Приложение 8
к основной общеобразовательной программе
основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Обществознание»
6-9 классы
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты
образ социально-политического устройства - представление о государственной
организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание
государственных праздников;
знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина,
ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание
конвенционального характера морали;
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных
отношений и взаимодействие между общественными и политическими событиями;
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность,
готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим,
нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и
других людей, оптимизм в восприятии мира;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при
следовании моральным нормам, переживания, стыда и вины при их нарушении;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения,
общественно полезной деятельности;
умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических,
политических и экономических условий;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива.
Метапредметные результаты
2
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам и по
способам действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его
реализации.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
давать определения понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков
к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований;
научиться основам ознакомительного, изучающего, усваивающего поискового чтения;
структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с
позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной
деятельности;
3
устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и
делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным
для оппонентов образам;
задавать вопросы, необходимые
сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный
взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач;
владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
контроль
для
организации
и оказывать
в
собственной
деятельности
и
сотрудничестве необходимую
Предметные результаты
6 класс
Учащийся научится:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека
как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие
черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия
человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в
различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
4
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей
(материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в
социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления,
справки и т. п.)
Учащийся получит возможность научиться:
понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
определять сущность общества как формы совместной деятельности людей;
выделять характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
определять содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные
отношения;
7 класс
Учащийся научится:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его
природы;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов;
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать
социальные явления с позиций общественного прогресса;
различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях;
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения
человека;
различать отдельные виды социальных норм;
критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из
разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
5
применять полученную информацию для определения собственной позиции, для
соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления
этих качеств из истории и жизни современного общества;
характеризовать специфику норм права;
раскрывать сущность процесса социализации личности.
Учащийся получит возможность научиться:
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать
основные направления общественного развития;
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие общества и человека;
оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать
опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на
положение России в мире;
использовать знания и умения для формирования способности уважать права других
людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
8 класс
Учащийся научится:
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль
природы в жизни человека;
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим;
оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;
6
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
характеризовать экологический кризис как
раскрывать причины экологического кризиса;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и
личность;
конкретизировать примерами опасность международного терроризма;
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о
явлениях культуры;
описывать явления духовной культуры;
объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
оценивать роль образования в современном обществе;
различать уровни общего образования в России;
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития
культуры из адаптированных источников различного типа;
описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к
ним;
объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
раскрывать роль религии в современном обществе;
характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры;
описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные
социальные общности и группы;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
7
глобальную
проблему
человечества,
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в
обществе;
раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать
верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов;
выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных
конфликтов;
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы,
сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических
системах;
характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;
анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;
анализировать структуру бюджета государства;
называть и конкретизировать примерами виды налогов;
характеризовать функции денег и их роль в экономике;
8
раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа;
анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и
процессы;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической
деятельности;
оценивать
этические
нормы
трудовой
и
предпринимательской деятельности;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
использовать полученные знания
экономической деятельности;
обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
при
анализе
фактов
поведения
участников
Учащийся получит возможность научиться:
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать
основные направления общественного развития;
осознанно содействовать защите природы;
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений
культуры; - характеризовать основные направления развития отечественной культуры в
современных условиях;
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов;
9
выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных
конфликтов;
формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ
жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями
безопасности жизнедеятельности;
использовать элементы причинно- следственного анализа при характеристике семейных
конфликтов;
находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из
адаптированных источников различного типа;
грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального
поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
9 класс
Учащийся научится:
объяснять роль политики в жизни общества;
различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни;
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы
государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
раскрывать достижения российского народа;
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
называть и иллюстрировать примерами
гарантированные Конституцией РФ;
10
основные
права
и
свободы
граждан,
осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
характеризовать конституционные обязанности гражданина;
характеризовать систему российского законодательства;
раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
характеризовать гражданские правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов
детей, оставшихся без попечения родителей;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из
доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Учащийся получит возможность научиться:
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении
нашего государства;
соотносить различные
обоснованные выводы;
аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на
положение России в мире;
оценки
политических
11
событий
и
процессов
и
делать
использовать знания и умения для формирования способности уважать права других
людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ;
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения,
основанного на уважении к закону и правопорядку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный
вклад в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 класс (1 ч в неделю, всего – 34 ч)
Тема І. Загадка человека – 12 ч
Биологическое и социальное в человеке. Наследственность — биологическая сущность человека.
Черты сходства и различия человека и животного. Что такое личность. Индивидуальность плохо
или хорошо? Сильная личность — какая она? Основные возрастные периоды жизни человека.
Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые
потребности людей с ограниченными возможностями.
Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Хобби.
Тема II. Человек и его деятельность – 9 ч
Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Каким бывает труд. Что создаётся
трудом. Как оценивается труд. Богатство обязывает. Ступени школьного образования. Значение
образования для обществ*. Умение учиться. Образование и самообразование. Сознание
человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка.
Тема III. Человек среди людей – 13 ч
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях
между людьми*. Личные и деловые отношения. Общение как форма отношения человека к
окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения подростков.
Социальные группы (большие и малые). Группы формальные и неформальные. Групповые
нормы и санкции. Человек в малой группе. Лидерство. Отношения подростка с одноклассниками,
сверстниками, друзьями в ближайшем окружении. Межличностные конфликты. Причины их
возникновения. Стадии возникновения и развития конфликта. Конструктивные способы их
разрешения. Семья и семейные отношения. Семейные ценности и традиции. Досуг семьи.
7 класс (1 ч в неделю, всего – 34 ч)
*
Интегрированный урок «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
12
Тема І. Мы живём в обществе – 23 ч
Общество как форма жизнедеятельности людей. Общественные отношения. Социальные нормы
как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи *.
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и
потребности, ограниченность ресурсов. Производство — основа экономики. Натуральное и
товарное хозяйство. Материальные (экономические) блага. Затраты производства. Обмен.
Торговля и её формы. Реклама — двигатель торговли. Экономические функции домохозяйства.
Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи.
Активы и пассивы. Личный финансовый план. Богатство материальное и духовное.
Прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Значение интересов
в продвижении человека по социальной лестнице. Положение человека в обществе в
зависимости от группы, в которую он входит. Профессиональный успех и положение в обществе.
Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя
политика государства. Закон устанавливает порядок в обществе. Закон стремится установить
справедливость. Закон устанавливает границы свободы поведения. Культура вокруг нас*.
Культурный человек.
Тема II. Наша Родина — Россия – 11 ч
Наше государство — Российская Федерация. Русский язык как государственный. Патриотизм*.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. История государственных символов России.
Конституция как основной закон страны. Конституция РФ как юридический документ.
Гражданственность. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Россия
— многонациональное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья.
Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. Долг и обязанность. Зачем
нужна регулярная армия. Военная служба. Готовить себя к исполнению воинского долга.
8 класс (1 ч в неделю, всего – 34 ч)
Тема I. Личность и общество – 5 ч
Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ. Природное и
общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность
человека к творчеству.
Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность. Познание
человеком мира и самого себя.
Человек, общество, природа. Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека
и окружающей среды Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их
взаимосвязь. Общественные отношения.
*
Интегрированный урок «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
13
Развитие общества. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства
связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI в., тенденции развития,
основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема II. Сфера духовной культуры – 8 ч
Сфера духовной жизни. Сфера духовной культуры и её особенности *. Культура личности и
общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры
в современной России.
Мораль. Что такое мораль. Основные ценности и нормы морали.
Гуманизм. Патриотизм и гражданственность*. Добро и зло — главные понятия морали.
Критерии морального поведения. Долг и совесть. Долг общественный и долг моральный. Совесть
— внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор — это ответственность.
Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства
и самоконтроль.
Наука в современном обществе. Наука, её значение в жизни современного общества.
Нравственные принципы труда учёного.
Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Образование и его роль в современном обществе. Значение образования в условиях
информационного общества. Образование в России (уровни образования). Непрерывное
образование.
Самообразование.
Религия как одна из форм культуры. Религия как одна из форм культуры. Роль религии в
культурном развитии. Религиозные нормы.
Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода
совести.
Влияние искусства на развитие общества и личности. Искусство как одна из форм духовной
культуры. Многообразие видов искусства.
Влияние искусства на развитие личности.
Тема III. Социальная сфера – 6 ч
Социальная структура общества. Социальная неоднородность общества: причины и проявления.
Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная
*
Интегрированный урок «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
14
мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с
переходом в постиндустриальное общество.
Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит.
Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин.
Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями.
Семья как малая группа. Признаки семьи как малой группы.
Функции семьи. Семейные роли. Семейные ценности.
Нации и межнациональные отношения. Этнические группы.
Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям
народа*. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Социальная политика государства. Что такое социальная политика государства. Политика
формирования доходов населения. Пенсионное обеспечение. Развитие социальных отраслей.
Социальная защита населения.
Социализация личности и отклоняющееся поведение.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Социальная значимость здорового образа жизни.
Тема IV. Экономика – 14 ч
Экономика и её роль в жизни общества. Потребности и ресурсы.
Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага.
Альтернативная стоимость (цена выбора).
Главные вопросы экономики. Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить.
Собственность. Функции экономической системы. Типы экономических систем.
Рыночная экономика. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и
предложение. Рыночное равновесие. Виды рынков.
Производство — основа экономики. Производство. Товары и услуги. Факторы производства.
Разделение труда и специализация.
Предпринимательская деятельность. Предпринимательство. Виды предпринимательской
деятельности. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы
предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хоз-во.
Роль государства в экономике. Роль государства в экономике.
*
Интегрированный урок «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
15
Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые
гражданами. Функции налогов.
Инфляция и семейная экономика. Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения
граждан.
Банковские услуги. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы дистанционного
банковского обслуживания. Защита от финансовых махинаций.
Страховые услуги. Зачем нужно страхование. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.
Как получить страховую выплату. Финансовая грамотность.
Рынок труда и безработица. Рынок труда. Занятость и безработица. Причины безработицы.
Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении
занятости.
Современный работник. Каким должен быть современный работник. Выбор жизненного пути.
Готовимся выбирать профессию.
9 класс (1 ч в неделю, всего – 33 ч)
Раздел І. Политика – 9 ч
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и
внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и
тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое
государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формированию гражданского общества в
РФ. Участие граждан в политической жизни. Гражданская активность. Участие в выборах.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ.
Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в
общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Международные и межгосударственные отношения. Международные конфликты и пути их
решения. Международные организации.
Раздел II. Гражданин и государство – 8 ч
Что такое конституционный строй. Основы государственного устройства. Основы отношений
человека и гражданина с государством. Основы устройства общества и его отношений с
государством. Понятие прав, свобод и обязанностей. Воздействие международных документов
по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Президент РФ —
глава государства. Законодательная и представительная власть в РФ. Правительство РФ высший
орган исполнительной власти в стране. Субъекты
Российской
Федерации.
Принципы
федеративного устройства России. Статус субъектов Федерации.
Разграничение полномочий
между федеральным центром и субъектами Федерации. Судебная власть РФ. Принципы
16
осуществления судебной власти в РФ. Суды Российской Федерации. Участие граждан в
отправлении правосудия. Судьи. Правоохранительные органы РФ. Адвокатура. Нотариат.
Раздел III. Основы российского законодательства – 15 ч
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие «нормы права».
Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Сущность и особенности правоотношений.
Различия и возможности осуществления действий участников правоотношений, мера
дозволенного. Субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Физические и
юридические лица. Юридические действия, правомерные и противоправные юридические
действия, события. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятия и
виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Сущность гражданского права.
Право собственности. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров.
Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителей. Способы защиты
гражданских прав. Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Права,
обязанности и взаимная ответственность работника и работодатель. Особенности положения
несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Юридические понятия семьи и брака.
Сущность и особенности семейных правоотношений. Права и обязанности супругов. Права и
обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения
родителей. Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных
правонарушениях (KoAП). Административные правонарушения. Виды административных
наказаний. Особенности уголовного права. Виды уголовно-правовых отношений. Понятие
преступления. Необходимая оборона. Пределы допустимой самообороны. Уголовная
ответственность несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международноправовая защита жертв вооружённых конфликтов. Право на жизнь в условиях вооружённых
конфликтов. Защита гражданского населения в период вооружённых конфликтов.
Законодательство в сфере образования. Получение образования — и право, и обязанность.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Тематическое планирование в 6 классе
№
Тема раздела
Количество часов
Вводный урок
1
Тема І. Загадка человека
12
1.1
Принадлежность к двум мирам
2
1.2
Человек — личность
2
1.3
Отрочество — особая пора
2
1.4
Потребности и способности человека
4
1.5
Мир увлечений
1
1.6
Подведение итогов
1
1
17
Тема II. Человек и его деятельность
9
2.1
Деятельность человека
2
2.2
Труд — основа жизни
2
2.3
Учение — деятельность школьника
2
2.4
Познание человеком мира и себя
2
2.5
Подведение итогов
1
Тема III. Человек среди людей
13
3.1
Отношения с окружающими
2
3.2
Общение
2
3.3
Человек в группе
5
3.4
Семья и семейные отношения
1
3.5
Подведение итогов
2
Всего
34
2
3
№
Тематическое планирование в 7 классе
Тема раздела
Количество часов
Мы живём в обществе
23
1.1
Как устроена общественная жизнь
4
1.2
Экономика и её основные участники
2
1.3
Производственная деятельность человека
2
1.4
Обмен, торговля, реклама
2
1.5
Домашнее хозяйство
2
1.6
Бедность и богатство
2
1.7
Человек в обществе: труд и социальная
лестница
2
1.8
Государство и законы
4
1.9
Культура и её достижения
2
1.10
Подведение итогов
1
1
18
Тема II. Наша Родина — Россия
11
2.1
Наша страна на карте мира
2
2.2
Государственные символы России
2
2.3
Конституция Российской Федерации
2
2.4
Гражданин России
2
2.5
Мы — многонациональный народ
1
2.6
Подведение итогов
2
Всего
34
2
Тематическое планирование в 8 классе
Тема раздела
Количество часов
№
Вводный урок
1
Тема 1. Личность и общество
5
1.1
Человек, общество, природа
3
1.2
Развитие общества
2
Тема 2. Сфера духовной культуры
8
2.1
Сфера духовной жизни. Мораль
3
2.2
Наука в современном обществе
1
2.3
Образование и его роль в современном
обществе
1
2.4
Религия как одна из форм культуры
1
2.5
Влияние искусства на развитие общества и
личности
1
2.6
Подведение итогов
1
Тема 3. Социальная сфера
6
3.1
Социальная структура общества
2
3.2
Семья как малая группа
1
3.3
Нации и межнациональные отношения
1
1
2
3
19
3.4
Социальная политика государства
1
3.5
Социализация личности и отклоняющееся
поведение
1
Тема 4. Экономика
14
4.1
Экономика и её роль в жизни общества
3
4.2
Производство — основа экономики
1
4.3
Предпринимательская деятельность
1
4.4
Роль государства в экономике
1
4.5
Инфляция и семейная экономика
1
4.6
Банковские услуги. Страховые услуги
2
4.7
Рынок труда и безработица. Современный
работник
2
4.8
Итоговый урок
3
Всего
34
4
Тематическое планирование в 9 классе
Тема раздела
Количество часов
№
Вводный урок
1
Раздел І. Политика
9
1.1
Политика и власть
1
1.2
Государство. Политические режимы. Правовое
государство
2
1.3
Гражданское общество и государство
2
1.4
Политические партии и движения
1
1.5
Межгосударственные отношения
1
1.6
Подведение итогов
2
Раздел II. Гражданин и государство
8
2.1
Основы конституционного строя Российской
Федерации
1
2.2
Права и свободы человека и гражданина
1
1
2
20
2.3
Высшие органы государственной власти в РФ
1
2.4
Россия — федеративное государство
1
2.5
Судебная система. Правоохранительные
органы
2
2.6
Гражданин и государство
2
3
3.1
Раздел III. Основы российского
законодательства
Роль права в жизни человека, общества и
государства
15
1
3.2
Правоотношения и субъекты права
5
3.3
Правонарушения и юридическая
ответственность
2
3.4
Семья под защитой закона
1
3.5
3.6
3.7
Административные правоотношения.
Уголовно-правовые отношения
Правовое регулирование отношений в сфере
образования
2
1
Подведение итогов
3
Всего
33
21