Приложение 21
к основной образовательной программе
основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
5–9 классы
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной,
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила
безопасности жизнедеятельности.
2
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе
альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
пострадавшим.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять
причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии
для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического
деления (на основе отрицания);
3
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать
информацию из одного вида в другой;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и
иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку
устного выступления);
использование дополнительных источников информации;
выдвижение гипотезы
закономерностей
на
основе
житейских
представлений
или
изученных
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня
личных учебных достижений по предложенному образцу;
-корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.
Предметные результаты
Основы комплексной безопасности
Учащийся научится:
классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты
экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и
техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в
повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия
пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей
природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении
опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры
безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
4
формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной
безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода,
пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье
неблагоприятной окружающей среды;
разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах
проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и
обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных
ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;
руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам
безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
Учащийся получит возможность научиться:
систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской
Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения
национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах
влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на
национальную безопасность Российской Федерации;
прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их
характерным признакам;
характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня
культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;
проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности
жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних
и внутренних угроз.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Учащийся научится:
характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения
Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать
взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и
необходимостью обороны государства от внешних врагов;
характеризовать РСЧС: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по
защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем
РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты
населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
5
характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения
национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на
гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской
обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности
граждан РФ в области гражданской обороны;
характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС
России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное
реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;
характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения
от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и
основные мероприятия, которые она в себя включает;
описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в
районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения
чрезвычайной ситуации;
анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных
технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;
характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения
от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации;
составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;
характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;
анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных
работах в очагах поражения;
описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных
работ;
моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе
проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре,
библиотеке и др.), дома.
Учащийся получит возможность научиться:
6
формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по
защите обучающихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени;
подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской
обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени»;
обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности
жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;
различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе
проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера,
классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Учащийся научится:
негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;
характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее
серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;
анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию
терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в
РФ по противодействию терроризму;
воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию
антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;
обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии
идеологии терроризма и экстремизма;
характеризовать основные меры уголовной
террористической и экстремистской деятельности;
моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.
ответственности
за
участие
в
Учащийся получит возможность научиться:
формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния
идеологии насилия;
формировать личные убеждения,
террористическую деятельность;
формировать
индивидуальные
экстремизму и терроризму;
способствующие
качества,
7
профилактике
способствующие
вовлечения
в
противодействию
использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве
для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений
общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам
экстремистской и террористической деятельности.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы здорового образа жизни
Учащийся научится:
характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как
индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую
совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и
здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;
анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению,
соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления
личного здоровья;
классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье;
характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки,
ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;
систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья
личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать
молодые люди, решившие вступить в брак;
анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать
и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации;
объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения
демографической безопасности государства.
Учащийся получит возможность научиться:
использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для
сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической
и социальной составляющих.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Учащийся научится:
характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в
быту, и их возможные последствия для здоровья;
анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет
своевременно оказана первая помощь;
характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать
средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность
8
действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее
часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и
различать её средства в конкретных ситуациях;
анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в
условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в
паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.
Учащийся получит возможность научиться:
готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи
при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс (1 ч в неделю, всего – 34 ч)
Основы безопасности личности, общества и государства.
Личная безопасность в повседневной жизни. Особенности города как среды обитания
человека. Источники и зоны повышенной опасности в современном городе: городской и
общественный транспорт, улицы и дороги, здания и сооружения, подземные коммуникации,
строительные площадки, уличное электричество, промышленные предприятия. Правила
безопасного поведения в опасных ситуациях.
Системы обеспечения безопасности города (населенного пункта). Различные службы
помощи: полиция, пожарная охрана, «Скорая помощь», служба спасения, коммунальные и
другие службы. Правила вызова служб безопасности. Государственные, муниципальные
(городские) и районные службы обеспечения безопасности.
Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире). Характеристика городского и
сельского жилища. Особенности жизнеобеспечения современного дома, квартиры
(водоснабжение, отопление, электроснабжение, канализация). Песочники опасности в жилище
и их характеристика. Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище.
Пожар. Опасные факторы пожара, их воздействие на людей. Причины возникновения пожаров
в жилых помещениях. Меры пожарной безопасности в быту. Чего не следует делать при
пожаре в квартире (доме). Правила безопасного поведения при пожаре в многоквартирном
доме. Что делать, если при пожаре нельзя покинуть квартиру. Что делать, если в комнате
загорелся телевизор. Способы эвакуации из горящего здания. Первичные средства
пожаротушения и правила пользования ими.
Затопление квартиры. Причины затопления и его возможные последствия. Меры по
предотвращению затопления. Правила поведения при затоплении жилища.
Электричество. Основные виды электрических и электронных приборов, используемых в быту.
Правила безопасности при обращении с электрическими и электронными приборами;
опасности, возникающие при нарушении этих правил. Меры по предотвращению поражения
электрическим током.
Опасные вещества и продукты питания. Причины, последствия и меры по
9
предотвращению отравления бытовым газом. Правила пользования газовыми приборами.
Правила безопасного поведения при обнаружении запаха газа в квартире, доме. Правила
безопасности при употреблении лекарств и пользовании медицинскими приборами;
последствия их нарушения. Правила безопасности при пользовании средствами бытовой
химии; опасности, возникающие при нарушении этих правил. Правила хранения опасных
веществ и средств бытовой химии. Причины отравления продуктами питания и меры
профилактики. Действия при первых признаках отравления.
Взрыв и обрушение дома. Причины и последствия взрыва. Правила безопасного
поведения вслучае взрыва в квартире.
Захлопнулась дверь (сломался замок, потерялись ключи). Что делать, если в квартире
захлопнулась дверь, сломался замок. Правила безопасного поведения в случае потери ключей.
Опасность толпы. Чем опасны толпа и паника. Как уцелеть в толпе. Как обезопасить
себя привозможности попадания в толпу.
Собака бывает кусачей. Правила безопасного поведения при встрече с собакой (на улице,
вподъезде). Как действовать при нападении собаки и в случае укуса.
Безопасность на дороге и транспорте. Организация дорожного движения, причины и
последствия дорожно-транспортных происшествий. Дорожное движение и его частники:
пешеходы, пассажиры, водители.
Дорога и ее составные части. Основные причины дорожно-транспортных происшествий.
Средствабезопасности на дороге.
Безопасное поведение пешеходов и пассажиров. Правила безопасного поведения
пешеходов на дороге. Правила перехода проезжей части. Правила безопасного поведения
пассажиров городского общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая), легкового
автомобиля, мотоцикла. Безопасность в общественном транспорте и автомобиле. Особенности
видов городского общественного транспорта и характеристика основных типов аварийных
ситуаций на них. Правила безопасного поведения в автобусе (в случае аварии), троллейбусе и
трамвае (при нахождении под током). Зоны опасности в метрополитене, их характеристика.
Причины опасных и аварийных ситуаций в метрополитене. Правила безопасного поведения
пассажиров метрополитена при аварийных ситуациях (остановке в туннеле, падении на пути и
т. п.). Правила безопасного поведения пассажира автомобиля во время поездки, при
неизбежном столкновении.
Железнодорожный транспорт. Характеристика железнодорожного транспорта. Опасные
зоны железнодорожного транспорта. Правила поведения на железнодорожном транспорте (во
время ожидания и движения поезда). Правила безопасного поведения пассажиров при
крушении поезда; при авариях, связанных со столкновениями и экстренными торможениями;
при пожаре в поезде.
Авиационный транспорт. Характеристика авиационного транспорта, обеспечение его
безопасности. Правила безопасного поведения на авиационном транспорте. Правила
безопасного поведения авиапассажиров при вынужденной посадке, при разгерметизации
салона, при пожаре в самолете, при аварийной посадке на воду.
Морской и речной транспорт. Характеристика водного транспорта, обеспечение его
безопасности. Правила эвакуации с судна. Индивидуальные и групповые средства спасения на
водном транспорте. Правила посадки на спасательное средство (шлюпку, надувной плот).
Правила пользования спасительным жилетом. Что делать, если человек упал за борт судна.
Опасные ситуации социального характера. Психологические основы самозащиты.
10
Язык жестов, уверенность и спокойствие как способ самозащиты. Настрой на самозащиту.
Действия в опасных ситуациях: что нужно делать, а чего не следует.
Ситуации криминогенного характера в доме (квартире) и подъезде. Меры по повышению
безопасности жилища. Правила безопасного поведения при возникновении криминогенной
ситуации в доме (квартире): звонок в дверь; дверь пытаются открыть (взломать); когда вы
вернулись домой, дверь открыта. Подъезд и лифт как зоны криминогенной опасности; способы
ее избежать. Правила безопасного поведения в случае нападения в подъезде или лифте.
Криминогенные ситуации на улице, опасные домогательства. Общие сведения о зонах
криминогенной опасности: безлюдные окраины города (населенного пункта); глухие зоны
парков и скверов; места массового скопления людей и т. д. Безопасное поведение с
незнакомыми взрослыми и подростками. Меры предосторожности.
Как избежать опасных домогательств. Что считается домогательством. Правила
безопасного поведения во избежание домогательств. Как вести себя, если что-либо подобное
произошло. Кто может помочь в такой ситуации (родители, служба психологической помощи и
т. п.).
Правила поведения при захвате в заложники. Понятие о заложнике. Возможные места и
причины (террористическая акция, выкуп) захвата. Меры по предотвращению захвата в
заложники. Правила безопасного поведения при захвате в заложники с целью выкупа. Правила
поведения при захвате в транспортном средстве или месте массового пребывания людей.
Загрязнение среды обитания. Современная экологическая ситуация в мире
(уничтожение лесов, загрязнение воды, разрушение озонового слоя). Почему важно охранять
природу.
Загрязнение воды. Роль воды на Земле (в природе, промышленности, быту).
Неоправданный расход воды. Причины и последствия загрязнения воды. Способы очистки
воды в домашних условиях.
Загрязнение воздуха. Изменения в атмосфере и состав воздуха. Причины и последствия
загрязнения воздуха (кислотные дожди, потеря здоровья). Меры по улучшению экологической
обстановки в городе. Что нужно делать, чтобы дышать чистым воздухом.
Загрязнение почвы. Понятие об опустынивании. Причины и последствия
опустынивания.
Накопление в почве вредных веществ.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтрующие противогазы.
Назначение фильтрующих гражданских противогазов. Модели гражданских противогазов (ГП7, ГП-7В, ПДФ-2Ш). Составные части противогаза. Определение размера противогаза и
подготовка его к эксплуатации. Положения противогаза («походное», «наготове», «боевое»);
перевод в «боевое» положение. Правила пользования противогазом (ношение, проверка,
надевание, снятие). Оказание первой помощи и здоровый образ жизни.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. Виды ранений, их причины
и первая помощь. Причины ранений. Понятие о ране. Общие признаки ранений.
Виды ран по размеру, глубине, характеру кровотечения и т. д. Признаки закрытых
повреждений.
Правила оказания первой помощи при различных видах ран.
Общая характеристика кровотечений. Наружное и внутреннее кровотечения. Виды
кровотечений по характеру поврежденного сосуда (венозное, артериальное, смешанное,
капиллярное).
11
Первая помощь при кровотечении. Основные способы временной остановки
кровотечения. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и давящей повязки. Правила
применения индивидуального перевязочного пакета. Остановка кровотечения максимальным
сгибанием, приданием конечности приподнятого положения. Первая помощь при
кровотечении из носа.
Основы здорового образа жизни. Движение и здоровье. Благоприятное воздействие
движения на организм человека. Развитие опорно-двигательного аппарата. Негативное
воздействие недостатка иизбытка движения на здоровье человека.
Нарушения осанки и причины их возникновения. Различные виды нарушения осанки и
причины их возникновения. Профилактика нарушений осанки.
Телевизор и компьютер — друзья или враги? Влияние компьютера и телевизора на здоровье
детей. Правила безопасности при просмотре телевизионных передач. Меры по
предотвращению негативных последствий при работе на персональном компьютере.
Развитие человеческого организма. Характеристика некоторых факторов, которые
влияют на рост и вес подростков. Интенсивное развитие в период полового созревания (работа
сальных и потовых желез).
Физическое и нравственное взросление человека. Почему важно заботиться о здоровье в
подростковом возрасте. Состояние влюбленности; в чем она может проявляться. Как
реагировать на ее проявления.
6 класс (1 ч в неделю, всего – 34 ч)
Основы безопасности личности, общества и государства.
Экстремальные ситуации в природных условиях. Основные виды экстремальных
ситуаций в природных условиях. Понятие об опасной и экстремальной ситуации. Основные
виды экстремальных ситуаций в природе (смена климатогеографических условий, резкое
изменение природных условий, требующие экстренной медицинской помощи заболевания или
повреждения, вынужденное автономное существование) и их причины. Наиболее
распространенные случаи вынужденного автономного существования: потеря ориентировки на
местности, отставание от группы, авария транспортного средства в малонаселенной местности.
Понятие о выживании.
Факторы и стрессоры выживания в природных условиях. Причины, влияющие на
поведение человека, — факторы выживания. Группы факторов выживания: личностные,
природные, материальные, постприродные. Понятие о стрессорах выживания. Различные
стрессоры и способы их побороть.
Психологические основы выживания в природных условиях. Свойства человеческой
психики, помогающие выживать. Как развивать в себе полезные способности и черты
(внимание и наблюдательность, ощущение и восприятие, память и мышление, установку на
выживание). Как воспользоваться ими в условиях вынужденного автономного существования.
Страх — главный психологический враг. Страх и его негативное влияние на человека в
опасной ситуации. Паника и оцепенение как опасные состояния. Способы побороть страх. Как
работа над собой повышает шансы выжить в экстремальных ситуациях. Систематическое
воспитание воли.
Подготовка к походу и поведение в природных условиях. Основные способы избежать
экстремальных ситуаций в природных условиях. Подготовка к походу: обеспечение
12
безопасности, распределение обязанностей, продуктов и снаряжения, выбор маршрута.
Правила безопасного поведения на природе: соблюдение дисциплины, передвижение группой,
внимательность, бережное отношение к природе, соблюдение границ полигона, поиск и
запоминание ориентиров. Надежные одежда и обувь — важное условие безопасности.
Требования к одежде и обуви. Правила ухода за одеждой и обувью (проветривание и
просушивание) в походе. Особенности подготовки к походу в зимнее время.
Поведение в экстремальной ситуации в природных условиях. Основные правила
поведения в экстремальной ситуации. Правила поведения в случае аварии самолета или
автомобиля, при стихийном бедствии. Принятие решения двигаться к населенному пункту или
оставаться на месте. Правила безопасного поведения: оборудование аварийного лагеря,
назначение командира, распределение обязанностей, предотвращение конфликтов.
Действия при потере ориентировки. Основные правила поведения в случае, когда
человек заблудился. Как вспомнить пройденный путь, оценить расстояние до источников звука
и света, воспользоваться маркировкой маршрутов. Чего нельзя делать, если вы заблудились.
Определение направления по встреченным дорогам и тропам, ручьям и рекам. Выход к
населенному пункту в зимнее время по лыжне. Определение направления выхода при
отставании в походе от группы.
Способы ориентирования и определение направления движения. Ориентирование по
компасу, по собственной тени, по звездам, по часам. Ориентирование по местным признакам:
таянию снега, густоте травы, влажности земли, строению муравейника, расположению мхов и
т. д. Движение по азимуту с использованием двух ориентиров.
Техника движения в природных условиях. Правила безопасного движения по склонам холмов
и гор, вдоль ручья. Способы переправы через реку. Особенности передвижения в зимнее
время: по снегу, руслам замерзших рек, по льду. Преодоление заболоченных участков.
Сооружение временного жилища, добывание и использование огня. Основные
требования, предъявляемые к месту сооружения временного жилища. Виды и способы
сооружения временного жилища в летнее и зимнее время (шалаш, навес, иглу). Особенности
укрытий в горах. Выбор места и правила разведения костра (в том числе в ненастную погоду и
зимнее время). Соблюдение мер пожарной безопасности. Виды костров и их назначение.
Способы разжигания и сохранения огня.
Обеспечение питанием и водой. Чувство голода и обеспечение питанием из резервов
природы.
Обеспечение водой из водоемов, снега, льда. Способы добывания воды, ее очистка и
обеззараживание в условиях вынужденного автономного существования.
Поиск и приготовление пищи. Кипячение воды и приготовление растительной пищи при
отсутствии посуды. Способы приготовления на костре корней и клубней, рыбы, мелких
животных. Основные правила рыбалки.
Особенности лыжных, водных и велосипедных походов. Подготовка к лыжным походам:
тренировки, выбор одежды и обуви, группового снаряжения. Правила безопасного поведения в
водном походе. Подготовка к велосипедному походу, основные правила безопасности.
Безопасность на водоемах. Виды опасности на воде. Правила безопасного поведения на
зимних водоемах (при передвижении по льду). Правила безопасного поведения на водоемах
летом (при купании).
Сигналы бедствия. Способы подачи сигналов бедствия. Специальные знаки
международной кодовой таблицы символов. Устройство и изготовление простейших
13
сигнальных средств.
Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме.
Факторы, влияющие на безопасность во внутреннем и выездном туризме. Понятие о
дальнем и международном туризме. Факторы, влияющие на его безопасность (заболевания,
травматизм, стихийные бедствия, политическая ситуация в стране пребывания и др.).
Акклиматизация в различных природно-климатических условиях. Факторы, влияющие
на здоровье человека при смене климатогеографических условий. Рекомендации по адаптации
к смене часовых поясов и климата. Акклиматизация в условиях жаркого климата, горной
местности, Севера.
Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Коллективные и индивидуальные средства
защиты.
Устройство убежища, порядок его заполнения и правила поведения в нем. Что запрещено
при нахождении в убежище. Как пользоваться поврежденным противогазом. Замена
поврежденногопротивогаза на исправный в условиях зараженного воздуха.
Захват террористами воздушных и морских судов, других транспортных средств.
Правила безопасного поведения при захвате. Порядок действий во время операции по
освобождению заложников.
Взрывы в местах массового скопления людей. Места массового скопления людей.
Проявление
бдительности как мера предотвращения терактов. Признаки установки взрывного устройства.
Правилабезопасного поведения при непосредственной угрозе взрыва и после него.
Оказание первой помощи и здоровый образ жизни.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. Средства оказания первой
помощи. Аптечка первой помощи (походная). Комплектование походной аптечки
лекарственными средствами и средствами оказания первой помощи. Использование
лекарственных растений для оказания первой помощи.
Опасные животные, первая помощь при укусах насекомых и змей. Укусы насекомых и
их последствия для организма человека. Оказание первой помощи при укусах ядовитого
насекомого. Как уберечься от укуса клеща и вызываемого им энцефалита. Признаки укуса
ядовитой змеей и правила оказания первой помощи укушенному. Меры предосторожности от
укусов ядовитых змей.
Первая помощь при ожогах. Термический ожог. Степени ожогов и их признаки. Первая
помощь при ожогах кожи. Солнечный ожог, его признаки и первая помощь при нем.
Тепловой и солнечный удар. Понятие о тепловом и солнечном ударе. Признаки
теплового и солнечного удара. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе.
Меры предупрежденияих наступления.
Обморожение и общее охлаждение организма. Понятие об обморожении. Степени
обморожения иих признаки. Оказание первой помощи при общем охлаждении и обморожении.
Беда на воде. Причины бедствий на воде. Признаки утопления. Оказание первой помощи
при утоплении.
Закрытые травмы. Понятие о травме. Виды закрытых травм (ушиб, растяжение, разрыв,
вывих, перелом, сдавление). Причины, вызывающие каждый вид травмы, признаки травм и
оказание первой помощи.
Способы переноски пострадавших. Способы переноски (на шесте, носилках, в
рюкзаке и др.).
14
Изготовление переносных приспособлений.
Основы здорового образа жизни. Правильное питание — основа здорового образа
жизни. Обмен веществ и энергии как основная функция организма человека. Калорийность
продуктов питания. Суточная потребность человека в калориях. Соотношение расхода энергии
к потребляемым калориям, избыток и недостаток их в рационе. Сбалансированное питание.
Значение белков, жиров и углеводов в питании человека. Белки, жиры и углеводы, их
функция и содержащие их продукты. Витамины и их роль в развитии человека. Основные
источники витаминов и минеральных веществ. Потребность подростка в воде.
Гигиена и культура питания. Основные гигиенические требования к питанию. Режим
питания.
Важность соблюдения культуры питания и основные правила этикета.
Особенности подросткового возраста. Развитие и извинение организма в подростковом
возрасте.
Изменение поведения. Как отстаивать свою точку зрения. Взаимоотношения с родителями.
7 класс (1 ч в неделю, всего – 34 ч)
Введение. Основы безопасности жизнедеятельности – 2 часа
Проблема здорового образа жизни. Как её решали в древности. Окружающая среда и
безопасность. Какие знания и умения приобретают при изучении ОБЖ. Расширение кругозора.
Физическое воспитание в Спарте.
Зависит ли здоровье от образа жизни? Физическое здоровье человека – 4 часа
Здоровый образ жизни. Что это?
Что такое здоровый образ жизни. Слагаемые здоровья. Что такое физическое здоровье. Значение
физической культуры для здоровья человека. Хорошее физическое состояние обеспечивает
здоровье и эмоциональное благополучие человека. Закаливание как способ тренировки
организма. Правила личной гигиены. Расширение кругозора. Русская баня и здоровье; польза
закаливания.
Правильное питание – 4 часа
Правила рационального питания, соблюдение которых позволяет поддерживать здоровье. Белки
— строительный материал для организма; углеводы и жиры — источник энергии для организма.
Продукты питания как экологический фактор.
Питание и болезни. Диета. Расширение кругозора. Чемпион среди круп по содержанию белков.
Благотворное воздействие зелёного чая.
Психическое здоровье человека – 2 часа
Психическое здоровье — эмоциональное благополучие человека. Способность управлять
эмоциями, спокойно решать возникающие проблемы. Использование релаксационных
упражнений как средства регулирования своего эмоционального состояния, развитие
15
способности «властвовать собой». Воздействие шумов на организм человека. Компьютер и
здоровье. Информационная безопасность.
Социальное здоровье человека – 2 часа
Человек — социальное существо, член общества. Социальная среда — обязательное условие
развития человека. Отношения с окружающими людьми — показатель социального здоровья
человека. Общение — ценная деятельность человека. Учение — социально важная деятельность,
обеспечивающая прогресс общества. Круг интересов человека. Фанаты и поклонники.
Расширение кругозора. Дети-маугли.
Репродуктивное здоровье подростков и его охрана – 3 часа
Репродуктивное здоровье — способность человека к воспроизведению. Половое созревание —
особенность подросткового и юношеского возраста. Подготовка организма к деторождению.
Чистота тела — одно из условий репродуктивного здоровья. Риски старшего подросткового
возраста.
Как вести себя при пожаре. Чрезвычайные ситуации в быту – 9 часов
Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни. Пожар — чрезвычайная ситуация.
Причины пожаров. Поражающие факторы пожара. Правила пожарной безопасности.
Безопасность во время праздничных фейерверков. Организация эвакуации из горящего здания.
Средства пожаротушения. Помощь при ожогах.
Залив жилища. Причины заливов помещений. Правила поведения при заливах.
Электричество при неправильном использовании может быть опасным. Правила пользования
электроприборами. Оценка обстановки при электротравмах, первая помощь.
Правила пользования газовыми приборами. Первая помощь при отравлении бытовым газом.
Правила безопасности при пользовании бытовой химией.
Разумная предосторожность. Опасные игры – 6 часов
Досуг в городе; каких мест лучше избегать. Как вести себя на улице. Меры предосторожности в
лифте и на лестнице. Правила поведения при нападении. Подручные средства самообороны.
Места, где играть запрещено. Опасности, которые скрывает карьер. Экстрим в игре и спорте.
Неразорвавшиеся боеприпасы.
8 класс (1 ч в неделю, всего – 34 ч)
Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе – 7 часов
Ядовитые растения нашей местности, их влияния на здоровье человека. Правила сбора грибов,
которые помогут избежать отравления. Поведение в лесу при встречах с опасными животными.
Гроза в лесу.
16
Водоём зимой и летом. Причины возникновения опасных ситуаций на воде. Действия в
неожиданных ситуациях. Выполнение правил поведения при купании. Умения отдыхать на воде.
Правила катания на лодке. Помощь утопающему. Приёмы проведения искусственного дыхания.
Правила поведения на льду.
Расширение кругозора. Ядовитые растения, мифы о грибах, опасные земноводные
Современный транспорт и безопасность – 10 часов
Транспорт в современном мире. Виды транспортных средств. Негативное воздействие
транспорта на природу. Чрезвычайные ситуации на дорогах. Причины и последствия дорожнотранспортных происшествий, поведение их участников, помощь пострадавшим.
Метро — транспорт повышенной опасности. Возможные опасные ситуации, связанные с метро.
Правила поведения в метро.
Правила поведения пассажиров на борту авиалайнера. Нестандартные ситуации во время полёта.
Меры предосторожности при ухудшении самочувствия во время полёта.
Особенность железнодорожного транспорта. Правила поведения при крушении поезда, при
возникновении в вагоне пожара.
Расширение кругозора. Экологически безопасный транспорт, ремни безопасности, наказания за
нарушения правил безопасного полёта.
Безопасный туризм – 14 часов
Виды активного туризма: пеший, водный, лыжный, горный, конный, парусный, вело-, спелео-,
авто-, мото- и другие опасности, подстерегающие туриста. Обязанности туриста в туристской
группе. Зависимость безопасности в туристском походе от подготовленности каждого туриста и
всей туристской группы.
Объективные трудности турпохода. Субъективные трудности турпохода. Движение по
туристскому маршруту. Правила безопасности в туристском походе. Преодоление естественных
препятствий. Рациональное распределение группового снаряжения между участниками похода.
Требования к составлению графика движения туристской группы. Туризм и экология
окружающей среды. Обеспечение безопасности при переправах через реки. Способы переправы
через водотоки (реки): «вброд», «на плавсредствах», «над водой», «вплавь», «по льду». Алгоритм
проведения разведки перед преодолением естественного препятствия.
Распределение ролей между участниками похода при организации переправ. Если турист отстал
от группы. Алгоритм (правила) обеспечения собственной безопасности туриста, который
оказался в лесу один (отстал от группы). Состав индивидуального аварийного набора туриста.
Действия туристской группы в ЧС по организации поиска туриста, отставшего от группы.
Основные правила безопасности при выборе места для организации бивуака туристской группы.
17
Требования безопасности к бивуаку туристской группы при организации вынужденной
остановки на ночлег. Типы костров, используемых в туризме, и их назначение. Правила
разведения костров.
Подготовка к водному туристскому походу. Правила безопасного поведения в водном походе.
Требования к специальному личному туристскому снаряжению в водном походе. Правила
безопасности в путешествиях с использованием плавсредств.
Узлы в туристском походе. Функции, свойства и особенности узлов, используемых туристами в
путешествиях. Требования к узлам, продиктованные практикой их применения в походных
условиях. Положительные качества и недостатки разных видов узлов, используемых в походах.
Расширение кругозора. Требования к подбору рюкзака для туристского похода
9 класс (1 ч в неделю, всего – 33 ч)
Когда человек сам себе враг – 7 часов
Почему курят подростки? Чем опасен сигаретный дым? Влияние курения на растущий организм.
Алкоголь и здоровье. Отношение школьников к употреблению спиртных напитков. Воздействие
алкоголя на организм человека. Психологическая готовность к неприятию алкоголя. Первая
помощь при отравлении алкоголем.
Что такое наркотики и наркомания? Воздействие наркотиков на организм человека.
Токсикомания
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера – 14 часов
Определение чрезвычайной ситуации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Классификация чрезвычайных
ситуаций. Система оповещения. Общие правила эвакуации.
Что такое землетрясение. Степень воздействия сейсмических волн. Прогнозирование
землетрясений. Признаки землетрясения. Правила поведения во время землетрясения.
Извержение вулкана — грозное стихийное явление.
Признаки начала извержения. Поведение во время извержения вулкана.
Что такое сели и оползни. Причины их образования. Поведение при угрозе схода селей, снежных
лавин и оползней.
Что такое ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Поведение при угрозе их
приближения.
Причины возникновения наводнений. Меры по предупреждению последствий наводнений.
Эвакуация перед наводнением и во время его. Действия перед наводнением и при наводнении.
Природные пожары, их причины. Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре.
18
Причины и виды техногенных ЧС. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.
Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ.
Аварии на гидродинамических объектах. Правила поведения при авариях различного вида
Чрезвычайные ситуации социального характера.
Противодействие экстремизму и терроризму – 7 часов
Что такое экстремизм и терроризм. Правила поведения во время взрыва и после него. Взятие в
заложники и правила поведения в этом случае.
Государственная политика противодействия экстремизму и терроризму в России.
Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму. Особенности
проведения спецопераций.
Национальная безопасность Российской Федерации – 2 часа
Что такое национальная безопасность Российской
национальной безопасности в Российской Федерации.
Федерации.
Условия
обеспечения
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Тематическое планирование в 5 классе
№ п/п
Тема
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Человек, среда его обитания, безопасность человека
1.
Опасные ситуации техногенного характера
2.
Опасные ситуации природного характера
3.
Опасные ситуации социального характера
4.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
5.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
6.
Факторы, разрушающие здоровье
7.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь и правила ее оказания
8.
Итоговое контрольное тестирование за 5 кл.
9.
Итого
Тематическое планирование в 6 классе
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
21
5
6
2
3
5
13
3
2
7
1
34
Кол-во
часов
19
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Подготовка к активному отдыху на природе
1.
Активный отдых на природе и безопасность
2.
Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности
3.
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в
4.
природной среде
Опасные ситуации в природных условиях
5.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
6.
Основы здорового образа жизни
Здоровье человека и факторы, на него влияющие
7.
Итоговое контрольное тестирование за 6 кл.
8.
Итого
23
5
5
5
4
4
10
4
5
1
34
Тематическое планирование в 7 классе
№ п/п
Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Введение. Цели предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Зависит ли здоровье от образа жизни? Физическое здоровье человека
Правильное питание
Психическое здоровье человека
Социальное здоровье человека
Репродуктивное здоровье подростков и его охрана
Как вести себя при пожаре. Чрезвычайные ситуации в быту
Разумная предосторожность. Опасные игры
Итоговое контрольное тестирование за 7кл
Итоговое повторение и обобщение
Итого
Кол-во
часов
2 часа
4 часа
4 часа
2 часа
2 часа
3 часа
9 часов
6 часов
1 час
1 час
34 часа
Тематическое планирование в 8 классе
№
п/п
1
2
3
4
5
Тема
Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе
Современный транспорт и безопасность
Безопасный туризм
Итоговое контрольное тестирование за 8 кл
Итоговое повторение и обобщение
Итого
20
Кол-во
часов
7 часов
10 часов
14 часов
1 час
2 часа
35 часов
Тематическое планирование в 9 классе
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Тема
Когда человек сам себе враг
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера,
классификация и характеристика
Противодействие экстремизму и терроризму
Национальная безопасность Российской Федерации
Итоговое контрольное тестирование за 9 кл
Итоговое повторение и обобщение
Итого
21
Кол-во
часов
7 часов
14 часов
7 часов
2 часа
1 час
2 часа
33 часа