Социально-экономическая география

Приложение № 22
к основной образовательной программе
среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Социально-экономическая география»
базовый уровень
10-11 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Социально-экономическая география» в 10-11 классах рассчитан на 67
часов, по 34 часа в 10 классе и 33 часа в 11 классе, в каждом учебном году. Данным курсом
завершается школьное географическое образование, рассматривая конкретные вопросы
территориальной организации производства, причём на современном этапе общественного
развития не только в России, но и в других странах мира, имеющих определённую специфику,
связанную с условиями рыночной экономики.
В условиях становления рыночной экономики и активизации международных контактов
предъявляются новые требования к уровню экономической образованности выпускников школы,
которые должны быть хорошо информированы в области экономики, права, обществознания и
других предметов социально-экономического цикла, поэтому программа элективного курса
позволяет учащимся углубить и расширить знания не только по географии, но и учитывает
вопросы, изучаемые в курсе предметной области «Обществознание», помогает более глубоко и
качественно подготовиться к итоговой аттестации школьников как по географии, так и
обществознанию.
Специфика географии – её естественно-общественная сущность. География обуславливает
интеграцию различных дисциплин в познании пространства: естественных, общественных и
технических. Современная география изучает пространственно- временные взаимосвязи и
взаимодействия в географической действительности, представляющей собой целостную систему
«человек – природа – хозяйство - окружающая среда».
Актуальность изучения данного курса, лежащего на стыке социально - экономической
географии и социальной экономики, диктуется логикой развития общества и потребностью
современного образования, заключается в расширении общественных знаний по географии.
Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – помочь в изучении
материала в тесной связи с жизнью, пробудить интерес к исследовательской деятельности и
овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности.
Учащиеся учатся собирать информацию, работать с информацией, заложенной в тексте, учатся
четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку
зрения.
Выполняя практические задания, содержащиеся в данном элективном курсе, учащиеся
выступают в роли исследователей и экспертов. Данные практические работы помогают учащимся
связать свои познания об окружающем мире с анализом самых острых проблем современности –
демографических, политических, экономических и экологических.
Цели и задачи курса:
 освоение системы знаний о размещении (географии) производства в современных условиях
 развитие и воспитание личности, способной к самостоятельному и ответственному
действию;
 развитие способности к самоопределению и самореализации в социально – экономической
сфере жизнедеятельности общества;
 воспитание экономического мышления, организованности;
 овладение умениями и навыками поиска, систематизации и анализа полученных знаний,
опытом разработки и выполнения проектов и исследований.
Предлагаемые для классной и домашней работы задания способствуют развитию навыков
самостоятельного добывания знаний и информации (работа с научными и публицистическими
2

текстами, реферирование, анализ информации по картам учебника и атласа, работа с контурной
картой, картографирование социально-экономических показателей, анализ территориальной
статистики, поиск необходимой информации, а также в СМИ и Интернете, в смежных науках,
например, в школьных учебниках и атласах по истории и экономике).
Подобный подход способствует становлению творческой и инициативной личности,
воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. Поэтому учитель при работе по
данной программе выступает как руководитель процесса познания и консультант, нежели
передатчик информации, изложенной в тексте учебника.
При изучении курса используются нескольких типов уроков: урок-лекция, урок-семинар,
урок-конференция (диспут), урок-практикум. Цель большинства уроков — самостоятельное
изучение учащимися фактического материала в результате выполнения практических заданий в
классе.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения географии на элективном курсе ученик должен:
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы
географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные
месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира,
отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве
жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового
хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и
регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе
международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных
проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее
роль в международном географическом разделении труда;
уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции
развития природных, политических, социально-экономических и геоэкологических объектов,
процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их
демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и
производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных
территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения
наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;
таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические
закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;

3

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и
ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших
социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической
ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и
образовательных программ, различных видов человеческого общения;
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений
и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности:
— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими
материалами;
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор
критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе
в геоинформационных системах;
— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и
процессов;
— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов
познавательной и практической деятельности.













1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты
сформированность
общечеловеческих
и
общенациональных
ценностей,
гражданственности и национальной идентичности, патриотизма, гордости за свою страну,
свой народ, интерес к изучению географии;
сформированность основ географической культуры, географического мышления как
частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, потребности к
самореализации, творческой деятельности, построению и стремлению к реализации своих
жизненных планов на протяжении всей жизни;
принятие и реализация ценностей эстетического отношения к миру, здорового и
безопасного образа жизни в окружающей среде, умений противостоять социально
опасным явлениям общественной жизни;
готовность к осознанному выбору профессии, непрерывному самообразованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
4













сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания, в том
числе умений работать с текстами, тематическими картами разного содержания,
статистическими данными, геоинформационными системами, ресурсами Интернета;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
самостоятельному поиску, анализу, отбору географической информации, ее оценке,
преобразованию, сохранению, передаче и презентации в разных формах, в том числе с
помощью технических средств и информационных технологий;
владение языковыми средствами, коммуникативными навыками взаимодействия с людьми,
готовностью к пониманию собеседника, ведению корректных дискуссий — умение ясно,
логично и точно излагать свою точку зрения; умения правильно оценивать собственные
поступки и поступки других людей;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения для объяснения, оценки и
прогнозирования различных явлений и процессов современного мира на основе
приобретенных географических знаний и умений.
Предметные результаты

Учащийся научится:
• владеть представлениями о современной географической науке, ее участии в решении
важнейших проблем человечества;
• владеть географическим мышлением для определения картографических представлений о
размещении основных географических объектов и выявления географических аспектов
природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
• понимать описательную географию, представления о языке и методах современной
географии;
• разбираться в системе комплексных социально ориентированных географических знаний о
закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и
территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
• владеть умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий;
5

•

владеть умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и
тенденций, получения нового географического знания о природных, социальноэкономических и экологических процессах и явлениях;
• владеть умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
• владеть умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных
явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды,
адаптации к изменению ее условий;
• формировать представления и знания об основных проблемах взаимодействия природы и
общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем;
• обобщать представления о земной поверхности, которая в настоящее время является
результатом деятельности современного общества на разных уровнях дифференциации
географической оболочки: глобальном, региональном, локальном.
Учащийся получит возможность научиться:
• выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия географической среды и
общества,
• объяснять и оценивать проблемы и последствия такого взаимодействия в странах и
регионах мира;
• выявлять и характеризовать взаимосвязанные природно-хозяйственные системы на
различных иерархических уровнях географического пространства;
• выявлять и оценивать географические аспекты устойчивого развития территории, региона,
страны;
• формулировать цель исследования, выдвигать и проверять гипотезы о взаимодействии
компонентов природно- хозяйственных территориальных систем;
• моделировать и проектировать территориальные взаимодействия различных
географических явлений и процессов.

2. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
10 класс (1 ч в неделю, всего – 34 ч)
Раздел I. Географическая картина мира (34 ч.)
Введение (4 ч.)
Что и как изучается в элективном курсе. Логика построения курса и его географические
основы. Особенности структуры курса.
История формирования географических идей. География в системе наук о Земле.
Естественно – общественная сущность географии. Современные тенденции в развитии
географической науки. Ключевые вопросы географии. Важнейшие задачи географии.
Традиционные и новые методы географической науки. Картографический метод в
исследовании процессов и явлений. Методы географического сравнения территории.
Качественные и количественные характеристики территории. Аэрокосмические методы
географических исследований. Метод моделирования. Геоинформационные системы.
Использование традиционных и новых методов географической науки для поиска, обработки и
представления географической информации. Географические законы и модели.
Прогноз и прогнозирование. Виды прогнозов: по масштабу, по времени, по содержанию.
Составление простейших географических прогнозов. Методы прогнозирования: индукции,
6

экспертных оценок, аналогий, статистический, математический. Мониторинг и его виды:
геоэкологический, геосферный. Значение мониторинга.
Практическая работа
1. Использование традиционных и новых методов географической науки для поиска,
обработки и представления географической информации
2. Составление простейших географических прогнозов
Тема 1. Политическая карта мира (11 ч.)
Объекты политической карты мира. Принципы и подходы к классификации типологии
стран мира. Показатели уровня развития стран. Методика типологии: многопризнаковые
классификации. Экономически развитые страны. Страны с переходной экономикой.
Развивающиеся страны. Наименее развитые страны мира. Место и роль стран различных
социально-экономических типов в мировой экономике. Политико-экономическая типология стран
мира. Государственное устройство в различных странах мира. Геополитическая панорама мира.
Непризнанные и самопровозглашенные государства. Международные территории и акватории.
Несамоуправляющиеся территории. Территориальные споры. Территориальные споры в Европе,
Азии, Африке, Америке. Вооруженные конфликты и «горячие точки». Политическая география и
геополитика. Геополитические теории. Принципы современных геополитических моделей.
Отражение современных политических процессов на политической карте мира.
Практическая работа
1. Составление рейтинга стран, имеющих максимальные и минимальные объемы ВВП
на душу населения, обозначение их на контурной карте
2. Обозначение на контурной карте стран, входящих в Содружество;
несамоуправляющихся территорий; непризнанных и самопровозглашенных
государств
Тема 2. Население мира (4 ч.)
Численность населения, основные показатели: абсолютные и относительные. Динамика
численности населения. Качество населения, уровень жизни, его оценка. Демографическая
политика. Демографическая проблема человечества и пути ее решения. Понятие религиозных и
социальных конфликтов. Миграции населения. Внешние и внутренние миграции, их причины.
Городское и сельское население. Гипотезы возникновения городов. Крупные города древности и
современности. Урбанизация как глобальный процесс, общие черты. Уровни и темпы
урбанизации, и их регулирование. Агломерации и мегалополисы мира. Занятость населения.
Оценка и баланс трудовых ресурсов, Влияние этнических, исторических, географических
особенностей на формирование трудовых навыков населения и развитие производства. Проблемы
занятости и безработицы в странах мира.
Практическая работа
1. Составление простейших прогнозов роста населения мира, отдельных регионов,
стран и прогнозов расселения населения
Тема 3. Международная экономика и международные отношения (15 ч.)
Понятие о мировом хозяйстве; история его формирования. Глобализация. Отраслевая,
функциональная и территориальная структуры хозяйства. Традиционные отрасли: аграрные,
индустриальные: возникшие в эпоху НТР; новейшие (постиндустриальные) отрасли
промышленности. Применение достижений НТР в экономике. Географическая «модель» мирового
хозяйства, основные центры развития. Понятие о международном географическом разделении
7

труда. Международная экономическая интеграция; главные региональные и отраслевые
группировки. Крупнейшие транснациональные компании мира. Мировые центры коммуникаций,
рекламы и финансов. Региональные особенности туризма. Центры экономической мощи и
«полюсы» бедности.
11 класс (1 ч в неделю, всего – 33 ч)
Раздел II. География отраслей мирового хозяйства (6 ч.)
Значение и важность вопроса о размещении производства. Понятие о фактическом и
эффективном
размещении.
Планирование
территориальное
и
отраслевое.
Предприятие как объект хозяйства. Проблема размещения отдельного предприятия. Размещение
производителей и потребителей. Расстояние между производителем и потребителем, его влияние
на деятельность предприятия. Основы теории размещения промышленности. Неравномерное
размещение – концентрация производства. Причины неравномерности.
Равномерное размещение – деконцентрация производства. Причины деконцентрации.
Точки производства и зоны сбыта – расположение относительно друг друга. Сравнение
равномерного и неравномерного размещения производства. Учёт фактора территории при оценке
степени равномерности размещения предприятий. Концентрация промышленных предприятий.
Города как места концентрации промышленных предприятий. Причины возникновения городов.
Отдельные крупные предприятия, скопление различных предприятий. Взаимосвязь между
предприятиями. Группы отраслей, характерные для города определённой численности.
Преимущества, обусловленные многочисленностью предприятий. Ограничение роста городов.
Случайная концентрация предприятий. Промышленный профиль городов. Рыночные зоны.
Формы рыночных зон. Конфигурация транспортных сетей. Транспортные пункты и узлы, их
влияние на форму и размер рыночной зоны. Современная информационная экономика.
Практическая работа.
1. Нанесение на контурную карту производств с разной степенью их равномерности
размещения на конкретной территории.
2. Выбор места для строительства города. Размещение бизнес-объектов
3. Обозначение на контурной карте основных крупнейших транспортных путей и узлов
мир
Раздел III. География культуры, религий, цивилизаций (14 ч.)
География культуры и цивилизаций. Цивилизации Запада и Востока. Всемирное природное
и культурное наследие человечества. Объекты ЮНЕСКО. Туристические макрорегионы мира:
Европейский, Азиатско-Тихоокеанский, Средневосточный, Южноазиатский, Американский,
Африканский. Мировая и национальная культура.
Раздел IV. Многоликая планета (8 ч.)
Экономические достижения Японии, Китая и стран Азии. Причины экономического роста.
Микрогосударства Европы: политическая стабильность и экономическое процветание.
Практическая работа
1. Работа
со
статистическими
материалами,
показывающими
темпы
«экономического чуда» Японии
2. Работа
со
статистическими
материалами,
показывающими
темпы
«экономического чуда» Китая
8

Раздел V. Насущные проблемы человечества (5 ч.)
Предмет изучения глобальной географии. Первоначальное представление многих
процессов и явлений глобального характера на более низких географических уровнях –
континентальном, региональном, зональном, национальном, локальном.
Географические аспекты глобальных проблем и их проявление в различных регионах мира.
Глобальные проблемы многоликого человечества и каждого из нас. Проблемы, которые следует
считать глобальными. Природные явления глобального характера. Глобальные проблемы,
создающие непосредственную угрозу человечеству. Важнейшие экологические проблемы,
связанные с мировым хозяйством. Сырьевая и энергетическая проблемы. Продовольственная
проблема человечества.

№

1
2
3
4

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование в 10 классе
Тема
Кол-во Практическ
Основные направления воспитательной
часов ие работы
деятельности
Раздел I. Географическая
34
Патриотического воспитания: ценностного
отношения к отечественному культурному,
картина мира
историческому
и
научному
наследию,
Введение
4
2
понимания
значения
географической
науки в
Политическая карта мира
11
2
жизни современного общества, способности
Население мира
4
1
владеть достоверной информацией о передовых
Международная экономика
15
достижениях и открытиях мировой и
и международные
отечественной
географической
школы,
заинтересованности в научных знаниях об
отношения
устройстве мира и общества;
Итого
34
5
Гражданского воспитания: представления о
социальных
нормах
и
правилах
межличностных отношений в коллективе,
готовности к разнообразной совместной
деятельности при выполнении учебных,
познавательных
задач,
выполнении
практических работ, создании учебных
проектов, стремления к взаимопониманию и
взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности; готовности оценивать своё
поведение и поступки своих товарищей с
позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков;
Ценности
научного
познания:
мировоззренческих
представлений
об
окружающем
мире.
Формирование
географической культуры мира, интереса к
обучению и познанию, любознательности,
готовности и способности к самообразованию,
исследовательской
деятельности,
к

9

осознанному выбору направленности и уровня
обучения в дальнейшем;
Физическое воспитание: осознания ценности
жизни, ответственного отношения к своему
здоровью, установки на здоровый образ жизни,
осознания последствий и неприятия вредных
привычек (употребления алкоголя, наркотиков,
курения)
на
среднюю
ожидаемую
продолжительность жизни

Тематическое планирование в 11 классе
№ Тема
1 Раздел II. География
отраслей мирового
хозяйства
2 Раздел III. География
культуры, религий,
цивилизаций
3 Раздел IV. Многоликая
планета
4 Раздел V. Насущные
проблемы человечества
Итого

Кол-во Практическ
Основные направления воспитательной
часов ие работы
деятельности
6
3
Трудового воспитания: коммуникативной
компетентности в общественно полезной,
учебно-исследовательской,
творческой
и
других видах деятельности; интереса к
14
практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе
применения предметных знаний по географии,
8
2
осознанного
выбора
индивидуальной
траектории продолжения образования с учётом
5
личностных интересов и способности к
географии,
общественных
интересов
и
потребностей;
33
5
Экологического воспитания: экологически
целесообразного отношения к природе как
источнику жизни на Земле, основе её
существования, понимания ценности здорового
и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к собственному физическому и
психическому здоровью, осознания ценности
соблюдения правил безопасного поведения при
работе с веществами, а также в ситуациях,
угрожающих здоровью и жизни людей;
способности применять знания, получаемые
при изучении географии, для решения задач,
связанных с окружающей природной средой,
повышения уровня экологической культуры,
осознания
глобального
характера
экологических проблем и путей их решения
посредством
методов
географии;
экологического
мышления,
умения

10

руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике .
Духовно-нравственное воспитание: духовнонравственное
воспитание
личности
–
педагогически
организованный
процесс
усвоения и принятия обучающимися базовых
национальных ценностей.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».