Разговоры о важном 10-11

Приложение № 20
к основной образовательной программе
среднего общего образования

Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
направление: духовно-нравственное

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных
потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов
освоения программы среднего общего образования с учётом выбора участниками
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить
единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования:
не только на уроке, но и за его пределами.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Педагог помогает обучающемуся:











в формировании его российской идентичности;
в формировании интереса к познанию;
в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношение к правам и свободам других;
в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
в создании мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
в развитии у школьников общекультурной компетентности;
в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
в осознании своего места в обществе;
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
в формировании готовности к личностному самоопределению.

Занятия по программе проводятся в формах, позволяющих обучающемуся вырабатывать
собственную мировозренческую позицию по обсуждаемым темам: беседы, деловые игры,
викторины, интервью, блиц-опросы.
Программа реализуется в течение одного учебного года, занятия проводятся 1 раз в неделю.
Промежуточная аттестация проводится в форме творческого задания,
основывается на встроенном педагогическом наблюдении по системе оценки
«Зачёт/незачёт». По итогам промежуточной аттестации классным руководителем
оформляется ведомость.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное,
но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
 в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
 в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программе
воспитания;
 в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их
вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты должны отражать:
•
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
•
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего
чувством собственного
достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
•

готовность к служению Отечеству, его защите;

•
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
•
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
•
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
•
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
•
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
•
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
•
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
•
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;

•
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
•
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
•
сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
•
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты
•
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
•
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
•
владение
навыками
познавательной,
учебно-исследовательской
и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
•
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
•
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
•

умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

•
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
•
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
•
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения программы представлены с учётом специфики
содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе участия в программе «Разговоры
о важном»:
Русский язык и литература: сформированность понятий о нормах русского литературного
языка и применение знаний о них в речевой практике; владение навыками самоанализа и
самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать
текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной
информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание содержания произведений
русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственноценностного влияния на формирование национальной и мировой; сформированность
представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё
отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Иностранные языки: владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран
изучаемого языка; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и
страны/стран изучаемого языка; сформированность умения использовать иностранный
язык как средство для получения информации из иноязычных источников в
образовательных и самообразовательных целях.
История: сформированность представлений о современной исторической науке, её
специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного
развития России в глобальном мире; владение комплексом знаний об истории России и
человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом
процессе; сформированность умений применять исторические знания в профессиональной
и общественной деятельности, поликультурном общении; сформированность умений вести
диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Обществознание: сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся
системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение умениями
выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи
социальных объектов и процессов; сформированность представлений об основных
тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений; сформированность навыков оценивания социальной
информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции
недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов
общественного развития.
География: владение представлениями о современной географической науке, её участии в
решении важнейших проблем человечества; владение географическим мышлением для
определения географических аспектов природных, социально-экономических и
экологических процессов и проблем; сформированность системы комплексных социально
ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях
процессов, протекающих в географическом пространстве; владение умениями проведения

наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их
изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; владение умениями
использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций,
получения нового географического знания о природных социально-экономических и
экологических процессах и явлениях; владение умениями географического анализа и
интерпретации разнообразной информации; владение умениями применять географические
знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических
проблем.
Экономика: сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества
как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов,
семей, отдельных предприятий и государства; понимание значения этических норм и
нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;
сформированность уважительного отношения к чужой собственности; владение навыками
поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая
Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать,
преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических
задач в учебной деятельности и реальной жизни; понимание места и роли России в
современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических
событиях в России и в мире.
Право: сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме
и формах; владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности,
правоотношениях; сформированность представлений о Конституции Российской
Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового
статуса личности в Российской Федерации; сформированность умений применять правовые
знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия
законодательству Российской Федерации; сформированность навыков самостоятельного
поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных
ситуациях.
Информатика: сформированность представлений о роли информации и связанных с ней
процессов в окружающем мире; сформированность базовых навыков и умений по
соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе
со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования
компьютерных программ и работы в Интернете.
Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе,
её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической
терминологией и символикой; владение основными методами научного познания;
сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их
решения.
Естествознание: сформированность представлений о целостной современной
естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи
человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной;
владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания,

повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;
сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения
окружающих
явлений,
сохранения
здоровья,
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования,
а также выполнения роли грамотного потребителя; сформированность представлений о
научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и
микромира; сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания
для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты
и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь
критериев с определённой системой ценностей.
Астрономия: сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции
звёзд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; сформированность
представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и
дальнейшем научно-техническом развитии; осознание роли отечественной науки в
освоении и использовании космического пространства и развитии международного
сотрудничества в этой области.
Экология: сформированность представлений об экологической культуре как условии
достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об
экологических связях в системе «человек — общество — природа»; сформированность
экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические
последствия в разных сферах деятельности; владение умениями применять экологические
знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в
области энергои ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья
и безопасности жизни; сформированность личностного отношения к экологическим
ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в
окружающей среде; сформированность способности к выполнению проектов экологически
ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью
окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
Основы безопасности жизнедеятельности: сформированность представлений о культуре
безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как
о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве,
повышающем защищённость личности, общества и государства от внешних и внутренних
угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора; знание основ
государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту
населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о
необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного
характера, а также асоциального поведения; сформированность представлений о здоровом
образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального
благополучия личности; знание распространённых опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Знакомство с платформой «Россия — страна возможностей». Люди с активной жизненной
позицией.

Родина — место, где ты родился. Патриотизм. Настоящая любовь подкрепляется делами.
Космос и космонавтика. Гражданский подвиг К. Э. Циолковского.
Международный день пожилых людей. Зрелый возраст – время новых возможностей. С
добром в сердце.
Ценность профессии учителя. Основные качества наставника.
История возникновения праздника День отца. Патриархальная модель отцовства. XX век
— ориентация на партнёрские отношения членов семьи. Мир музыки и балета. История
русского балета. Известные композиторы, писавшие музыку для балета.
Семья. Рецепт семейного счастья. Семейный кодекс Российской Федерации.
История появления праздника День народного единства. Смутное время. Князь Дмитрий
Пожарский и земский староста Кузьма Минин во главе ополчения. Связь иконы Божией
Матери с историей освобождения Москвы. Примеры мирного единения народа.
Разнообразие культуры народов России. Традиции разных народов. Религиозная культура
России: христианство, ислам, буддизм и др. Свобода вероисповедания. Взаимное уважение
людей разных национальностей — основа межкультурного общения. Почему языки
исчезают? Влияние многоязычия на толерантность.
Мама — важный человек в жизни каждого. Мама — гарантия защищённости ребёнка.
Эмоциональная связь с детьми. Легко ли быть мамой? Материнская любовь — сильнейшее
чувство на земле.
Значение государственной символики для человека. История Российского флага. Значение
триколора. Что такое гимн? Зачем он нужен? Уникальность нынешнего гимна России.
История появления герба России.
Кто такой доброволец? Принципы добровольческой деятельности. Виды добровольческой
деятельности. Платформа для добрых дел (dobro.ru). Волонтёрские истории.
Традиция чествования граждан, героически отличившихся в деле служения Отечеству.
День георгиевских кавалеров. Учреждение ордена Святого Георгия в 1769 г. Екатериной II.
9 декабря — день, когда чествуются герои нынешние и отдаётся дань памяти героям
прошлых лет. Вечный огонь — символ памяти.
Значение слова «конституция». Роль Конституции в жизни человека. Какие главы
российской Конституции важны для молодёжи? Права, которыми уже пользуются
старшеклассники.
История праздника Рождества Христова. Рождественский пост, в чём его необходимость.
Символы Рождества. Рождественские традиции в России и в других государствах.
Новый год — праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции. Новогодние приметы.
Правила безопасности и поведения в Интернете. Реальные угрозы Интернета
(нежелательный контент, кибербулинг, трата денег, доступ к личной информации и т. д.).
Какой информацией не стоит делиться в Сети. Проекты, программы, специальные курсы по
кипербезопасности.

Начало блокады. Захват Шлиссельбурга немецкими войсками. Эвакуация населения.
Ладожское озеро — дорога жизни. Блокадный паёк. Неписанные правила выживания.
Спасительный прорыв кольца. Проект «Детская книга войны».
Театр — искусство многосоставное (в нём соединяются литература, музыка, актёрское
мастерство, танцы, режиссура и даже этикет). Вклад К. С. Станиславского в театральное
искусство. Основные идеи системы Станиславского.
Современное научное знание. Критерии научного знания: доказательность, проверяемость,
значимость, воспроизводимость. Использование достижений науки в повседневной жизни.
Увлечение наукой в школе. Открытия, которые сделали дети. Научная журналистика —
возможность заниматься разной наукой.
Географические особенности и природные богатства России. Народы России. Единый
перечень коренных малочисленных народов (47 этносов). Российская культура. Чем
славится Россия?
Почитание защитников Отечества. «Советы молодому офицеру» ротмистра В. М.
Кульчицкого.
Доброта. Добрыми рождаются или становятся? Как стать добрее? Смысл и значимость того,
что вы делаете каждый день.
Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин. Освоение женщинами «мужских»
профессий. Традиционность подхода «мужчина — добытчик, женщина — хранительница
очага»: изменились ли роли?
Сергей Владимирович Михалков — поэт, драматург, баснописец, сказочник, сатирик,
сценарист, общественный деятель. Страсть С. В. Михалкова к стихотворчеству. Работа в
армейской печати во времена Великой Отечественной войны. Решение правительства
России о смене гимна. Вторая редакция текста гимна.
Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова. Значение
Крыма. Достопримечательности Крыма.
Театр — особый вид искусства, который сближает людей. С 1961 г. отмечают День театра.
Причины, по которым люди ходят в театр. Отличие театра от кино. Основы театрального
этикета.
История появления праздника День космонавтики. Полёт Белки и Стрелки в августе 1960
г. Подготовка к первому полёту человека в космос. Полёт Гагарина. Выход А. Леонова в
открытый космос.
Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и народов Европы во время
Второй мировой войны. Международный военный трибунал в Нюрнберге. Конвенция ООН
о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Геноцид в современном
мире.
День земли — история праздника. Способы празднования Дня Земли. Природоохранные
организации. Знаки экологической безопасности. Состояние экологии — ответственность
каждого человека.
Давняя история праздника труда. Трудовой день до 16 часов без выходных, скудный
заработок, тяжёлые условия — причины стачек и забастовок. Требования рабочих. 1 мая
1886 года в Чикаго. Праздник Весны и Труда.

День Победы. План Барбаросса — замысел молниеносной войны. Могила Неизвестного
Солдата.
19 мая 1922 года — День рождения пионерской организации. Цель её создания и
деятельность. Распад пионерской организации. Причины, по которым дети объединяются.
Разные представления о счастье. Слагаемые счастья. Рецепт счастливой жизни.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Темы

Основное содержание

День знаний /
Россия — страна
возможностей
(1 час)

Знакомство с платформой «Россия
— страна возможностей». Люди с
активной жизненной позицией

10–11 классы:
«Мы — Россия.
Возможности —
будущее»

Наша страна —
Россия (1 час)
10–11 классы: Мы
сами создаём свою
Родину

165 лет со дня
рождения К. Э.
Циолковского (1
час)

Деятельность школьников

Участие во вступительной беседе.
Просмотр
ролика
«История
успеха».
Участие в мотивационной беседе о
чертах характера, которые присущи
людям с активной жизненной
позицией, о мечтах и о том, как
можно их достигнуть. Просмотр
проморолика «Россия — страна
возможностей». Просмотр видео
приветствия амбассадоров
Родина — место, где ты родился. Участие во вступительной беседе о
Патриотизм. Настоящая любовь Родине. Участие
в обсуждении
подкрепляется делами
мнения
Н.
Карамзина
о
патриотизме и ответы на вопросы:
что такое патриотизм; как вы
понимаете это слово; кто такой
патриот?
Участие в парной работе с
толковыми словарями: сравнение
определений слова
«патриотизм».
Интерактивное задание «История
моей страны».
Участие в работе с текстом по
группам
Космос
и
космонавтика. Участие в беседе об известных
Гражданский
подвиг
К.Э. учёных в области воздухоплавания
Циолковского
и освоения космоса, о жизненном
пути и открытиях Циолковского.

10–11 классы:
«Невозможное
сегодня станет
возможным завтра.
(К. Э.
Циолковский)»

День пожилых
людей
(1 час)
10–11 классы:
«Обычаи и
традиции моего
народа: как
прошлое
соединяется с
настоящим?»

День учителя (1
час)

Международный день пожилых
людей. Зрелый возраст — время
новых возможностей. С добром в
сердце

Ценность профессии учителя.
Основные качества наставника

10–11 классы:
«Могу ли
я научить других
(наставничество)»

День отца (1 час)
10–11 классы:
«Отчество — от
слова „отец“»

История возникновения праздника
День отца. Патриархальная модель
отцовства. XX век — ориентация на
партнёрские отношения членов
семьи

Интерактивное задание в группах.
Участие в беседе на основе двух
высказываний К. Э. Циолковского:
1. Как ни сомнительны гипотезы, но
если они дают возможность
объединить известные явления и
предсказывают новые, то они
полезны.
2. Новые идеи надо поддерживать.
Немногие имеют такую смелость,
но это очень драгоценное свойство
людей. Интерактивное задание в
группах
Участие в беседе с обсуждением
следующих вопросов: как вы
думаете, почему отмечают этот
праздник — День пожилых людей;
что он символизирует; много ли
времени вы проводите со своими
бабушками и дедушками; что вы
делаете вместе; как мы можем
выразить свою любовь к пожилым
людям?
Просмотр видеоролика. Участие в
игре «Поле чудес».
Интерактивное задание «С добро в
сердце» (работа по группам)
Участие в беседе о людях, которых
сегодня
вы
можете
назвать
наставниками.
Участие в групповой работе с
текстами о В. Ф. Шаталове, о
качествах
наставника.
Интерактивное задание «Не только
писатель, но и педагог».
Интерактивное
задание
«Об
учителе — в стихах»
Знакомство
с
историей
возникновения праздника День
отца.
Участие в обсуждении отношений
Ю. Никулина со своим отцом;
отношений отца и детей, описанных
А. П. Чеховым; обсуждение
персидской пословицы.
Участие в групповой работе: после
знакомства с текстами из истории
становления родовых династий,
необходимо
соотнести
их

содержание
с
пословицами,
поговорками,
высказываниями
известных людей
День музыки (1
час)
10–11 классы:
«Что мы музыкой
зовём?»

Традиционные
семейные
ценности (1 час)
10–11 классы:
«Счастлив тот, кто
счастлив у себя
дома»
День народного
единства
(1 час)
10–11 классы:
«Мы едины,
мы — одна
страна»

Мы разные, мы
вместе
(1 час)
10–11 классы:
«Языки и культура
народов России:
единство
в разнообразии»

Мир музыки и балета. История
русского балета.
Известные
композиторы,
писавшие музыку для балета

Участие
в
выполнении
интерактивного
задания
по
установлению соответствия между
портретами
известных
людей
искусства и кратким описанием их
рода занятий.
Просмотр видеофрагмента о балете.
Участие в беседе о других видах
искусства
Семья. Рецепт семейного счастья. Участие во вступительной беседе о
Семейный
кодекс
Российской любви как основе семейных
Федерации
отношений.
Просмотр видеоролика «Секрет
семейного счастья — в чём он»).
Работа в командах: «Своя игра».
Участие в дискуссии о качествах,
необходимых для благополучной
семейной жизни
История появления праздника День Участие во вступительной беседе
народного
единства. Смутное об истории появления памятника
время. Князь Дмитрий Пожарский Минину и Пожарскому на Красной
и земский староста Кузьма Минин площади в Москве. Работа в
во главе ополчения. Связь иконы группах: поиск аргументов о том,
Божией Матери с историей что времена Минина и Пожарского
освобождения Москвы.
действительно были смутными
Примеры мирного единения народа временами.
Участие в беседе о смысле этого
праздника.
Обмен мнениями о примерах
мирного единения народа
Разнообразие культуры народов Участие в беседе о том, почему об
России. Традиции разных народов. одних народах мы знаем много, а о
Религиозная культура России: других практически ничего не
христианство, ислам, буддизм и др. знаем. Рассказ педагога об одном из
Свобода
вероисповедания. исчезающих
народов
России.
Взаимное уважение людей разных Участие в обсуждении: как людям
национальностей
—
основа разных культур, вероисповеданий
межкультурного общения. Почему уживаться между собой? Участие в
языки
исчезают?
Влияние мозговом штурме по выдвижению
многоязычия на толерантность
идей об основных принципах
мирного сосуществования

День матери (1
час)
10–11 классы:
«Материнский
подвиг»

Символы России
(Гимн, Герб)
(1 час)
10–11 классы:
«Государственные
символы России:
история
и современность»

День
добровольца (1
час)
10–11 классы:
«Жить — значит
действовать. По
одиночке или
вместе»

День Героев
Отечества (1 час)
10–11 классы:
«Память —основа
совести

Мама — важный человек в жизни
каждого. Мама — гарантия
защищённости
ребёнка.
Эмоциональная связь с детьми.
Легко ли быть мамой? Материнская
любовь — сильнейшее чувство на
земле

Значение
государственной
символики для человека. История
Российского
флага.
Значение
триколора. Что такое гимн? Зачем
он
нужен?
Уникальность
нынешнего гимна России.
История появления герба России

Кто такой доброволец? Принципы
добровольческой
деятельности.
Виды
добровольческой
деятельности.
Платформа для
добрых
дел
(dobro.ru).
Волонтёрские истории

Традиция чествования граждан,
героически отличившихся в деле
служения
Отечеству.
День
георгиевских кавалеров.
Учреждение
ордена
Святого
Георгия в 1769 г. Екатериной II. 9

Участие в блиц-опросе «Какие
чувства у вас возникают, когда вы
слышите слово „мама“?»
Участие в беседе о том, от чего
приходится отказываться женщине,
когда она становится мамой.
Работа в парах: знакомство со
стихотворением В. Беляевой «Я
свяжу тебе жизнь». Участие в
обсуждении стихотворения.
Участие в беседе о том, что
является для мамы самым важным,
как вести себя взрослым детям по
отношению к родителям?
Участие в беседе о том, зачем нужна
государственная символика страны.
Участие в викторине «Знаете ли вы
историю появления триколора?».
Есть ли страны, в которых
расцветка флага имеет эти же
цвета?
Работа в группах: «В чём
уникальность современного гимна
России?»
Работа в парах: необходимо
вспомнить, из каких деталей
состоит герб России и что они
обозначают
Работа в парах по составлению
списка
возможных
мотивов
добровольческой
деятельности.
Обобщение
списка
мотивов.
Участие в обсуждении притчи
«Человек, который хотел изменить
мир».
Самостоятельная
работа
с
использованием
возможностей
Интернета:
найти
примеры
безвозмездных поступков простых
граждан и рассказать о них
одноклассникам.
Что делать, если ты или твои друзья
хотят
стать
волонтёрами?
Знакомство с платформой dobro.ru
Участие в беседе об исторических
истоках Дня Героев Отечества.
Блицопрос «Что для вас героизм?».
В поисках смыслов — участие в
обсуждении
«В чём смысл фразы: „Народ, не

и нравственности»
(Д. Лихачев)

декабря — день, когда чествуются
герои нынешние и отдается дань
памяти героям прошлых лет.
Вечный огонь — символ памяти

знающий своего прошлого, не имеет
будущего“?» Участие в дискуссии о
том, как и почему люди хранят
память о героях

День
Конституции (1
час)

Значение слова «конституция».
Роль Конституции в жизни
человека. Какие главы российской
Конституции важны для молодёжи?
Права, которыми уже пользуются
старшеклассники

Участие в беседе о том, многие ли
люди
читали
Конституцию?
Почему? Согласились бы вы
заниматься
законотворческой
деятельностью? Почему?
В зависимости от ответа на вопрос
«Согласны ли вы с тем, что в 18 лет
человек готов использовать своё
право участвовать в голосовании?»,
старшеклассники делятся на две
группы и аргументируют свою
точку зрения.
Брейн-ринг на знание Конституции
Блицопрос «История рождения
Христа». Участие в беседе о
Рождественском
посте,
его
значении и соблюдении в наши дни.
Работа в парах: вспомнить, как
можно больше символов Рождества.
Участие
в
обсуждении
рождественских традиций
Игра «Вопрос из шляпы» (всё ли вы
знаете о Новом годе?).
Участие в дискуссии «Почему
взрослеющие дети не любят
встречать Новый год с семьёй?»
Блицопрос «Назовите семейные
традиции, которые связаны с
Новым годом?». Обмен мнениями:
сбываются ли желания, загаданные
в новогоднюю ночь?
Участие в беседе о новогодних
приметах
Участие в беседе о том, многие ли
люди
читали
Конституцию?
Почему? Согласились бы вы
заниматься
законотворческой
деятельностью? Почему?
В зависимости от ответа на вопрос
«Согласны ли вы с тем, что в 18 лет
человек готов использовать своё
право участвовать в голосовании?»,
старшеклассники делятся на две
группы и аргументируют свою
точку зрения.

10–11 классы:
«Повзрослеть —
это значит
чувствовать
ответственность за
других». (Г.
Купер)

Рождество (1 час)
10–11 классы:
«Светлый
праздник
Рождества»

Тема нового года.
Семейные
праздники и
мечты (1 час)

История праздника Рождества
Христова. Рождественский пост, в
чём его необходимость. Символы
Рождества.
Рождественские
традиции в России и в других
государствах

Новый год —праздник всей семьи.
Новогодние семейные традиции.
Новогодние приметы

10–11 классы:
«Полёт мечты»

День
Конституции (1
час)
10–11 классы:
«Повзрослеть —
это значит
чувствовать
ответственность за
других». (Г.
Купер)

Значение слова «конституция».
Роль Конституции в жизни
человека. Какие главы российской
Конституции важны для молодёжи?
Права, которыми уже пользуются
старшеклассники

Рождество (1 час)
10–11 классы:
«Светлый
праздник
Рождества»

Тема нового года.
Семейные
праздники и
мечты (1 час)
10–11 классы:
«Полёт мечты»

История праздника Рождества
Христова. Рождественский пост, в
чём его необходимость. Символы
Рождества.
Рождественские
традиции в России и в других
государствах

Новый год —праздник всей семьи.
Новогодние семейные традиции.
Новогодние приметы

Брейн-ринг на знание Конституции
Блицопрос «История рождения
Христа». Участие в беседе о
Рождественском
посте,
его
значении и соблюдении в наши дни.
Работа в парах: вспомнить, как
можно больше символов Рождества.
Участие
в
обсуждении
рождественских традиций
Игра «Вопрос из шляпы» (всё ли вы
знаете о Новом годе?).
Участие в дискуссии «Почему
взрослеющие дети не любят
встречать Новый год с семьёй?»
Блицопрос «Назовите семейные
традиции, которые связаны с
Новым годом?». Обмен мнениями:
сбываются ли желания, загаданные
в новогоднюю ночь?
Участие в беседе о новогодних
приметах
является
наиболее
безопасным. На улицах размещали
таблички
«Граждане!
При
артобстреле эта сторона улицы
наиболее опасна!».
4. Не ложиться и всё время что-то
делать. Беседа о том, что ещё
помогало
людям выстоять в
блокадном городе. Знакомство с
отрывком из дневника Юры
Рябинина, жившем в Ленинграде
во время блокады.
Работа в группах «В поисках
смысла…» Участие в обсуждении
смысла слов Д. Лихачёва: «Только
умирающий от голода живёт
настоящей
жизнью,
может
совершить величайшую подлость и
величайшее самопожертвование, не
боясь смерти. И мозг умирает
последним: тогда, когда умерла
совесть,
страх,
способность
двигаться, чувствовать у одних и
когда умер эгоизм, чувство
самосохранения, трусость, боль —
у других»

160 лет со дня
рождения
К. С.
Станиславского
(Великие люди
России)
(1 час)
10–11 классы:
«С чего
начинается
театр?»
День российской
науки
(1 час)
10–11 классы:
«Ценность
научного
познания»

Россия и мир (1
час)
10–11 классы:
«Россия в мире»

День защитника
Отечества (День
Армии)
(1 час)
10–11 классы:
«Признательность
доказывается
делом». (О.
Бальзак) (ко Дню

Театр — искусство многосоставное
(в нём соединяются литература,
музыка, актёрское мастерство,
танцы, режиссура и даже этикет).
Вклад К. С. Станиславского в
театральное искусство. Основные
идеи системы Станиславского

Участие во вступительной беседе о
театре и его роли в жизни человека.
Работа в парах: можно ли идеи
Станиславского использовать в
другой профессии.
Обмен мнениями: как можно
знакомиться
с
постановками
разных театров

Современное
научное
знание.
Критерии
научного
знания:
доказательность, проверяемость,
значимость,
воспроизводимость.
Использование достижений науки в
повседневной жизни. Увлечение
наукой в школе. Открытия, которые
сделали
дети.
Научная
журналистика — возможность
заниматься разной наукой

Работа в группах: объяснить
значение
терминов:
«доказательность»,
«проверяемость»,
«значимость»,
«воспроизводимость».
Участие в диспуте «Зачем мы учим
мате матику?».
Блицопрос
«Примеры
использования достижений науки в
повседневной жизни». Участие в
беседе о том, есть ли у школьников
возможность заниматься наукой,
какие
виды
деятельности
приближены к научной, как можно
объяснить утверждение О. де
Бальзака о том, что ключом ко
всякой
науке
является
вопросительный знак. Знакомство с
открытиями, которые сделали
школьники
Обмен мнениями: что для вас
является удивительным в вашей
стране?
Участие в беседе о причинах
исчезновения
малочисленных
народов России.
Участие в мозговом штурме: как
сохранить Россию для будущих
поколений
Участие
в
интеллектуальной
разминке
«Что вы знаете о Дне защитника
Отечества?».
Знакомство с выдержками из
«Советов
молодому офицеру»
ротмистра В. М. Кульчицкого —
обсуждение их.
Участие в дискуссии о том, что
нужно изменить в армии, чтобы

Географические особенности и
природные
богатства
России.
Народы России. Единый перечень
коренных малочисленных народов
(47 этносов). Российская культура.
Чем славится Россия?

Почитание защитников Отечества.
«Советы
молодому офицеру»
ротмистра В. М. Кульчицкого

защитника
Отечества)
Забота о каждом
(1 час)
10–11 классы:
«Нет ничего
невозможного»

Международный
женский день
(1 час)
10–11 классы:
«Букет от коллег»

Гимн России (110
лет со дня
рождения
советского
писателя и поэта,
автора слов
гимнов
Российской
Федерации и
СССР С. В.
Михалкова) (1
час)
10–11 классы:
«Гимн России»

юноши хотели в ней служить
Доброта. Добрыми рождаются или
становятся? Как стать добрее?
Смысл и значимость того, что вы
делаете каждый день

Связь праздника 8 Марта с именем
Клары
Цеткин.
Освоение
женщинами «мужских» профессий.
Традиционность
подхода
«мужчина — добытчик, женщина
—
хранительница
очага»:
изменились ли роли?

Сергей Владимирович Михалков —
поэт, драматург,
баснописец,
сказочник, сатирик, сценарист,
общественный деятель. Страсть С.
В. Михалкова к стихотворчеству.
Работа в армейской печати во время
Великой Отечественной войны.
Решение правительства России о
смене гимна. Вторая редакция
текста гимна

Игра «Снежный ком»: что мы
вкладываем в понятие «доброта»?
Участие в дискуссии «Добрыми
рождаются
или
становятся?».
Изучаем мнение: знакомимся с
рекомендациями психолога «Как
стать добрым человеком».
Беседа о том, что делает нашу
жизнь наполненной смыслом
Участие во вступительной беседе
об истории праздника 8 Марта.
Работа в группах: как научнотехнический
прогресс
помог
женщине
выбирать
ранее
«мужские» профессии; хорошо это
или плохо?
Участие в дебатах о роли женщины
в семье и в обществе. Тест «8
Марта»
Самостоятельная
работа:
знакомство
с
ключевыми
моментами жизни С. В. Михалкова.
Работа в группах: предположим,
вам поручили создать личную
страничку Михалкова в Интернете.
Какую информацию вы бы в неё
поместили?
Участие в беседе о том, почему,
несмотря на большое количество
претендентов,
для
последней
редакции гимна выбрали стихи
именно С. В. Михалкова?

Всемирный день
театра
(1 час)
10–11 классы:
«Искусство —
это не что, а как».
(А. Солженицын)

День
космонавтики.
Мы — первые (1
час)
10–11 классы:
«Как войти в
историю? (ко дню
космонавтики)»

Театр — особый вид искусства,
который сближает людей. С 1961 г.
отмечают День театра. Причины,
по которым люди ходят в театр.
Отличие театра от кино. Ос новы
театрального этикета

История появления праздника День
космонавтики. Первые попытки
запуска собак в космос в 1951г.
Полёт Белки и Стрелки в августе
1960 г. Подготовка к первому
полёту человека в космос. Полёт
Гагарина.
Выход А. Леонова в открытый
космос

Участие
во
вступительной
викторине
«Чек-лист». Работа в парах:
отметить вопросы, ответы на
которые не известны.
1. Что означает слово «театр»?
2. Что является символом театра?
3. Какая
страна
считается
родоначальницей
современного
театра?
4. Кого можно считать первыми
русскими
театральными
артистами?
5. При каком царе появился первый
балаган (профессиональный театр)?
6. В каком веке был основан
крепостной театр Шереметевых?
Анализ ответов на вопросы,
которые вы звали затруднение.
Участие в дискуссии о том, любой
ли человек может посещать театр
или для этого нужна подготовка?
Можно
ли
утверждать, что
спектакль
по-настоящему
рождается тогда, когда есть
зритель?
Работа в командах «Сторонники
театра» и «Сторонники кино»:
аргументы в пользу того или
другого вида искусства.
Игра «Да — нет» на знание
театрального этикета
Участие во вступительной беседе о
необходимости покорять космос и
важных исторических событиях
космонавтики.
Участие в блицопросе о полётах в
космос. Участие в групповой
работе: знакомство с нештатными
ситуациями, которые случились во
время выхода А. Леонова в
открытый космос; обсуждение
морального состояния лётчика и
качеств личности, которые помогли
ему не растеряться в сложившихся
обстоятельствах

Память о
геноциде
советского
народа
нацистами и их
пособниками
(1 час)
10–11 классы:
«Есть такие вещи,
которые нельзя
простить?»
День Земли
(Экология) (1
час)
10–11 классы:
«Экологично VS
вредно»

День труда (1 час)
10–11 классы:
«Если ты не
умеешь
использовать
минуту, ты зря
проведёшь
и час, и день, и
всю жизнь».
(А. Солженицын)
День Победы.
Бессмертный
полк
(1 час)
10–11 классы:
«Словом можно
убить, словом
можно спасти,
словом можно
полки за собой

Появление термина «геноцид».
Геноцид советского народа и
народов Европы во время Второй
мировой войны. Международный
военный трибунал в Нюрнберге.
Конвенция ООН о предупреждении
преступления
геноцида
и
наказании за него. Геноцид в
современном мире

Участие в беседе о том, какими
признаками
характеризуется
геноцид. Составление «облака
тегов» к понятию «геноцид».
Участие в беседе о Нюрнбергском
процессе. Участие в дискуссии о
причинах геноцида и способах его
предотвращения

День Земли — история праздника.
Способы празднования Дня Земли.
Природоохранные
организации.
Знаки экологической безопасности.
Состояние
экологии
—
ответственность каждого человека

Участие в беседе об истории
появления праздника.
Работа в группах: что каждый из
нас может делать, чтобы повлиять
на экологическую обстановку.
Составляем и обобщаем список.
Участие в обсуждении: как мы
можем
принять
участие
в
праздновании Дня Земли?
Блицопрос о природоохранных
организациях.
Игра
«Расшифруем
знаки
экологической
безопасности»
(учитель демонстрирует знаки, а
старшеклассники объясняют их
значение)
Участие во вступительной беседе
об истории праздника.
Участие в диспуте «Современная
молодёжь не хочет трудиться и
ищет лёгкие пути зарабатывания
денег?».
Блицопрос «Владеете ли вы
элементарными
трудовыми
навыками?»

Давняя история Праздника труда.
Трудовой день до 16 часов без
выходных, скудный заработок,
тяжёлые условия — причины
стачек и забастовок. Требования
рабочих. 1 мая 1886 г. в Чикаго.
Праздник Весны и Труда

День Победы. План Барбаросса —
замысел молниеносной войны.
Могила Неизвестного Солдата

Участие в беседе о том, чем для
ветеранов войны, тружеников тыла
является День Победы: праздником,
днём скорби, днём памяти?
Знакомство с подвигом Николая
Сиротинина, обсуждение.
Участие в обсуждении причин
появления Могилы Неизвестного
Солдата

повести...»
День детских
общественных
организаций (1
час)
10–11 классы:
«О важности
социальной
активности»

Про счастье (1
час)
10–11 классы:
«Счастлив не тот,
кто имеет всё
самое лучшее, а
тот, кто извлекает
всё лучшее из того,
что имеет».
(Конфуций)

19 мая 1922 г. — день рождения
пионерской организации. Цель её
создания и деятельность. Распад
пионерской
организации.
Причины, по которым дети
объединяются

Разные представления о счастье.
Слагаемые
счастья.
Рецепт
счастливой жизни

Участие во вступительной беседе о
пионерской организации.
Участие в дискуссии о том, какое
должно быть детское общественное
объединение, чтобы вам захотелось
в него вступить.
Участие в мозговом штурме по
выдвижению причин, по которым
дети объединяются.
Участие в дебатах сторонников и
противников
детских
общественных объединений
Игра «Согласен — не согласен».
Работа в группах: обсуждение с
дальнейшим обобщением вопроса
«Из чего состоит счастье?».
Обсуждение притчи о счастье.
Участие в дискуссии «Слагаемые
счастья: любовь; семья; успех;
самореализация;
финансовое
благополучие. Этого достаточно?»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».