Приложение № 26
к основной образовательной программе
среднего общего образования
Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности
«Культура общения»
направление: общекультурное
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие
слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного
совершенствования. Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом
изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает
в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли. Решить
эти и другие задачи поможет данная программа курса внеурочной деятельности. Программа
предполагает усвоение учащимися норм культуры от этикета и речевого этикета к ведению
спора, умению вести эффективное бесконфликтное общение.
Данная программа реализует цели и задачи Основной образовательной программы
среднего общего образования (ООП СОО) МБОУ «Школа № 34». Содержание программы
соответствует общекультурному направлению внеурочной деятельности.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) в 10 классе
и на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) в 11 классе, что соответствует плану внеурочной
деятельности школы.
Цель курса: сформировать представление учащихся об основных этических нормах и
навыках культуры общения, развивать коммуникативные способности детей.
Задачи курса:
1) научить учеников осмысливать свою речевую практику, развивать у них внимание к
собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное
поведение и коммуникативное поведение собеседника, выработать навык ответственного
коммуникативного поведения.
2) сформировать коммуникативную компетентность учащихся, проявляющуюся в
следующем:
- знании учащимися функций и тенденций развития общения в современном обществе,
роли общения в современном мире;
-понимании учащимися причин затруднений и конфликтов в сфере человеческого
общения в целом и в личной коммуникативной практике;
-овладении учащимися правилами и приемами эффективного и бесконфликтного общения
с различными собеседниками в различных коммуникативных ситуациях;
-умении учащихся использовать общение как средство воздействия и средство
психической саморегуляции личности.
Формы работы: практикумы с элементами исследования, семинары с элементами
дискуссий, ролевые игры, экскурсии.
Промежуточная аттестация проводится в форме творческого задания, основывается на
встроенном педагогическом наблюдении по системе оценки «Зачёт/незачёт». По итогам
промежуточной аттестации классным руководителем оформляется ведомость.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате реализации программы будут сформированы универсальные учебные
действия.
Личностные результаты
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
сформированность представлений о роли культуры общения в жизни человека, общества,
государства;
способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
свободное использование словарного запаса;
сформированность понятий о нормах современного русского литературного языка;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;
владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и
ситуациях общения;
сформированность умения анализировать единицы различных языковых уровней;
владение комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической
компетенции;
владение формами обработки информации исходного текста.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10 класс
Тема 1. Этикет и речь. Речевой этикет. (8 ч.)
Подчинение этикета правилам общества. Условность этикетных знаков. Умение понимать
и уважать чужие обычаи. Знание языка. Связь этикета и речи. Единство общих правил поведения
и правил речевого поведения. Речевой этикет, как средство, регулирующее правила речевого
поведения. Этикет внешнего вида.
Тема 2. Письма. (8 ч.)
Этикет личной переписки. Деловые и частные письма. Поздравительные письма.
Тема 3. Эмоциональная сторона общения со взрослыми и младшими. (8 ч.)
Понятия о межличностных отношениях. Особенности общения со взрослыми. Изменение
у младших подростков абсолютной ориентации на взрослых. Дифференциация видов общения
со взрослыми.
Тема 4. Общение со сверстниками как важнейшее условие познавания мира и
самопознания. (2 ч.)
Межличностные отношения и общение. Общение со сверстниками. Отношения деловые
и личные (приятельские, дружеские). Привлекательность и популярность человека в группе,
коллективе. Симпатии и антипатии. Сотрудничество и соперничество. Самосознание.
Формирование моральных и этических качеств в коллективе.
Тема 5. Ролевое поведение. (3 ч.)
Ролевое поведение мальчика и девочки. Ролевое поведение в общественных местах.
Тема 6. Мы идем в гости…Мы принимаем гостей… (5 ч.)
Принятие приглашения. Выбор подарка родным, знакомым, друзьям. Как правильно
подарить цветы. Жесты, походка. Умение правильно вести себя за столом. Пользование ножом и
вилкой. Как что следует есть. Как вести себя на отдыхе.
11 класс
Раздел 1. «Диалог-клуб «Кругозория»
Что такое диалог? Диалог с учителем. Диалог с партнером. Диалог с группой.
Моделирование и проигрывание ситуаций: «Собрание», «Организационная встреча» с помощью
метода взаимодействия. Дискуссия и проблемное обсуждение.
Принцип «Каждый имеет право на свою точку зрения, свое мнение, свое суждение».
Основные правила подготовки и проведения дискуссий и проблемных обсуждений. Роль
ведущего. Памятка ведущему (практические советы). Упражнения на развитие восприятия чужих
точек зрения и уважения своего и чужого мнения: «Потери и прибыли», «Трое слепых и слон»,
«Школа общения».
Публичное выступление. Практикум по развитию навыков публичного выступления
(репетиция выступающего перед зеркалом, видеозапись выступления, просмотр, обсуждение).
Критерии оценки публичного выступления. Правила и этика обсуждения публичного
выступления. Памятка выступающему (полезные советы). Как знаменитые ораторы готовились к
выступлению (примеры из истории).
Обмен информацией и мнениями по различным проблемам, волнующим молодежь.
Организация и проведение дискуссий, проблемных обсуждений, деловых и ролевых игр,
организация и проведение творческих встреч с интересными людьми. Примерные темы встреч,
дискуссий: «Путешествие к успеху и счастью», «Фантазии о цели жизни», «Легко ли быть
молодым?», «Бизнес и молодёжь или где взять деньги?», «Лидер, кто он?», «Как создать свой
имидж», «Искусство говорить комплименты», «Поговорим о хобби», «А если это любовь?»,
«Отрицательные эмоции и как от них избавиться», «О комплексах», «Проблемы молодежного
досуга», «Белая ворона», «В чьих руках твое здоровье?», «Родители как партнеры»,
«Совершенствуя себя, мы совершенствуем мир», «Проблемы выживания в современных
условиях».
Раздел 2. «Лаборатория творческой мысли»
Знакомство с понятиями «творчество», «творческие способности». Упражнения
«Ассоциирование», «Банк оригинальных идей», «Как преодолеть жизненные трудности», «Сила
творческой мысли», «Как найти свое призвание», «Импровизация на тему» и другие.
Развитие творческих способностей.
Секреты мастерства. Просмотр фильмов, посещение музеев, театров. Обмен информацией
и мнениями.
Итоговое занятие. «Друзья, прекрасен наш союз...».
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ п/п
Этикет и речь. Речевой этикет
Письма
Эмоциональная сторона общения со взрослыми и младшими
Общение со сверстниками как важнейшее условие познания
мира и самопознания
Ролевое поведение
Мы идем в гости…Мы принимаем гостей
Итого
1.
2.
3.
4.
5.
6.
11 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
Название темы
Название темы
I. Диалог-клуб «Кругозория»
Что такое диалог?
Дискуссия и проблемное обсуждение.
Публичное выступление.
Обмен информацией и мнениями по различным проблемам.
II. «Лаборатория творческой мысли»
Что такое творчество?
Секреты мастерства.
Итоговое занятие «Друзья, прекрасен наш союз…»
Итого
Количество
часов
8
8
8
2
3
5
34
Количество
часов
16
2
2
4
8
18
2
15
1
34