География 5-9

Приложение 9
к основной образовательной программе
основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «География»
5-9 классы

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты


ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуальноличностные позиции:
o гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать
этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной
деятельности;
o осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном
уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель
конкретного региона);
o осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их
крупных районов и стран;
o представление о России как субъекте мирового географического пространства, её
месте и роли в современном мире;
o осознание единства географического пространства России как единой среды
обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических
судеб;
o осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;



гармонично развитые социальные чувства и качества:
o умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки
других людей;
o эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее
сохранения и рационального использования;
o патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
o уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу
жизни других народов, толерантность;
o готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в
соответствии с собственными интересами и возможностями;



образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной
системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
2



способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
умения управлять своей познавательной деятельностью;



умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства
реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

5–6 классы


самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта;



выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;



составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);



работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно;



в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

7–9 классы


самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной
учебной деятельности;



выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;



составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);



подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;



работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с
основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы,
компьютер);



планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;



работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,
исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и
Интернет);



свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели
и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.



в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

3



самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;



уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;



организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о
здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры,
социального взаимодействия;



умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в
своих действиях и поступках, принимать решения.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД



формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;



умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий:

5–6 классы


анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять
причины и следствия простых явлений;



осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания
и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания);



строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;



создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;



составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать
информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);



вычитывать все уровни текстовой информации;



уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность.

7–9 классы


анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;



давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного
материала;
4



осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;



обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим
объёмом к понятию с большим объёмом;



строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;



создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать
модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;



представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;



преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму
фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме
в зависимости от адресата;



понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории; для этого самостоятельно использовать
различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы
слушания;



самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности;



уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные
программно-аппаратные средства и сервисы.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

5–6 классы


самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

7–9 классы


отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;



в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен);



учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;



понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории;
5



уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты
5 класс

Источники географической информации
Учащийся научится:


использовать различные источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для
поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практикоориентированных задач;



анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;



по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать
зависимости и закономерности;



определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие
географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по
географическим картам разного содержания;



в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации
выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;



составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием
разных источников географической информации;



представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для
решения учебных и практико-ориентированных задач.

Учащийся получит возможность научиться:


ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных
навигационных приборов;



читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические
карты;



строить простые планы местности;



создавать простейшие географические карты различного содержания;



моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
6 класс

Природа Земли и человек
6

Учащийся научится:


различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и
проводить их простейшую классификацию;



использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между
изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их
свойств, условий протекания и географических различий;



проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,
атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты,
направления и скорости течения водных потоков;



оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Учащийся получит возможность научиться:


использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;



приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социальноэкономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического
использования географических знаний в различных областях деятельности;



воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в
научно-популярной литературе и средствах массовой информации;



создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе
нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
7 класс

Население Земли
Учащийся научится:


различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику
численности населения Земли и отдельных регионов и стран;



сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира



использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и
явлениями для объяснения их географических различий;



проводить расчеты демографических показателей;



объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.
7

Учащийся получит возможность научиться:


приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении
в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и
регионов;



самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с
изучением населения.

Материки, океаны и страны
Учащийся научится:


различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и
населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;



сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры
регионов и отдельных стран;



оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;



описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;



объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;



создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и
хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией.

Учащийся получит возможность научиться:


выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
происходящих в географической оболочке;



сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных
изменений климата;



оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для
отдельных регионов и стран;



объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в
связи с природными и социально-экономическими факторами.
8 класс

Особенности географического положения России
Учащийся научится:
8



различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной
территорией и исключительной экономической зоной России;



оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на
особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;



использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для
решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени
территорий с контекстом из реальной жизни.

Учащийся получит возможность научиться:


оценивать возможные в будущем изменения географического положения России,
обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими
изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

Природа России
Учащийся научится:


различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы
страны и отдельных регионов;



сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;



оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;



описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;



объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;



оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных
территорий России;



создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы
России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией.

Учащийся получит возможность научиться:


оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны,
связанных с глобальными изменениями климата;



делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате
изменения их компонентов.

Население России
Учащийся научится:
9



различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности
населения России и отдельных регионов и стран;



анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную
структуру, особенности размещения населения по территории России, географические
различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;



сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому
и религиозному составу;



объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения
на селения России и ее отдельных регионов;



находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного
характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных
процессов или закономерностей;



использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной
структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном
составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Учащийся получит возможность научиться:


выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении
численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого
капитала;



оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.

Хозяйство России
Учащийся научится:


различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру
хозяйства;



анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по
территории страны;



объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;



использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения
отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте из
реальной жизни.

Учащийся получит возможность научиться:


выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации
гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
10



обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.
9 класс

Районы России
Учащийся научится:


объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;



сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;



оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социальноэкономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

Учащийся получит возможность научиться:


составлять комплексные географические характеристик районов разного ранга;



самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные
с изучением природы населения, и хозяйства географических районов и их частей;



создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях
отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией;



оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;



выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных,
социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.

Россия в современном мире
Учащийся научится:


сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни,
качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;



оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Учащийся получит возможность научиться:


выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;



объяснять возможности
человечества;



оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

России

в

решении

современных

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
11

глобальных

проблем

5 класс (1 ч в неделю, всего – 34 ч)
Раздел 1. Источники географической информации (23 часа)
Тема 1. Введение (2ч)
Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии,
связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной
учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной
информационной среды.
Тема 2. На какой Земле мы живем (5ч)
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире.
Выдающиеся географические открытия. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря.
Жизнедеятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной
Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские
кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Современный этап научных географических
исследований.
Тема 3. Планета Земля (5ч)
Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце
— источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные
оболочки. Формы и размеры Земли. Виды движения Земли.
Продолжительность года. Високосный год. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики,
полярные круги. Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над
горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года.
Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и
ночь. Пояса освещённости, тепловые пояса.
Практическая работа № 1. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Тема 4. План и карта (11ч)
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирования по Солнцу,
Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения Земли на
плане. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба.
Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Абсолютная высота.
Относительная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа
на местности. Чтение плана местности.
Топографическая карта. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности. Составление
простейшего плана местности.

12

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут.
Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения
рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических
задач по плану. Географическая карта — особый источник информации.
Глобус — объёмная модель Земли. Масштаб и его виды. Древние карты. Эратосфен, Птолемей.
Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Отличия карты от плана. Свойства
географической карты. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу,
охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Градусная сетка и её
предназначение. Параллели и меридианы.
Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте.
Географические координаты. Географическая широта и долгота. Определение географических
координат, направлений и расстояний по карте. Современные способы создания карт. Часовые
пояса. Разнообразие карт.
Практическая работа № 2. Составление плана местности.
Практическая работа № 3. Определение по карте и глобусу географических координат.
Практическая работа № 4. Составление описания местности по планам и картам.
Раздел 2. Природа Земли и человек (11 часов)
Тема 6. Литосфера – твёрдая оболочка Земли (9 ч)
Литосфера — каменная оболочка Земли. Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение
Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами.
Литосфера, её соотношение с земной корой. Горные породы и минералы. Магматические,
осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных
ископаемых, их значение для человека.
Охрана земных недр, методы изучения.
Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры.
Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и
вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную
поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры.
Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и
внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана.
Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и
деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на
литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
13

Практическая работа № 5. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов
размещения землетрясений и вулканов.
Тема 7. Итоговое повторение (2ч)
Создание проекта. Туристический маршрут «Скульптурный проект планеты».
6 класс (1 ч в неделю, всего – 34 ч)
Раздел 1: Природа Земли и человек (34 часа)
Гидросфера — водная оболочка Земли (13 ч)
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового
океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического
положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового
океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их
значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники
загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек.
Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения
водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления
течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость
уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород.
Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники,
многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную
деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными
запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в
гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения
личной безопасности.
Практическая работа № 1. Описание моря по плану.
Практическая работа № 2. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. Практическая
работа № 3. Описание реки по плану.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. (11 ч)

14

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле.
Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые
колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия
образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь
и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила
ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и
свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и
инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов.
Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение
преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на
определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение
карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения
личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды.
Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных
климатических условиях.
Практическая работа № 4. Построение розы ветров. Практическая работа № 5. Наблюдение за
погодой, обработка данных.
Биосфера – живая оболочка Земли (4 ч)
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых
организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов
природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль
биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире.
Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за
растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в
почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия)
почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль
человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Географическая оболочка Земли (5 ч)
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её
составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные.
Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и
15

высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы
и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.
Географическая оболочка как окружающая человека среда. Практическая работа № 6. Нанесение
на карту природных зон Земли.
Обобщение знаний по изученному курсу (1 ч)
7 класс (2 ч в неделю, всего – 68 ч)
Раздел 1: Источники географической информации (3 часа)
Источники географической информации (3 ч)
Как мы будем изучать географию в 7 классе. Взаимодействие человека с окружающей средой.
Природные ресурсы и их виды. Окружающая среда.
Географические карты. Картографические проекции. Способы отображения информации на
картах.
Раздел 2: Население Земли (6 часов)
Население Земли (6 ч)
Народы. Языки. Религии. Отличительные признаки народов мира. Города и сельские поселения.
Страны мира. Республики и монархии. Самые развитые страны. Зависимость стран друг от друга.
Практическая работа № 1. «Составление характеристики населения мира»
Практическая работа № 2. «Выявление особенностей хозяйственной деятельности в мире»
Раздел 3: Материки, океаны, страны (59 часов)
Природа Земли (14 ч)
Развитие земной коры. Платформы и складчатые области. Размещение на Земле гор и равнин.
Природные ресурсы земной коры. Полезные ископаемые.
Температура воздуха на разных широтах. Тепловые пояса. Давление воздуха и осадки на разных
широтах. Циркуляция атмосферы. Пассаты. Муссоны. Климатические пояса и области Земли.
Климатообразующие факторы. Океанические течения. Причины образования океанических
течений и их виды. Реки и озёра Земли. Растительный и животный мир Земли. Почвы.
Практическая работа № 3. «Выявление взаимосвязи между строением земной коры и рельефом»
Практическая работа № 4. «Описание течения Мирового океана»
Практическая работа № 5. «Анализ карт климатических поясов и природных зон мира»
Природные комплексы и регионы (5 ч)
16

Природные зоны Земли. Океаны Земли. Особенности географического положения и природы
океанов. Экологические проблемы океанов. Материки, их сходства и различия. Как делят Землю
и мир. Части света.
Практическая работа № 6. «Описание природных зон по карте»
Практическая работа № 7. «Описание океана по плану»
Практическая работа № 8. «Сравнение географического положения материков»
Материки и страны (39 ч)
Африка: образ материка. Африка в мире. Население материка. Занятия населения. Страны
Африки. Египет. Австралия: образ материка. Австралийский Союз. Антарктида. Южная Америка:
образ материка. Латинская Америка в мире. Страны
Южной Америки. Бразилия. Северная Америка: образ материка. Англо – Саксонская Америка.
Страны Северной Америки. США. Евразия: образ материка. Европа в мире. Страны Европы.
Германия. Франция. Великобритания. Азия в мире. Страны Азии. Китай. Индия. Россия в мире.
Природные ресурсы России. Россия – многонациональное государство.
Практическая работа № 9. «Описание климатограмм»
Практическая работа № 10. «Разработка туристического маршрута по Австралии»
Практическая работа № 11. «Выявление влияния природных условий на развитие различных
районов»
Практическая работа № 12. «Составление характеристики США»
Практическая работа № 13. «Характеристика природных зон на маршруте путешествия»
Практическая работа № 14. «Описание страны материка Евразия»
Обобщение (1 ч)
8 класс (2 ч в неделю, всего – 68 ч)
Раздел 1: Особенности географического положения России (6 часов)
Россия в мире (6 ч)
Где располагается Россия. Часовые пояса. Ориентирование по карте России. Природные объекты
России. Географические районы. Административно-территориальное деление. Формирование
территории России.
Практическая работа № 1. Определение поясного времени для разных городов России.
Практическая работа № 2. Ориентирование по физической карте России.
Раздел 2: Население России (10 часов)
17

Россияне (10 ч)
Воспроизводство населения. Численность населения. Миграции населения. Демографическая
ситуация. Россияне на рынке труда. Трудовые ресурсы. Этнос.
Этническая структура населения. Религии. Размещение населения. Расселение и урбанизация.
Города и сельские поселения.
Практическая работа № 3. Определение на основе различных источников информации основных
направлений миграционных потоков в России.
Практическая работа № 4. Характеристика населения Нижегородской области
Раздел 3: Природа России (22 часа)
Природа России (22 ч)
Геологическая история. Рельеф. Полезные ископаемые. Солнечная радиация.
Атмосферная циркуляция. Климатические пояса. Комфортность климата. Моря. Наши реки. Почва
и её значение.
Практическая работа № 5. Описание рельефа России по плану.
Практическая работа № 6. Выявление взаимосвязи между строением земной коры, рельефом и
полезными ископаемыми России.
Практическая работа № 7. Нанесение на контурную карту форм рельефа и п/и России и
Нижегородской области
Практическая работа № 8. Определение по картам закономерностей распределения солнечной
радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России.
Практическая работа № 9. Оценка климатических условий одного из регионов России как фактора
развития хозяйства и условий жизни населения.
Практическая работа № 10. Описание моря по типовому плану.
Практическая работа № 11. Описание одной из российских рек с использованием тематических
карт; выявление возможностей её хозяйственного использования. Практическая работа № 12.
Составление характеристики почвенных ресурсов Нижегородской области.
Природно-хозяйственные зоны (6 ч)
Зональность в природе. Природные зоны. Северные безлесные зоны. Лесные зоны. Степи и
лесостепи. Южные безлесные зоны. Субтропики. Высотная поясность в горах.
Практическая работа № 13. Описание природно-хозяйственной зоны Нижегородской области.
Раздел 4: Хозяйство России (23 часов)
18

Хозяйство России (23 ч)
Развитие хозяйства. Отрасль. Особенности экономики России. Типы предприятий. Приватизация.
ТЭК. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика.
Металлургия. Машиностроение. Специализация. Кооперирование. Химическая промышленность.
Лесной комплекс. С/х. Растениеводство.
Животноводство. Пищевая промышленность. Лёгкая промышленность. Сухопутный транспорт.
Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы. Сфера услуг.
Практическая работа № 14. Характеристика угольного бассейна России.
Практическая работа № 15. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и
металлоемкого машиностроения.
Практическая работа № 16. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и
технических культур в России.
Практическая работа № 17. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).
Обобщение за курс 8 класса (1 ч)
Анализ физической карты России, решение задач по физической карте России. Особенности
экономики страны, отрасли хозяйства.

9 класс (2 ч в неделю, всего – 66 ч)
Раздел 1: Повторение материала (8 часов)
Повторение материала по теме «Хозяйство России» (8 ч)
Развитие хозяйства. Отрасль. ТЭК. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая
промышленность. Электроэнергетика. Металлургия. Машиностроение. Специализация.
Химическая промышленность. Лесной комплекс. С/х. Растениеводство.
Животноводство. Пищевая промышленность. Лёгкая промышленность. Сухопутный транспорт.
Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы. Сфера услуг.
Раздел 2: Районы России (3 часа)
Регионы России (3 ч)
Подходы к районированию. Административно-территориальное деление России как один из видов
районирования. Соотношение районов по территории, населению, объему промышленного и
сельскохозяйственного производства. Крупные природные регионы России. Влияние
особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Экологическая ситуация в
России. Экологическая безопасность России.
19

Центральная Россия (9 ч)
Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения.
Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки. Восточно-Европейская равнина –
особенности природы. Освоение территории и степень заселённости. Специфика населения.
Занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Современные проблемы
и перспективы Центральной России.
Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли
специализации. Крупные промышленные и культурные центры.
Проблемы сельской местности.
Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.
Центрально-Чернозёмный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.
Волго-Вятский район. Своеобразие района.
Нижегородская область. Географическое положение. Население. Отрасли специализации.
Проблемы и перспективы развития.
Практическая работа № 1. «Выявление и анализ условий для развития Центральной России»
Практическая работа № 2. «Составление характеристики природных особенностей, населения и
хозяйства Нижегородской области».
Северо-Запад России (5 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природноресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации. Население.
Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада.
Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных
условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и
перспективы развития.
Европейский Север (5 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала.
Специализация района. Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района.
Деревянная архитектура, художественные промыслы. Население. Традиции и быт населения.
Крупные города. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
Европейский Юг (5 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов,
их влияние на жизнь населения и развития хозяйства. Высотная поясность. Особенности природы
Северного Кавказа. Выход к морям. Этапы освоения территории. Густая населённость района.
20

Быт, традиции, занятия населения. Особенности современного хозяйства. АПК - главное
направление специализации района. Рекреационная зона. Крупные города района. Проблемы и
перспективы развития Северного Кавказа.
Поволжье (5 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга главная хозяйственная ось района. Население. Крупные города. Волжские города-миллионеры.
Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и
перспективы развития Поволжья.
Урал (5 ч)
Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль района в обеспечении
связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности.
Высотная поясность. Особенности природы Урала. Полезные ископаемые. Ильменский
заповедник. Население, национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Уровень
урбанизации. Крупные города Урала. Специализация района. Современное хозяйство района.
Урал - экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды.
Проблемы и перспективы развития Урала. Практическая работа № 3. «Составление сравнительной
характеристики развития Поволжья и Урала».
Обобщение по теме «Европейская Россия» (1 ч)
Сибирь (10 ч)
Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и
ресурсы. Особенности речной сети. Особенности природы Западно-Сибирской равнины. Горы
Южной Сибири: особенности природы. Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт
и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории.
Транссибирская магистраль.
Хозяйство. Отрасли специализации. Западная Сибирь - главная топливная база России. Восточная
и Северо-Восточная Сибирь – особенности природы. Проблемы и перспективы развития районов.
Практическая работа № 4. «Сравнительная оценка географического положения Западной и
Восточной Сибири»
Дальний Восток (5 ч)
Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая "молодость"
района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Главные
особенности природы Дальнего Востока.
Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Основные отрасли
специализации района. Дальний Восток - далёкая периферия или "тихоокеанский фасад" России?
Внешние связи региона.
21

Раздел 3: Россия в современном мире (4 часа)
Россия в мире (4 ч)
Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые,
политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Расширение внешних
экономических связей с другими государствами.
Практическая работа № 5. «Анализ показателей внешнеторгового оборота России»
Обобщение за курс 9 класса (1 час)
Регионы России, Европейская Россия, Азиатская Россия, Россия в мире.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Тематическое планирование в 5 классе
№

Тема раздела

Количество часов

Источники географической информации

23

1.1

Зачем нам география и как мы будем ее изучать

2

1.2

На какой Земле мы живем

5

1.3

Планета Земля

5

1.4

План и карта

11

Природа Земли и человек

11

2.1

Литосфера – твердая оболочка Земли

9

2.2

Итоговое повторение

2

Всего

34

1

2

Тематическое планирование в 6 классе
№

Тема раздела

Количество часов

Природа Земли и человек

34

1.1

Гидросфера – водная оболочка Земли.

13

1.2

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

11

1.3

Биосфера – живая оболочка Земли

4

1

22

1.4

Географическая оболочка Земли

5

1.5

Обобщение по курсу географии 6 класса

1

Всего

34
Тематическое планирование в 7 классе

№

Тема раздела

Количество часов

Источники географической информации

3

Источники географической информации

3

2

Население Земли

6

2.1

Население Земли

6

Материки, океаны, страны

59

3.1

Природа Земли

14

3.2

Природные комплексы и регионы

5

3.3

Материки и страны

39

3.4

Обобщение

1

Всего

68

1
1.1

3

Тематическое планирование в 8 классе
№
1

Тема раздела
Особенности географического положения
России

Количество часов
6

Россия в мире

6

Население России

10

Россияне

10

3

Природа России

28

3.1

Природа России

22

3.2

Природно-хозяйственные зоны.

6

Хозяйство России

23

1.1
2
2.1

4

23

4.1
5

Хозяйство России

23

Обобщение за курс «География» 8 класс

1

Всего

68
Тематическое планирование в 9 классе

№
1
2

Тема раздела
Повторение материала по теме «Хозяйство
России»
Районы России

Количество часов
8
53

2.1

Регионы России

3

2.2

Центральная Россия

9

2.3

Северо-Запад России

5

2.4

Европейский Север

5

2.5

Европейский Юг

5

2.6

Поволжье

5

2.7

Урал

5

2.8

Обобщение по теме «Европейская Россия»

1

2.9

Сибирь

10

2.10

Дальний Восток

5

Россия в современном мире

4

Россия в мире

4

Обобщение за курс 9 класса

1

3
3.1
4

Всего

66

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».