Русский язык 5-9

Приложение 1
к основной общеобразовательной программе
основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русский язык»
5-9 классы

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
5 класс
Личностные результаты
Ученик научится:



Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.



Понимать значение русского языка в процессе получения школьного образования.



Различать основные нравственно-эстетические понятия.



Выражать положительное отношение к процессу познания.
Ученик получит возможность научиться:



Понимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей
русского народа.



Уважительно относиться к родному языку, испытывать гордость за него.



Оценивать свои и чужие поступки.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Ученик научится:


Удерживать цель деятельности до получения её результата.



Анализировать достижения цели.

Ученик получит возможность научиться:


Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Ученик научится:



осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;



понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;



понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;



анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
2



осуществлять синтез как составление целого из его частей;



проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным
основания (критериям);



устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;



обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Ученик получит возможность научиться:


ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;



первоначальному умению смыслового восприятия текста;



проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД



Восприятие высказывания.
o Владеть техникой чтения. Осмысленно, с установкой на полное понимание
содержания читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты
художественного стиля, правильно расставлять логическое ударение, передавать с
помощью интонации авторское отношение к предмету речи.



Анализ текста.
o Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий
тему или основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную
информацию; составлять простой и сложный план. Находить в тексте типовые
фрагменты — описание предмета, повествование, рассуждение-доказательство,
оценочные высказывания. Определять стиль речи (разговорный, художественный);
находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.



Воспроизведение текста.
o Подробно или сжато (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие
повествование, описание предмета или животного, рассуждение-доказательство.
При подробном изложении художественных текстов сохранять стиль,
типологическую структуру и характерные для исходного текста языковые
средства.



Создание текста.
o Создавать устные и письменные высказывания: строить абзацы, развивая мысль по
данному зачину или концовке; писать сочинения по картине, по личным
наблюдениям на темы из жизни учащихся (описание предмета или животного,
3

повествование и рассуждение); раскрывать тему и основную мысль высказывания,
выражать своё отношение к предмету речи; соблюдать последовательность и
связность изложения.


Совершенствование текста.
o Находить и исправлять недочёты в построении текста, в частности нарушения
последовательности и связности изложения; совершенствовать повествовательный
текст, вводя в него там, где это требуется, фрагменты с описанием предмета,
элементы рассуждения, оценочные высказывания. Исправлять речевые и
грамматические ошибки.

Предметные результаты
Учащийся научится:


владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, ресурсы Интернета;



владеть навыками
просмотровым);



владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации);



адекватно понимать и комментировать тексты различных функционально- смысловых
типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных
разновидностей языка;



участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в
зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного
русского литературного языка и речевого этикета;



использовать знание алфавита при поиске информации;



проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;



классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;



членить слова на слоги и правильно их переносить;



проводить морфемный анализ слов;



проводить лексический анализ слова;

различных

видов

4

чтения

(изучающим,

ознакомительным,



опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора,
эпитет, сравнение, олицетворение);



опознавать самостоятельные части речи и их формы;



проводить морфологический анализ слова;



опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);



находить грамматическую основу предложения;



распознавать главные и второстепенные члены предложения;



опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры
(обращение);



проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;



соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;



опираться на фонетический, морфемный и морфологический анализ в практике
правописания;



использовать орфографические словари.

Учащийся получит возможность научиться:


опознавать различные выразительные средства языка;



участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;



самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности,



самостоятельно планировать пути достижения целей.
6 класс
Личностные результаты

Ученик научится:


Понимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей
русского народа.



Уважительно относиться к родному языку, испытывать гордость за него.



Оценивать свои и чужие поступки.
5



Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться:


Понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности.



Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,
строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Ученик научится:



Планированию пути достижения цели.



Установлению целевых приоритетов.



Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что
я не знаю и не умею?»).

Ученик получит возможность научиться:


Учитывать условия выполнения учебной задачи.



Выделять альтернативные способы достижения цели.



Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный
контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Ученик научится:



пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной
литературе; строить сообщение в устной форме;



находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;



ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;



анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;



анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в
коллективной организации деятельности);



осуществлять синтез как составление целого из частей;
6



проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно
выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;



устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;



проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:


выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;



осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом
языковом факте;



проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания
количества групп;



обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД



Чтение и аудирование.
o Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной
информации читать учебно-научные тексты, составлять план отдельных
параграфов учебника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения
научных понятий, классификационные схемы, фрагменты с информативным
повествованием. Слушая объяснение учителя, следить за ходом его рассуждения,
выделять в сообщении главную информацию и запоминать её. На уроках замечать
и фиксировать в устных ответах товарищей недочёты в построении научных
определений, «чтении» классификационных схем, в использовании языковых
средств, в частности терминов.



Анализ текста.
o Определять стиль речи; находить в текстах языковые средства, характерные для
научного и делового стилей; выделять в текстах художественных произведений
фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной
литературе находить информативное повествование, рассуждение-доказательство,
рассуждение- объяснение, проводить стилистический и типологический анализ
текста; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи
предложений.



Воспроизведение текста.
o Пересказывать
учебно-научные
тексты
типа
рассуждения-объяснения,
информативного повествования. Осуществлять информационную переработку
7

текста: передавать его содержание в виде плана (простого, сложного),
типологической схемы, таблицы; кратко, в тезисной форме выражать основную
мысль текста. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать
повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и (или)
состояния природы. Сохранять в тексте подробного изложения типологическую
структуру исходного текста и языковые средства выразительности.


Создание текста.
o Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с
учётом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учётом основной мысли);
составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для
сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и
средствах связи предложений. Писать небольшие сочинения-рассказы из
собственной жизни, используя в них речь типа изобразительного повествования и
описания. Составлять краткое информационное сообщение (типа аннотации) о
книге (статье, фильме, телепередаче) двух видов: а) о чём говорится и б) что
говорится. Давать отзыв о прочитанной книге (сочинении или устном ответе
учащегося) в форме рассуждения с оценочным тезисом и его обоснованием;
строить устное определение научного понятия.



Совершенствование текста.
o Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания
(устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные
повторы, неудачное употребление стилистически окрашенных слов и оборотов.
Предметные результаты

Учащийся научится:


владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;



адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;



участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;



опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора,
эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);



распознавать главные и второстепенные члены предложения;
8



опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;



соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;



опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;



оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;



опознавать различные выразительные средства языка;



писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки,
доверенности, резюме и другие жанры;



осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;



участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и



аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;



использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического
значения слова;



самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;



самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач.

Учащийся получит возможность научиться:






анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять
их;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического
значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения.
7 класс
Личностные результаты
9

Ученик научится:



Понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности.



Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,
строить свои взаимоотношения с их учетом.

Ученик получит возможность научиться:


Осознавать эстетическую ценность русского языка.



Проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры.



Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Ученик научится:



Умению контроля.



Принятию решений в проблемных ситуациях.



Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно,
истинно, существенно, не существенно).

Ученик получит возможность научиться:


Основам саморегуляции.



Осуществлению познавательной рефлексии.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Ученик научится:



осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных
изданиях, рекомендуемых учителем;



осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;



пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в
учебной литературе;



строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;
10



находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;



воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений
разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;



анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;



осуществлять синтез как составление целого из частей;

Ученик получит возможность научиться:


осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с
использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;



записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;



создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;



находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;



осуществлять сравнение, сериацию и классификацию
самостоятельно выделенным основаниям (критериям);



строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).

изученных

объектов

по

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД


Чтение и аудирование.
o Выразительно читать текст публицистического стиля. Просматривать местную
газету, ориентироваться в содержании номера по заголовкам статей, а в
содержании статьи — по ключевым словам, абзацным фразам; при обнаружении
интересной (нужной) информации переходить на вдумчивое, изучающее чтение,
фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов. Слушать
информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и
основной мысли сообщения.



Анализ текста.
o Определять стиль речи; находить в текс- те языковые средства, характерные для
публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в
предложениях текста; определять способы и средства связи предложений в тексте;
определять в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым
значением (описание состояния человека, рассуждение-размышление, отдельные
языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний) и
объяснять целесообразность их соединения в данном тексте.
11



Воспроизведение текста.
o Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты,
содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы
речи. Сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста
и выразительные языковые и речевые средства.



Создание текста.
o Уметь видеть проявление физического и психического состояния человека во
внешности людей (в выражении лица, мимике, жестах, голосе, интонации, позе,
походке) и передавать его словами, пользуясь богатой синонимикой глаголов,
наречий, прилагательных и существительных со значением состояния лица.
Создавать этюды, отражающие то или иное состояние человека, прочитанное по
его внешности с помощью фотографии, репродукции картины, в непосредственном
общении (возможная учебная ситуация «Игра в портреты»). Создавать устные и
письменные высказывания художественного и публицистического стилей,
раскрывая в них своё отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки
людей: писать сочинения-описания внешности и состояния человека, сочинения
повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе
данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочиненияразмышления, сочинения дискуссионного характера на морально-этическую тему с
доказательством от противного. Писать заметки в газету, рекламные аннотации.



Совершенствование текста.
o С учётом стиля речи совершенствовать написанное: повышать выразительность
речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и
публицистического стилей выразительные языковые и речевые средства, в том
числе обратный порядок слов, экспрессивный повтор, вопросно-ответную форму
изложения.
Предметные результаты

Учащийся научится:


владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;



участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в
зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного
русского литературного языка и речевого этикета;



анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально- смысловому типу
речи и функциональной разновидности языка;
12



определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при
изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с
акцентологическими нормами;



опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный
состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;



проводить морфологический анализ слова;



применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;



анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их
структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;



находить грамматическую основу предложения;



распознавать главные и второстепенные члены предложения;



опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;



проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;



соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;



опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;

Учащийся получит возможность научиться:


оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;



писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты;



осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;



самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
8 класс
Личностные результаты

Ученик научится:
13



Осознавать эстетическую ценность русского языка.



Проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры.



Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

Ученик получит возможность научиться:


Проявлять стремление к речевому самосовершенствованию.



Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность,
инициативу, ответственность, причины неудач.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Ученик научится:



Осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции.



Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших
трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Ученик получит возможность научиться:


Адекватной оценке трудностей.



Адекватной оценке своих возможностей.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Ученик научится:



осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные,
цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом
пространстве Интернета;



осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в том
числе с помощью инструментов ИКТ;



строить сообщения в устной и письменной форме;



ориентироваться на разнообразие способов решения задач;



воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты;

14



анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;



осуществлять синтез как составление целого из частей;



проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным
критериям;



устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;



строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;



обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);



подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания
объектов, устанавливать аналогии.

Ученик получит возможность научиться:


осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с
использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;



записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;



создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;



осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;



осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в
зависимости от конкретных условий;



осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;



осуществлять сравнение, сериацию и классификацию
самостоятельно выделенным основаниям (критериям);



строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;



произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

изученных

объектов

по

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД


Анализ текста.
o Находить в молодёжных газетах проблемные статьи, репортажи, портретные
очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте
15

заголовок. Находить в тексте статьи, репортажа, портретного очерка фрагменты,
представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания,
определять их роль в данном жанре; находить характерные для публицистического
стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя; производить
разнонаправленный речеведческий анализ текста: содержательно-композиционный
(смысловой), стилистический, типологический — включать в каждый из них
анализ выразительных средств, характерных именно для данного аспекта
рассмотрения текста, - под углом зрения темы и основной мысли, стиля, типа речи.


Воспроизведение текста.
o Создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание,
отражая в нём проблематику текста, позицию автора и своё собственное мнение,
совпадающее или не совпадающее с мнением автора текста. Пересказывать (устно
и письменно) тексты указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые
особенности исходного текста.



Создание текста.
o Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с
большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о
каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинение о
человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или
местную газету.



Совершенствование написанного.
o Добиваться полного соответствия отбора содержания и языковых средств
коммуникативной задаче. Повышать выразительность речи, уместно используя
характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и
фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчленённые
предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросноответную форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением,
многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные
сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные
конструкции.
Предметные результаты

Учащийся научится:


владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;



участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
16

от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;


создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением
норм современного русского литературного языка и речевого этикета;



классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным
параметрам их звукового состава;



членить слова на слоги и правильно их переносить;



определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении
формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими
нормами;



опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и
междометия;



соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;



опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический
анализ в практике правописания;



оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;



опознавать различные выразительные средства языка;



писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки,
доверенности, резюме и другие жанры;



осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;



участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;



характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;



использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического
значения слова;



самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.

Учащийся получит возможность научиться:
17



анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;



писать конспект, тезисы, рефераты, доклады, доверенности, резюме и другие жанры;



участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;



характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;



использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического
значения слова.
9 класс
Личностные результаты

Ученик научится:



Проявлять стремление к речевому самосовершенствованию.



Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность,
инициативу, ответственность, причины неудач.



Проявлять готовность к самообразованию.

Ученик получит возможность научиться:


Использовать в полной мере объём словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.



Оценивать себя на основе наблюдения за собственной речью.



Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения,
считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в
споре, дискуссии, доверие к собеседнику.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Ученик научится:



Основам прогонозирования.

Ученик получит возможность научиться:


Основам саморегуляции эмоциональных состояний.
18



Волевым усилиям и преодолению трудностей в достижении цели.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Ученик научится:



проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно
выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;



устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;



понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте
(явлении);



обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);



подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения
(например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены;
подлежащее, сказуемое);



проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.



использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные)
для решения учебных задач;

Ученик получит возможность научиться:


осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с
использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;



записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;



создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;



осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;



осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в
зависимости от конкретных условий;



осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;



осуществлять сравнение, сериацию и классификацию
самостоятельно выделенным основаниям (критериям);



строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;



произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
19

изученных

объектов

по

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД


Восприятие высказывания.
o При восприятии устного и письменного высказывания определять его
принадлежность к той или иной разновидности русского национального языка:
литературный язык, диалект, просторечие, жаргон; замечать в собственной речи, в
речи собеседников, выступающих по радио и телевидению, отступления от норм
литературного языка; фиксировать замеченные нарушения норм, различать грубые
и негрубые нарушения (языковые ошибки и речевые недочёты), исправлять
ошибки в собственной речи и, если позволяет ситуация общения, тактично
реагировать на речевые погрешности в высказывании собеседников.



Анализ текста.
o Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать
способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста,
языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.



Воспроизведение текста.
o Писать изложения по текстам публицистического, художественного стиля,
сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные
языковые средства; вводить в текст элементы сочинения (типа рассуждения,
описания, повествования).



Создание текста.
o Создавать письменные высказывания художественного и публицистического
стилей на свободные темы, как правило морально-этического характера,
предложенные учителем или самостоятельно выбранные учащимися: продумывать
общий замысел, основную мысль высказывания, планировать ход развития
основной темы и мысли, отбирать и систематизировать материал с учётом замысла
стиля, определять типологическую структуру текста (ведущий и сопутствующий
стиль речи). Строить устные и письменные высказывания, ориентированные на
жанры публицистики (эссе, путевые заметки, рецензию). Писать сочинения в
публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи.
Составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию.
Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой
статьи). Создавать высказывания научного стиля: готовить развёрнутые сообщения
и доклады на лингвистические и литературные темы для уроков-семинаров,
зачётов, кружковых занятий.



Совершенствование написанного.
o Находить и исправлять недочёты в построении и содержании высказывания:
отступления от темы и основной мысли, нарушения требований относительной
20

автономности, завершённости текста (отсутствие в нём начала или конца);
нарушение логики изложения, абзацного членения текста. Находить и исправлять
речевые недочёты (неправильное или неточное словоупотребление, неудачный
выбор средства связи между предложениями: лексического повтора, порядка слов,
замены существительного местоимением) и грамматические ошибки (нарушение
норм согласования и управления, построения предложений с причастным и
деепричастным
оборотом,
сложных
предложений
с
придаточным
определительным, изъяснительным). Повышать выразительность речи, добиваться
целесообразного выбора языковых средств.
Предметные результаты
Учащийся научится:


участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;



использовать знание алфавита при поиске информации;



различать значимые и незначимые единицы языка;



проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;



классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным
параметрам их звукового состава;



проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;



опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора,
эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);



опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и
междометия;



опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический
анализ в практике правописания;



опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;



использовать орфографические словари.



анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и
успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины
коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
21

Учащийся получит возможность научиться:


анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;



писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью,
очерки, доверенности, резюме и другие жанры;



использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического
значения слова;



самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс (5 ч в неделю, всего – 170 ч)
О ЯЗЫКЕ - 5 ч.
Язык как система средств (языковых единиц). Значение языка в жизни человека.
Лингвистика как наука о языке. Высказывания великих людей о русском языке. Выдающиеся
лингвисты: М. В. Ломоносов.
РЕЧЬ - 42 ч.
Речь как использование языковых средств для общения людей (речевая деятельность).
Речевая ситуация — условия, необходимые для речевого общения: наличие собеседника, мотива,
потребности в общении, предмета речи, общего языка. Речь устная и письменная, диалогическая
и монологическая. Культура речевого общения. Речевой этикет.
Текст как продукт речевой деятельности - речевое произведение. Основные признаки
текста: членимость, смысловая цельность, формальная связность, относительная законченность
(автономность) высказывания. Тема и основная мысль текста; микротемы, план текста; деление
текста на абзацы, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка. Развитие мысли в тексте;
«данное» и «новое» в предложениях текста.
Стили речи, понятие о стилистически значимой речевой ситуации; речь разговорная и
книжная, художественная и научно-деловая; характеристика разговорного и художественного
стилей речи с учётом особенностей речевой ситуации, в которой используются данные стили
(сфера употребления, коммуникативная функция, характерные языковые средства).
Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Типовые фрагменты текста:
изобразительное повествование, описание предмета, рассуждение-доказательство, оценочные
суждения (типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в
22

предложениях фрагмента). Способы соединения фрагментов в целом тексте. Изложение по
отрывку из романа И. С. Шмелёва «Лето Господне»*.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ
ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ - 25 ч.
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА (10 ч.)
Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Фонетический слог. Русское словесное ударение
и его особенности. Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и
звонкие. Парные и непарные согласные звуки. Элементы фонетической транскрипции.
Фонетический разбор слова. Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения
звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков и их сочетаний, отдельных
грамматических форм. Произношение заимствованных слов. Орфоэпический разбор слова.
Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков
и букв. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Прописные и строчные буквы. Буква ё и её
обязательное использование в письменной речи. Орфоэпический словарь и использование его в
речевой практике. Выдающиеся лингвисты: Р. И. Аванесов.
ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ (10 ч.)
Значение письма в жизни общества*. Предмет изучения орфографии. Понятие
орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Употребление
на письме буквенных сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн, чк, рщ; разделительных ъ—ь; тся и -ться в глаголах. Буква ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов. Не с
глаголами. Орфографический словарь и его использование в речевой практике. Выдающиеся
лингвисты: Я. К. Грот.
СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА (2 ч.)
Предмет изучения морфемики. Морфема как минимальная значимая единица слова.
Корень; смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части
слова. Основа слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Нулевое окончание.
Связь морфемики и орфографии.
СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ (3 ч.)
Предмет изучения морфологии. Классификация частей речи русского языка.
Самостоятельные части речи, их основные признаки. Склонение и спряжение. Служебные части
речи.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ - 23 ч.
Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова
в словосочетании. Предложение как единица синтаксиса. Грамматическая основа. Виды
предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные).
*

Интегрированный урок «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
23

Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок
слов в предложении. Логическое ударение. Предложения распространённые и
нераспространённые. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения:
дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными
существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами (без союзов и
с союзами а, но, одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед
однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение. Знаки
препинания при обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о
сложносочинённом и сложноподчинённом предложении. Запятая между частями сложного
предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая речь после слов
автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог и его оформление на
письме. Выдающиеся лингвисты: А. М. Пешковский. Культура речи. Правильное определение
границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и
восклицательных предложений. Соблюдение правильной интонации в предложениях с
однородными членами. Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых
синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.
ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ - 19 ч.
Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные способы
толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре;
подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов.
Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарём и его
использование в речевой практике. Взаимосвязь лексического значения, морфемного строения и
написания слова. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова.
Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры,
олицетворения, эпитета. Слова-синонимы, антонимы (повторение). Омонимы. Пути пополнения
словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков.
Слова исконно русские и заимствованные. Понятие о механизме образования слов в русском
языке. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, сложение.
Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм.
Словообразовательная модель как схема построения слов определённой части речи, имеющих
общность в значении и строении. Неологизмы как новые слова, построенные по типичным
моделям. Правописание приставок на з/ с. Правописание корней -лож-//-лаг-; -рос- //-раст-//-ращ-.
Буквы о—ё после шипящих в корне. Буквы и—ы после ц в разных частях слов.
Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления
(диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова. Фразеологизмы; их стилистическая
принадлежность и основные функции в речи*. Толковый словарь и его использование в речевой
практике. Выдающиеся лингвисты: В. И. Даль.
Культура речи*. Точное и уместное употребление слов в речи в соответствии с их
лексическим значением, стилистической и эмоциональной окраской. Предупреждение речевых
ошибок, связанных с неоправданным повтором слов. Наблюдение за использованием в
художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для
*

Интегрированный урок «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
24

создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и
фразеологических оборотов. Текстовая функция лексического повтора.
МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ. - 47 ч.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1ч.)
ГЛАГОЛ (17 ч.)
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль
в предложении. Начальная форма (инфинитив). Основные способы образования глаголов.
Правописание не с глаголами (закрепление). Возвратные глаголы. Правописание -тся и -ться в
глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и—е (-мир-//-мер-; -тир- // -тер- и
др.), их правописание. Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число. Спряжение.
Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление).
Сослагательное наклонение; значение, образование, правописание. Повелительное наклонение;
значение, образование, правописание. Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.
Развитие навыков использования в речевой практике лингвистических словарей разных типов.
Культура речи. Правильное использование в речи видовременных форм. Верное произношение
отдельных глагольных форм. Употребление в художественном тексте одного времени вместо
другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности.
Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление
глаголов в переносном значении.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (17 ч.)
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические
признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имён
существительных. Правила употребления при письме суффиксов -чик (-щик), -ек (-ик). Правила
слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные
одушевлённые и неодушевлённые; собственные и нарицательные. Правила употребления
прописной буквы при написании имён существительных.
Род имён существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имён
существительных. Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только
единственного или только множественного числа. Падеж. Склонение имён существительных.
Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Правописание безударных окончаний имён
существительных. Развитие навыков использования в речевой практике словарей разных типов.
Правильное согласование в роде со словами типа бандероль, вуаль, лазурь, кофе, мозоль, кашне
и др.; верное определение родовой принадлежности неизменяемых существительных.
Правильное образование некоторых грамматических форм: пара носков, пара чулок; группа
грузин, бурят и др. Произношение согласных перед е в заимствованных словах (типа ателье,
термин), правильное ударение в существительных; терминов русского языка. Имена
существительные в художественном тексте: образная и экспрессивная роль.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (12 ч.)
25

Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические
признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имён
прилагательных. Разряды имён прилагательных по значению: прилагательные качественные,
относительные и притяжательные. Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении.
Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящий. Степени сравнения имён
прилагательных:
положительная,
сравнительная,
превосходная.
Склонение
имён
прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Развитие навыков
пользования лингвистическими словарями разных типов. Культура речи. Правильное
произношение краткой формы употребительных прилагательных (сильна), прилагательных с
основами на твёрдый и мягкий согласный (бескрайный - бескрайний, искренно - искренне);
правильное образование и произношение форм сравнительной и превосходной степеней
(красивее, длиннее). Образная, эмоциональная функция имён прилагательных в художественном
тексте. Эпитеты. Синонимия имён прилагательных. Употребление прилагательных в переносном
значении.
Уроки повторения и закрепления изученного - 9 ч.
6 класс (6 ч в неделю, всего – 204 ч)
О ЯЗЫКЕ - 1 ч.
Слово как основная единица языка.
РЕЧЬ - 35 ч.
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых
средствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и художественного). Текст.
Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы связи
предложений, средства связи — местоимение, деепричастие. Текстовая роль повтора:
нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический приём, повышающий
выразительность речи, и повтор-недочёт.
Стили речи: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения,
характерные языковые средства). Характерные для научного стиля речи фрагменты текста
(определение научного понятия, классификация научных понятий), структура и языковые
средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля композиционные формы
(жанры) — инструкция, объявление.
Типы речи. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды,
информативное и изобразительное повествование, рассуждение-объяснение; типовое значение,
схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента;
способы соединения фрагментов в целом тексте.
РЕЧЬ. ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ - 15 ч.
Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ—ь; орфограммы корня; правописание
окончаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными,
прилагательными. Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных
26

членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление
прямой речи перед словами автора и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с
однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым,
выраженными существительными в именительном падеже. Выдающиеся лингвисты: А. Х.
Востоков.
ЧАСТИ
РЕЧИ,
ИХ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ПРИЗНАКИ,
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ,
ПРАВОПИСАНИЕ, ПРОИЗНОШЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ - 61 ч.
Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Глагол, имя существительное, имя
прилагательное; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические
признаки. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главное и
зависимое слова в словосочетании; главные и второстепенные члены предложения.
Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами, обращением и прямой
речью. Словообразование имён существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы
образования
слов:
приставочный,
суффиксальный,
приставочно-суффиксальный,
бессуффиксный, сложение (в том числе и сложение с одновременным присоединением
суффикса). Сложносокращённые слова; верное определение их родовой принадлежности.
Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели
имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имён
существительных и прилагательных; употребление н— нн в именах прилагательных,
образованных от имён существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ы—и в корне
после приставок. Выдающиеся лингвисты: Л. В. Щерба. Культура речи. Правильное
употребление сложносокращённых слов. Правильное употребление в речи имён
существительных, прилагательных и глаголов. Наблюдение за употреблением имён
существительных, прилагательных и глаголов в художественной речи.
МОРФОЛОГИЯ - 85 ч.
ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ (50 ч.)
Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические
признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий. Действительные и страдательные
причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего
времени. Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль. Причастный
оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Правописание суффиксов
действительных и страдательных причастий. Не с причастиями. Склонение причастий.
Правописание окончаний причастий.
Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические
признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями.
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
Выдающиеся лингвисты: И. А. Бодуэн де Куртенэ. Культура речи. Орфоэпические особенности
употребительных причастий и деепричастий. Грамматически правильное построение
27

предложений с причастными и деепричастными оборотами. Наблюдение за использованием
причастий и деепричастий в текстах разных стилей. Текстообразующая функция деепричастных
оборотов.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (13 ч.)
Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки,
роль в предложении. Числительные простые, сложные и составные; их правописание.
Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности
склонения и правописания. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное
чтение (с учётом грамматических норм) текстов с именами числительными. Культура речи.
Правильное употребление в речи имён числительных (в частности, составных) в косвенных
падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами
существительными. Правильное произношение имён числительных.
МЕСТОИМЕНИЕ (22 ч.)
Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических
признаков. Разряды местоимений: значение, изменение, роль в предложении. Правописание
неопределённых и отрицательных местоимений; раздельное написание предлогов с
местоимениями. Выдающиеся лингвисты: А. А. Шахматов. Культура речи. Правильное, не
нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и
произношение употребительных местоимений: их (не «ихний»), о нём (не «о ём») и др.
Употребление местоимений для связи предложений в тексте.
Уроки повторения и закрепления изученного - 7 ч.

7 класс (4 ч в неделю, всего – 136 ч)
О ЯЗЫКЕ - 1 ч.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского
языка*.
РЕЧЬ - 8 ч.
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых
средствах, характерных для разных типов и стилей речи.
Текст. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста; средства связи
предложений - наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы
и, да, а, но, же.
Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые
средства). Характерные композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение.
*

Интегрированный урок «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
28

Типы речи: строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека, рассужденияразмышления.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ - 38 ч.
Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация.
Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация.
Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые
формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание
суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями. Выдающиеся
лингвисты: Д. Н. Ушаков.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ - 80 ч.
НАРЕЧИЕ (40 ч.)
Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в
предложении. Степени сравнения наречий: положительная, сравнительная, превосходная.
Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ъ после
шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н—нн в наречиях; слитное и раздельное
написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и
обстоятельственные. Слова категории состояния (слова состояния). Наречие в художественном
тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.
Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями
для получения необходимой справки. Выдающиеся лингвисты: А.Н. Гвоздев. Культура речи.
Правильное произношение употребительных наречий. Использование местоименных наречий
как средства связи предложений в тексте.
ПРЕДЛОГ (17 ч.)
Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные
и производные. Правописание предлогов. Культура речи. Правильное употребление предлогов в
составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.), существительных с
предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.
СОЮЗ (10 ч.)
Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление
союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже,
соотносимых с формами других частей речи.
Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Культура речи.
Правильное произношение союзов.
ЧАСТИЦА (10 ч.)
Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные,
вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание частиц не и ни с
29

различными частями речи и в составе предложения. Культура речи. Употребление частиц в
соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц.
Наблюдение за использованием частиц как средством выразительности речи.
МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА (3 ч.)
Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие
сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий и
звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Культура речи.
Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов.
Трудные случаи разграничения языковых явлений. Семантико-грамматический анализ внешне
сходных явлений языка: по прежнему - по-прежнему, ввиду - в виду, стекло (гл.) - стекло (сущ.),
что (мест.) - что (союз), обежать - обижать и т. п. Выдающиеся лингвисты: Г. О. Винокур.
Уроки повторения и закрепления изученного - 1 ч.
8 класс (3 ч в неделю, всего – 102 ч)
О ЯЗЫКЕ - 1 ч.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского)
языка в развитии русского языка*. Выдающиеся лингвисты: И. И. Срезневский.
РЕЧЬ - 14 ч.
Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых
средствах, характерных для различных стилей речи.
Жанры публицистики: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их
строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра,
типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства. Высказывания,
ориентированные на жанр репортажа: репортаж-повествование о событии (посещении театра,
экскурсии, походе); репортаж-описание памятника истории или культуры (родного города,
посёлка, улицы, музея). Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об
интересном человеке). Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и
надо - как их примирить?».
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ - 10 ч.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ - 76 ч.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ (5 ч.)
Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова. Способы связи
слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания.
Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели
*

Интегрированный урок «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
30

высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов.
Интонация простого предложения и её элементы. Логическое ударение и порядок слов как
средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных,
восклицательных, вопросительных предложений, передающая различные эмоциональные
оттенки значения. Культура речи. Правильное построение словосочетаний с разными видами
подчинительной связи: управлением и согласованием. Риторический вопрос, вопросно-ответная
форма изложения как стилистические приёмы, повышающие выразительность речи.
СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ
И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (12 ч.)
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего.
Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между
подлежащим и сказуемым. Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные
члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый
вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Пунктуация
предложений со сравнительными оборотами. Культура речи. Согласование сказуемого с
подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращёнными словами. Синонимика
составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи
предложений в тексте. Обстоятельства времени как средство связи предложений в
повествовательных текстах; их синонимика. Обстоятельства места как средство связи
предложений в описательных и повествовательных текстах; их синонимика. Стилистическая
роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (9 ч.)
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме
сказуемого (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные). Особенности интонации
простого односоставного предложения. Предложения односоставные и двусоставные как
синтаксические синонимы. Культура речи. Наблюдение за использованием в художественном
тексте односоставных предложений
НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (3 ч.)
Понятие о неполных предложениях. Особенности интонации простого неполного предложения.
Культура речи. Наблюдение за использованием неполных предложений в разговорной (в
диалоге) и в книжной речи.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (12 ч.)
Однородные члены предложения, их признаки. Однородные члены, связанные без союзов и с
помощью сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с
несколькими рядами однородных членов.
Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах
предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными
членами. Особенности интонации простого предложения с однородными членами. Выдающиеся
31

лингвисты: Ф. Ф. Фортунатов. Культура речи. Правильное построение предложений с союзами
не только..., но и...; как..., так и... . Синонимика рядов однородных членов с различными союзами
и без союзов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с
повторяющимися союзами) как средство выразительности речи.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ (СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ,
ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ), МЕЖДОМЕТИЯМИ (11 ч.)
Обращение нераспространённое и распространённое, знаки препинания при обращении.
Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах,
словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с
междометиями. Особенности интонации предложений с вводными словами и предложениями.
Культура речи. Правильное произношение сочетаний русских имён и отчеств, использующихся в
роли обращения. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в
разговорной речи. Наблюдение за использованием обращений в разных стилях речи, а также в
художественных текстах как средство характеристики адресата и передачи авторского
отношения к нему. Синонимика вводных слов, стилистические различия между ними. Вводные
слова как средство связи предложений в тексте.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ (16 ч.)
Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств.
Уточняющие члены предложения. Особенности интонации предложений с обособленными и
уточняющими членами. Культура речи. Правильное построение предложений с обособленными
определениями и обстоятельствами. Стилистическая роль обособленных и необособленных
членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных
определений и составных сказуемых, обособленных обстоятельств, выраженных
деепричастными оборотами, и простых сказуемых). Обособленные обстоятельства, выраженные
деепричастными оборотами, как средство связи предложений в тексте.
ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ (8 ч.)
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой
речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение
цитаты знаками препинания. Диалог. Интонация предложений с прямой речью. Интонационное
своеобразие диалога. Культура речи. Замена прямой речи косвенной. Стилистические
возможности разных способов передачи чужой речи.
Уроки повторения и закрепления изученного - 1 ч.
9 класс (3 ч в неделю, всего – 99 ч)
О ЯЗЫКЕ - 1 ч.

32

Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской
Федерации и язык межнационального общения*. Русский язык в современном мире.
РЕЧЬ - 17 ч.
Систематизация сведений о тексте, стилях, типах речи, строении текста; расширение
представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.
Стили речи. Углубление знаний о стилях речи: художественный стиль речи и язык
художественного произведения.
Жанры публицистики: эссе, путевые заметки, рецензия. Особенности их строения:
коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая
структура текста, характерные языковые и речевые средства.
Деловые бумаги: заявление, доверенность, расписка, автобиография, стандартная форма,
специфическая официально-деловая лексика и фразеология.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ - 14 ч.
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания,
предложения). Лексическое и грамматическое значения слова. Части речи и их смысловые,
морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ - 57 ч.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (4 ч.)
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов.
Классификация сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные.
Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Овсянико-Куликовский.
СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (4 ч.)
Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём: интонация и сочинительные
союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между
частями сложносочинённого предложения. Запятая между частями сложносочинённого
предложения. Интонация сложносочинённого предложения. Культура речи. Синонимика
сложносочинённых предложений с различными союзами. Стилистические особенности
сложносочинённого предложения и ряда простых предложений.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (28 ч.)
Строение сложноподчинённого предложения: главное и придаточное предложения в его составе;
средства связи в сложноподчинённом предложении. Основные виды сложноподчинённых
предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа
действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место
*

Интегрированный урок «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
33

придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими
придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Интонация
сложноподчинённого предложения. Выдающиеся лингвисты: С.И. Абакумов, Л.Ю. Максимов,
А.А. Потебня. Культура речи. Устранение и предупреждение ошибок, связанных с построением
сложных союзных предложений. Синонимика сложных союзных предложений. Стилистические
особенности сложноподчинённого и простого предложений. Наблюдение за использованием
сложноподчинённых предложений разного вида в разных типах речи.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (10 ч.)
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного
предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном
сложном предложении. Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений.
Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (11 ч.)
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нём.
Период. Интонационные особенности сложных предложений с разными видами связи. Культура
речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное их
употребление (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного
предложения с разными видами связи.
Уроки повторения и закрепления - 10 ч.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Тематическое планирование в 5 классе
№
1
2
3

4
5
6

7

Наименование разделов и тем
О языке
Речь
Язык. Правописание. Культура речи.
- Фонетика, Орфоэпия, Графика
- Письмо. Орфография
- Слово и его строение. Морфемика
- Слово как часть речи. Морфология
Синтаксис и пунктуация
Лексика. Словообразование. Орфография
Морфология. Правописание:
-Самостоятельные части речи
-Глагол
-Имя существительное
-Имя прилагательное
Уроки повторения и закрепления изученного
Всего
34

Всего часов
5
42
25
10
10
2
3
23
19
47
1
17
17
12
9
170

Тематическое планирование в 6 классе
№

Наименование разделов и тем

Всего часов

1
2
3
4

О языке
Речь
Речь. Язык. Правописание. Культура речи. Правописание
Части речи, их грамматические признаки, словообразование,
правописание, произношение и употребление в речи
Морфология
-Причастие и деепричастие
-Имя числительное
-Местоимение
Уроки повторения и закрепления изученного
Всего

1
35
15
61

5

6

85
50
13
22
7
204

Тематическое планирование в 7 классе
№
1
2
2
3

4

Тема

Всего часов

О языке
Речь
Язык. Правописание. Культура речи.
Морфология. Орфография
-Наречие.
-Предлог
-Союз
-Частица
-Междометия и звукоподражательные слова.
Уроки повторения и закрепления изученного
Всего

1
8
38
80
40
17
10
10
3
1
136

Тематическое планирование в 8 классе
№

Тема

Всего часов

О языке
Речь
Язык. Правописание. Культура речи
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса
Простое предложение. Двусоставное предложение. Главные и
второстепенные члены предложения
6 Односоставное простое предложение
7 Неполное предложение
8 Предложения с однородными членами
9 Предложения с обращениями и вводными конструкциями
10 Предложения с обособленными членами
11 Прямая и косвенная речь
12 Уроки повторения и закрепления изученного
1
2
3
4
5

35

1
14
10
5
12
9
3
12
11
16
8
1

Всего

102
Тематическое планирование в 9 классе

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема

Всего часов

О языке
Речь
Язык. Правописание. Культура речи
Понятие о сложном предложении
Сложносочиненное предложение
Сложноподчиненное предложение
Бессоюзное сложное предложение
Сложное предложение с различными видами связи
Повторение
Всего

36

1
17
14
4
4
28
10
11
10
99


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».