Приложение 6
к основной образовательной программе
основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Второй иностранный язык (французский)»
7-9 классы
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты
формирование российской гражданственности, воспитание любви и уважения к прошлому
и настоящему России, осознание своей этнической принадлежности, усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества;
осознание научных, культурных, социальных и экономических достижений российского
народа;
формирование толерантного отношения к представителям иной культурно-языковой
общности;
развитие критического мышления через активное включение в образовательный процесс;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
взаимопонимания;
готовность отстаивать общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию, выбору пути дальнейшего совершенствования своего
образования с учётом устойчивых познавательных интересов, осознание возможностей
самореализации средствами французского языка.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
использовать знаково-символические средства представления информации для решения
учебных и практических задач;
2
пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по различным признакам, установления аналогий и причинноследственных связей,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать
содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую
последовательность основных фактов;
осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных средств;
выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной
задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
решать проблемы творческого и поискового характера;
самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома;
контролировать и оценивать результаты своей деятельности
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Готовность и способность осуществлять межкультурное общение на французском языке:
выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и
условиями межкультурной коммуникации;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть
монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами французского языка;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
уметь обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой)
позиции;
уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная
инициативность);
3
уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации;
проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
уметь адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и
эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной
деятельности
Предметные результаты
Речевая компетенция:
Говорение
Выпускник научится:
вести комбинированный диалог по модели;
кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи,
как рассказ, описание, сообщение, повествование, эмоциональные и оценочные суждения
(объем монологического высказывания 8-10 фраз);
передавать содержание, основную мысль с опорой на текст;
выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному;
пересказывать прочитанное/прослушанное;
описывать картинку.
Выпускник получит возможность научиться:
запрашивать и сообщать фактическую информацию, переходя с позиции спрашивающего на
позицию отвечающего, брать и давать интервью;
обращаться с жалобой; давать совет и принимать/не принимать его; выражать
согласие/несогласие принять предложение, объяснить почему;
выражать точку зрения, высказывать одобрение/неодобрение, эмоциональную оценку
обсуждаемого.
Аудирование
Выпускник научится:
4
воспринимать на слух и понимать несложные тексты с разной глубиной и точностью
проникновения в их содержание, с выборочным пониманием в зависимости от
коммуникативной задачи и стиля текста;
игнорировать неизвестный языковой материал, несущественный для понимания.
Выпускник получит возможность научиться:
выделять основную информацию на слух и прогнозировать его содержание;
выбирать главные факты, опуская второстепенные;
выборочно понимать необходимую информацию прагматических текстов с опорой на
языковую догадку, контекст.
Чтение
Выпускник научится:
читать аутентичные тексты объемом 400-500 слов разных жанров и стилей с понимание
основного содержания текста;
читать несложные аутентичные тексты объемом 150-200 слов с полным и точным
пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста, уметь
оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
читать аутентичные тексты с выборочным пониманием нужной информации;
находить значение отдельных слов в словаре;
догадываться о значении незнакомых слов.
Выпускник получит возможность научиться:
устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в
несложном аутентичном тексте;
восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных
фрагментов.
Письменная речь
Выпускник научится:
писать ответ на письмо;
письменно задавать вопросы и отвечать на них;
5
писать короткие поздравления, выражать пожелания (объем 15-30 слов);
заполнять формуляр (указывать имя, возраст, место жительства, посещение учебного
заведения);
писать записку маме, другу по образцу, расспрашивать адресата о его жизни, учебе,
интересах, сообщать то же о себе, о своем товарище (объем 20 слов);
выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться
писать советы;
писать краткие сочинения, личные письма;
писать рассказ;
оформить результаты проектной работы.
Языковая компетенция:
Орфография
Выпускник научится:
правильно писать изученные слова;
правильно
ставить
повествовательного
знаки
препинания
предложения,
в
конце
вопросительный
предложения:
знак
в
конце
точку
в
конце
вопросительного
предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения;
расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с
нормами, принятыми в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию.
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится
адекватно произносить и различать на слух звуки французского языка;
соблюдать правильное ударение в словах и фразах;
6
соблюдение
ритмико-интонационных
особенностей
предложений
различных
коммуникативных типов (повествовательное, вопросительное, повелительное); правильное
членение предложений на смысловые группы;
Выпускник получит возможность научиться
выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
узнавать в письменных и устных текстах изученные лексические единицы;
осуществлять отбор лексических единиц для подготовки высказываний в соответствии с
ситуацией общения и использовать слова адекватно ситуации общения;
накапливать словарный запас для его продуктивного и рецептивного использования;
развивать представления о системе лексики французского языка: словообразовательных
моделях, синонимах, антонимах, семантических полях;
совершенствовать учебные умения, работу с иноязычной лексикой: работа со словарем,
группировка лексики по понятийному, словообразовательному, функциональному и другим
признакам.
Выпускник получит возможность научиться:
семантизировать незнакомую лексику при чтении с опорой на контекст;
узнавать зрительно и на слух и использовать в речи слова, содержащие суффиксы -ment, tion, -ture, а также слова, образованные на основе конверсии.
Грамматическая сторона речи
Выпускник научится:
развивать навыки распознавания простых, сложносочиненных и сложноподчиненных
предложений, навыки использования прямого и обратного порядка слов;
оперировать
в
речи
известными
вопросительными
прилагательными,
наречиями,
местоимениями;
понимать при чтении конструкции с причастием прошедшего времени;
различать по признакам глаголы 1, 2 и 3 группы в présent, passé composé, futur immédiat, futur
simple, imparfait;
7
употреблять определенный, неопределенный и частичный артикль перед существительными;
употреблять личные местоимения в функции прямых и косвенных дополнений;
употреблять возвратные глаголы и их спряжение в présent, passé composé, futur immédiat,
futur simple, imparfait;
употреблять множественное число существительных;
употреблять
прилагательные
(род
и
число),
образовывать
степени
сравнения
прилагательных;
употреблять предлоги, количественные и порядковые числительные в пределах 1000;
употреблять повелительное (impératif) и условное (conditionnel présent) наклонения;
употреблять инфинитивные конструкции;
выражать отрицания;
Выпускник получит возможность научиться:
использовать явления многозначности слов французского языка, синонимии, антонимии и
лексической сочетаемости;
употреблять указательные местоимения;
употреблять косвенную речь (discours indirect);
употреблять деепричастия (gérondif).
Социокультурная компетенция
Обучающиеся знакомятся с отдельными социокультурными элементами речевого
поведенческого этикета во франкоязычной среде в условиях проигрывания ситуаций общения
«Внешность и характер человека», «Мода», «Проведение досуга», «Путешествие», «Природа,
окружающая среда», «Культурное наследие прошлого», «Искусство», «Мир профессий»,
«Проблемы подростков». Использование французского языка как средства социокультурного
развития школьников на данном этапе включает знакомство с:
фамилиями и именами выдающихся людей страны изучаемого языка;
оригинальными и адаптированными материалами поэзии и прозы;
иноязычными сказками и легендами, рассказами;
государственной символикой (флагом и его цветовой символикой, гимном, столицей страны
изучаемого языка);
8
традициями проведения праздников Рождества, Нового года, Пасхи и т.д. в стране
изучаемого языка;
словами французского языка, вошедшими во многие языки мира и русскими словами,
вошедшими в лексикон французского языка.
Выпускник научится:
писать свое имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на
французском языке;
правильно оформлять адрес на французском языке;
Выпускник получит возможность научиться:
описывать наиболее известные культурные достопримечательности Москвы, СанктПетербурга, Парижа, городов, сел, деревень, в которых живут школьники.
Компенсаторная компетенция
Выпускник научится:
выходить из положения при дефиците языковых средств (упражнения на развитие языковой
догадки), специальные речевые клише, с которыми можно обратиться к собеседнику для
уточнения, понимания сказанного собеседником.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 класс (1 ч в неделю, всего – 34 ч)
Тема: Семья. (Первое знакомство учащихся с французским языком с именами главных
героев учебника. Представление себя)
Тема: Родители. (Дни недели. Знакомство с артиклем. Глаголы 1 группы. Описываем
семью)
Тема: Англичанин в Париже. (Который час? Притяжательные местоимения. Глаголы 3
группы. Составление диалогов)
Тема: Воскресенье в Париже. (Счёт до 20. Описание квартиры. Вспомогательный
глагол.)
9
Тема: День в лицее. (Название месяцев. Распорядок дня. Глаголы 3 группы в наст.
времени)
Тема: Выходные в Лондоне (Времена года. Местоимения tout, tous. Говорим о хобби.)
Тема: Приготовления ко дню рождения. (Посещение магазинов. Покупки.)
Тема: День рождения Клод. (Поздравления. На празднике. Passé composé, образование,
использование в речи)
Тема: Мишель заболела. (Симптомы болезни, посещение врача. Диалоги «У врача».
Управление глаголов.)
Тема: Новый год в Париже. (Достопримечательности Парижа. Passé composé возвратных
глаголов)
Тема: Посещение кино. ( Обсуждение фильмов. Passé composé.)
Тема: Новости. (Читаем и обсуждаем новости. Степени сравнения прилагательных.)
8 класс (2 ч в неделю, всего – 68 ч)
Тема: «Я-франкофон!» Знакомство (через Интернет-форумы и блоги) с представителями
франкофонного сообщества, Франция и другие франкоязычные государства (Бельгия,
Швейцария, Кана- да): основные сведения, Французский язык в мире, Франкофония, Ив Дютей
— французский поэт, музыкант, исполнитель, Блог как средство интерактивного общения,
Россия: основные сведения (площадь, население, главные города, государственный праздник,
флаг и др.).
Тема: «Я путешествую!» Путешествие за границу (организованное, индивидуальное),
Первая поездка во Францию. Как подготовиться к путешествию (заказ билетов, бронирование
номера в отеле и т. д.), Самые популярные туристические направления для французов и россиян,
Популярность Франции среди иностранных туристов, Бретань — французский регион, Основные
достопримечательности, Программа путешествия, Жак Дютрон — французский певец,
композитор и актёр, Тома Дютрон — французский музыкант, певец и актёр.
Тема: «Как добраться до Франции?» Виды транспорта (самолёт, теплоход, машина,
велосипед…), Лучший способ передвижения для путешествия по Франции (возможные варианты
и разные точки зрения), Переправа через Ла-Манш на пароме, Евростар (скоростной поезд
Париж—Лондон), Шарль Трене — французский певец и автор песен, легенда французского
шансона.
Тема: «Какая история!» Некоторые страницы французской истории, История Железной
Маски (гипотезы), Династия Бурбонов от Генриха IV до Карла X (генеалогическая ветвь,
основные представители), Людовик XIII (краткая история жизни и правления), История Жанны
д’Арк и короля Карла VII, Посещение замка По (château de Pau) — замка Генриха IV в регионе
Аквитания и замка Сен-Жермэн-ан-Лэ (Saint-Germain-en-Laye), где родился и часто бывал
Людовик XIV, — в регионе Иль-де-Франс, Пьер-Жан Беранже — французский поэт и сочинитель
песен (1780—1857).
10
9 класс (2 ч в неделю, всего – 66 ч)
Тема: «Город или деревня?» Особенности (преимущества и недостатки) жизни в городе и
сельской местности, Причины переселения горожан в сельскую местность и сельских жителей в
города, Известные достопримечательности Франции (остров Сен-Мишель, Елисейские Поля,
Лувр и др.), Клод Франсуа — известный французский автор и исполнитель песен (1939—1978),
Шарлотта Джулиан — французская певица и актриса.
Тема: «Как устроить праздник?» Праздники (национальные, местные, религиозные и др.)
стран франкофонного сообщества, Праздники и традиции в России, 14 июля — национальный
праздник Франции, История праздника, День взятия Бастилии, Торжества по случаю
государственного праздника во Франции, 120-летие Эйфелевой башни, Мишель Сарду—
французский актёр, автор и исполнитель песен, Мишель Прюво — Французский аккордеонист,
композитор, телеведущий, исполнитель песен.
Тема: «Быть подростком» Проблемы молодёжи в современном обществе (учёба, поиски
временной и постоянной работы, взаимоотношения с родителями и др.), Среднее образование во
Франции, Диплом бакалавра, Выбор профессии, Ален Сушон — французский актёр, певец,
композитор и автор песен, Юг Офрэ — французский певец, гитарист, авторпесен.
Тема: «Досуг» Организация молодежного досуга, основные виды молодежного досуга,
традиционные французские рестораны, кафе быстрого питания. Лори Пестер – французская
певица и актриса.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Тематическое планирование в 7 классе
№
Тема раздела
Количество часов
1.
Leçon 1. Une famille - Семья
3
2.
Leçon 2. Les parents - Родственники
2
3.
Leçon 3. Un Anglais à Paris-Англичанин в Париже
3
4.
Leçon 4. Un dimanche parisien -Воскресенье в Париже
3
5.
Leçon 5. Une journée au lycée- День в лицее
3
6.
Leçon 6. Un week-end londonien - Выходные в Лондон
3
7.
Leçon 7. Les préparatifs - Приготовления
2
8.
Leçon 8. Anniversaire de Claude-День рожденья Клод
3
9.
Leçon 9. Michèle est malade- Мишель больна
3
11
10.
Leçon 10. Un Noël à Paris - Рождество в Париже
3
11.
Leçon 11. La séance du cinema - Сеанс в кинотеатре
3
12.
Leçon 12. Courrier des nouvelles - Информационная
почта
3
Всего
34
Тематическое планирование в 8 классе
№
Тема раздела
Количество часов
1.
Leçon 1. «Je suis francophone!»
17
2.
Leçon 2. «Je voyage!»
17
3.
Leçon 3. «Comment se deplacer en France?»
17
4.
Leçon 4. «Belles pages de l’Histoire de France»
17
Всего
68
Тематическое планирование в 9 классе
№
Тема раздела
Количество часов
1.
Leçon 5. «Plutot ville ou plutot campagne?»
16
2.
Leçon 6. «Savez-vous faire la fete?»
17
3.
Leçon 7. «Etre jeune aujourd’hui...»
16
64.
Leçon 8. «Sorties, loisirs...»
17
Всего
66
12