектуальна игра, квест,
конференция)
Организация публичных и массовых мероприятий. Особенности организации прессконференций.
Практика (3 ч): Просмотр фильма с последующим обсуждением по теме.
Организация мероприятия «Лидер 21 века».
20

5. «Профессия» (4 ч)
Теория (1 ч): Выбор профессии: жизненная необходимость или возможность
самореализации? Существуют ли мужские и женские профессии?
Новейшие профессии и личные качества соискателей. Вакансии для школьников.
Атлас новых профессий. Сколково. Версия 3.0
Практика (3 ч): «Фестиваль профессий» (ярмарка социальных профессий)
Общение с представителями фондов и организацией, которые занимаются социальной
работой, знакомство с тем, как устроена работа в социальной сфере из первых рук.
Возможность решить реальные задачи и попробовать себя в роли сотрудников фондов
и организаций. Получить возможность стажировки в этих компаниях.
Сферы социальной деятельности, которые будут представлены на фестивале:
1. краудфандинг;
2. социальный маркетинг;
3. благотворительность;
4. социальные медиа;
5. экология и животные;
6. социальное предпринимательство;
7. урбанистика и городские события;
8. государственные структуры;
9. волонтерство;
10. образовательные проекты;
11. корпоративная социальная ответственность (КСО).
6. «Культура. Творчество» (4 ч)
Теория (1 ч): Современное искусство, явления молодежной культуры, направления.
Что интересного принес в культуру и чем ознаменован век 20, век 21?
Практика (3 ч): Обсуждение «Какой будет культура будущего: расцвет или
деградация?»
Просмотр фильма с последующим обсуждением по теме.
7. «Здоровье» (4 ч)
Теория (1 ч): Здоровый образ жизни, правильное питание.
Алкоголь и последствия его применения, наркомания, СПИД.
Здоровье и молодежная культура.
Практика (3 ч): Просмотр фильма с последующим обсуждением по теме.
Проверка знание по блоку «Личностное развитие» (прил.1.2)
21

«ИНФОРМАЦИОННО-МЕДИЙНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ»
8. «СМИ» (6 ч)
Теория (2 ч): Правила создания, цели и задачи СМИ.
Объективная или субъективная картина мира. Жизненные ценности экрана и
реальности. Влияние СМИ на самосознание человека.
Направления деятельности современных СМИ. Интернет СМИ
Практика (4 ч): Разработка контент – плана для группы ВК УСУ и ДОО.
Организация виртуального пространства УСУ и ДОО
Просмотр фильма с последующим обсуждением по теме.
9. «Общение и отношения» (6 ч)
Теория (2 ч): Доверие: кому мы доверяем, почему, критерии доверия, первое
впечатление.
Секреты успешного взаимодействия. Лично, по телефону, электронной почте.
Приёмы расположения к себе.
Практика (4 ч): Прикладная конфликтология. Разрешение межличностных и
групповых конфликтов.
Игровые ситуации приема на работу, проведения переговоров, ролевые игры и
тренинги на снятие мышечных, психологических и голосовых зажимов. Психологические
тесты на определение типа личности.
Типология коммуникаций. Средства общения. Язык телодвижений (Алан Пиз).
Просмотр фильма с последующим обсуждением по теме.
10. «Ораторское искусство» (6 ч)
Теория (2 ч): Качество речи; дикция и выразительность речи.
Конструирование личного имиджа.
Практика (4 ч): Подготовка выступления перед аудиторией: подготовка, снятие
барьера общительности, коррекция тревожности и застенчивости привлечение внимания
аудитории. Приёмы привлечения аудитории.
Культура одежды и внешнего облика.
Проверка знание по блоку «Информационно – медийное направление» (прил.1.3)
«ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ»
11. «Планета» (6 ч)
Теория (2 ч): Парниковый эффект.
Последствия деятельности человека для планеты. Экологические катастрофы
современности.
22

Практика (4 ч): Эко-направления: «Zero Waste»,

My Cup, Please», «Раздельный

мусор».
Акция «Сердцу милый уголок» (благоустройство территории, субботник)
Поход выходного дня.
12. «Семья» (6 ч)
Теория (2 ч): Любовь, брак, семья, кто в семье главный: мужчина или женщина? Как
заставить слушать мужчину; женщину? Отличия психологии мужчины и женщины.
Родители и дети.
Неполная семья. Причины развода в молодых семьях.
Практика (4 ч): Тренинг «Моя будущая семья»
«Дети-детям» - ДОО и УСУ подготовка и проведение игровой программы для
воспитанников детского дома.
Просмотр фильма с последующим обсуждением по теме.
13. «Добровольчество» (8 ч)
Теория (2 ч): Добровольчество – что это? Направления волонтерской деятельности.
Волонтерские проекты: областные, всероссийские, международные.
Социальное проектирование. Понятие. Организация. Анализ рисков. Календарный
план проектов.
Практика (6 ч): Разработка социального проекта по технологии «Проектный робот».
Фандрайзинг и социальное партнерство. Способы привлечения и поиска партнёров.
Проверка знание по блоку «Гражданская активность» (прил. 1.4)
«ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ»
14. «Город древний – город славный» (4 ч)
Теория (1 ч): Многовековая история Нижнего Новгорода (ключевые вехи развития
города).
Практика (3 ч): Нижний Новгород – малая родина. Посещение выставок и музеев
города.
Медиа-проект «Интересные места Приокского»
15. «Межнациональная страна - Россия» (3 ч)
Теория (1 ч): Национальная культура России. Многообразие наций и их отличия.
Национальные традиции народов России.
Практика (2 ч): Составление национального портрета российского гражданина.
День согласия и примирения.
16. «Война и мир» (3 ч)
23

Теория (1 ч): Национальный менталитет: проблемы и реальность.
Право народа на суверенитет.
Практика (3 ч): Обсуждение влияния ВОВ на развитие страны.
Изучение документальных хроник военных конфликтов с участием России.
Проверка знание по блоку «Военно-патриотическое направление» (прил.1.5)
17. Итоговое занятие (3 ч)
Теория (1 ч): Подведение итогов года
Практика (1 ч): Награждение активистов по итогам года. Составление плана на
следующий год.
Итоговое анкетирование (прил. 1.6)

24

ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ПРОГРАММЫ
В результате реализации программы предполагается достижение определенного
уровня знаний в области организации мероприятий и ораторского искусства, программа
предусматривает изучение учебного материала и выполнение зачетов по итогам
прохождения разделов.
Оцениваются зачеты по следующим критериям:
Оценка «зачет» - задания выполнены правильно, в соответствии с предъявленными
требованиями.
Оценка «незачет» - задания не выполнены, или выполнены с грубыми ошибками,
небрежно.
В

качестве

форм

подведения

итогов

реализации

дополнительной

общеобразовательной (общеразвивающей) программы используются: фестивали, учебноисследовательские конференции, разработка и проведение проектов, участие в творческих
конкурсах различного уровня.
Проверка знание по блоку «Личностное развитие» и «Информационно –
медийному направлению»

1. Разгадайте кроссворд
10

6
5
2
3

1

9

7

4

8

25

10

с

з

1

6

а

5

а

м

2

т

к

о

л

в

т

3

у

и

о

и

м

п

р

о в

е

р

9

е

ч

и

р

а

ш

р

е

с

о

в

к

с

т

п

л

7

о

р

е

и

л

д

о

ь

т
в

4

л

о
8

п

р

о ф е

с

с

и

ч

н

о

с

т

ь

я

и

к

н

т

е

у

и

с

к

и

я

е

с
т
в
о

2.

Организация он-лайн квиза на платформе сайте ВКонтакте:

a.

Разработка вопросов

b.

Разработка сценария проведения игры

c.

Информационное сопровождение игры

d.

Подготовка пресс- м пост- релиза

e.

Подведение итогов игры

Проверка знание по блоку «Гражданская активность» и «Военно-патриотическое
направление»

26

1.

Тестирование

1. Год основания Нижнего Новгорода?
a) 1221
b)

1152

c)

1232

2. Столица Золотой Хохломы?
a)

Городец

b) Семёнов
c)

Павлово

3. Какое количество башен в Нижегородском кремле?
a) 13
b)

11

c)

14

4. «Нижний Новгород получил название «Карман России» благодаря______»
a) Нижегородской Ярмарке
b) Нижегородскому Кремлю
c) Нижегородской железной дороге
5. Сколько ступенек на Чкаловской лестнице, построенной в 1949 году?
a) 543 ступеньки
b) 563 ступеньки
c) 560 ступенек
6. Самый древний город Нижегородской области, основанный 1152 году?
a) Семёнов
b) Городец
c) Лысково
7. Дата начала и окончания ВОВ
a) 1.09.1939 и 2.09.1945
b) 22.06.1941 и 9.05.1945
c) 22.07.1939 и 28.04.1945

2.

Организация торжественной линейки, посвященной Дню Победы в ВОВ

a.

Разработка сценария

b.

Подготовка номеров

c.

Репетиция

d.

Проведение торжественной линейки
27

Ведомость индивидуального учета освоения
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программы объединения «Вместе к звездам»

МБОУ «Школа №34»
Руководитель ТО Шигапова А.И.
Год обучения 1 (возраст детей с 9 лет)

2024-2025 учебный год

28

Таблица 1 «Результаты промежуточной аттестации обучающихся»
Уровень знаний, умений, навыков, предъявляемых
образовательной программой
Общий балл,
уровень

Итог года

направление

Военно-патриотическое

Гражданская активность и

обучающегося

направление

п/п

среднестолбцов 4-8)

Информационно-медийное

Фамилия, имя

(считается как
арифметическое

Личностное развитие и

№

Возраст участника

Разделы образовательной программы

1.
2.
3.
4.

29

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Форма оценки –

бально-

рейтинговая: Высокий уровень – 5 баллов; Средний уровень – 4; Удовлетворительный уровень – 3
Высокий уровень – соответствует выполнению заданий без замечаний педагога; средний уровень – соответствует выполнению заданий с
небольшими замечаниями педагога; удовлетворительный уровень – соответствует выполнению
заданий с помощью педагога.

30

Фамилия, имя
Уровень развития и воспитанности, предъявляемый

п/п
обучающегося
образовательной программой

деятельности

№

творческой

толерантность
Мотивация к

Креативность
альтруизм,

гуманность,

другим людям:

труду, Землек
Отношение

культуре, знаниям,

сотрудничества,
Отношение к миру:
конфликтность
к семье, отечеству,

качества: тип

самооценка
Поведенческие

качества:

терпение, воля,
Ориентационные
самоконтроль)

волевые качества

Организационно-

Таблица 2 «Формирование личных качеств обучающихся»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

31

15.
Форма оценки – бальная: присутствует в полной мере - 2, присутствует недостаточно – 1, отсутствие – 0
Организационно-волевые - способность переносить (выдерживать) определенные нагрузки в течение заданного времени, преодолевать
трудности (терпения хватает менее чем на половину учебного времени, более чем на половину, терпения хватает на всё занятие); способность
активно побуждать себя к практическим действиям (волевые усилия побуждаются извне, самим ребенком, всегда самим обучающимся); умение
контролировать свои действия (обучающийся постоянно действует под контролем извне, периодически контролирует себя сам, постоянно
контролирует себя сам)
Ориентационные качества – способность оценивать себя адекватно реальным достижениям (самооценка: завышенная, заниженная, норма)
Поведенческие качества – отношение обучающегося к конфликту, спору (периодически провоцирует конфликты, сам не участвует, избегает,
пытается уладить); тип сотрудничества (избегает участия в общих делах, участвует при побуждении, инициативен в общих делах)
Отношение к другим людям – (обучающийся провоцирует негативное отношение, равнодушен, открыт ко всем людям)
Креативность – уровень развития обучающимся творческих способностей (обучающийся в состоянии выполнять лишь простейшие
практические задания педагога, выполняет задания на основе образца, выполняет задания с элементами творчества, развитость умений к
использованию полученных ЗУН в новой социально-образовательной ситуации)
Мотивация к творческой деятельности – осознанное участие обучающегося в освоении образовательной программы (интерес к занятиям
продиктован извне, интерес периодически поддерживается самим ребенком, интерес постоянно поддерживается самим ребенком)

32

Таблица 3 «Результативность участия в соревнованиях, выставках, конкурсах и др. мероприятиях»
№

Ф.И.

Учрежден

Районный

Муниципа

Региональ

Российски

Междунар

ческий

уровень

льный

ный

й уровень

одный

уровень

уровень

уровень
Уч.

Орг.

Уч.

Орг.

Уч.

Орг.

Уч.

Орг.

уровень
Уч.

Орг.

Уч.

Орг.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Форма оценки – словесная: участие; места

33

Выводы по освоению образовательной программы:
Всего диагностировано ________ обучающихся. Не участвовали обучающихся по причине:________
Из всего коллектива обучающихся:
Высокий уровень ___чел. Средний уровень ___ чел; Удовлетворительный уровень ____ чел. По результатам аттестации___ обучающихся
переведены на следующий год обучения, __чел. окончили музыкальную студию __________________(подпись педагога)

34

Материально-техническое обеспечение
Работа по программе ведётся с использованием оборудования, предоставленного школе
по проекту «Успех каждого ребенка» в рамках создания новых мест дополнительного
образования.


Кабинет



Ноутбук (Тип 1), Китай



Интерактивная панель, Россия



Комплект студийного оборудования Falcon Eyes KeyLight 425LED SBU KIT



Зеркальный фотоаппарат Canon EOS 2000D (с объективом и картой памяти 128



Туристические палатки



Спальные мешки



Тент от дождя



Компас



Бинокль



Мини-печь Hyundai MIO-HY052 42 л. 1500 Вт серебристый

Gb)

Методическое обеспечение программы
Нормативно-правовые документы
 Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1089). –
Режим доступа: https://base.garant.ru/2540422/ (дата обращения 09.08.2021 г.).
 Конституция Российской Федерации. – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/constitution
(дата обращения 09.08.2021 г.).
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации». – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения
09.08.2021 г.).
 Федеральный закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской

Федерации»

от

24.07.1998

№

124-ФЗ.

–

Режим

доступа:

http://www.kremlin.ru/acts/bank/12706/page/1 (дата обращения 09.08.2021 г.).
 Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и
добровольчестве (волонтерстве)». – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/8212 (дата
обращения 09.08.2021 г.).
35

 Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке
молодежных

и

детских

общественных

объединений».

–

Режим

доступа:

http://www.kremlin.ru/acts/bank/8019 (дата обращения 09.08.2021 г.).
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р. –
Режим

доступа:
(дата

http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
обращения 09.08.2021 г.).

 Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период
до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г.
№ 1666. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36512/page/1 (дата обращения
09.08.2021 г.).
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р.
«Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на
период до 2025 года». – Режим доступа: http://government.ru/docs/15965/ (дата обращения
09.08.2021 г.).
 СП

2.4.3648-20

"Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66581.html/ (дата обращения 09.08.2021 г.)
 Устав Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской
организации «Российской Движение Школьников» от 21.11.2016 г. Протокол №3
 Устав МБОУ «Школа №34»
Список литературы для педагога:
1.

«Хочу быть лидером!» Серия «Детское общественное движение и ученическое

самоуправление». Выпуск 1 – Н.Новгород, ООО «Педагогические технологии», 2000
2.

Детское движение. - Мн.: ООО Красико-Принт, 2004. -128 с..

3.

И.П. Иванов «Энциклопедия коллективных творческих дел»,

Москва,

«Педагогика» 1989г.
4.

Дополнительная

образовательная

программа

«Развитие

и

воспитание

старшеклассника юношеского возраста», Федотова М.Е. МОУ ДОД «Центр внешкольной
работы», г.Балахна, 2003г.
5.

«Выбор есть всегда!» сборник тренинговых

упражнений. - Москва, ООО

«Профессиональный проект», 2006г.
36

6.

Урбанович А.А. «Психология управления: Учебное пособие.- Мн.: Харвест,

2001г.
7.

Игротека. Лидер 21 века.- Н.Новгород, ООО «Педагогические технологии»,

2006г.
8.

Гиппиус С.В. «Актерский тренинг. Гимнастика чувств».-СПб.: Прайм-

ЕВРОЗНАК, 2006г.
9.
для

Ахметова, И..Ф. Гражданское образование и социальное проектирование: Пособие

преподавателей

школ,

учреждений

дополнительного

образования,

организаторов

воспитательной работы / И.Ф. Ахметова, Н.М Воскресенская, И.Г. Димова. - М.: Новый учебник,
2003. -160 с
10.

Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе.- М.:Просвещение, 1989

– 224с.
11.

Бочкарев В.И.,Опахалин В.М. Школьное самоуправление: в вопросах и ответах:

Серия пособий для руководителя школ и членов школьных советов. – Москва: МАСШС, 1994
– 81с. Выпуск №1.
12.

Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или

несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами.
– Москва: Просвещение, 1991 – 128с.
13.

Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко. –М.: Просвещение, 1993 –

14.

Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. – М.: Просвещение,

223с.
1989 – 255с.
15.

Корчак Януш Воспитание личности. – М.: Просвещение, 1992 – 287с.

16.

Крикунов А.С., Чернышев А.С. Социально психологические аспекты

деятельности классного руководителя. – Курск, 1998 – 117с.
17.

Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Политиздат, 1998 –256с.

18.

Мазина Н.И. Гуманистическая система воспитания: доклад. – Тольятти:

Кафедра воспитания и социальной педагогики, 1996 .
19.

Научно-методический журнал Классный руководитель 2008

20.

Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: ВЛАДОС,

2002 – 160с.
21.

Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – Л., 1998 213с.

22.

Филиппова Н.М. Всеобщее социальное гражданское образование. – Уфа, 2000-

94с.
37

23.

«Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников», 8-11

класс, В.Р. Шмидт, г. М. 2005
24.

«Игровые формы воспитательной работы», Т.В. Кислова, г. Челябинск

25.

«Твои права», В.Н. Кеспиков г. Челябинск 1999

26.

Лемов,

Д.

Мастерство

учителя.

Проверенные методики

выдающихся

преподавателей / Дуг Лемов ; пер.с англ. О. Медведь. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. —
416 с.
27.

Доши, Нил. Заряженные на результат. Культура высокой эффективности на

практике / Нил Доши, Линдси Макгрегор ; пер. с англ. М. Попова. — М. : Манн, Иванов и
Фербер, 2017. — 320 с.
28.

Дирксен, Джули. Искусство обучать: как сделать любое обучение нескучным и

эффективным / Джули Дирксен ; пер. с англ. Ольги Долговой. — 4-е изд., доп. — М. : Манн,
Иванов и Фербер, 2017. — 312 с.
29.

Джексон Н. Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными

родителями и получать удовольствие от профессии / Н. Джексон — «Альпина Диджитал»,
2015
30.

Джонсон, Сью. Обними меня крепче. 7 диалогов для любви на всю жизнь / Сью

Джонсон ; пер. с англ. Э. Каировой ; [науч. ред. И. Хамитова]. — М. : Манн, Иванов и Фербер,
2018. — 364 с.
31.

Ильяхов М. Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст / Максим Ильяхов,

Людмила Сарычева. - 2-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 440 с" ил.
32. Лорд

Баден-Паул

«Руководство

по

скаутингу».

–

Режим

доступа:

http://www.gomelscouts.com/scouting-leadership.html (дата обращения 09.08.2021 г.)
Список литературы для обучающихся:

1.

Лутошкин Л.I I . Как вести за собой. Москва. Просвещение, 1986 г.

2.

Прутченков А., Новикова, Т. Бизнес-игра – модель ученического

самоуправления // Методист №4/2006 г.

3.

Рогаткин

Д.В.

Школьное

ученическое

самоуправление.

Учебник.

-

Петрозаводск, Юниорский союз "Дорога", 2002. – 92 с.

4.

Социокинетика. Лидерство в детском движении: время и ценности / Сост. и ред.

Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. - М., 2004. - 464 с.

38

5.

Бочкарев В.И.,Опахалин В.М. Школьное самоуправление: в вопросах и ответах:

Серия пособий для руководителя школ и членов школьных советов. – Москва: МАСШС, 1994
– 81с. Выпуск №1.

6.

Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или

несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами.
– Москва: Просвещение, 1991 – 128с.

7.

500 идей для творческого развития. Играем, изображаем, рисуем, танцуем, поем,

пишем, строим, мастерим / Бобби Коннер ; худож. Д. Холмс ; пер. с англ. Ю. Змеевой. — М. :
Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 368 с.

8.

Джей, Мэг. Важные годы. Почему не стоит откладывать жизнь на потом / Мэг

Джей ; пер. с англ. Н. Яцюк. — 4-е изд. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 320 с.

9.

Бреус, М. Всегда вовремя. Узнайте свой хронотип и живите в согласии со своим

биоритмом / Майкл Бреус ; пер. с англ. Е. Петровой ; [науч. ред. К. Бетц]. — М. : Манн, Иванов
и Фербер, 2017. — 384 с.

10.

Дуэк, К. Гибкое сознание: новый взгляд на психологию развития взрослых и

детей / Кэрол Дуэк ; пер. с англ. Светланы Кировой. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013 —
400 с

11.

Дуэк, К. Гибкое сознание: новый взгляд на психологию развития взрослых и

детей / Кэрол Дуэк ; пер. с англ. Светланы Кировой. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013 —
400 с

12.

Дуэк, К. Гибкое сознание: новый взгляд на психологию развития взрослых и

детей / Кэрол Дуэк ; пер. с англ. Светланы Кировой. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013 —
400 с

13.

Далай-лама XIV. Путь истинного лидера / Его Святейшество Далай-лама,

Лоренс ван ден Майзенберг; пер. с англ. Натальи Яцюк. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
— 256 с

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».