МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 34»
Приложение № 1.32
к ООП ООО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Наукоград - 34»
для обучающихся 5-9 классов
г. Нижний Новгород
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы: формирование информационной грамотности учащихся на основе
самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи программы:
Развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской
деятельности;
Способствовать формированию потребности в самопознании и
саморазвитии;
Реализация творческого потенциала учащихся через участия в НОУ, олимпиадах,
конкурсах, конференциях и др.
Программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению «Школа
проектной культуры» разработана для обучающихся 5-9 классов, рассчитана на 5 лет.
Объем программы 170 часов, из них:
в 5 классе - 34 часа в год,
в 6 классе - 34 часа в год,
в 7 классе - 34 часа в год,
в 8 классе - 34 часа в год,
в 9 классе - 34 часа в год.
Формы организации: предметные недели, конкурсы и олимпиады, исследования,
тренинги, интеллектуальные игры, заседания, конференции НОУ.
Виды деятельности: познавательная, проектная деятельность, проблемно-ценностное
общение.
Основная цель курса - формирование ключевых компетентностей учащихся
(проектной,
рефлексивной,
технологической,
социальной,
коммуникативной,
информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного
метода.
Основные задачи:
Образовательные:
-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами
проектов и проектных продуктов;
-знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов;
- уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта;
-знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
-представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта;
-знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты;
-составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы;
-иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении;
- проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие:
-формировать универсальные учебные действия;
-расширять кругозор;
-обогащать словарный запас, развивать речь и дикцию школьников;
-развивать творческие способности;
1
-развивать умение анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и
доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно
применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;
- развивать мышление, способности наблюдать и делать выводы;
-на представленном материале формировать у учащихся практические умения по
ведению проектов разных типов.
Воспитательные:
-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного
обучения, его самореализации и рефлексии;
-развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения
результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения
творческих заданий;
-вдохновлять детей на развитие коммуникабельности;
-дать возможность учащимся проявить себя.
Промежуточная аттестация проводится в форме творческого задания, основывается на
встроенном педагогическом наблюдении по системе оценки «Зачёт/незачёт». По итогам
промежуточной аттестации классным руководителем оформляется ведомость.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа курса внеурочной деятельности «Школа проектной культуры» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
В ходе освоения курса у обучающихся будут сформированы планируемые результаты:
Личностные:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей
этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической
деятельности
Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
2
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
различать способ и результат действия.
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с
использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом
пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
Коммуникативные:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение,
владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и
инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении
и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности,
который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
-сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её
решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование
и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели,
макета, объекта, творческого решения и т. п.
-сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
-сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать
3
ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных
стратегий в трудных ситуациях;
-сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано
ответить на вопросы.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 классы
№ Раздел
1
Тренинг
исследовательски
х
способностей
Содержание
Понятие “исследование”. Как и где
человек проводит исследования в
быту? Только человек исследует
мир или животные тоже умеют это
делать? Что такое научное
исследование? Где и как используют
люди результаты научных
исследований? Что такое научное
открытие? Думай самостоятельно.
Просмотр книг. Вопрос - ответ.
Кино- и телефильмы. Помощь
компьютера. Свойства света. Рост и
размножение комнатных растений.
Самый главный способ получения
информации. Что знаем об
экспериментировании. Как узнать
новое с помощью экспериментов.
Планирование и проведение
эксперимента. Мысленный
эксперимент. Эксперименты с
реальными объектами: «Как вода
исчезнет?» «Определяем плавучесть
предметов». Эксперименты с
домашними животными (например:
любят ли они петь, как относятся к
громким звукам) Структура
исследования: Что такое тема
исследования. Правила выбора темы
исследования. Что такое цель
исследования. На какой вопрос
отвечает цель? Задачи исследования.
Учимся выдвигать гипотезы: Что
такое гипотеза. Как создаются
гипотезы. Что такое провокационная
идея и чем она отличается от
Колво
часов
12
Формы
организаци
и
Заседания,
интеллекту
альные
игры,
тренинги
исследован
ия.
Виды
деятельности
Познаватель
ная,
проблемно
ценностное
общение.
4
2
Исследовательска
я
практика
гипотезы. Как строить гипотезы.
Гипотезы могут начинаться со слов:
может быть., предположим.,
допустим., возможно., что, если.
Игры - задания: “Давайте вместе
подумаем”, “Что бы произошло,
если бы волшебник исполнил три
самых главных желания каждого
человека на Земле?” Организация и
проведение игр « Найди загаданное
слово», «Угадай, о чём спросили?»,
«Найди причину события с
помощью вопросов», «Вопросы
домашних животных»
План исследования Планируем
собственное наблюдение “Почему
надуваются мыльные пузыри?”
Коллективная беседа “Нужен ли
исследователю план работы?”
Что такое исследовательский поиск. 17
Способы фиксации получаемых
сведений. Обычное письмо,
пиктографическое письмо, схемы,
рисунки, значки, символы и др.
Приемы обобщения. Выбор
главного. Последовательность
изложения. Упражнения “Учимся
анализировать”, “Учимся выделять
главное”, “Расположи материал в
определенной последовательности”.
Выделение главных признаков
предмета. Что значит определить
понятие. Приемы определения
понятий (описание,
характеристика”, описание
посредством примера и др.).
Что такое сообщение, доклад. Как
правильно спланировать сообщение
о своем исследовании. Как выделить
главное и второстепенное. Что такое
защита. Как правильно делать
доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Индивидуальные консультации:
Консультации проводятся педагогом
для учащихся и родителей,
работающих в микрогруппах или
индивидуально. Подготовка детских
работ к публичной защите.
исследован
ия
проектная
5
3
НОУ
4
Выставка
исследовательски
х работ
Участие предполагает присутствие
на школьной конференции,
выступление лучших докладов,
вопросы авторам сообщений,
высказывание собственных
суждений.
Подготовка презентации,
совместное обсуждение формы
проведения презентации (для
группового проекта). Презентация
проекта, обмен впечатлениями.
3
2
конференци познавательн
и НОУ
ая, проектная
деятельность
, проблемноценностное
общение.
конкурсы
6 классы
Кол-во Формы
Виды
часов организации деятельности
Тренинг
Понятие “исследование”. Работа с
11
познавательн
исследовательс информационным источником.. Структура
Заседания,
а, проектная
ких
исследования: Тема и цель исследования.
интеллектуаль деятельность,
способностей Гипотезы: Планирование итоги. Раздел
ные
проблемнопредставлен практическими заданиями,
игры,
ценностное
самостоятельными творческими работами,
тренинги
общение.
тренинговыми упражнениями.
исследования
Исследовательс Исследовательский поиск. Способы
15
исследования.
кая
фиксации получаемых сведений. Приемы
практика
обобщения. Выбор главного.
Последовательность изложения.
Упражнения Сообщение и доклад.
Индивидуальные консультации:
Консультации проводятся педагогом для
учащихся и родителей, работающих в
микрогруппах или индивидуально.
Подготовка детских работ к публичной
защите.
НОУ
Участие предполагает присутствие на
конференции
школьной конференции, выступление
НОУ.
лучших докладов, вопросы авторам
сообщений, высказывание собственных
суждений.
Выставка
Подготовка презентации, совместное
2
конкурсы
исследовательс обсуждение формы проведения
ких работ
презентации (для группового
проекта).Презентация проекта, обмен
впечатлениями.
Заседания
Данный раздел включает в себя
3
Круглые
интеллектуа
интеллектуальные игры, круглые столы.
столы,
Раздел
1.
2
3
4
5
Содержание
6
льного клуба
игры,
конкурсы
7 классы
Раздел
1.
2
3
4
5
6
Содержание
Тренинг
исследовательс
ких
способностей
Углубление представлений учащихся об
исследовании. Работа с разными
информационными
источниками. Структура исследования:
Тема и цель исследования. Гипотезы.
Планирование итоги. Раздел представлен
практическими заданиями,
самостоятельными творческими работами,
тренинговыми упражнениями.
Исследовательс Продолжение работы над
кая
«исследованием». Исследовательский
практика
поиск. Способы фиксации получаемых
сведений. Приемы обобщения. Выбор
главного. Последовательность изложения.
Упражнения
Сообщение и доклад. Индивидуальные
консультации: Консультации проводятся
педагогом для учащихся и родителей,
работающих в микрогруппах или
индивидуально. Подготовка работ к
публичной защите.
НОУ
Участие предполагает присутствие на
школьной конференции, выступление
лучших докладов, вопросы авторам
сообщений, высказывание собственных
суждений.
Выставка
Подготовка презентации, совместное
исследовательс обсуждение формы проведения
ких работ
презентации (для группового
проекта).Презентация проекта, обмен
впечатлениями.
Заседания
Данный раздел включает в себя
интеллектуальн интеллектуальные игры, круглые столы.
ого клуба
«Часы
истории»
Предметная неделя по курсу: история и
обществознание. Участие в конкурсах,
играх, круглых столах
Кол-во
часов
12
Формы
Виды
организации деятельности
Заседания, познавательн
интеллектуал ая, проектная
ьные
деятельность
игры,
, проблемнотренинги
ценностное
исследования общение.
.
9
исследоваия.
3
конференции
НОУ
2
Выставки,
конкурсы,
презентации
проектов
4
Круглые
столы,
игры,
конкурсы
Предметные
недели,
конкурсы,
игры,
круглые
4
7
столы
8 классы
Раздел
1.
2
3
4
5
6
Содержание
Кол- Формы
Виды
во
организации деятельности
часов
Тренинг
Углубление представлений учащихся об 14
Заседания,
познавательна
исследователь исследовании. Структурирование, анализ,
интеллектуаль я, проектная
ских
обобщение. Особенности исследования в
ные
деятельность
способностей различных областях.
игры,
проблемнотренинги
ценностное
исследования. общение.
Исследователь Подготовка проекта. Исследовательский 5
исследования.
ская
поиск. Способы фиксации получаемых
практика
сведений. Приемы обобщения. Выбор
главного. Последовательность изложения.
Упражнения
Сообщение и доклад. Индивидуальные
консультации: Консультации проводятся
педагогом для учащихся и родителей,
работающих в микрогруппах или
индивидуально. Подготовка детских работ
к публичной защите.
НОУ
Участие предполагает присутствие на
5
конференции
школьной конференции, выступление
НОУ.
лучших докладов, вопросы авторам
сообщений, высказывание собственных
суждений.
Выставка
Подготовка презентации, совместное
2
Выставки,
исследователь обсуждение формы проведения
конкурсы,
ских работ
презентации (для группового
презентации
проекта).Презентация проекта, обмен
проектов.
впечатлениями.
Заседания
Заседания интеллектуального клуба.
4
Круглые
интеллектуаль Данный раздел включает в себя
столы,
ного клуба
интеллектуальные игры, круглые столы.
игры,
«Часы
Предметная неделя по курсу : история и
4
Предметные
истории»
обществознание. Участие в конкурсах,
недели,
играх, круглых столах
конкурсы,
игры,
круглые
столы
8
9 классы
Раздел
1.
2
3
4
5
6
Содержание
Кол-во Формы
Виды
часов организации деятельности
Тренинг
Углубление представлений учащихся об
13
Заседания, познавательн
исследовател исследовании. Структурирование, анализ,
интеллектуал ая, проектная
ьских
обобщение. Особенности исследования в
ьные
деятельность,
способностей различных областях.
игры,
проблемнотренинги
ценностное
исследования общение.
.
Исследовател Подготовка проекта. Исследовательский 9
исследования
ьская
поиск. Способы фиксации получаемых
.
практика
сведений. Приемы обобщения. Выбор
главного. Последовательность изложения.
Упражнения
Сообщение и доклад. Индивидуальные
консультации: Консультации проводятся
педагогом для учащихся и родителей,
работающих в микрогруппах или
индивидуально. Подготовка детских работ
к публичной защите.
НОУ
Участие предполагает присутствие на
3
конференции
школьной конференции, выступление
НОУ.
лучших докладов, вопросы авторам
сообщений, высказывание собственных
суждений.
Выставка
Подготовка презентации, совместное
1
Выставки,
исследовател обсуждение формы проведения
конкурсы,
ьских работ презентации (для группового
презентации
проекта).Презентация проекта, обмен
проектов.
впечатлениями.
Заседания
Данный раздел включает в себя
4
Круглые
интеллектуал интеллектуальные игры, круглые столы.
столы,
ьного клуба
игры,
«Часы
Предметная неделя по курсу: история и
4
Предметные
истории»
обществознание. Участие в конкурсах,
недели,
играх, круглых столах
конкурсы,
игры,
круглые
столы
9
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 классы
№
1
2
3
4
Раздел
Тренинг исследовательских способностей
Исследовательская практика
НОУ
Выставка исследовательских работ
Итого
Кол-во часов
12
17
3
2
34
6 классы
№
1.
2
3
4
5
Раздел
Тренинг исследовательских способностей
Исследовательская практика
НОУ
Выставка исследовательских работ
Заседания интеллектуального клуба
Итого
Кол-во часов
11
15
3
2
3
34
7 классы
№
1.
2
3
4
5
6
Раздел
Тренинг исследовательских способностей
Исследовательская практика
НОУ
Выставка исследовательских работ
Заседания интеллектуального клуба
«Часы истории»
Итого
Кол-во часов
12
9
3
2
4
4
34
8 классы
№
1.
2
3
4
5
6
Раздел
Тренинг исследовательских способностей
Исследовательская практика
НОУ
Выставка исследовательских работ
Заседания интеллектуального клуба
«Часы истории»
Итого
Кол-во часов
14
5
5
2
4
4
34
9 классы
№ Раздел
1. Тренинг исследовательских способностей
Кол-во часов
13
10
2
3
4
5
6
Исследовательская практика
НОУ
Выставка исследовательских работ
Заседания интеллектуального клуба
«Часы истории»
Итого
9
3
1
4
4
34
11