Приложение к основной образовательной программе начального общего образования (Утв. приказ № 240-О от 28.08.2023г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Наукоград - 34» (1 – 4 класс) г. Нижний Новгород 2023 год 1. Результаты освоения программы внеурочной деятельности 1.1. Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов: Первый уровень результатов Второй уровень результатов Третий уровень результатов предполагает приобретение учащимися новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки и т.д. Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности: с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов. Личностные и метапредметные результаты результаты личностные формируемые умения средства формирования формировании у детей мотивации организация на к обучению, о помощи им в занятии парносамоорганизации и саморазвитии. групповой работы • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. • Метапредметные результаты регулятивные познавательные коммуникативные • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане •осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • Учиться выполнять различные роли вгруппе (лидера, исполнителя, критика). • умение координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общемурешению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • задавать вопросы; • допускать возможность существования улюдей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера вобщении и взаимодействии; • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать ее спозициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; •с учетом целей • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве • коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как 1.2.Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы: - иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении; - знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования; - уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы; - уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения; - владеть планированием и постановкой эксперимента 1.3. Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки: Должны научиться Сформированные действия Обучающиеся должны научиться В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие видеть проблемы; способности: ставить вопросы; рефлексировать (видеть проблему; выдвигать гипотезы; анализировать сделанное - почему получилось, давать определение понятиям; почему не получилось, видеть трудности, классифицировать; ошибки); наблюдать; целеполагать (ставить и удерживать цели); проводить эксперименты; планировать (составлять план своей делать умозаключения и деятельности); выводы; структурировать материал; моделировать (представлять способ действия готовить тексты собственных в виде модели-схемы, выделяя все существенное докладов; и главное); объяснять, доказывать и проявлять инициативу при поиске способа защищать свои идеи. (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). По окончании прохождения программы учащиеся смогут продемонстрировать: • действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы; • сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти; • обозначить границу исследования; • разработать гипотезу или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи; • • • • • • • • • • • деятельность по самостоятельному исследованию и выбрать методы исследования; провести последовательно исследование; зафиксировать полученные знания (собрать и обработать информацию); проанализировать и обобщить полученные материалы; подготовить отчет - сообщение по результатам исследования; организовать публичные выступления и защиту с доказательством своей идеи; простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей; обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%; организуется экспресс - исследование, коллективное и индивидуальное; продемонстрируются результаты на мини - конференциях, семинарах не менее 50%; включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 3,4 классов не менее 10%; • активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе. Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников: • альбом, • плакат, • газета, • план, • гербарий, • серия иллюстраций, • журнал, книжка-раскладушка, • сказка, • коллаж, • справочник, • коллекция, • стенгазета, • костюм, • сувенир-поделка, • макет, • сценарий праздника, • модель, • учебное пособие, •паспарту, • фотоальбом, • музыкальная подборка, • экскурсия • наглядные пособия, 1.4. Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений. 3 класс • слушать и читать текст на основе поставленной цели и задачи; • осваивать материал на основе внутреннего плана действий; • вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий; • вести рассказ от начала до конца; • творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу; • работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой. • наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах; • пересказывать подробно и выборочно; • выделять главную мысль на основе анализа текста; • делать выводы из фактов, совокупности фактов; • выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части • выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами; • делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов. 4 класс • • • • • • • • • • переносить свободно, широко знания с одного явления на другое; отбирать необходимые знания из большого объёма информации; конструировать знания, положив в основу принцип созидания; систематизировать план по самообразованию и самоподготовке; пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера; высказывать содержательно свою мысль, идею; формулировать простые выводы на основе двух - трёх опытов; решать самостоятельно творческие задания, усложняя их; свободно владеть операционными способами усвоения знаний; переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему. Промежуточная аттестация проводится в форме творческого (исследовательского) задания, основывается на встроенном педагогическом наблюдении по системе оценки «Зачёт/незачёт». По итогам промежуточной аттестации классным руководителем оформляется ведомость. 2. Содержание программы курса внеурочной деятельности «Наукоград-34» Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых - к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям: • вести устный диалог на заданную тему; • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; • участвовать в работе конференций, чтений. • участвовать в работе конференций, чтений. Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Предлагаемый порядок действий: 1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов. Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать. Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии. Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета. После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д. Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем. При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом. Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу. По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы - опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы. Содержание занятий. 3 класс - 34 часа (1 час в неделю). Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч. Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами». Тема 2. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». Тема 3-4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. Тема 5-6. Какими могут быть проекты? Знакомство с видами проектов. Работа в группах. Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез. Тема 9-10. Планирование работы Составление плана работы над проектом. Игра «По местам». Тема 11-12. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира. Тема 13-14. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Тема 15-16-17. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Тема 18-19. Анализ прочитанной литературы Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте. Тема 20-21. Исследование объектов Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся. Тема 22-23. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке. Тема 24-25. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы. Тема 26. Как сделать сообщение о результатах исследования Составление плана работы. Требования к сообщению. Тема 27. Оформление работы Выполнение рисунков, поделок и т.п. Тема 28-29-30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации Работа на компьютере - создание презентации. Тема 31-32. Конференция по итогам собственных исследований Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Тема 33-34. Анализ исследовательской деятельности Анализ своей проектной деятельности. Содержание занятий. 4 класс (34 часа - 1 час в неделю). Тема 1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами». Тема 2. Культура мышления Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ». Тема 3- 4. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии. Тема 5-6. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы. Тема 7-8. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования. Тема 9-10. Предмет и объект исследования Определение предмета и объекта исследования и их формулирование. Тема 11-12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы. Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы. Тема15-16. Наблюдение и экспериментирование Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой. Тема 17-18. Техника экспериментирования Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем». Тема19-20-21. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента. Тема 22-23. Правильное мышление и логика Задания на развитие мышления и логики. Тема 24-25. Обработка и анализ всех полученных данных Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта. Тема26-27. Что такое парадоксы Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах. Тема28-29. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок. Тема 30. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите Составление плана выступления. Тема 31-32. Защита исследования перед одноклассниками Выступление с проектами перед одноклассниками. Тема33-34. Выступление на школьной НПК. Выступление на районных и городских конференциях, конкурсах 3. Тематическое планирование, в том числе, с учётом рабочей программы воспитания суказанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 3 класс - 34 часа (1 час в неделю) № Тема Содержание воспитания Количество часов п\п Теоретическая Практическая часть часть 1 Проект? Проект! Формирование 1 Научные исследования и нравственного смысла наша жизнь. учения; 2 Как выбрать тему укрепление у младшего 1 школьника позитивной проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. нравственной самооценки, самоуважения и жизненного 3 Как выбрать друга по 2 4 оптимизма; формирование общему интересу? адекватных форм поведения (группы по интересам) в новых школьных ситуациях. 5 Какими могут быть Развитие познавательных 1 1 6 проекты? навыков учащихся, умений Выбор проектов для самостоятельно конструировать свои исследовательской знания, ориентироваться в конференции. информационном 7 Формулирование цели, 1 1 8 пространстве, развитие задач исследования, критического и творческого гипотез. мышления. 9 Планирование работы. 2 10 11 Знакомство с методами и 12 предметами исследования. Эксперимент познания в действии. 13 Обучение анкетированию, 14 социальному опросу, интервьюированию. Развивать любознательность, формировать опыт познавательной инициативы. 15 Работа в библиотеке с 16 каталогами. Отбор и 17 составление списка литературы по теме исследования. Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в 2 1 1 3 18 Анализ прочитанной 19 литературы. 2 20 21 информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Исследование объектов. Развивать 1 любознательность, формировать опыт Основные логические 1 операции. Учимся познавательной оценивать идеи, выделять инициативы. главное и второстепенное. 1 Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. 1 22 23 Стремиться узнавать что- то 1 новое, проявлять любознательность, ценить знания 26 Как сделать сообщение о Развитие познавательных 1 результатах исследования навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в 27 Оформление работы. информационном пространстве, развитие 28 Работа в компьютерном критического и творческого 29 классе. Оформление мышления. 30 презентации. 31 Конференции по итогам Развитие познавательных 32 собственных исследований навыков учащихся, умений самостоятельно 33 Анализ исследовательской конструировать свои 34 деятельности. знания, ориентироваться в информационном Промежуточная пространстве, развитие аттестация: критического и творческого Выступление перед мышления. одноклассниками Итого: 9 24 25 1 1 3 2 2 25 Тематическое планирование, в том числе, с учётом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 4 класс - 34 часа, 1 час в неделю. № Тема занятия п\п Содержание воспитания Кол-во часов Теоретическая Практическая часть часть 1 Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. 2 Культура мышления. 3 4 Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Формирование 1 нравственного смысла учения; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной 1 самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях. Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, 1 ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого 1 Целеполагание, актуализация проблемы, мышления. выдвижение гипотез. 2 9 10 Предмет и исследования. 1 11 12 15 16 Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. Наблюдение и экспериментирование. 17 18 Техника экспериментирования 19 20 21 Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. Правильное мышление и логика. Что такое парадоксы 5 6 7 8 13 14 22 23 24 25 объект 1 1 1 Стремиться узнавать что- то новое, проявлять любознательность, ценить знания Стремиться узнавать что- то новое, проявлять любознательность, ценить знания Стремиться узнавать что- то новое, проявлять любознательность, ценить знания 2 Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого 1 мышления. 3 2 2 2 2 1 26 27 Обработка и анализ Развивать любознательность, всех полученных формировать опыт данных. познавательной 2 28 29 Работа в компьютерном Развивать любознательность, классе. Оформление формировать опыт презентации. познавательной инициативы. 1 Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. 2 31 Защита исследования уметь ставить перед собой 32 перед одноклассниками. цели и проявлять инициативу, отстаивать своё 33 Промежуточная мнение и действовать 34 аттестация: самостоятельно, без помощи Выступление на старших. школьной НПК. Выступление на районной конференции Итого: 7 2 30 2 27 Электронные образовательные ресурсы по курсу: 1. http://temagenerator.ru/konstruktor-tem/ Онлайн-конструктор генерирует темы исследовательских работ для школьников 2. http://issledovatel-researcher.ru/ Информационный Интернет-портал для обеспечения исследовательской деятельности учащихся. Электронный научно-методический журнал «Исследователь/Researcher» 3. https://project.1sept.ru/subjects/23 Фестиваль научно-исследовательских и творческих работ учащихся (каталог) 4. https://vernadsky.info/ сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. Вернадского