Приложение № 24
к основной образовательной программе
среднего общего образования
Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности
«Школа волонтера»
направление: социальное
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Kурс внеурочной деятельности «Школа волонтёра» предназначен для работы с
учащимися 10—11 классов в рамках социального направления внеурочной деятельности и
направлен на формирование у учащихся личностной и гражданской позиции, усвоение ими
гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества,
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Образование для современного ученика — это не только овладение базовыми
знаниями, но и поиск ответов на самые главные вопросы: «Для чего я живу?», «В чём смысл
моего существования?».
Сегодня роль школы в формировании у ребёнка ценностных ориентиров, активной
гражданской позиции является неоспоримой, и эта задача возлагается государством на
школу. Закон «Об о6разовании в Российской Федерации» трактует понятие «образование»
не только как «знания, умения, навыки», но и как «ценностные установки», «опыт
деятельности». Реализация федеральных государственных образовательных стандартов в
современной школе предполагает обязательное наличие курсов внеурочной деятельности,
их направленность на достижение личностных и метапредметных результатов.
Программа внеурочной деятельности «Школа волонтёра» отвечает задачам
социального направления внеурочной деятельности, нацеленного на формирование
осознанной, инициативной, социально-полезной деятельности. Она составлена с учётом
требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования.
Целью курса является не только интеллектуальное, но и духовно- нравственное,
творческое и физическое развитие человека, а также удовлетворение его особых
индивидуальных образовательных потребностей и интересов.
Задачи курса:
●
формирование у обучающихся представления об отечественных и
мировых традициях волонтёрского движения;
осознание старшеклассниками ответственности за настоящее и будущее своей
страны, формирование у них активной жизненной позиции;
● формирование у обучающихся опыта и навыков для реализации собственных
идей, и проектов в социальной сфере;
● освоение старшеклассниками форм социально-преобразовательной
деятельности.
Данный курс рекомендуется для организации работы волонтёрских кружков, клубов
и других форм общественно полезных практик на уровне среднего общего образования. На
групповых и индивидуальных занятиях возможно использование широкого спектра видов
деятельности: решение учебных кейсов, разбор ситуаций, защита мини-проектов и т. д. В
процессе выполнения практических заданий, учащиеся смогут определить свои интересы,
выбрать направления волонтёрской работы, оценить перспективы разработки собственных
волонтёрских проектов.
Промежуточная аттестация проводится в форме творческого задания, основывается на
встроенном педагогическом наблюдении по системе оценки «Зачёт/незачёт». По итогам
промежуточной аттестации классным руководителем оформляется ведомость.
●
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в
обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование неравнодушного отношения к жизненным проблемам других людей,
сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе
и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и
поступков других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим,
заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к
ним;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью координатора; •
проговаривать последовательность действий;
уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией,
уметь работать по предложенному плану, вести диалог;
учиться совместно с координатором и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности других обучающихся и своей.
Познавательные УУД:
делать предварительный отбор источников информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, интернет
ресурсы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию - делать выводы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
уметь донести свою позицию до других;
слушать и понимать речь других, используя диалог, эмпатию и способы эффективного
общения;
уметь договариваться о правилах общения, поведения и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), работать в
группах.
Предметные результаты
В результате освоения материала курса внеурочной деятельности «Школа волонтёра»
учащиеся научатся:
осознавать важность уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре;
вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
осознавать свою готовность к решению моральных проблем на основе личностного выбора;
понимать ценность нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
понимать значимость целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для се6я новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в уче6ной и познавательной деятельности; организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов участников группы;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей
деятельности.
Выпускник научится:
знать права и обязанности волонтеров;
проводить профилактические акции, направленные на формирование здоровых привычек,
установок и взглядов;
основным формам и методам работы волонтеров;
получать информацию о ЗОЖ и способам, как донести эту информацию до окружающих;
способам укрепления здоровья;
основным направлениям деятельности волонтерского отряда;
правилам эффективного общения со сверстниками;
овладеет основными практическими умениями в области социальных отношений и социального
проектирования;
Выпускник получит возможность научится:
уверенно и успешно общаться с учащимися и взрослыми;
планировать, организовывать и проводить различные мероприятия, конкурсы;
работать в команде;
проводить профилактическую работу в школе;
аргументировано отстаивать свою позицию, высказывать свое точку зрения с учетом мнения
окружающих;
владеть нормами и правилами уважительного отношения;
анализировать и прогнозировать свою деятельность;
агитировать учащихся в ряды волонтеров.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10 класс
Тема 1. Вводное занятие (1 ч)
Введение. Волонтёры меняют мир.
Виды деятельности: беседа, работа в группе, мозговой штурм
Тема 2. Волонтёрская деятельность в России (22 ч)
Из истории волонтёрского движения в России: Древняя Русь и Московское
княжество, императорская Россия, советский период, современная Россия. Правовое
регулирование волонтёрской деятельности в России: нормативно-правовая база
добровольчества (волонтёрства); волонтёр и доброволец; цели деятельности волонтёра;
права и обязанности волонтёра. Правовые условия осуществления волонтёрской
деятельности. Единая информационная система в сфере развития добровольчества
(волонтёрства). Особенности волонтёрской деятельности. Волонтёрские группы и
волонтёрские организации: организаторы и участники волонтёрской деятельности;
индивидуальное и групповое волонтёрство; волонтёрская группа; волонтёрская
организация. Направления деятельности волонтёров: социальное волонтёрство, культурное
волонтёрство, экологическое волонтёрство, событийное волонтерство, медиаволонтерство, медицинское волонтерство, спортивное волонтерство, патриотическое
волонтерство, волонтерство в сфере общественной безопасности, зооволонтерство.
Виды деятельности: беседа, работа в группе, мозговой штурм, создание интеллекткарты, защита проектов, ролевая игра, пресс- конференция, создание инструкции, диалог-
игра, решение уче6ных кейсов, работа с нормативно-правовыми источниками, выступление
с подготовленным сообщением, работа с интернет-ресурсами, создание коллажа,
разработка и защита мини-проекта, создание мотивационной презентации.
Тема 3. Вы решили стать волонтёром (10 ч)
Мотивация к участию в волонтёрской деятельности: ценности личности; базовые
ценности для волонтёра, мотивация деятельности волонтёра. Как стать волонтёром: выбор
направления волонтёрской деятельности; поиск волонтёрской организации или
волонтёрского проекта; прохождение собеседования при приёме в волонтёрскую
организацию и обучение волонтёров. Что нео6ходимо знать и уметь волонтёру: требования,
предъявляемые к волонтёру; личная книжка волонтёра.
Виды деятельности: беседа, выполнение диагностики, диалог-игра, выступление с
подготовленным сообщением, работа с Интернет-ресурсами, диспут, создание плаката,
защита проекта, разбор учебных кейсов, создание самопрезентации в формате
видеообращения, написание мотивационного письма.
11 класс
Тема 1. Вводное занятие (1 ч)
Введение. Волонтёры меняют мир.
Виды деятельности: беседа, работа в группе, мозговой штурм
Тема 2. Психологическая подготовка волонтеров (11 ч)
Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности детей младшего
школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Особенности работы. Вид
занятия –теоретическое. Психологические особенности людей пожилого возраста. Психологический,
биологический, социальный возраст людей пожилого возраста. Отношение к пожилым в обществе.
Просмотр и обсуждение фильма «Бабуся». Тренинг личностного роста. «Каков я на самом деле». «Мои
сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение».
«Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать». Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и
невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение,
приемы выхода из конфликта. Тренинг толерантности. Критерии толерантного и интолерантного
поведения. Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и чужие».
Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие навыков
эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества.
Виды деятельности: беседа, выполнение диагностики, ролевые игры, диспут,
разбор учебных кейсов.
Тема 3. Волонтёрский проект: от идеи к результатам (9 ч)
Что такое волонтёрский проект: проект как форма осуществления волонтёрской
деятельности; что необходимо знать для успешной реализации волонтёрского проекта.
Разработка волонтёрского проекта: формулирование идеи проекта, постановка целей и
задач проекта, составление плана, формирование команды, определение ресурсов, начало
реализации проекта. Реализация волонтёрского проекта: привлечение ресурсов,
презентация волонтёрского проекта, воплощение проекта (создание проектного продукта).
Подведение итогов проекта: оценка результативности проекта, подготовка и публикация
отчёта о проекте, создание портфолио проекта, встреча участников проекта,
благодарственные письма спонсорам и партнёрам проекта.
Виды деятельности: беседа, работа в группе, мозговой штурм, решение учебных задач,
работа с интернет-ресурсами, создание листовки – флаера, подготовка и защита роекта.
Тема 4. Из опыта волонтёрской деятельности (12 ч)
Разработка проекта помощи детям-сиротам «Обмен талантами». Организация
праздника для пожилых людей «Новый год от чистого сердца». Организация творческого
фестиваля «Без разницы». Организация школьного волонтёрского центра. Подготовка
развлекательной программы для детей «Хорошее настроение». Экологический проект «Лес
своими руками». Эколого-просветительский проект «Послание в лесу». Организация
фестиваля «Здоровый о6раз жизни? Легко!». Проект по созданию социального ролика.
Организация образовательной программы (курса- тренинга) школьным волонтёрским
центром.
Виды деятельности: практические работы по решению учебных кейсов.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема занятия
Содержание занятия
Количество
часов
Тема 1. Вводное занятие (1 ч)
Тема 2. Волонтёрская деятельность в России (22 ч)
1
Из истории
Из истории волонтёрского движения в
волонтёрского движения России: Древняя Русь и Московское
княжество. Волонтёрство в императорской
России
1
2
Волонтёрское движение: Волонтёрство в советский период и в
ХХ и ХХI века
современной России
1
Правовое
регулирование
волонтёрской
деятельности в России
Правовое регулирование волонтёрской
деятельности в России: нормативноправовая база добровольчества
(волонтёрства)
2
6
Волонтёр и доброволец
Понятия «волонтёр» и «доброволец»; цели
деятельности волонтёра
1
7
Права и обязанности
волонтёра
Правовые условия осуществления
волонтёрской деятельности: права и
обязанности волонтёра
1
8
Развитие волонтёрства
Единая информационная система в сфере
развития до6ровольчества (волонтёрства)
1
9-10 Волонтёрская
деятельность
Организаторы и участники
волонтёрской деятельности.
Индивидуальное и групповое
волонтёрство
2
11
Волонтёрская группа
Участники волонтёрской группы, лидер
группы
1
12-
Волонтёрская
организация
Отличие волонтёрской организации от
волонтёрской группы, оформление
волонтёрской организации
2
14
Социальное
волонтёрство
Особенности и задачи социального
направления деятельности
волонтёров
1
15
Kультурное
волонтёрство
Особенности и задачи
культурного волонтёрства
1
16
Экологическое
волонтёрство
Особенности и задачи экологического
волонтёрства.
1
Событийное
волонтерство
Особенности и задачи событийного
волонтерства
1
Медиа-волонтерство
Особенности и задачи медиаволонтерства
1
Медицинское
волонтерство
Особенности и задачи медицинского
волонтерства
1
Спортивное
волонтерство
Особенности и задачи спортивного
волонтерства
1
Патриотическе
волонтерство
Особенности и задачи патриотического
волонтерства
1
Волонтерство в сфере
общественной
безопасности
Особенности и задачи волонтерства в
сфере общественной безопасности
1
Зооволонтерство
Особенности и задачи зооволонтерства
1
13
Тема 3. Вы решили стать волонтёром (10 ч)
1718
1921
Kак возникает решение
стать волонтёром?
Мотивация к участию в волонтёрской
деятельности. Ценности личности. Базовые
ценности для волонтёра
2
Kак стать волонтёром?
Выбор направления волонтёрской
деятельности. Поиск волонтёрской
организации или волонтёрского проекта.
Прохождение собеседования при приёме
в волонтёрскую организацию и о6учение
волонтёров
3
2223
Что нео6ходимо знать и
уметь волонтёру?
Как выбрать
волонтерское
направление?
Тре6ования, предъявляемые к волонтёру.
Личная книжка волонтёра
2
Работа в группах:
-составить
презентацию
о
любом
волонтерском направлении
- разработка и проведение акции по одному из
направлении
Промежуточная аттестация
3
1
11 класс
№
п/п
Тема занятия
Содержание занятия
Количество
часов
Тема 1. Вводное занятие (1 ч)
Тема 2. Психологическая подготовка волонтеров. (11 ч)
Особенности работы с
младшими школьниками
Особенности
работы
с
младшими
школьниками. Психологические особенности
детей младшего школьного возраста.
Новообразования,
проблемы
младших
школьников. Особенности работы.
2
Психологические
особенности
людей пожилого
возраста
Психологические особенности людей пожилого
возраста. Психологический, биологический,
социальный возраст людей пожилого возраста.
Отношение к пожилым в обществе. Просмотр и
обсуждение фильма «Бабуся».
2
Тренинг личностного
роста
Тренинг личностного роста. «Каков я на
самом деле». «Мои сильные и слабые
стороны».
«Моя
индивидуальность».
«Уверенное и неуверенное поведение».
«Эмоции и чувства». «Проблемы можно
ешать».
2
Тренинг
коммуникативных
навыков
Тренинг
коммуникативных
навыков.
Вербальная и невербальная информация.
Эффективные
приемы
общения.
Взаимопомощь. Бесконфликтное общение,
приемы выхода из конфликта. Ролевые игры
«Воздушный шар», «Необитаемый остров».
Вид занятия – практическое
2
Тренинг толерантности
Тренинг
толерантности.
Критерии
толерантного и интолерантного поведения.
Ксенофобия,
геноцид,
этноцентризм,
экстремизм. Ролевая игра «Свои и чужие».
3
Социальные
стереотипы
поведения.
Неформальные молодежные объединения.
Развитие навыков эмпатии, понимания друг
друга. Развитие навыков сотрудничества и
взаимодействия
Тема 3. Волонтёрский проект: от идеи к результатам (9 ч)
24
Что необходимо знать
для успешной
реализации
волонтёрского проекта?
Проект как форма осуществления
волонтёрской деятельности; что
необходимо знать для успешной реализации
волонтёрского проекта
2
25
Разработка
волонтёрского проекта
Формулирование идеи проекта,
постановка целей и задач проекта,
составление плана, формирование
команды, определение ресурсов
3
26
Реализация
волонтёрского проекта
Начало реализации проекта, привлечение
ресурсов, презентация волонтёрского
проекта
2
27-
Подведение
итогов проекта
Оценка результативности проекта,
подготовка и пу6ликация отчёта о проекте,
создание портфолио проекта, встреча
участников проекта, встреча участников
проекта, благодарственные письма
спонсорам и партнёрам проекта
2
28
Тема 4. Из опыта волонтёрской деятельности (12 ч)
29
Помощь детям и
пожилым людям
Разра6отка проекта помощи детям-сиротам
«Обмен талантами». Организация праздника
для пожилых людей «Новый год от чистого
сердца»
2
30
Творческие
проекты в школе
Организация творческого фестиваля
«Без разницы». Организация
школьного волонтёрского центра
2
31
Развлекательные
программы
Подготовка развлекательной программы для
детей «Хорошее настроение»
2
32
Экологические проекты
Экологический проект «Лес своими
руками». Эколого- просветительский
проект «Послание в лесу»
2
33
Проекты по агитации
за здоровый образ
жизни
Организация фестиваля «Здоровый образ
жизни? Легко!». Проект по созданию
социального ролика
2
34
О6разовательные
проекты
Организация о6разовательной программы
(курса-тренинга) школьным волонтёрским
центром
Промежуточная аттестация
2
1