МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 34»
Приложение № 1.27
к ООП ООО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Мир визуально-пространственных искусств»
для обучающихся 5-9 классов
г. Нижний Новгород
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель рабочей программы внеурочной деятельности — обеспечить достижение
планируемых результатов обучения, создать условия для развития личности обучающегося
через восприятие многообразия видов и жанров визуально-пространственных искусств,
через освоение различных видов художественного творчества и самореализацию в области
изобразительного искусства
Задачи программы:
формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования
мира;
освоение художественной культуры как формы материального воплощения
духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных
художественных материалов и техник в разных видах визуально-пространственных
искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта художественного
творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии; работы в
синтетических искусствах (театре и кино) (вариативно);
формирование пространственного мышления и аналитических визуальных
способностей;
овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного
искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах
переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого
воображения;
воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через
освоение отечественной художественной культуры.
Материал рабочей программы внеурочной деятельности распределён и структурно
представлен четырьмя модулями (тематическими линиями). Каждый модуль имеет
дополнительное название, как самостоятельная программа по внеурочной деятельности.
Модуль № 1 (5 класс) «Декоративно-прикладное и народное искусство»
Программа «Мир декоративно-прикладного искусства»
Модуль № 2 (6 класс) «Живопись, графика, скульптура»
Программа «Мир изобразительного искусства»
Модуль № 3 (7 класс) «Архитектура и дизайн»
Программа «Метаморфозы в архитектуре и дизайне» (графический и средовой дизайн,
дизайн одежды и элементов декорирования)»
Модуль № 4 (8-9 класс) «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и
художественная фотография» (вариативный)
Программа «Фотография и художественное изображение в зрелищных и экранных
искусствах»
Формы внеурочной деятельности (формы проведения занятий) в соответствии с данной
программой следующие:
художественно-творческая практика и проектирование;
художественно-творческий проект:
выставка-конкурс;
WEB-квест;
пленэр и фотопленэр;
онлайн-игра;
мастер-класс;
экскурсии.
Основным видом деятельности на занятиях изобразительным искусством является
практическая художественно-творческая деятельность (индивидуальная, в парах и
творческих группах, коллективная), поэтому в программе максимальное количество
времени отводится для художественно-творческой практики.
Материал программы предполагает межпредметную связь с такими учебными предметами,
как «Литература», «Музыка», «История», «Технология», «Изобразительное искусство».
Подведение итогов реализации рабочей программы внеурочной деятельности
осуществляется в следующих формах:
выставки: внутри параллели, класса, группы, общешкольные (в медийном или
реальном формате), районные, городские и т д ;
выставки-конкурсы (от общешкольных до всероссийских и международных);
защита проектов.
Сроки освоения программы: 5 лет по 34 ч в неделю в каждом классе. Всего: 5 класс — 34 ч,
6 класс — 34 ч, 7 класс —34 ч, 8 класс — 34 ч, 9 класс — 34 ч.
Всего на курс отводится 170 часов.
Промежуточная аттестация проводится в форме творческого задания, основывается на
встроенном педагогическом наблюдении по системе оценки «Зачёт/незачёт». По итогам
промежуточной аттестации классным руководителем оформляется ведомость.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству направлена
на активное личностное развитие обучающихся, на приобщение их к российским
традиционным духовным ценностям, на социализацию.
Программа будет способствовать достижению обучающимися личностных результатов:
формирование основ российской идентичности, ценностных установок и социально
значимых качеств личности; духовно-нравственное развитие; мотивация к познанию и
обучению; готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой
деятельности.
Патриотическое воспитание
Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и
современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном,
прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения
особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях
искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам,
торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного
пейзажа. Патриотические чувства воспитываются через изучение истории народного
искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Занятия
искусством воспитывают патриотизм в процессе практической художественно-творческой
деятельности обучающихся, которые учатся чувственно-эмоциональному восприятию и
творческому созиданию — созданию художественного образа.
Гражданское воспитание
Программа курса внеурочной деятельности по изобразительному искусству направлена на
активное приобщение обучающихся к ценностям отечественной культуры. При этом
реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется
чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый
язык, развивающий коммуникативные умения. Коллективные творческие работы, а также
участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной
деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной
ответственности.
Духовно-нравственное воспитание
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого
составляет суть школьного предмета «Изобразительное искусство» и внеурочной
деятельности. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира школьника и
воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого
потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности
и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на
занятиях способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру,
жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному
условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.
Эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание — воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего
спектра эстетических категорий: прекрасное и безобразное, трагическое и комическое,
высокое и низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании
предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд,
представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом
и условием развития социально значимых отношений школьников, способствует
формированию ценностных ориентиров в отношении к окружающим людям, стремлению
к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу
человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной
личности, способной к позитивному действию, к труду. Эстетическое воспитание
способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству,
культурному наследию. Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством
ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т.е. в соответствии со
специальными установками, видеть окружающий мир, воспитывается эмоционально
окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в
процессе выполнения различных заданий (в том числе культурно-исторической
направленности), проектов на занятиях изобразительным искусством.
Экологическое воспитание
Экологическая культура, осознание глобального характера экологических проблем,
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитываются в
процессе художественно-эстетического наблюдения природы, а также её образа в
произведениях искусства и личной художественно-творческой практике.
Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться
в процессе личной художественно-творческой деятельности, освоения художественных
материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность
формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы
своими руками, умение преобразовать реальное жизненное пространство, меняя его
оформление, создание реального творческого продукта в разных видах искусства.
Воспитываются качества упорства, стремление к результату, понимание эстетики трудовой
деятельности. Обучающиеся учатся сотрудничать, участвовать в коллективной трудовой
деятельности, работать в команде.
Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение
организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть
активными участниками (а не только потребителями) её создания, оформления
пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды,
календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам
образ предметно-пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное
воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентиров и восприятие
жизни.
Метапредметные результаты
В результате обучения формируются следующие метапредметные результаты.
Овладение универсальными познавательными действиями
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять положение предметной формы в пространстве;
обобщать форму составной конструкции;
анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
структурировать предметно-пространственные явления;
сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов
между собой;
абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной
композиции
Базовые логические и исследовательские действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной
культуры;
сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических
категорий явления искусства и действительности;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по
назначению в жизни людей;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по
выбранной теме;
самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения
или исследования, аргументированно защищать свои позиции
Работа с информацией:
использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и
отбора информации на основе образовательных задач;
использовать электронные образовательные ресурсы;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и уметь поразному её представлять (в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах,
электронных презентациях)
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор
— зритель), между поколениями, между народами;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на
восприятие окружающих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к
оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения,
выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании
обсуждаемого явления, находить общее решение и разрешать конфликты на основе
общих позиций и учёта интересов;
публично представлять и объяснять результаты своего творческого,
художественного или исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель
совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно
относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения
учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные
действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;
планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных,
художественно-творческих задач;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя
порядок и бережно относясь к используемым материалам
Самоконтроль:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата;
владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе
соответствующих целям критериев
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к
пониманию эмоций других;
уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия
искусства и собственной художественной деятельности;
развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать
намерения и переживания свои и других;
признавать своё и чужое право на ошибку;
работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном
сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и
межвозрастном взаимодействии
Предметные результаты
Предметные результаты сгруппированы по учебным модулям, характеризуют опыт
обучающихся в художественно-творческой деятельности и отражают сформированность
умений в зависимости от содержания программы внеурочной деятельности.
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство» (программа «Мир
декоративно-прикладного искусства»):
знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного,
классического, современного, искусства промыслов;
распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу
(дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость и др.);
уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала;
распознавать и называть техники исполнения произведений декоративноприкладного искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество,
плетение, ковка и др.;
знать специфику образного языка декоративного искусства — его знаковую
природу, орнаментальность, стилизацию изображения;
различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический,
растительный, зооморфный, антропоморфный;
владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания
орнаментов ленточных, сетчатых, центрических;
знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении
орнамента и уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных
работах;
владеть практическими навыками стилизованного — орнаментального лаконичного
изображения деталей природы, стилизованного обобщённого изображения
представителей животного мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой
на традиционные образы мирового искусства;
уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного
крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля);
знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского
дома, его декоративное убранство;
иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов
крестьянского быта;
осваивать конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и
символическое значение его декора;
уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм;
распознавать примеры произведений декоративного искусства (предметы быта,
костюм) разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний
Китай, античные Греция и Рим, Средневековье);
характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных
народных промыслов;
уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных
промыслах: дерево, глина, металл, стекло и др.;
различать изделия народных художественных промыслов по материалу
изготовления и технике декора;
объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях
народных промыслов;
иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий
некоторых художественных промыслов;
уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий
вид изделий ряда отечественных художественных промыслов;
уметь определять предметы декоративно-прикладной художественной деятельности
в окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке
и характеризовать их образные особенности;
ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного
искусства; различать по материалам, технике исполнения художественное стекло,
керамику, ковку, литьё, гобелен и т.д.;
владеть навыками коллективной практической творческой работы по оформлению
пространства школы и школьных праздников
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура» (программа «Мир изобразительного
искусства»):
знать основные виды живописи, графики и скульптуры, объяснять их назначение в
жизни людей
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства:
различать и характеризовать традиционные художественные материалы для
графики, живописи, скульптуры;
иметь практические навыки изображения карандашами разной жёсткости,
фломастерами, углём, пастелью и мелками, акварелью, гуашью; иметь практические
навыки лепки из пластилина; использовать возможности применять другие
доступные художественные материалы;
иметь представление о различных художественных техниках работы разными
художественными материалами;
понимать роль рисунка как основы изобразительной деятельности;
знать основы линейной перспективы и уметь изображать объёмные геометрические
тела на двухмерной плоскости;
знать понятия графической грамоты изображения предмета: «освещённая часть»,
«блик», «полутень», «собственная тень», «падающая тень» и уметь их применять в
практике рисунка;
понимать содержание понятий «тон», «тональные отношения» и иметь опыт их
визуального анализа;
обладать навыком определения конструкции сложных форм, геометризации
плоскостных и объёмных форм, умением соотносить между собой пропорции частей
внутри целого;
иметь опыт линейного рисунка, понимать выразительные возможности линии;
иметь опыт творческого композиционного рисунка в ответ на заданную учебную
задачу или как самостоятельное творческое действие;
знать основы цветоведения: характеризовать основные и составные цвета,
дополнительные цвета;
определять содержание понятий «колорит», «цветовые отношения», «цветовой
контраст» и иметь навыки практической работы гуашью и акварелью;
иметь опыт объёмного изображения (лепки) и начальные представления о
пластической выразительности скульптуры, соотношении пропорций в
изображении предметов или животных
Жанры изобразительного искусства:
объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве», перечислять жанры;
знать основные виды живописи, графики и скульптуры
Натюрморт:
знать и уметь применять в рисунке правила линейной перспективы и изображения
объёмного предмета в двухмерном пространстве листа;
знать об освещении как средстве выявления объёма предмета;
иметь опыт построения композиции натюрморта: опыт разнообразного
расположения предметов на листе, выделения доминанты и целостного
соотношения всех применяемых средств выразительности;
иметь опыт создания графического натюрморта;
иметь опыт создания натюрморта средствами живописи
Портрет:
знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека,
пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы;
создавать зарисовки объёмной конструкции головы; понимать термин «ракурс» и
определять его на практике;
иметь начальный опыт лепки головы человека;
иметь начальный опыт графического портретного изображения как нового для себя
видения индивидуальности человека;
иметь опыт создания живописного портрета, понимать роль цвета в создании
портретного образа как средства выражения настроения, характера,
индивидуальности героя портрета
Пейзаж:
знать правила построения линейной перспективы и уметь применять их в рисунке;
знать правила воздушной перспективы и уметь их применять на практике;
иметь представление об особенностях пленэрной живописи и колористической
изменчивости состояний природы;
иметь опыт живописного изображения различных активно выраженных состояний
природы;
иметь опыт пейзажных зарисовок, графического изображения природы по памяти и
представлению;
иметь опыт художественной наблюдательности как способа развития интереса к
окружающему миру и его художественно-поэтическому видению;
иметь опыт изображения городского пейзажа — по памяти или представлению
Бытовой жанр:
различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине; выявлять образ
нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине;
иметь представление о композиции как целостности в организации художественных
выразительных средств, взаимосвязи всех компонентов художественного
произведения;
иметь опыт создания композиции на сюжеты из реальной повседневной жизни,
обучаясь художественной наблюдательности и образному видению окружающей
действительности.
Исторический жанр:
знать характеристики основных этапов работы художника над тематической
картиной: периода эскизов, периода сбора материала и работы над этюдами,
уточнения эскизов, этапов работы над основным холстом;
иметь опыт разработкяи композиции на выбранную историческую тему
(художественный проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над
композицией
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн» (программа «Метаморфозы в архитектуре и
дизайне»):
характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, т.е.
искусства художественного построения предметно-пространственной среды жизни
людей;
объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно-пространственной
среды жизнедеятельности человека;
рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует деятельность
человека и представления о самом себе
Графический дизайн:
составлять формальные композиции на плоскости в зависимости от поставленных
задач;
выделять при творческом построении композиции листа композиционную
доминанту;
составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики;
применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту,
объединённые одним стилем;
определять шрифт как графический рисунок начертания букв, объединённых общим
стилем, отвечающий законам художественной композиции;
соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста;
различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур; иметь опыт
творческого воплощения шрифтовой композиции (буквицы);
применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической
композиции;
иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему;
приобрести творческий опыт построения композиции плаката, поздравительной
открытки или рекламы на основе соединения текста и изображения
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:
иметь опыт построения объёмно-пространственной композиции как макета
архитектурного пространства в реальной жизни;
иметь опыт изображения зданий, в которых выражены особенности архитектурнохудожественных стилей разных эпох;
иметь опыт разработки построения городского пространства в виде макетной или
графической схемы;
иметь опыт творческого проектирования пространства интерьера для конкретных
задач жизнедеятельности человека;
иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в
проектировании одежды, ансамбля в костюме;
иметь опыт выполнения практических творческих эскизов на тему дизайна
современной одежды, создавать эскизы молодёжной одежды для разных жизненных
задач;
различать задачи театрального грима и бытового макияжа;
иметь опыт создания эскизов театрального грима и бытового макияжа
Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная
фотография» (программа «Фотография и художественное изображение в зрелищных и
экранных искусствах»):
знать о синтетической природе искусств, синтезирующих выразительные средства
разных видов художественного творчества, о коллективности творческого процесса;
понимать и характеризовать роль визуального образа в синтетических искусствах;
знать о роли художника и видах профессиональной художнической деятельности в
современном театре;
иметь представление о сценографии и символическом характере сценического
образа;
иметь практический опыт создания эскизов оформления спектакля по выбранной
пьесе; уметь применять полученные знания при постановке школьного спектакля;
иметь практический навык игрового одушевления куклы из простых бытовых
предметов
Художественная фотография:
иметь навыки фотографирования и обработки цифровых фотографий с помощью
компьютерных графических редакторов;
понимать, как в художественной фотографии проявляются средства
выразительности изобразительного искусства, и стремиться к их применению в
своей практике фотографирования;
иметь опыт применения знаний о художественно-образных критериях в композиции
кадра при самостоятельном фотографировании окружающей жизни;
обретать опыт художественного наблюдения жизни, развивая познавательный
интерес и внимание к окружающему миру, к людям;
иметь навыки компьютерной обработки и преобразования фотографий
Изображение и искусство кино:
иметь представление об экранных искусствах как монтаже композиционно
построенных кадров;
приобрести опыт создания видеоролика; осваивать основные этапы создания
видеоролика и планировать свою работу по созданию видеоролика;
осваивать начальные навыки практической работы по видеомонтажу на основе
соответствующих компьютерных программ;
приобрести навык критического осмысления качества снятых роликов;
осваивать опыт создания компьютерной анимации в выбранной технике и в
соответствующей компьютерной программе;
иметь опыт совместной творческой коллективной работы по созданию
анимационного фильма
Изобразительное искусство на телевидении:
иметь представление о многих направлениях деятельности и профессиях художника
на телевидении;
применять полученные знания и опыт творчества в работе школьного телевидения и
студии мультимедиа;
понимать важность зрительской культуры и необходимость зрительских умений
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс
МОДУЛЬ № 1 «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
Программа «Мир декоративно-прикладного искусства»
№
Содержание
Виды деятельности
Форма организации
п/п
1
Раздел «Древние корни народного искусства»
роль природных
Познавательная, игровая
исследовательский квест
материалов в строительстве деятельность и художественное «Загадка древнего сосуда»,
и изготовлении предметов
творчество: поиск информации художественно-творческий
быта. Образнои сбор материала об образнопроект «Школьный
символический язык
символических знаках и
электронный
народного прикладного
символах, их изображениях и
иллюстрированный альбомискусства. Знаки-символы
значении; выполнение рисунков словарь по декоративнотрадиционного
на темы древних узоров
прикладному искусству»
крестьянского прикладного деревянной резьбы, росписи по
искусства.
дереву и предметам быта,
вышивки.
2
Раздел «Убранство русской избы»
символическое значение
Познавательная деятельность и экскурсия (очная или
образов и мотивов в
художественное творчество:
виртуальная) во
узорном убранстве русских выполнение рисунков
Всероссийский музей
изб. Картина мира в
элементов устройства
декоративного искусства в
образном строе бытового
внутреннего пространства
Москве, краеведческий
крестьянского искусства.
крестьянского дома;
музей, художественноУстройство внутреннего
выполнение рисунков
творческая практика,
пространства
предметов народного быта,
коллективная работа
крестьянского дома.
выявление мудрости их
«Предметы русского
Декоративные элементы
выразительной формы и
деревенского быта»;
жилой среды.
орнаментально-символического художественно-творческий
оформления.
проект по разработке
заданий для викторины к
предметной неделе или
итоговому контролю
3
Раздел «Народный праздничный костюм»
образный строй народного Познавательная деятельность и экскурсия (очная или
праздничного костюма —
художественное творчество:
виртуальная) во
женского и мужского.
выполнение изображений
Всероссийский музей
Традиционная конструкция традиционных праздничных
декоративного искусства в
русского женского
костюмов; поиск информации о Москве, краеведческий
костюма — северорусский народных праздниках и
музей своего региона;
(сарафан) и южнорусский
праздничных обрядах;
коллективная работа над
(понёва) варианты.
выполнение рисунков,
панно «Народные
Разнообразие форм и
декоративных изделий на тему
праздники», художественноукрашений народного
традиций народных
творческий проект по
праздничного костюма для праздников; орнаментальное
разработке заданий для
различных регионов
построение вышивки (трафарет, викторины к предметной
страны. Вышивка в
компьютерная графика);
неделе или итоговому
народных костюмах и
импровизация по созданию
контролю.
обрядах. Символическое
народного праздничного
изображение женских
костюма (коллаж, объёмная
4
5
фигур и образов всадников аппликация, бумажная
в орнаментах вышивки.
пластика)
Особенности
традиционных орнаментов
текстильных промыслов в
разных регионах страны.
Раздел «Народные художественные промыслы»
многообразие видов
Познавательная, игровая
творческая мастерская
традиционных
деятельность и художественное художника декоративнохудожественных
творчество: импровизация по
прикладного искусства,
промыслов России.
мотивам росписи по дереву, по мастер-класс по работе в
Роспись по дереву
металлу; техника папье-маше и технике папье-маше, WEB(Хохлома, Городец,
роспись изделия; поиск
квест, художественноМезень). Разнообразие
информации по игрушечному
творческий проект по
композиций и сюжетов.
художественному промыслу и
разработке заданий для
Роспись по металлу
создание игрушек по мотивам
викторины к предметной
(Жостово). Разнообразие
народных промыслов
неделе или итоговому
форм подносов, цветового
(дымковской, каргопольской,
контролю, выставка.
и композиционного
филимоновской игрушек).
решения росписей.
Искусство лаковой
живописи: Палех,
Федоскино, Холуй, Мстёра.
Традиционные древние
образы в современных
игрушках народных
промыслов. Особенности
цветового строя, основные
орнаментальные элементы
росписи филимоновской,
дымковской,
каргопольской игрушки.
Раздел «Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов»
характерные признаки
Познавательная, игровая
коллективная работа по
произведений декоративно- деятельность и художественное организации выставки
прикладного искусства,
творчество: импровизация по
(костюмы, украшения) с
основные мотивы и
созданию костюмов и
мультимедийным
символика орнаментов в
украшений разных эпох и
сопровождением (история,
культуре разных эпох.
народов в разных декоративных музыка), конкурс
Характерные особенности
техниках; коллективная
исторического костюма
одежды в культурах разных многофигурная композиция в
(работа в творческих
эпох и народов.
исторических костюмах
группах)
Выражение образа
человека, его положения в
обществе, характера
деятельности в его
костюме и украшениях.
Украшение жизненного
пространства (построек,
интерьеров, предметов
быта) в культуре разных
эпох.
6
Раздел «Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека».
многообразие материалов и Познавательная деятельность и мастер-классы по работе в
техник современного
художественное творчество:
разных декоративных
декоративно-прикладного
создание произведений
техниках, художественноискусства (художественная декоративного искусства в
творческая практика по
керамика, стекло, металл,
разных материалах и техниках
разным видам декоративного
гобелен, роспись по ткани, (батик, изонить, макраме,
и оформительского
моделирование одежды).
текстильные сувенирные куклы, искусства, коллективный
Декоративные украшения
скрапбукинг, папье-маше
художественно-творческий
предметов нашего быта и
(декоративные украшения),
проект по организации
одежды. Декор на улицах и квиллинг, лепка (керамика) и т
праздничного оформления
декор помещений; декор
д)
школы, выставка.
праздничный и
повседневный.
Праздничное оформление
школы.
6 класс
МОДУЛЬ № 2 «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»
Программа «Мир изобразительного искусства»
№
Содержание
Виды деятельности
Форма организации
п/п
1
Раздел «Язык изобразительного искусства и его выразительные средства»
Рисунок Виды рисунка:
Познавательная деятельность и художественно-творческая
зарисовка, набросок,
художественное творчество:
практика, полевая
учебный рисунок и
изображение форм
художественная практика в
творческий рисунок.
растительного и животного
зоологическом музее или
Навыки размещения
мира в графической и
краеведческом музее
рисунка на листе, выбор
живописной техниках, рисунки региона.
формата. Тон и тональные
простых предметов с
отношения. Ритм и
заданными свойствами,
ритмическая организация
изображение предметов в цвете
плоскости листа. Цвет как
с заданными свойствами, лепка
выразительное средство в
животных, упражнения по
изобразительном
выполнению набросков фигуры
искусстве, понятие
человека и лепка фигуры
цветовых отношений,
человека, упражнения по
колорит в живописи.
композиции и цветоведению.
Композиция. Графические
и живописные техники.
Виды скульптуры и
характер материала в
скульптуре. Статика и
движение в скульптуре.
Круглая скульптура.
Произведения мелкой
пластики.
2
Раздел «Жанры изобразительного искусства»
Натюрморт. Творческий
Познавательная деятельность и художественно-творческая
натюрморт в графике.
художественное творчество:
практика; участие в выставке
Произведения художников- рисунок натюрморта
или конкурсе
графиков. Особенности
графических техник.
Смешанная техника.
Живописное изображение
натюрморта. Декоративный
натюрморт.
Портрет. Разнообразие
графических средств в
изображении образа
человека. Графический
портретный рисунок с
натуры или по памяти.
Портрет в скульптуре.
Портрет в живописи. Опыт
работы над созданием
живописного портрета.
Смешанная техника.
Пейзаж. Правила
построения линейной и
воздушной перспективы в
изображении пространства.
Правила построения
планов при изображении
пейзажа. Особенности
изображения разных
состояний природы и её
освещения. Представления
о пленэрной живописи и
колористической
изменчивости состояний
природы. Графический и
живописный пейзажи.
Городской пейзаж.
Многообразие в понимании
образа города. Опыт
изображения городского
пейзажа. Линогравюра и
другие техники.
Смешанная техника.
Бытовой жанр в
изобразительном
искусстве. Изображение
труда и бытовой жизни
людей в традициях
искусства разных эпох.
Жанровая картина как
обобщение жизненных
впечатлений художника.
Тема, сюжет, содержание в
жанровой картине.
Смешанная техника.
графическими материалами с
натуры или по представлению,
создание творческого
натюрморта в разных
графических техниках,
создание живописного и
декоративного натюрморта.
Познавательная деятельность и
художественное творчество:
выполнение портрета
графическими и живописными
материалами, создание
портретного изображения с
помощью разных техник
исполнения, работа над
скульптурным портретом.
художественно-творческая
практика; участие в выставке
или конкурсе.
Познавательная деятельность и
художественное творчество:
создание композиционного
живописного пейзажа Родины,
живописное изображение
различных состояний природы,
графическая композиция на
темы окружающей природы,
изображение городского
пейзажа в графической или
живописной технике.
художественно-творческая
практика, пленэрная
практика, участие в выставке
или конкурсе,
мультимедийная выставка
лучших работ на сайте
школы.
Познавательная деятельность и
художественное творчество:
работа над сюжетной
композицией (детские игры,
жанровые сценки из жизни).
художественно-творческая
практика, участие в выставке
или конкурсе.
Исторический жанр в
изобразительном
искусстве. Историческая
тема в искусстве как
изображение наиболее
значительных событий в
жизни общества. Жанровые
разновидности
исторической картины в
зависимости от сюжета:
сказочно-былинная и
мифологическая картина,
картина на библейские
темы, батальная картина и
др. Этапы работы
художника над
исторической картиной:
идея и эскизы, сбор
материала и работа над
этюдами, уточнения
композиции в эскизах,
картон композиции, работа
над холстом
Познавательная деятельность и
художественное творчество:
поиск информации и сбор
материала на тему выбранного
исторического события; работа
над композицией по
задуманному сюжету на
историческую тему с опорой на
собранный материал; создание
сказочно-былинной картины в
технике, отвечающей идее,
замыслу; работа над сюжетной
композицией.
художественно-творческий
проект, работа в творческих
группах, участие в выставке
или конкурсе, тематическая
мультимедийная выставка на
сайте школы.
7 класс
МОДУЛЬ № 3 «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
Программа «Метаморфозы в архитектуре и дизайне» (графический и средовой дизайн, дизайн
одежды и элементов декорирования)
№ Содержание
Виды деятельности
Форма организации
п/п
1
Раздел «Графический дизайн»
Композиция как основа
Познавательная, игровая
художественно-творческая
реализации замысла в
деятельность и художественное практика, творческий проект;
любой творческой
творчество: практические
WEB-квест, онлайн-игра
деятельности. Элементы
упражнения по созданию
PLAYMMOMA (Московский
композиции в графическом формальных и неформальных
музей современного
дизайне. Виды композиции композиций; аналитическая и
искусства); мастер-класс;
(глубинная, фронтальная).
практическая работа по теме
выставка-конкурс
Формальная композиция.
«Буква — изобразительный
Основные свойства
элемент композиции»;
композиции. Цвет в
композиционный монтаж
организации
изображения и текста в плакате,
композиционного
поздравительной открытке.
пространства. Шрифты и
шрифтовая композиция в
графическом дизайне.
Логотип как графический
знак, эмблема или
стилизованный
графический символ.
2
3
Шрифтовой логотип.
Знаковый логотип.
Композиционные основы
макетирования в
графическом дизайне
(соединение текста и
изображения). Искусство
плаката. Многообразие
форм графического
дизайна. Декоративные
техники проектирования.
Граффити.
Раздел «Макетирование объёмно-пространственных композиций»
Композиция плоскостная и Познавательная, игровая
художественно-творческая
пространственная.
деятельность и художественное практика; творческий проект;
Композиционная
творчество: выполнение
выставка-конкурс в
организация пространства.
практических работ по
медийном или реальном
Прочтение плоскостной
созданию объёмноформате.
композиции как «чертежа» пространственных композиций;
пространства.
фотоколлаж с отражением
Макетирование.
элементов зданий (внутренних
Взаимосвязь объектов в
и наружных); аналитические
архитектурном макете.
зарисовки природных объектов,
Структура зданий
форм бытовых предметов и их
различных архитектурных
творческое проектирование с
стилей и эпох.
определением их функций и
Многообразие предметного материала изготовления;
мира, создаваемого
конструирование объектов
человеком. Функция вещи и дизайна или архитектурное
её форма. Дизайн предмета макетирование с
как искусство и социальное использованием цвета; создание
проектирование. Цвет в
инсталляций; выполнение
архитектуре и дизайне.
фотографий проектов.
Техники и приёмы работы с
бумагой (бумагопластика,
киригами, фотоколлаж)
Раздел «Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека»
Индивидуальный образ
Познавательная, игровая
художественно-творческий
каждого города.
деятельность и художественное проект, игра «В бюро
Неповторимость
творчество: создание образа
ландшафтного дизайна
исторических кварталов и
города (фотоколлаж или коллаж (дизайна интерьеров)»,
значение культурного
в компьютерной программе);
выставка-конкурс в
наследия для современной
проектирование дизайна
медийном или реальном
жизни людей. Дизайн
пространства городской среды, формате.
городской среды. Малые
дизайна объектов городской
архитектурные формы.
среды; проектирование дизайна
Интерьер и предметный
малых архитектурных форм;
мир в доме. Дизайн
проектирование предметов
4
пространственноинтерьера и их стилевое
предметной среды
решение; выполнение
интерьера. Зонирование
практической работы по
интерьера. Интерьеры
оформлению интерьера
общественных зданий
молодёжного кафе; выполнение
(театр, кафе, вокзал, офис,
фотографий проектов.
школа). Организация
архитектурноландшафтного
пространства. Город в
единстве с ландшафтнопарковой средой.
Раздел «Образ человека и индивидуальное проектирование»м
Организация пространства
Познавательная, игровая
жилой среды как отражение деятельность и художественное
индивидуальности
творчество: проектные работы
человека, его вкуса,
по созданию облика частного
потребностей и
дома и комнаты; выполнение
возможностей. Образнопроекта дизайна интерьера;
личностное проектирование проектирование дизайна
в дизайне и архитектуре.
элементов декорирования
Дизайн предметной среды в интерьера; выполнение
интерьере частного дома.
практических творческих
Мода и культура как
эскизов костюма, грима,
параметры создания
причёски и создание дизайнсобственного костюма или
проекта одежды в материале;
комплекта одежды.
выполнение фотографий
Искусство грима и
проектов.
причёски. Форма лица и
причёска. Макияж дневной,
вечерний и карнавальный.
Грим бытовой и
сценический.
художественно-творческий
проект, игра «Бюро дизайна
интерьера», игра «Модный
бренд», фотовыставка
творческих работ в
медийном или реальном
формате.
8-9 класс
МОДУЛЬ № 4 «ИЗОБРАЖЕНИЕ В СИНТЕТИЧЕСКИХ, ЭКРАННЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА
И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ»
Программа «Фотография и художественное изображение в зрелищных и экранных
искусствах»
Содержание
Виды деятельности
Форма организации
1
Раздел «Художник и искусство театра»
Сценография и создание
Познавательная, игровая
художественно-творческое
сценического образа.
деятельность и художественное проектирование, работа в
Сотворчество художникатворчество: проведение анализа творческих группах, галерея
постановщика с
идеи, сюжета и действий
пластических образов
драматургом, режиссёром и выбранной пьесы-сказки;
(мультимедиа).
актёрами. Сценический
создание проекта оформления
костюм, грим и маска.
спектакля (сценографические
Образно-пластические
композиции. Школьный
спектакль и работа
художника по его
подготовке. Художник в
театре кукол и его ведущая
роль как соавтора
режиссёра и актёра в
процессе создания образа
персонажа. Виды
театральных кукол:
тростевые, перчаточные,
ростовые. Условность и
метафора в театральной
постановке как образная и
авторская интерпретация
реальности. Театральный
плакат-афиша.
2
3
версии в цветной или чёрнобелой графике), выполнение
рисунков или коллажей
костюмов и грима
действующих лиц; создание
образно-пластических
композиций, серии фотографий
пластических композиций;
создание эскизов кукол —
персонажей спектакля и эскизов
основных мест действия (фон);
выполнение проекта афиши
(эскиз, компьютерная графика).
Раздел «Художественная фотография»
Искусство и технология.
Познавательная, игровая
проектно-съёмочная и
Современные возможности деятельность и художественное художественно-творческая
художественной обработки творчество: выполнение
практика; фотопленэр;
цифровой фотографии.
фотографий простых предметов фотовернисаж; фотоальбом в
Роль света в выявлении
с целью выявления их формы,
PowerPoint; выставка
формы и фактуры
фактуры; создание
фотографий в творческом
предмета. Примеры
тематической серии
блоге или группе в соцсети,
художественной
фотографий наиболее
мультимедийная выставка на
фотографии в творчестве
интересных и выразительных
сайте школы.
профессиональных
образов (свет, вода, стекло);
мастеров. Композиция
создание фотографий пейзажа и
кадра, ракурс, плановость,
изменение цветовой среды на
графический ритм.
чёрно-белую (Adobe Photoshop);
Выразительность образа в
съёмка постановочных
фотографии. Фотопейзаж.
портретных фото- графий;
Образные возможности
создание репортажной серии
чёрно-белой и цветной
событийно-документальных
фотографии. Фотопортрет.
фотоисторий; создание
Роль освещения в
фотоколлажа для блога.
портретном образе.
Фотография постановочная
и документальная.
Фоторепортаж. Образ
события в кадре.
Возможности
компьютерной обработки
фотографий. Фотография и
компьютер. Коллаж как
жанр художественного
творчества с помощью
различных компьютерных
программ.
Раздел «Изображение и искусство кино»
4
Синтетическая природа
Познавательная, игровая
художественно-творческая
искусства кино, состав
деятельность и художественное практика; полевая
творческого коллектива.
творчество: выполнение
видеопрактика; творческий
Монтаж композиционно
фотоколлажа эпизодов среды
отчёт; коллективная работа и
построенных кадров —
для съёмок фильма,
работа в творческих группах;
основа языка
изображение костюма
проектно-съёмочная
киноискусства. Художник- персонажа по месту действия
практика по созданию
постановщик и его команда (видеоплану) и места действия
анимационного фильма;
художников в работе по
(видеоплана) по костюму;
показ анимации в
созданию фильма.
перевод одной из живописных
творческом блоге, группе в
Пространство и предметы,
картин на киноязык — создание соцсети или на сайте школы.
историческая конкретность раскадровки; съёмка
и художественный образ — видеослова и видеофразы;
видеоряд художественного создание видеосюжета и
игрового фильма. Киноязык разработка звукоряда.
(кинослово, кинофраза).
Этапы создания
видеоролика. Искусство
анимации и художникмультипликатор.
Рисованные, кукольные
мультфильмы и цифровая
анимация. Компьютерная
анимация на занятиях в
школе. Технологии
создания анимации:
пластилиновые
мультфильмы, бумажная
перекладка, сыпучая
анимация. Этапы создания
анимационного фильма.
Раздел «Изобразительное искусство на телевидении»
Деятельность художника на Познавательная, игровая
проектно-творческая
телевидении: художники по деятельность и художественное практика, коллективная
костюму и гриму,
творчество: проектирование
работа, творческий
сценографический дизайн и сценографического дизайна
групповой проект,
компьютерная графика.
студии, создание эскиза
творческий отчёт, школьное
Построение видеоряда и
костюма телеведущих,
телевидение и студия
художественного
выполнение заставки в технике мультимедиа
оформления.
компьютерной графики;
Художнические роли
создание видеофраз,
каждого человека в
видеоэтюдов с подбором
реальной бытийной жизни. звукоряда; разработка и съёмка
Роль искусства в жизни
интервью, репортажа,
общества и его влияние на
видеоочерка; проектирование
жизнь каждого человека.
тематического флэшмоба;
разработка идеи и сценарного
плана видеоклипа.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№
Название разделов и тем
Количество часов
п/п
Теория Практика Всего
1
Вводное занятие (общие сведения о декоративно-прикладном
1
1
искусстве и его видах; темы, материалы, инструменты, техники)
Раздел «Древние корни народного искусства»
2
Образы, символы, знаки в предметах крестьянского быта
2
2
(исследовательский квест «Загадка древнего сосуда»;
«Школьный электронный иллюстрированный альбом-словарь
по декоративно-прикладному искусству»)
Раздел «Убранство русской избы»
3
Какая она, русская изба: секреты, тайны и загадки (виртуальная
1
1
экскурсия)
4
Предметы русского деревенского быта (коллективная работа)
1
1
5
Это загадочное ДПИ (разработка заданий по декоративно1
1
прикладному искусству для викторины к предметной неделе
или итоговому контролю)
Раздел «Народный праздничный костюм»
6
Мотивы народной вышивки (орнаментальное построение
2
2
вышивки: графика, аппликация, трафарет, компьютерная
графика)
7
Русский народный костюм — красота покроя (импровизация:
2
2
создание народного праздничного костюма по мотивам русских
сказок в технике по выбору (коллаж, объёмная аппликация,
бумажная пластика); выставка)
8
Традиции народных праздников и обрядов (проект настольной
4
4
игры)
Раздел «Народные художественные промыслы»
9
Чудо народной росписи
3
3
(импровизация по мотивам мезенской, городецкой росписей по
дереву; жостовской росписи по металлу; техника папье-маше и
роспись изделия; выставка)
10 Русская глиняная игрушка
3
3
(WEB-квест — командная исследовательская, творческая игра,
в которой обучающиеся, согласно своей роли, добывают
информацию об одной из русских глиняных игрушек через
ресурсы интернета, узнают об особенностях формы и росписи,
затем на основе полученных знаний создают глиняную игрушку
одного из промыслов)
11 Это загадочное ДПИ
2
2
(разработка заданий по декоративно-прикладному искусству
для викторины к предметной неделе или итоговому контролю)
Раздел «Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и
народов»
12 Эпоха, народ, костюм
3
3
(создание костюмов и украшений разных эпох и народов:
индивидуальная работа, работа в творческих группах)
13 Коллекция исторических костюмов и украшений
(коллективная работа над многофигурной композицией,
выставка-конкурс)
Раздел «Декоративно-прикладное искусство в жизни современного
человека»
14 Декоративные техники: изделие, украшение, сувенир
(мастер-класс: текстильные куклы, лепка игрушки-свистульки;
плетение украшений и др. )
15 Современное декоративное и оформительское искусство
(художественно-творческая практика по разным видам
декоративного и оформительского искусства, выставка)
16 Как украсить школу и класс (художественно-оформительский
проект)
ВСЕГО
1
2
2
3
3
2
2
2
2
33
34
6 класс
№
Количество часов
п/ Название разделов и тем
Теория Практика Всего
п
1
Вводное занятие
1
1
(живописные, графические и скульптурные художественные
материалы, их особые свойства; художественные техники и
приёмы работы в этих техниках; экскурсия (очная или
виртуальная) в ГМИИ им А. С. Пушкина в Москве или
художественный музей вашего региона)
Раздел «Язык изобразительного искусства и его выразительные средства»
2
Растительные мотивы в графике, в живописи
1
1
(формы растительного и животного мира в графической и
живописной техниках, работа в материале)
3
Мир животных и птиц
2
2
(графика, живопись, скульптура: наброски фигуры животного
(по фотографии); перевод реального образа в декоративный;
лепка животных; полевая художественная практика в
зоологическом музее или краеведческом музее региона)
4
Коллекция изображений простых предметов
1
1
(создание рисунков чёрно-белых или в цвете с заданными
свойствами: линейный рисунок, штрих, пятно, декорирование
поверхности, контраст цвета и формы)
Фигура человека, рисунок, лепка
(упражнения: быстрые наброски фигур одноклассников с
5
натуры, изображение человека из простых геометрических
3
3
фигур в технике аппликации (поза, движение); рисунок
фигуры человека в движении; лепка фигуры человека в
движении или покое)
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
«Музыкальная палитра», неформальная композиция
(создать палитру картины художника (на выбор), использовать
эту палитру при создании неформальной цветовой композиции
на музыку своего любимого композитора; выставка-конкурс)
Изобразительный калейдоскоп
(по основной цветовой гамме картины художника (на выбор)
сделать выкраску цветов и создать изображение, используя эту
гамму; выставка-конкурс)
Композиция-импровизация
(по мотивам одного из произведений художника (на выбор)
создать композицию-импровизацию, используя свойственную
художнику манеру, но в иной цветовой гамме; выставкаконкурс)
Раздел «Жанры изобразительного искусства»
Вводное занятие
(жанровая система в изобразительном искусстве; предмет
изображения, сюжет и содержание произведения
изобразительного искусства; экскурсия (очная или
виртуальная) в ГТГ в Москве или региональный
художественный музей)
Натюрморт
(создание декоративного натюрморта в техниках графики,
живописи (полная или ограниченная палитра), смешанной
технике; конкурс готовых работ)
Пейзаж
(создание пейзажа в графике (смешанная техника), построение
композиции; пленэр; пейзаж-настроение; городской пейзаж в
технике по выбору (линогравюра, гравюра наклейками,
граттаж, тиснение, ограниченная палитра)
Портрет
(выполнение портрета с натуры с декоративным элементом
(Павлово-Посадский платок); портрет в среде; портрет
литературного героя; исторический портрет; автопортрет)
Бытовой жанр в изобразительном искусстве
(изображение сцен обычной жизни людей, детских игр,
жанровых сценок, праздников и т д )
Исторический жанр в изобразительном искусстве
(батальная сцена на основе литературных произведений или
кинофильмов; сюжетная композиция; выполнение мини-серии
(триптиха) на историческую тему; коллективная работа или
работа в творческих группах)
Сказочно-былинные темы в изобразительном искусстве
(создание композиции, изображающей вид былинной Руси
(крепости, города) с высоты птичьего полёта, былинных и
сказочных героев, вымышленные события, сказочные сюжеты,
подвиги богатырей)
2
2
2
2
1
1
1
1
4
4
4
4
4
4
2
2
3
3
2
2
Вернисаж «Мир изобразительного искусства»
(коллективная работа по организации выставки творческих и
конкурсных работ)
ВСЕГО
16
2
1
1
32
34
7 класс
№
Количество часов
п/п Название разделов и тем
Теория Практика
Всего
1
Вводное занятие
1
1
(дизайн и архитектура как создатели «второй природы» —
предметно-пространственной среды жизни людей; темы,
материалы и инструменты)
Раздел «Графический дизайн»
2
Композиция в графическом дизайне
2
2
(плоскостная композиция фронтальная, глубинная, замкнутая,
разомкнутая из элементов различных геометрических форм;
цвет в плоскостной композиции; неформальная композиция;
ассоциативная композиция; художественно-творческая
практика; онлайн-игра PLAYMMOMA)
3
Смысл абстрактных линий. Командная игра «Искусство
1
1
шрифта»
(WEB-квест: выбор названия команды; создание эскиза
эмблемы, состоящей из одной или двух букв и символического
изображения; логотип команды)
4
Устное народное творчество в шрифтовой композиции.
1
1
Техника граффити (шрифтовая композиция по мотивам
закличек, дразнилок, пословиц, поговорок; художественнотворческий проект)
5
Плакат, афиша, пригласительный билет
1
1
(создание афиши в любой из художественных техник; плакат;
пригласительный билет; коллаж, скрапбукинг; художественнотворческое проектирование)
6
Электронная поздравительная открытка
1
1
(мастер-класс; выполнение поздравительной открытки в
материале)
7
«Метаморфозы в графическом дизайне», выставка-конкурс
1
1
(коллективная работа по организации выставки-конкурса)
Раздел «Макетирование объёмно-пространственных композиций»
8
Строительство и архитектура прошлого и настоящего
1
1
(макетирование из готовых форм зданий (терем, изба, храм,
колокольня, современное здание), объёмно-плоскостная
архитектурная композиция в технике киригами (мельница,
крепостная стена или современные панорамные
архитектурные ансамбли, например, Москва-Сити); групповой
художественно-творческий проект; фотографирование
готовых проектов)
9
Здание и его архитектурные элементы (наружные и
1
1
внутренние) (создание фотоколлажа с отражением
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
всевозможных наружных (арки, навесы, карнизы, въездные
пандусы и пр.) и внутренних (окна, полы, потолки, лестницы и
пр.) элементов дома; фантазийный проект; работа в паре)
Архитектура и природная форма
2
(использование объекта природы — насекомого, животного,
птицы, улитки, плода, цветка — для создания образа
архитектурного сооружения; фотографирование проектов)
Дизайн-макет «Автомобиль из картона»
2
(чертёж развёртки автомобиля (будущего или прошлого);
создание модели; работа в паре или в творческой группе;
фотографирование готового автомобиля)
Инсталляция на заданную тему
2
(выполнение инсталляции на темы: «Дружба», «Страны и
народы», «Народный костюм», «Новогодние идеи», «Машины
и механизмы», «Электронный мир», «Спорт», «Мода»,
«Профессии», «Отгадай героя» (на выбор); работа в
творческой группе; фотографии инсталляций)
Дизайн упаковки
1
(выполнение чертежа развёртки, проекта оформления)
Дизайн: форма и функция
1
(выполнение аналитических зарисовок форм бытовых
предметов, например чайника, утюга, самовара и т. д. ;
проектирование дизайна бытовых предметов; эргономика;
фотографии проектов)
«Метаморфозы в архитектуре и дизайне среды», выставка
1
(фотографирование творческих проектов; инсталляций;
размещение фотографий на сайте школы, в творческом блоге,
в группе в соцсети или в реальном формате)
Раздел «Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека»
Образ знаменитого города
1
(города мира; основные достопримечательности; прошлое и
настоящее вашего города; фотоколлаж; выполнение
творческого проекта в компьютерной программе PowerPoint
или Photoshop)
Арт-пространство города: сквер, бульвар, парк
1
(рельеф местности, архитектурный объект и малые
архитектурные формы – единая композиция ландшафта;
выполнение макета из пенопластовых (потолочных) панелей;
групповой художественно-творческий проект;
фотографирование проектов)
Проект оформления интерьера молодёжного кафе
1
(выбор стиля, например, Возрождения, авангарда,
импрессионизма, модерна; создание цветного эскиза
оформления (фреска, мозаика) в соответствии с выбранным
стилем)
Мебель в стиле. Мебельный гарнитур
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
(выполнение макета предметов мебели (стул, кресло, диван и
др.), составляющих единый ансамбль; конструирование из
бумаги)
20 Предмет и стиль
(создание дизайнерского решения любого предмета, например,
дивана, люстры, буфета, кофеварки, по мотивам
конструктивизма и скандинавского стиля; фотографирование
получившихся вариантов)
21 «Метаморфозы в архитектуре и дизайне среды», выставка
(выставка творческих работ на сайте школы, в творческом
блоге, в группе в соцсети или в реальном формате)
Раздел «Образ человека и индивидуальное проектирование»
22 Дом моей мечты
(выполнение рисунка или фотоколлажа внешнего вида дома;
чертёж расположения помещений; схема расстановки мебели;
зонирование комнаты; художественное проектирование)
23 «Колыбельная песенка», дизайн интерьера
(разработка дизайна детской комнаты или декоративного
панно в технике аппликации или цветной графики, чтобы
цветовое решение соответствовало детской колыбельной
песенке; игра «Бюро дизайна интерьера»; фотографирование
работ)
24 Арт-объект в интерьере
(выполнение дизайна элементов декорирования (декор стен:
роспись, сграффито, композиция из постеров и т д );
декоративные панно; рамка для фотографии, керамика,
изделия из текстиля и нитей; цветочные композиции и пр. )
25 Дизайн одежды
(игра «Модный бренд»; разработка дизайн-проектов одежды:
современного молодёжного костюма, костюма в спортивном
или фольклорном стиле; конструирование элементов одежды;
коллаж; фотографирование проектов)
26 Стилист и визажист, или Костюм и образ в стиле «фэнтези»,
карнавальный костюм
(разработка эскиза костюма, эскиза грима в технике
аппликации; создание образа в материале (аквагрим, причёска,
одежда); показ одежды; фотографирование проектов)
27 «Метаморфозы в дизайне одежды и элементах
декорирования», выставка (фотовыставка творческих работ на
сайте школы, в творческом блоге, в группе в соцсети или в
реальном формате)
ВСЕГО
1
8 класс
№
Название разделов и тем
п/п
1
Вводное занятие
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
2
2
1
1
1
1
33
34
Количество часов
Теория Практика
1
Всего
1
(коллективность творчества в синтетических искусствах; темы,
формы, приёмы, материалы, инструменты)
Раздел «Художник и искусство театра»
2
Проектируем спектакль
(анализ идеи, сюжета и действий выбранной пьесы-сказки; кто
из героев что делает, как, зачем и где; работа в творческих
группах)
3
Сценография
(проект оформления сцены; работа в творческих группах)
4
Образ героя и сценический костюм
(художественно-творческое проектирование: создание рисунков
или коллажей костюмов и грима, действующих лиц спектакля)
5
Пластические этюды
(выполнение образно-пластических импровизационных
сказочных этюдов, фотографирование и придумывание
названий этюдов для создания галереи образов; работа в
творческих группах)
6
Маленький кукольный театр
(создание эскизов основных мест действия (фонов), эскизов
кукол — персонажей спектакля)
7
Театральный плакат-афиша
(выполнение эскиза плаката афиши в технике компьютерной
графики)
Раздел «Художественная фотография»
8
Предметная фотосъёмка. Свет и тень
(выявление формы и фактуры предмета; композиция кадра,
ракурс, плановость, графический ритм; проектно-съёмочная
практика)
9
«Вода и стекло», «Игра бликов на стекле», фото серии для
вернисажа (создание на фотографии наиболее интересного и
выразительного образа; фотовыставка)
10
«Поэзия света», фотография пейзажа (рассвет, закат, дождь,
туман и т.д.) (влияние естественной световой среды на
выразительность образа в фотографии; эмоциональное
воздействие чёрно-белой фотографии; фото-вернисаж)
11
Студия художественного фотопортрета
(выполнение серии постановочных фотопортретов для
вернисажа; передача света, позы, костюма, антуража, фона)
12
«Репортаж из школьной жизни», серия событийнодокументальных фотоисторий (спортивные соревнования,
праздники, экскурсии и т д ) (выполнение фотографий; создание
интерактивного фотоальбома в про- грамме PowerPoint)
13
Фотоколлаж для творческой группы в соцсети или творческого
блога (выполнение дизайн-проекта с фотоизображением:
достопримечательности, интересные события и т д )
ВСЕГО
1
3
3
2
2
3
3
3
3
2
2
2
2
2
2
3
3
4
4
3
3
4
4
2
2
33
34
9 класс
№
п/п
1
Название разделов и тем
Вводное занятие
(коллективность творчества в синтетических искусствах; темы,
формы, приёмы, материалы, инструменты)
Раздел «Изображение и искусство кино»
14
«Снимаем кино: натура и интерьер для героя», фотоколлаж
(выполнение фотоколлажа фрагментов среды для съёмок
фильма, в которой будут действовать, например, Робинзон
Крузо, капитан Немо, Шерлок Холмс и т д )
15
«Снимаем кино: место действия и костюм персонажа», коллаж
(соответствие образа места действия и костюма; создать по
видеоплану костюм или видеоплан по костюму;
художественно-творческая практика)
16
Киноязык; раскадровка живописной картины
(язык повествования в фильме — кинокадр (кинослово,
кинофраза); создание раскадровки картины как
изобразительной записи фильма)
17
«Скажи мне хоть видеослово», видеопрактика
(видеослово — изображение любого объекта, который снят со
штатива или в движении: выразительность видеослова и разные
точки съёмки; фотокадр (стоп-кадр) или графическая
раскадровка; полевая видеопрактика и творческий отчёт)
18
Видеоряд на сюжет «Я слушаю музыку», «Зритель
рассматривает картину художника», «Человек смотрит в окно
мчащегося поезда» (на выбор) (видеофраза — соединение
объекта и действия, смысл и выразительность видеофразы;
изображение того, что человек видит, о чём думает; запись
закадрового текста внутреннего монолога (человек может
видеть одно,
а думать о другом); монтаж из одних и тех же видеокадров
разных видеофраз; творческий отчёт)
19
«Юные художники (спортсмены, музыканты)», съёмка и
монтаж видеофразы
(приобретение навыков практической работы по видеомонтажу
в компьютерной программе Adobe Premiere; творческий отчёт)
20
Видеосюжет и звукоряд (примерные темы «Прогулка по
городу», «День рождения», «Автогонки»)
(монтаж — соединение кадров между собой и со звуком;
подбор и описание составных звукоряда к выбранным
изображениям из журналов, Интернета; творческий отчёт)
21
Фразы и диалог на экране
(диалог из двух-трёх фраз на одну из следующих тем:
«Весёлый праздник», «Неожиданная встреча друзей»,
«Дискуссия», «После спортивного соревнования» в форме
сценарного плана; творческий отчёт)
Количество часов
Теория Практика
1
Всего
1
2
2
2
2
1
1
2
2
1
1
2
2
1
1
1
1
Анимация
(проектно-съёмочная практика, творческий отчёт)
Раздел «Изобразительное искусство на телевидении»
23
«Телевизионная студия», план, эскиз
(создание плана студии, эскиза оформления телестудии,
эскизов костюмов ведущих; проектно-творческая практика)
24
Заставка для любимой передачи
(выполнение эскиза или компьютерного коллажа заставки
любимой телепередачи)
25
Видеофраза и звукоряд
(видеофраза и звукоряд на тему, например, «Танец», «Прогулка
с собакой», «Работа за компьютером» и т.п.; раскадровка;
проектно-творческая практика; работа в творческой группе;
творческий отчёт)
26
Видеоэтюд и звукоряд на тему «Дети в театре (цирке)»
(создание кадроплана, описание видов звука — от шумов и
музыки до текста в кадре и за кадром, которые могут
сопровождать планы; проектно-творческая практика; работа в
творческой группе; творческий отчёт)
27
«Снимаем пейзажный или тематический видеоэтюд»,
кадроплан (создание пейзажного кадроплана на тему «Золотая
осень», «Дождь в городе», «Вечерние огни» (на выбор) или
тематического кадроплана на тему «Нежная песня», «Малыш
рисует», «На соревнованиях», «Играем с котёнком» (на выбор);
подбор звукоряда (музыка, шумы); творческий групповой
проект)
28
Снимаем интервью
(человек, картинка на экране, крупный план (глаза, руки, жесты
героя); ракурс, точка съёмки, крупность плана, монтажные
«перебивки» (фрагменты окружающей среды); творческий
групповой проект)
29
Репортаж или видеоочерк
(сценарный план, реализация — съёмка и озвучка; творческий
групповой проект
30
Тематический флешмоб
(арт-объекты актуального искусства, единое зрелищно-игровое
пространство художника, зрителя, предметов; разработка идеи,
сценарного плана, выполнение зарисовок, реализация
флешмоба; творческий групповой проект)
31
Снимаем видеоклип
(видеоклип — форма современного экранного языка; текст,
звук и визуально-смысловые ассоциации; получение навыков
практической работы по видеомонтажу в компьютерной
программе (Adobe Premiere); творческий коллективногрупповой проект)
ВСЕГО
22
1
4
4
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
33
34