Приложение 4
к основной общеобразовательной программе
основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Родная литература (русская)»
5-9 классы
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в самовыражении через слово.
Учащийся научится:
понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
уважительно относиться к родной литературе;
оценивать свои и чужие поступки;
проявлять внимание, желание больше узнать.
понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,
строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к
целеполаганию, включая постановку новых целей;
2
анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою
деятельность под руководством учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
планированию пути достижения цели;
установлению целевых приоритетов;
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я
не знаю и не умею?»).
учитывать условия выполнения учебной задачи;
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный
контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
овладение навыками смыслового чтения;
извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в
разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану,
по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Учащийся научится:
строить сообщение в устной форме;
находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
3
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом
факте;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;
монологической контекстной речью;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и
делать выборы;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать
тексты различного типа, стиля, жанра;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
аргументировать свою точку зрения;
4
задавать вопросы.
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Предметные результаты
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни;
развитие способности понимать литературные
отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п.;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную
в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
художественные
произведения,
Учащийся научится:
пониманию ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы,
литературы XVIII века, русских писателей XIX – XX веков;
пониманию связи литературных произведений с эпохой их написания;
умению анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определению в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, пониманию их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа); владению элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
5
формированию собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
пониманию авторской позиции и выражению своего отношения к ней;
восприятию на слух литературных произведений разных жанров, осмысленному чтение и
адекватному восприятию;
умению пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному
или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа,
вести диалог;
написанию сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных
произведений; классные и домашние творческие работы;
пониманию образной природы литературы как явления словесного искусства;
пониманию русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
Учащийся получит возможность научиться:
выявлению заложенных в изучаемых произведениях вневременных, непреходящих
нравственных ценностей и их современного звучания;
приобщению к духовно-нравственным ценностям русской литературы, сопоставлению их
с духовно-нравственными ценностями других народов;
оценивать содержание художественного произведения на основе личностных ценностей;
эстетическому восприятию произведений литературы; формированию эстетического
вкуса.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс (0,5 ч в неделю, всего – 17 ч)
Своеобразие родной литературы (1 ч)
Слово как средство создания образа. Родная (русская) литература как национальнокультурная ценность народа.
Раздел I. Русский фольклор (2 ч)
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического
содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как
6
выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в
оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости,
добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Раздел II. Древнерусская литература (2 ч)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы.
Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Сказание о Борисе и Глебе». Житийный канон. Тема добра и зла в произведениях
древнерусской литературы.
Раздел III. Литература XIX века (6 ч)
Басни. Л. Н. Толстой. «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе.
Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость,
невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций.
Мораль.
В. И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность
языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого
героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная
характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи
действующих лиц.
Поэзия ХIХ века о родной природе
П. А. Вяземский. Стихотворение «Первый снег». Краткие сведения о поэте. Радостные
впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя.
Символы и метафоры, преобладание ярких зрительных образов.
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная тема и
способы её раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении. Умение чувствовать красоту
природы и сопереживать ей. Единство человека и природы.
Раздел IV. Литература XX века (6 ч)
Е. А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности
создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком
сказки. Аллегорический язык сказки.
В. А. Сухомлинский. «Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе.
Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.
Ю. Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление.
Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе
начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.
Родная природа в произведениях поэтов ХХ века.
7
В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная
система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственноэмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов.
М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…». Краткие сведения о поэте.
Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу, наблюдать
и понимать её красоту. Единство человека и природы.
6 класс (0,5 ч в неделю, всего – 17 ч)
Книга как духовное завещание одного поколения другому (1 ч)
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.
Родная (русская) литература как способ познания жизни.
Раздел I. Русский фольклор (2 ч)
Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Воплощение в фольклорных произведениях
национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы,
справедливости, бескорыстного служения Отечеству.
Раздел II. Древнерусская литература (1 ч)
«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. «Вечный сюжет» единоборства.
Образное отражение жизни в древнерусской литературе.
Раздел III. Литература ХIХ века (2 ч)
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»).
Нравственное испытание. Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных
слабостей.
Поэтический образ Родины.
И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва,
Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый
край». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихов.
Раздел IV. Литература ХХ века (11 ч)
Ю. Вронский. «Юрьевская прорубь». Глава «Бунт Мартина». Формирование характера
подростка. Настоящая дружба. Образ средневекового города. Нравственные уроки повести.
С. Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На Андрюшкин
остров», «Война вокруг нас кружит…» (или другие по выбору учителя). Война и дети. Смелость,
мужество героев, вера в человека, в его лучшие душевные качества.
А. Г. Алексин. «Самый счастливый день». Значение семьи. «Домашнее сочинение».
Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о
жизни и о себе. Настоящая любовь.
8
А. В. Масс. «Сказка о черноокой принцессе», «Сочинение на тему: «Моя подруга» (по
выбору учителя). Духовно-нравственная проблематика рассказов. Позиция автора.
Ю. Кузнецова. «Помощница ангела». Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и
дружба.
Ю. Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным
идеалам.
Стихи о прекрасном и неведомом.
А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…», «Там неба осветлённый край…», «Снег
да снег…»; Н. Гумилёв «Жираф», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в
детстве…»; Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи»; А. Твардовский «Есть обрыв,
где я, играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в сентябре». Поэтическое
изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Слияние с
природой, эмоциональное состояние лирического героя.
7 класс (0,5 ч в неделю, всего – 17 ч)
Русская литература – культурное наследие России и мира (1 ч)
Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного
слова в формировании личности человека.
Раздел I. Русский фольклор (1 ч)
Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»,
«Святогор- богатырь».
Раздел II. Древнерусская литература (2 ч)
«Моление Даниила Заточника» - памятник гражданственности, духовности и
нравственности; «Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения,
старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.
Раздел II. Литература XVIII века (2 ч)
И. И. Дмитриев. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий
и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной
выразительности в баснях.
Раздел III. Литература XIX века (3 ч)
И. А. Крылов. Русская басня. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа
басен.
И. С. Тургенев. «Бурмистр», влияние крепостного права на людей; «Певцы», роль таланта.
А. И. Куприн. «Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».
Раздел IV. Литература ХХ-XXI веков (8 ч)
9
В. П. Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.
В. О. Богомолов. Рассказ «Рейс «Ласточки». Краткие сведения о писателе-фронтовике.
Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.
Ю. Я. Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых».
Средства выразительности в произведении.
Сочинение «Великие люди России в произведениях литературы».
В. Н. Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах
произведения «Женя Касаткин».
Е. Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе.
Е. В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения:
красота внутренняя и внешняя.
8 класс (0,5 ч в неделю, всего – 17 ч)
Место родной (русской) литературы в современности (1 ч)
Значение художественного произведения в культурном наследии страны.
Раздел I. Русский фольклор (2 ч)
Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях русской
литературы.
Роль народных песен («Как во городе было во Казани» и «Не шуми, мати зеленая
дубравушка» и другие) в произведениях А.С. Пушкина: «Борис Годунов», «Дубровский»,
«Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан» или Народные песни как средство раскрытия
идейного содержания произведений А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова (поэма «Кому на Руси жить
хорошо». Фольклор в поэме – это пословицы, сказочные персонажи, загадки).
Раздел II. Древнерусская литература (2 ч)
Образное отражение жизни в древнерусской литературе. Жанр хождений в древнерусской
литературе. Афанасий Никитин. Из «Хождения за три моря».
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы в форме
путевых записей.
Раздел III. Литература XVIII века (2 ч)
Н. М. Карамзин. Повесть «Евгений и Юлия». Произведение «Евгений и Юлия» как
оригинальная «русская истинная повесть». Система образов.
Раздел IV. Литература XIX века (5 ч)
Е. А. Баратынский. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении
«Водопад». Звукопись.
10
А. С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании
произведения. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов,
значение образа Петербурга.
Л. А. Чарская. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе.
Ранимость души подростка.
А. Толстой. Слово о поэте. «Князь Михайло Репнин». Исторический рассказ о героическом
поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного.
Теория литературы: лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды.
Раздел V. Литература XX века (5 ч)
А.Т. Аверченко «Специалист» или другое произведение писателя. Сатирические и
юмористические рассказы писателя. Тонкий юмор и грустный смех писателя.
М. Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе.
Л. Романова. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в
современном мире.
Ю. Левитанский. «Диалог у новогодней ёлки», Б. Окуджава «Песенка о ночной Москве»,
А. Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике.
9 класс (0,5 ч в неделю, всего – 16 ч)
Значение художественного произведения в культурном наследии страны (1 ч)
Раздел I. Древнерусская литература (1 ч)
Особенности развития древнерусской литературы. «Задонщина». Тема единения русской
земли.
Раздел II. Русская литература XVIII века (3 ч)
Н. М. Карамзин. «История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к
минувшему» в исторической хронике.
Русские баснописцы 18 века. В. К. Тредиаковский и А. П. Сумароков. Басня «Ворона и
лиса».
Раздел III. Литература XIX века (2 ч)
А. Н. Апухтин. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Образ родной
природы в стихах поэтов XIX в.
Л. Н. Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск
встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся
грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).
Раздел IV. Литература ХХ-XXI веков (9 ч)
11
Ю. П. Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев.
Поэтика психологического параллелизма.
Психологизм рассказа «Запах хлеба». Смысл названия рассказа.
К. Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа
в человеке. Смысл названия рассказа.
Б. П. Екимов «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой
Отечественной войны.
В. Г. Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две
судьбы.
Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком.
Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них.
Т. Н. Толстая. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема
нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки».
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы
памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Тематическое планирование в 5 классе
Разделы и темы
№
Кол-во часов
1
Своеобразие родной литературы
1
2
3
Русский фольклор
Древнерусская литература
2
2
4
Литература XIX века
6
5
Литература XX века
6
Итого
17
Тематическое планирование в 6 классе
Разделы и темы
№
Кол-во часов
1
2
3
Книга как духовное завещание одного поколения другому
Русский фольклор
Древнерусская литература
1
2
1
4
Литература ХIХ века
2
5
Литература ХХ века
11
Итого
17
№
1
Тематическое планирование в 7 классе
Разделы и темы
Русская литература – культурное наследие России и мира
12
Кол-во часов
1
2
3
Русский фольклор
Древнерусская литература
1
2
4
5
Литература XVIII века
Литература ХIХ века
2
3
6
Литература ХХ-XXI веков
8
Итого
17
Тематическое планирование в 8 классе
Разделы и темы
№
Кол-во часов
1
2
3
Место родной (русской) литературы в современности
Русский фольклор
Древнерусская литература
1
2
2
4
Литература XVIII века
2
5
Литература ХIХ века
5
6
Литература ХХ века
5
Итого
17
Тематическое планирование в 9 классе
Разделы и темы
№
1
2
3
Значение художественного произведения в культурном наследии
страны
Древнерусская литература
Литература XVIII века
Кол-во часов
1
1
3
4
Литература ХIХ века
2
5
Литература ХХ-XXI веков
9
Итого
16
13