Интеллектуальные игры 5-9

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Администрация Приокского района
МБОУ «Школа № 34»
Приложение № 24
к основной образовательной программе
основного общего образования
Муниципального бюджетного
общеобразовательного
учреждения «Школа № 34»
утвержденной приказом директора МБОУ «Школа №34»
от

«_1_»___июня___2022г. №_190-о

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Интеллектуальные игры»
направление: обще-интеллектуальное

г.Нижний Новгород 2022
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игра – одно из первых занятий, с которым человек знакомится еще в самом раннем
детстве. Именно играя, он познает мир, делает собственные маленькие открытия, учится
общаться с людьми. Ребенок растет, становится подростком, и его игры меняются вместе с
ним, сохраняя свои функции: объединение людей, познание, возможность совершить
открытие.
Все эти возможности предоставляют интеллектуальные игры и, прежде всего, конечно,
«Что? Где? Когда?». Обучение по программе актуально для интеллектуально одаренных
детей и подростков, так как игры, предусмотренные рабочей программой внеурочной
деятельности, способствуют развитию основных характеристик творческого и логического
мышления. Поиск ответа за достаточно малое (всего 1 минута) время учит концентрации
внимания, быстроте принятия решений. Элементы проектной и организаторской деятельности
способствуют развитию навыков самостоятельной работы. Одним из важных воспитательных
моментов является командный характер игры. Чтобы добиться результата, надо уметь слушать
товарища, уважать его мнение, объективно оценивать и принимать коллективное решение.
Навыки коллективной работы, полученные в игре, находят применение, как в школьной, так и
во внеучебной деятельности обучающихся.
Занятия способствуют воспитанию нравственных и моральных качеств детей и
подростков, так как соблюдение правил игры и честность по отношению к сопернику является
одним из важнейших принципов игры. И еще одна отличительная черта – уважение к своей
команде, к организаторам и к противнику. Дружеская атмосфера на занятиях позволяет
избавиться от агрессии к сопернику по игре, создать доброжелательный настрой по
отношению ко всем играющим. «Что? Где? Когда?» не только игра, но и спорт. А для спорта
важно постоянное самосовершенствование, работа над собой. Ни один спортсмен не добьется
успеха без волевых качеств, самообладания и стремления к победе – то же касается и
участника интеллектуальной игры.
Один из самых сложных моментов не только в игре, но и в жизни,- не обратить
внимания на неудачу, не бросить начатое дело. Но еще сложнее адекватно воспринять свою
собственную победу. Тренировки делают и победы, и поражения регулярными, превращают их
в обыденные происшествия и воспитывают спокойное отношение к ним.
Программа имеет общеинтеллектуальную направленность.
Педагогическая целесообразность обучения по программе «Клуб интеллектуальных
игр» состоит в том, что программа ориентируется на следующие принципы:
 Учет возрастных особенностей: содержание программы рассчитано на обучающихся 1115 лет. Работа в группе позволяет реализовать стремление к общению, присущее детям
этого возраста, а игровые формы делают процесс обучения увлекательным.
 Принцип связи теории с практикой: применяя полученные навыки коллективной работы
на практике (в том числе и в школе), обучающиеся добиваются больших успехов.
 Принцип индивидуализации программы: для каждого находится особая роль в команде,
в зависимости от его личностных особенностей, и ведется индивидуальная работа.
 Принцип межпредметности: все предусмотренные программой игры основаны на
достижениях разных наук и благодаря этому создают у детей системную и целостную
научную картину мира.
Цель программы: развитие интеллектуального потенциала и повышение эрудиции
одаренных детей.
2

Задачи обучения:
1. Воспитательные задачи:
 формирование навыков коллективного принятия решений;
 формирование адекватного отношения к игре, своей победе или неудаче.
2. Развивающие задачи:
 развитие мотивации к интеллектуальной деятельности;
 формирование межпредметных связей;
 развитие ассоциативного, логического и творческого мышления.
3. Обучающие задачи:
 знакомство с методом «мозгового штурма»;
 обучение самостоятельному оперативному принятию решений.
Ожидаемые результаты:
1. знание правил интеллектуальных игр;
2. знание особенностей применения метода «мозгового штурма»;
3. знание особенностей распределения ролей в команде;
4. умение самостоятельно принимать игровые решения;
5. умение принимать решения в условиях командной работы
Программа направлена на раскрытие и развитие отдельной личности, одной из главных
задач программы становится объединение отдельных самостоятельных игроков в команду.
Немалая часть занятий в программе обучения посвящена написанию вопросов «Что? Где?
Когда?». Эта форма работы не только помогает лучше понять специфику игры и вследствие
этого улучшить результаты, но и позволяет развить навыки научной аргументации и грамотной
критики.
Формой контроля и способом определения результативности обучения является участие в
интеллектуальных мероприятиях школьного уровня.
Возраст обучающихся по программе: дети и подростки 11–15 лет (учащиеся 5-9
классов). Широкий охват возрастов обусловлен спецификой клубной деятельности:
направленностью на личный опыт обучающихся, возможностью объединять разновозрастных
детей в одну группу, а также повышенным интеллектуальным развитием обучающихся клуба.
В программу входит проведение консультаций при работе над индивидуальной или
групповой проектной деятельностью, подготовке капитанов команд и организаторов игр. В
консультации могут участвовать как команды, так и отдельные игроки по мере подготовки к
проведению или участию в мероприятиях.
При проведении занятий используются словесные (устное изложение, беседа,
объяснение), наглядные (показ иллюстраций), практические (тренировочные игры,
практические занятия по написанию игровых материалов) методы обучения.
Формы проведения занятий:
 беседа;
 тренировочные упражнения;
 игра;
 конкурс;
 сообщения;
 мультимедийный час;
 видеоурок;
3



презентация.
Основной формой проведения занятий является игра.
Новизна программы заключается в том, что Клуб интеллектуальных игр предлагает
детям много форм игровой деятельности помимо «Что? Где? Когда?» и «Своей игры», таких
как «Травести», «Ассоциаци», «Словарь», каждая из которых помогает в развитии
логического, творческого и абстрактного мышления, повышает общую эрудицию
обучающихся. При разработке программы учтены нормативные документы РФ об
образовании.
Формы подведения
программы:











итогов

реализации

дополнительной

образовательной

Формы и способы проверки результата
устный опрос;
интеллектуальный тест;
контрольные вопросы;
конкурс на лучший вопрос;
интеллектуальная игра;
конкурсные вопросы;
мультимедийная викторина;
мультимедийная интеллектуальная игра;
блиц-опрос;
участие в различных конкурсах школьного, районного и городского уровней.
Прогнозируемые результаты

На данном этапе обучения занятия направлены на совершенствование познавательных
навыков, овладение приемами решения творческих, более сложных задач, определенным
фондом знаний.
После прохождения курса обучения учащиеся
должны знать:
 правила составления вопросов;
 алгоритмы решения задач, рассуждения;
 типы вопросов интеллектуальных игр;
 правила интеллектуальных игр.
должны уметь:
 играть в интеллектуальные игры по правилам данной игры;
 извлекать необходимые знания из литературы;
 самостоятельно выбирать средства для решения учебной задачи;
 осознавать свое незнание, находить причину сделанной ошибки;
 сравнивать результаты своей деятельности с эталоном;
 самостоятельно оценивать процесс;
 регулировать своим эмоции, поведение.

4

Промежуточная аттестация проводится в форме творческого задания, основывается на
встроенном педагогическом наблюдении по системе оценки «Зачёт/незачёт». По итогам
промежуточной аттестации классным руководителем оформляется ведомость.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обучение по программе должно дать следующие результаты:
Личностные результаты
 положительное отношение к интеллектуальной деятельности;
 широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;



интерес к новому содержанию и новым способам познания;
ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя,
взрослых, товарищей, родителей;



способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской
деятельности.



в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, какой поступок совершать;



умение обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение

Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности;
 учиться высказывать свое предположение;
 принимать и сохранять учебную задачу;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
 планировать свои действия;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
 адекватно воспринимать оценку учителя;
 различать способ и результат действия;
 оценивать свои действия;
 вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
 выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные УУД:


осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с
использованием
учебной и
дополнительной литературы
в открытом
информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;



использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и
представления их результатов;
5














высказываться в устной и письменной формах;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских
задач;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент,
умозаключение, вывод и т.п.;



видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить
наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и
выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Коммуникативные УУД:






донести свою позицию до других: оформлять свою мысль, в устной и письменной
речи;
слушать и понимать речь других;
вырабатывать общее решение;
совместно договариваться о правилах общения и поведения во время игры и
следовать им

Предметными результатами является сформированность следующих умений:













анализировать и решать задачи повышенной трудности;
решать нестандартные и логические задачи;
решать ребусы и кроссворды
допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Разделы программы

Содержание

Формы

Виды
6

Вводное занятие.
Техника безопасности.

Инструктаж по технике
безопасности, задания на
креативное мышление

индивидуально и в группах
Интеллектуальное
Подготовка к турнирам.
многоборье, знакомство Учащиеся изучают типы
с правилами игры в
интеллектуальных игр, которые
команде на турнирах.
входят в многоборье, могут
решать простой уровень.
Учащиеся работают в команде
на общий результат, слышат
друг друга.
Классификация игр со
Разбор следующих типов
словами
заданий: Путаница, Буквомесы,
Загадки слов В.И. Даля,
Палиндромы, Алфавит, Поле
чудес. Разбор правил
составления ребусов,
тренировка в их составлении и
отгадывании.
Изучение командных
Знакомство с правилами игры в
игр
«Что? Где? Когда?», «Брейн
ринг», «Кроссворд –шоу».
Классификация игр на
Разбор следующих типов
логические операции
заданий: Эрудит-лото,
Гуггенхейм, Пентагон.
Учащиеся различают разные
типы заданий, умеют решать на
простом уровне.
Разбор игр, основанный Знакомство с шарадами, с
на анализе и
перевертышами. Учащиеся
перестановке частей
знакомятся с принципом
слов
построения и решения шарад,
учатся выполнять задания на
переворот слов на основе
синонимичности –
антономичности.
Стихотворные игры со Знакомство с игрой Буриме,
словами
Бескрылки.
Игры индивидуально – Знакомство с играми «Есть
командного зачета
контакт», «Своя игра», «О,
счастливчик», «Эрудит –
квартет», «Мафия», «Сверьте

организации
Беседа

деятельности
Познавательная

Беседа
Занятиепрактикум

Познавательная

Занятиепрактикум
Познавательная

занятиепрактикум

Познавательная

занятиеисследование
Познавательная

занятиеисследование
Познавательная

занятиепрактикум
занятиепрактикум

Познавательная

Познавательная

7

Интеллектуальное
многоборье
Игры на развитие
ассоциативного
мышления
Проведение смешанных
тренировок

даты»
Знакомство с играми «Угадай
мелодию», «Да-нетки»

занятиепрактикум

Познавательная

Знакомство с играми
«Крокодил», «Цветомузыка»

занятиепрактикум

Познавательная

турнир

Познавательная

Турниры между учащимися по
играм «Что? Где? Когда?»,
«Кроссворд –шоу», «Брейн –
ринг», «Музыкальный «Что?
Где? Когда?», «Интеллект –
ассорти»

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ п/п
Тема занятия
1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
ИТОГО:

№ п/п

Количество
часов
1
1

Вводное занятие. Техника безопасности.
Интеллектуальное многоборье, знакомство с правилами игры в
команде на турнирах.
Классификация игр со словами
Путаница
Буквомесы
Загадки слов В.И. Даля
Палиндромы
Алфавит
Поле - чудес
Ребусы
Классификация игр на логические операции
Эрудит –лото
Гуггенхейм
Пентагон
Разбор игр, основанный на анализе и перестановке частей слов
Шарады
Перевертыши
Стихотворные игры со словами
Буриме
Интеллектуальное многоборье
Угадай мелодию
Да -нетки
Итоговое занятие

6 класс
Тема занятия

2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
1
34

Количество
8

1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
ИТОГО:

Вводное занятие. Техника безопасности.
Интеллектуальное многоборье, знакомство с правилами игры в
команде на турнирах.
Изучение командных игр
Что? Где? Когда?
Брейн –ринг
Кроссворд -шоу
Игры индивидуально – командного зачета
Есть контакт
Своя игра
О, счастливчик
Эрудит –квартет
Мафия
Сверьте даты
Игры на развитие ассоциативного мышления
Крокодил
Итоговое занятие

7 класс
№ п/п
Тема занятия
1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
ИТОГО:

Вводное занятие. Техника безопасности.
Интеллектуальное многоборье, знакомство с правилами игры в
команде на турнирах.
Стихотворные игры со словами
Бескрылки
Проведение смешанных тренировок
Что? Где? Когда?
Кроссворд –шоу
Брейн –ринг
Музыкальный «Что?Где? Когда?
Интеллект -ассорти
Игры индивидуально –командного зачёта
Своя игра
Эрудит -квартет
Игры на развитие ассоциативного мышления
Цветомузыка
Итоговое занятие

часов
1
1

6
6
6
2
2
2
2
2
1
2
1
34

Количество
часов
1
1

2
4
6
6
2
3
4
2
2
1
34

8 класс
№ п/п
1

Наименование тем
Вводное занятие

Количество
часов
1
9

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Философское мировоззрение
Телевизионные интеллектуальные игры
Лингвистические игры
Занимательные вопросы
Типы вопросов для игры «Что? Где? Когда?»
Командное взаимодействие и сплочение команд. Основные
понятия
Метод «мозгового штурма» и его применение в
интеллектуальных играх
Проектная деятельность. Написание вопросов к играм «Что?
Где? Когда?» и др.
Конкурс составления вопросов
Игра по вопросам членов участников
Религии мира
Чудеса света
Путешественники и открытия
Правила работы с энциклопедическим словарем
Правила поиска и отбора информации в сети Интернет
Правила поиска и отбора информации в библиотеке
Игра «Лестница знаний»
Игра «Интеллектуальный бумеранг»
«Интеллект – бой»
«Своя игра»
«Эрудит – лото»
«Слабое звено»
«Десятка»
«Один за всех»
«Брейн-ринг»
Игры «Что? Где? Когда?»
Итоговое занятие
Итого

1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
34

9 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Наименование тем
Вводное занятие
Философское мировоззрение
Телевизионные интеллектуальные игры
Лингвистические игры
Занимательные вопросы
Типы вопросов для игры «Что? Где? Когда?»
Командное взаимодействие и сплочение команд. Основные
понятия
Метод «мозгового штурма» и его применение в
интеллектуальных играх
Проектная деятельность. Написание вопросов к играм «Что?
Где? Когда?» и др.
Конкурс составления вопросов
Игра по вопросам участников

Количество
часов
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
10

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Религии мира
Чудеса света
Путешественники и открытия
Правила работы с энциклопедическим словарем
Правила поиска и отбора информации в сети Интернет
Правила поиска и отбора информации в библиотеке
Игра «Лестница знаний»
Игра «Интеллектуальный бумеранг»
«Интеллект – бой»
«Своя игра»
«Эрудит – лото»
«Слабое звено»
«Десятка»
«Один за всех»
«Брейн-ринг»
Игры «Что? Где? Когда?»
Итоговое занятие
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
34

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».