Приложение 1.1
к основной общеобразовательной программе
среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русский язык»
10-11 классы
базовый уровень
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в
общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
2
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
поиск
ресурсов,
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
3
необходимых
для
достижения
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические
существенных связей и отношений, а также
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
средства для представления
противоречий, выявленных в
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
в
условиях
Предметные результаты
4
реального,
виртуального
и
Учащийся научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании
текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты
определенной
повествование,
функционально-смысловой
рассуждение)
и
определенных
принадлежности
жанров
(тезисы,
(описание,
конспекты,
выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений
при построении текста;
создавать
устные
и
письменные
тексты
разных
жанров
в
соответствии
с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании
текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста,
с
пониманием
основного
содержания,
с
выборочным
извлечением
информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного
языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
5
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Учащийся получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать
главную
и
второстепенную
информацию,
известную
и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать
и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
6
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс (1 ч в неделю, всего – 34 ч)
Язык как средство общения (8 часов)
Русский язык как хранитель духовных ценностей нации – 2 часа
Русский язык как один из важнейших современных языков мира, как национальный язык
русского народа, как государственный язык Российской Федерации и как язык
межнационального общения. Отражение в языке исторического опыта народа, культурных
достижений всего человечества.
Основные формы существования национального языка: литературный язык, территориальные
диалекты (народные говоры), городское просторечие, профессиональные и социально-групповые
жаргоны. Национальный язык — единство его различных форм (разновидностей).
Основные признаки литературного языка: обработанность, нормированность, относительная
устойчивость (стабильность), обязательность для всех носителей языка, стилистическая
дифференцированность, высокий социальный престиж в среде носителей данного национального
языка.
Речевое общение как социальное явление – 2 часа
Социальная роль языка в обществе. Общение как обмен информацией, как передача и
восприятие смысла высказывания.
Активное использование невербальных средств общения (жесты, мимика, поза). Учёт
национальной специфики жестов как необходимое условие речевого общения. Виды жестов
(дублирующие актуальную речевую информацию, замещающие речевое высказывание,
регулирующие речевое общение, усиливающие содержание речи и др.).
Монолог, диалог и полилог как основные разновидности речи. Виды монолога: внутренний
(обычно протекает во внутренней речи) и внешний (целенаправленное сообщение, сознательное
обращение к слушателю).
Устная и письменная речь как формы речевого общения – 2 часа
7
Основные особенности устной речи: неподготовленность, спонтанность, прерывистость;
ориентированность на слуховое и зрительное восприятие, на присутствие собеседника, его
реакцию; передача эмоций при помощи интонации, мимики, жестов; возможность
воспроизведения речи только при наличии специальных технических устройств; необходимость
соблюдения орфоэпических и интонационных норм.
Основные жанры устной речи: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение,
доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке, дружеская беседа, диспут, дискуссия и т.д.
Типичные
недостатки устной
нерасчлененность, бедность.
речи: интонационная
и
грамматическая
Письменная форма речи как речь, созданная с помощью графических знаков на бумаге, экране
монитора, мобильного телефона и т.п.
Основные особенности письменной речи: подготовленность, логичность, точность изложения;
ориентированность только на зрительное восприятие и отсутствие собеседника; передача эмоций
при помощи знаков препинания и некоторых других графических средств; возможность
многократного воспроизведения, возвращения к тексту, возможность многократного
совершенствования; необходимость соблюдения орфографических и пунктуационных норм.
Использование в письменной речи различных способов графического выделения важных для
передачи смысла фрагментов печатного текста (разные типы шрифта, полужирный шрифт,
курсив, подчёркивание, обрамление, особое размещение текста на странице и т.п.).
Основные жанры: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения,
конспекты, планы, рефераты и т.п.
Основные требования к письменному тексту: 1) соответствие содержания текста теме и основной
мысли; 2) полнота раскрытия темы; 3) достоверность фактического материала; 4)
последовательность изложения (развертывания содержания по плану); логическая связь частей
текста, правильность выделения абзацев; 5) смысловая и грамматическая связь предложений и
частей текста; 6) стилевое единство; 7) соответствие текста заданному (или выбранному) типу
речи; 8) соответствие нормам русского литературного языка (грамматическим, речевым,
правописным – орфографическим и пунктуационным).
Основные условия эффективного общения – 2 часа
Необходимые условия успешного, эффективного общения: 1) готовность к общению (обоюдное
желание собеседников высказать своё мнение по обсуждаемому вопросу, выслушать своего
партнёра; наличие общих интересов у собеседников, достаточного жизненного опыта,
начитанности, научных знаний для понимания смысла речи собеседника; владение достаточным
объёмом культурологических знаний и др.); 2) достаточно высокий уровень владения языком и
коммуникативными навыками; 3) соблюдение норм речевого поведения и др.
Умение задавать вопросы как условие эффективности общения, в том числе и интернет-общения.
8
Типичные коммуникативные неудачи, встречающиеся в письменных экзаменационных работах
старшеклассников: неясно выраженная мысль, нарушение этических норм общения (например,
неоправданная агрессия речи, преувеличение степени речевой свободы, допустимой в
коммуникативной ситуации экзамена), неуместное использование того или иного языкового
средства выразительности и др.
Виды речевой деятельности и информационная переработка текста (18 часов)
Виды речевой деятельности – 2 часа
Виды речевой деятельности: 1) связанные с восприятием и пониманием чужой речи
(аудирование, чтение); 2) связанные с созданием собственного речевого высказывания
(говорение, письмо).
Чтение как вид речевой деятельности – 2 часа
Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания письменного высказывания. Основные
виды чтения: поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее (обобщение). Основные
этапы работы с текстом.
Аудирование как вид речевой деятельности – 2 часа
Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Основные
виды аудирования зависимости от необходимой глубины восприятия исходного аудиотекста:
выборочное, ознакомительное, детальное.
Правила эффективного слушания: максимальная концентрация внимания на собеседнике;
демонстрация с помощью реплик, мимики, жестов своего внимания к собеседнику,
понимания/непонимания, одобрения/неодобрения его речи; максимальная сдержанность в
выражении оценок, советов.
Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста
– 5 часов
Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста как процесс извлечения
необходимой информации из текста-источника и передача её разными способами.
Основные способы сжатия исходного текста: 1) смысловое сжатие текста (выделение и передача
основного содержания текста) – исключение, обобщение; 2) языковое сжатие текста
(использование более компактных, простых языковых конструкций) - замена одних
синтаксических конструкций другими; сокращение или полное исключение (повторов,
синонимов, синтаксических конструкций и т.п.); слияние нескольких предложений в одно
(обобщение изученного).
Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе
сокращения: составление плана, тезисов, аннотации, конспекта, реферата, рецензии.
Виды плана: назывной, вопросный, тезисный, цитатный (обобщение изученного).
9
Тезисы как кратко сформулированные основные положения исходного, первичного текста.
Аннотация как краткая характеристика печатного произведения (статьи, книги) с точки зрения её
назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.
Конспект как это краткое связное изложение содержания исходного текста (статьи, параграфа
учебника, лекции).
Реферат как письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана
информация из одного или нескольких источников.
Реферат как итог проведённого миниисследования или проектной работы; как демонстрация
знаний по исследуемой проблеме, описание результатов проведённого исследования,
формулировка выводов.
Основные части реферата: вступление, в котором объясняется выбор темы, обосновывается её
важность, формулируется цель и задачи исследования; основная часть, где должен чётко, связно,
логично и последовательно излагаться основной материал по теме; внутри основной части
выделяются подразделы; заключение, в котором подводятся итоги работы, формулируются
выводы; список использованной литературы; приложение, в котором обычно помещают
таблицы, схемы, фотографии, макеты и т.п.
Типичные языковые конструкции, характерные для реферативного изложения. Реферат как
письменная форма доклада или выступления по теме исследования.
*Мультимедийная презентация как видео- и/или аудиосопровождения реферата и как синтез
текста, разных видов наглядности (рисунки, иллюстрации, фотографии, фотоколлажи, схемы,
таблицы, диаграммы, графики и т.п.).
Рецензия как анализ и оценка научного, художественного, кинематографического или
музыкального произведения.
План, тезис, аннотация, конспект, реферат, рецензия как жанры научного стиля речи. Речевые
стандартные обороты (клише), характерные для текстов указанных жанров.
Говорение как вид речевой деятельности – 4 часа
Говорение вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение,
происходит обмен информацией. Основные качества образцовой речи: правильность, ясность,
точность, богатство, выразительность, чистота, вежливость.
Критерии оценивания устного высказывания учащегося (сообщения, выступления, доклада): 1)
содержание устного высказывания (правильность и точность понимания темы; соответствие
высказывания теме и полнота её раскрытия; чёткость и определённость выражения основной
мысли высказывания; смысловое и стилистическое единство, связность и последовательность
изложения; наличие/отсутствие логических ошибок; наличие/отсутствие аргументов,
обосновывающих точку зрения учащегося; соответствие устного высказывания заданной речевой
ситуации (коммуникативная цель высказывания, адресат, место и условия общения), сфере
10
общения, заданному жанру и стилю речи); 2) речевое оформление устного высказывания
(точность выражения мысли, использование разнообразных грамматических конструкций;
соответствие языковых средств заданной речевой ситуации и стилю речи; употребление слов в
соответствии с их лексическим значением и стилистической окрашенностью; наличие/отсутствие
слов, выходящих за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты и др.);
наличие/отсутствие орфоэпических ошибок; наличие/отсутствие грамматических ошибок;
наличие/отсутствие речевых ошибок); 3) выразительность речи (уместное использование в
речевом высказывании выразительных языковых средств (интонационных, лексических,
грамматических) в соответствии с заданной речевой ситуацией, коммуникативной целью речи и
стилем речи; уместное использование языковых средств привлечения и удерживания внимания
слушателей; уместность и корректность использования невербальных средств общения - мимика,
жесты); 4) взаимодействие с собеседниками в процессе обсуждения устного высказывания
(адекватное восприятие и понимание вопросов по содержанию устного высказывания;
способность кратко и точно формулировать мысль, убеждать собеседников в своей правоте,
аргументированно отстаивать свою точку зрения).
Публичное выступление (обобщение изученного).
Письмо как вид речевой деятельности – 3 часа
Письмо как вид речевой деятельности, связанный с созданием письменного высказывания. Связь
письма с другими видами речевой деятельности человека (говорением, чтением, аудированием).
Письмо как вид речевой деятельности, востребованный в сфере образования. Виды письменных
речевых высказываний школьника.
Основные требования в письменной речи: правильность, ясность, чистота, точность, богатство,
выразительность.
Критерии оценивания письменного высказывания учащегося (содержание письменного
высказывания, речевое оформление и выразительность высказывания, соответствие его
грамматическим, орфографическим и пунктуационным нормам).
Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.
Орфографическое и пунктуационное правило
обеспечивающей правильность письменной речи.
как
разновидность
языковой
нормы,
Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии и
основные принципы написания (обобщение на основе изученного).
Пунктуация как система правил правописания предложений. Принципы русской пунктуации.
Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них (обобщение на
основе изученного).
Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Знаки препинания, их
функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания.
11
11 класс (1 ч в неделю, всего – 33 ч)
Язык и культура (2 часа)
Русский как составная часть национальной культуры – 2 часа
Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, эстетическая
(повторение).
Кумулятивная (культуроносная) функция как способность языка накапливать и передавать опыт
поколений, служить хранилищем человеческого опыта, культурно-исторической информации.
Язык как составная часть национальной культуры; как продукт культуры, в котором
сосредоточен исторический культурный опыт предшествующих поколений; как средство
дальнейшего развития культуры, условие формирования и существования нации, средство
формирования личности.
Функциональная стилистика (13 часов)
Функциональные разновидности русского языка – 2 часа
Функциональная стилистика как раздел лингвистики, который изучает исторически
сложившуюся в русском языке систему функциональных разновидностей литературного языка в
их взаимном соотношении и взаимодействии.
Современное учение о функциональных разновидностях языка. Функциональные разновидности
языка: разговорная речь, функциональные стили (официально-деловой, научный,
публицистический), язык художественной литературы (повторение изученного).
Учёт основных факторов при разграничении функциональных разновидностей языка:
экстралингвистических (сфера применения, основные функции речи) и лингвистических
факторов (основные особенности речи, типичные языковые средства).
Речевой жанр как относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический
тип высказываний, имеющих общие признаки: соответствие определённой коммуникативной
цели, завершённость, связь с конкретной сферой общения.
Характеристика лексики с точки зрения её стилистической маркированности. Слова
нейтральные, книжные, разговорные. *Стилистические синонимы как основные ресурсы
функциональной стилистики.
Разговорная речь – 2 часа
Сфера применения разговорной речи: разговорно-бытовая. Основная функция разговорной речи:
общение, обмен мыслями, впечатлениями, мнениями.
Основные разновидности разговорной речи: разговорно-официальный и разговорно-бытовой
подвиды. Основные признаки разговорной речи: непринуждённость, непосредственность,
12
неподготовленность;
эмоциональность,
экспрессивность;
прерывистость
и
непоследовательность; оценочная реакция; конкретность содержания. Особая роль интонации,
мимики и жестов при устном общении.
Языковые средства разговорной речи: лексические (разговорная и просторечная лексика,
фразеологизмы; лексика с эмоционально-экспрессивной окраской, слова с суффиксами
субъективной оценки; активность слов конкретного значения и пассивность слов с отвлечённообобщённым значением и др.), морфологические (грамматические формы с разговорной и
просторечной окраской; преобладание глагола над существительным; частотность местоимений,
междометий, частиц; пассивность отглагольных существительных, причастий и деепричастий),
синтаксические (активность неполных, побудительных, восклицательных, вопросительных
предложений, обращений, вводных слов разных групп; преобладание простых предложений;
ослабленность синтаксических связей, неоформленность предложений, разрывы вставками;
повторы; использование инверсии, особая роль интонации).
Основные жанры разговорной речи: беседа, разговор, рассказ, сообщение, спор; записка, СМСсообщение, дружеское письмо, дневниковые записи и др.
Официально-деловой стиль – 2 часа
Сфера применения: административно-правовая.
Основные функции официально-делового стиля:
практическое значение, в виде указаний, инструкций.
сообщение
информации,
имеющей
Основные разновидности (подстили) официально-делового стиля: законодательный,
дипломатический, административно-канцелярский. Основные особенности официально-делового
стиля: императивность (предписывающедолженствующий характер); стандартность, точность, не
допускающая разночтений; соответствие строгой форме (шаблону), логичность, официальность,
бесстрастность; сжатость, компактность, экономное использование языковых средств.
Языковые средства официально-делового стиля: лексические (слова в прямом значении,
профессиональные
термины,
слова
с
официально-деловой
окраской,
сочетания
терминологического характера, речевые клише, общественно-политическая лексика;
отглагольные существительные, языковые штампы; сложносокращённых слов, отсутствие
эмоционально-экспрессивной лексики), морфологические (преобладание имени над
местоимением; употребительность отглагольных существительных на -ени(е) и с приставкой не-,
отымённых предлогов, составных союзов, числительных), синтаксические (усложнённость
синтаксиса - сложные синтаксические конструкции; предложения с причастными оборотами,
большим количеством однородных членов; преобладание повествовательных предложений,
использование страдательных конструкций, конструкций с отымёнными предлогами и
отглагольными существительными, употребление сложных предложений с чётко выраженной
логической связью; прямой порядок слов).
Основные жанры официально-делового стиля: законодательный подстиль: постановление, закон,
указ; гражданские, уголовные и другие акты государственного значения; дипломатический
подстиль: международный договор, соглашение, конвенция, меморандум, дипломатическая нота,
13
коммюнике; административно-канцелярский подстиль: устав, договор, приказ, письменное
распоряжение, расписка, заявление, справка, доверенность, автобиография, характеристика,
официальное объявление, постановление, отчёт, благодарственное письмо, инструкция,
резолюция, указание, доклад, выступление, служебный телефонный разговор, устное
распоряжение; различные виды юридической документации: исковое заявление, протокол
допроса, обвинительное заключение, акт экспертизы, кассационная жалоба и др.
Научный стиль речи – 3 часа
Сфера применения: научная. Основные функции научного стиля: сообщение научной
информации, её объяснение с представлением системы научной аргументации. Основные
разновидности (подстили) научного стиля: собственно научный, научно-информативный,
научносправочный, научно-учебный, научнопопулярный.
Основные особенности научного стиля: обобщённо-отвлечённый характер изложения,
подчёркнутая логичность; смысловая точность, информативная насыщенность, объективность
изложения, безóбразность речи; стилистическая однородность, упорядоченный характер
использования языковых средств.
Языковые средства научного стиля: лексические (абстрактная лексика, научные термины,
сочетания терминологического характера, речевые клише, отглагольные существительные со
значением действия, слова, указывающие на связь и последовательность мыслей; отсутствие
образности, экспрессивноэмоциональной лексики), морфологические (преобладание имени над
глаголом, частотность существительных со значением признака, действия, состояния;
частотность форм родительного падежа, употребление единственного числа в значении
множественного, частотность имён числительных), синтаксические (преобладание простых
осложнённых и сложноподчинённых предложений; использование пассивных, неопределённоличных, безличных конструкций, вводных, вставных, уточняющих конструкций, причастных и
деепричастных оборотов).
Термины и их употребление в текстах научного стиля речи.
Основные жанры научного стиля: собственно научный подстиль: монография, научная статья,
научный доклад, рецензия, дипломная работа, диссертация; научно-информативный подстиль:
реферат, тезисы, аннотация, патентное описание; научно-справочный подстиль: словарь,
словарная статья, справочник, научный комментарий к тексту библиография; научноучебный
подстиль: учебник, учебное пособие, лекция, рецензия; сообщение, доклад ученика; научнопопулярный подстиль: статья, очерк, лекция, научно-популярная беседа.
Текст школьного учебника как образец научно-учебного подстиля научной речи. План и
конспект как форма передачи содержания научного текста.
Словарная статья как текст научно-справочного подстиля научного стиля. Виды
лингвистических словарей и содержание лингвистической информации (обобщение). Цитата как
способ передачи чужой речи в текстах научного стиля. Сообщение на лингвистическую тему как
вид речевого высказывания научного стиля речи.
14
Публицистический стиль речи – 2 часа
Сфера применения: общественно-политическая.
Основные функции публицистического стиля: сообщение информации, воздействие на
слушателей и читателей. Основные разновидности (подстили) публицистического стиля: газетнопублицистический, радио- и тележурналистский, ораторский, рекламный.
Основные особенности публицистического стиля: логичность, образность, эмоциональность,
оценочность, призывность; чередование экспрессии и стандарта.
Языковые средства публицистического стиля: лексические (торжественная лексика,
общественно-политическая лексика и фразеология; публицистические речевые штампы, клише;
употребление многозначных слов, слов в переносном значении, ярких эпитетов, метафор,
сравнений, гипербол, воздействующих на читателей), морфологические (активное использование
личных местоимений 1-го и 2-го лица и соответствующих форм глагола; единственного числа в
значении множественного; глаголов в форме повелительного наклонения; причастий на -омый и
т. д.), синтаксические (распространённость экспрессивных конструкций: восклицательных
предложений, риторических вопросов, вводных слов; обратный порядок слов, синтаксический
параллелизм предложений; предложения с однородными членами, построенные по законам
градации - усиления значения; парцелляция; повторы слов и союзов).
Основные
жанры
публицистического
стиля:
газетно-публицистический
подстиль:
информационные: заметка, информационная статья, репортаж, интервью, отчёт; аналитические:
беседа, проблемная статья, корреспонденция, рецензия, отзыв, обзор; художественнопублицистические: очерк, эссе, фельетон, памфлет; радио-, тележурналистский подстиль:
интервью, пресс-конференция, встреча «без галстука», телемост; ораторский подстиль:
публичное выступление на митинге, собрании; дебаты, напутственная речь, тост; рекламный
подстиль: очерк, объявление-афиша, плакат, лозунг.
Язык художественной литературы – 2 часа
Сфера применения: художественная (произведения художественной литературы).
Основная функция языка художественной литературы: воздействие на чувства и мысли
читателей, слушателей.
Основные разновидности языка художественной литературы: лирика, эпос, драма. Основные
особенности языка художественной литературы: художественная образность; эмоциональность,
экспрессивность, индивидуализированность; подчинённость использования языковых средств
образной мысли, художественному замыслу писателя, эстетическому воздействию на читателей.
Языковые средства языка художественной литературы: лексические (неприятие шаблонных слов
и выражений, широкое использование лексики в переносном значении, фразеологизмов,
разнообразных тропов и фигур речи; намеренное столкновение разностилевой лексики),
морфологические (экспрессивное употребление разнообразных морфологических средств),
синтаксические (использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств,
широкое использование разнообразных стилистических фигур).
15
Троп как это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении с
целью создания образа. Основные виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха,
олицетворение, аллегория, эпитет, гипербола, литота, сравнение и др.
Фигуры речи (риторические фигуры, стилистические фигуры) — обороты речи, которые
образуются путём особого стилистически значимого построения словосочетания, предложения
или группы предложений в тексте. Основные фигуры речи: инверсия, антитеза, умолчание,
эллипсис, градация, парцелляция, хиазм, анафора, эпифора и др.
Основные жанры художественной литературы: лирика: ода, сонет, элегия, гимн, мадригал,
эпиграмма; эпос: рассказ, повесть, роман, эпопея, новелла, художественный очерк, эссе,
биография; драма: трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль.
Культура речи (10 часов)
Культура речи как раздел лингвистики – 2 часа
Культура речи как раздел лингвистики, в котором изучаются нормы русского литературного
языка (орфоэпические, лексические, грамматические, правописные), а также нормы построения
речевого высказывания (устного и письменного) в рамках определённой функциональной
разновидности языка и в соответствии с речевой ситуацией общения.
Культура речи как владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;
умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определённой ситуации общения
способствуют достижению поставленных задач коммуникации; соблюдение в процессе общения
речевых правил поведения.
Основные компоненты культуры речи: языковой (или нормативный, состоящий в изучении норм
языка), коммуникативный (изучение особенностей выбора и употребления языковых средств в
соответствии с коммуникативными задачами речевого общения) и этический (описание речевого
этикета, эффективных приёмов общения).
Качества образцовой речи как свойства речи, которые обеспечивают эффективность
коммуникации и характеризуют уровень речевой культуры говорящего: правильность, точность,
уместность, содержательность, логичность, ясность (доступность), богатство, выразительность,
чистота, вежливость.
Языковой компонент культуры речи – 3 часа
Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) как правила использования
языковых средств в речи. Норма как образец единообразного, общепризнанного употребления
элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
Основные виды норм современного русского литературного языка: произносительные
(орфоэпические,
интонационные),
лексические,
грамматические
(морфологические,
синтаксические), правописные (орфографические, пунктуационные).
16
Взаимосвязь раздела «Культура речи» с другими разделами лингвистики (орфоэпией, лексикой,
морфологией и т. п.).
Основные нормативные словари русского языка: орфографические, орфоэпические,
грамматические словари; словари лексических трудностей русского языка; словари паронимов,
синонимов, антонимов, фразеологические словари русского языка и др.
Правильность как качество речи, которое состоит в соответствии её принятым нормам
литературного языка и достигается благодаря знанию этих норм и умению их применять при
построении устного и письменного речевого высказывания.
Коммуникативный компонент культуры речи – 3 часа
Коммуникативный компонент культуры речи как требование выбора и употребления языковых
средств в соответствии с коммуникативными задачами общения. Необходимость владения
функциональными разновидностями языка, а также умение ориентироваться на условия общения
– важное требование культуры речи.
Точность как коммуникативное качество речи, которое состоит в соответствии её смысла
отражаемой реальности и коммуникативному замыслу говорящего. Точность как требование
правильности словоупотребления, умения выбирать необходимый синоним, пароним, учитывать
многозначность и омонимию и др. Уместность как строгое соответствие речи, условиям и
задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и функциональной
разновидности языка; как способность пользоваться стилистическими ресурсами языка в
соответствии с обстановкой общения.
Содержательность речи как наличие в высказывании чётко выраженных мыслей, чувств,
стремлений, желаний, что во многом зависит от словарного запаса, позволяющего человеку
адекватно выразить самые различные свои мысли и оттенки мыслей,
Логичность речи как логическая соотнесенность высказываний или частей одного высказывания,
связность мыслей, ясный композиционный замысел текста.
Ясность (доступность) как коммуникативное качество речи, которое облегчает восприятие и
понимание высказывания при сложности его содержания. Ясность речи связана с умением
говорящего (пишущего) сделать свою речь удобной для восприятия, максимально учитывая при
этом знания и речевые навыки собеседника.
Богатство как коммуникативное качество речи, которое определяется способностью выразить
одну и ту же мысль, одно и то же грамматическое значение разными способами, используя
разнообразные языковые средства (лексические, грамматические, интонационные, и др.).
Лексико-фразеологическое и грамматическое богатство русского языка. Словообразование как
источник богатства речи.
Выразительность как качество речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые
позволяют усилить впечатление от высказывания, вызвать и поддержать внимание и интерес у
адресата, воздействовать на его разум и чувства. Достижение выразительности речи
использованием разнообразных изобразительных средств языка (тропов, риторических фигур и
17
др.), фразеологических оборотов, пословиц, крылатых фраз и др. Выразительные возможности
фонетики, интонации, лексики, фразеологии, грамматики. Невербальные средства
выразительности (жесты, мимика, пантомимика).
Этический компонент культуры речи – 2 часа
Этический компонент культуры речи как применение правил поведения, связанных с речевым
выражением нравственного кодекса народа; строгий запрет на сквернословие разговор на
«повышенных тонах» в процессе общения. Речевой этикет как правила речевого поведения
(обобщение изученного).
Чистота речи как отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, нелитературных слов
(жаргонных, диалектных, нецензурных).
Вежливость речи как соответствие её коммуникативным нормам поведения. Это качество речи
предполагает знание речевого этикета и умение применять его в разных ситуациях общения;
желание и внутреннюю потребность человека общаться доброжелательно, учтиво,
благопристойно в любых обстоятельствах; способность уважительно относится к собеседнику
даже в непростой ситуации общения.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Тематическое планирование в 10 классе
№
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
Тема раздела
Язык как средство общения
Русский язык как хранитель
духовных ценностей нации
Речевое общение как социальное
явление
Устная и письменная речь как
формы речевого общения
Основные условия эффективного
общения
Виды речевой деятельности и
информационная переработка
текста
Виды речевой деятельности
Чтение как вид речевой
деятельности
Аудирование как вид речевой
деятельности
Основные способы
информационной переработки
Кол-во
часов
Основные направления воспитательной
деятельности
1. Гражданское воспитание:
− формирование приверженности идеям
интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
− развитие правовой и политической культуры
детей, расширение конструктивного участия в
принятии решений, затрагивающих их права и
интересы, в том числе в различных формах
самоорганизации, самоуправления, общественно
значимой деятельности;
− разработку и реализацию программ воспитания,
способствующих правовой, социальной и
культурной адаптации детей, в том числе детей из
семей мигрантов.
2. Патриотическое воспитание:
− формирование российской гражданской
идентичности;
− формирование патриотизма, чувства гордости за
свою Родину, готовности к защите интересов
Отечества, ответственности за будущее России на
основе развития программ патриотического
воспитания детей, в том числе
военнопатриотического воспитания;
3. Духовно-нравственное воспитание:
− развития у детей нравственных чувств (чести,
долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
8
2
2
2
2
18
2
2
2
5
18
2.5
2.6
3.
прочитанного или
прослушанного текста
Говорение как вид речевой
деятельности
Письмо как вид речевой
деятельности
4
Повторение и обобщение
изученного
8
Всего
34
− содействия формированию у детей позитивных
жизненных ориентиров и планов;
4. Эстетическое воспитание:
− приобщение к уникальному российскому
культурному наследию, в том числе литературному,
музыкальному, художественному, театральному и
кинематографическому;
− приобщение к классическим и современным
высокохудожественным отечественным и мировым
произведениям искусства и литературы;
− популяризация российских культурных,
нравственных и семейных ценностей;
5. Физическое воспитание:
− развитие культуры безопасной жизнедеятельности,
профилактику наркотической и алкогольной
зависимости, табакокурения и других вредных
привычек;
6. Трудовое воспитание:
− воспитания уважения к труду и людям труда,
трудовым достижениям;
− содействия профессиональному самоопределению,
приобщения к социально значимой деятельности для
осмысленного выбора профессии.
7. Экологическое воспитание:
− развитие экологической культуры, бережного
отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира;
− воспитание чувства ответственности за состояние
природных ресурсов, умений и навыков разумного
природопользования, нетерпимого отношения к
действиям, приносящим вред экологии.
8. Ценности научного познания:
− создание условий для получения детьми
достоверной информации о передовых достижениях
и открытиях мировой и отечественной науки,
повышения заинтересованности подрастающего
поколения в научных познаниях об устройстве мира
и общества.
3
Тематическое планирование в 11 классе
№
Тема раздела
Кол-во
часов
1.
Язык и культура
2
1.1
Русский как составная часть
национальной культуры
2
Функциональная стилистика
13
Функциональные разновидности
русского языка
2
2
2.1
Основные направления воспитательной
деятельности
1. Гражданское воспитание:
− формирование активной гражданской позиции,
гражданской ответственности, основанной на
традиционных культурных, духовных и
нравственных ценностях российского общества;
− развитие культуры межнационального общения;
− формирование приверженности идеям
интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
19
2.2
Разговорная речь
2
2.3
Официально-деловой стиль
2
2.4
Научный стиль речи
3
2.5
Публицистический стиль речи
2
2.6
Язык художественной
литературы
2
Культура речи
10
3
3.1
3.2
3.3
3.4
4.
Культура речи как раздел
лингвистики
Языковой компонент культуры
речи
Коммуникативный компонент
культуры речи
Этический компонент культуры
речи
Повторение
− формирование стабильной системы нравственных
и смысловых установок личности, позволяющих
противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, коррупции,
дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим
негативным социальным явлениям;
2. Патриотическое воспитание :
− формирование российской гражданской
идентичности;
− формирование патриотизма, чувства гордости за
свою Родину, готовности к защите интересов
Отечества, ответственности за будущее России на
основе развития программ патриотического
воспитания детей, в том числе
военнопатриотического воспитания;
3. Духовно-нравственное воспитание:
− развития у детей нравственных чувств (чести,
долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
− формирования выраженной в поведении
нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра;
− содействия формированию у детей позитивных
жизненных ориентиров и планов;
4. Эстетическое воспитание:
− приобщение к уникальному российскому
культурному наследию, в том числе литературному,
музыкальному, художественному, театральному и
кинематографическому;
− создание равных для всех детей возможностей
доступа к культурным ценностям;
− воспитание уважения к культуре, языкам,
традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации;
− приобщение к классическим и современным
высокохудожественным отечественным и мировым
произведениям искусства и литературы;
5. Физическое воспитание:
− формирование ответственного отношения к своему
здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
6. Трудовое воспитание:
− развития навыков совместной работы, умения
работать самостоятельно, мобилизуя необходимые
ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия
своих действий;
− содействия профессиональному самоопределению,
приобщения к социально значимой деятельности для
осмысленного выбора профессии.
7. Экологическое воспитание:
− развитие экологической культуры, бережного
отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира;
− воспитание чувства ответственности за состояние
природных ресурсов, умений и навыков разумного
природопользования, нетерпимого отношения к
действиям, приносящим вред экологии.
8. Ценности научного познания:
2
3
3
2
8
20
− создание условий для получения детьми
достоверной информации о передовых достижениях
и открытиях мировой и отечественной науки,
повышения заинтересованности подрастающего
поколения в научных познаниях об устройстве мира
и общества.
Всего
33
21