Приложение № 17
к основной образовательной программе
среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Актуальные вопросы правоведения»
базовый уровень
10-11 классы
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты
формирование гражданской позиции личности как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
правовой науки и практики, а также различных форм общественного сознания
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
в
условиях
Предметные результаты
Учащийся научится:
3
реального,
виртуального
и
характеризовать ведущие отрасли российского права;
характеризовать субъектов гражданских правоотношений;
иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя;
иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать виды
гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового договора;
иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности;
различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения к
административной ответственности;
дифференцировать виды административных наказаний;
дифференцировать виды преступлений и наказания за них;
выявлять специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
различать права и обязанности налогоплательщика;
анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, уголовными; в
предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения;
грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в
необходимости соблюдения норм права
Учащийся получит возможность научиться:
различать предмет и метод правового регулирования;
целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
выявлять способы защиты гражданских прав;
определять ответственность родителей по воспитанию своих детей;
различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми
способами;
описывать порядок освобождения от уголовной ответственности;
соотносить налоговые правонарушения и ответственность за их совершение;
применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных
правовых ситуациях с использованием нормативных актов.
2. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
10 класс (1 ч в неделю, всего – 34 ч)
Тема 1. Право и государство – 7 часов
Происхождение права и государства. Общественная власть и виды социальных норм при
первобытнообщинном строе. Ранние формы права и государства.
Сущность права. Современное понимание права: понятие, признаки, определение. Основные
направления учения о праве.
4
Сущность государства. Государство как публичная политическая власть. Признаки политической
публичной власти. Механизм (аппарат) государственной власти.
Формы государства. Понятие формы государства. Формы правления, формы государственного
устройства, политический режим.
Функции государства. Понятие функций государства. Классификация функций государства,
внутренние и внешние функции государства. Гражданское общество, право, государство. Понятие
гражданского общества. Элементы гражданского общества. Роль гражданского общества в
развитии демократии и самоуправления. Взаимодействие гражданского общества, права и
государства.
Тема 2. Форма и структура права – 6 часов
Право в системе социальных регуляторов. Понятие нормы. Социальные и технические нормы.
Виды социальных норм. Право и мораль. Право и политические нормы. Право и обычай.
Корпоративные нормы.
Нормы права. Понятие нормы права. Особенности нормы права как социального регулятора.
Структура правовой нормы.
Источники права. Понятие и система источников права. Обычай, судебный прецедент и судебная
практика. Нормативно-правовые акты: основные виды. Действие нормативно-правовых актов в
пространстве, во времени и по кругу лиц.
Система права. Понятие и структурные элементы системы права. Предмет и метод правового
регулирования. Основания деления права на отрасли и институты. Частное и публичное право.
Правовые системы современности. Понятие и классификация правовых систем. Правовые
системы европейского типа. Правовые системы традиционного типа.
Тема 3. Правотворчество и правореализация – 9 часов
Правотворчество. Правотворчество и формирование права. Понятие, виды, принципы права.
Стадии законодательного процесса. Законодательная техника.
Реализация права. Формы реализации права: применение, исполнение, соблюдение. Применение
права как особая форма его реализации. Акты применения права. Толкование права: понятие и
виды.
Правовые отношения. Правоотношение как особый вид общественных отношений. Нормы права
и правоотношения. Субъекты правоотношений (правоспособность и дееспособность,). Объекты
правоотношений.
Законность и правовой порядок. Понятие и принципы законности. Правовой порядок. Гарантии
законности и правопорядка.
5
Механизм правового регулирования. Понятие механизма (системы) правового регулирования.
Элементы механизма правового регулирования.
Правомерное поведение. Эффективность действия права.
Правосознание и правовая культура. Понятие правосознания. Структура правосознания. Правовая
культура как высшая степень развития правосознания. Правовой нигилизм. Правовое
просвещение и воспитание. Правонарушение и юридическая ответственность. Понятие и виды
правонарушений. Причины правонарушений. Юридическая ответственность: основания и виды.
Преступление как наиболее тяжкий вид правонарушений. Состояние преступности в современной
России. Организованная преступность.
Международный терроризм. Правоохранительные органы.
Тема 4. Право и личность – 5 часов
Права человека. Понятие и сущность прав человека, их естественный неотчуждаемый характер.
Становление и развитие идеи прав человека в истории политической и правовой мысли.
Классификация видов прав человека. Поколения прав человека. Основания ограничения прав
человека. Правовой статус личности. Понятие правового статуса. Элементы правового статуса.
Субъективные права и обязанности. Различие правового статуса человека и гражданина.
Механизмы защиты прав человека в Российской Федерации. Президент – гарант защиты прав
человека. Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Парламентский уполномоченный по
правам человека. Судебная система защиты прав человека. Конституционная жалоба.
Административно-правовые способы защиты. Прокурорский надзор. Адвокатура. Возможность
защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Правозащитные
общественные организации.
Международная защита прав человека. Полномочия универсальных и региональных органов
защиты прав человека. Международные конвенции по правам человека и полномочия
учрежденных ими контрольных органов.
Региональная система защиты прав человека.
Тема 5. Основы конституционного строя – 7 часов
Конституционное право Российской Федерации. Понятие
конституционного
права:
структура, элементы. Конституция: сущность, особая юридическая сила, верховенство, принципы,
действие на территории всего государства. Основы конституционного строя Российской
Федерации. Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с
республиканской формой правления. Принцип разделения властей. Социальная деятельность
государства.
Система органов государства. Президент – глава государства. Федеральное собрание –
представительный и законодательный орган РФ.
6
Исполнительная власть. Судебная власть, ее органы.
Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина Российской
Федерации. Конституционные права и свободы граждан РФ. Конституционные обязанности
граждан, права и обязанности налогоплательщиков. Воинская обязанность и право на
альтернативную военную службу.
Гражданство Российской Федерации. Понятие гражданства, приобретение и прекращение
гражданства. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства (апатридов). Закон о
гражданстве РФ.
Избирательное право. Значение и разновидности выборов в Российской Федерации. Сущность
избирательного права, принципы проведения выборов в Российской Федерации. Избирательная
система.
Избирательный процесс. Основные стадии избирательного процесса. Финансовое обеспечение
выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах.
11 класс (1 ч в неделю, всего – 34 ч)
Тема 1. Гражданское право – 8 часов
Общие положения гражданского права. Понятие гражданского права. Субъекты гражданских
прав. Юридические лица.
Гражданско-правовые отношения. Возникновение
отношений. Объекты гражданских прав.
и
прекращение
гражданско-правовых
Имущественные и неимущественные права и способы их защиты. Гражданско-правовая
ответственность.
Сделки. Понятие и виды сделок. Форма сделок. Действительность и недействительность сделки.
Гражданско-правовой договор: общие положения. Понятие и значение договора. Классификация
договоров. Отдельные виды гражданско-правовых договоров (купля-продажа, аренда, подряд,
оказание услуг).
Наследственное право. Понятие наследования. Наследование по завещанию. Наследование по
закону.
Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской
деятельности.
Правовой
статус
предпринимателя.
Организационные
формы
предпринимательства.
Правовое положение государства как субъекта экономических отношений. Государство как
субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования
экономики.
7
Тема 2. Семейное право – 3 часа
Семейные правоотношения. Семья как юридическое понятие. Брак. Правовое регулирование
отношения супругов. Брачный контракт.
Права, обязанности и ответственность членов семьи. Права и обязанности родителей и детей.
Лишение, ограничение, восстановление родительских прав. Соглашение об уплате алиментов.
Тема 3. Правовое регулирование трудовых отношений – 5 часов
Трудовые правоотношения. Понятие трудовых отношений. Самостоятельный и наемный труд.
Работник и работодатель: правовой статус. Социальное партнерство в сфере труда.
Трудоустройство и занятость. Трудовой договор. Порядок заключения и расторжения трудового
договора. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата.
Дисциплина труда. Понятие дисциплины труда. Дисциплинарная ответственность сторон
трудового договора. Материальная ответственность.
Защита трудовых прав. Охрана труда. Профессиональные союзы.
Трудовые споры и порядок их рассмотрения.
Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Понятие права социальной защиты и
обеспечения. Виды социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия. Понятие и виды
трудового стажа.
Тема 4. Административное право – 2 часа
Административные правоотношения. Понятие административного права. Субъекты
административного права. Органы исполнительной власти. Государственные служащие.
Административные
правонарушения.
Основания
административной
Производство по делам об административной ответственности.
ответственности.
Тема 5. Уголовное право – 4 часа
Общая характеристика уголовного права. Понятие и задачи уголовного права. Принципы
уголовного права. Уголовный закон и его действие.
Преступление. Понятие преступления. Виды преступлений.
Уголовная ответственность. Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Ответственность
несовершеннолетних.
Тема 6. Экологическое право – 2 часа
8
Право охраны окружающей среды. Понятие экологического права. Структурный характер
экологического права. Право на благоприятную окружающую среду. Способы защиты
экологического права.
Ответственность за экологические правонарушения. Понятие экологического правонарушения.
Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Виды ответственности за
экологические правонарушения.
Тема 7. Международное право – 3 часа
Международные правоотношения. Понятие международного права. Субъекты международного
права. Источники международного права.
Международный договор.
Международная защита прав человека. Права человека как отрасль современного международного
права. Международные документы о правах человека. Защита прав человека в условиях мирного
времени.
Права человека и гуманитарное право. Понятие гуманитарного права.
Международная защита прав человека в условиях военного времени.
Тема 8. Процессуальное право – 4 часа
Гражданский процесс. Понятие процессуального права. Основные принципы гражданского
процесса. Участники гражданского процесса. Прохождение дела в суде.
Арбитражный процесс. Понятие арбитражного процесса. Правила арбитражного процесса.
Исполнение судебных решений.
Уголовный процесс. Основные принципы и участники процесса. Меры процессуального
принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Защита прав обвиняемого,
потерпевшего, свидетеля в уголовном процессе.
Административная
юрисдикция.
Конституционное
судопроизводство.
Особенности
административной юрисдикции. Органы и способы рассмотрения административных споров.
Понятие конституционного судопроизводства. Право на обращение в Конституционный Суд РФ.
Основные стадии конституционного судопроизводства.
Заключительные уроки. Профессия – юрист – 3 часа
Профессиональное юридическое образование. Основные юридические профессии. Особенности
профессиональной юридической деятельности. Профессиональная этика юриста.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9
Тематическое планирование в 10 классе
№
Тема раздела
Количество
часов
1
Право и государство
7
2
Форма и структура права
6
3
Правотворчество и правореализация
9
4
Право и личность
5
5
Основы конституционного строя
7
Всего
34
Тематическое планирование в 11 классе
№
Тема раздела
Количество
часов
1
Гражданское право
8
2
Семейное право
3
3
Правовое регулирование трудовых отношений
5
4
Административное право
2
5
Уголовное право
4
6
Экологическое право
2
7
Международное право
3
8
Процессуальное право
4
9
Заключительные уроки. Профессия – юрист
3
Всего
34
10