Приложение № 28
к основной образовательной программе
среднего общего образования
Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
направление: общеинтеллектуальное
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов
жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы жизнедеятельности
современного человека. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден
решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов
и осуществления личных расходов. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой
важнейшую компетенцию современного человека, она так же жизненно важна для каждого
человека, как и умение писать и считать. Финансовая грамотность помогает
домохозяйствам эффективно планировать и использовать личный бюджет, принимать
решения в области личных финансов, исходя из своих долгосрочных интересов, избегать
излишней личной задолженности, ориентироваться в сложных услугах и продуктах,
предлагаемых финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски
мошенничества со стороны потенциально недобросовестных участников рынка.
Цель программы: формирование у учащихся 10–11 классов необходимых знаний,
умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления
личными финансами.
Задачи программы:
повышение мотивации обучающихся к освоению финансовой грамотности и
организация их личностного самоопределения относительно задач повышения
личного (семейного) благосостояния;
приобретение знаний по финансовой грамотности, развитие умений пользоваться
полученной информацией в процессе принятия финансовых решений, усвоение
обобщенных способов принятия финансовых решений;
усвоение обобщенных способов проектирования и планирования действий при
решении финансовых задач.
В процессе преподавания курса «Финансовая грамотность» предполагается
использование учителем двух видов контроля: текущего и итогового. Целью текущего
контроля является оценка активности работы школьника на уроке, уровень осознания
обсуждаемого материала, креативность в решении поставленных задач. Текущий контроль
может проводиться как в форме тестирования, решения практических задач и ситуаций, так
и в форме деловой игры. Целью итогового контроля является оценка выполнения
требований к личностным, интеллектуальным и предметным результатам освоения курса.
Промежуточная аттестация проводится в форме творческого задания, основывается
на встроенном педагогическом наблюдении по системе оценки «Зачёт/незачёт». По итогам
промежуточной аттестации классным руководителем оформляется ведомость.
Формы проведения занятий: лекция-беседа; практикум; деловая игра; презентация
учебных достижений.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами
сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на
финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающий свою
ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми
институтами
понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами
готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых институтов по
вопросам управления личными финансами, достигать в нем взаимопонимания
готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во взрослой
жизни
сознательное отношение к непрерывному финансовому образованию как условию
достижения финансового благополучия
способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со
сверстниками и педагогом в рамках занятий.
Метапредметные результаты изучения курса внеурочной деятельности
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять финансовые цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики
и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать
различные
модельно-схематические
средства
для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности;
владеть умением решать практические финансовые задачи;
владеть информацией финансового характера, своевременный анализ и
адаптация к собственным потребностям,
определять стратегические цели в области управления личными финансами;
уметь ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых
целей;
планировать использовать различные инструменты в процессе реализации
стратегических целей и тактических задач в области управления личными
финансами;
подбирать альтернативные пути достижения поставленных целей и решения
задач;
нахождение источников информации для достижения поставленных целей и
решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для
подбора информации и обмена ею;
анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
В результате изучения курса выпускник научится:
владеть базовыми понятиями курса
раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
различать экономические явления и процессы общественной жизни;
выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных
финансов;
понимать влияние инфляции на повседневную жизнь;
применять способы анализа индекса потребительских цен;
анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми
правоотношениями в области личных финансов;
объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов;
знать и конкретизировать примерами виды налогов;
различать сферы применения различных форм денег;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного
бюджета;
формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их
достижимость;
грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
различать виды ценных бумаг;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера
относительно личной финансовой безопасности, полученную из доступных
источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
определять практическое назначение основных элементов банковской
системы;
различать виды кредитов и сферу их использования;
уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту;
разумному и безопасному финансовому поведению;
применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых
услуг;
выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении
физических лиц
владеть основными понятиями и инструментами взаимодействия с
участниками финансовых отношений;
владеть основными принципами принятия оптимальных финансовых
решений в процессе своей жизнедеятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать состояние финансовых рынков, используя различные
источники информации;
применять теоретические знания по финансовой грамотности для
практической деятельности и повседневной жизни;
анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из
источников различного типа и источников, созданных в различных
знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный
ряд и др.);
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять
свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и
личный финансовый план;
грамотно применять полученные знания для оценки собственных
экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика,
страхователя, члена семьи и гражданина;
применять полученные знания для эффективного исполнения основных
социально- экономических ролей заемщика и акционера;
использовать приобретенные знания для выполнения практических
заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей
валюты;
определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс;
применять полученные теоретические и практические знания для
эффективного использования основных социально-экономических ролей
наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;
оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;
применять полученные теоретические и практические знания для
определения экономически рационального поведения;
оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их
возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
разрабатывать
и
реализовывать
проекты
междисциплинарной
направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности
и ценностных ориентиров.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тематический план состоит из отдельных модулей, каждый из которых разбит на
несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретическая составляющая, так и
практические задания, которые позволят ученику закрепить знания, полученные в ходе
изучения содержания занятия. Последовательность модулей выстроена таким образом,
чтобы школьник имел возможность изучить все вопросы для успешного решения в
будущем стоящих передним финансовых задач. Изучение финансовой грамотности в школе
даёт возможность обучающимся овладеть начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире денежных отношений.
10 класс
Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
Базовые понятия и знания
Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов,
кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, авто-кредитование,
потребительское кредитование. Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок
начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные
параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора
необходимого вида кредита.
Личностные характеристики и установки
Понимание особенностей функционирования банка как финансового посредника,
взаимосвязей риск – процентная ставка по депозиту, вид кредита – процентная ставка по
кредиту, ключевых характеристик выбора депозита и кредита.
Умения
Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать
банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты
по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов,
оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях.
Компетенции
Выбирать оптимальный вид инвестирования средств с использованием банков,
рассчитывать собственную долговую нагрузку, подбирать оптимальный вид кредитования,
знать свои права и порядок их защиты, сравнивать различные варианты вложения
денежных средств в банке.
Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
Базовые понятия и знания
Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой
инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта,
валютный курс, рынок FOREX. Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг,
разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов
от общих фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных
бумаг, типы валютных сделок.
Личностные характеристики и установки
Понимание порядка функционирования фондового рынка, функций участников
рынка, особенностей работы граждан с инструментами такого рынка, осознание рисков, с
которыми сталкиваются участники фондового рынка в процессе его функционирования,
понимание структуры и порядка работы валютного рынка.
Умения
Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять
риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать
уровень доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений
на фондовом рынке.
Компетенции
Знание и выбор инструментов фондового рынка, работа с информационными
потоками для принятия оптимальных финансовых решений на рынке, расчёт необходимых
показателей эффективности работы на фондовом рынке, определение и нейтрализация
основных рисков, связанных с работой на фондовом рынке.
Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата
Базовые понятия и знания
Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по
налогам, налоговая декларация. Основания взимания налогов с граждан, налоги,
уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения,
случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и
способов получения налоговых вычетов.
Личностные характеристики и установки
Осознание необходимости уплаты налогов, понимание своих прав и обязанностей в
сфере налогообложения, ориентация в действующей системе налогообложения.
Умения
Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать
актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую
декларацию, оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму
налогов к уплате.
Компетенции
Организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно реагировать
на изменения в налоговом законодательстве.
Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
Базовые понятия и знания
Страхование, страховой полис, имущественное страхование. Страховой рынок,
основные участники страхового рынка, особенности развития страхового рынка в России,
классификация страховых продуктов.
Личностные характеристики и установки
Осознать цель, задачи и принципы страхования, понимать важность приобретения
страховых услуг, уметь правильно выбирать страховые продукты, знать преимущества и
недостатки условий договоров страхования.
Умения
Понимать содержание договора страхования, уметь работать с правилами
страхования, уметь актуализировать страховую информацию, уметь правильно выбрать
условия страхования, уметь оперировать страховой терминологией, разбираться в
критериях выбора страховой компании.
Компетенции
Понимать нужность и важность процедуры страхования, проводить сравнение
страховых продуктов, принимать правильные решения о страховании на основе проведения
анализа жизненной ситуации, оценивать надёжность страховой компании, оценивать
правильность и прозрачность условий страхования.
11 класс
Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
Базовые понятия и знания
Личное страхование, страхование ответственности, страховой случай, страховая
выплата, обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая
стоимость, страховая премия. Условия осуществления различных видов страхования,
алгоритм действий при наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой
компании.
Личностные характеристики и установки
Осознать цель, задачи и принципы страхования, понимать важность приобретения
страховых услуг, уметь правильно выбирать страховые продукты, знать преимущества и
недостатки условий договоров страхования.
Умения
Понимать содержание договора страхования, уметь работать с правилами
страхования, уметь актуализировать страховую информацию, уметь правильно выбрать
условия страхования, уметь оперировать страховой терминологией, разбираться в
критериях выбора страховой компании.
Компетенции
Понимать нужность и важность процедуры страхования, проводить сравнение
страховых продуктов, принимать правильные решения о страховании на основе проведения
анализа жизненной ситуации, оценивать надёжность страховой компании, оценивать
правильность и прозрачность условий страхования.
Собственный бизнес: как создать и не потерять
Базовые понятия и знания
Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы, расходы,
прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний
бизнес. Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала,
структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение
бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок
расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение.
Личностные характеристики и установки
Понимание порядка функционирования предприятия, роли уставного и
привлечённого капиталов в его развитии, необходимости учёта доходов и расходов в
процессе ведения бизнеса.
Умения
Определять потребность в капитале для развития бизнеса, составлять бизнес-план,
рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок уплаты налогов в малом и среднем бизнесе,
строить структуру управления на предприятии.
Компетенции
Знание ключевых этапов создания бизнеса, структуры бизнес-плана, финансовых
расчётов, необходимых для ведения бизнеса, знание основ маркетинга и менеджмента,
необходимых для управления вновь созданным предприятием.
Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой
Базовые понятия и знания
Инвестиции,
инвестирование,
инвестиционный
портфель,
стратегия
инвестирования, инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного
портфеля, финансовый риск, доходность, срок инвестирования, сумма инвестирования,
финансовая пирамида, Хайп, фишинг, фарминг. Виды рисков при осуществлении
финансовых операций, способы защиты от финансовых мошенничеств, знания о признаках
финансовой пирамиды.
Личностные характеристики и установки
Понимание взаимосвязей риск – доходность инвестиционных инструментов,
ключевых
характеристик
выбора
стратегии
инвестирования,
особенностей
функционирования мошеннических финансовых схем.
Умения
Различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя стратегию
инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности, рассчитать доходность
инвестиций, диверсифицировать инвестиционный портфель с точки зрения минимизации
рисков и приемлемости доходности, распознать финансовую пирамиду среди множества
инвестиционных предложений, отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя
от фарминга и фишинга.
Компетенции
Сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капитала в
различные инвестиционные инструменты, оценивать доходность своих инвестиций,
определять уровень риска инвестиционного портфеля.
Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
Базовые понятия и знания
Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания,
негосударственное пенсионное обеспечение. Способы финансового обеспечения в
старости, основания получения пенсии по старости, знание о существующих программах
пенсионного обеспечения.
Личностные характеристики и установки
Осознание факторов, влияющих на размер будущей пенсии, рисков, присущих
различным программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в
пенсионном обеспечении.
Умения
Влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора,
размещённого на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пенсии, выбирать
негосударственный пенсионный фонд.
Компетенции
Управление собственными пенсионными накоплениями, выбор оптимального
направления инвестирования накопительной части своей будущей пенсии, выбор
негосударственного пенсионного фонда с точки зрения надёжности и доходности.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№
занятия
Тема занятия
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
1-2
Банковская система
3-4
Как сберечь деньги с помощью депозитов
Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных
5-6
металлах
7-8
Кредит: зачем он нужен и где его получить
Какой кредит выбрать и какие условия кредитования
9-10
предпочесть
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
11-12
Что такое ценные бумаги и какие они бывают
13-14
Профессиональные участники рынка ценных бумаг
15-16
Граждане на рынке ценных бумаг
Зачем нужны паевые инвестиционные фонды
17-18
и общие фонды банковского управления
19-20
Операции на валютном рынке: риски и возможности
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата
21-22
Что такое налоги и почему их нужно платить
23-24
Основы налогообложения граждан
25-26
Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России
27-28
Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
29-30
Страховой рынок России: коротко о главном
31-33
Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние
34
Итоговый контроль по курсу
11 класс
№
Тема занятия
занятия
Модуль 1. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в
беду
Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном
1-2
страховании
3-4
Если нанесён ущерб третьим лицам
Доверяй, но проверяй, или несколько советов по выбору
5-6
страховщика
Модуль 2. Собственный бизнес: как создать и не потерять
Создание собственного бизнеса: что и как надо
7-8
сделать
9-10
Пишем бизнес-план
Кол-во
часов
10
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
8
2
2
2
2
6
2
3
1
Кол-во
часов
6
2
2
2
10
2
2
11-12
Расходы и доходы в собственном бизнесе
Налогообложение малого и среднего бизнеса
С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен
Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой
Финансовые риски и стратегии инвестирования
Финансовая пирамида, или как не попасть в
19-20
сети мошенников
21-22
Виды финансовых пирамид
Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в
23-24
сети Интернет
25-26
Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»
Модуль 4. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
27-28
Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия
29-30
Как распорядиться своими пенсионными накоплениями
31-32
Как выбрать негосударственный пенсионный фонд
Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный
33
фонд»
34
Итоговый контроль по курсу
13-14
15-16
Модуль 3.
17-18
2
2
2
10
2
2
2
2
2
7
2
2
2
1
1