Физическая культура

Приложение 16
к основной общеобразовательной программе
среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Физическая культура»
10-11 классы

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты


уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре,
традициям и ценностям Российского народа на примере истории национальных видов
спорта и народных игр.



сформированность патриотического сознания и гражданской позиции личности, чувство
ответственности и долга перед Родиной на примере геройских подвигов спортсменов –
участников Великой Отечественной Войны и результатов упорного труда выдающихся
спортсменов СССР и России.



знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России.



освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах.



сформированность положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного
интереса к учебному предмету «Физическая культура».



развитость эстетического и этического сознания через освоение культуры движения и
культуры тела.



сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.



сформированность духовно-нравственной культуры, чувства толерантности и
ценностного отношения к физической культуре, как составной и неотъемлемой части
общечеловеческой культуры.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД



самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;



самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;



соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
2



оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;



осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осознанно делать выбор в
учебной и познавательной деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД



определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;



создавать, применять и преобразовывать графические
упражнений в двигательные действия и наоборот;



владеть культурой активного использования информационно – поисковых систем.

пиктограммы

физических

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД


организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;



работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов;



формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;



осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты

Учащийся научится:


определять влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление
здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек; знать
способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;



знать правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими
упражнениями

общей,

профессионально-прикладной

и

оздоровительно-

корригирующей направленности;


характеризовать индивидуальные особенности физического и психического развития;



характеризовать основные формы организации занятий физической культурой,
определять их целевое назначение и знать особенности проведения;
3



составлять и выполнять индивидуально ориентированные комплексы оздоровительной
и адаптивной физической культуры;



выполнять комплексы упражнений традиционных и современных оздоровительных
систем физического воспитания;



выполнять технические действия и тактические приемы базовых видов спорта,
применять их в игровой и соревновательной деятельности;



практически использовать приемы самомассажа и релаксации;



практически использовать приемы защиты и самообороны;



составлять

и

проводить

комплексы

физических

упражнений

различной

направленности;


определять уровни индивидуального физического развития и развития физических
качеств;



проводить мероприятия по профилактике травматизма во время занятий физическими
упражнениями;



владеть техникой выполнения тестовых испытаний Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Учащийся получит возможность научиться:


самостоятельно организовывать и осуществлять физкультурную деятельность для
проведения индивидуального, коллективного и семейного досуга;



выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые
вступительными экзаменами в профильные учреждения профессионального
образования;



проводить мероприятия по коррекции индивидуальных показателей здоровья,
умственной и физической работоспособности, физического развития и физических
качеств по результатам мониторинга;



выполнять технические приемы и тактические действия национальных видов спорта;



выполнять нормативные требования испытаний (тестов) Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);



осуществлять судейство в избранном виде спорта;



составлять и выполнять комплексы специальной физической подготовки.

4

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс (2 ч в неделю, всего – 68 ч)
Знания о физической культуре
Физическая культура и спорт в современном обществе. Туристические походы как форма
активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления организма, виды и разновидности
туристических походов. Пешие туристические походы, их организация и проведение, требования
к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).
Базовые понятия физической культуры. Здоровый образ жизни, роль и значение физической
культуры в его формировании. Вредные привычки и их пагубное влияние на физическое,
психическое и социальное здоровье человека, роль и значение занятий физической культурой в
профилактике вредных привычек. Прикладно-ориентированная физическая подготовка как
система тренировочных занятий для освоения профессиональной деятельности, всестороннего и
гармоничного физического совершенствования.
Физическая культура человека. Правила организации и планирования режима дня с учетом
дневной и недельной динамики работоспособности. Правила планирования активного отдыха и
его основных форм с учетом особенностей учебной (трудовой) деятельности, индивидуального
образа жизни. Правила и гигиенические требования к проведению банных процедур. Правила
оказания доврачебной помощи во время занятий физической культурой и в условиях активного
отдыха.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Подготовка к проведению летних
пеших туристических походов (выбор маршрута, снаряжения, одежды и обуви, укладка
рюкзака).
Соблюдение правил движения по маршруту. Оборудование мест стоянки (установка палатки,
разведение костра, размещение туалета, оборудование спортивной площадки и т. п.).
Соблюдение требований безопасности и оказания доврачебной помощи (при укусах,
отравлениях, царапинах, ссадинах и потертостях, ушибах и других травмах).
Последовательное выполнение всех частей занятий прикладно ориентированной подготовкой
(согласно плану индивидуальных занятий). Наблюдение за режимами нагрузки (по частоте
сердечных сокращений) и показателями (внешними и внутренними) самочувствия во время
занятий.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Ведение дневника самонаблюдения:
регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической
подготовленности; еженедельное обновление комплексов утренней зарядки и физкультминуток,
содержания домашних занятий, результатов тестирования функционального состояния
организма (с помощью «одномоментной пробы Летунова»). Физическое совершенствование

5

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для формирования
правильной осанки; утренней зарядки, физкультминуток; дыхательной гимнастики и гимнастики
для глаз; для регулирования массы тела и коррекции фигуры с учетом индивидуальных
особенностей физического развития. Индивидуальные комплексы адаптивной физической
культуры (подбираемые в соответствии с медицинскими показаниями учащихся).
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Легкая атлетика (22 ч)
Спортивная ходьба. Совершенствование техники ранее разученных упражнений в прыжках, беге
и метании. Бег на дистанции: 60 м, 100 м с высокого, низкого старта (на результат), 1000 м —
девушки и 2000 м — юноши (на результат). Кроссовый бег: юноши — 3 км, девушки — 2 км.
Прикладные упражнения: преодоление полосы препятствий с использованием бега, ходьбы,
прыжков; передвижения на руках в висе, лазанья и перелезания. Упражнения общей физической
подготовки.
Гимнастика с основами акробатики (14 ч)
Акробатическая комбинация (юноши): из основной стойки кувырок вперед в стойку на лопатках,
упор присев, встать, из основной стойки прыжком упор присев, кувырок назад в упор ноги врозь.
Упражнения на гимнастическом бревне (девушки): танцевальные шаги (полька), ходьба со
взмахами ног и поворотами; соскок из упора стоя на колене в стойку боком к бревну.
Гимнастическая комбинация, составленная из разученных упражнений и с учетом
индивидуальной физической и технической подготовленности.
Упражнения на перекладине (юноши): из стойки спиной к перекладине вис стоя сзади
согнувшись, толчком ног вис согнувшись сзади; вис на согнутых ногах. Гимнастическая
комбинация, составленная из разученных упражнений и с учетом индивидуальной физической и
технической подготовленности.
Упражнения на брусьях: махи в упоре на руках с разведением ног над жердями;
гимнастическая комбинация, составленная из разученных упражнений и с учетом
индивидуальной физической и технической подготовленности (юноши); из виса присев на
нижней жерди толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь; гимнастическая комбинация,
составленная из разученных упражнений и с учетом индивидуальной физической и технической
подготовленности (девушки).
Упражнения общей физической подготовки.
Лыжные гонки (16 ч)
Совершенствование техники освоенных лыжных ходов, перехода с одного хода на другой.
Прохождение на результат учебных дистанций с чередованием лыжных ходов (протяженность
дистанций регулируется учителем или учащимися). Упражнения специальной физической и
технической подготовки.
6

Спортивные игры (16 ч)
Баскетбол. Ловля катящегося мяча на месте и в движении. Технико-тактические действия
(индивидуальные и командные): передвижение защитника при индивидуальных защитных
действиях; вырывание и выбивание мяча; защитные действия при опеке игрока с мячом и без
мяча; перехват мяча; борьба за мяч, не попавший в корзину; взаимодействие в нападении
(быстрое нападение); взаимодействие при вбрасывании мяча судьей и с лицевой линии с игроком
команды и соперником. Игра в баскетбол по правилам.
Волейбол. Терминология волейбола. Влияние игровых упражнений на развитие
координационных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и
волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях волейболом. Организация и
проведение соревнований. Различные виды приемов и подач мяча, нападающий удар, техника и
тактика игры. Упражнения и подвижные игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти,
качества воспроизведения материала. Упражнения и подвижные игры по развитию восприятия и
наблюдательности. Укрепление опорно-двигательного аппарата, содействие правильному
разностороннему физическому развитию, развитие быстроты, ловкости, гибкости, красоты тела и
выразительности движений. Формирование основных мыслительных операций: анализа,
сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе
физических упражнений, в игровых и соревновательных ситуациях. Самоконтроль и дозирование
нагрузки при занятиях волейболом.
Футбол. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Варианты ударов по мячу
ногой и головой без сопротивления и с сопротивлением защитника. Варианты остановок мяча
ногой и грудью. Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника.
Действия против игрока без мяча и с мячом (выбивание, перехват, отбор). Индивидуальные,
групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Игра по упрощенным
правилам.
11 класс (2 ч в неделю, всего – 66 ч)
Знания о физической культуре
Физическая культура и спорт в современном обществе. Туристические походы как форма
активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления организма, виды и разновидности
туристических походов. Пешие туристические походы, их организация и проведение, требования
к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).
Базовые понятия физической культуры. Здоровый образ жизни, роль и значение физической
культуры в его формировании. Вредные привычки и их пагубное влияние на физическое,
психическое и социальное здоровье человека, роль и значение занятий физической культурой в
профилактике вредных привычек. Прикладно-ориентированная физическая подготовка как
система тренировочных занятий для освоения профессиональной деятельности, всестороннего и
гармоничного физического совершенствования.

7

Физическая культура человека. Правила организации и планирования режима дня с учетом
дневной и недельной динамики работоспособности. Правила планирования активного отдыха и
его основных форм с учетом особенностей учебной (трудовой) деятельности, индивидуального
образа жизни. Правила и гигиенические требования к проведению банных процедур. Правила
оказания доврачебной помощи во время занятий физической культурой и в условиях активного
отдыха.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Подготовка к проведению летних
пеших туристических походов (выбор маршрута, снаряжения, одежды и обуви, укладка
рюкзака).
Соблюдение правил движения по маршруту. Оборудование мест стоянки (установка палатки,
разведение костра, размещение туалета, оборудование спортивной площадки и т. п.).
Соблюдение требований безопасности и оказания доврачебной помощи (при укусах,
отравлениях, царапинах, ссадинах и потертостях, ушибах и других травмах).
Последовательное выполнение всех частей занятий прикладно ориентированной подготовкой
(согласно плану индивидуальных занятий). Наблюдение за режимами нагрузки (по частоте
сердечных сокращений) и показателями (внешними и внутренними) самочувствия во время
занятий.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Ведение дневника самонаблюдения:
регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической
подготовленности; еженедельное обновление комплексов утренней зарядки и физкультминуток,
содержания домашних занятий, результатов тестирования функционального состояния
организма (с помощью «одномоментной пробы Летунова»).
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для формирования
правильной осанки; утренней зарядки, физкультминуток; дыхательной гимнастики и гимнастики
для глаз; для регулирования массы тела и коррекции фигуры с учетом индивидуальных
особенностей физического развития. Индивидуальные комплексы адаптивной физической
культуры (подбираемые в соответствии с медицинскими показаниями учащихся).
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Легкая атлетика (22 ч)
Спортивная ходьба. Совершенствование техники ранее разученных упражнений в прыжках, беге
и метании. Бег на дистанции: 60 м, 100 м с высокого, низкого старта (на результат), 1000 м —
девушки и 2000 м — юноши (на результат). Кроссовый бег: юноши — 3 км, девушки — 2 км.
Прикладные упражнения: преодоление полосы препятствий с использованием бега, ходьбы,
прыжков; передвижения на руках в висе, лазанья и перелезания. Упражнения общей физической
подготовки.

8

Гимнастика с основами акробатики (14 ч)
Акробатическая комбинация (юноши): из основной стойки кувырок вперед в стойку на лопатках,
упор присев, встать, из основной стойки прыжком упор присев, кувырок назад в упор ноги врозь.
Упражнения на гимнастическом бревне (девушки): танцевальные шаги (полька), ходьба со
взмахами ног и поворотами; соскок из упора стоя на колене в стойку боком к бревну.
Гимнастическая комбинация, составленная из разученных упражнений и с учетом
индивидуальной физической и технической подготовленности.
Упражнения на перекладине (юноши): из стойки спиной к перекладине вис стоя сзади
согнувшись, толчком ног вис согнувшись сзади; вис на согнутых ногах. Гимнастическая
комбинация, составленная из разученных упражнений и с учетом индивидуальной физической и
технической подготовленности.
Упражнения на брусьях: махи в упоре на руках с разведением ног над жердями;
гимнастическая комбинация, составленная из разученных упражнений и с учетом
индивидуальной физической и технической подготовленности (юноши); из виса присев на
нижней жерди толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь; гимнастическая комбинация,
составленная из разученных упражнений и с учетом индивидуальной физической и технической
подготовленности (девушки). Упражнения общей физической подготовки.
Лыжные гонки (16 ч)
Совершенствование техники освоенных лыжных ходов, перехода с одного хода на другой.
Прохождение на результат учебных дистанций с чередованием лыжных ходов (протяженность
дистанций регулируется учителем или учащимися).
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Спортивные игры (14 ч)
Баскетбол. Ловля катящегося мяча на месте и в движении. Технико-тактические действия
(индивидуальные и командные): передвижение защитника при индивидуальных защитных
действиях; вырывание и выбивание мяча; защитные действия при опеке игрока с мячом и без
мяча; перехват мяча; борьба за мяч, не попавший в корзину; взаимодействие в нападении
(быстрое нападение); взаимодействие при вбрасывании мяча судьей и с лицевой линии с игроком
команды и соперником. Игра в баскетбол по правилам. Упражнения специальной физической и
технической подготовки.
Волейбол. Стойки и передвижения игроков. Верхняя передача мяча в парах, тройках. Нижняя
прямая подача и нижний прием мяча. Прямой нападающий удар. Верхняя передача мяча через
сетку. Нижняя прямая подача на точность по зонам и нижний прием мяча. Прямой нападающий
удар в тройках. Стойки и передвижения игроков. Сочетание приемов: прием, передача,
нападающий удар. Верхняя прямая подача и нижний прием мяча. Прямой нападающий удар из З-

9

й зоны. Индивидуальное и групповое блокирование. Учебная игра. Развитие скоростно-силовых
качеств
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование в 10 классе
№

Тема раздела

1

Знания
о
физической
культуре (История физической
культуры. Физическая культура
и
спорт
в
современном
обществе. Базовые понятия
физической
культуры.
Физическая культура человека.)

Количество
часов

в процессе
урока

2

Организация и проведение
занятий физической культурой

в процессе
урока

3

Оценка эффективности занятий
физической культурой

в процессе
урока

4

Легкая атлетика

5

Гимнастика
акробатики

22

с

основами

14

10

Основные направления воспитательной
деятельности
Гражданско – патриотическое:
формировать знания истории физической
культуры своего народа, своего края

Гражданское воспитание: представления о
социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, готовности к
разнообразной совместной деятельности при
выполнении учебных, познавательных задач,
выполнении практических работ, создании
учебных проектов, стремления к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе
этой учебной деятельности
Ценности научного познания:
мировоззренческие представления об
окружающем мире; формирование
географической культуры мира, интереса к
обучению и познанию, любознательности,
готовности и способности к самообразованию,
исследовательской деятельности, к осознанному
выбору направленности и уровня обучения в
дальнейшем
Физическое воспитание:
способствовать усвоению основных понятий и
терминов в беге, прыжках и метании.
Гражданское воспитание:
формировать коммуникативную компетентность
в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
Нравственное и физическое воспитание:
способствовать усвоению правил соблюдения
безопасности на гимнастических снарядах

6

Лыжные гонки

16

7

Спортивные игры

16

Всего

68

Физическое воспитание:
способствовать развитию координационных
способностей и выносливости применяя
передвижения на лыжах.
Гражданское воспитание:
формировать ценность здорового и безопасного
образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного
Физическое воспитание:
способность ставить цели и использовать
ценности физической культуры для
удовлетворения индивидуальных интересов и
достижения личных результатов в физическом
совершенстве
Нравственное воспитание:
способствовать правилам профилактики
травматизма.
Духовно-нравственное воспитание:
формировать способности управлять своими
эмоциями, владеть культурой общения и
взаимодействия в процессе занятий
физическими упражнениями, во время игр и
соревнований

Тематическое планирование в 11 классе
№

Тема раздела

1

Знания
о
физической
культуре (История физической
культуры. Физическая культура
и
спорт
в
современном
обществе. Базовые понятия
физической
культуры.
Физическая культура человека.)

Количество
часов

в процессе
урока

2

Организация и проведение
занятий физической культурой

в процессе
урока

3

Оценка эффективности занятий
физической культурой

в процессе
урока
11

Основные направления воспитательной
деятельности
Гражданско – патриотическое:
формировать знания истории физической
культуры своего народа, своего края

Физическое воспитание: осознания ценности
жизни, ответственного отношения к своему
здоровью, установки на здоровый образ жизни,
осознания последствий и неприятия вредных
привычек (употребления алкоголя, наркотиков,
курения) на среднюю ожидаемую
продолжительность жизни
Духовно-нравственное воспитание: духовнонравственное воспитание личности –
педагогически организованный процесс

4

Легкая атлетика

5

Гимнастика
акробатики

6

Лыжные гонки

16

7

Спортивные игры

14

Всего

66

22

с

основами

14

12

усвоения и принятия обучающимися базовых
национальных ценностей
Физическое воспитание:
способствовать усвоению основных понятий и
терминов в беге, прыжках и метании.
Гражданское воспитание:
формировать коммуникативную компетентность
в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
Нравственное и физическое воспитание:
способствовать усвоению правил соблюдения
безопасности на гимнастических снарядах
Физическое воспитание:
способствовать развитию координационных
способностей и выносливости применяя
передвижения на лыжах.
Гражданское воспитание:
формировать ценность здорового и безопасного
образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного
Физическое воспитание:
способность ставить цели и использовать
ценности физической культуры для
удовлетворения индивидуальных интересов и
достижения личных результатов в физическом
совершенстве
Нравственное воспитание:
способствовать правилам профилактики
травматизма.
Трудовое воспитание:
готовность к активной деятельности
технологической и социальной направленности;
способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую деятельность


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».