Приложение 20
к основной общеобразовательной программе
основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Физическая культура»
5-9 классы
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты
воспитание российской гражданской идентичности: любви и уважения к Отечеству,
чувство ответственности и долга перед Родиной;
формирование мотивации к обучению и познанию в сфере физической культуры;
формирование ответственного отношения к занятиям физической культуры и спортом,
способность к саморазвитию и к личному самоопределению в спортивно-оздоровительной
деятельности;
формировать способность ставить цели и использовать ценности физической культуры
для удовлетворения индивидуальных интересов и достижения личных результатов в
физическом совершенстве;
формировать знания истории физической культуры своего народа, своего края;
формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе занятий
физической культуры и спортом.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе
и
познавательной
деятельности,
развивать
мотивы
и
интересы
своей
познавательной деятельности;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осознанно делать выбор в
учебной и познавательной деятельности.
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
2
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения; Осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осознанно
делать выбор в учебной и познавательной деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
создавать,
применять
и
преобразовывать графические пиктограммы
физических
упражнений в двигательные действия и наоборот;
владеть культурой активного использования информационно – поисковых систем;
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;
работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
создавать,
применять
и
преобразовывать графические пиктограммы
физических
упражнений в двигательные действия и наоборот;
владеть культурой активного использования информационно – поисковых систем.
Предметные результаты
3
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
рассматривать
физическую
культуру
как
явление
культуры,
выделять
исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы
её организации в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его
взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической
подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных
привычек;
определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в
процессе
совместных
занятий
физическими
упражнениями
со
своими
сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники
двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
разрабатывать
содержание
упражнениями, определять
самостоятельных
их направленность и
занятий
физическими
формулировать задачи,
рационально планировать режим дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест
занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени
года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах
и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в
становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики
и ритуалов Олимпийских игр;
характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного
движения, великих спортсменов, принёсших славу российскому спорту;
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой
на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических
качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
4
Выпускник научится:
использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные
соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления
собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и
корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом
функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать
физические
упражнения
по
их
функциональной
направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе
самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических
качеств;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям,
анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно
устранять их;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств,
сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их
динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной
деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении
новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании
физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление
планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной
функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального
физического развития и физической подготовленности;
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной
ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их
оздоровительную направленность;
проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и
сеансов оздоровительного массажа.
5
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
выполнять
комплексы
упражнений
по
профилактике
утомления
и
перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе
трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на
развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости
и координации);
выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо
освоенных упражнений;
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из
разученных способов;
выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол,
баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития
основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом
имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
преодолевать
естественные
и
искусственные
препятствия
с
помощью
разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
выполнять нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса
«Готов к труду и обороне» (ГТО)
6
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс (2 ч в неделю, всего – 68 ч)
Знания о физической культуре (в процессе уроков)
История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр
и олимпийского движения.
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности. Организация и проведение
самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки,
физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.
Физическое совершенствование (68 часов)
Физкультурно-оздоровительная деятельность (в процессе уроков)
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Комплексы
упражнений физкультминуток и физкультпауз. Комплексы упражнений на формирование
правильной осанки. Индивидуальные комплексы адаптивно (лечебной) и корригирующей
физической культуры. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) физической
культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показателями (при нарушениях опорнодвигательного аппарата, центральной нервной системы, дыхания и кровообращения, органов
зрения).
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики (14 часов)
Организующие команды и приемы:
построение и перестроение на месте;
перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением;
перестроение из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и
слиянием;
Акробатические упражнения и комбинации:
кувырок вперед и назад;
стойка на лопатках.
7
Акробатическая комбинация (мальчики и девочки): и.п. основная стойка. Упор присев-кувырок
вперед в упор присев-перекат назад-стойка на лопатках-сед с прямыми ногами-наклон
впередруками достать носки-упор присев-кувырок вперед-и.п.
Ритмическая гимнастика (девочки): стилизованные общеразвивающие упражнения.
Опорные прыжки: вскок в упор присев; соскок прогнувшись (козел в ширину, высота 80–100
cм).
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки): передвижения ходьбой,
приставными шагами, повороты стоя на месте, наклон вперед, стойка на коленях с опорой на
руки, спрыгивание и соскок (вперед, прогнувшись); зачетная комбинация.
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики):
висы согнувшись, висы прогнувшись.
подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе.
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях девочки: (упражнения на разновысоких
брусьях) вис на верхней жерди -вис присев на нижней жерди-вис лежа на нижней жерди-вис на
верхней жерди-соскок.
Легкая атлетика (20 часов)
Беговые упражнения:
бег на короткие дистанции: от 10 до 15 м;
ускорение с высокого старта;
бег с ускорением от 30 до 40 м;
скоростной бег до 40 м;
на результат 60 м;
высокий старт;
бег в равномерном темпе от 10 до 12 минут;
кроссовый бег; бег на 1000м.
варианты челночного бега 3х10 м.
Прыжковые упражнения:
прыжок в длину с 7–9 шагов разбега способом «согнув ноги»;
прыжок в высоту с 3–5 шагов разбега способом «перешагивание».
Метание малого мяча:
метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены;
метание малого мяча на заданное расстояние; на дальность;
метание малого мяча в вертикальную неподвижную мишень;
8
броски набивного мяча (2 кг) двумя руками из-за головы с положения сидя на полу, от
груди.
Спортивные игры (20 часов)
Баскетбол (12 часов)
стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной
вперед;
остановка двумя шагами и прыжком;
повороты без мяча и с мячом;
комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке,
остановка, поворот, ускорение)
ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с обеганием стоек; по прямой, с изменением
направления движения и скорости;
ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте;
передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении;
передача мяча одной рукой от плеча на месте;
передача мяча двумя руками с отскоком от пола;
броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без
сопротивления защитника; максимальное расстояние до корзины 3,60 м
штрафной бросок;
вырывание и выбивание мяча;
тактика свободного нападения;
позиционное нападение без изменения позиций игроков.
игра по правилам.
Волейбол (8 часов)
стойки игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной
вперед;
ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.);
прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через сетку;
прием и передача мяча сверху двумя руками;
нижняя прямая подача;
прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером;
игра по упрощенным правилам мини-волейбола.
Лыжная подготовка (лыжные гонки) (14 час)
Попеременный двухшажный и одновременный бесшажный ходы. Подъём "полуёлочкой".
Торможение "плугом". Повороты переступанием. Передвижение на лыжах 3 км.
Подготовка к выполнению видов испытаний (в процессе уроков)
9
Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных
Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО).
Прикладно-ориентированная подготовка (в процессе уроков)
Прикладно-ориентированные упражнения:
передвижение ходьбой, бегом по пересеченной местности;
лазанье по канату (мальчики);
лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, горизонтально, по диагонали лицом и
спиной к стенке (девочки);
приземление на точность и сохранение равновесия;
преодоление полос препятствий.
Упражнения общеразвивающей направленности.
Общефизическая подготовка:
физические упражнения на развитие основных физических качеств: силы, быстроты,
выносливости, гибкости, координации движений, ловкости.
Гимнастика с основами акробатики:
Развитие гибкости
наклон туловища вперед, назад в стороны с возрастающей амплитудой движений в
положении стоя, сидя, сидя ноги в стороны;
упражнения с гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для развития
подвижности плечевого сустава (выкруты);
комплексы общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для плечевых,
локтевых, тазобедренных и коленных суставов, для развития подвижности позвоночного
столба.
комплексы активных и пассивных упражнений с большой амплитудой движений;
упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, складка, мост).
Развитие координации движений
преодоление препятствий прыжком с опорой на руки;
броски теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и не подвижную мишень, с
места и разбега;
разнообразные прыжки через гимнастическую скакалку на месте и с продвижением;
прыжки на точность отталкивания и приземления.
Развитие силы
подтягивание в висе и отжимание в упоре;
подтягивание в висе стоя (лежа) на низкой перекладине (девочки);
10
отжимание в упоре лежа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног;
поднимание ног в висе на гимнастической стенке до посильной высоты;
метание набивного мяча из различных исходных положений;
комплексы упражнений избирательного воздействия на отдельные мышечные группы (с
увеличивающимся темпом движений без потери качества выполнения).
Легкая атлетика:
Развитие выносливости
бег с максимальной скоростью в режиме повоторно-интервального метода;
бег с равномерной скоростью в зонах большой и умеренной интенсивности.
Развитие силы
прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны);
запрыгивание с последующим спрыгиванием;
комплексы упражнений с набивными мячами.
Развитие быстроты
бег на месте с максимальной скоростью и темпом с опорой на руки и без опоры;
повторный бег на короткие дистанции с максимальной скоростью (по прямой);
прыжки через скакалку в максимальном темпе;
подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Баскетбол
Развитие быстроты
ходьба, бег в различных направлениях с максимальной скоростью с внезапными
остановками и выполнением различных заданий (прыжки вверх, назад, вправо, влево;
приседания и т.д.);
выпрыгивание вверх с доставанием ориентиров левой (правой) рукой;
челночный бег (чередование дистанции лицом и спиной вперед);
прыжки вверх на обеих ногах и на одной ноге с места и с разбега;
подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Развитие выносливости
повторный бег с максимальной скоростью с уменьшающимся интервалом отдыха.
Развитие координации движений
броски баскетбольного мяча по неподвижной и подвижной мишени;
бег с «тенью» (повторение движений партнера);
бег по гимнастической скамейке;
11
броски малого мяча в стену одной рукой (обеими руками) с последующей его ловлей
одной рукой (обеими руками) после отскока от стены (от пола).
Развитие силы
многоскоки; прыжки на обеих ногах с дополнительным отягощением (вперед, в приседе).
6 класс (2 ч в неделю, всего – 68 ч)
Знания о физической культуре (в процессе уроков)
История физической культуры. История зарождения олимпийского движения в России.
Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов
на Олимпийских играх.
Физическая культура (основные понятия). Физическая подготовка и её связь с укреплением
здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий
по развитию физических качеств.
Физическая культура человека. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические
требования.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности. Организация и проведение
самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки,
физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники
движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических
ошибок).
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Физическое совершенствование (68 часов)
Физкультурно-оздоровительная деятельность (в процессе уроков)
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Комплексы упражнений физкультминуток и физкультпауз. Комплексы упражнений на
формирование правильной осанки. Индивидуальные комплексы адаптивно (лечебной) и
корригирующей физической культуры. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной)
12
физической культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показателями (при
нарушениях опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, дыхания и
кровообращения, органов зрения).
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики (14 час)
Организующие команды и приемы:
построение и перестроение на месте;
строевой шаг; размыкание и смыкание.
Акробатические упражнения и комбинации: два кувырка вперед слитно; "мост" и положения
стоя с помощью.
Акробатическая комбинация. Мальчики и девочки: и.п. основная стойка-упор присев-2 кувырка
вперед-упор присев-перекат назад-стойка на лопатках-сед -наклон вперед, руками достать носки
ног-встать-мост с помощью- лечь на спину-упор присев-кувырок назад-встать руки в стороны.
Ритмическая гимнастика (девочки): стилизованные общеразвивающие упражнения.
Опорные прыжки: прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 100–110 см)
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки): передвижения ходьбой,
приставными шагами, повороты стоя на месте, наклон вперед, стойка на коленях с опорой на
руки, спрыгивание и соскок (вперед, прогнувшись); зачетная комбинация.
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине(мальчики).
Упражнения на низкой перекладине.
Из виса стоя махом одной и толчком другой подъём переворотом в упор-махом назад-соскок с
поворотом на 90 °
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях:
Мальчики: размахивание в упоре на брусьях - сед ноги врозь-перемах левой ногой вправосед на бедре, правая рука в сторону- упор правой рукой на жердь спереди обратным
хватом - соскок с поворотом на 90 ° внутрь.
Девочки: Разновысокие брусья.
Из виса на верхней жерди размахивание изгибами - вис присев- вис лежа-упор сзади на нижней
жерди-соскок с поворотом на 90 ° влево (вправо).
Легкая атлетика (20 часов)
Беговые упражнения:
13
бег на короткие дистанции: от 15 до 30 м;
ускорение с высокого старта;
бег с ускорением от 30 до 50 м; скоростной бег до 50 м;
на результат 60 м;
высокий старт;
бег в равномерном темпе до 15 минут;
кроссовый бег; бег на 1200м.
варианты челночного бега 3х10 м.
Прыжковые упражнения:
прыжок в длину с 7–9 шагов разбега способом «согнув ноги»;
прыжок в высоту с 3–5 шагов разбега способом «перешагивание».
Метание малого мяча:
метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены;
метание малого мяча на заданное расстояние; на дальность;
метание малого мяча в вертикальную неподвижную мишень;
броски набивного мяча двумя руками из-за головы с положения сидя на полу, от груди.
Спортивные игры (20 часов)
Баскетбол (12 часов)
стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной
вперед;
остановка двумя шагами и прыжком;
повороты без мяча и с мячом;
комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке,
остановка, поворот, ускорение)
ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с обеганием стоек;
по прямой, с изменением направления движения и скорости;
ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте;
передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении;
передача мяча одной рукой от плеча на месте;
передача мяча двумя руками с отскоком от пола;
броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без
сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 м.
штрафной бросок;
14
вырывание и выбивание мяча;
игра по правилам.
Волейбол (8 часов)
стойки игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной
вперед;
ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.);
прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через сетку;
прием и передача мяча сверху двумя руками;
нижняя прямая подача;
игра по упрощенным правилам мини-волейбола.
Лыжная подготовка (лыжные гонки) (14 часов)
Одновременный двухшажный и бесшажный ходы. Подъём "ёлочкой". Торможение и поворот
упором. Прохождение дистанции 3,5 км. Игры; "Остановка рывком", "Эстафета с передачей
палок", "С горки на горку", и др.
Подготовка к выполнению видов испытаний (в процессе уроков)
Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных
Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО).
Прикладно-ориентированная подготовка (в процессе уроков)
Прикладно-ориентированные упражнения:
передвижение ходьбой, бегом по пересеченной местности;
лазанье по канату (мальчики);
лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, горизонтально, по диагонали лицом и
спиной к стенке (девочки);
приземление на точность и сохранение равновесия;
преодоление полос препятствий.
Упражнения общеразвивающей направленности.
Общефизическая подготовка:
физические упражнения на развитие основных физических качеств: силы, быстроты,
выносливости, гибкости, координации движений, ловкости.
Гимнастика с основами акробатики:
Развитие гибкости
наклон туловища вперед, назад в стороны с возрастающей амплитудой движений в
положении стоя, сидя, сидя ноги в стороны;
15
упражнения с гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для развития
подвижности плечевого сустава (выкруты);
комплексы общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для плечевых,
локтевых, тазобедренных и коленных суставов, для развития подвижности позвоночного
столба.
комплексы активных и пассивных упражнений с большой амплитудой движений;
упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, складка, мост).
Развитие координации движений
преодоление препятствий прыжком с опорой на руки;
броски теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и не подвижную мишень, с
места и разбега;
разнообразные прыжки через гимнастическую скакалку на месте и с продвижением;
прыжки на точность отталкивания и приземления.
Развитие силы
подтягивание в висе и отжимание в упоре;
подтягивание в висе стоя (лежа) на низкой перекладине (девочки);
отжимание в упоре лежа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног;
поднимание ног в висе на гимнастической стенке до посильной высоты;
метание набивного мяча из различных исходных положений;
комплексы упражнений избирательного воздействия на отдельные мышечные группы (с
увеличивающимся темпом движений без потери качества выполнения).
Легкая атлетика:
Развитие выносливости
бег с максимальной скоростью в режиме повоторно-интервального метода;
бег с равномерной скоростью в зонах большой и умеренной интенсивности.
Развитие силы
прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны);
запрыгивание с последующим спрыгиванием;
комплексы упражнений с набивными мячами.
Развитие быстроты
бег на месте с максимальной скоростью и темпом с опорой на руки и без опоры;
повторный бег на короткие дистанции с максимальной скоростью (по прямой);
прыжки через скакалку в максимальном темпе;
подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Баскетбол
16
Развитие быстроты
ходьба, бег в различных направлениях с максимальной скоростью с внезапными
остановками и выполнением различных заданий (прыжки вверх, назад, вправо, влево;
приседания и т.д.);
выпрыгивание вверх с доставанием ориентиров левой (правой) рукой;
челночный бег (чередование дистанции лицом и спиной вперед);
прыжки вверх на обеих ногах и на одной ноге с места и с разбега;
подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Развитие выносливости
повторный бег с максимальной скоростью с уменьшающимся интервалом отдыха.
Развитие координации движений
броски баскетбольного мяча по неподвижной и подвижной мишени;
бег с «тенью» (повторение движений партнера);
бег по гимнастической скамейке;
броски малого мяча в стену одной рукой (обеими руками) с последующей его ловлей
одной рукой (обеими руками) после отскока от стены (от пола).
7 класс (2 ч в неделю, всего – 68 ч)
Знания о физической культуре (в процессе уроков)
История физической культуры. Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу
Олимпийских игр.
Физическая культура (основные понятия). Техническая подготовка. Техника движений и ее
основные показатели. Спортивная подготовка.
Физическая культура человека. Влияние занятий физической культурой на формирование
положительных качеств личности.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности. Организация и проведение
самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки,
физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.
Физическое совершенствование (68 часов)
Физкультурно-оздоровительная деятельность (в процессе уроков)
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Комплексы
упражнений физкультминуток и физкультпауз. Комплексы упражнений на формирование
17
правильной осанки. Индивидуальные комплексы адаптивно (лечебной) и корригирующей
физической культуры. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) физической
культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показателями (при нарушениях опорнодвигательного аппарата, центральной нервной системы, дыхания и кровообращения, органов
зрения).
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики (14 часов)
Организующие команды и приемы:
построение и перестроение на месте;
выполнение команд "Пол-оборота направо!"
"Пол-оборота налево!", "Полшага!", "Полный шаг!".
Акробатические упражнения и комбинации:
Мальчики: кувырок вперед в стойку на лопатках; стойка на голове с согнутыми руками.
Акробатическая комбинация: и.п.- основная стойка- упор присев-кувырок вперед в стойку на
лопатках-сед, наклон к прямым ногам-упор присев- стойка на голове с согнутыми ногамикувырок вперед- встать, руки в стороны.
Девочки: кувырок назад в полушпагат.
Акробатическая комбинация: и.п.- основная стойка. Равновесие на одной ноге (ласточка)- упор
присев-кувырок вперед-перекат назад-стойка на лопатках-сед, наклон вперед к прямым ногамвстать- мост с помощью-встать-упор присев-кувырок назад в полушпагат.
Ритмическая гимнастика (девочки): стилизованные общеразвивающие упражнения.
Опорные прыжки:
Мальчики: прыжок согнув ноги (козел в ширину, высота 100-115 см).
Девочки: прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 105-110 см).
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки)
передвижения ходьбой, приставными шагами, повороты стоя на месте, наклон вперед,
стойка на коленях с опорой на руки, спрыгивание и соскок (вперед, прогнувшись);
зачетная комбинация.
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине(мальчики)
подъём переворотом в упор толчком двумя ногами правой (левой) ногой в упор вне - спад
подъём- перемах правой (левой) назад - соскок с поворотом на 90 °.
18
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях
Мальчики (на параллельных брусьях): размахивание в упоре-сед ноги врозь- перемах во внутрьупор- размахивание в упоре- соскок махом назад.
Девочки: махом одной и толчком другой ноги о верхнюю жердь - подъём переворотом в упор на
нижнюю жердь- соскок назад с поворотом на 90 °
Элементы единоборств
Стойки и передвижения в стойке. Захваты рук и туловища. Освобождение от захватов.
Легкая атлетика (20 часов)
Беговые упражнения:
ускорение с высокого старта от 30 до 40 м;
бег с ускорением от 40 до 60 м;
скоростной бег до 60 м;
на результат 60 м;
высокий старт;
бег в равномерном темпе : мальчики до 20 минут, девочки до 15 мин.
кроссовый бег; бег на 1500м.
варианты челночного бега 3х10 м.
Прыжковые упражнения:
прыжок в длину с 7–9 шагов разбега способом «согнув ноги»;
прыжок в высоту с 3–5 шагов разбега способом «перешагивание».
Метание малого мяча:
метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены;
метание малого мяча на заданное расстояние; на дальность;
метание малого мяча в вертикальную неподвижную мишень;
броски набивного мяча двумя руками из-за головы с положения сидя на полу, от груди.
Спортивные игры (20 час)
Баскетбол (8 часов)
стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной
вперед;
остановка двумя шагами и прыжком;
повороты без мяча и с мячом;
комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке,
остановка, поворот, ускорение);
19
ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с обеганием стоек; по прямой, с изменением
направления движения и скорости;
ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте с пассивным сопротивлением
защитника;
передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении с пассивным
сопротивлением защитника;
передача мяча одной рукой от плеча на месте;
передача мяча двумя руками с отскоком от пола;
броски одной и двумя руками с места и в движении(после ведения, после ловли) без
сопротивления защитника, максимальное расстояние до корзины 4,80 м;
то же с пассивным противодействием;
штрафной бросок;
вырывание и выбивание мяча;
игра по правилам.
Волейбол (8 часов)
стойки игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной
вперед;
ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.);
прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через сетку;
прием и передача мяча сверху двумя руками;
нижняя прямая подача;
игра по упрощенным правилам мини-волейбола.
Футбол (5 часов)
Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения,
старты из различных положений.
ведение мяча по прямой;
удары по воротам;
комбинации из освоенных элементов техники.
игра по упрощенным правилам
Лыжная подготовка (лыжные гонки) (13 час)
Одновременный одношажный ход. Подъём в гору скользящим шагом. Преодоление бугров и
впадин при спуске с горы. Поворот на месте махом. Прохождение дистанции 4 км. Игры: "Гонки
с преследованием", "Гонки с выбываннием", "Карельская гонка" и др.
Подготовка к выполнению видов испытаний (в процессе уроков)
Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных
Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО).
Прикладно-ориентированная подготовка (в процессе уроков)
20
Прикладно-ориентированные упражнения:
передвижение ходьбой, бегом по пересеченной местности;
лазанье по канату (мальчики);
лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, горизонтально, по диагонали лицом и
спиной к стенке (девочки);
приземление на точность и сохранение равновесия;
преодоление полос препятствий.
Упражнения общеразвивающей направленности.
Общефизическая подготовка:
физические упражнения на развитие основных физических качеств: силы, быстроты,
выносливости, гибкости, координации движений, ловкости.
Гимнастика с основами акробатики:
Развитие гибкости
наклон туловища вперед, назад в стороны с возрастающей амплитудой движений в
положении стоя, сидя, сидя ноги в стороны;
упражнения с гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для развития
подвижности плечевого сустава (выкруты);
комплексы общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для плечевых,
локтевых, тазобедренных и коленных суставов, для развития подвижности позвоночного
столба.
комплексы активных и пассивных упражнений с большой амплитудой движений;
упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, складка, мост).
Развитие координации движений
преодоление препятствий прыжком с опорой на руки;
броски теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и не подвижную мишень, с
места и разбега;
разнообразные прыжки через гимнастическую скакалку на месте и с продвижением;
прыжки на точность отталкивания и приземления.
Развитие силы
подтягивание в висе и отжимание в упоре;
подтягивание в висе стоя (лежа) на низкой перекладине (девочки);
отжимание в упоре лежа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног;
поднимание ног в висе на гимнастической стенке до посильной высоты;
метание набивного мяча из различных исходных положений;
комплексы упражнений избирательного воздействия на отдельные мышечные группы (с
увеличивающимся темпом движений без потери качества выполнения).
21
Легкая атлетика:
Развитие выносливости
бег с максимальной скоростью в режиме повоторно-интервального метода;
бег с равномерной скоростью в зонах большой и умеренной интенсивности.
Развитие силы
прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны);
запрыгивание с последующим спрыгиванием;
комплексы упражнений с набивными мячами.
Развитие быстроты
бег на месте с максимальной скоростью и темпом с опорой на руки и без опоры;
повторный бег на короткие дистанции с максимальной скоростью (по прямой);
прыжки через скакалку в максимальном темпе;
подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Баскетбол
Развитие быстроты
ходьба, бег в различных направлениях с максимальной скоростью с внезапными
остановками и выполнением различных заданий (прыжки вверх, назад, вправо, влево;
приседания и т.д.);
выпрыгивание вверх с доставанием ориентиров левой (правой) рукой;
челночный бег (чередование дистанции лицом и спиной вперед);
прыжки вверх на обеих ногах и на одной ноге с места и с разбега;
подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Развитие выносливости
повторный бег с максимальной скоростью с уменьшающимся интервалом отдыха.
Развитие координации движений
броски баскетбольного мяча по неподвижной и подвижной мишени;
бег с «тенью» (повторение движений партнера);
бег по гимнастической скамейке;
броски малого мяча в стену одной рукой (обеими руками) с последующей его ловлей
одной рукой (обеими руками) после отскока от стены (от пола).
Развитие силы: многоскоки; прыжки на обеих ногах с дополнительным отягощением (вперед, в
приседе).
8 класс (2 ч в неделю, всего – 68 ч)
22
Знания о физической культуре (в процессе уроков)
История физической культуры. Физическая культура в современном обществе.
Физическая культура (основные понятия). Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Здоровье и здоровый образ жизни.
Физическая культура человека. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и
телосложения.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к
занятиям физической культурой.
Планирование занятий физической культурой
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники
движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических
ошибок).
Физическое совершенствование (68 часов)
Физкультурно-оздоровительная деятельность (в процессе уроков)
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Комплексы
упражнений физкультминуток и физкультпауз. Комплексы упражнений на формирование
правильной осанки. Индивидуальные комплексы адаптивно (лечебной) и корригирующей
физической культуры. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) физической
культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показателями (при нарушениях опорнодвигательного аппарата, центральной нервной системы, дыхания и кровообращения, органов
зрения).
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики (14 часов)
Организующие команды и приемы:
построение и перестроение на месте;
команда "Прямо!";
повороты в движении направо, налево.
Акробатические упражнения и комбинации:
Мальчики: кувырок назад в упор стоя ноги врозь; кувырок вперед и назад; длинный кувырок;
стойка на голове и руках.
23
Акробатическая комбинация: и.п.: основная стойка. Упор присев - кувырок назад в упор стоя
ноги врозь - стойка на голове и руках - кувырок вперед со стойки - длинный кувырок вперед встать, руки в стороны.
Девочки: "мост" и поворот в упор стоя на одном колене; кувырки вперед и назад.
Акробатическая комбинация: Равновесие на одной (ласточка) - два кувырка слитно - кувырок
назад - мост из положения стоя или лёжа - поворот на 180 ° в упор присев - перекат назад стойка на лопатках - переворот назад в полушпагат через плечо - упор присев - прыжок вверх с
поворотом на 360 °
Ритмическая гимнастика (девочки)
стилизованные общеразвивающие упражнения.
Опорные прыжки:
Мальчики: прыжок согнув ноги(козел в длину, высота 115см).
Девочки: прыжок боком (конь в ширину, высота 110 см).
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки)
передвижения ходьбой, приставными шагами, повороты стоя на месте, наклон вперед,
стойка на коленях с опорой на руки, спрыгивание и соскок (вперед, прогнувшись);
зачетная комбинация.
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине(мальчики)
Из виса на подколенках через стойку на руках опускание в упор присев; подъём махом назад в
сед ноги врозь; подъём завесом вне.
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях
Мальчики: из упора на предплечьях - подъём махом вперед в сед ноги врозь - перемах внутрь соскок махом назад.
Девочки: из виса стоя на нижней жерди махом одной и толчком другой в вис прогнувшись на
нижней жерди с опорой ступнями о верхнюю жердь - махом одной и толчком другой ноги
переворот в упор на нижнюю жердь - махом назад соскок с поворотом на 90 °
Размахивание изгибами в висе на верхней жерди - вис лёжа на нижней жерди - сед боком соскок
с поворотом на 90 °
Элементы единоборств. Стойки и передвижения в стойке. Захваты рук и туловища.
Освобождение от захватов. Приемы борьбы за выгодное положение
Легкая атлетика (20 часов)
24
Беговые упражнения:
низкий старт до 30 м;
от 70 до 80 м;
до 70 м.
бег на результат 60 м;
бег на результат 100 м
высокий старт;
бег в равномерном темпе от 20 минут;
кроссовый бег; бег на 2000м (мальчики) и 1500 м (девочки).
варианты челночного бега 3х10 м.
Прыжковые упражнения:
прыжок в длину с 11-13 шагов разбега способом «согнув ноги»;
прыжок в высоту с 7-9 шагов разбега способом «перешагивание».
Метание малого мяча:
метание теннисного мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1х1 м) (девушки с расстояния
12-14 м, юноши до 16 м)
метание малого мяча на дальность;
броски набивного мяча (2 кг) двумя руками из-за головы с положения сидя на полу, от груди.
Спортивные игры (19 час)
Баскетбол (7 часов)
стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной
вперед;
остановка двумя шагами и прыжком;
повороты без мяча и с мячом;
комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке,
остановка, поворот, ускорение)
ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с обеганием стоек; по прямой, с изменением
направления движения и скорости с пассивным сопротивлением защитника;
ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте;
передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении с пассивным
сопротивлением защитника;
передача мяча одной рукой от плеча на месте;
передача мяча двумя руками с отскоком от пола;
-броски одной и двумя руками с места и в движении(после ведения, после ловли) без
сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 4,80 м;
то же с пассивным противодействием;
25
штрафной бросок;
вырывание и выбивание мяча;
игра по правилам.
Волейбол (8 часов)
стойки игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной
вперед;
ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.);
прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через сетку;
прием и передача мяча сверху двумя руками;
нижняя прямая подача;
передача мяча над собой, во встречных колоннах.
-отбивание кулаком через сетку.
игра по упрощенным правилам волейбола.
Футбол (4 часа)
техника передвижений, остановок, поворотов и стоек;
удар по катящемуся мячу
техника ведения
техника ударов по воротам;
игра в мини-футбол
Лыжная подготовка (лыжные гонки) (15 часов)
Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Коньковый ход. Торможение и поворот
"плугом". Прохождение дистанции 4,5 км. Игры "Гонки с выбыванием", "Как по часам",
"Биатлон"
Подготовка к выполнению видов испытаний (в процессе уроков)
Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных
Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО).
Прикладно-ориентированная подготовка (в процессе уроков)
Прикладно-ориентированные упражнения:
передвижение ходьбой, бегом по пересеченной местности;
лазанье по канату (мальчики);
лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, горизонтально, по диагонали лицом и
спиной к стенке (девочки);
приземление на точность и сохранение равновесия;
преодоление полос препятствий.
Упражнения общеразвивающей направленности.
26
Общефизическая подготовка:
физические упражнения на развитие основных физических качеств: силы, быстроты,
выносливости, гибкости, координации движений, ловкости.
Гимнастика с основами акробатики:
Развитие гибкости
наклон туловища вперед, назад в стороны с возрастающей амплитудой движений в
положении стоя, сидя, сидя ноги в стороны;
упражнения с гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для развития
подвижности плечевого сустава (выкруты);
комплексы общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для плечевых,
локтевых, тазобедренных и коленных суставов, для развития подвижности позвоночного
столба.
комплексы активных и пассивных упражнений с большой амплитудой движений;
упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, складка, мост).
Развитие координации движений
преодоление препятствий прыжком с опорой на руки;
броски теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и не подвижную мишень, с
места и разбега;
разнообразные прыжки через гимнастическую скакалку на месте и с продвижением;
прыжки на точность отталкивания и приземления.
Развитие силы
подтягивание в висе и отжимание в упоре;
подтягивание в висе стоя (лежа) на низкой перекладине (девочки);
отжимание в упоре лежа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног;
поднимание ног в висе на гимнастической стенке до посильной высоты;
метание набивного мяча из различных исходных положений;
комплексы упражнений избирательного воздействия на отдельные мышечные группы (с
увеличивающимся темпом движений без потери качества выполнения).
Легкая атлетика:
Развитие выносливости
бег с максимальной скоростью в режиме повоторно-интервального метода;
бег с равномерной скоростью в зонах большой и умеренной интенсивности.
Развитие силы
прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны);
27
запрыгивание с последующим спрыгиванием;
комплексы упражнений с набивными мячами.
Развитие быстроты
бег на месте с максимальной скоростью и темпом с опорой на руки и без опоры;
повторный бег на короткие дистанции с максимальной скоростью (по прямой);
прыжки через скакалку в максимальном темпе;
подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Баскетбол
Развитие быстроты
ходьба, бег в различных направлениях с максимальной скоростью с внезапными
остановками и выполнением различных заданий (прыжки вверх, назад, вправо, влево;
приседания и т.д.);
выпрыгивание вверх с доставанием ориентиров левой (правой) рукой;
челночный бег (чередование дистанции лицом и спиной вперед);
прыжки вверх на обеих ногах и на одной ноге с места и с разбега;
подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Развитие выносливости
повторный бег с максимальной скоростью с уменьшающимся интервалом отдыха.
Развитие координации движений
броски баскетбольного мяча по неподвижной и подвижной мишени;
бег с «тенью» (повторение движений партнера);
бег по гимнастической скамейке;
броски малого мяча в стену одной рукой (обеими руками) с последующей его ловлей
одной рукой (обеими руками) после отскока от стены (от пола).
Развитие силы: многоскоки; прыжки на обеих ногах с дополнительным отягощением (вперед, в
приседе).
9 класс (2 ч в неделю, всего – 66 ч)
Знания о физической культуре (в процессе уроков)
История физической культуры. Организация и проведение пеших туристских походов.
Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические
требования)
Физическая культура (основные понятия). Адаптивная физическая культура. Профессиональноприкладная физическая подготовка.
28
Физическая культура человека. Восстановительный массаж. Проведение банных процедур.
Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к
занятиям физической культурой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Организация досуга
средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Физическое совершенствование (66 часов)
Физкультурно-оздоровительная деятельность (в процессе уроков)
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Комплексы
упражнений физкультминуток и физкультпауз. Комплексы упражнений на формирование
правильной осанки. Индивидуальные комплексы адаптивно (лечебной) и корригирующей
физической культуры. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) физической
культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показателями (при нарушениях опорнодвигательного аппарата, центральной нервной системы, дыхания и кровообращения, органов
зрения).
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики (10 часов)
Организующие команды и приемы:
построение и перестроение на месте;
переход с шага на месте на ходьбу в колонне и в шеренге; перестроения из колонны по
одному в колонны по два, по четыре в движении.
Акробатические упражнения и комбинации:
Мальчики: из упора присев силой стойка на голове и руках; длинный кувырок вперед с трёх
шагов разбега.
Акробатическая комбинация: из упора присев - силой стойка на голове и руках - кувырок вперед
со стойки - кувырок назад - длинный кувырок вперед - встать, руки в стороны.
Девочки: равновесие на одной; выпад вперед; кувырок вперед.
Акробатическая комбинация: Равновесие на одной (ласточка) - два кувырка слитно - кувырок
назад - мост из положения стоя или лёжа - поворот на 180 ° в упор присев - перекат назад 29
стойка на лопатках - переворот назад в полушпагат через плечо - упор присев - прыжок вверх с
поворотом на 360 °
Ритмическая гимнастика (девочки)
стилизованные общеразвивающие упражнения.
Опорные прыжки:
Мальчики: прыжок согнув ноги (козел в длину, высота 115 см).
Девочки: прыжок боком (конь в ширину, высота 110 см).
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки)
передвижения ходьбой, приставными шагами, повороты стоя на месте, наклон вперед,
стойка на коленях с опорой на руки, спрыгивание и соскок (вперед, прогнувшись);
зачетная комбинация.
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики)
Из виса - подъём перевортом в упор силой - перемах правой - сед верхом - спад завесом перемах назад - оборот вперед - соскок.
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях
Мальчики: размахивание в упоре на руках - сед ноги врозь - перемах внутрь - соскок махом
назад.
Девочки (разновысокие брусья) : из виса прогнувшись на нижней жерди с опорой ног о верхнюю
жердь - переворот в упор на нижнюю жердь - перемах правой ногой, сед на левом бедре - угол,
опираясь левой рукой за верхнюю жердь, а правой рукой сзади - встать - равновесие (ласточка)
на нижней жерди, опираясь руками о верхнюю жердь -упор на верхней жерди - оборот вперед в
вис на верхней жерди - соскок.
Элементы единоборств (2 часа)
Стойки и передвижения в стойке. Захваты рук и туловища. Освобождение от захватов. Приемы
борьбы за выгодное положение. Борьба за предмет. Упражнения по овладению приемами
страховки
Легкая атлетика (18 часов)
Беговые упражнения:
низкий старт до 30 м;
от 70 до 80 м;
до 70 м.
бег на результат 60 м;
30
высокий старт;
бег в равномерном темпе от 20 минут;
кроссовый бег; бег на 2000м (мальчики) и 1500 м (девочки).
варианты челночного бега 3х10 м.
Прыжковые упражнения:
прыжок в длину с 11-13 шагов разбега способом «согнув ноги»;
прыжок в высоту с 7-9 шагов разбега способом «перешагивание».
Метание малого мяча:
метание теннисного мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1х1 м) (девушки с
расстояния 12-14 м, юноши до 16 м)
метание малого мяча на дальность;
броски набивного мяча (2 кг девочки и 3 кг мальчики)) двумя руками из-за головы с
положения сидя на полу, от груди.
Спортивные игры (23 часа)
Баскетбол (10 часов)
стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной
вперед;
остановка двумя шагами и прыжком;
повороты без мяча и с мячом;
комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке,
остановка, поворот, ускорение)
ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с обеганием стоек; по прямой, с изменением
направления движения и скорости с пассивным сопротивлением защитника;
ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте;
передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении с пассивным
сопротивлением защитника;
передача мяча одной рукой от плеча на месте;
передача мяча двумя руками с отскоком от пола;
броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без
сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 4,80 м;
то же с пассивным противодействием;
броски одной и двумя руками в прыжке;
штрафной бросок;
вырывание и выбивание мяча;
игра по правилам.
Волейбол (8 часов)
31
стойки игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной
вперед;
ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.);
прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через сетку;
прием и передача мяча сверху двумя руками;
передача мяча у сетки и в прыжке через сетку.
передача мяча сверху, стоя спиной к цели;
нижняя прямая подача в заданную часть площадки, прием подачи;
прием мяча отраженного сеткой.
игра по упрощенным правилам волейбола.
Футбол (5 часов)
техника передвижений, остановок, поворотов и стоек;
удар по катящемуся мячу
техника ведения
техника ударов по воротам;
игра в мини-футбол
Лыжная подготовка (лыжные гонки) (13 часов).
Попеременный четырехшажный ход. Переход с попеременных ходов на одновременные.
Преодоление контруклона. Прохождение дистанции до 5 км. Горнолыжная эстафета с
преодолением препятствий и др.
Подготовка к выполнению видов испытаний (в процессе уроков)
Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных
Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО).
Прикладно-ориентированная подготовка (в процессе уроков)
Прикладно-ориентированные упражнения:
передвижение ходьбой, бегом по пересеченной местности;
лазанье по канату (мальчики);
лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, горизонтально, по диагонали лицом и
спиной к стенке (девочки);
приземление на точность и сохранение равновесия;
преодоление полос препятствий.
Упражнения общеразвивающей направленности.
Общефизическая подготовка: физические упражнения на развитие основных физических
качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений, ловкости.
Гимнастика с основами акробатики:
32
Развитие гибкости
наклон туловища вперед, назад в стороны с возрастающей амплитудой движений в
положении стоя, сидя, сидя ноги в стороны;
упражнения с гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для развития
подвижности плечевого сустава (выкруты);
комплексы общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для плечевых,
локтевых, тазобедренных и коленных суставов, для развития подвижности позвоночного
столба.
комплексы активных и пассивных упражнений с большой амплитудой движений;
упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, складка, мост).
Развитие координации движений
преодоление препятствий прыжком с опорой на руки;
броски теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и не подвижную мишень, с
места и разбега;
разнообразные прыжки через гимнастическую скакалку на месте и с продвижением;
прыжки на точность отталкивания и приземления.
Развитие силы
подтягивание в висе и отжимание в упоре;
подтягивание в висе стоя (лежа) на низкой перекладине (девочки);
отжимание в упоре лежа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног;
поднимание ног в висе на гимнастической стенке до посильной высоты;
метание набивного мяча из различных исходных положений;
комплексы упражнений избирательного воздействия на отдельные мышечные группы (с
увеличивающимся темпом движений без потери качества выполнения).
Легкая атлетика:
Развитие выносливости
бег с максимальной скоростью в режиме повоторно-интервального метода;
бег с равномерной скоростью в зонах большой и умеренной интенсивности.
Развитие силы
прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны);
запрыгивание с последующим спрыгиванием;
комплексы упражнений с набивными мячами.
Развитие быстроты
бег на месте с максимальной скоростью и темпом с опорой на руки и без опоры;
повторный бег на короткие дистанции с максимальной скоростью (по прямой);
33
прыжки через скакалку в максимальном темпе;
подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Баскетбол
Развитие быстроты
ходьба, бег в различных направлениях с максимальной скоростью с внезапными
остановками и выполнением различных заданий (прыжки вверх, назад, вправо, влево;
приседания и т.д.);
выпрыгивание вверх с доставанием ориентиров левой (правой) рукой;
челночный бег (чередование дистанции лицом и спиной вперед);
прыжки вверх на обеих ногах и на одной ноге с места и с разбега;
подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Развитие выносливости: повторный бег с максимальной скоростью с уменьшающимся
интервалом отдыха.
Развитие координации движений
броски баскетбольного мяча по неподвижной и подвижной мишени;
бег с «тенью» (повторение движений партнера);
бег по гимнастической скамейке;
броски малого мяча в стену одной рукой (обеими руками) с последующей его ловлей
одной рукой (обеими руками) после отскока от стены (от пола).
прыжки по разметкам на правой (левой) ноге;
прыжки вверх на обеих ногах и одной ноге с продвижением вперед;
подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Развитие силы: многоскоки; прыжки на обеих ногах с дополнительным отягощением (вперед, в
приседе).
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Тематическое планирование в 5 классе
№
Тема
Кол-во часов
1
Основы знаний о физической культуре
2
Легкая атлетика
20
3
Спортивные игры (волейбол)
8
4
Лыжная подготовка
14
5
Гимнастика с элементами акробатики
14
34
в процессе урока
6
Спортивные игры (баскетбол)
12
Всего
68
Тематическое планирование в 6 классе
№
Тема
Кол-во часов
1
Основы знаний о физической культуре
2
Легкая атлетика
20
3
Спортивные игры (волейбол)
8
4
Лыжная подготовка
14
5
Гимнастика с элементами акробатики
14
6
Спортивные игры (баскетбол)
12
Всего
в процессе урока
68
Тематическое планирование в 7 классе
№
Тема
Кол-во часов
1
Основы знаний о физической культуре
2
Легкая атлетика
20
3
Спортивные игры (волейбол)
8
4
Лыжная подготовка
13
5
Гимнастика с элементами акробатики
14
6
Спортивные игры (баскетбол)
8
7
Спортивные игры (футбол)
5
Всего
Тематическое планирование в 8 классе
35
в процессе урока
68
№
Тема
Кол-во часов
1
Основы знаний о физической культуре
2
Легкая атлетика
20
3
Спортивные игры (волейбол)
8
4
Лыжная подготовка
15
5
Гимнастика с элементами акробатики
14
6
Спортивные игры (баскетбол)
7
7
Спортивные игры (футбол)
4
Всего
в процессе урока
68
Тематическое планирование в 9 классе
№
Тема
Кол-во часов
1
Основы знаний о физической культуре
2
Легкая атлетика
18
3
Спортивные игры (волейбол)
8
4
Лыжная подготовка
13
5
Гимнастика с элементами акробатики
10
6
Спортивные игры (баскетбол)
10
7
Спортивные игры (футбол)
5
8
Элементы единоборств
2
Всего
36
в процессе урока
66