Приложение 3
к основной общеобразовательной программе
среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Родной язык (русский)»
10-11 классы
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации;
ориентация
обучающихся
реализацию
позитивных
жизненных
инициативность,
креативность,
готовность
и
способность
к
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
2
перспектив,
личностному
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
поиск
ресурсов,
необходимых
для
достижения
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
3
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
в
условиях
реального,
виртуального
и
Предметные результаты
Учащийся научится:
осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в жизни
человека;
объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; понимать и
комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;
понимать и толковать значения русских слов с национально-культурным компонентом,
правильно употреблять их в речи;
понимать и толковать значения фразеологических оборотов с национально-культурным
компонентом; комментировать историю происхождения фразеологических оборотов,
уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
владеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного
языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия
основным нормам современного литературного языка;
4
использовать при общении в электронной среде и в ситуациях делового общения
этикетные формы и принципы этикетного общения, лежащие в основе национального
русского речевого этикета;
создавать
тексты
как результат
проектной
(исследовательской)
деятельности;
оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать
слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира;
определять причины изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов
лексики между активным и пассивным запасом слов;
правилам информационной безопасности при общении в социальных сетях;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном
общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба,
принесение извинений и др.;
использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие
противостоять речевой агрессии.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс (1 ч в неделю, всего – 34 ч)
Язык и культура (11 ч.)
Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. Русский язык в
Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении.
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных
уровней языка.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних
факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные
тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов,
изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка,
создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Культура речи (11ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные
процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические ошибки в
современной речи.
5
Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая
сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные
ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с
речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных
словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении
соотнесенности глагольных форм.
сложных
предложений.
Нарушение
видовременной
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и
справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет
Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернетполемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Речь. Речевая деятельность. Текст (12 ч.)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Понятие речевого (риторического) идеала.
Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры.
Основные риторические категории и элементы речевого мастерства Понятие эффективности
речевого общения. Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к
публичной речи. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации.
Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и
фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Мастерство
беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое
поведение спорящих.
Текст как единица языка и речи
Категория монолога и диалога как формы речевого общения.
Структура публичного выступления.
6
Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи. Риторика
делового общения. Спор, дискуссия, полемика.
Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.
Функциональные разновидности языка
Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологические и
синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари и
справочники.
Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового стиля: точность,
неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их
предписывающий характер. Резюме, автобиография.
Разговорная
речь. Фонетические,
интонационные,
лексические,
морфологические,
синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура
разговорной речи.
Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися
средств публицистического стиля в собственной речи.
Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические
фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
11 класс (1 ч в неделю, всего – 33 ч)
Язык и культура (5 ч.)
Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как
единство формы и содержания. Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин
«Скупой рыцарь»). Н. Помяловский о разнообразии языка.
Культура речи (17 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Обобщающее
повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного литературного произношения и
ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому,
традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология. Роль
фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей.
Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К.
Бальмонта «Русский язык как основа творчества».
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
7
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости
с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных
слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных
предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами. Способы
оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и
выразительности русской речи.
Речевой этикет. Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом
общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом
общении.
Речь. Речевая деятельность. Текст (12 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые
жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты.
Текст как единица языка и речи.
Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов.
Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста.
Корректировка текста.
Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного плана и тезисов статьи
А. Кони о Л. Толстом.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Тематическое планирование в 10 классе
Количество
часов
№
Тема раздела
1.
Язык и культура
11
2.
Культура речи
11
3.
Речевая
деятельность.
Текст.
12
Всего
34
Основные направления воспитательной
деятельности
Гражданское воспитание:
− формирование активной гражданской позиции,
гражданской ответственности, основанной на традиционных
культурных, духовных и нравственных ценностях
российского общества;
− развитие культуры межнационального общения;
Патриотическое воспитание:
− формирование российской гражданской идентичности;
− формирование патриотизма, чувства гордости за свою
Родину, готовности к защите интересов Отечества,
ответственности за будущее России на основе развития
программ патриотического воспитания детей, в том числе
8
военно-патриотического воспитания;
Духовно-нравственное воспитание:
− развития у детей нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
− формирования выраженной в поведении нравственной
позиции, в том числе способности к сознательному выбору
добра;
Эстетическое воспитание:
− приобщение к уникальному российскому культурному
наследию, в том числе литературному, музыкальному,
художественному, театральному и кинематографическому;
− создание равных для всех детей возможностей доступа к
культурным ценностям;
Физическое воспитание:
− формирование ответственного отношения к своему
здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
− формирование системы мотивации к активному и
здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и
спортом, развитие культуры здорового питания;
Трудовое воспитание:
− воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым
достижениям;
− формирования умений и навыков самообслуживания,
потребности трудиться, добросовестного, ответственного и
творческого отношения к разным видам трудовой
деятельности, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей;
Экологическое воспитание:
− развитие экологической культуры, бережного отношения к
родной земле, природным богатствам России и мира;
Ценности научного познания:
− содействие повышению привлекательности науки для
подрастающего поколения, поддержку научно-технического
творчества детей;
− создание условий для получения детьми достоверной
информации о передовых достижениях и открытиях мировой
и отечественной науки, повышения заинтересованности
подрастающего поколения в научных познаниях об
устройстве мира и общества.
Тематическое планирование в 11 классе
Количество
часов
№
Тема раздела
1.
Язык и культура
5
2.
Культура речи
17
Основные направления воспитательной
деятельности
Гражданское воспитание:
− развитие в детской среде ответственности, принципов
коллективизма и социальной солидарности;
9
3.
Речевая
деятельность.
Текст.
12
Всего
34
− формирование стабильной системы нравственных и
смысловых установок личности, позволяющих
противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим
негативным социальным явлениям;
Патриотическое воспитание:
− развитие уважения к таким символам государства, как
герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим
символам и памятникам Отечества;
− развитие поисковой и краеведческой деятельности,
детского познавательного туризма.
Духовно-нравственное воспитание:
− содействия формированию у детей позитивных жизненных
ориентиров и планов;
− оказания помощи детям в выработке моделей поведения в
различных трудных жизненных ситуациях, в том числе
проблемных, стрессовых и конфликтных.
Эстетическое воспитание:
− сохранение, поддержки и развитие этнических культурных
традиций и народного творчества.
Физическое воспитание:
− развитие культуры безопасной жизнедеятельности,
профилактику наркотической и алкогольной зависимости,
табакокурения и других вредных привычек;
Трудовое воспитание:
− развития навыков совместной работы, умения работать
самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы,
правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
− содействия профессиональному самоопределению,
приобщения к социально значимой деятельности для
осмысленного выбора профессии.
Экологическое воспитание:
− воспитание чувства ответственности за состояние
природных ресурсов, умений и навыков разумного
природопользования, нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии.
Ценности научного познания:
− создание условий для получения детьми достоверной
информации о передовых достижениях и открытиях мировой
и отечественной науки, повышения заинтересованности
подрастающего поколения в научных познаниях об
устройстве мира и общества.
10