1.20 Учимся жить в правовом государстве

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 34»
Приложение № 1.20
к ООП ООО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Учимся жить в правовом государстве.
Права и обязанности подростков от 14 до 18 лет»
для обучающихся 7-9 классов

г. Нижний Новгород
2023

Пояснительная записка
Общая характеристика курса
В современном обществе важную роль играет правовая культура человека.
Знание законов, стремление жить в правовом поле, активная правовая позиция
гражданина России способствуют развитию правового государства и
гражданского общества. Только в правовом государстве человек может полнее
реализовать свои потребности, раскрыть способности, принести пользу
обществу.
Формирование правовой культуры особенно актуально для подросткового
периода, когда происходит процесс взросления. Подросток стремится к
взрослой жизни, но не всегда осознает границы дозволенного, объем своих
нрав и свобод. Это может приводить детей к правовым нарушениям,
психологическим травмам, правовому нигилизму. Очень важно в этот период
вооружить подростков правовыми знаниями, сформировать уважительное
отношение к правовой системе государства. Один из признаков правового
государства — защита прав и свобод граждан. В силу ограничения
дееспособности

подростков

очень важно

говорить с

учащимися

о

конституционных правах и свободах, об ограничениях и возможностях
осуществлении этих прав, о тесной связи прав и обязанностей гражданина.
школьных образовательных программах обычно выделяют не более одного
часа на эту тему или проводят ее как сквозную через весь учебный материал.
Проблема прав и свобод подростка будет интересна учащимся, так как
отражает их интересы, потребности и тесно связана с жизненной практикой,
различными правовыми ситуациями. Данный курс поможет получить
учащимся как теоретические знания, так и практический опыт. В этом курсе
особый акцент сделан на правовое поведение подростка в образовательном
пространстве.

От

педагога

потребуется

открытость,

смелость

и

справедливость в решении правовых ситуаций, умение искренно говорить с

подростками, вставать на их позицию, а также видеть ситуацию с разных
сторон.
Программа курса «Учимся жить в правовом государстве. Права и обязанности
подростков от 14 до 18 лет» рассчитана на учащихся 7—9-х классов.
Цель элективного курса — формирование правовой культуры подростков
через развитие их правового самосознания. Основные задачи курса:
- расширение и углубление знаний о правах и свободах человека и ребенка;
- показать неразрывную связь прав и свобод человека его обязанностям
- формировать уважительное отношение к правам и свободам других людей
- развивать умение защищать и отстаивать и свободы на практике, в
жизненных ситуациях
Сроки реализации программы — 1 год (34 часа)
Структура элективного курса
Учебные материалы элективного курса изложен по проблемно-тематическому
принципу: программа состоит из 10 тем. Каждая тема рассматривает права и
обязанности подростка в различных сферах и социальных институтах
общества: в школе, семье, поликлинике и т. д. В основу курса положены
системно-деятельностный подход.

Планируемые результаты
Личностные результаты:
- формирование гражданской идентичности и правового самосознания;
- усвоение правовых ценностей и гражданских традиций российского
общества;
- правового многообразия мира, уважение к свободам других людей;

- формирование мотивированности и направленности на активное правовое
поведение в обществе
Метапредметные результаты:
- умение понимать проблему, выдвигать пути решения, подирать аргументы в
защиту своей позиции, формулировать выводы
- способность самостоятельно организовывать свою дельность, оценивать ее,
определять сферу своих

интересов;

умение работать с правовыми

источниками информации (находить, анализировать и использовать в
самостоятельной деятельности);
- способность решать правовые и творческие задачи и представлять
результаты своей деятельности в различных формах: сообщение, презентация,
реферат, эссе;
готовность к групповой работе, освоение основ правового взаимодействия с
другими гражданами в школе и социальном окружении.
Предметные результаты:
- усвоение учебной информации о правах, свободах и обязанностях подростка
в современном обществе;
- знание терминологии и понятийного аппарата, относящегося к правам и
свободам человека и ребенка;
- умение анализировать правовые жизненные ситуации, в которые могут
попасть подростки, и принимать верные правовые решения;
приобретение навыков выражать и обосновывать свою позицию по поводу
защиты

Содержание курса.
Введение. Защита прав ребенка (2 часа)
Правовое государство и подросток. Всеобщая декларация прав человека.
Конвенция о правах ребенка. Права и свободы человека по Конституции РФ.
Единство права обязанностей. Обязанности гражданина РФ. Паспорт
гражданина РФ. Руководящие принципы ООН для предупреждения
преступности среди несовершеннолетних.
Раздел1 Ребенок в школе (12 часов)
Тема 1. Нормативно-правовая база зашиты подростка в школе (3 часа)
Документы, регулирующие все отношения учащихся. «Закон об образовании
и Российской Федерации». Устав образовательной организации. Права и
обязанности школьника ю школу. Поступление в 10-й класс.
Тема 2. Подросток и учебные занятия (4 часа)
Разные формы получения образования. Организация дополнительных
занятий. Внешний вид ученика. Выставление оценок. Формы проверки
знаний- Поощрения и наказания в школе. Пропуск занятий. Опоздание на
урок.
Тема 3. Государственная итоговая аттестация (2 часа)
Подготовка к экзаменам. Права и обязанности школьника Основной
государственный экзамен. Единый государственный экзамен.
Тема 4. Подросток и внеклассные занятия (3 часа)
Олимпиады, факультативы, кружки, внеклассные мероприятия. Частная
жизнь подростков. Труд в школе. Общественные организации в школе. Охрана
школы.
Раздел 2 Подросток в социуме (12 часов)
Тема 5. Подросток в семье (2 часа)

Частная жизнь подростка. Развод родителей. Потеря родителей. Жестокое
обращение с детьми в семье. Куда обращаться в трудной жизненной ситуации.
Тема 6. Подросток и здоровье (2 часа)
Здоровый образ жизни и подросток. Здоровье подростка в школе. Занятия
физкультурой и спортом. Подросток поликлинике и больнице. Тема 7.
Подросток и сверстники (4 часа)
Как строить отношения со сверстниками. Конфликт со сверстниками и пути
их решения. Ябедничество и доносительство. Агрессия, травля, драка.
Буллинг. Административные правонарушения. Уголовная ответственность.
Друзья и родители. Отношения девушка — юноша.
Тема 8. Подросток и работа (2 часа) Организация труда несовершеннолетних.
Предпринимательство и подросток. Творческая деятельность авторское право.
Эмансипация. Поиск работы. Увольнение.
Тема 9. Подросток и собственность (2 часа) Правоспособность и
дееспособность подростка п на личную собственность. Имущественные права.
Эмансипация. «Карманные» деньги. Подросток и н С‘ собственность.
Краденые вещи. Подросток в магазине
Раздел 3. Подросток и закон. (6 часов)
Тема 10. Подросток и полиция (2 часа)
Полицейский и подросток на улице. В отделении полиции. Подросток на
допросе. Обжалование действий сотрудников полиции.
Тема 11. Опасные ситуации в жизни (3 часа)
Подросток на улице, в общественном месте. Подросток на экскурсии или в
поездке. Подросток на транспорте: аварии, несчастные случаи. Зацеперы.
Один дома. Что делать, опасной ситуации.

Тема 12. Подросток и армия (1 час) Воинский учет и призывная комиссия.
Альтернативная гражданская служба.
Заключение. Итоговый проект (2 часа).

Электронные образовательные ресурсы

1. ФГИС Моя школа. https://myschool.edu.ru/
2. Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/
3. «Учи.ру»-интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к
проверочным работам, а также тематические вебинары по дистанционному
обучению. Методика платформы помогает отрабатывать ошибки учеников,
выстраивает их индивидуальную образовательную траекторию. https://uchi.ru/
4. «ЯКласс»- https://www.yaklass.ru/
5. «Сириус. Онлайн»- https://interneturok.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».