Приложение № 7
к основной образовательной программе
среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Экономика»
базовый уровень
10-11 классы
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты
Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство,
помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных
видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе
навыки безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
2
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимо связи природной, технологической и социальной сред;
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
3
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
в
условиях
Предметные результаты
4
реального,
виртуального
и
Учащийся научится:
Основные концепции экономики
выявлять ограниченность ресурсов по отношению к потребностям;
различать свободное и экономическое благо;
характеризовать в виде графика кривую производственных возможностей;
выявлять факторы производства;
различать типы экономических систем.
Микроэкономика
анализировать и планировать структуру семейного бюджета собственной семьи;
принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности
доступных ресурсов;
выявлять закономерности и взаимосвязь спроса и предложения;
различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;
выявлять виды ценных бумаг;
определять разницу между постоянными и переменными издержками;
объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические
задачи по микроэкономике.
Макроэкономика
приводить примеры влияния государства на экономику;
выявлять общественно-полезные блага в собственном окружении;
приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
определять назначение различных видов налогов;
анализировать результаты и действия монетарной и фискальной политики государства;
выявлять сферы применения показателя ВВП;
приводить примеры сфер расходования (статей) государственного бюджета России;
приводить примеры макроэкономических последствий инфляции;
различать факторы, влияющие на экономический рост;
приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
различать сферы применения различных форм денег;
5
определять практическое назначение основных элементов банковской системы;
различать виды кредитов и сферу их использования;
решать прикладные задачи на расчет процентной ставки по кредиту;
объяснять причины неравенства доходов;
различать меры государственной политики по снижению безработицы;
приводить примеры социальных последствий безработицы.
Международная экономика
приводить
примеры
глобальных
проблем
в
современных
международных
экономических отношениях;
объяснять назначение международной торговли;
обосновывать выбор использования видов валют в различных условиях;
приводить примеры глобализации мировой экономики;
анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные,
отражающие экономические явления и процессы;
определять формы и последствия существующих экономических институтов на
социально-экономическом развитии общества.
Учащийся получит возможность научиться:
Основные концепции экономики
проводить анализ достоинств и недостатков типов экономических систем;
анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки
зрения, используя различные источники информации;
применять теоретические знания по экономике для практической деятельности и
повседневной жизни;
использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных
на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении учебноисследовательских проектов, нацеленных на решение основных экономических проблем;
находить информацию по предмету экономической теории из источников различного
типа;
отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированных источников по
экономической теории.
6
Микроэкономика
применять полученные теоретические и практические знания для определения
экономически рационального поведения;
использовать приобретенные знания для экономически грамотного поведения в
современном мире;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;
грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических
действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
объективно оценивать эффективность деятельности предприятия;
проводить анализ организационно-правовых форм крупного и малого бизнеса;
объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;
выявлять и сопоставлять различия между менеджментом и предпринимательством;
определять практическое назначение основных функций менеджмента;
определять место маркетинга в деятельности организации;
определять эффективность рекламы на основе ключевых принципов ее создания;
сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;
понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по
кредитам, ипотеке и в трудовых договорах;
использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных
на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
использовать знания о формах предпринимательства в реальной жизни;
выявлять предпринимательские способности;
анализировать и извлекать информацию по микроэкономике из источников различного
типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица,
график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
объективно оценивать и критически относиться к недобросовестной рекламе в
средствах массовой информации;
применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных
социально-экономических ролей заемщика и акционера.
Макроэкономика
преобразовывать и использовать экономическую информацию по макроэкономике для
решения практических вопросов в учебной деятельности;
7
применять полученные теоретические и практические знания для эффективного
использования основных социально-экономических ролей наемного работника и
налогоплательщика в конкретных ситуациях;
объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к
псевдонаучной информации по макроэкономическим вопросам;
анализировать события общественной и политической мировой жизни с экономической
точки зрения, используя различные источники информации;
определять на основе различных параметров возможные уровни оплаты труда;
на примерах объяснять разницу между основными формами заработной платы и
стимулирования труда;
применять теоретические знания по макроэкономике для практической деятельности
и повседневной жизни;
оценивать влияние инфляции и безработицы на экономическое развитие государства;
анализировать и извлекать информацию по заданной теме из источников различного
типа и источников, созданных в различных знаковых системах;
грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
решать с опорой на полученные знания познавательные и практические задачи,
отражающие типичные экономические задачи по макроэкономике;
отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированных источников по
макроэкономике;
использовать экономические понятия по макроэкономике в проектной деятельности;
разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной
направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров.
Международная экономика
объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к
псевдонаучной информации по международной торговле;
применять теоретические знания по международной экономике для практической
деятельности и повседневной жизни;
использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных
на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
8
отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированных источников по
глобальным экономическим проблемам;
использовать экономические понятия в проектной деятельности;
определять влияние факторов, влияющих на валютный курс;
приводить примеры использования различных форм международных расчетов;
разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной
направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров,
связанных с описанием состояния российской экономики в современном мире;
анализировать текст экономического содержания по международной экономике.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс (1 ч в неделю, всего – 34 ч)
Главные проблемы экономики - 5 часов
Что изучает экономическая наука. Микро и макроэкономика. Потребности. Блага.
Свободные (неэкономические) и экономические блага. Товары и услуги. Классификация благ.
Субъективный характер потребностей. Факторы, влияющие на формирование потребностей.
Ограниченность благ. Производство. Продукт. Факторы производства и факторные доходы.
Выбор и альтернативная стоимость. Производственные возможности. Кривая производственных
возможностей, как пример экономической модели. Закон возрастающих альтернативных затрат.
Проблема выбора. Производственные возможности
Экономические системы – 2 часа
Главные вопросы экономики: что производить? Как производить? Для кого производить?
Натуральное хозяйство. Разделение труда. Специализация и ее преимущества, обмен.
Экономическая система, как способ согласования экономической деятельности людей в
условиях разделения труда. Типы экономических систем. Традиционная экономика.
Централизованная экономика. Рыночная экономика. Случаи несостоятельности рынка.
Смешанная экономика. Общественные блага и внешние эффекты.
Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода.
Рыночный механизм – 7 часов
9
Рынок одного товара. Спрос. Величина спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Принцип
убывающей предельной полезности, эффект замещения и эффект дохода. Факторы спроса и сдвиги
кривых спроса. Графическое отображение изменений спроса и изменений величины спроса.
Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на
предложение. Кривая предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых предложения.
Графическое отображение изменений предложения и изменений величины предложения.
Рыночное равновесие. Равновесная цена. Равновесное количество. Равновесная выручка.
Графическое отображение рыночного равновесия. Нарушение рыночного равновесия. Анализ
рыночной ситуации с помощью кривых спроса и предложения.
Конкуренция и ее виды – 2 часа
Основные рыночные структуры. Конкуренция. Факторы, влияющие на степень
конкуренции (количество продавцов, возможность проникновения на рынок, однородность
товара, доступность информации о спросе и предложении товаров на рынке).
Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Методы ценовой и
неценовой конкуренции. Патенты и торговые марки.
Олигополия. Особенности формирования цены на олигопольном рынке. Механизмы
согласования цен фирмами-олигополистами «лидерство в ценах» «издержки+прибыль», «прямой
сговор».
Монополия. Преимущества монополии для продавца. Недостатки монополии для
потребителей и общества в целом. Естественная монополия. Экономические и неэкономические
барьеры для входа конкурирующих фирм на рынок. Монопсония. Антимонопольная политика.
Формы организации бизнеса – 2 часа
Индивидуальная предпринимательская деятельность. Коллективная предпринимательская
деятельность. Хозяйственные товарищества и общества. Акционерное общество. Общество с
ограниченной ответственностью. Сравнительные преимущества и недостатки отдельных форм
организации бизнеса. Основные организационные формы бизнеса в России.
Экономика фирмы – 3 часа
Фирма. Роль и цель фирм в экономике. Мелкие и крупные фирмы, их преимущества и
недостатки.
Экономика фирмы. Производство и производительность труда. Издержки. Виды издержек:
постоянные, переменные, средние. Выручка. Прибыль. Максимизация прибыли.
Предельные издержки. Предельная выручка. Использование предельных величин в
экономическом анализе. Особенности распределения прибыли различных видов фирм. Дивиденд.
Различие между дивидендом и процентом. Особенности прекращения деятельности фирм
различных видов. Банкротство.
10
Источники финансирования фирмы –1 час
Внутренние и внешние источники финансирования бизнеса. Капитал. Физический капитал.
Финансовый капитал. Инвестиции. Основные способы финансирования инвестиций
(использование собственных либо заемных средств).
Фондовый рынок (Рынок ценных бумаг). Ликвидность ценных бумаг. Надёжность и
доходность ценных бумаг. Фондовая биржа. Биржевые спекуляции. Фондовый индекс. Рыночная
цена фирмы.
Виды ценных бумаг. Акция. Номинал акций. Контрольный пакет акций. Рыночная цена
(курс) акции. Факторы, влияющие на курс акции. Облигация. Различие между акцией и
облигацией.
Бизнес-план предприятия — 3 час
Предпринимательство и менеджмент. Маркетинг.
Элементы бизнес-плана: сфера деятельности предприятия, рынки сбыта продукции,
конкуренция, план маркетинга, план производства, финансовый план.
Рынок труда и его особенности – 3 часа
Особенности рынка труда. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы,
влияющие на ситуацию на рынке труда (демографические и социальные). Экономически активное
население. Заработная плата. Ставка заработной платы. Повременная и сдельная оплата труда.
Условия труда. Производительность труда. Факторы производительности труда. Роль профсоюзов
и государства на рынках труда. Человеческий капитал.
Семейный бюджет – 3 часа
Рациональный потребитель. Потребительский выбор. Суверенитет потребителя. Роль
информации в процессе потребительского выбора. Реклама. Защита прав потребителя. Семейный
бюджет. Источники доходов (заработная плата, доходы от сбережений, доходы от собственности,
трансферты). Расходы семьи. Основные статьи расходов семьи. Неравенство доходов и его
причины. Реальные и номинальные доходы. Черта бедности. Закон Энгеля. Кривая Лоренца.
Индекс Джини. Меры социальной поддержки.
Сбережения. Формы сбережений (накопление, банковские вклады, вложения в ценные
бумаги). Доходность и надежность сбережений. Страхование.
Повторение – 3 часа
11
11 класс (1 ч в неделю, всего – 33 ч)
Предмет макроэкономики – 1 час
Вопросы макроэкономики. Макроэкономические агенты и их экономические цели.
Макроэкономические рынки. Экономический кругооборот.
Валовой внутренний продукт (ВВП), его структура и динамика – 3 часа
Валовой внутренний продукт (ВВП). Измерение ВВП. Конечные и промежуточные
блага. Структура ВВП по источникам доходов и направлениям использования. Уровень
благосостояния. Номинальный и реальный ВВП.
Экономический рост и развитие – 2 часа
Экономический цикл. Причины и виды экономических циклов. Фазы экономического цикла
(подъем, спад, депрессия, оживление) Кризис. Объективный характер и неизбежность
экономических циклов.
Экономический рост. Содержание экономического роста. Факторы экономического
роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Измерение экономического роста. Темпы
экономического роста. Цели экономического роста.
Основные показатели уровня благосостояния. Индекс человеческого развития. Величина
ВВП на душу населения.
Денежное обращение – 3 часа
Деньги. Возникновение денег, их свойства и функции. Виды денег. Характеристики денег.
Ликвидность. Денежные агрегаты.
Инфляция – 3 часа
Сущность инфляции. Уравнение обмена Фишера. Типы и виды инфляции. Инфляция
спроса. Инфляция издержек. Стагфляция. Дефляция. Дезинфляция. Инфляционные ожидания.
Скрытая инфляция. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционные
меры. Основы денежной политики государства.
Банковская система – 3 часа
Банковская система. Роль Центрального банка. Монетарная политика (денежно-кредитная)
Банка России. Банковские резервы. Норма обязательных резервов.
Коммерческие банки. Основные операции коммерческих банков (привлечение вкладов,
выдача кредитов, осуществление расчетов, дилерские функции). Безналичные расчеты. Доходы
банков.
Банковские услуги потребителям. Виды вкладов. Вклад до востребования (текущий вклад).
Срочный вклад. Потребительский кредит. Залог. Кредитные и дебетовые карточки.
12
Другие финансовые институты: паевые и инвестиционные фонды, страховые компании.
Роль государства в экономике – 3 часа
Функции государства в экономике. Законодательное регулирование обеспечение
экономического роста. Стабилизация экономики. Частные и общественные блага. Внешние
эффекты Предоставление общественных благ.
Государственный бюджет. Государственные доходы и расходы. Дефицит и профицит
государственного бюджета. Основные методы покрытия дефицита государственного бюджета
(сокращение расходов бюджета; повышение налогов; денежная эмиссия; заимствования на
внутреннем и внешнем рынке; продажа активов государства). Государственный долг. Проведение
социальной политики. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства.
Налоги – 4 часов
Этапы развития системы налогообложения. Налоги. Функции налогов: фискальная,
регулирующая, контрольная, социальная, поощрительная. Элементы налога: субъект налога,
объект налога, налоговая база. Виды налогов. Прямые налоги. Подоходный налог. Косвенные
налоги. Налог на добавленную стоимость. Акцизы. Отчисления на соцстрахование. Системы
налогообложения. Пропорциональное, прогрессивное, регрессивное налогообложение. Кривая
Лаффера. Налоговые льготы.
Занятость и безработица – 3 часов
Безработица. Структура населения страны. Рабочая сила. Причины и виды безработицы.
Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы. Экономические последствия
безработицы. Государственная политика в области занятости.
Элементы международной экономики – 4 часа
Международная торговля. Экономические причины международной торговли. Абсолютное
преимущество. Факторы абсолютного преимущества. Сравнительное преимущество. Экспорт.
Импорт. Сальдо внешней торговли.
Современные тенденции развития мирового хозяйства. Государственная политика в области
внешней торговли. Протекционизм. Импортные пошлины. Демпинг. Торговые барьеры. Всемирная
торговая организация (ВТО).
Валюта. Валютные курсы. Валютный рынок. Покупательная способность валют. Паритет
покупательной способности. Валютные интервенции. Девальвация и ревальвация.
Конвертируемость валют.
Современные тенденции развития мирового хозяйства. Международное экономическое
сотрудничество. Экономическая интеграция и ее основные этапы и формы (таможенный союз,
общий рынок, экономический союз). Международные экономические организации (Всемирный
банк, Международный валютный фонд).
Повторение – 4 часа
13
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование в 10 классе
№
Тема раздела
Количество
часов
1
Главные
проблемы
экономики
5
2
Экономические
системы
2
3
Рыночный
механизм
7
В том
числе
К/Р
Основные направления воспитательной
деятельности
1
Гражданского воспитания: готовность к
выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного
края, страны;
Духовно-нравственного
воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков; свобода и
ответственность
личности
в
условиях
индивидуального
и
общественного
пространства.
Духовно-нравственного
воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков; свобода и
ответственность
личности
в
условиях
индивидуального
и
общественного
пространства.
Трудового воспитания: установка на активное
участие в решении практических задач (в
рамках семьи, образовательной организации,
города, края) технологической и социальной
направленности, способность
1
Гражданского воспитания: готовность
выполнению обязанностей гражданина
14
к
и
реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного
края, страны; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных социальных институтов в
жизни человека; представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных
нормах
и
правилах
межличностных отношений в поликультурном
и
многоконфессиональном
обществе;
представление о способах противодействия
коррупции; готовность к разнообразной
созидательной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное
участие в
школьном
самоуправлении;
готовность к участию в
гуманитарной
деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического
воспитания:
осознание
российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном
обществе; проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей
Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа; уважение к символам
России,
государственным
праздникам;
историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
4
Конкуренция и
её виды
Духовно-нравственного
воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков; свобода и
ответственность
личности
в
условиях
2
15
индивидуального
и
общественного
пространства.
Трудового воспитания: установка на активное
участие в решении практических задач (в
рамках семьи, образовательной организации,
города, края) технологической и социальной
направленности, способность
5
Формы
организации
бизнеса
Гражданского воспитания: готовность к
выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного
края, страны;
Духовно-нравственного
воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки
Гражданского воспитания: готовность к
выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного
края, страны;
Духовно-нравственного
воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки
Духовно-нравственного
воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков; свобода и
ответственность
личности
в
условиях
индивидуального
и
общественного
пространства.
Трудового воспитания: установка на активное
участие в решении практических задач (в
рамках семьи, образовательной организации,
2
1
6
Экономика
фирмы
3
7
Источники
финансирования
фирмы
1
16
города, края) технологической и социальной
направленности, способность
8
Бизнес-план
предприятия
Патриотического
воспитания:
осознание
российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном
обществе; проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей
Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа; уважение к символам
России,
государственным
праздникам;
историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного
воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков; свобода и
ответственность
личности
в
условиях
индивидуального
и
общественного
пространства
Гражданского воспитания: готовность к
выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного
края, страны;
Духовно-нравственного
воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки
Патриотического
воспитания:
осознание
российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном
обществе; проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской
3
1
9
Рынок труда
3
1
10
Семейный
бюджет
3
17
Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей
Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа; уважение к символам
России,
государственным
праздникам;
историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного
воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков; свобода и
ответственность
личности
в
условиях
индивидуального
и
общественного
пространства
12
Повторение
3
Всего
34
18
Тематическое планирование в 11 классе
№
Тема раздела
Количество
часов
1
Предмет
макроэкономики
1
В том
числе К.Р.
1
2
Валовой
внутренний
продукт
3
19
Основные направления
воспитательной деятельности
Финансовое воспитание: использовать
приобретённые знания для выполнения
практических заданий, основанных на
ситуациях,
которые
связаны
с
описанием состояния российской
экономики;
использовать
приобретённые
ключевые
компетенции при выполнении учебноисследовательских
проектов,
нацеленных на решение основных
экономических проблем; находить
информацию
по
предмету
экономической теории из источников
различного типа; отделять основную
информацию
от
второстепенной,
критически оценивать достоверность
полученной
информации
из
неадаптированных источников по
экономической
теории;
микроэкономика
выпускник
на
базовом уровне научится:
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё
поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с
учётом
осознания
последствий
поступков;
активное
неприятие
асоциальных поступков; свобода и
ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного
пространства.
Трудового воспитания: установка на
активное
участие
в
решении
практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города,
края) технологической и социальной
направленности, способность
3
Экономический
рост и развитие
2
4
Денежное
обращение
3
Экономическое
воспитание:
анализировать структуру семейного
бюджета
собственной
семьи;
анализировать ситуацию на рынке с
точки зрения продавцов и покупателей;
принимать рациональные решения в
условиях
относительной
ограниченности доступных ресурсов;
анализировать своё потребительское
поведение; объяснять на примерах
закономерности и взаимосвязь спроса
и предложения; определять значимость
и
классифицировать
условия,
влияющие на спрос и предложение;
различать организационно-правовые
формы
предпринимательской
деятельности; приводить примеры
российских
предприятий
разных
организационно-правовых
форм;
объяснять практическое назначение
франчайзинга и сферы его применения;
различать виды ценных бумаг;
определять
разницу
между
постоянными
и
переменными
издержками;
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё
поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с
учётом
осознания
последствий
поступков;
активное
неприятие
асоциальных поступков; свобода и
ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного
пространства.
Трудового воспитания: установка на
активное
участие
в
решении
практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города,
20
края) технологической и социальной
направленности, способность
1
5
Инфляция
3
6
Банковская
система
3
21
Экономическое
воспитание:
;
использовать
приобретённые
ключевые
компетенции
при
выполнении
учебноисследовательских
проектов,
нацеленных на решение основных
экономических проблем; находить
информацию
по
предмету
экономической теории из источников
различного типа; отделять основную
информацию
от
второстепенной,
критически оценивать достоверность
полученной
информации
из
неадаптированных источников по
экономической
теории;
микроэкономика
выпускник
на
базовом уровне научится:
Трудового воспитания: установка на
активное
участие
в
решении
практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города,
края) технологической и социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому
изучению
профессий
и
труда
различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного
знания; осознание важности обучения
на протяжении всей жизни для
успешной
профессиональной
деятельности и развитие необходимых
умений для этого; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение
индивидуальной
траектории
образования и жизненных планов с
учётом личных и общественных
интересов и потребностей.
7
Роль
государства в
экономике
Патриотического
воспитания:
осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном
обществе;
проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры
Российской Федерации, своего края,
народов
России;
ценностное
отношение к достижениям своей
Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам
и трудовым достижениям народа;
уважение
к
символам
России,
государственным
праздникам;
историческому, природному наследию
и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной
стране.
3
1
8
Налоги
4
22
Финансовое
воспитание:
анализировать структуру семейного
бюджета
собственной
семьи;
анализировать ситуацию на рынке с
точки зрения продавцов и покупателей;
принимать рациональные решения в
условиях
относительной
ограниченности доступных ресурсов;
анализировать своё потребительское
поведение; объяснять на примерах
закономерности и взаимосвязь спроса
и предложения; определять значимость
и
классифицировать
условия,
влияющие на спрос и предложение;
различать организационно-правовые
формы
предпринимательской
деятельности; приводить примеры
российских
предприятий
разных
организационно-правовых
форм;
объяснять практическое назначение
франчайзинга и сферы его применения;
различать виды ценных бумаг;
определять
разницу
между
постоянными
и
переменными
издержками;
9
Занятость и
безработица
3
1
10
Элементы
международной
экономики
4
23
Трудового воспитания: установка на
активное
участие
в
решении
практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города,
края) технологической и социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому
изучению
профессий
и
труда
различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного
знания; осознание важности обучения
на протяжении всей жизни для
успешной
профессиональной
деятельности и развитие необходимых
умений для этого; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение
индивидуальной
траектории
образования и жизненных планов с
учётом личных и общественных
интересов и потребностей.
Экономическое воспитание: приводить
примеры сфер применения показателя
ВНП; производить расчёт ВВП;
приводить
примеры
статей
государственного бюджета России;
характеризовать макроэкономические
последствия инфляции; определять
уместность
мер
государственной
политики
снижения
инфляции;
различать факторы, влияющие на
экономический
рост;
приводить
примеры экономической функции
денег в реальной жизни; различать
сферы применения различных форм
денег;
Патриотического
воспитания:
осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном
обществе;
проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры
Российской Федерации, своего края,
народов
России;
ценностное
отношение к достижениям своей
Родины — России, к науке, искусству
11
Повторение
4
Всего
33
24