Приложение № 19
к основной образовательной программе
среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Прикладная информатика»
базовый уровень
10-11 классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новая Концепция предметной области «Информатика» в организациях, реализующих
основные общеобразовательные программы представляет собой систему взглядов на
основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и направления развития предметной
области «Информатика» как важнейшего элемента овладением компетенциями, в том числе
метапредметными, навыками XXI века, в рамках освоения основных общеобразовательных
программ в образовательных организациях.
Целью Концепции является создание условий для формирования информационной
грамотности и компетенций обучающихся, необходимых для перехода к новым приоритетам
научно-технологического развития Российской Федерации. Современный этап развития
России, определяемый масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри
страны и общемировыми тенденциями перехода к информационному обществу, предполагает
высокий уровень адаптации выпускника школы к жизни и работе в высокотехнологичной
наукоёмкой среде. Соответствующий социальный заказ отражен в Указах Президента РФ,
решениях Правительства РФ и международных документах (Приоритетные направления
науки, технологий и техники и перечень критических технологий РФ, Федеральная целевая
программа «Электронная Россия», государственная инициатива «Наша новая школа» и др.).
Формирование
фундаментальных
представлений,
касающихся
информационной
составляющей современного мира, создания и использования информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) — прерогатива школьного курса информатики. Его
изучение обеспечит школьникам более широкие возможности реализации индивидуальных
образовательных запросов; будет способствовать повышению уровня адаптации выпускника
школы к жизни и работе в современном информационном обществе; даст дополнительные
гарантии получения качественного бесплатного конкурентоспособного образования, которое
невозможно без знания информатики и ИКТ; положительно скажется на уровне подготовки
выпускников школы, которые будут иметь необходимые компетенции для получения
профессионального образования. Основная цель изучения элективного курса «Прикладная
информатика» на базовом уровне среднего общего образования — обеспечение дальнейшего
развития информационных компетенций выпускника, его готовности к жизни в условиях
развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда. В
связи с этим изучение элективного курса в 10–11 классах должно обеспечить:
• сформированность представлений о роли информатики, информационных и
коммуникационных технологий в современном обществе;
• сформированность основ логического и алгоритмического мышления;
• сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы,
видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей,
проверять на достоверность и обобщать информацию;
• сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь
человека в обществе; понимание социального, экономического, политического, культурного,
юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов
информационных технологий;
• принятие правовых и этических аспектов информационных технологий; осознание
ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем,
распространение информации;
• создание условий для развития навыков учебной, проектной, научноисследовательской и творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию.
Программа рассчитана на 67 часов - 34 часа в 10 классе, 33 часа в 11 классе (1 час
в неделю).
Преподавание ведется
деятельностного типа:
с
опорой
на
базовые
образовательные
технологии
- технологию продуктивного чтения;
- технологию проблемного диалога;
- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов);
- технологии проектной и исследовательской деятельности;
- технологию развития критического мышления.
Текущий контроль успеваемости обучающихся по информатике проводится:
- поурочно;
- по темам.
Текущий контроль успеваемости проводится в форме:
- устных и письменных ответов;
- защиты учебных проектов;
- тестов (в письменной или электронной форме), самостоятельной работы, диктанта,
контрольной работы.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной
программы среднего общего образования:
• личностных, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и
гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание,
экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность
к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
• метапредметных, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в
планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной
образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности;
• предметных, включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по
получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в
учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа
мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
В ходе изучения курса достигаются следующие образовательные результаты,
сформированные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего
общего образования.
Личностные результаты
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития
и социализации обучающихся средствами предмета.
• Гражданское воспитание: представление о социальных нормах и правилах
межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; готовность
к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач,
создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе
этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих
товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков; готовность обучающихся противостоять негативным социальным явлениям.
• Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию;
понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; владение
достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области
информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о
цифровой трансформации современного общества.
• Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей: формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе
усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия); готовность оценивать своё поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в
сети Интернет.
• Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание):
эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
• Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного познания):
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества; информационная культура, в том числе
навыки самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
разнообразными средствами информационных технологий; готовность и способность к
образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности.
• Физическое воспитание и формирование культуры здоровья: физическое,
эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни
образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
• Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение: осознанный выбор
будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности.
• Экологическое воспитание: экологическая культура, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей
ИКТ.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
Учащийся научится:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация»,
«информационный объект»;
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности
человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры древних и современных информационных носителей;
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам
представления на материальных носителях;
определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими
функции;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню,
обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна,
реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов
(по одному признаку);
ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную
страницу);
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования
безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования
простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися
фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом,
курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
создавать круговые и столбиковые диаграммы;
разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции;
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
оперировать объектами файловой системы;
применять основные правила создания текстовых документов;
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании
текстовых документов;
использовать основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;
работать с формулами;
визуализировать соотношения между числовыми величинами.
осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
основам организации и функционирования компьютерных сетей;
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.
Учащийся получит возможность научиться:
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его
начертанию,
размеру и цвету, к выравниванию текста;
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического
редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или
преобразованными фрагментами;
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с
гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
научиться изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;
научиться изменять свойства панели задач;
узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных
действий с ними;
научиться упорядочивать информацию в личной папке;
сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей;
о моделировании как методе научного познания;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф,
дерево) в соответствии с поставленной задачей;
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального
исполнителя с заданной системой команд;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной
системы счисления в десятичную систему счисления;
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с
двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их
преобразования с использованием основных свойств логических операций.
сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о
компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего
мира;
познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных
объектов и процессов;
научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и
результаты, выявлять соотношения между ними;
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального
исполнителя с заданной системой команд;
составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального
исполнителя с заданной системой команд;
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной
задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной
системой команд;
подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся
результатом работы алгоритма;
научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств
электронной таблицы;
расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена
информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением
соответствующих правовых и этических норм, требований информационной
безопасности;
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в
Интернете, полученных по тем или иным запросам.
2. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
В содержании элективного курса «Прикладная информатика» для 10–11 классов
выделено три крупных раздела:
I. Основы информатики
Техника безопасности. Организация рабочего места
Информация и информационные процессы
Кодирование информации
Логические основы компьютеров
Как устроен компьютер
Программное обеспечение
Компьютерные сети
Информационная безопасность
II. Алгоритмы и программирование
Алгоритмизация и программирование
Решение вычислительных задач
III. Информационно-коммуникационные технологии
Моделирование
Базы данных
Создание веб-сайтов
Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на
завершающей ступени среднего общего образования.
В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в
рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому
материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, изучаются в
середине учебного года, как в 10, так и в 11 классе.
3. Тематическое планирование в 10 классе
по 1 часу в неделю
(всего 34 часа)
№
Тема
Количес
тво
часов
Основные направления воспитательной
деятельности
Техника безопасности.
Организация рабочего места
1
2.
Информация и
информационные процессы
2
3.
Кодирование информации
6
4.
Логические основы
компьютеров
2
Патриотическое воспитание и формирование российской
идентичности:
5.
Как устроен компьютер
2
6.
Программное обеспечение
2
7.
Компьютерные сети
3
8.
Информационная
безопасность
2
• ценностное отношение к отечественному культурному,
историческому и научному наследию; понимание значения
информатики как науки в жизни современного общества;
владение достоверной информацией о передовых мировых и
отечественных достижениях в области информатики и
информационных технологий;
9.
Алгоритмизация и
программирование
10
Духовное и нравственное воспитание детей на основе
российских традиционных ценностей:
1.
10. Решение вычислительных
задач
Резерв
3
1
Гражданское воспитание:
• представление о социальных нормах и правилах
межличностных отношений в коллективе, в том числе в
социальных сообществах; готовность к разнообразной
совместной деятельности при выполнении учебных,
познавательных задач, создании учебных проектов;
• формирование выраженной в поведении нравственной
позиции, в том числе способности к сознательному выбору
добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств,
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети
Интернет.
Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое
воспитание):
• эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому
обустройству собственного быта.
Популяризация научных знаний среди детей (ценности
научного познания):
мировоззрение, соответствующее современному уровню
развития науки, значимости науки, готовность к научнотехническому творчеству, владение достоверной информацией
о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях
об устройстве мира и общества; информационная культура, в
том числе навыки самостоятельной работы с учебными
текстами, справочной литературой, разнообразными
средствами информационных технологий; готовность и
способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности.
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
• физическое, эмоционально- психологическое, социальное
благополучие обучающихся в жизни образовательной
организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
• осознанный выбор будущей профессии как путь и способ
реализации собственных жизненных планов; готовность
обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как
к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем; потребность
трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое
отношение к разным видам трудовой деятельности.
Экологическое воспитание:
• экологическая культура, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, в том числе с
учётом возможностей ИКТ.
Итого по всем разделам:
34
Тематическое планирование в 11 классе
по 1 часу в неделю
(всего 33 часа)
№
Тема
Количеств
о часов
Техника безопасности.
Организация рабочего места
1
2.
Информация и
информационные процессы
5
3.
Моделирование
6
4.
Базы данных
9
5.
Создание веб-сайтов
10
Резерв
2
1.
Основные направления воспитательной
деятельности
Гражданское воспитание:
• представление о социальных нормах и правилах
межличностных отношений в коллективе, в том числе в
социальных сообществах; готовность к разнообразной
совместной деятельности при выполнении учебных,
познавательных задач, создании учебных проектов;
Патриотическое воспитание и формирование
российской идентичности: • ценностное отношение к
отечественному культурному, историческому и
научному наследию; понимание значения информатики
как науки в жизни современного общества; владение
достоверной информацией о передовых мировых и
отечественных достижениях в области информатики и
информационных технологий;
Духовное и нравственное воспитание детей на основе
российских традиционных ценностей:
• формирование выраженной в поведении нравственной
позиции, в том числе способности к сознательному
выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и
нравственных чувств, готовность оценивать своё
поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм
с учётом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети
Интернет.
Приобщение детей к культурному наследию
(эстетическое воспитание):
• эстетическое отношение к миру, готовность к
эстетическому обустройству собственного быта.
Популяризация научных знаний среди детей
(ценности научного познания):
мировоззрение, соответствующее современному уровню
развития науки, значимости науки, готовность к научнотехническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
информационная культура, в том числе навыки
самостоятельной работы с учебными текстами,
справочной литературой, разнообразными средствами
информационных технологий; готовность и способность
к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности.
Физическое воспитание и формирование культуры
здоровья:
• физическое, эмоционально- психологическое,
социальное благополучие обучающихся в жизни
образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
Трудовое воспитание и профессиональное
самоопределение:
• осознанный выбор будущей профессии как путь и
способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной
деятельности как к возможности участия в решении
личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем; потребность трудиться,
уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и
творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание:
• экологическая культура, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, в
том числе с учётом возможностей ИКТ.
Итого по всем разделам:
33
13