Приложение 2
к основной общеобразовательной программе
среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Литература»
базовый уровень
10-11 классы
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
2
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
поиск
ресурсов,
необходимых
для
достижения
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические
существенных связей и отношений, а также
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
3
средства для представления
противоречий, выявленных в
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
в
условиях
реального,
виртуального
и
Предметные результаты
Учащийся научится:
демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы,
приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а
именно:
обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве
аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем
смыслы и подтексты);
использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или
более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета,
их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного
мира произведения;
4
анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и
связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия,
способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и
средства раскрытия и/или развития их характеров;
определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и
смысловой наполненности, эстетической значимости;
анализировать
авторский
выбор
определенных
композиционных
решений
в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей
текста
способствует
формированию
его
общей
структуры
и
обусловливает
эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и
концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой,
открытым или закрытым финалом);
анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев
требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается
(например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание
принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду);
выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Учащийся получит возможность научиться:
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и т. п.);
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
5
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения
(например,
кинофильм
или
театральную
постановку;
запись
художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как
интерпретируется исходный текст. о месте и значении русской литературы в
мировой литературе.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс (3 ч в неделю, всего – 102 ч)
Понятие литературного процесса. Литературное произведение в историко-культурном
контексте – 1 часа
Понятие творческого пути автора, периодизация творчества и ее факторы. Индивидуальный
стиль. Художественная традиция и новаторство. Понятие литературной борьбы.
Биографический, исторический и литературный контекст творчества автора.
Русская литература первой половины XIX века. Романтизм и реализм как доминанты
литературного процесса в XIX веке. Художественные открытия А. С. Пушкина,
М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя и их значение для развития русской литературы. Пушкинская и
лермонтовская традиции в русской поэзии («чистая поэзия», «философская лирика»),
гоголевское направление в русской прозе («натуральная школа»).
А.С. Пушкин – 5 часов
Жизнь и творчество (повторение).
Стихотворения «Погасло дневное светило...», «Демон», «Свободы сеятель пустынный...»,
«Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога
роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Из Пиндемонти», «Отцы
пустынники и жены непорочны...», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...», «Дар
напрасный, дар случайный...», «Два чувства дивно близки нам…»
Проблема периодизации творчества Пушкина. Художественные открытия поэта. Вечные» темы в
творчестве Пушкина (природа, любовь, творчество, общество и человек, свобода и
неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя.
Отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
Поэма «Медный всадник». Историко-философский конфликт в поэме. Образ стихии. Образ
Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции
произведения. Символика. Развитие реализма в творчестве Пушкина.
Теория литературы. Творческий путь. Художественный мир. Жанровое своеобразие.
Документальная основа литературного произведения. Развитие речи. Сочинения-эссе о
нравственно-философской проблематике произведений А. С. Пушкина.
М.Ю. Лермонтов – 5 часов
6
Жизнь и творчество (повторение).
Стихотворения «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я
другой...», «Есть речи — значенье...», «Журналист, читатель и писатель», «Молитва» («Я,
Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик»,
«Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...».
Своеобразие художественного мира Лермонтова. Особенности эволюции творчества.
Романтические и реалистические тенденции в творчестве поэта. Развитие пушкинских тем,
мотивов и образов.
Поэма «Демон». Творческая история поэмы. Образ Демона. Развитие традиций
западноевропейской и русской литературы. Тема добра и зла. Своеобразие композиции поэмы.
Смысл финала поэмы.
Теория литературы. Художественный мир романтической поэзии. Романтическая поэма.
Развитие речи. Составление тезисов развернутого ответа на вопрос, связанный с целостным
анализом лирического стихотворения или поэмы.
Н.В. Гоголь – 4 часа
Жизнь и творчество (повторение). Повесть «Нос». Основные этапы творчества Гоголя.
Романтические и реалистические тенденции в прозе писателя. Тема Петербурга в творчестве
Гоголя. Образ города в цикле «петербургских повестей». Соотношение мечты и
действительности, фантастики и реальности.
Теория литературы: фантастика, гротеск, реалистическая повесть.
Развитие речи: сочинение по творчеству Гоголя.
Зарубежная литература. Реализм как литературное направление – 5 часов
Концепция мира и человека в реалистическом искусстве. Художественное осмысление
действительности, основанное на принципе жизнеподобия. Изображение социально-бытовых
обстоятельств. Социальная и психологическая мотивировка характеров героев. Типический
герой. Особенности реалистического стиля. Реалистический пейзаж. Историзм. Документализм.
Психологизм в реалистической литературе.
Оноре де Бальзак. Слово о писателе. Повесть «Гобсек». Сюжет и композиция повести.
Социальная и нравственная проблематика. Образ ростовщика. Изображение человека и мира
вещей. Тема денег. Семейные отношения.
Теория литературы: реализм, повесть.
Развитие речи: Устный отзыв об одном из самостоятельно прочитанных произведений
зарубежной литературы.
Ги де Мопассан. Слово о писателе.
7
Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы. Отражение грустных раздумий автора о
человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной
жизни. Мастерство психологического анализа.
Теория литературы: реализм, новелла.
Развитие речи: Письменный отзыв об одном из самостоятельно прочитанных произведений
зарубежной литературы.
Русская литература второй половины XIX века – 1 час
Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения
в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы.
«Натуральная школа». Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской
прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения,
смысла жизни, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Традиции и
новаторство в русской поэзии. Развитие русской философской лирики. Формирование
национального театра. Развитие литературного языка. Классическая русская литература и ее
мировое признание.
Ф. И. Тютчев – 4 часа
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...»,
«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано
предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «День и ночь», «Последняя
любовь», «Эти бедные селенья…».
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст
стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины.
Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и “поединок
роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
Теория литературы: Художественный мир, романтизм.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворений. Целостный анализ лирического
стихотворения. Письменный ответ на вопрос.
А. А. Фет – 4 часа
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной
был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» «Одним толчком согнать ладью
живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…».
Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в
лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики.
Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.
8
Теория литературы: Художественный мир, «чистое искусство»
Развитие речи: Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
А. Н. Островский – 5 часов
Жизнь и творчество (обзор). Драма «Гроза». Психологический, семейный и социальный
конфликт в драме. Основные стадии развития действия. Прием антитезы в драме. Своеобразие
конфликта и основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного
царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины.
Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема
греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав
драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.
Драма «Гроза» в критике: Н. А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве» (фрагменты).
Д. И. Писарев. «Мотивы русской драмы» (фрагменты). А. А. Григорьев. «После „Грозы“
Островского» (фрагменты). А. В. Дружинин. «„Гроза“ Островского» (фрагменты).
Теория литературы. Драма. Внутренний конфликт. Интерпретация произведения в критике.
Развитие речи. Сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза».
Связь с другими видами искусства. Театральные и кинематографические версии пьес драматурга.
И.С. Тургенев – 7 часов
Жизнь и творчество.
Роман «Отцы и дети».
Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России.
Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного
конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы,
родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые
последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа.
Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный
психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания.
Базаров в ряду других образов русской литературы.
Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты). М. А. Антонович. «Асмодей
нашего времени» (фрагменты).
Теория литературы. Творческий путь писателя. Индивидуальный стиль. Скрытый психологизм.
Композиция. «Вечные» проблемы. Авторская позиция. Заглавие произведения. Речевая
характеристика персонажей. Интерпретация произведения в критике.
Развитие речи: Сочинение по роману И. Тургенева
конспектирование (реферирование) критической литературы
Внеклассное чтение: И.С. Тургенев «Рудин»
9
«Отцы
и
дети».
Выборочное
Н. А. Некрасов – 7 часов
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…»,
«Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит
изменчивая мода...»), «ОМуза! я у двери гроба…», «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен
незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…».
Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности
некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в
лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого
русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа,
любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие
поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов
поэмы. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические
образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской
доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта.
Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля
Некрасова.
Теория литературы: фольклорные традиции, стиль, гражданская поэзия.
Развитие речи: Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.
И. А. Гончаров – 7 часов
Жизнь и творчество
Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Петербургская
“обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием
антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в
романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и
художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот,
Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.
Роман «Обломов» в критике: Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?» (фрагменты).
А. В. Дружинин. «„Обломов“, роман И. А. Гончарова» (фрагменты).
Теория литературы. Реалистический роман. Персонажи-«двойники» и персонажи-«антиподы».
Функция сна в литературном произведении. Универсальное и национальное в образе персонажа.
Развитие речи: Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”. Рецензия на фильм Н.
Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»
Н. С. Лесков – 3 часа
Жизнь и творчество.
10
Повесть «Леди Макбет Мценского уезда». Особенности сюжета повести. Оценка русской
жизни и народных характеров в произведении Лескова и А.Н. Островского «Гроза». Смысл
названия повести. Атмосфера бездуховного существования в купеческой среде. Особенности
лесковской повествовательной манеры.
Теория литературы: «сквозные мотивы», речевая характеристика.
Развитие речи. Составление плана сочинения об особенностях композиции повести или образе
главного героя, подбор цитат.
Внеклассное чтение: Н. Лесков «Очарованный странник»
М.Е. Салтыков-Щедрин – 4 часа
Жизнь и творчество (обзор).
Сказки «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь». «Сказки…» как
вершинный жанр в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление
проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в «Сказках…».
Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке. Приёмы сатирического
воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола,
гротеск, эзопов язык и др.).
«История одного города» (обзор). Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и
покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные
образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и
власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы
сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
Теория литературы: Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск,
алогизм. Антиутопия
Развитие речи: Письменный ответ на вопрос о художественной функции гротеска в романе.
Ф. М. Достоевский – 9 часов
Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание».
Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра.
Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и
его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы
создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала
автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних
монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция.
Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа,
столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия.
Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение
творчества писателя.
11
Роман «Преступление и наказание» в критике: Н. Н. Страхов. «Преступление и наказание»
(фрагменты). Д. И. Писарев. «Борьба за жизнь» (фрагменты).
Теория литературы. Художественное своеобразие. Открытый психологизм. Полифонизм.
Авторская позиция. Персонажи-«двойники» и персонажи-«антиподы». Портрет, пейзаж,
интерьер, внутренние монологи, сны героев. Эпилог. Аллюзия.
Связь с другими видами искусства. Экранизации и театральные постановки произведений
Ф. М. Достоевского.
Развитие речи: Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.
Л. Н. Толстой – 12 часов
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности
композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и
нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных
исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская
концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль
семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна
Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская
философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и
изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный
центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат
в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина.
Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса.
Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного
мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в
романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и
мировое значение творчества писателя.
Теория литературы. Роман-эпопея. Композиция. Антитеза. Открытый психологизм. Внутренний
монолог. Эпилог.
Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к роману. Кинофильм режиссера
С. Ф. Бондарчука «Война и мир».
Внеклассное чтение. Л. Н. Толстой. «Анна Каренина».
Развитие речи: Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.
А. П. Чехов – 8 часов
Жизнь и творчество.
Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов.
Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в
12
пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ
Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс).
Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога.
Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение
творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Теория литературы. Литературная традиция. Авторская позиция и способы ее выражения.
Трагическое и комическое. Скрытый психологизм. Художественная деталь.
Развитие речи: Сочинение по творчеству А. П. Чехова.
Психологизм как стилевое явление в русской литературе (практикум) – 1 час
Обобщение представлений о психологизме. Психологизм скрытый и открытый. Приемы
психологического изображения: психологический анализ (в форме авторского повествования,
описаний и комментариев) и самоанализ (в форме внутренних монологов, дневников, писем).
Художественная функция снов и видений героев.
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века – 8 часов
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм.
Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Г. Ибсен. Жизнь и творчество (обзор).
Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) (возможен выбор другого произведения).
Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о
правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в “Кукольном доме”.
Своеобразие “драм идей” Ибсена как социально-психологических драм. Художественное
наследие Ибсена и мировая драматургия.
А. Рембо. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор
другого произведения).
Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся
норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности
поэтического языка.
Теория литературы. Символ. Символизм.
Развитие речи. Подготовка тезисов доклада о поэте-символисте по справочной литературе и с
использованием ресурсов Интернета, подбор цитат к докладу
11 класс (3 ч в неделю, всего – 99 ч)
Литературное произведение и творчество писателя в контексте отечественной и мировой
культуры - 2 часа
13
Традиции и новаторство в литературе. Литературное произведение и творчество писателя в
контексте отечественной и мировой культуры. Интертекстуальные связи литературного
произведения. Основные тенденции развития мировой и русской литературы XX века. Влияние
исторических событий, философских и эстетических исканий эпохи на развитие литературы.
Литературные направления XX века: реализм, модернизм. Трансформация жанров, «сквозных»
тем мировой и русской литературы. Писатель и эпоха. Диалог писателя с литературной
традицией и творческими исканиями современников.
Зарубежная литература XX века – 6 часов
Г. Аполлинер. Слово о поэте. Стихотворения «Мост Мирабо», «Прощание».
Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Г. Аполлинера.
Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Эксперименты в области стихотворной
формы.
Теория литературы. Новаторство в области поэтической формы. Поэтический эксперимент.
Ф. Кафка. Слово о писателе. Новелла «Превращение». Концепция мира и человека.
Биографическая основа и литературные источники сюжета. Особенности повествования.
Использование фантастических, гротескных изобразительных форм. Своеобразие стиля Кафки.
Теория литературы. Модернизм. Гротеск.
Дж. Б. Шоу. Слово о писателе. Пьеса «Пигмалион». Современная интерпретация мифа о
Пигмалионе. Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Парадоксы жизни и
человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве
Шоу.
Теория литературы. Интеллектуальная драма. Ирония. Эпическое начало в драматургии.
Русская литература конца XIX — начала XX века – 3 часа
Русская литература конца XIX — начала XX века в контексте мировой культуры. Философские и
эстетические искания эпохи. Реализм и модернизм как доминанты литературного процесса.
Серебряный век русской поэзии. Многообразие творческих индивидуальностей. Поиски и
эксперименты, художественные открытия. Литературные манифесты и художественная
практика. Особенности литературной жизни. Исторические события (Первая мировая война,
революции в России) и их влияние на литературу.
«Русский символизм». Д. С. Мережковский. «О причинах упадка и о новых течениях
современной русской литературы» (фрагменты).
Ф. К. Сологуб «Мелкий бес». В. Я. Брюсов «Юному поэту», «Грядущие гунны». К. Д. Бальмонт
«Я мечтою ловил уходящие тени...», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть
солнце...», «Элементарные слова о символической поэзии» (фрагменты).
А. Белый «Символизм как миропонимание» (фрагменты), «Петербург» (главы «Я гублю без
возврата», «Невский проспект»).
14
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество
русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача
предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства).
Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Тема поэта и поэзии.
Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и
«младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок). Символизм как ведущее течение русского
модернизма.
Теория литературы. Символизм. Модернизм.
А. А. Блок – 6 часов
Жизнь и творчество. Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...»,
«В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»),
«На железной дороге», «Фабрика», «Вхожу я в темные храмы...», «О доблестях, о подвигах, о
славе...», «О, я хочу безумно жить...», «Скифы».
Собрание стихотворений Блока как «трилогия вочеловечения». Мотивы и образы ранней поэзии,
излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока,
музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока.
Образы «страшного мира». Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема
России и ее исторического пути в цикле «На поле Куликовом» и стихотворении «Скифы».
Лирический герой поэзии Блока, его эволюция. Особенности стиля Блока. Блок и русская поэзия
XX века.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий
революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме.
Сюжет поэмы, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные
символы. Система образов. Развитие образа двенадцати. Образ Христа и многозначность финала
поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Проблема художественного метода
Блока.
Теория литературы. Поэма. Лирический цикл. Лирический герой. Символ.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений наизусть. Целостный анализ лирического
или лиро-эпического произведения.
«Традиционное и новаторское в литературном произведении» (практикум) – 1 час
Обобщение представлений о традициях и новаторстве в художественной литературе.
Современное понимание традиции как творческого наследования культурного опыта. Анализ
соотношения традиционного и новаторского в художественном содержании и художественной
форме произведения (на примере изученных произведений А. А. Блока, других поэтовсимволистов).
И. А. Бунин – 5 часов
Жизнь и творчество. Стихотворения «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний
шмель», «Седое небо надо мной...», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...».
15
Философичность и тонкий лиризм поэзии Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и
лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Реалистические традиции.
Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы. Принципы создания
характера. Соотношение текста и подтекста. Роль художественной детали. Символика бунинской
прозы. Своеобразие стиля Бунина.
Теория литературы. Аллюзия. Реалистическая символика.
А. И. Куприн – 4 часа
Жизнь и творчество. Рассказ «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета рассказа. Споры героев
об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения
любовной темы в рассказе. Мотив пробуждения души. Символический смысл художественных
деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль
эпиграфа в рассказе. Смысл финала. Традиции русской классической литературы в прозе
Куприна.
Теория литературы. Психологизм. Эпиграф.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о заглавном образе рассказа. Отзыв о
самостоятельно прочитанном произведении А. И. Куприна.
Внеклассное чтение. А. И. Куприн. «Олеся».
М. Горький – 6 часов
Жизнь и творчество. Рассказы «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш». Романтизм
ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни.
Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в
философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах
писателя. Особенности стиля. Горький и русская литература XX века.
Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. «На дне» как социальнофилософская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников.
Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Лука и Сатин,
философский спор о человеке. Проблема счастья в пьесе. Особенности композиции пьесы.
Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горькогодраматурга. Афористичность языка.
Теория литературы. Романтическое и реалистическое в художественном мире писателя.
Исторический, биографический, литературный контекст творчества писателя.
Сочинение по творчеству М. Горького.
Русская реалистическая проза первой половины ХХ века – 6 часов
Е.И. Замятин. Жизнь и творчество. Роман «Мы»: история создания и публикации (фрагменты).
Жанр антиутопии в мировой и русской литературе.
16
И.С. Шмелев: этапы жизни и творчества писателя. Национально-историческая проблематика
произведений. Тема России в творчестве И.С. Шмелева.
Творческий путь В. В. Набокова. Рассказ «Слово» - начало бездорожья героев Набокова. Цитаты
и реминисценции в литературном произведении (практикум).
Модернизм как литературное направление – 2 часа
Концепция мира и человека в искусстве модернизма. Отражение кризиса сознания, ощущение
краха верований и духовных ценностей. Особый интерес к личностному, нетипичному.
Отрицание реалистических принципов изображения. Элитарные концепции искусства.
Формальные эксперименты. Идея радикального обновления художественного языка.
Многочисленные течения, школы и группы в искусстве модернизма. Основные течения в
литературе русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Серебряный век как
своеобразный «русский ренессанс».
Поэзия акмеизма – 4 часа
М. А. Кузмин. «О прекрасной ясности» (фрагменты), «Мои предки».
Н. С. Гумилев. «Наследие символизма и акмеизм» (фрагменты), «Жираф», «Волшебная
скрипка», «Заблудившийся трамвай».
О. Э. Мандельштам. «Утро акмеизма», «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За
гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...»,
«Невыразимая печаль...», «Tristia», «Батюшков».
Полемика с символизмом. Литературные манифесты акмеистов. Утверждение акмеистами
красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов
конкретного мира. Идея поэта-ремесленника. «Цех поэтов» (Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О.
Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, В. И. Нарбут, М. А. Зенкевич). Неоромантические тенденции в
поэзии Гумилева. Лирический герой.
Особенности эволюции художественного метода Гумилева. Историзм поэтического мышления
Мандельштама, ассоциативная манера письма. Представление о поэте как хранителе культуры.
Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
Теория литературы. Литературная полемика. Литературный манифест. Акмеизм.
А. А. Ахматова – 3 часа
Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной
вуалью...», «Смятение», «Я научилась просто, мудро жить...», «Муза ушла по дороге...», «Под
крышей промерзшей пустого жилья...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Мне ни к чему
одические рати...», «Родная земля».
Ахматова и акмеизм. Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний.
Психологизм ахматовской лирики. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность
поэзии Ахматовой. Пушкинские традиции. Разговорность интонации и музыкальность стиха.
Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
17
Поэма «Реквием». Историческая основа, история создания и публикации. Смысл названия
поэмы, отражение в ней личной трагедии и общенародного горя. Библейские мотивы и образы в
поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема».
Особенности жанра и композиции поэмы, роль
Художественная функция аллюзий и реминисценций.
эпиграфа,
посвящения
и
эпилога.
Теория литературы. Лирический цикл. Традиция. Аллюзия. Реминисценция. Дольник.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворений. Целостный анализ лирического
произведения.
Русский футуризм – 3 часов
И. Северянин «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин...»), «Двусмысленная
слава».
В. В. Хлебников «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы...», «Еще раз, еще раз...».
Манифесты футуризма «Пощечина общественному вкусу», «Слово как таковое». Поэт как
миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого»
слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык,
неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы русских
футуристов: «Гилея» (кубофутуристы В. В. Маяковский, В. Хлебников, братья Д. и Н. Бурлюки и
др.), эгофутуристы (И. Северянин, Г. В. Иванов и др.), «Мезонин поэзии» (В. Г. Шершеневич, Р.
Ивнев и др.), «Центрифуга» (С. П. Бобров, Б. Л. Пастернак и др.). Особенности поэтического
языка, словотворчество в лирике И. Северянина и В. Хлебникова.
Теория литературы.
Словотворчество.
Литературные
манифесты.
Футуризм.
Формальные
эксперименты.
Развитие речи. Цитатная подборка из манифестов и поэтических произведений футуристов для
устной характеристики их художественного мира. Анализ стихотворения в заданном аспекте.
В. В. Маяковский – 3 часа
Жизнь и творчество. Стихотворения «Нате!», «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и
немножко нервно», «Лиличка!», «Ода революции», «Разговор с фининспектором о поэзии»,
«Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»,
«Письмо Татьяне Яковлевой».
Маяковский и футуризм. Лирический герой. Дух бунтарства, вызов миру обывателей, элементы
эпатажа в ранней лирике. Мотив одиночества поэта. Поэт и революция, пафос революционного
переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность,
пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха).
Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и
времени. Сатирические образы в раннем и позднем творчестве Маяковского. Жанровое и
стилевое своеобразие лирики Маяковского.
18
Поэма «Облако в штанах». Композиция поэмы, ее связь с идейным содержанием. Исторический,
биографический и историко-культурный контекст. Мотив трагического одиночества поэта.
Оригинальное решение тем любви, искусства, религии. Художественная функция метафоры и
гиперболы, многочисленных аллюзий и реминисценций.
Теория литературы. Художественный мир. Поэтическое новаторство. Словотворчество.
Тоническое стихосложение. Акцентный стих.
Развитие речи. Доклады о биографии и творчестве В. В. Маяковского на основе справочной,
мемуарной, научной литературы и материалов, размещенных в Интернете.
Новокрестьянская поэзия – 2 часа
Н. А. Клюев «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».
С. А. Клычков «Печаль, печаль в моем саду...», «Милей, милей мне славы...».
П. В. Орешин «Ночь», «Дулейка».
Продолжение традиций русской реалистической поэзии XIX века в творчестве новокрестьянских
поэтов. Идея богоизбранности крестьянина и идеализация крестьянского мира. Связь
новокрестьянской поэзии с художественными исканиями символизма.
Теория литературы. Художественный мир поэта. Стилевое своеобразие. Фольклорная и
литературная традиции.
Развитие речи. Устный ответ на вопрос о фольклорной традиции в творчестве одного из
новокрестьянских поэтов.
C. А. Есенин – 4 часа
Жизнь и творчество.
Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Я
покинул родимый дом...», «Сорокоуст», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Письмо к матери»,
«Мы теперь уходим понемногу...», «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая...»,
«Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Неуютная жидкая
лунность...».
Традиции русского фольклора и классической литературы в лирике Есенина. Есенин и
новокрестьянские поэты. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи
природы и человека. Особенности есенинского восприятия и изображения природы.
Образ русской деревни в ранней и поздней лирике. Антитеза «город — деревня». «Сквозные»
образы лирики Есенина. Жизнеутверждающее начало и трагический пафос поэзии Есенина. Тема
быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Сложность характера и
психологического состояния лирического героя. Народно-песенная основа, музыкальность
лирики Есенина.
Поэма «Анна Снегина». Историческая и автобиографическая основа поэмы. Изображение
предреволюционной и послереволюционной деревни. Смысл названия поэмы. Особенности
19
композиции. Соотношение лирического и эпического начал. Художественная функция диалогов.
Смысл финала.
Теория литературы. Лирический герой. Антитеза. Цветопись.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о природных образах в есенинской поэзии.
Целостный анализ лирического произведения.
М. И. Цветаева – 3 часа
Жизнь и творчество. Стихотворения «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку»
(«Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине!
Давно...», «Идешь, на меня похожий...», «Роландов Рог», «Куст».
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как
напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике
Цветаевой. Своеобразие цветаевского поэтического стиля.
Теория литературы. Стиль. Поэтический синтаксис.
Развитие речи. Анализ лирического стихотворения в заданном аспекте.
Б. Л. Пастернак – 3 часа
Жизнь и творчество. Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение
поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Гефсиманский
сад», «Быть знаменитым некрасиво...».
Поэтическая эволюция Пастернака как движение к «немыслимой простоте» поэтического слова.
Тема поэта и поэзии (искусство как ответственность, судьба художника и его роковая
обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и
природы. Сложность настроения лирического героя.
Соединение патетической интонации и разговорного языка.
Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и
публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем эпического
и лирического начал. Система образов романа. Образ Юрия Живаго. Женские образы. Цикл
«Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа. Традиции русской и
мировой классической литературы в творчестве Пастернака.
Теория литературы. Лирический герой. Поэтика. Эпическое и лирическое. Стихотворный цикл.
Развитие речи. Подготовка плана сочинения и подбор цитат по одной из «вечных» тем.
Имя собственное в литературном произведении (практикум) – 1 час
Обобщение сведений о художественной функции имени собственного в литературном
произведении. Антропонимы и топонимы. Имя собственное в заглавии произведения. Имя и
фамилия персонажа как своеобразный ключ к подтексту, средство актуализации
интертекстуальных связей произведения, постижения скрытых смыслов. Подготовка сообщений
20
о роли имен собственных в ранее изученных произведениях А. А. Блока, И. А. Бунина, А. И.
Куприна, Б. Л. Пастернака.
М. А. Булгаков – 6 часов
Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита».
История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа.
Прием «роман в романе». Роль эпиграфа. Притчевая основа романа. Эпическая широта и
сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы
Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в
облике Иешуа. Образ Левия Матвея и тема ученичества. Образ Иуды и проблема предательства.
Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Тема любви.
Образ Маргариты. Проблема творчества и судьбы художника. Образ Мастера. Смысл финальной
главы романа.
Теория литературы. Композиция. Фантастика. Художественный метод.
Развитие речи. Сообщение о проблематике романа и особенностях стиля писателя.
Сочинение по творчеству М. А. Булгакова. Связь с другими видами искусства. Экранизации и
театральные постановки произведений М. А. Булгакова.
А. П. Платонов – 3 часа
Жизнь и творчество. Рассказ «Возвращение». Основная тема и главная идея рассказа
«Возвращение». Авторская позиция. Композиция рассказа, система персонажей. Анализ финала
рассказа «Возвращение».
М. А. Шолохов – 6 часов
Жизнь и творчество. Роман «Тихий Дон». История создания романа. Широта эпического
повествования. Авторская позиция. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы
донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение
Гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского
укладов. Путь Григория Мелехова как поиск правды жизни. «Вечные» темы в романе: человек и
история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей.
Женские образы. Функция пейзажа в романе. Роль народных песен. Смысл финала.
Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова. Традиции классической
литературы XIX века в романе.
Теория литературы. Трагическое и комическое. Роман-эпопея. Эпиграф.
Развитие речи. Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».
Зарубежная литература второй половины XX века – 2 часа
Дж. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».
21
У. Эко «Имя розы».
Основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины XX века.
Развитие реалистических традиций. Философская, социальная и нравственная проблематика.
Проблемы отчужденности, самопознания, нравственного выбора.
Обращение писателей к парадоксам бытия. Взаимодействие реального и фантастического,
современности и мифа.
Теория литературы. Миф в литературном произведении.
Развитие речи. Доклад об одном из зарубежных писателей — лауреатов Нобелевской премии в
области литературы.
Русская литература второй половины XX века – 2 часа
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и
литературе других народов России. Новое понимание истории страны. Влияние «оттепели» 1960х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в
общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых
нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти,
ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному
сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературе других народов
России.
Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского
служения, единства человека и природы).
А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Стихотворения «Я убит подо Ржевом», «Вся суть в
одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О
сущем», «В чем хочешь человечество вини...».
Фольклорные и литературные традиции в поэзии Твардовского. Темы, образы и мотивы лирики.
Исповедальный характер поздней лирики. Служение народу как ведущий мотив творчества
поэта. Историческая тема и тема памяти.
Теория литературы. Лирический герой. Исповедь.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Целостный анализ лирического
стихотворения. Сообщения о творчестве А. Т. Твардовского.
Тема Великой Отечественной войны в русской литературе – 2 часа
К.Д. Воробьёв «Убиты под Москвой» (фрагмент), Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие…»
(фрагмент), В. О. Богомолов «Момент истины» (В августе сорок четвертого…) (фрагменты).
Изображение событий военного времени в произведениях писателей и поэтов, участников
Великой Отечественной войны. Лирика и публицистика военных лет. Своеобразие
«лейтенантской» прозы. Художественное исследование психологии человека в условиях войны.
Документальная проза о войне. Военная тема в литературе русской эмиграции.
22
Теория литературы. Документализм.
Развитие речи. Письменный ответ об особенностях изображения реального исторического
события в одном из эпических произведений о Великой Отечественной войне.
В. М. Шукшин – 1 час
Жизнь и творчество. Рассказ «Крепкий мужик». Изображение народного характера и народной
жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры
Шукшина.
Теория литературы. Рассказ. Повествователь.
Развитие речи. Целостный анализ одного из рассказов В. М. Шукшина.
А. И. Солженицын – 2 часа
Жизнь и творчество. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия
«лагерной» темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте
трагической эпохи.
Теория литературы. Повесть. Повествователь.
Развитие речи. План устного ответа на вопрос о значении исторического и
биографического контекста для понимания идейного содержания произведения
Нравственная проблематика русской прозы второй половины XX века – 4 часа
В. Т. Шаламов «Одиночный замер». В. Г. Распутин «Прощание с Матерой».
А. В. Вампилов «Утиная охота».
В. П. Астафьев «Царь-рыба» (фрагменты).
Традиции и новаторство в русской поэзии второй половины ХХ века – 1 час
Н. М. Рубцов «Видения на холме», «Листья осенние».
Е. А. Евтушенко «Со мною вот что происходит...».
Б. А. Ахмадулина «По улице моей который год...». А.А. Вознесенский «Ностальгия понастоящему».
«Тихая» поэзия и «эстрадная» поэзия. «Вечные» темы. Особенности «бардовской» поэзии 1960-х
годов. Традиции романтизма, акмеизма в поэзии.
Теория литературы. Традиция и новаторство.
Развитие речи. Целостный анализ лирического стихотворения.
Современный литературный процесс – 2 часа
В.С. Макинин «Кавказский пленник (фрагмент).
23
Т.Ю. Кибиров «История села Перхурова» (фрагмент).
В.О. Пелевин «Жизнь насекомых(фрагмент) .
Литературный процесс. Авангардизм.
Основные тенденции современного литературного процесса. Последние публикации в журналах,
отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Тематическое планирование в 10 классе
№
Тема раздела
Количество
часов
1
Понятие литературного процесса.
Литературное произведение в
историко-культурном контексте
1
2
А.С. Пушкин
5
3
М.Ю. Лермонтов
5
4
Н.В. Гоголь
4
5
6
Зарубежная литература. Реализм
как литературное направление
Русская литература второй
половины XIX века
5
1
7
Ф. И. Тютчев
4
8
А. А. Фет
4
9
А. Н. Островский
5
10
И.С. Тургенев
7
11
Н. А. Некрасов
7
12
И. А. Гончаров
7
13
Н. С. Лесков
3
14
М.Е. Салтыков-Щедрин
4
15
Ф. М. Достоевский
9
16
Л.Н. Толстой
12
24
Основные направления
воспитательной деятельности
1. Гражданского воспитания:
- сформированность гражданской позиции
обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
- принятие традиционных национальных,
общечеловеческих гуманистических,
демократических, семейных ценностей, в том
числе в сопоставлении с жизненными
ситуациями, изображёнными в литературных
произведениях
2. Патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и
настоящее многонационального народа
России в контексте изучения произведений
русской и зарубежной литературы, а также
литератур народов России
3. Духовно-нравственного воспитания:
- осознание личного вклада в построение
устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим
родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной
жизни, в соответствии с традициями народов
России, в том числе с опорой на
литературные произведения.
4. Эстетического воспитания:
17
18
19
20
А. П. Чехов
Психологизм как стилевое явление
в русской литературе (практикум)
Обзор зарубежной литературы
второй половины XIX века
Повторение и обобщение
материала. Промежуточная
аттестация
Всего
8
1
8
2
102
25
- убеждённость в значимости для личности и
общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций
и устного народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных
видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе
при выполнении творческих работ по
литературе
5. Физического воспитания:
- сформированность здорового и безопасного
образа жизни, ответственного отношения к
своему здоровью
- активное неприятие вредных привычек и
иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью, в том числе с
адекватной оценкой поведения и поступков
литературных героев.
6. Трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбия, в том числе при
чтении произведений о труде и тружениках, а
также на основе знакомства с
профессиональной деятельностью героев
отдельных литературных произведений
7. Экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние
природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических
проблем, представленных в художественной
литературе;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества, с учётом
осмысления опыта литературных героев;
8. Ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире
Тематическое планирование в 11 классе
Количество
часов
№
Тема раздела
1
Литературное произведение и
творчество писателя в контексте
отечественной и мировой культуры
2
2
Зарубежная литература XX века
6
3
Русская литература конца XIX —
начала XX века
3
4
А. А. Блок
6
5
Традиционное и новаторское в
литературном произведении
1
6
И.А. Бунин
5
7
А. И. Куприн
4
8
М. Горький
6
9
10
Русская реалистическая проза
первой половины ХХ века
Модернизм как литературное
направление
6
2
11
Поэзия акмеизма
4
12
А. А. Ахматова
3
13
Русский футуризм
3
14
В. В. Маяковский
3
15
Новокрестьянская поэзия
2
16
C. А. Есенин
4
17
М. И. Цветаева
3
18
Б. Л. Пастернак
3
19
Имя собственное в литературном
произведении (практикум)
1
20
М. А. Булгаков
6
21
А. П. Платонов
3
26
Основные направления
воспитательной деятельности
1. Гражданского воспитания:
- готовность вести совместную
деятельность, в том числе в рамках
школьного литературного образования, в
интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и
детско-юношеских организациях;
- умение взаимодействовать с
социальными институтами в
соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и
волонтёрской деятельности
2. Патриотического воспитания:
идейная убеждённость, готовность к
служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу, в том
числе воспитанные на примерах из
литературы.
3. Духовно-нравственного воспитания:
- осознание духовных ценностей
российского народа;
- сформированность нравственного
сознания, этического поведения;
- способность оценивать ситуацию, в том
числе представленную в литературном
произведении, и принимать осознанные
решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности,
характеризуя поведение и поступки
персонажей художественной литературы
4. Эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру,
включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда,
общественных отношений;
- способность воспринимать различные
виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства, в
том числе литературы
5. Физического воспитания:
- сформированность здорового и
безопасного образа жизни,
22
23
24
25
М. А. Шолохов
6
Зарубежная литература второй
половины XX века
Русская литература второй
половины XX века
Тема Великой Отечественной
войны в русской литературе
2
2
2
26
В. М. Шукшин
1
27
А. И. Солженицын
2
28
29
30
31
Нравственная проблематика
русской прозы второй половины
XX века
Традиции и новаторство в русской
поэзии второй половины ХХ века
Современный литературный
процесс
4
1
2
Промежуточная аттестация
1
Всего
99
27
ответственного отношения к своему
здоровью
- активное неприятие вредных привычек
и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью,
в том числе с адекватной оценкой
поведения и поступков литературных
героев.
6. Трудового воспитания:
- интерес к различным сферам
профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей
профессии и реализовывать собственные
жизненные планы, в том числе
ориентируясь на поступки литературных
героев;
- готовность и способность к
образованию и самообразованию, к
продуктивной читательской деятельности
на протяжении всей жизни.
7. Экологического воспитания:
- активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде, в
том числе показанных в литературных
произведениях; умение прогнозировать
неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;
- расширение опыта деятельности
экологической направленности, в том
числе представленной в произведениях
русской, зарубежной литературы и
литератур народов России
8. Ценности научного познания:
- совершенствование языковой и
читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и
познания мира с опорой на изученные и
самостоятельно прочитанные
литературные произведения;
- осознание ценности научной
деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе,
в том числе на литературные тем