РП ДО Вокал

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1.

Название программы

2.

Разработчик
программы
Руководитель
программы
Территория,
представившая
программу
Название проводящей
организации

3.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Вокал»
Педагог дополнительного образования
Сахарных Ульяна Александровна
Сутырин Илья Игоревич

6.

Адрес организации

6.

Телефон

Нижний Новгород, Приокский район,
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Школа №34»
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Школа №
34»
г. Нижний Новгород, Гагарина пр-кт, дом № 101
Б
+7(831)435-17-05

7.

Форма проведения

Занятия детского творческого объединения

8.

Цель программы

9.

Специализация
программы
Сроки реализации
программы
Официальный язык
программы
Общее количество
участников
География участников
программы
Условия участия в
программе
Условия размещения
участников

Выявление
и
реализация
творческих
возможностей ребенка во взаимосвязи с духовнонравственным развитием через вокальное
исполнительство.
Художественно-эстетическая направленность

4.

5.

10.
11.
12.
13.
14.
15.

1 год
Русский
1 человек.
Учащиеся школы №34
Обучающиеся 7-13 лет, по письменному
заявлению родителей (законных представителей)
Класс, музыкальный инструмент (фортепиано),
подставка для нот.

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Вокал» (далее – программа) имеет художественно-эстетическую
направленность, разработана с целью реализации на создаваемых новых местах
дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех
каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Программа разработана в соответствии c основными направлениями
государственной образовательной политики и нормативными документами,
регулирующими деятельность в сфере образования:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (действующая редакция) // URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09
ноября 2018 N 196 (ред. 2020 года) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.
2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29 мая 2015 г. № 996-р.
5. Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р. р (ред. от 30.03.2020).
6. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка»,
утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018 года № 16).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
9. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2018 №
1135-р «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития
региональной системы дополнительного образования детей».
10. Устав МБОУ «Школа № 34».

Актуальность программы: вокальное исполнительство органично
воспитывает все стороны и качества личности ребенка, наиболее полно и
свободно раскрываются его способности в области музыкального творчества.
Содержание данной программы предполагает решение множества
воспитательных задач, а также решение культурного досуга детей; развитие
специальных исполнительских способностей, выявление одаренных детей, их
профессионального ориентирования в будущем. Это дает возможность
осуществить индивидуальный подход к каждому обучающемуся, точнее
определить перспективы развития музыкальных способностей.
Педагогическая целесообразность объясняется тем, что воспитание и
обучение в объединении осуществляется в процессе совместной творческой
работы педагога и обучающегося.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми
на основе личностно-ориентированной модели. Особое внимание уделяется
созданию доброжелательной обстановки, что способствует выявлению
индивидуальности учащегося.
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой
возможностью выразить себя в мире становится песня. Песня – не только форма
художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Занятие
пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков,
которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственноэстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в
этой области искусства.
Решение педагогических задач в программе осуществляется на основе
известных педагогических принципов:

целостность и гармоничность интеллектуальной, эмоциональной,
волевой и практикоориентированной сфер деятельности личности;

доступность, систематичность и эмоциональная наполненность
процесса совместного освоения обучающимися и педагогом содержания, форм и
методов продуктивной творческой деятельности, через обучение на занятиях,
участие в выставках, показах, фотосессиях по профилю объединения;

осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к
учебно-воспитательному процессу.
Отличительные особенности программы.
Особенность данной программы в том, что в ней дополнены и расширены
основные принципы обучения пению и методы вокального воспитания с учетом
возрастных возможностей обучающихся.

Реализация программы и занятия вокалом в школе открывают
значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения
обучающихся, обеспечивает высокий уровень эмоционально-личностной
вовлеченности детей в процесс пения, создания в процессе хорового исполнения
художественно-исполнительского образа.
Данная программа является базовой по уровню усвоения.
Цель программы.
Выявление и реализация творческих исполнительских возможностей
ребенка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вокальное
музицирование.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить основам музыкальной культуры;
- обучить основам сценической культуры;
Воспитательные:
- воспитать чувство красоты, вкуса и индивидуальности;
- воспитать настойчивость в преодолении трудностей, достижении
поставленных задач;
- Развивающие:
- развивать творческую активность детей;
- развивать идейно-художественное мышление;
- развивать художественный вкус, творческую инициативу, активность,
воображение;
- развивать самостоятельность при выборе и изготовлении швейных
изделий.
Планируемые (ожидаемые)результаты.
В результате занятий обучающиеся должны научиться:
- соблюдать при пении певческую установку.
- петь чистым, естественным звуком.
- сохранять индивидуальность здорового певческого звучания.
- правильно дышать.
- владеть навыками пения с сопровождением и без сопровождения.
- уметь петь вдвоем, втроем на два и три голоса.
Обучающиеся должны знать и применять понятия и термины:
- кантилена, вокализ;
- звукообразование, звуковедение;
- фразировка;
- тембр;
- артикуляция, дикция;
- ритм;

- динамические оттенки;
- лад;
- виды темпов.
Обучающиеся приобретают:
- опыт творческой деятельности, который формирует творческое
мышление;
- опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, который
благодаря знаниям и умениям формирует систему ценностей ребенка.
Объем и срок реализации программы. Программа общим объёмом 36
часов изучается в течение 1 учебного года и включает в себя 36 практических
занятий.
Адресат (возраст обучающихся): 7-13 лет. При её реализации
учитываются возрастные особенности учащихся.
Наполняемость группы. Занятия проходят индивидуально с 1 человеком.
Режим занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 академическому
часу, рекомендованная продолжительность занятия – 30 минут.
Формы организации образовательного процесса. Занятия по данной
программе состоят из теоретической и практической частей. Большее количество
времени занимает практическая часть.
1. Вокальная репетиция. Репетицию можно условно разделить на
следующие этапы: 1) распевание; 2) слуховые и ритмические упражнения; 3)
вокальные упражнения; 4) разучивание новых произведений; 5) повторение
выученных произведений; 6) «впевание» усвоенного материала. Педагог
определяет содержание каждой репетиции, последовательность различных
видов работы.
2. Концертные выступления.
Большое значение для вокалиста имеют концертные выступления,
являющиеся неотъемлемой чертой исполнительской деятельности. Они
активизируют, стимулируют вокальную работу, позволяют более полно
проявлять полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому
росту, формированию личностных качеств.
Прогнозируемые результаты:
После прохождения обучения у учащихся должен проявиться интерес к
творчеству и исполнительской культуре. Также, у детей должно наблюдаться
развитие интеллектуальных, обще трудовых и специальных музыкальноисполнительских компетенций. У участников должна сформироваться система
специальных знаний и навыков, которая в совокупности с опытом
эмоционально-волевого отношения к миру, формирует систему ценностей
ребенка.

Формирование вокальных навыков – единый педагогический процесс. Они
формируются относительно одновременно, обуславливая друг друга.
Существенным признаком их формирования являются качественные изменения
основных свойств голоса ученика. Развитие основных свойств звучания голоса
должно происходить в следующих направлениях: звуковысотный диапазон,
динамический диапазон, тембр, дикция, подвижность голоса.
В результате работы над голосом учащиеся получают:
- опыт творческой деятельности;
- знакомство с вокальным искусством
- навыки владения голосом;
- возможность для воплощения собственных творческих интересов и идей.
Способы определения результативности: педагогическое наблюдение;
педагогический анализ результатов, проведение концертных выступлений,
участие в школьных мероприятиях, в том числе с использованием средств видео
фиксации. Основным объективным способом определения результативности
являются открытые учебные занятия, концертная деятельность. Именно чистота
пения, сложность репертуара является оценкой качества работы учащихся и
педагога.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
обучающихся по подведению итогов реализации программы. Оценка
качества занятий по учебному предмету включает в себя текущий контроль и
промежуточную аттестацию. В качестве форм текущего контроля успеваемости
могут использоваться контрольные уроки, прослушивания, классные вечера.
Формы промежуточной аттестации: зачет, академический концерт, экзамен.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ темы

Содержание

Общее
количество часов

1

Певческая установка

2

2

Формирование певческого дыхания

3

3

Звукоизвлечение и дикция

3

4

Формирование певческой артикуляции

3

5

Штрихи и динамика

5

6

Формирование исполнительских навыков

5

7

Пение произведений
5

-народная песня
-классика
-современных авторов

5
5

Итого:

36

- Праздничные дни

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

- Каникулярный период

Согласовано: педагог дополнительного образования Сахарных У.А.
1 1 1 1 1 1 1 1

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Условные обозначения:

- Летний оздоровительный лагерь

Июль

01.08-07.08

25.07-31.07

18.07-24.07

11.07-17.07

июнь

04.07-10.07

27.06-03.07

20.06-26.06

13.06- 19.06

Май

06.06-12.06

30.05 – 05.06

23.05 – 29.05

16.05 – 22.05

апрель

09.05 – 15.05

02.05 – 08.05

25.04 – 01.05

18.04 – 24.04

11.04 – 17.04

Март

04.04 – 10.04

28.03 – 03.04

21.03 – 27.03

14.03 – 20.03

февраль

07.03 – 13.03

28.02 – 06.03

21.02 – 27.02

14.02 – 20.02

07.02 – 13.02

январь

31.01 – 06.02

24.01 – 30.01

17.01 – 23.01

10.01 – 16.01

Декабрь

03.01 – 09.01

27.12 – 02.01

20.12 – 26.12

13.12 – 19.12

ноябрь

06.12 – 12.12

29.11 – 05.12

22.11 – 28.11

15.11 – 21.11

Октябрь

08.11 – 14.11

01.11 – 07.11

25.10 – 31.10

18.10 – 24.10

11.10 – 17.10

Сентябрь

04.09 – 10.10

27.09-03.10

20.09- 26.09

13.09- 19.09

06.09- 12.09

30.08- 05.09

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «Школа № 34»
____________ И.И. Сутырин

3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - «Вокал»
авг

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(36 часов)
№

1

2
3

4

Наименование разделов и тем

Певческая установка
Вводное занятие. Посадка хорового певца, положение
корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения
стоя и сидя.
Формирование певческого дыхания
Дыхание перед началом пения, одновременный вдох и
начало пения.
Различный характер дыхания перед началом пения в
зависимости от характера исполняемого произведения:
медленное, быстрое.
Совершенствование различных приемов дыхания

Практик
а

Формы
контроля

1

1
2

2

Звукоизвлечение и дикция
5

6
7

8
9
10

Формирование естественно свободного звука без крика
и напряжения (форсировки). Работа над мягкой атакой
звука.
Пение- non legato и legato. Нюансы – mf, mp, p, f
Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные,
их роль в пении
Формирование певческой артикуляции
Ритмическая устойчивость в умеренных темпах при
соотношении простейших длительностей
Совершенствование певческой артикуляции с помощью
упражнений.
Промежуточная аттестация

2

2
2

2
2
1

Концертное
выступление

Пение произведений. Народная песня
11

12
13
14

15
16

Работа над народными песнями. Анализ словесного
текста и его содержание.
Разбор
2
тонального плана, ладовой структуры,
гармонической канвы произведений.
Членение
3
на мотивы, фразы, предложения, периоды.
Определение формы музыкальных произведений.
Работа
3
над образом, характером, яркостью и
артистичностью исполнения произведений.
Пение произведений. Классика
Работа
2
над произведениями классического репертуара.
Анализ словесного текста и его содержание.
Разбор
2
тонального плана, ладовой структуры,
гармонической канвы произведений.

1
1
1
2

1
1
9

17
18

Членение
3
на мотивы, фразы, предложения, периоды.
Определение формы музыкальных произведений.
Работа над образной сферой произведения.

2
2

Пение произведений. Современный репертуар

Работа
2
над произведениями современного репертуара.
Анализ словесного текста и его содержание.

1

19

структуры,

1

20

Разбор
2
тонального плана, ладовой
гармонической канвы произведений.

1

21

Членение
3
на мотивы, фразы, предложения, периоды.
Определение формы музыкальных произведений.

2

22

Работа
3
над образом, характером, яркостью
артистичностью исполнения произведений.

и

Репетиции,
3
подготовка к выступлению.

2

Итоговое занятие. Промежуточная аттестация

1

ИТОГО

36

23
24

Концертное
выступление

10

4.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Тема 1. Певческая установка
Основы вокального исполнительства. Положение стоя и сидя, положение корпуса,
головы. Артикуляция при пении. Основы интонирования.
Тема 2. Формирование певческого дыхания
Смена дыхания в процессе пения, различные его приемы: короткое и активное в
быстром темпе, спокойное и активное в медленном. Задержка дыхания перед
началом пения. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато).
Тема 3. Звукоизвлечение и дикция Ощущение свободы и подвижности
артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ и языка. Отнесение
внутри слова согласных к последующему слогу. Выработка навыка активного и
четкого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и
медленных темпах. Сохранение дикционной активности при пении пиано и
пианиссимо.
Тема 4. Формирование певческой артикуляции Устойчивое интонирование при
сложном аккомпанементе. Навыки пения без аккомпанемента. Пение несложных
песен без аккомпанемента.
Тема 5. Пение произведений Различные виды динамики. Многообразие
агогических

возможностей

размеренном

темпе,

исполнения

сопоставление

двух

произведения:
темпов,

пение

замедление

в
в

строго
конце

произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды
фермат.

11

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Первичная диагностика проводится в начале учебного года для определения
уровня обучающихся. Форма проведения – педагогическое наблюдение.
Текущий контроль осуществляется в течение учебного года по итогам
освоения каждого модуля программы. Его цель – определить степень усвоения
обучающимися учебного материала, подбор наиболее эффективных методов
обучения.
Установление соответствия достижения планируемых результатов освоения
обучающимися программы осуществляется без дифференцированной оценки по
принципу достаточности предъявленных знаний, умений, навыков на основании
критериев по трем уровням: низкий, средний, высокий.
Промежуточная аттестация проводится в декабре в форме концертного
выступления, и в конце года в виде участия в отчетном концерте музыкальной
студии.
Оценочные материалы
С

целью

образовательной

диагностики
программы,

успешности
используется

освоения

обучающимися

диагностические

методики.

Результаты диагностики оцениваются по трем уровням: высокий, средний,
низкий. Диагностика развития вокальных навыков осуществляется с помощью
диагностических

контрольных

заданий

по

следующим

критериям:

звуковысотный слух, вокальная техника (способ звукообразования, диапазон,
дикция, дыхание), эмоциональность.
При выборе наиболее эффективных приемов и методов, служащих для
повышения уровня вокальных навыков учащихся, берется за основу методика
комплексного певческого воспитания Д.Е. Огородного.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы
может быть в форме итогового выступления – отчетного концерта для родителей
и педагогов школы, в котором учащийся представляет свою новую программу.
12

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Техническое оснащение занятий.
Для реализации программы используется следующее материальное
обеспечение:
- учебно-практического оборудования: фортепиано, доска с магнитной
поверхностью и приспособлениями для крепления таблиц и фотографий,
учебные
пособия и методическая литература, flash - носители, CD / DVD диски,
звуковоспроизводящая аппаратура.
- технических средств обучения: мультимедийный компьютер со звуковой
картой и пакетом прикладных программ, интерактивная доска
- экранно-звуковых пособий: видеофильмы с записью выступлений
выдающихся отечественных и зарубежных певцов, видеофильмы с записью
мюзиклов или фрагментов из них, слайды с нотным и поэтическим текстом.
Репетиции по вокалу следует проводить в помещении с хорошей акустикой,
звукоизоляцией и вентиляцией. Инструмент фортепиано должен хорошо
держать строй и быть всегда настроенным.
Кадровое обеспечение:
Занятия

проводит

педагог

дополнительного

образования

данной

направленности.
Методическое обеспечение программы
Формы занятий:
- Индивидуальные формы занятий – теоретические, практические,
комбинированные.
- Творческие проекты; концертные выступления; участие в школьных
мероприятиях; открытые уроки
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
- метод показа;
- метод сравнительного анализа;
- методы контроля и самоконтроля (самоанализ).
13

Список литературы.
Нормативная правовая документация:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
(действующая
редакция)
//
URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
2.
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября
2018 N 196 (ред. 2020 года) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09. 2019 г.
№467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
6.
Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 "О
направлении методических рекомендаций". Методические рекомендации по
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего
общего
образования,
образовательных
программ
среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
7.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015 г. № 996-р.
8.
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726-р. р (ред. от 30.03.2020).
11.
Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный на
заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018
г. № 16).
12.
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16).
15.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

14

Список литературы для педагогов:
1. Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса. — М.: Музгиз, 1952. — 192 с.
2. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной методологии. — М.: Музгиз,
1929. Ч. 1 — 248 с.; 1932. Ч. 2 — 320 с.; 1937. Ч.3. — 255 с.
3. Варламов А.Е. Полная ш кола пения: Учебное пособие. 3-е изд., испр. — СПб.:
Лань; Планета музыки, 2008. — 120 с.: нот.
4. Глинка М .И. Упражнения для усовершенствования голоса // Полное собр. соч.
Т 11. / подг. Н .Н .Загорный. — Л.: Госмузиздат, 1963. — 113 с.
5. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. — Ростов н
/Д: Феникс, 2006. — 156 с.
6. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. — М .: Музыка, 2007. — 368 с.,
нот, ил.
7. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. // Мир медицины. —
СПб.: Лань, 2000. — 192 с.
8. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. — М ., Л.: Музгиз, 1939. —
221 с.
9. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и
техники. — М.: М ГК им. П .И .Чайковского, И П РАН , Центр «Искусство и
наука», 2002. — 496 с.
10. Назаренко И.К. Искусство пения. — М.: Музыка, 1968. — 622 с.
11.
Огороднов
Д.Е.
Музыкально-певческое
воспитание
детей
в
общеобразовательной школе. — Л.: Музыка, 1972. — 150 с.
12. Полякова Н.И. Сольное академическое детское пение: охрана и развитие
голоса, выбор репертуара: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. — М ., 2011.
— 28 с.
13. Работнов Л.Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов. — М .; Л.:
Медгиз, 1932. — 178 с.
14. Садовников В. Орфоэпия в пении. — М .: Музгиз, 1958. — 80 с.
15. Стахевич А.Г. Регистровые звукообразования певческого голоса в вокальной
педагогике. — Сумы, 1989. — 24 с.
16. Стахевич А.Г. Теоретические основы процесса постановки голоса в вокальной
педагогике. — Сумы, 1990. — 44 с.
17. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М .:
Прометей, 1992. - 270 с.
18. Чаплин В.Л. Физиологические основы формирования певческого голоса в
аспекте регистровой приспособляемости. — М.: Информ Бюро, 2009. — 180 с.:
ил.
19. Юшманов В.И. Вокальная техника и её парадоксы. — СПб.: Деан, 2001. —
128 с.
20. Яковлева А.С. Искусство пения: Исследовательские очерки. Материалы .
Статьи. — М .: Информ Бюро, 2007. — 480 с.; ил.

15

21. Развитие детского голоса: материалы науч. конф. по вопросам вокальнохорового воспитания детей, подростков и молодёжи 26— 30 марта 1961 года: сб.
ст. / под ред. В.Н.Шацкой. — М .: А П Н РСФСР, 1963. — 344 с.
22. Развитие детского голоса: материалы III науч. конф. по вопросам вокальнохорового воспитания детей, подростков и молодёжи 25— 30 марта 1968 года: сб.
ст. Вып. 1 / под ред. В.Н.Шацкой. — М .: А П Н РСФСР, 1971. — 234 с.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».