Разговоры о важном ООО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Администрация Приокского района
МБОУ «Школа № 34»

Приложение № 29
к основной образовательной программе
основного общего образования
Муниципального бюджетного
общеобразовательного
учреждения «Школа № 34»
утвержденной приказом директора МБОУ «Школа №34»
от

«_1_»___июня___2022г. №_190-о

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Разговоры о важном»
направление: духовно-нравственное

г.Нижний Новгород 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных
потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов
освоения программы среднего общего образования с учётом выбора участниками
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить
единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования:
не только на уроке, но и за его пределами.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Педагог помогает обучающемуся:

в формировании его российской идентичности;

в формировании интереса к познанию;

в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношение к правам и свободам других;

в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;

в создании мотивации для участия в социально-значимой деятельности;

в развитии у школьников общекультурной компетентности;

в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;

в осознании своего места в обществе;

в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;

в формировании готовности к личностному самоопределению.
Занятия по программе проводятся в формах, позволяющих обучающемуся
вырабатывать собственную мировозренческую позицию по обсуждаемым темам (беседы,
деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы)
Программа реализуется в течение одного учебного года, занятия проводятся 1 раз в
неделю.
Промежуточная аттестация проводится в форме творческого задания, основывается
на встроенном педагогическом наблюдении по системе оценки «Зачёт/незачёт». По итогам
промежуточной аттестации классным руководителем оформляется ведомость.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых
форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и

многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное
состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из
социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными
навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений,

поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды; открытость опыту и знаниям
других; повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие; умение анализировать и выявлять
взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом
влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять различные
методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из
источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать,
анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно
выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать надёжность
информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно; эффективно систематизировать информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения
с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать
мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по

критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять сферу ответственности.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать ответственность за
решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять
причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать
соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его
мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и
других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать
всё вокруг.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» представлены с учётом специфики содержания предметных
областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности; формирование умений речевого взаимодействия: создание устных
монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений,
чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы; участие в
диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации,
сообщение информации; овладение различными видами чтения (просмотровым,
ознакомительным, изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию
текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной
форме содержания текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и
скрытой информации в тексте; извлечение информации из различных источников, её
осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы
и её роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства
многонационального народа Российской Федерации; понимание специфики литературы
как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного,
делового, публицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира,
отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них
художественных смыслов; овладение умением пересказывать прочитанное произведение,
используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие умения
участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы,
соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии;
давать аргументированную оценку прочитанному.
Иностранный язык: умение сравнивать, находить черты сходства и различия в
культуре и традициях народов России и других стран.

Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации
технических средств информационно-коммуникационных технологий; умение соблюдать
сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями
на любых устройствах и в Интернете, выбирать безопасные стратегии поведения в Сети.
История: соотносить события истории разных стран и народов с историческими
периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и
истории России; определять современников исторических событий, явлений, процессов;
умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные
исторические эпохи; умение рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах
истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя
понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат,
исторических понятий; умение выявлять существенные черты и характерные признаки
исторических событий, явлений, процессов; умение устанавливать причинноследственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений,
процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями
XX — начала XXI в.; умение определять и аргументировать собственную или
предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя
источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей
современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей
мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к
историческому наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах
человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как
базового социального института; о характерных чертах общества; о содержании и значении
социальных норм, регулирующих общественные отношения; о процессах и явлениях в
экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни общества; об основах
конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации,
правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего);
о системе образования в Российской Федерации; об основах государственной бюджетной и
денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования,
противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности
личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; умение
характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе
защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение
Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость,
взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность
истории нашей Родины); умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для
сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных
сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; умение устанавливать и
объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах
общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия
общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и
государства; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в
государстве; умение использовать полученные знания для объяснения (устного и
письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности;
умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный

социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и
норм своё отношение к явлениям, процессам социальной действительности; умение
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать
социальную информацию, соотносить её с собственными знаниями о моральном и
правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; умение
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия
моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности;
осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; осознание ценности
культуры и традиций народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных
свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества
жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных
практических задач своего населённого пункта, Российской Федерации, мирового
сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; умение устанавливать взаимосвязи
между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и
процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; умение
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Знакомство с платформой «Россия — страна возможностей». Возможности, которые
предоставляет платформа «Россия — страна возможностей».
Родина — не только место рождения. История, культура, научные достижения: чем
мы можем гордиться?
Мечты и фантазии человека о космических полётах. К. Э. Циолковский —
основоположник ракетодинамики и теоретической космонавтики. Герои освоения космоса.
1 октября — Международный день пожилых людей. Почитание старшего поколения.
Возрастные изменения — не повод быть исключённым из жизни семьи и общества.
Ценность профессии учителя. Учителя в годы Великой Отечественной войны.
Современный учитель: какой он?
История формирования понятий «род» и «отец». Образ отца в отечественной
литературе. Качества настоящего отца. Равноправие родителей в семье.
Уникальность музыки каждого народа. Музыкальные инструменты. Виды
искусства, где музыка — неотъемлемая часть.
Дом, в котором мы живём. Идеальные отношения в семье: какие они?
Семейные ценности.
Смутное время в истории нашей страны. Самозванцы — одна из причин
продолжавшейся Смуты. Ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и земским
старостой Кузьмой Мининым. Примеры единения народа не только в войне.
Разнообразие культуры народов России. Традиции разных народов. Уважение
между людьми разных национальностей — основа межкультурного общения. Влияние
многоязычия на толерантность. Почему языки исчезают?
Мама — важный человек в жизни каждого. Материнская любовь — простая и
безоговорочная. Легко ли быть мамой?
Герб — символ государства. У каждой страны свой герб. Значение триколора.
История российского флага.

История создания Красного Креста. Особенности волонтёрской деятельности.
Волонтёрство в России.
Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они? Россия
начинается с меня?
Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение
обязанностей. Ответственность — это осознанное поведение.
История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России и в
других государствах.
Новый год — праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции. Новогодние
приметы.
Отношение к личной информации. Добавление «друзей» в Сети. Всё, что попадает в
Сеть, остаётся там навсегда.
Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паёк.
Способы выживания ленинградцев. О провале планов немецких войск.
Авторитет К. С. Станиславского в области сценического искусства. Некоторые
факты его биографии. Основные идеи системы Станиславского.
Цивилизация без научных достижений. Научные и технические достижения в нашей
стране. Достижения науки в повседневной жизни. Плюсы и минусы научно-технического
прогресса.
Географические особенности и природные богатства России. Многочисленные
народы России. Единый перечень коренных малочисленных народов (47 этносов).
Российская культура. Чем славится Россия?
День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её
выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. Задачи армии в мирное время.
Мотивация добрых дел. Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Проблемы,
с которыми сталкиваются добрые люди.
Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин. Освоение женщинами «мужских»
профессий. Традиционность подхода «мужчина — добытчик, женщина — хранительница
очага»: изменились ли роли?
Сергей Владимирович Михалков — поэт, драматург, баснописец, сказочник,
сатирик, сценарист, общественный деятель. Страсть С. В. Михалкова к стихотворчеству.
Работа в армейской печати во время Великой Отечественной войны. Решение
правительства России о смене гимна. Вторая редакция текста гимна.
Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова.
Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.
Сила театрального искусства. Читка пьес — особый жанр театрального искусства.
Кино и театр: аргументы за и против.
Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавтырекордсмены. Подготовка к полёту — многолетний процесс.
Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и народов Европы во
время Второй мировой войны. Международный военный трибунал в Нюрнберге.
Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Геноцид в
современном мире.
День Земли — призыв задуматься о сохранности планеты. Экологические проблемы
как следствие безответственного поведения человека. Соблюдать экоправила — не так
сложно.
История Праздника труда. Труд — это право или обязанность человека?
Работа мечты. Жизненно важные навыки.

История появления праздника День Победы. Поисковое движение России. Могила
Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы.
19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель её создания и
деятельность. Распад пионерской организации. Причины, по которым дети объединяются.
Разные представления о счастье. Слагаемые счастья. Рецепт счастливой жизни.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Темы
День знаний / Россия
— страна
возможностей
(1 час)

Основное содержание
Знакомство с платформой «Россия
— страна возможностей».
Возможности, которые
предоставляет платформа «Россия
— страна возможностей»

Деятельность школьников
Участие во вступительной беседе.
Просмотр ролика «История
успеха».
Участие в мотивационной беседе
о чертах характера, которые
присущи людям с активной
жизненной позицией, о мечтах и о
том, как можно их достигнуть.
Просмотр проморолика «Россия
— страна возможностей»

Родина — не только место
рождения. История, культура,
научные достижения: чем мы
можем гордиться?

Участие во вступительной беседе
о России. Просмотр ролика о
России. Участие в работе с
пословицами.
Интерактивное задание «Своя
игра». Участие в инсценировке и
решении проблемных ситуаций с
дальнейшим обсуждением

Мечты и фантазии человека о
космических полетах. К. Э.
Циолковский — основоположник
ракетодинамики и теоретической
космонавтики. Герои освоения
космоса

Участие во вступительной беседе
о мечтах и фантазиях человека о
космических полётах. Участие в
викторине о космонавтике.
Просмотр видеоролика.
Участие в групповой работе:
знакомство с героями освоения
космоса. Участие в беседе о К. Э.
Циолковском

5–7 классы:
«Мы — Россия.
Возможности —
будущее»
8–9 классы:
«Мы — Россия.
Возможности —
будущее»
Наша страна —
Россия (1 час)
5–7 классы:
«Что мы Родиной
зовём?»
8–9 классы:
«Мы — жители
большой страны»
165 лет со дня
рождения
К. Э. Циолковского (1
час)
5–7 классы:
«Невозможное сегодня
станет возможным
завтра (К. Э.
Циолковский)»
8–9 классы:
«Невозможное сегодня
станет возможным
завтра (К. Э.
Циолковский)»

День пожилых людей
(1 час)
5–7 классы:
«Обычаи и традиции
моего народа: как
прошлое соединяется с
настоящим?»

1 октября — Международный день
пожилых людей. Почитание
старшего поколения. Возрастные
изменения — не повод быть
исключённым из жизни семьи и
общества

Участие во вступительной беседе
о Международном дне пожилых
людей. Просмотр видеоролика.
Участие в групповой работе:
составляем «Кодекс уважения и
поддержки пожилых людей»

Ценность профессии учителя.
Учителя в годы Великой
Отечественной войны.
Современный учитель: какой он?

Просмотр видеоролика.
Участие в командной работе:
каким должен быть современный
учитель? (Создание кластера.)
Участие в дискуссии на одну из
предложенных тем: «Если бы я
был учителем, какими качествами
обладал…, как относился бы к
ученикам…, как готовился к
занятиям…, какие
вспомогательные средства
использовал для проведения
уроков?»;
«Как сделать урок интересным?»;
«Что нужно, чтобы понимать
своих учеников?»; «Нужно ли
учителю учиться?»
Просмотр видеоролика.
Знакомство с литературными
образами отца.
Участие в групповой работе по
соотнесению текста и
высказывания известного
человека об отце.
Участие в беседе о нравственных
качествах отца.
Обмен мнениями о том, какое из
предложенных высказываний
ближе всего школьникам

8–9 классы:
«Обычаи и традиции
моего народа: как
прошлое соединяется с
настоящим?»
День учителя (1 час)
5–7 классы:
«Если бы я был
учителем…»
8–9 классы:
«Какие качества
необходимы
учителю?»

День отца (1 час)
5–7 классы:
«Отчество — от слова
„отец“»
8–9 классы:
«Отчество — от слова
„отец“»

История формирования понятий
«род» и «отец». Образ отца в
отечественной литературе.
Качества настоящего отца.
Равноправие родителей в семье

День музыки (1 час)
5–7 классы:
«Что мы музыкой
зовём»
8–9 классы:
«Что мы музыкой
зовём»
Традиционные
семейные ценности (1
час)

Уникальность музыки каждого
народа. Музыкальные
инструменты. Виды искусства, где
музыка — неотъемлемая часть

Дом, в котором мы живём.
Идеальные отношения в семье:
какие они?
Семейные ценности

5–7 классы:
«Счастлив тот, кто
счастлив у себя дома»
8–9 классы:
«Счастлив тот, кто
счастлив у себя дома»
День народного
единства
(1 час)
5–7 классы:
«Мы — одна страна»
8–9 классы:
«Мы — одна страна»

Смутное время в истории нашей
страны. Самозванцы — одна из
причин продолжавшейся Смуты.
Ополчение во главе с князем
Дмитрием Пожарским и земским
старостой Кузьмой Мининым.
Примеры единения народа не
только в войне

Групповая работа по созданию
кластера
«Музыка» в зависимости от
ассоциаций, которые возникают
от слова «музыка». Просмотр
видеоролика.
Участие в дискуссии о видах
искусства, где музыка —
неотъемлемая часть
Просмотр вступительного
видеоролика о доме, в котором
мы живем.
Интерактивное задание
«Собираем рассыпавшиеся
пословицы».
Участие в разыгрывании и
анализе проблемных ситуаций,
связанных с жизнью в семье
Участие во вступительной беседе
о появлении праздника День
народного единства. Знакомство с
исторической справкой о
событиях Смутного времени.
Работа в группах: если бы вы
жили в Смутное время, в чём вы
бы увидели причины появления
народных ополчений? Обмен
мнениями.
Дискуссия о том, что 4 ноября
1612 года воины народного
ополчения продемонстрировали
образец героизма и сплочённости
всего народа вне зависимости от
происхождения, вероисповедания
и положения в обществе.
Дискуссия о том, когда ещё люди
чувствуют, что им надо
объединяться?
Блицопрос о том, что в Москве
нам напоминает о событиях 1612
года

Мы разные, мы вместе Разнообразие культуры народов
(1 час)
России. Традиции разных народов.
Уважение между людьми разных
5–7 классы:
национальностей — основа
«Языки и культура
межкультурного общения. Влияние
народов России:
многоязычия на толерантность.
единство в
Почему языки исчезают?
разнообразии»
8–9 классы:
«Языки и культура
народов России:
единство в
разнообразии»
День матери (1 час)
5–7 классы:
«Мама — главное
слово в каждой
судьбе»

Мама — важный человек в жизни
каждого. Материнская любовь —
простая и безоговорочная.
Легко ли быть мамой?

8–9 классы:
«Мама — главное
слово в каждой
судьбе»
Символы России
(Гимн, Герб) (1 час)
5–7 классы:
«Двуглавый орёл:
история легендарного
герба»
8–9 классы:
«Двуглавый орёл:
история легендарного
герба»
День добровольца (1
час)
5–7 классы:
«Жить — значит
действовать»
8–9 классы:
«Жить — значит
действовать»

Герб — символ государства. У
каждой страны свой герб. Значение
триколора. История российского
флага

История создания Красного
Креста. Особенности волонтёрской
деятельности. Волонтёрство в
России

Блицопрос: какие народы,
живущие в России, вы можете
назвать? (По последним данным в
России проживает более 190
народов.)
Знакомство с традициями
народов, живущих на территории
России.
Участие в дискуссии о том, что
объединяет людей разных
национальностей в одной стране,
что им в этом помогает
Участие в игре «Незаконченное
предложение», во время которой
каждый школьник продолжает
предложение «Первое, что
приходит в голову, когда я слышу
слово „мама“».
Участие в групповом обсуждении
случаев недопонимания мам и
детей.
Поиск причин этого в процессе
групповой работы.
Участие в беседе о том, что
делает наших мам счастливыми
Участие во вступительной беседе
о гербе России: что олицетворяет
герб России, где его можно
увидеть?
Участие в беседе о том, когда
каждый из нас чувствовал
гордость при виде
государственных символов нашей
страны

Знакомство школьников с
информацией о создании в
Международного Комитета
Красного Креста.
Участие в обсуждении вопроса
«Действительно ли создание
именно этой организации можно
считать началом волонтёрского
движения?».
Работа в группах по составлению
списка особенностей
волонтёрской деятельности.
Обмен историями из жизни о

День Героев Отечества Россия — страна с героическим
(1 час)
прошлым. Современные герои —
кто они? Россия начинается с
5–7 классы:
меня?
«В жизни всегда есть
место подвигу?»
8–9 классы:
«Россия начинается с
меня?»
День Конституции (1
час)
5–7 классы:
«Настоящая
ответственность
бывает только
личной».
(Ф. Искандер)
8–9 классы:
«Повзрослеть — это
значит, чувствовать
ответственность за
других». (Г. Купер)
Рождество (1 час)
5–7 классы:
«Светлый праздник
Рождества»

Значение Конституции для
граждан страны. Знание прав и
выполнение обязанностей.
Ответственность — это осознанное
поведение

История праздника Рождества
Христова. Рождественские
традиции в России и в других
государствах

8–9 классы:
«Светлый праздник
Рождества»

Тема нового года.
Новый год — праздник всей семьи.
Семейные праздники и Новогодние семейные традиции.
мечты (1 час)
Новогодние приметы
5–7 классы:
«Зачем мечтать?»
8–9 классы:
«Полёт мечты»

волонтёрской деятельности
Участие во вступительной беседе
о непростой судьбе нашей
страны, о войнах, которые выпали
на долю народа, и о героизме тех,
кто вставал на её защиту.
Участие в дискуссии о том, есть
ли место героизму сегодня?
Обсуждение мнений школьников.
Участие в игре «Согласен—не
согласен»
Участие во вступительной беседе
о значении слова «конституция» и
о жизни без конституции.
Участие в обсуждении ситуаций,
в которых было нарушение прав
или невыполнение обязанностей.
Участие в игре «Незаконченное
предложение», во время которой
каждый школьник продолжает
предложение «Нужно знать
Конституцию, потому что…»
Участие в дискуссии об
осознанном поведении и личной
ответственности
Участие в блицопросе «История
рождения Христа».
Работа в группах: обсуждаем
рождественские традиции (кто
больше вспомнит). Какие
рождественские традиции других
стран вам больше всего нравятся?
Игра «Найди связь»: педагог
называет слово, связанное с
Рождеством, а школьники
рассказывают, как оно с ним
связано.
Работа в парах: придумать
нетривиальное пожелание на
Рождество
Игра «Вопрос из шляпы» (Всё ли
вы знаете о Новом годе?).
Участие в дискуссии «Поделись
новогодней традицией, которая
объединяет семью».
Участие в беседе о том, что чаще
всего мы мечтаем о материальных
подарках, но есть ли что-то, что
мы хотели бы изменить в себе в
Новом году?
Участие в разговоре о новогодних

Цифровая
Отношение к личной информации.
безопасность и гигиена Добавление «друзей» в Сети. Всё,
школьника (1 час)
что попадает в Сеть, остаётся там
навсегда
5–7 классы:
«Как не попасть в
цифровые ловушки?»
8–9 классы:
«Правила
продвинутого
пользователя
Интернета»
День снятия блокады
Ленинграда (1 час)
5–7 классы:
«Люди писали
дневники и верили, что
им удастся прожить и
ещё один день». (Д. С.
Лихачёв)
8–9 классы:
«Ты выжил, город на
Неве…»

Голод, морозы, бомбардировки —
тяготы блокадного Ленинграда.
Блокадный паёк. Способы
выживания ленинградцев. О
провале планов немецких войск

приметах
Участие в обсуждении того, что
относится к личной информации.
Участие в беседе о тех, кого мы
добавляем в «друзья», о том, что
могут рассказать о вас ваши
фотографии.
Работа в группах: делаем памятку
для школьников. (используем
ватман, карандаши, фломастеры и
т. д.)

Участие в блицопросе «Что вы
знаете о блокаде Ленинграда;
каким образом город попал в
кольцо; зачем Гитлер хотел
захватить город; почему
Ладожское озеро называют
дорогой жизни?».
Участие в обсуждении
неписанных правил выживания:
Не съедать весь выданный хлеб
сразу.
Стоя в очереди за
продовольствием, люди
прижимались друг к другу: с
одной стороны, чтобы не
пропускать полукриминальных
личностей, а с другой — чтобы
сохранить тепло.
При бомбардировках люди знали,
где находится бомбоубежище и
какой путь является наиболее
безопасным. На улицах
размещали таблички «Граждане!
При артобстреле эта сторона
улицы наиболее опасна!».
Не ложиться и всё время что-то
делать. Беседа о том, что ещё
помогало людям выстоять.
Работа в парах с дальнейшим
обобщением: почему планам
Гитлера не суждено было
сбыться?

160 лет
со дня рождения К. С.
Станиславского
(Великие люди
России) (1 час)

Авторитет К. С. Станиславского в
области сценического искусства.
Некоторые факты его биографии.
Основные идеи системы
Станиславского

Самостоятельная работа
«Знакомство с некоторыми
фактами биографии К. С.
Станиславского».
Участие в обсуждении идей
системы Станиславского. Могут
ли они пригодиться людям
других профессий?
Участие в дебатах о том, стоит ли
приучать детей к театру с раннего
детства?

Цивилизация без научных
достижений. Научные и
технические достижения в нашей
стране. Достижения науки в
повседневной жизни. Плюсы и
минусы научно-технического
прогресса

Участие во вступительной беседе
о том, какой была бы жизнь
человека без научных
достижений.
Участие в беседе об основных
научных и технических
достижениях в нашей стране.
Участие в блицопросе «Примеры
использования достижений науки
в повседневной жизни».
Работа в группах с дальнейшим
обобщением: «Плюсы и минусы
научно-технического прогресса»
Обмен мнениями «Что для вас
является удивительным в вашей
стране?».
Беседа о том, в чём причины
исчезновения малочисленных
народов России.
Мозговой штурм: как сохранить
Россию для будущих поколений

5–7 классы:
«С чего начинается
театр?»
8–9 классы:
«С чего начинается
театр?»
День российской
науки (1 час)
5–7 классы:
«Хроника научных
открытий, которые
перевернули мир»
8–9 классы:
«Научные прорывы
моей страны»
Россия и мир (1 час)
5–7 классы: «Россия в
мире»
8–9 классы: «Россия в
мире»
День защитника
Отечества (День
Армии) (1 час)
5–7 классы:
«За что мне могут
сказать „спасибо“?
(ко Дню защитника
Отечества)

Географические особенности и
природные богатства России.
Многочисленные народы России.
Единый перечень коренных
малочисленных народов (47
этносов). Российская культура. Чем
славится Россия?
День защитника Отечества:
исторические традиции. Профессия
военного: кто её выбирает сегодня.
Смекалка в военном деле. Задачи
армии в мирное время

8–9 классы:
«Тот, кто не может
благодарить, не может
и получать
благодарность»
Забота о каждом (1
Мотивация добрых дел.
час)
Подлинность намерений — то, что

Участие в интеллектуальной
разминке
«Что вы знаете о Дне защитника
Отечества».
Участие в дискуссии о причинах
выбора профессии военного.
Участие в работе в парах:
знакомство с примерами военных
действий, в которых выручала
смекалка.
Участие в беседе о том, как
жители России выражают свою
благодарность защитникам
Отечества
Участие в игре «Незаконченное
предложение», во время которой

5–7 классы:
«Включайся!»

у тебя внутри. Проблемы, с
которыми сталкиваются добрые
люди

8–9 классы:
«Мы всё можем»
Международный
женский день (1 час)
5–7 классы:
«Мамина карьера»
8–9 классы:
«Мужских и женских
профессий больше
нет?»
Гимн России
(110 лет со дня
рождения советского
писателя и поэта,
автора слов гимнов
Российской Федерации
и СССР С. В.
Михалкова) (1 час)
5–7 классы:
«Гимн России»
8–9 классы:
«Гимн России»
День воссоединения
Крыма с Россией
(1 час)
5–7 классы:
«Путешествие по
Крыму»
8–9 классы:
«Крым на карте
России»

Связь праздника 8 Марта с именем
Клары Цеткин. Освоение
женщинами «мужских» профессий.
Традиционность подхода
«мужчина — добытчик, женщина
— хранительница очага»:
изменились ли роли?

Сергей Владимирович Михалков
— поэт, драматург, баснописец,
сказочник, сатирик, сценарист,
общественный деятель.
Страсть С. В. Михалкова к
стихотворчеству. Работа в
армейской печати во время
Великой Отечественной войны.
Решение правительства России о
смене гимна. Вторая редакция
текста гимна

Красивейший полуостров с богатой
историей. История Крымского
полуострова. Значение Крыма.
Достопримечательности Крыма

каждый школьник продолжает
предложение «Я делаю добрые
дела, потому что…». По итогам
игры — участие в обсуждении
разных мотивов совершения
добрых дел.
Участие в дебатах: «Делать добро
— это значит не делать зло»
Участие во вступительной беседе
об истории праздника 8 Марта.
Работа в группах: как научнотехнический прогресс помог
женщине выбирать ранее
«мужские» профессии.
Участие в дебатах о роли
женщины в семье и в обществе
Самостоятельная работа:
знакомство с ключевыми
моментами жизни С. В.
Михалкова.
Работа в группах: предположим,
вам поручили создать личную
страничку Михалкова в
Интернете. Какую информацию
вы бы в неё поместили?
Участие в беседе о том, почему,
несмотря на большое количество
претендентов, для последней
редакции гимна выбрали стихи
именно С. В. Михалкова?
Участие в беседе о
географическом положении
Крыма с использованием карты.
Самостоятельная работа по
изучению информации по
истории Крыма. Работа в группах
с обобщением: что с древних
времён привлекало разные
народы в Крымском полуострове?
Обмен мнениями: что бы вы
рекомендовали посетить в Крыму

Всемирный день
театра (1 час)
5–7 классы:
«Как построить диалог
с искусством?»

Сила театрального искусства.
Читка пьес — особый жанр
театрального искусства. Кино и
театр: аргументы за и против

Участие во вступительной беседе
о первом походе в театр, о
тематике постановок, которые
интересно смотреть.
Участие в обсуждении ожиданий
от похода в театр.
Рассказ педагога о читке пьес в
разных театрах, где после
спектакля-читки идёт обсуждение
со зрителями.
Участие в дебатах: «Кино и театр:
аргументы за и против»

Главные события в истории
покорения космоса. Отечественные
космонавты-рекордсмены.
Подготовка к полёту —
многолетний процесс

Участие во вступительной беседе
об основных исторических
событиях в космонавтике.
Самостоятельная работа в
группах: найти в Интернете
информацию о космонавте и
сделать сообщение для
одноклассников (Герман Титов,
Валентина Терешкова, Алексей
Леонов, Светлана Савицкая,
Валерий Поляков, Елена
Кондакова, Сергей Крикалёв,
Геннадий Падалка, Анатолий
Соловьёв).
Участие в беседе о трудном
процессе подготовки к полёту
Участие в беседе о том, какими
признаками характеризуется
геноцид. Составление «облака
тегов» к понятию «геноцид».
Участие в беседе о Нюрнбергском
процессе. Участие в дискуссии о
причинах геноцида и способах
его предотвращения

8–9 классы:
«Искусство — одно из
средств
различения доброго от
злого». (Л. Толстой)
День космонавтики.
Мы — первые (1 час)
5–7 классы:
«Трудно ли быть
великим?»
8–9 классы:
«Истории великих
людей, которые меня
впечатлили» (ко Дню
космонавтики)

Память о геноциде
советского народа
нацистами и их
пособниками (1 час)
5–7 классы:
«Пока жива история,
жива память…»

Появление термина «геноцид».
Геноцид советского народа и
народов Европы во время Второй
мировой войны. Международный
военный трибунал в Нюрнберге.
Конвенция ООН о
предупреждении преступления
геноцида и наказании за него.
Геноцид в современном мире

8–9 классы:
«Есть такие вещи,
которые нельзя
простить?»
День Земли (Экология) День Земли — призыв задуматься о
(1 час)
сохранности планеты.
Экологические проблемы как
5–7 классы:
следствие безответственного
«Зелёные привычки»
поведения человека.
— сохраним природу Соблюдать эко-правила — не так
вместе
сложно
8–9 классы:
«Сохраним планету
для будущих

Участие во вступительной беседе
об истории появления праздника
День Земли. Обсуждение
экологических проблем,
существующих в России, и роли
людей в их появлении.
Работа в группах по составлению
общего списка эко-правил,
которые легко может соблюдать
каждый

поколений»
День труда (1 час)
5–7 классы:
«Как проявить себя
и свои способности?»
8–9 классы:
«Если ты не умеешь
использовать минуту,
ты зря проведёшь
и час, и день, и всю
жизнь».
(А. Солженицын)
День Победы.
Бессмертный полк (1
час)
5–7 классы:
«Подвиг остаётся
подвигом, даже если
его некому воспеть…»
(неизвестные герои
Великой
Отечественной войны)

История Праздника труда.
Труд — это право или обязанность
человека?
Работа мечты. Жизненно важные
навыки

Вступительная беседа об истории
Праздника труда.
Участие в дискуссии «Труд — это
право или обязанность
человека?».
Мозговой штурм — обсуждение
критериев работы мечты.
Блицопрос «Владеете ли вы
элементарными трудовыми
навыками?»

История появления праздника День
Победы. Поисковое движение
России. Могила Неизвестного
Солдата. Семейные традиции
празднования Дня Победы

Участие во вступительной беседе
об истории появления праздника
День Победы. Участие в беседе о
том, что заставляет тысячи
человек заниматься поиском и
захоронением останков погибших
защитников Отечества?
Обмен мнениями: есть ли в вашей
семье традиция отмечать День
Победы?

8–9 классы:
«Словом можно убить,
словом можно спасти,
словом можно полки
за собой повести...»
День детских
19 мая 1922 г. — день рождения
общественных
пионерской организации. Цель её
организаций (1 час)
создания и деятельность. Распад
пионерской организации.
5–7 классы:
Причины, по которым дети
«Может ли быть
объединяются
Тимур и его команда в
2022 году?»
8–9 классы:
«Какие существуют
детские общественные
организации?»
Про счастье (1 час)
Разные представления о счастье.
Слагаемые счастья. Рецепт
5–7 классы:
счастливой жизни
«Что человеку нужно
для счастья?»
8–9 классы:
«Дай каждому дню

Участие во вступительной беседе
о пионерской организации.
Участие в дискуссии о том, какое
должно быть детское
общественное объединение,
чтобы вам захотелось в него
вступить.
Участие в мозговом штурме по
выдвижению причин, по которым
дети объединяются.
Участие в беседе о том, какие
бывают детские общественные
объединения
Игра «Согласен — не согласен».
Работа в группах: обсуждение с
дальнейшим обобщением вопроса
«Из чего состоит счастье?».
Обсуждение притчи о счастье.
Участие в дискуссии: «Слагаемые
счастья: любовь; семья; успех;
самореализация; финансовое

шанс стать самым
лучшим в твоей
жизни». (Марк Твен).

благополучие. Этого
достаточно?»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».