МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 34»
Приложение № 1.12
к ООП ООО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов
России. Базовый уровень»
для обучающихся 5-6 классов
г. Нижний Новгород
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Общая характеристика учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
Программа предметной области «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» (далее ‒ ОДНКНР) для 5-6 классов основной школы
образовательных организаций составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования
(личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования
(предметная область и программа комплексного учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»),
а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на
ступени основного общего образования, необходимость формирования
межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина
носит культурологический, воспитательный и развивающий характер, что позволяет
представить духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской
гражданской идентичности на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей в качестве важнейшего результата изучения данного курса.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как
значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из
ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих
дальнейшему развитию российского общества, формированию гражданской
идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
(утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400,
пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности
объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство
и лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом
ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Учебный курс ставит задачи систематического и последовательного сообщения
обучающимся знаний, отражающих основные традиционные религиозные и
культурные ценности и дает возможность познакомить обучающихся с моральными
нормами, основанными на традиционном понимании нравственности как
благонравия, взаимоуважения, милосердия, взаимопомощи, миролюбия, согласия,
достоинства, долга, ответственности, совести, чести гражданина России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала,
гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических
чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование
исторической памяти.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность, изучая
религиозные культуры России, расширять и углублять полученные в рамках
школьных предметов учебного плана знания о прошлом и настоящем родной страны,
находить в истории российского общества связи с традиционной духовнонравственной культурой, развивать личностные качества с опорой на традиционные
духовно-нравственные ценности.
Методологической основой содержания программы являются:
‒ фундаментальные положения философско-богословского наследия и работы
ученых отечественной психолого-педагогической школы (о закономерностях
духовно-нравственного развития личности; о методах, формах духовнонравственного воспитания в соответствии с возрастными возможностями
обучающихся; о принципах отбора учебного материала);
‒ положения действующего законодательства в области системы образования.
Содержание программы курса формируется и преподаётся в соответствии с
принципами:
‒ исторического соответствия религиозным традициям России;
‒ культурологичности и культуросообразности;
‒ личностно-ценностного соответствия требованиям возрастной
педагогики и психологии;
‒ укрупнения дидактических единиц текста и содержательных обобщений
(крупноблочность);
‒ терминологического единства (точного определения понятий духовнонравственной культуры для понимания культурообразующих содержательных
элементов программы и создания единого образовательного пространства,
формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным
феноменам);
‒ формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской
идентичности.
Основными содержательными компонентами программы являются знания о
духовно-нравственной (религиозной) культуре народов России:
‒ как системе духовно-нравственных отношений (человека к Богу, к обществу, к
людям, себе, миру вещей, к миру природы);
‒ как о творческом процессе и его результате (создатели и объекты религиозной
культуры);
‒ как системе средств выражения.
Ни один из компонентов не может быть опущен при изучении предмета ОДНКНР,
что определяет отбор содержания материала программы.
В процессе изучения курса, обучающиеся получают представление о
существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой,
обусловленности культурных реалий современного общества его духовнонравственным обликом.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом
как многонациональное, поликонфессиональное государство, с базовыми
культурными и духовно-нравственными ценностями, законами и на микроуровне
(собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных
традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся
как личность).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целью изучения учебного курса ОДНКНР является формирование базовой
культуры личности обучающихся и ориентирована на:
формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся
через формирование единого культурного пространства России в контексте
процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия религий и
национальных культур;
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию
своей гражданской принадлежности к Отечеству России;
формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям
представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к
диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
идентификация
собственной личности как полноправного субъекта
культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
овладение
предметными компетенциями культурологических знаний,
необходимых для личностной самоидентификации с учетом традиций и ценностей
отечественной культуры и имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и
нравственных норм, необходимых для достойной жизни личности, семьи, общества,
ответственного отношения к будущему отцовству и материнству в социокультурном
контексте истории России;
становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и
готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог
при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
обеспечение самоопределения личности, создание условий ее самореализации;
воспитание гражданственности и патриотизма, ответственности, культуры
общения, любви к Родине, семье, согражданам на основе исторических ценностей как
основы консолидации общества.
обучение рефлексии собственного поведения через развитие навыков
обоснованных нравственных суждений оценок и выводов;
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому,
религиозному и культурному наследию народов России;
развитие исторической памяти и содействие осознанному формированию
мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных
российских духовно-нравственных ценностей;
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего
образования, способствуя:
расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре
и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при
изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира,
литературного чтения и других предметов начальной школы;
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов
России, их роли в развитии современного общества;
формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных,
этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих
поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед
обществом и государством;
воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и
религиозным традициям своего народа и других народов России, доброжелательному
отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других
культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному
обогащению культур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения,
способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных
стратегий и идеалов;
осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей,
проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических
мотивов над потребительскими и эгоистическими;
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества,
объединяющих светскость и духовность;
формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций,
способствующих развитию общества в целом.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
изучается в 5 и 6 классах не менее одного часа в неделю. Общее количество - 68 часов
(34 ч. – 5 класс, 34 ч. – 6 класс). Учебный предмет ОДНКНР входит в аттестационный
документ основного общего образования.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 класс (34 ч) тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество.
Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер
морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и
угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской
Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент
культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их
взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад
народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык
межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России.
Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества.
Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь
между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль,
нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная
культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России.
Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний . Образование
как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание
о культуре народов России.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура.
Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны
Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное
воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и
семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семь.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда.
Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное
древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь
между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.
Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм.
Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества.
Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд . Важность
труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание,
милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа,
государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её
фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману.
Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен
ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как
способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России .
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион
уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России.
Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных
идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные.
Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели
истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения
эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его
музыке и инструментах.
Тема 28 . Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному
искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика.
Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и
его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры
народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое
занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с
использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта.
Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных
традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
6 класс (34 ч)
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1. Мир культуры: его структура.
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной
культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научнотехнический прогресс как один из источников формирования социального облика
общества.
Тема 2. Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного
взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка
принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России.
Тема 3. История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в
разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат
исторического развития народов России.
Тема 4. Прогресс: технический и социальный.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий
труд. Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на
культуру и ценности общества?
Тема 5. Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания.
Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для
современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ
передачи ценностей.
Тема 6. Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и
свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие
и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей.
Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт
современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов
России.
Тематический блок 2.
«Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал
человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и
равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как
регулятор свободы.
Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство
человеческих качеств . Единство духовной жизни.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст.
Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми.
Самостоятельность как ценность.
Тема 11. Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления.
Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и
религиозный идеал человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика.
Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни.
Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 14. Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь.
Выполнение проекта.
Тематический блок 3.
«Человек как член общества»
Тема 15. Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень,
тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда.
Тема 16. Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в
мирное время. Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные
границы Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания.
Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство.
Отражение этих явлений в культуре общества
Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений .
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность.
Волонтёрство. Общественные блага.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной
культуры народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма.
Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный
работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих
профессий.
Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как
нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность
меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества
в целом.
Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и
духовного прогресса общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие
страны. Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных.
Тема 24. Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии.
тематический блок 4. «родина и патриотизм»
Тема 25. Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином.
Нравственные качества гражданин.
Тема 26. Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность
патриотизма.
Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом.
Военные подвиги. Честь. Доблесть.
Тема 28. Государство. Россия — наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства.
Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть
гражданином. Российская гражданская идентичность.
Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие
качества человека.
Тема Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?» .
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих
целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов,
составляющих содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской
гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности
и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему России через представления об
исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовнонравственных ценностей в становлении российской государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, потребительстве; сформированность
понимания традиционных ценностей российского общества, способность к духовнонравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовнонравственному
самосовершенствованию;
воспитание
веротерпимости,
уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил
поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества на основе традиционных ценностей
отечественной духовно-нравственной культуры;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам, основанного на традиционных ценностях и культурных традициях
России;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности
семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение
обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных
областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные,
регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и
социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией:
восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе
цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы (логические УУД);
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические /
моделирование);
смысловоечтение;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное
сотрудничество);
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач (планирование);
умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль
и коррекция);
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения (оценка);
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная
рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний,
умений и способов действий, специфических для предметной области «ОДНКНР»;
предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании проектов.
Предметные результаты учебного предмета включают освоение научных
знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей
предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности
по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
- знать основные нормы морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России;
- знать и давать определения терминам «культура», «материальная культура»,
«духовно-нравственная культура», «религия», «мораль», «нравственность»,
«гуманизм» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
- осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать
основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с
реальными проявлениями культурного многообразия;
- характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для
личности и общества;
- понимать взаимосвязь культуры и образованности человека; - приводить
примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и
профессиональным ростом человека;
- понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием
общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса
познания как получения новых сведений о мире.
- обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра
и зла; - понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
«взаимопомощь»,
«сострадание»,
«милосердие»,
«любовь»,
«дружба»,
«коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким»;
- характеризовать многосторонность понятия «этика»;
- объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре
народов России и соотносить их с личным опытом; - обосновывать важность и
необходимость нравственности для социального благополучия общества и
личности;
- доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (34 часа)
№
тем
ы
Тема урока
Количество часов
Всего
Контрольные Практические
работы
работы
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
Зачем изучать курс
«Основы духовнонравственной культуры
народов России»?
День знаний
1
0
0
https://educ ont.ru
2
Наш
домРоссия. День окончания
Второй мировой войны.
1
0
0
https://sferu
m.ru/?p=sta
Язык и история.
1
3
rt
0
0
https://uchi.
ru/main
4
Русский
язык — язык общения и
язык возможностей.
1
0
0
https://educ ont.ru
5
Истоки
культуры.
Учителя.
родной
День
1
0
0
https://educ ont.ru
6
Материальная культура.
1
0
0
https://sferu
m.ru/?p=start
7
Духовная культура.
1
0
0
https://educ ont.ru
8
Культура
и религия.
День памяти жертв
политических репрессий.
1
0
0
https://sferu
m.ru/?p=start
9
Культура
и
образование.
1
0
0
https://uchi.
10
Многообразие культур
России. День народного
единства.
1
0
0
https://sferu
m.ru/?p=start
11
Семья - хранитель
духовных ценностей.
1
0
0
https://educ ont.ru
12
Родина начинается с
семьи. День матери.
1
0
0
https://educ ont.ru
13
Традиции семейного
воспитания в России.
1
0
0
https://uchi.ru/
14
Образ семьи в культуре
народов
России.Международный
день инвалидов.
1
0
0
https://sferu
m.ru/?p=sta
rt
15
Труд в истории семьи.
1
0
0
https://educ ont.ru
16
Семья в современном
мире.
1
0
0
https://sferu
m.ru/?p=start
17
Личность общество
культура. День
Конституции
Российской Федерации.
1
0
0
https://uchi.
ru/main
ru/
18
Духовный мир человека.
Человек-творец
культуры.
1
0
0
https://sferu
m.ru/?p=start
19
Личность
и
духовнонравственные
ценности. Рождество
Христово.
1
0
0
https://educ ont.ru
20
Историческая
память
как
духовно-нравственная
ценность.
1
0
0
https://uchi.
Литература как язык
культуры. «Татьянин
день»
(праздник
студентов).
1
21
ru/
0
0
https://sferu
m.ru/?p=sta
rt
22
Взаимовлияние культур. 1
0
0
https://uchi.ru/
23
Духовно-нравственные
ценности российского
народа.
День русской науки.
1
0
0
https://sferu
m.ru/?p=sta
24
Регионы России:
культурное
многообразие.
1
0
0
https://educ ont.ru
25
Праздники в культуре
народов России. День
защитника Отечества.
1
0
0
https://sferu
m.ru/?p=sta
rt
26
Памятники архитектуры 1
в культуре народов
России.
0
0
https://educ ont.ru
27
Музыкальная культура
народов России.
1
0
0
https://sferu
m.ru/?p=start
28
Изобразительное
искусство народов
России.
1
0
0
https://uchi.ru/
29
Фольклор и литература
народов России.
1
0
0
https://educ ont.ru
rt
3031
3233
34
Бытовые традиции
народов
1
0
0
https://sferu
m.ru/?p=sta
России: пища, одежда,
дом. Праздник
Весны и Труда.
Культурная карта
России.
rt
1
0
0
https://educ ont.ru
Единство страны — 1
залог будущего России.
День
славянской
письменности
и
культуры.
0
0
https://uchi.
ru/
6 класс (34 часа)
№
тем
ы
1
Тема урока
Количество часов
Всего
Мир культуры:
структура.
Контрольные Практичес
работы
кие работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
его 1
0
0
https://educ ont.ru
День знаний.
2
Культура России:
многообразие
регионов.
1
0
0
https://sferu m.ru/?p=sta
rt
3
История быта как
история культуры.
1
0
0
https://uchi.
Прогресс:
1
0
0
https://educ ont.ru
4
ru/main
технический и
социальный.
5
Образование в
культуре народов
России. День
Учителя.
1
0
0
https://educ ont.ru
6
Права и обязанности
человека.
День отца.
1
0
0
https://sferu m.ru/?p=sta
rt
7
Общество
и
религия: духовнонравственное
взаимодействие.
1
0
0
https://educ ont.ru
8
Современный мир:
самое важное.
1
0
0
https://sferu m.ru/?p=sta
9
10
11
rt
Каким должен быть 1
человек?
Духовнонравственный
облик
и
идеал
человека.
0
Взросление
1
человека
в
культуре народов
России. Международн
ый
день инвалидов.
0
Религия
источник
1
0
0
https://educ ont.ru
1
0
0
https://educ ont.ru
1
0
0
https://uchi.
как
0
https://uchi.
ru/main
0
https://sferu m.ru/?p=sta
rt
нравственности.
12
Наука
как
источник
знания о человеке и
человеческом.
13
Этика
и
нравственность как
категории духовной
культуры.
Битва
за Москву,
Международный день
добровольцев.
Самопознание.
ru/
1
0
0
https://sferu m.ru/?p=sta
rt
16
Труд делает человека 1
человеком.
0
0
https://educ ont.ru
17
Подвиг:
как
узнать героя? День
спасателя.
0
0
https://sferu m.ru/?p=sta
rt
1415
1
18
19
Люди в обществе:
духовно-нравственное
взаимовлияние.
1
Проблемы
современного
общества
отражение
духовнонравственного
самосознания.
1
0
0
https://uchi.
ru/
0
0
https://sferu m.ru/?p=sta
rt
как
его
20
Духовно-нравственные 1
ориентиры социальных
отношений.
0
0
https://educ ont.ru
21
Гуманизм
как
1
сущностная
характеристика
духовно-нравств
енной культуры
народов России.
День снятия блокады
0
0
https://uchi.
ru/
Ленинграда; День
освобождения
Красной армией
крупнейшего "лагеря
смерти"
АушвицБиркенау
(Освенцима) - День
памяти
жертв
Холокоста.
22
23
24
Социальные
1
профессии;
их
важность
для
сохранения духовнонравственного облика
общества.
0
Выдающиеся
благотворители в
истории.
0
Благотворительность
как нравственный
долг.
Выдающиеся учёные
России.
1
0
https://sferu m.ru/?p=sta
rt
0
https://uchi.
ru/
1
0
0
https://sferu m.ru/?p=sta
Наука
как
rt
источник социального
и духовного прогресса
общества. День
космонавтики.
25
Моя профессия.
1
0
0
https://educ ont.ru
26
Гражданин.
1
0
0
https://sferu m.ru/?p=sta
rt
27
Патриотизм.
1
0
0
https://educ ont.ru
28
Защита
1
0
0
https://sferu m.ru/?p=sta
Родины: подвиг или
долг? День памяти о
геноциде советского
народа нацистами и
их пособниками в годы
Великой
Отечественно
й
войны.
rt
29
Государство. Россия
— наша родина.
1
0
0
https://uchi. ru/
30
Гражданская
идентичность.
1
0
0
https://educ ont.ru
Моя школа и мой
класс.
1
0
0
https://sferu m.ru/?p=sta
32
Человек: какой он?
1
0
0
https://educ ont.ru
33-
Человек
культура.
2
0
0
https://uchi.
День Победы.
31
34
и
rt
ru/
5 класс
№
тем
ы
Тема урока
Количество часов
Всего
Контрольные Практические
работы
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1
Зачем изучать курс
«Основы духовнонравственной культуры
народов России»?
День знаний
1
0
0
https://educ ont.ru
2
Наш
Россия.
1
0
0
https://sferu
m.ru/?p=sta
дом-
rt
День окончания Второй
мировой войны.
3
Язык и история.
1
0
0
https://uchi.
ru/main
4
Русский
1
язык — язык общения и
язык возможностей.
0
0
https://educ ont.ru
5
Истоки
культуры.
Учителя.
родной 1
День
0
0
https://educ ont.ru
6
Материальная культура. 1
0
0
https://sferu
m.ru/?p=start
7
Духовная культура.
1
0
0
https://educ ont.ru
8
Культура
1
0
0
https://sferu
m.ru/?p=sta
и религия.
День памяти жертв
политических репрессий.
9
10
rt
Культура
и
образование.
1
Многообразие культур
России.
1
День народного
единства.
0
0
https://uchi.
ru/main
0
0
https://sferu
m.ru/?p=sta
rt
11
Семья - хранитель
духовных ценностей.
1
0
0
https://educ ont.ru
12
Родина начинается с
семьи.
День матери.
1
0
0
https://educ ont.ru
13
Традиции семейного
воспитания в России.
1
0
0
https://uchi.
14
Образ семьи в культуре
народов России.
Международный день
инвалидов.
1
0
0
https://sferu
m.ru/?p=sta
rt
15
Труд в истории семьи.
1
0
0
https://educ ont.ru
16
Семья в современном
мире.
1
0
0
https://sferu
m.ru/?p=sta
rt
17
Личность общество
культура.
1
0
0
https://uchi.
ru/
ru/
День Конституции
18
Российской Федерации.
Духовный мир
человека. Человектворец культуры.
1
0
0
https://sferu
m.ru/?p=sta
rt
19
Личность
и духовно- 1
нравственные ценности.
Рождество Христово.
0
0
https://educ ont.ru
20
Историческая
память
как
духовно-нравственная
ценность.
0
0
https://uchi.
21
22
1
ru/
Литература как язык 1
культуры. «Татьянин
день»
(праздник
студентов).
0
Взаимовлияние культур. 1
0
0
https://sferu
m.ru/?p=sta
rt
0
https://uchi.
ru/
Духовно-нравственные
ценности российского
народа.
День русской науки.
1
Регионы России:
культурное
многообразие.
1
0
0
https://educ ont.ru
1
0
0
https://sferu
m.ru/?p=sta
rt
26
Памятники
1
архитектуры в культуре
народов России.
0
0
https://educ ont.ru
27
Музыкальная культура
народов России.
0
0
https://sferu
m.ru/?p=sta
23
24
25
Праздники
в
0
0
https://sferu
m.ru/?p=sta
rt
культуре народов
России. День
защитника
Отечества.
1
rt
28
29
Изобразительное
искусство народов
России.
1
Фольклор
1
0
0
https://educ ont.ru
1
0
0
https://sferu
m.ru/?p=sta
и
0
0
https://uchi.
ru/
литература народов
России.
3031
3233
34
Бытовые традиции
народов
России: пища, одежда,
дом. Праздник
Весны и Труда.
Культурная карта
России.
rt
1
0
0
https://educ ont.ru
Единство страны — 1
залог будущего России.
День
славянской
письменности
и
культуры.
0
0
https://uchi.
ru/
класс
№
тем
ы
1
Тема урока
Количество часов
Всего
Мир культуры: его структура. 1
Контрольные Практические
работы
работы
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
0
0
https://educ
ont.ru
День знаний.
2
Культура России:
многообразие регионов.
1
0
0
https://sferu
m.ru/?p=sta
rt
3
История быта как история
культуры.
1
0
0
https://uchi.
Прогресс:
1
0
0
https://educ
ont.ru
4
ru/main
технический и социальный.
5
Образование в культуре
народов России. День
Учителя.
1
0
0
https://educ
ont.ru
6
Права и обязанности
человека.
День отца.
1
0
0
https://sferu
m.ru/?p=sta
7
Общество
и религия:
духовно-нравственное
взаимодействие.
1
0
0
https://educ
ont.ru
8
Современный мир: самое
важное.
1
0
0
https://sferu
m.ru/?p=sta
rt
rt
9
10
Каким должен быть человек? 1
Духовнонравственный облик
и идеал человека.
0
Взросление
человека
в культуре
народов России.
Международн
ый
день инвалидов.
0
1
0
https://uchi.
ru/main
0
https://sferu
m.ru/?p=sta
rt
11
Религия
как источник
1
0
0
https://educ
ont.ru
1
0
0
https://educ
ont.ru
1
0
0
https://uchi.
нравственности.
12
Наука
как
источник
знания
о
человеке
человеческом.
13
Этика
и
и
нравственность как категории
духовной культуры.
Битва
за
ru/
Москву,
14-
Международный день
добровольцев.
Самопознание.
1
0
0
https://sferu
m.ru/?p=sta
rt
15
16
Труд делает человека
человеком.
1
0
0
https://educ
ont.ru
17
Подвиг:
как узнать
героя? День спасателя.
1
0
0
https://sferu
m.ru/?p=sta
rt
18
Люди в обществе: духовно1
нравственное взаимовлияние.
0
0
https://uchi.
Проблемы
современного 1
общества как отражение его
духовно-нравственного
самосознания.
0
20
Духовнонравственные
ориентиры социальных
отношений.
1
0
0
https://educ
ont.ru
21
Гуманизм
как сущностная 1
характеристика духовнонравств енной культуры
народов России.
День снятия блокады
0
0
https://uchi.
19
ru/
0
https://sferu
m.ru/?p=sta
rt
ru/
Ленинграда; День
освобождения Красной
армией крупнейшего "лагеря
смерти" АушвицБиркенау
(Освенцима) - День памяти
жертв Холокоста.
22
23
24
Социальные профессии; их 1
важность для сохранения
духовнонравственного
облика общества.
0
Выдающиеся благотворители 1
в истории.
0
Благотворительность как
нравственный долг.
Выдающиеся учёные России.
Наука
как
1
0
https://sferu
m.ru/?p=sta
rt
0
https://uchi.
ru/
0
0
https://sferu
m.ru/?p=sta
rt
источник социального и
духовного прогресса
общества. День
космонавтики.
25
Моя профессия.
1
0
0
https://educ
ont.ru
26
Гражданин.
1
0
0
https://sferu
m.ru/?p=sta
rt
27
Патриотизм.
1
0
0
https://educ
ont.ru
28
Защита
1
0
0
https://sferu
m.ru/?p=sta
Родины: подвиг или долг?
День памяти о геноциде
советского
народа
нацистами и их пособниками
в
годы
Великой
Отечественно й войны.
29
Государство. Россия — наша 1
родина.
rt
0
0
https://uchi.
ru/
Гражданская идентичность.
30
1
0
0
https://educ
ont.ru
1
0
0
https://sferu
m.ru/?p=sta
День Победы.
Моя школа и мой класс.
31
rt
32
Человек: какой он?
1
0
0
https://educ
ont.ru
33-
Человек
2
0
0
https://uchi.
и культура.
34
ru/
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. Основы духовно- нравственной культуры народов
России 5 класс. Учебник. М. Вентана-Граф,2018,2019г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Основы духовно-нравственной культуры народов России : 5 класс : методические
рекомендации / Н. Ф. Виноградова. — М. : Вентана-Граф
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://uchi.ru/
https://sferu m.ru/?p=start
https://sferu m.ru/?p=start
http://orkce.apkpro.ru