Обществознание

Приложение № 9
к основной образовательной программе
среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Обществознание»
базовый уровень
10-11 классы

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты


осознание значения постоянного личностного развития и непрерывного образования в
современном обществе, готовность и способность овладеть новыми социальными
практиками, осваивать различные социальные роли;



мотивированность к эффективному социальному труду и постоянному профессиональному
росту, к учёту общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;



заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей
страны;



ценностные ориентиры и установки, основанные на нормах морали и требования права,
ограждающие идеалы общественного блага, укрепления государственности и патриотизма,
гражданского мира.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД



самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;



оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;



ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;



оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;



выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;



организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;



сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД



искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;

2



критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;



использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;



находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;



выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;



выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;



менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД



осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;



при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);



координировать и выполнять работу
комбинированного взаимодействия;



развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;



распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.

в

условиях

Предметные результаты
Учащийся научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений


выделять черты социальной сущности человека;



определять роль духовных ценностей в обществе;

3

реального,

виртуального

и



распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;



различать виды искусства;



соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;



выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;



выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;



раскрывать связь между мышлением и деятельностью;



различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;



выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;



анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и
последствия;



различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;



выявлять особенности научного познания;



различать абсолютную и относительную истины;



иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;



выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности
в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;



выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и
самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система



характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в
единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;



выявлять,

анализировать,

систематизировать

и

оценивать

информацию,

иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;


приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений,
аргументировать свои суждения, выводы;



формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях
глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Экономика



раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;



конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;



объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов
спроса и предложения;

4



оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение
основных участников экономики;



различать формы бизнеса;



извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях
развития современной рыночной экономики;



различать экономические и бухгалтерские издержки;



приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;



различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции
и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;



различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для
экономики в целом и для различных социальных групп;



выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их
взаимодействия;



определять причины безработицы, различать ее виды;



высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в
области занятости;



объяснять

поведение

экономической

собственника,

рациональности,

работника,

анализировать

потребителя
собственное

с

точки

зрения

потребительское

поведение;


анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих
экономических интересов;



приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;



высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической
политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;



различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста:
ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);



различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения



выделять критерии социальной стратификации;



анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре
общества и направлениях ее изменения;



выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать
на примерах социальные роли юношества;

5



высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;



выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения
конфликтов;



конкретизировать примерами виды социальных норм;



характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции
социального контроля;



различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия
отклоняющегося поведения для человека и общества;



определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной
ситуации с точки зрения социальных норм;



различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;



выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры
способов их разрешения;



характеризовать основные принципы национальной политики России на современном
этапе; характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы,
влияющие на формирование института современной семьи;



характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном
обществе;



высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую
ситуацию в стране;



формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного
общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;



осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по
актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы,
рационально решать познавательные и проблемные задачи;



оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций
толерантности.
Политика



выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;



различать политическую власть и другие виды власти;



устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической
деятельности;

6



высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;



раскрывать роль и функции политической системы;



характеризовать государство как центральный институт политической системы;



различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов
различных типов в общественном развитии;



обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах,
признаках, роли в общественном развитии) демократии;



характеризовать демократическую избирательную систему;



различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;



устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать
ценностный смысл правового государства;



определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;



конкретизировать примерами роль политической идеологии;



раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;



формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма
в современном обществе;



оценивать роль СМИ в современной политической жизни;



иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;



различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического
участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений



сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;



выделять основные элементы системы права;



выстраивать иерархию нормативных актов;



выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;



различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в
ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина
РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;



обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина,
выражать

собственное

отношение

к

лицам,

уклоняющимся

от

выполнения

конституционных обязанностей;


аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать
способы защиты экологических прав;

7



раскрывать содержание гражданских правоотношений;



применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях,
прогнозируя последствия принимаемых решений;



различать организационно-правовые формы предприятий;



характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;



давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов
семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;



находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в
образовательные организации профессионального и высшего образования;



характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;



иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;



извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);



объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав
человека.

Учащийся получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений


использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;



применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной
деятельности и повседневной жизни;



оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;



характеризовать основные методы научного познания;



выявлять особенности социального познания;



различать типы мировоззрений;



объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании
природы человека и его мировоззрения;



выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать
ее.
Общество как сложная динамическая система



устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер
жизни общества и общественным развитием в целом;

8



выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и
перспективы общественного развития;



систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной
картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять
ее в разных формах (текст, схема, таблица).
Экономика



выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;



выявлять противоречия рынка;



раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;



раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;



обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях; различать источники
финансирования малых и крупных предприятий;



определять практическое назначение основных функций менеджмента;



определять место маркетинга в деятельности организации;



применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и
производителя;



оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;



раскрывать фазы экономического цикла;



высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов
глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик;
давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;



извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового
экономического развития, экономического развития России.
Социальные отношения



выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;



высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в современных условиях;



анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных
конфликтов;



выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных
конфликтов;

9



толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим
общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном
мире;



находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в
современном обществе;



выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе
анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;



выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на
имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;



анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
Политика



находить, анализировать информацию о формировании правового государства и
гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;



выделять основные этапы избирательной кампании;



в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;



отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного
самоуправления;



самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности
политических лидеров;



характеризовать особенности политического процесса в России;



анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений



действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в
разных сферах общественных отношений;



перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;



характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;



ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;



выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и
государства;



применять знание основных норм права в ситуациях
прогнозировать последствия принимаемых решений;

10

повседневной

жизни,



оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия
закону; характеризовать основные направления деятельности государственных
органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского
общества в противодействии терроризму.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс (2 ч в неделю, всего – 68 ч)
Тема I — Человек в обществе (19 ч).
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и
культура.
Науки об обществе. Особенности социальной системы. Социальные институты.
Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного
мира. Проблема общественного прогресса. Биологическое и социальное в человеке. Социальные
качества личности. Самосознание и самореализация. Деятельность человека: основные
характеристики. Структура деятельности и её мотивация. Многообразие видов деятельности.
Сознание и деятельность. Общественное и индивидуальное сознание. Познаваем ли мир. Познание
чувственное и рациональное. Истина и её критерии. Особенности научного познания. Социальные
и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания. Особенности социального познания.
Возможна ли абсолютная свобода. Свобода как осознанная необходимость. Свобода и
ответственность. Основания свободного выбора. Что такое свободное общество. Глобализация как
явление
современности.
Современное
информационное
пространство.
Глобальная
информационная экономика. Социально-политическое измерение информационного общества.
Международный терроризм: понятие и признаки. Глобализация и международный терроризм.
Идеология насилия и международный терроризм. Противодействие международному терроризму.
Тема II — Общество как мир культуры (15 ч).
Понятие «духовная культура». Культурные ценности и нормы. Институты культуры.
Многообразие культур. Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности.
Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Как и почему возникла мораль. Устойчивость и изменчивость моральных норм. Что
заставляет нас делать выбор в пользу добра.
Наука и её функции в обществе. Этика науки. Образование в современном обществе.
Образование как система. Особенности религиозного сознания. Религия как общественный
институт. Религия и религиозные организации в современной России. Проблема поддержания
межрелигиозного мира.
Что такое искусство. Функции искусства. Структура искусства. Современное искусство.
Характерные черты массовой культуры. Что привело к появлению массовой культуры. Средства
массовой информации и массовая культура. Оценка массовой культуры как общественного
явления.
Тема III — Правовое регулирование общественных отношений (32 ч).
Нормативный подход к праву. Естественно-правовой подход к праву. Естественное право
как юридическая реальность. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Основные
признаки права. Право и мораль. Система права. Норма права. Отрасль права. Институт права. Что
такое источник права. Основные источники (формы) права. Виды нормативных актов.
11

Федеральные законы и законы субъектов РФ. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Что такое правоотношение. Правомерное поведение. Что такое правонарушение. Юридическая
ответственность. Гражданство Российской Федерации. Права и обязанности гражданина России.
Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности
налогоплательщика. Гражданские правоотношения. Имущественные права. Личные
неимущественные права. Право на результат интеллектуальной деятельности. Наследование.
Защита гражданских прав. Конституционные основы социальной защиты. Социальная защита
граждан. Право на социальное обеспечение. Право на охрану здоровья. Правовые основы
предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства.
Открытие своего дела. Трудовые правоотношения. Порядок приёма на работу. Профессиональное
образование. Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и расторжение брака. Права и
обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без
попечения родителей. Общая характеристика экологического права. Право человека на
благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические
правонарушения. Гражданский процесс. Уголовный процесс. Административная юрисдикция.
Основные стадии конституционного судопроизводства. Защита прав и свобод человека
средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни.
Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда.
Правовая база противодействия терроризму в России. Органы власти, проводящие
политику противодействия терроризму. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии
терроризму.
Заключение. Человек и глобальные вызовы современного общества. Человек в мире
информации. Человек и ценности современного общества.
11 класс (2 ч в неделю, всего – 66 ч)
Введение в курс «Обществознание 11 класс» - 1 час
Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Наметить
перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.
Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся.
Глава 1. Экономическая жизнь общества – 23 часов
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика и
уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика.
Экономика: наука и хозяйство. Что изучает экономическая наука. Экономическая
деятельность и ее измерители.
Экономический рост и развитие. Экстенсивный и интенсивный экономический рост.
Факторы экономического роста. Экономическое развитие. Экономические циклы. Причины
циклического развития.
Рыночные отношения в экономике. Рынок в жизни общества. Рыночная экономика. Законы
спроса и предложения. Рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Современная рыночная
система.
Фирма в экономике. Факторы производства. Экономические и бухгалтерские издержки и
прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые
предприятиями.
12

Правовые основы предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы
предпринимательства. Как открыть свое дело.
Слагаемые успеха в бизнесе. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы
менеджмента. Основы маркетинга.
Экономика и государство. Экономические функции государства. Какой инструмент
регулирования экономики выбрать? Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетноналоговая (фискальная) политика. Нужна ли рынку помощь государства?
Финансы в экономике. Банковская система. Другие финансовые институты. Инфляция:
виды, причины и последствия инфляции.
Занятость и безработица. Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная
политика в области занятости.
Мировая экономика. Что такое государственная экономика. Международная торговля.
Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономическая культура. Экономическая культура: сущность и структура. Экономические
отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Связь
экономической культуры и деятельности. Рациональное поведение участников экономической
деятельности.
Глава 2. Социальная сфера – 19 часов
Социальная структура общества. Многообразие социальных групп. Социальное
неравенство. Социальная стратификация. Социальные интересы.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальный контроль. Преступность.
Нации и межнациональные отношения. Что объединяет людей в нацию. Россия –
многонациональное общество и единый народ. Межнациональные конфликты и пути их
преодоления. Пути межнационального сближения. Национальная политика в России.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые
отношения. Дом, в котором мы живем.
Гендер – социальный пол. Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация.
Гендерные отношения в современном обществе.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие
социальных ролей в юношеском возрасте.
Демографическая ситуация в современной России. Изменение численности населения
России. Возрастной состав населения России. Рождаемость и смертность. Миграция.
Глава 3. Политическая жизнь общества – 22 часа
Политика и власть. Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и
политические институты. Политические отношения. Политическая власть.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в
политической системе. Политический режим. Демократические перемены в России.
Гражданское общество и правовое государство. Сущность правового государства. Местное
самоуправление.
Демократические выборы. Избирательная система. Типы избирательных систем.
Избирательная кампания.

13

Политические партии и партийные системы. Понятие политической партии и движения.
Типология и функции политических партий. Типы партийных систем.
Политическая элита и политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы
лидерства.
Политическое сознание. Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология.
Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая
психология. СМИ и политическое сознание.
Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Политический
терроризм. Регулирование политического поведения.
Политический процесс и культура политического участия. Сущность и этапы
политического процесса. Политическое участие. Политическая культура.
Заключение.
Взгляд в будущее. Общество перед лицом угроз и вызовов 21 века. Возможная
альтернатива. Постиндустриальное (информационное) общество.

№
п/п
1.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование в 10 классе
Наименование тем,
Кол-во В том Основные направления воспитательной
разделов, глав
часов
числе деятельности
К/Р
Вводный урок
1

2.

Глава I. Человек в
обществе

19

1

3.

Глава II. Общество как
мир культуры

15

1

4.

Глава. III. Правовое
регулирование
общественных
отношений

32

6.

Промежуточная
аттестация

1

1

68

3

Итого

в сфере гражданского воспитания: осознание
значения постоянного личностного развития
и непрерывного образования в современном
обществе, готовность и способность овладеть
новыми социальными практиками, осваивать
различные социальные роли
в сфере духовно – нравственного воспитания:
позитивная моральная самооценка и
моральные чувства - чувство гордости при
следовании моральным нормам,
переживания, стыда и вины при их
нарушении;
в сфере патриотического воспитания:
ценностные ориентиры и установки,
основанные на нормах морали и требования
права, ограждающие идеалы общественного
блага, укрепления государственности и
патриотизма, гражданского мира.

Тематическое планирование в 11 классе

14

№
п/п

Наименование тем,
разделов, глав

1.
2.

В том
числе
К/Р

Основные направления воспитательной
деятельности

Вводный урок
1
Глава I. Экономическая 23
жизнь общества.

1

3.

Глава II. Социальная
сфера.

19

1

4.

Глава. III.
Политическая жизнь
общества.

22

в сфере гражданского воспитания: осознание
значения постоянного личностного развития
и непрерывного образования в современном
обществе, готовность и способность овладеть
новыми социальными практиками, осваивать
различные социальные роли
в сфере духовно – нравственного воспитания:
позитивная моральная самооценка и
моральные чувства - чувство гордости при
следовании моральным нормам,
переживания, стыда и вины при их
нарушении;
в сфере патриотического воспитания:
ценностные ориентиры и установки,
основанные на нормах морали и требования
права, ограждающие идеалы общественного
блага, укрепления государственности и
патриотизма, гражданского мира.

6.

Промежуточная
аттестация

1

1

66

3

Итого

Кол-во
часов

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».