МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 34»
Приложение № 1.26
к ООП ООО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Будущее в настоящем»
для обучающихся 5-9 классов
г. Нижний Новгород
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нравственное воспитание и развитие личности в воспитательно-образовательном
процессе всегда стояло на первом месте и являлось важным компонентом в целостной
системе образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной
консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних
вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к
жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей
страны.
Программа «Будущее в настоящем» реализуется в течении 5 лет. Содержание
программы структурировано следующим образом:
5 класс – «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
6 класс – «Родники нравственности»
7 класс – «Правила морали»
8 класс – «Мораль: критерии поведения»
9 класс – «Душевное здоровье»
Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному
нравственному поведению; создание условий для духовно-нравственного и гражданского
становления обучающихся, для их ценностно-смыслового самоопределения.
Задачи:
воспитание уважения к культурному многообразию Российского общества как
важнейшему национальному достоянию;
развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной
жизни личности, семьи, общества;
формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному
саморазвитию;
развитие способности выражать и отстаивать свою общественную позицию,
критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности.
Форма проведения занятий: беседы, деловые и ролевые игры, познавательные
игры, круглый стол.
Промежуточная аттестация проводится в форме творческого задания,
основывается на встроенном педагогическом наблюдении по системе оценки
«Зачёт/незачёт». По итогам промежуточной аттестации классным руководителем
оформляется ведомость.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ходе реализации рабочей программы внеурочной деятельности будет
обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний
(о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в
обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к
социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса,
образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой
ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных
знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта
самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально
приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии
человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным
человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за
пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают
воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом
воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности
школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно
ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в
нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими
элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть
последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания
социализации подростков.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление
значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся —
формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных
ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социальнопсихологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и
обществу и т.
Личностными результатами являются
становление внутренней установки личности обучающихся на то, что отношение к
члену общества определяется его нравственными качествами и поступками;
воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и
традициям, бережное отношение к своей родной культуре;
высказывание личной точки зрения;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметными результатами являются
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в
цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на
русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов.
Предметными результатами являются
овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества
и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый»,
понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их
культуре и вероисповеданию;
представление о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные
ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества,
и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные
религии разных народов;
представление о нормах поведения в разных жизненных ситуациях с переживанием
этического опыта их разрешения;
о моральной стороне общества с пониманием роли человека в нём как личности;
умение различать основные религии народов России, описывать памятники культуры,
используя основные и дополнительные источники информации.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
В мире культуры (3 часа)
Величие многонациональной российской культуры. Ученые, деятели
литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой
вклад в мировую культуру. В культуре России представлен труд и усилия разных народов.
Многонациональная культура укрепляла дружбу и добрососедство народов.
Человек – творец и носитель культуры: В процессе своей жизни человек
усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его
таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества.
Нравственные ценности (13 часов)
«Береги землю родимую, как мать любимую»: Древние предания, священные
книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры
героизма и патриотизма, представленные в эпических образах.
Жизнь ратными подвигами полна: Героические страницы истории нашей
страны. Подъём патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры
героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества.
В труде – красота человека: Трудолюбие как нравственное качество человека,
основа трудовой деятельности. Отражение отношения к труду в фольклоре. Люди труда. В
любую историческую эпоху, у любого народа есть люди, славные трудовые дела и
подвиги которых внесли вклад в развитие культуры общества
«Плод добрых трудов славен»: Буддизм, ислам, христианство о труде и
трудолюбии. Бережное отношение к природе.
С давних времен люди с уважением относились к природе. Не зная ее законов,
они одушевляли предметы и явления окружающего мира. Почему современный человек
должен относиться к природе бережно и рационально.
Семья – хранитель духовных ценностей
Семья – первая «школа», где ребенок получает уроки нравственности. Знание
истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям
российского народа
Религия и культура (12 часов)
Роль религии в развитии культуры. Роль религии в развитии культуры
человека и общества. Использование религиозных образов и сюжетов в искусстве,
литературе. Религиозные праздники, культовые сооружения (оживление имеющихся
представлений).
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси.
Древняя Русь после принятия христианства. Влияние церкви на образование, культуру
народа. Исторические личности, оказавшие влияние на развитие культуры Руси.
Культура ислама Возникновение ислама. Золотой век исламской культуры. Роль
ислама в развитии мировой культуры. Искусство, литература, и архитектура ислама
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора и Ветхий Завет
христианской Библии (оживление имеющихся представлений). Синагога. Священная
история иудеев в сюжетах мировой живописи.
Культурные традиции буддизма. Возникновение буддизма. Буддизм в России.
Народы Р.Ф., исповедующие буддизм. Первый буддийский храм в российской столице.
Культовые сооружения буддистов: ступа, пагода. Архитектура буддийских храмов.
Влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры. Искусство танка.
Как сохранить духовные ценности (3 часа)
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Государство заботится
о сохранении духовной культуры и ее развитии. Взаимная помощь и поддержка
государства, общественных и религиозных организаций. Восстановление на территории
России памятников религиозной культуры
Хранить память предков
Без памяти нет нравственности, совести. Беспамятный человек – неблагодарный,
безответственный. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Благотворительность как
духовно-нравственная ценность
Твой духовный мир (3 часа)
Что составляет твой духовный мир. Культура поведения современного человека.
Правила хорошего тона – этикет. Твоя культура поведения
6 класс – «Родники нравственности»
Вводное занятие (1 час)
Беседа на тему «Что такое нравственность?», показывающая необходимость и
актуальность изучения курса.
Нравственность – что это? (5 часов)
Методики «Мой портрет», «Десять моих “я”». Творческий час «Что такое хорошо
и что такое плохо?». Час общения «Добро и зло». Ролевая игра.
«Золотые правила» нравственности» (6 часов)
Беседы с элементами игрового тренинга «Как себя вести», «Азбука поведения».
Аукцион мнений «Этикет и мы. Проблема разговорной речи», «Школа вежливых наук»,
«Уроки дружбы».
Ценности жизни (6 часов)
Методики «Дом, в котором я живу», «Пьедестал». Игра «Вверх по лестнице
жизни. Мои нравственные ценности». Устный журнал «Этика».
Нравственные основы мироздания (6 часов)
Игра «На что мы способны?». Методика «Дневник моей жизни». Игра «Кто я?
Какой я?». Экскурсия «Я через 5 лет».
Культурное наследие нравственности (9 часов)
Беседа с элементами игрового тренинга «Вера в себя». Игра «Письма о добром и
прекрасном». Стол откровений «Цель жизни». Круглый стол «Представления о мире через
призму нравственных ценностей».
Итоговое занятие (1 час)
Практическое занятие. Аукцион мнений.
7 класс – «Правила морали»
Вводное занятие (1 час)
Беседа на тему «Что такое мораль?», показывающая необходимость и
актуальность изучения курса, роль человека как личности в обществе. Дискуссия.
Стороны поведенческой стороны человека (7 часов)
Беседы с элементами игрового тренинга «Вежливость как часть жизни», «Нам
жизнь дана на добрые дела», «Правила культурного человека». Тематическая дискуссия
«Учимся правильно жить и дружить». Аукцион знаний «Азбука вежливости».
Основы морали (7 часов)
Этическая беседа «Морально-этические нормы». Тематическая дискуссия
«Природа морали». Беседа с элементами игрового тренинга «Свобода и моральная
ответственность личности».
Этика отношений в коллективе (9 часов)
Этическая беседа «Если радость на всех одна». Анализ и обыгрывание ситуаций
по темам «Мой класс – мои друзья», «Самолюб – никому не люб». Дискуссии по темам «О
дружбе мальчиков и девочек», «Подарок коллективу».
Я и другие (8 часов)
Игра «Как вести себя друг с другом». Этическая беседа «О заботливом отношении
к людям». Создание и решение проблемных ситуаций по темам «О ссоре», «Немного о
доброте».
Итоговые занятия (2 часа)
Практические занятия. «Говорящая шляпа».
8 класс – «Мораль: критерии поведения»
Вводное занятие (1 час)
Беседа на тему «Моральная сторона поступков человека», показывающая
необходимость и актуальность изучения курса; роль человека как личности в жизни.
Моральные ценности человека и общества (7 часов)
Круглый стол «Школа этикета». Деловая игра «Суд над пороками людей».
Этические беседы и викторины по темам «Мир моих друзей», «Мир моих интересов»,
«Мир общих дел».
Моральный облик человека (8 часов)
Беседа с элементами игрового тренинга «Права и свободы. Равенство». Деловая
игра «Важные профессиональные качества». Семинар «Поэтом можешь ты не быть, но
гражданином быть обязан».
Правовая сторона морали (8 часов)
Этическая беседа «Азбука правоведа». Круглый стол «От правовых знаний к
гражданской позиции». Семинары по темам «Добродетель и порок», «Модели
нравственного поведения».
Социальное самоопределение (8 часов)
Беседы с элементами обсуждения «Моральное сознание». Методика-игра
«Недописанный тезис». Дискуссия «Моральная оценка личности».
Итоговые занятия (2 часа)
Практические занятия.
9 класс – «Душевное здоровье»
Вводное занятие (1 час)
Беседа на тему «Что такое душевное здоровье?», показывающая необходимость и
актуальность изучения курса.
Многоликость человеческой души (7 часов)
Этическая беседа «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило
жизненных ценностей». Дискуссия «Есть ли у юных идеалы?». Лекция «Проще простого о
вежливости». Диспут «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
Вред и польза привычек человека (9 часов)
Час общения «Моральные привычки». Дискуссии на темы «Моральная оценка
личности», «Нравственная культура человека». Этическая беседа и диспут «Воспитание
привычек нравственного поведения».
Нравственная сторона труда и творчества (9 часов)
Этическая беседа «Нравственное воспитание в труде». Диспут «Самоопределение
в труде и творчестве». Круглый стол «Личностный рост».
Эстетика – родник души (6 часов)
Беседа и дискуссия с элементами обсуждения «Родники души», «Творцы
душевного мастерства». Час общения «Песня сердца и души».
Итоговые занятия (2 часа)
Практические занятия. «Неоконченное предложение».
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При подготовке занятий в рамках курса внеурочной деятельности «Будущее в
настоящем» педагоги и обучающиеся могут использовать электронные образовательные
ресурсы:
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов - http:// scoolcollection.edu. ru
Всемирная история в интернете - http:// www.hrono.ru
История стран и цивилизаций - http: // www. istorya.ru
Библиотека античной литературы - http:// сyrill.newma.ru
Коллекция: мировая художественная культура - http:// artclassic.edu.ru
5 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
Раздел
В мире культуры
Нравственные ценности
Религия и культура
Как сохранить духовные ценности.
Твой духовный мир
Итого
6 КЛАСС
Всего часов
Теория
Практика
3
13
12
3
3
34
2
9
8
2
2
23
1
4
4
1
1
11
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Раздел
Вводное занятие
Нравственность – что это?
«Золотые правила» нравственности»
Ценности жизни
Нравственные основы мироздания
Культурное наследие нравственности
Итоговое занятие
Итого
Всего часов
Теория
Практика
1
5
6
6
6
9
1
34
1
2
3
3
2
4
15
3
3
3
4
5
1
19
Всего часов
Теория
Практика
1
7
7
9
8
2
34
1
3
3
4
3
14
4
4
5
5
2
20
Всего часов
Теория
Практика
1
7
8
8
8
2
34
1
3
4
4
3
15
4
4
4
5
2
19
Всего часов
Теория
Практика
1
7
9
9
6
2
34
1
3
3
4
2
13
4
6
5
4
2
21
7 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Раздел
Вводное занятие
Стороны поведенческой стороны человека
Основы морали
Этика отношений в коллективе
Я и другие
Итоговые занятия
Итого
8 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Раздел
Вводное занятие
Моральные ценности человека и общества
Моральный облик человека
Правовая сторона морали
Социальное самоопределение
Итоговые занятия
Итого
9 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Раздел
Вводное занятие
Многоликость человеческой души
Вред и польза привычек человека
Нравственная сторона труда и творчества
Эстетика – родник души
Итоговые занятия
Итого