Приложение 8
к основной образовательной программе
среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Право»
базовый уровень
10-11 классы
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты
Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство,
помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных
видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе
навыки безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
2
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
3
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
в
условиях
реального,
виртуального
и
Предметные результаты
Учащийся научится:
опознавать и классифицировать государства по их признакам, функциям и формам;
выявлять элементы системы права и дифференцировать источники права;
характеризовать нормативно-правовой акт как основу законодательства;
различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности правовых норм как
вида социальных норм;
различать субъекты и объекты правоотношений;
4
дифференцировать правоспособность, дееспособность;
оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного поведения человека,
делать соответствующие выводы;
оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и
законности в Российской Федерации;
характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной закон государства,
определяющий государственное устройство Российской Федерации;
осознанно содействовать соблюдению Конституции Российской Федерации, уважению
прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;
формулировать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между
государством и человеком;
устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской
Федерации;
называть элементы системы органов государственной власти в Российской Федерации;
различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской
Федерации;
выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных органов в
Российской Федерации;
описывать законодательный процесс как целостный государственный механизм;
характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации;
объяснять на конкретном
примере структуру и
функции
органов местного
самоуправления в Российской Федерации;
характеризовать и классифицировать права человека;
объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав
человека;
характеризовать гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное,
налоговое право как ведущие отрасли российского права;
характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать организационноправовые формы предпринимательской деятельности;
иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя;
иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать
виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового
договора;
5
иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности;
характеризовать права и обязанности членов семьи;
объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;
характеризовать трудовые правоотношения и дифференцировать участников этих
правоотношений;
раскрывать содержание трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к
дисциплинарной ответственности;
различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения
к административной ответственности;
дифференцировать виды административных наказаний;
дифференцировать виды преступлений и наказания за них;
выявлять специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
различать права и обязанности налогоплательщика;
анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными,
трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных
ситуациях определять признаки правонарушения;
различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно применять
правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в
необходимости соблюдения норм права;
различать виды юридических профессий.
Учащийся получит возможность научиться:
различать предмет и метод правового регулирования;
выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и
государства;
различать права и обязанности, гарантируемые Конституцией Российской Федерации
и в рамках других отраслей права;
выявлять особенности референдума;
различать основные принципы международного гуманитарного права;
характеризовать основные категории обязательственного права;
6
целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
выявлять способы защиты гражданских прав;
определять ответственность родителей по воспитанию своих детей;
различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми
способами;
описывать порядок освобождения от уголовной ответственности;
соотносить налоговые правонарушения и ответственность за их совершение;
применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных
правовых ситуациях с использованием нормативных актов.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс (1 ч в неделю, всего – 34 ч)
Тема 1. История государства и права
Связь и взаимозависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и
права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая,
психологическая, расовая, материалистическая.
Развитие права в России до XIX в. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозносимволического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская Правда.
Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ»
Екатерины II. Российское право в XIX — начале XX в. Совершенствование правовой системы в
царствование Александра I. Деятельность М. М.Сперанского. Совершенствование системы
управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем
I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой
системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность Государственной думы.
Основные государственные законы — конституционные законы России.
Советское право 1917—1953 гг. Замена права «революционным правосознанием».
Революционный террор. Репрессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г.
Советское право 1954—1991 гг. Критика Культа личности. Консервация административнокомандной системы управления. Рост правонарушений. Начало правозащитного, диссидентского
движения. Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «развитого социализма».
Реформа российского права после 1991 г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в
модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных
вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции
Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ и др.
Тема 2. Вопросы теории государства и права
7
Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к
рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма
государственного устройства, политический режим.
Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права.
Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права.
Правовая норма, ее структура. Виды норм права.
Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок.
Разделение властей. Гарантированность прав человека.
Тема 3. Конституционное право
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники.
Конституционная система. Понятие конституционализма.
Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие Конституции Российской Федерации и ее
общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.
Основы конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. Российская
Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой
правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы —
высшая ценность. Многонациональный народ России — носитель суверенитета и источник власти.
Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.
'Федеративное устройство России. Равенство субъектов федерации. Целостность и
неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное
законодательство! и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. I Гарант Конституции РФ, прав и
свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения
полномочий Президента или отрешения его от должности.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламенты I в европейской политической
традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и
Государственная Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии 1 обеих палат.
Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления
в силу законов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, его состав и порядок формирования. Полномочия
Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в
РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства.
Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции
прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.
8
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность.
Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и
формирование местного самоуправления.
Тема 4. Права человека
Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав
человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.
Международные договоры о правах человека: Содержание Международного Билля о правах
человека. Виды международных документов о правах человека.
Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток.
Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения.
Право на свободу мысли, совести и религии.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и
ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через
посредство избранных представителей.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на
социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной
областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование.
Право участвовать в культурной и научной жизни общества.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
11 класс (1 ч в неделю, всего – 33 ч)
Тема 1. Избирательное право и избирательный процесс.
Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Пассивное избирательное
право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство*.
Избирательный
процесс.
пропорциональная, смешанная.
Основные
избирательные
системы:
мажоритарная,
Тема 2. Гражданское право
Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и
особенности.
Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны
договора. Виды договоров.
Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия
собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности.
Приватизация. Защита права собственности. Прекращение права собственности.
9
Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным
или ограниченно дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация.
Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий.
Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда.
Тема 3. Налоговое право
Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства.
Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений.
Налоговые органы. Аудит.
Налоги с физических лиц. Налоговая; дееспособность. Подоходный налог. Налог на
имущество. Декларация о доходах.
Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Административная и уголовная
ответственность.
Тема 4. Семейное право
Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи.
Семейные правоотношения.
Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака.
Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и обязанности.
Брачный договор. Прекращение брака.
Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав. Алименты.
Усыновление. Опека, попечительство.
Тема 5. Трудовое право
Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения.
Права и обязанности работника и работодателя.
Трудовой договор. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового договора.
Коллективный договор. Стороны и порядок заключения коллективного договора.
Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты труда:
повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за
соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних.
Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС).
Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и
материальная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба.
Тема 6. Административное право
10
Понятие и источники административного права. Административное правовое
регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных
правонарушениях. Административные правонарушения. Признаки и виды административных
правонарушений.
Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об административных
правонарушениях.
Тема 7. Уголовное право
Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права.
Уголовный кодекс РФ, его особенности.
Понятие преступления. Состав преступления. Категории преступлений. Неоднократность
преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы
преступлений.
Уголовная ответственность. Уголовное наказание, его цели. Виды наказания. Наказания
основные и дополнительные. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Тема 8. Правовая культура
Понятие правовой культуры. Содержание правовой культуры. Пути совершенствования
правовой культуры.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование в 10 классе
№
1
Тема раздела
Тема 1. Из истории
государства и права
Колич
ество
часов
Основные направления воспитательной
деятельности
8
•
Гражданского воспитания: готовность к
выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны;
•
Патриотического
воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России; ценностное отношение к достижениям
своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям,
боевым
подвигам
и
трудовым
достижениям народа;
11
2
Тема 2. Вопросы
теории государства и
права
6
Трудового воспитания: установка на активное
участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной
организации,
города,
края)
технологической и социальной направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания;. Эстетического
воспитания: восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия
искусства;
•
Физического
воспитания,
формирования
культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни;
3
Тема 3.
Конституционное
право
10
4
Тема 4. Права
человека
9
Патриотического воспитания: осознание российской
гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление
интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; ценностное отношение к достижениям своей
Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа;
Гражданского воспитания: готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других
людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны;
5
Промежуточная
аттестация
Всего
1
34
Тематическое планирование в 11 классе
№
1
Тема раздела
Тема 1. Избирательное
право
Количество Основные направления воспитательной
часов
деятельности
Патриотического воспитания: осознание
2
российской гражданской идентичности в
поликультурном
и
12
2
Тема 2. Гражданское
право
6
3
Тема 3. Налоговое
право
5
многоконфессиональном
обществе;
проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям
своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа
Духовно-нравственного
воспитания:
ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и
поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий
поступков;
активное
неприятие
асоциальных поступков; свобода и
ответственность личности в условиях
индивидуального
и
общественного
пространства.
Трудового воспитания: установка на
активное участие в решении практических
задач
Трудового воспитания: установка на
активное участие в решении практических
задач (в рамках семьи, образовательной
организации,
города,
края)
технологической
и
социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому
изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения
изучаемого
предметного
знания;.
Эстетического
воспитания:
восприимчивость
к
разным
видам
искусства, традициям и творчеству своего
и
других
народов,
понимание
эмоционального воздействия искусства;
•
Физического
воспитания,
формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание
ценности жизни;
13
4
Тема 4. Семейное право
4
5
Тема 5. Трудовое право
5
6
Тема 6.
Административное
право
2
Духовно-нравственного
воспитания:
ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и
поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий
поступков;
активное
неприятие
асоциальных поступков;
Патриотического воспитания: осознание
российской гражданской идентичности в
поликультурном
и
многоконфессиональном
обществе;
проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям
своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа;
Гражданского воспитания: готовность к
выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других
людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны;
Экологического воспитания: ориентация
на применение знаний из социальных и
естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования
поступков
и
оценка
возможных
последствий
своих
действий
для
окружающей среды; повышение уровня
экологической
культуры,
осознание
глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли
как гражданина и потребителя в условиях
взаимо связи природной, технологической
и социальной сред
14
7
Тема 7. Уголовное
право
6
8
Тема 8. Правовая
культура
2
9
Промежуточная
аттестация
Всего
1
Духовно-нравственного
воспитания:
ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и
поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий
поступков;
активное
неприятие
асоциальных поступков;
Трудового воспитания: установка на
активное участие в решении практических
задач (в рамках семьи, образовательной
организации,
города,
края)
технологической
и
социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому
изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание
важности обучения на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых
умений для этого; уважение к труду и
результатам
трудовой
деятельности;
осознанный
выбор
и
построение
индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей.
Гражданского воспитания: готовность к
выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других
людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны;
33
15