Музыка 5-8 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Администрация Приокского района
МБОУ «Школа № 34»
Приложение № 18
к основной образовательной программе
основного общего образования
Муниципального бюджетного
общеобразовательного
учреждения «Школа № 34»
утвержденной приказом директора МБОУ «Школа №34»
от

«_1_»___июня___2022г. №_190-о

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебного предмета
«Музыка»
(для 5-8 классов образовательных организаций)

г.Нижний Новгород 2022

Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом:
 распределённых по модулям проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования
по предмету «Музыка»;
 Примерной программы воспитания.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка – универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие
художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий
уровень обобщённости, с другой – глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития
внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой,
другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие
качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание,
содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать
образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов
и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и
отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в
свёрнутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не
только через сознание, но и на более глубоком – подсознательном – уровне.
Музыка – временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки
развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных
связей и логики развития событий, обогащать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.

Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом музыкальное обучение
и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие
ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Примерная рабочая программа разработана с целью оказания методической
помощи учителю музыки в создании рабочей программы по учебному предмету
«Музыка». Она позволит учителю:
1) реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к
формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
2) определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с
ФГОС ООО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря
2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря
2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной образовательной программой
основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от
04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от
2 июня 2020 г . №2/20);
3) разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные
виды учебной деятельности для освоения учебного материала.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания
ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание самоценности творческого развития человека,
уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы – воспитание музыкальной культуры
как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ

произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по
следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной
коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа
авто- коммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней
мотивации к интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный
психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и
бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального
искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных
средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального
языка, характерных для различных музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного
восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в
связи с прослушанным музыкальным произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на
электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных
продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты,
фестивали, представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства

6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов
народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в
истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса
школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»; модуль № 5 «Русская
классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и на- правления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»; модуль № 9
«Жанры музыкального искусства».
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Образовательная организация может выбрать один из них либо самостоятельно разработать и утвердить иной вариант тематического планирования, в том
числе с учётом возможностей внеурочной и внеклассной деятельности, эстетического компонента Программы воспитания образовательного учреждения.
Учебная нагрузка, составляет не менее 1 академического часа в неделю. Общее
количество – не менее 136 часов (по 34 часа в год).
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в
том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков, рассчитанных
на 3-6 часов учебного времени. Для удобства вариативного распределения в рамках календарно- тематического планирования они имеют буквенную маркировку
(А, Б, В, Г). Модульный принцип допускает перестановку блоков (например: А,
В, Б, Г); перераспределение количества учебных часов между блоками. Могут
быть полностью опущены отдельные тематические блоки в случае, если данный
материал был хорошо освоен в начальной школе.
Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий – посещений театров, музеев, концертных залов; работы над исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество часов, отводимых
на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной организации (п. 25.3 ФГОС ООО). Виды деятельности, которые может использовать в том числе (но не исключительно) учитель для
планирования внеурочной, внеклассной работы, обозначены в подразделе «На
выбор или факультативно».

Модуль № 1 «Музыка моего края»
№ блока,
Темы
Содержание
кол-во часов
А) 3-4 учеб- Фольклор – Традиционная муных часа
народное
зыка – отражение
творчество1 жизни народа.
Жанры детского и
игрового фольклора (игры, пляски,
хороводы и др.)

Б) 3-4 учебных часа

Виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Знакомство со звучанием фольклорных об- https://resh.edu.ru
разцов в аудио- и видеозаписи. Определение на слух:
— принадлежности к народной или композиторской музыке;
— исполнительского состава (вокального,
инструментального, смешанного);
— жанра, основного настроения, характера
музыки. Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр
КалендарКалендарные обЗнакомство с символикой календарных об- https://resh.edu.ru
ный фольк- ряды, традицион- рядов, поиск информации о соответствуюлор2
ные для данной
щих фольклорных традициях.
местности (осенРазучивание и исполнение народных песен,
ние, зимние, весен- танцев.
ние –
На выбор или факультативно
на выбор учителя) Реконструкция фольклорного обряда или
его фрагмента. Участие в народном гулянии, празднике на улицах своего города, посёлка

В случае, если в начальной школе тематический материал по блокам 1 и 2 уже был освоен на достаточном уровне, целесообразно повторить его сокращённо и увеличить количество учебных часов на изучение других тематических блоков.
2
При выборе данного тематического блока рекомендуется включать его в тематическое планирование в четверти, соответствующей конкретному календарному сезону.
1

Окончание
№ блока,
Темы
кол-во часов
В) 3-4 учеб- Семейный
ных часа
фольклор

Г) 3-4 учебных часа

Наш край
сегодня

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Знакомство с фольклорными жанрами семей- https://resh.edu.ru
ного цикла. Изучение особенностей их исполнения и звучания. Определение на слух
жанровой принадлежности, анализ символики традиционных образов.
Разучивание и исполнение отдельных песен,
фрагментов обрядов (по выбору учителя).
На выбор или факультативно.
Реконструкция фольклорного обряда или его
фрагмента. Исследовательские проекты по
теме «Жанры семейного фольклора»
Современная музы- Разучивание и исполнение гимна республики, https://resh.edu.ru
кальная культура города; песен местных композиторов.
родного края.
Знакомство с творческой биографией, деяГимн республики, тельностью местных мастеров культуры и исгорода (при нали- кусства.
чии). Земляки –
На выбор или факультативно
композиторы, ис- Посещение местных музыкальных театров,
полнители, деятели музеев, концертов; написание отзыва с аналикультуры. Театр,
зом спектакля, концерта, экскурсии.
филармония, кон- Исследовательские проекты, посвящённые
серватория
деятелям музыкальной культуры своей малой
родины (композиторам, исполнителям, творческим коллективам).
Творческие проекты (сочинение песен, создание аранжировок народных мелодий; съёмка,
монтаж и озвучивание любительского
фильма и т.д.), направленные на сохранение
и продолжение музыкальных традиций своего края
Фольклорные
жанры, связанные с
жизнью человека:
свадебный обряд,
рекрутские песни,
плачи-причитания

Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»3
Электронные (цифровые)
№ блока,
Темы
Содержание
Виды деятельности обучающихся
образовательные ресурсы
кол-во часов
А) 3-4
Россия –
Богатство и раз- Знакомство со звучанием фольклорных образцов https://resh.edu.ru
учебных часа наш общий нообразие фольк- близких и далёких регионов в аудио- и видеозадом
лорных традиций писи.
народов нашей
Определение на слух:
страны.
— принадлежности к народной или композиторМузыка наших
ской музыке;
соседей, музыка — исполнительского состава (вокального, индругих регионов4 струментального, смешанного);
— жанра, характера музыки.
Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр разных народов России
Б) 3-4
Фольклор- Общее и особен- Знакомство со звучанием фольклора разных реги- https://resh.edu.ru
учебных часа ные жанры ное в фольклоре онов России в аудио- и видеозаписи. Аутентичная
народов России: манера исполнения. Выявление характерных инлирика, эпос, та- тонаций и ритмов в звучании традиционной мунец
зыки разных народов. Выявление общего и особенного
при
сравнении
танцевальных,
лирических и эпических песенных образцов
фольклора разных народов России.

Изучение тематических блоков данного модуля в календарном планировании целесообразно соотносить с изучением модуля «Музыка моего края», устанавливая смысловые арки, сопоставляя и сравнивая музыкальный материал данных разделов программы между собой.
4
При изучении данного тематического материала рекомендуется выбрать не менее трёх региональных традиций. Одна из которых – музыка ближайших
соседей (например, для обучающихся Нижегородской области – чувашский или марийский фольклор, для обучающихся Краснодарского края – музыка
Адыгеи и т.д.). Две другие культурные традиции желательно выбрать среди более удалённых географически, а также по принципу контраста мелодикоритмических особенностей. Для обучающихся республик Российской Федерации среди культурных традиций обязательно должна быть представлена русская народная музыка.
3

Продолжение
№ блока,
кол-во часов

Темы

В) 3-4
Фольклор
учебных часа в творчестве профессиональных
композиторов

Содержание

Народные истоки
композиторского
творчества: обработки фольклора,
цитаты;
картины родной
природы и отражение типичных
образов, характеров, важных исторических событий
Внутреннее родство композиторского и народного
творчества на интонационном
уровне

Виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Разучивание и исполнение народных песен, танцев, эпических сказаний. Двигательная, ритмическая, интонационная импровизация в характере изученных народных танцев и песен.
На выбор или факультативно
Исследовательские проекты, посвящённые музыке разных народов России. Музыкальный фестиваль «Народы России»
Сравнение аутентичного звучания фольклора и https://resh.edu.ru
фольклорных мелодий в композиторской обработке. Разучивание, исполнение народной песни
в композиторской обработке
Знакомство с 2-3 фрагментами крупных сочинений (опера, симфония, концерт, квартет, вариации и т.п.), в которых использованы подлинные
народные мелодии. Наблюдение за принципами
композиторской обработки, развития фольклорного тематического материала
На выбор или факультативно
Исследовательские, творческие проекты, раскрывающие тему отражения фольклора в творчестве профессиональных композиторов (на
примере выбранной региональной традиции).
Посещение концерта, спектакля (просмотр
фильма, телепередачи), посвящённого данной
теме. Обсуждение в классе и/или письменная
рецензия по результатам просмотра

https://resh.edu.ru

Окончание

№ блока,
Темы
кол-во часов
Г) 3-4
На рубеучебных часа жах культур

5

Содержание
Взаимное влияние
фольклорных традиций друг на
друга.
Этнографические
экспедиции и фестивали.
Современная
жизнь фольклора

Виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Знакомство с примерами смешения культурных https://resh.edu.ru
традиций в пограничных территориях5. Выявление причин- но-следственных связей такого
смешения.
Изучение творчества и вклада в развитие культуры современных этно-исполнителей, исследователей традиционного фольклора.
На выбор или факультативно
Участие в этнографической экспедиции, посещение/ участие в фестивале традиционной культуры

Например, казачья лезгинка, калмыцкая гармошка и т.п.

Модуль № 3 «Музыка народов мира»6
№ блока, колТемы
во часов
А) 3-4
Музыка –
учебных часа древнейший язык
человечества

Б) 3-4
учебных часа

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с https://resh.edu.ru
экспозицией музыкальных артефактов древности,
последующий пересказ полученной информации.
Импровизация в духе древнего обряда (вызывание дождя, поклонение тотемному животному и
т.п.).
Озвучивание, театрализация легенды/мифа о музыке.
На выбор или факультативно
Квесты, викторины, интеллектуальные игры. Исследовательские проекты в рамках тематики
«Мифы Древней Греции в музыкальном искусстве XVII-XX веков»
Музыкаль- Интонации и
Выявление характерных интонаций и ритмов в https://resh.edu.ru
ный фоль- ритмы, формы и звучании традиционной музыки народов Европы.
клор наро- жанры европей- Выявление общего и особенного при сравнении
дов
ского фолькизучаемых образцов европейского фольклора и
Европы
лора7
фольклора народов России.
Археологические находки,
легенды и сказания о музыке
древних.
Древняя Греция
– колыбель европейской культуры (театр, хор,
оркестр, лады,
учение о гармонии и др.)

Изучение тематических блоков данного модуля в календарном планировании целесообразно соотносить с изучением модулей «Музыка моего края» и
«Народное музыкальное творчество России», устанавливая смысловые арки, сопоставляя и сравнивая музыкальный материал данных разделов программы
между собой.
7
Для изучения данной темы рекомендуется выбрать не менее 2-3 национальных культур из следующего списка: английский, австрийский, немецкий,
французский, итальянский, испанский, польский, норвежский, венгерский фольклор. Каждая выбранная национальная культура должна быть представлена
не менее чем двумя наиболее яркими явлениями. В том числе, но не исключительно – образцами типичных инструментов, жанров, стилевых и культурных
особенностей (например, испанский фольклор – кастаньеты, фламенко, болеро; польский фольклор – мазурка, полонез; французский фольклор – рондо,
трубадуры; австрийский фольклор – альпийский рог, тирольское пение, лендлер и т.д.).
6

Продолжение
№ блока,
кол-во часов

Темы

В) 3-4
учебных часа

Музыкальный фольклор народов Азии и
Африки

Г) 3-4
учебных часа

Народная
музыка
Американского континента

Содержание
Отражение европейского фольклора в творчестве
профессиональных композиторов
Африканская музыка – стихия
ритма.
Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии8,
уникальные традиции, музыкальные инструменты.
Представления о
роли музыки в
жизни людей
Стили и жанры
американской музыки (кантри,
блюз, спиричуэлс,
самба, босса-нова
и др.). Смешение
интонаций и ритмов различного
происхождения

Виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Разучивание и исполнение народных песен,
танцев. Двигательная, ритмическая, интонационная импровизация по мотивам изученных
традиций народов Европы (в том числе в
форме рондо)
Выявление характерных интонаций и ритмов в https://resh.edu.ru
звучании традиционной музыки народов Африки и Азии. Выявление общего и особенного
при сравнении изучаемых образцов азиатского
фольклора и фольклора народов России.
Разучивание и исполнение народных песен,
танцев. Коллективные ритмические импровизации на шумовых и ударных инструментах.
На выбор или факультативно
Исследовательские проекты по теме «Музыка
стран Азии и Африки»
Выявление характерных интонаций и ритмов в https://resh.edu.ru
звучании американского, латино-американского фольклора, прослеживание их национальных истоков.
Разучивание и исполнение народных песен,
танцев. Индивидуальные и коллективные ритмические и мелодические импровизации в
стиле (жанре) изучаемой традиции

Для изучения данного тематического блока рекомендуется выбрать 1-2 национальные традиции из следующего списка: Китай, Индия, Япония, Вьетнам,
Индонезия, Иран, Турция.
8

Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»9
№ блока,
Темы
кол-во часов
А) 2-3
Национальучебных часа ные истоки
классической
музыки

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Знакомство с образцами музыки разных жан- https://resh.edu.ru
ров, типичных для рассматриваемых национальных стилей, творчества изучаемых композиторов.
Определение на слух характерных интонаций,
ритмов, элементов музыкального языка, умение напеть наиболее яркие интонации, прохлопать ритмические примеры из числа изучаемых классических произведений.
Значение и роль Разучивание, исполнение не менее одного во- https://resh.edu.ru
композитора – ос- кального произведения, сочинённого композиновоположника
тором-классиком (из числа изучаемых в даннациональной
ном разделе).
классической му- Музыкальная викторина на знание музыки,
зыки.
названий и авторов изученных произведений.
Характерные
На выбор или факультативно
жанры, образы,
Исследовательские проекты о творчестве евроэлементы музы- пейских композиторов-классиков, представикального языка
телей национальных школ.
Просмотр художественных и документальных
фильмов о творчестве выдающих европейских
композиторов с последующим обсуждением в
классе.
Национальный
музыкальный
стиль на примере
творчества
Ф. Шопена,
Э. Грига и др.

Изучение тематических блоков данного модуля строится по принципу сопоставления значительных явлений, стилей, образов на примере творчества
крупнейших композиторов Западной Европы. Однако биографические сведения из жизни композиторов предполагаются к использованию лишь в качестве
контекста и не должны подменять собой освоение, постижение смысла самих музыкальных произведений.
В календарном планировании данный модуль целесообразно соотносить с изучением модуля «Музыка на- родов мира», переходя от фольклора той или
иной страны к творчеству профессиональных композиторов, в котором изученная национальная традиция получила продолжение и развитие.
9

Продолжение
№ блока,
кол-во часов

Б)
2—3
учебных
часа

Темы

Содержание

Музыкант и Кумиры публики
публика
(на примере творчества В.А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и
др.). Виртуозность.
Талант, труд, миссия композитора,
исполнителя. Признание публики.
Культура слушателя. Традиции
слушания музыки в
прошлые века и сегодня

В) 4-6 учеб- Музыка –
ных часов
зеркало
эпохи

Искусство как отражение, с одной
стороны – образа

Виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Посещение концерта классической музыки, балета, драматического спектакля
Знакомство с образцами виртуозной музыки. https://resh.edu.ru
Размышление над фактами биографий великих
музыкантов – как любимцев публики, так и
непóнятых современниками.
Определение на слух мелодий, интонаций,
ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение
напеть их наиболее яркие ритмо-интонации.
Музыкальная викторина на знание музыки,
названий
и авторов изученных произведений.
Знание и соблюдение общепринятых норм слушания музыки, правил поведения в концертном зале, театре оперы и балета.
На выбор или факультативно
Работа с интерактивной картой (география путешествий, гастролей), лентой времени (имена,
факты, явления, музыкальные произведения).
https://resh.edu.ru
Посещение концерта классической музыки с
последующим обсуждением в классе.
Создание тематической подборки музыкальных произведений для домашнего прослушивания
Знакомство с образцами полифонической и го- https://resh.edu.ru
мофонно- гармонической музыки.
Разучивание, исполнение не менее одного

№ блока,
кол-во часов

Г) 4-6
учебных часов

Темы

Музыкальный образ

Содержание
жизни, с другой –
главных ценностей, идеалов конкретной эпохи.
Стили барокко и
классицизм (круг
основных образов, характерных
интонаций, жанров).
Полифонический
и гомофонно-гармонический склад
на примере творчества И.С. Баха
и Л. ван Бетховена
Героические образы в музыке.
Лирический герой
музыкального
произведения.
Судьба человека
– судьба человечества (на примере творчества
Л. ван Бетховена,
Ф. Шуберта и
др.). Стили классицизм и романтизм

Виды деятельности обучающихся

Продолжение
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

вокального произведения, сочинённого компо- https://resh.edu.ru
зитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе).
Исполнение вокальных, ритмических, речевых
канонов.
Музыкальная викторина на знание музыки,
названий и авторов изученных произведений.
На выбор или факультативно
Составление сравнительной таблицы стилей
барокко и классицизм (на примере музыкального искусства, либо музыки и живописи, музыки и архитектуры).
Просмотр художественных фильмов и телепередач, посвящённых стилям барокко и классицизм, творческому пути изучаемых композиторов
Знакомство с произведениями композиторов – https://resh.edu.ru
венских классиков, композиторов-романтиков,
сравнение образов их произведений. Сопереживание музыкальному образу, идентификация с лирическим героем произведения.
Узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение
напеть их наиболее яркие темы, ритмо-интонации.
Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком, художественная интерпретация его музыкального образа.

№ блока,
кол-во часов

Темы

Содержание

Музыкальная викторина на знание музыки, https://resh.edu.ru
названий и авторов изученных произведений.
На выбор или факультативно
Сочинение музыки, импровизация; литературное, художественное творчество, созвучное
кругу образов изучаемого композитора. Составление сравнительной таблицы стилей
классицизм и романтизм (только на примере
музыки, либо в музыке и живописи, в музыке
и литературе и т.д.)
Развитие музыНаблюдение за развитием музыкальных тем, https://resh.edu.ru
кальных образов. образов, восприятие логики музыкального разМузыкальная
вития. Умение слышать, запоминать основные
тема. Принципы изменения, последовательность настроений,
музыкального
чувств, характеров в развёртывании музыкальразвития: повтор, ной драматургии. Узнавание на слух музыконтраст, разра- кальных тем, их вариантов, видоизменённых в
ботка.
процессе развития.
Музыкальная
Составление наглядной (буквенной, цифроформа – строение вой) схемы строения музыкального произведемузыкального
ния.
произведения
Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком, художественная интерпретация музыкального образа в его развитии.
Музыкальная викторина на знание музыки,
названий и авторов изученных произведений.
На выбор или факультативно
Посещение концерта классической музыки, в
(круг основных
образов, характерных интонаций, жанров)

Д) 3-4
Музыкальучебных часа ная драматургия

Виды деятельности обучающихся

Продолжение
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

№ блока,
кол-во часов

Е) 4-6
учебных часов

Темы

Музыкальный стиль

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Продолжение
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://resh.edu.ru
программе которого присутствуют крупные
симфонические произведения.
Создание сюжета любительского фильма (в
том числе в жанре теневого театра, мультфильма и др.), основанного на развитии образов, музыкальной драматургии одного из произведений композиторов-классиков
Стиль как един- Обобщение и систематизация знаний о различ- https://resh.edu.ru
ство эстетических ных проявлениях музыкального стиля (стиль
идеалов, круга
композитора, национальный стиль, стиль
образов, драмаэпохи и т.д.).
тургических при- Исполнение 2-3 вокальных произведений – обёмов, музыкаль- разцов
ного языка. (На
барокко, классицизма, романтизма, импрессипримере творче- онизма (подлинных или стилизованных).
ства В.А. МоОпределение на слух в звучании незнакомого
царта, К. Депроизведения:
бюсси,
— принадлежности к одному из изученных
стилей;
А. Шёнберга и
— исполнительского состава (количество и
др.)
состав исполнителей, музыкальных инструментов);
— жанра, круга образов;
— способа музыкального изложения и развития в простых и сложных музыкальных формах (гомофония, полифония, повтор, контраст,
соотношение разделов и частей в произведении и др.).

Окончание
№ блока,
кол-во часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://resh.edu.ru
Музыкальная викторина на знание музыки,
названий и авторов изученных произведений.
На выбор или факультативно
Исследовательские проекты, посвящённые эстетике и особенностям музыкального искусства различных стилей XX века

Модуль № 5 «Русская классическая музыка»10
№ блока,
Темы
кол-во часов
А) 3-4
Образы
учебных
родной
часа
земли

Содержание

Вокальная музыка на стихи
русских поэтов,
программные
инструментальные произведения, посвящённые картинам
русской природы, народного
быта, сказкам,
легендам (на
примере творчества М.И.
Глинки, С.В.
Рахманинова,
В.А. Гаврилина
и др.)
Б) 4-6
Золотой
Светская музыка
учебных часов век русроссийского
ской куль- дворянства XIX
туры
века: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы,

Виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Повторение, обобщение опыта слушания, про- https://resh.edu.ru
живания, анализа музыки русских композиторов, полученного в начальных классах. Выявление мелодичности, широты дыхания,
интонационной близости русскому фольклору.
Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого русским
композитором-классиком.
Музыкальная викторина на знание музыки,
названий и авторов изученных произведений.
На выбор или факультативно
Рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений.
Посещение концерта классической музыки, в
программу которого входят произведения русских композиторов
Знакомство с шедеврами русской музыки XIX https://resh.edu.ru
века, анализ художественного содержания, выразительных средств.
Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения лирического характера,
сочинённого русским композитором-классиком.
Музыкальная викторина на знание музыки,
названий и авторов изученных произведений.

Изучение тематических блоков данного модуля целесообразно соотносить с изучением модулей «Музыка моего края» и «Народное музыкальное творчество России», переходя от русского фольклора к творчеству русских композиторов, прослеживая продолжение и развитие круга национальных сюжетов,
образов, интонаций.
10

театры. Увлече- На выбор или факультативно
ние западным
№ блока,
кол-во часов

Темы

Содержание

искусством, появление своих
гениев. Синтез
западно-европейской культуры и
русских интонаций, настроений,
образов (на примере творчества
М.И. Глинки,
П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова
и др.)
В) 4-6
История
Образы народучебных часов страны и
ных героев, тема
народа в
служения Отечемузыке
ству в крупных
русских
театральных и
композито- симфонических
ров
произведениях
русских композиторов (на примере сочинений
композиторов –
членов «Могучей кучки», С.С.
Прокофьева,

Виды деятельности обучающихся

Продолжение
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Просмотр художественных фильмов, телепере- https://resh.edu.ru
дач, посвящённых русской культуре XIX века.
Создание любительского фильма, радиопередачи, театрализованной музыкально-литературной композиции на основе музыки и литературы
XIX века.
Реконструкция костюмированного бала, музыкального салона

Знакомство с шедеврами русской музыки XIX- https://resh.edu.ru
XX веков, анализ художественного содержания
и способов выражения патриотической идеи,
гражданского пафоса. Разучивание, исполнение
не менее одного вокального произведения патриотического содержания, сочинённого русским
композитором-классиком.
Исполнение Гимна Российской Федерации. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.
На выбор или факультативно
Просмотр художественных фильмов, телепередач, посвящённых творчеству композиторов –
членов кружка «Могучая кучка».

Г.В. Свиридова
и др.)

№ блока,
Темы
кол-во часов
Г) 3-4
Русский
учебных часа балет

Содержание

Просмотр видеозаписи оперы одного из русских
композиторов (или посещение театра) или
фильма, основанного на музыкальных сочинениях русских композиторов
Виды деятельности обучающихся

Продолжение
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Знакомство с шедеврами русской балетной му- https://resh.edu.ru
зыки. Поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских балетных
трупп за рубежом.
Посещение балетного спектакля (просмотр в видеозаписи). Характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля в целом.
На выбор или факультативно
Исследовательские проекты, посвящённые истории создания знаменитых балетов, творческой
биографии балерин, танцовщиков, балетмейстеров. Съёмки любительского фильма (в технике
теневого, кукольного театра, мультипликации и
т.п.) на музыку какого-либо балета (фрагменты)
https://resh.edu.ru
Д) 3-4
Русская ис- Творчество вы- Слушание одних и тех же произведений в исучебных часа полнитель- дающихся оте- полнении разных музыкантов, оценка особенноская школа чественных ис- стей интерпретации. Создание домашней фонополнителей (С. и видеотеки из понравившихся произведений.
Рихтер, Л. КоДискуссия на тему «Исполнитель – соавтор комган, М. Ростро- позитора».
пович, Е. Мра- На выбор или факультативно
винский и др.). Исследовательские проекты, посвящённые биоКонсерватории в графиям известных отечественных исполнитеМоскве и Санкт- лей классической музыки
Петербурге, родном городе.
Конкурс имени
Мировая слава
русского балета.
Творчество композиторов
(П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев,
И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин), балетмейстеров, артистов
балета. Дягилевские сезоны

П.И. Чайковского

№ блока,
Темы
кол-во часов
Е) 3-4
Русская
учебных часа музыка –
взгляд в
будущее

Содержание
Идея светомузыки. Мистерии
А.Н. Скрябина.
Терменвокс,
синтезатор
Е. Мурзи на,
электронная музыка (на при
мере творчества
А.Г. Шнитке,
Э.Н. Артемьева
и др.)

Виды деятельности обучающихся

Продолжение
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Знакомство с музыкой отечественных компози- https://resh.edu.ru
торов XX века, эстетическими и технологическими идеями по расширению возможностей и
средств музыкального искусства.
Слушание образцов электронной музыки. Дискуссия о значении технических средств в создании современной музыки.
https://resh.edu.ru
На выбор или факультативно
Исследовательские проекты, посвящённые развитию
музыкальной электроники в России.
Импровизация, сочинение музыки с помощью
цифровых устройств, программных продуктов и
электронных гаджетов

Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»11
№ блока,
Темы
Содержание
кол-во часов
А) 3-4
Храмовый Музыка правоучебных
синтез ис- славного и каточаса
кусств
лического12 богослужения
(колокола, пение
a capella / пение
в сопровождении органа). Основные жанры,
традиции.
Образы Христа,
Богородицы,
Рождества, Воскресения

Виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Повторение, обобщение и систематизация зна- https://resh.edu.ru
ний о христианской культуре западноевропейской традиции и русского православия, полученных на уроках музыки и ОРКСЭ в
начальной школе. Осознание единства музыки
со словом, живописью, скульптурой, архитектурой как сочетания разных проявлений единого мировоззрения, основной идеи христианства.
Определение сходства и различия элементов
разных видов искусства (музыки, живописи,
архитектуры), относящихся:
– к русской православной традиции;
– западноевропейской христианской традиции;
– другим конфессиям (по выбору учителя).
Исполнение вокальных произведений, связанных с религиозной традицией, перекликающихся с ней по тематике.
На выбор или факультативно
Посещение концерта духовной музыки

Изучение тематических блоков данного модуля перекликается с модулями «Европейская классическая музыка» и «Русская классическая музыка». В
календарном планировании допускается сочетание, сращивание его тематических блоков с логикой изучения творческого наследия великих композиторов,
таких как И.С. Бах, В.А. Моцарт, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и др.
12
Уточнение различий между музыкой католической и протестантской церкви зависит от уровня подготовки обучающихся (как по музыке, так и по ОРКСЭ)
и может быть раскрыто позднее или факультативно по усмотрению учителя. Также на усмотрение учителя данный перечень может быть дополнен образцами исламской, буддийской культуры, иудаизма в зависимости от особенностей конкретного учебного заведения и религиозных верований, распространённых в данном регионе.
11

Продолжение
№ блока,
Темы
Содержание
кол-во часов
Б) 4-6 учебРазвитие
Европейская муных часов
церковной зыка религиозмузыки
ной традиции
(григорианский
хорал, изобретение нотной записи Гвидо
д’Ареццо, протестантский хорал).
Русская музыка
религиозной
традиции (знаменный распев,
крюковая запись, партесное
пение). Полифония в западной и
русской духовной музыке.
Жанры: кантата,
духовный концерт, реквием
В) 3-4
Музыкаль- Эстетическое
учебных часа ные жанры содержание и
богослуже- жизненное предния
назначение духовной музыки.
Многочастные
произведения на
канонические
тексты:

Виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Знакомство с историей возникновения нотной https://resh.edu.ru
записи
Сравнение нотаций религиозной музыки разных традиций (григорианский хорал, знаменный распев, современные ноты).
Знакомство с образцами (фрагментами) средневековых церковных распевов (одноголосие).
Слушание духовной музыки. Определение на
слух:
– состава исполнителей;
– типа фактуры (хоральный склад, полифония);
– принадлежности к русской или западноевропейской религиозной традиции.
На выбор или факультативно
Работа с интерактивной картой, лентой времени с указанием географических и исторических особенностей распространения различных явлений, стилей, жанров, связанных с
развитием религиозной музыки. Исследовательские и творческие проекты, посвящённые
отдельным произведениям духовной музыки
https://resh.edu.ru
Знакомство с одним (более полно) или несколькими (фрагментарно) произведениями
мировой музыкальной классики, написанными
в соответствии с религиозным каноном.
Вокализация музыкальных тем изучаемых духовных произведений.
Определение на слух изученных произведений
и их авторов. Иметь представление об особенностях их построения и образов.

Окончание
№ блока,
кол-во часов

Темы

Содержание
католическая
месса, православная литургия, всенощное
бдение

Г) 3-4
учебных часа

Религиозные темы и
образы в
современной музыке

Сохранение традиций духовной
музыки сегодня.
Переосмысление
религиозной
темы в творчестве композиторов XX-XXI веков. Религиозная
тематика в контексте поп-культуры

Виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Устный или письменный рассказ о духовной
музыке с использованием терминологии, примерами из соответствующей традиции, формулировкой собственного отношения к данной
музыке, рассуждениями, аргументацией своей
позиции
Сопоставление тенденций сохранения и пере- https://resh.edu.ru
осмысления религиозной традиции в культуре
XX-XXI веков.
Исполнение музыки духовного содержания,
сочинённой современными композиторами.
На выбор или факультативно
Исследовательские и творческие проекты по
теме «Музыка и религия в наше время». Посещение концерта духовной музыки

Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства»13
№ блока,
Темы
кол-во часов
А) 3-4 учеб- Камерная
ных часа
музыка

Б) 4-6 учебных часов

Циклические
формы и
жанры

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Слушание музыкальных произведений изучае- https://resh.edu.ru
мых жанров, (зарубежных и русских композиторов); анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа.
Определение на слух музыкальной формы и
составление её буквенной наглядной схемы.
Разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных жанров.
На выбор или факультативно
Импровизация, сочинение кратких фрагментов
с соблюдением основных признаков жанра
(вокализ – пение без слов, вальс – трёхдольный метр и т.п.).
Индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме.
Выражение музыкального образа камерной
миниатюры через устный или письменный
текст, рисунок, пластический этюд
Сюита, цикл ми- Знакомство с циклом миниатюр. Определение https://resh.edu.ru
ниатюр (вокаль- принципа, основного художественного заных, инструмен- мысла цикла.
тальных).
Разучивание и исполнение небольшого вокальПринцип контра- ного цикла.
ста.
Знакомство со строением сонатной формы.
Жанры камерной
вокальной музыки (песня, романс, вокализ и
др.). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия,
каприс и др.).
Одночастная,
двухчастная,
трёхчастная репризная форма.
Куплетная форма

Изучение тематических блоков данного модуля строится по биографическому принципу. В календарном планировании его целесообразно соотносить с
изучением модулей «Музыка моего края» и «Народное музыкальное творчество России», переходя от русского фольклора к творчеству русских композиторов, прослеживая продолжение и развитие круга национальных сюжетов, образов, интонаций.
13

Продолжение
№ блока,
кол-во часов

Темы

Содержание
Прелюдия и фуга.
Соната, концерт:
трёхчастная
форма, контраст
основных тем,
разработочный
принцип развития

В) 4-6
учебных часов

Виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Определение на слух основных партий-тем в
одной из классических сонат.
На выбор или факультативно
Посещение концерта (в том числе виртуального).
Предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей,
как они называются, когда могут звучать аплодисменты). Последующее составление рецензии на концерт
https://resh.edu.ru
Симфони- Одночастные
Знакомство с образцами симфонической муческая му- симфонические
зыки: программной увертюры, классической
зыка
жанры (увертюра, 4-частной симфонии. Освоение основных тем
картина). Симфо- (пропевание, графическая фиксация, пластичения
ское интонирование), наблюдение за процессом развёртывания музыкального повествования. Образно-тематический конспект.
Исполнение (вокализация, пластическое интонирование, графическое моделирование, инструментальное музицирование) фрагментов
симфонической музыки. Слушание целиком не
менее одного симфонического произведения.
На выбор или факультативно
Посещение концерта (в том числе виртуального) симфонической музыки. Предварительное изучение информации о произведениях
концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты).
Последующее составление рецензии на концерт

Окончание
№ блока,
Темы
Содержание
кол-во часов
Г) 4-6
Театраль- Опера, балет.
учебных ча- ные жанры Либретто. Строесов
ние музыкального
спектакля: увертюра, действия,
антракты, финал.
Массовые сцены.
Сольные номера
главных героев.
Номерная структура и сквозное
развитие сюжета.
Лейтмотивы.
Роль оркестра в
музыкальном
спектакле

Виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Знакомство с отдельными номерами из извест- https://resh.edu.ru
ных опер, балетов.
Разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы. Слушание данного
хора в аудио- или видеозаписи. Сравнение собственного и профессионального исполнений.
https://resh.edu.ru
Различение, определение на слух:
– тембров голосов оперных певцов;
– оркестровых групп, тембров инструментов;
– типа номера (соло, дуэт, хор и т.д.).
Музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей.
На выбор или факультативно
Посещение театра оперы и балета (в том числе
виртуального). Предварительное изучение информации о музыкальном спектакле (сюжет,
главные герои и исполнители, наиболее яркие
музыкальные номера).
Последующее составление рецензии на спектакль

Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»
№ блока,
Электронные (цифровые)
Темы
Содержание
Виды деятельности обучающихся
кол-во часов
образовательные ресурсы
А) 3-4
Музыка и Единство слова и
Знакомство с образцами вокальной и инстру- https://resh.edu.ru
учебных часа литерамузыки в вокальных ментальной музыки.
тура
жанрах (песня, роИмпровизация, сочинение мелодий на основе
манс, кантата, нок- стихотворных строк, сравнение своих варитюрн, баркарола, бы- антов с мелодиями, сочинёнными композитолина и др.).
рами (метод «Сочинение сочинённого»).
Интонации рассказа, Сочинение рассказа, стихотворения под впеповествования в ин- чатлением от восприятия инструментального
струментальной му- музыкального произведения.
зыке (поэма, баллада Рисование образов программной музыки. Муи др.). Программная зыкальная викторина на знание музыки,
музыка
названий и авторов изученных произведений
Б) 3-4
Музыка и Выразительные
Знакомство с музыкальными произведениями https://resh.edu.ru
учебных часа живопись средства музыкаль- программной музыки. Выявление интонаций
ного и изобразитель- изобразительного характера.
ного искусства. Ана- Музыкальная викторина на знание музыки,
логии: ритм,
названий и авторов изученных произведений.
композиция, линия – Разучивание, исполнение песни с элементами
мелодия, пятно – со- изобразительности. Сочинение к ней ритмизвучие, колорит –
ческого и шумового аккомпанемента с целью
тембр, светлотность усиления изобразительного эффекта.
– динамика и т.д.
На выбор или факультативно
Программная муРисование под впечатлением от восприятия
зыка. Импрессиомузыки программно-изобразительного харакнизм (на примере
тера.
творчества француз- Сочинение музыки, импровизация, озвучиваских клавесинистов, ние картин художников
К. Дебюсси,
А.К. Лядова и др.)

Окончание
№ блока,
Темы
кол-во часов
В) 3-4
Музыка и
учебных часа театр

Г) 3-4
учебных часа

Содержание
Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества
Э. Грига, Л. ван
Бетховена,
А.Г. Шнитке,
Д.Д. Шостаковича
и др.).
Единство музыки,
драматургии, сценической живописи, хореографии

Музыка
Музыка в немом и
кино и те- звуковом кино.
левидения Внутрикадровая и
закадровая музыка. Жанры
фильма-оперы,
фильма-балета,
фильма-мюзикла,
музыкального
мультфильма (на
примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу,
Г. Гладкова,
А. Шнитке)

Виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Знакомство с образцами музыки, созданной оте- https://resh.edu.ru
чественными и зарубежными композиторами
для драматического театра.
Разучивание, исполнение песни из театральной
постановки. Просмотр видеозаписи спектакля, в
котором звучит данная песня.
Музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей.
На выбор или факультативно
Постановка музыкального спектакля.
Посещение театра с последующим обсуждением
(устно или письменно) роли музыки в данном
спектакле. Исследовательские проекты о музыке, созданной отечественными композиторами для театра
https://resh.edu.ru
Знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных композиторов.
Просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создаваемого музыкой.
Разучивание, исполнение песни из фильма.
На выбор или факультативно
Создание любительского музыкального фильма.
Переозвучка фрагмента мультфильма.
Просмотр фильма-оперы или фильма-балета.
Аналитическое эссе с ответом на вопрос «В чём
отличие видеозаписи музыкального спектакля
от фильма-оперы (фильма-балета)?»

Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления»
№ блока,
Темы
кол-во часов
А) 3-4
Джаз
учебных часа

Б)
3-4
учебных часа

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://resh.edu.ru
Знакомство с различными джазовыми музыкальными композициями и направлениями (регтайм,
биг-бэнд, блюз).
Определение на слух:
— принадлежности к джазовой или классической
музыке;
— исполнительского состава (манера пения, состав инструментов).
Разучивание, исполнение одной из «вечнозелёных»
джазовых тем. Элементы ритмической и вокальной
импровизации на её основе.
На выбор или факультативно
Сочинение блюза.
Посещение концерта джазовой музыки
Мюзикл Особенности
Знакомство с музыкальными произведениями, со- https://resh.edu.ru
жанра. Классика
чинёнными зарубежными и отечественными комжанра – мюзиклы позиторами в жанре мюзикла, сравнение с другими
середины XX века театральными жанрами (опера, балет, драматиче(на примере твор- ский спектакль).
чества Ф. Лоу,
Анализ рекламных объявлений о премьерах мюзикР. Роджерса,
лов в современных СМИ.
Э.Л. Уэббера и
Просмотр видеозаписи одного из мюзиклов, напидр.).
сание собственного рекламного текста для данной
Современные по- постановки.
становки в жанре Разучивание и исполнение отдельных номеров из
мюзикла на росмюзиклов.
сийской сцене

Джаз – основа популярной музыки
XX века. Особенности джазового
языка и стиля
(свинг, синкопы,
ударные и духовые
инструменты, вопросо-ответная
структура мотивов,
гармоническая
сетка, импровизация)

В) 3-4 учебных часа

Г) 3-4 учебных часа

Молодёжная
музыкальная
культура

Направления и
стили молодёжной
музыкальной культуры XX-XXI веков (рок-н- ролл,
рок, панк, рэп,
хип-хоп
и др.). Социальный
и коммерческий
контекст массовой
музыкальной культуры
Музыка Музыка повсюду
цифро- (радио, телевидевого
ние, Интернет,
мира
наушники). Музыка на любой
вкус (безграничный выбор, персональные плей-листы). Музыкальное
творчество в условиях цифровой
среды

Знакомство с музыкальными произведениями,
ставшими «классикой жанра» молодёжной культуры (группы «Битлз», «Пинк-Флойд», Элвис
Пресли, Виктор Цой, Билли Айлиш и др.).
Разучивание и исполнение песни, относящейся к
одному из молодёжных музыкальных течений.
Дискуссия на тему «Современная музыка».
На выбор или факультативно
Презентация альбома своей любимой группы

https://resh.edu.ru

Поиск информации о способах сохранения и пере- https://resh.edu.ru
дачи музыки прежде и сейчас.
Просмотр музыкального клипа популярного исполнителя. Анализ его художественного образа, стиля,
выразительных средств.
Разучивание и исполнение популярной современной песни.
На выбор или факультативно
Проведение социального опроса о роли и месте музыки в жизни современного человека.
Создание собственного музыкального клипа

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает
тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций, в том числе в части:
1. Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и
многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и
других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к
изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать
и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
2. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии
с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников
творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.
3. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и
духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной
музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов,
фестивалей, конкурсов.
4. Эстетического воспитания:

восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное
в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям,
самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах
искусства.
5. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого
смысла; овладение основными способа- ми исследовательской деятельности на
звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой,
исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и
опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное
состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего
права на ошибку и такого же права другого человека.
7. Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности;
трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес
к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение
к труду и результатам трудовой деятельности.
8. Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей – как взрослых, так и
сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения
различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;

смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета
«Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных
явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных
интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;
сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;
обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки
друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе
выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;
выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса,
«наблюдать» звучание музыки;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между
реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в
том числе исполнительских и творческих задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению
художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между
собой;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных
целей;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности – музыкального мышления.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание,
выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной
речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;
распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты),
расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.

Вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с условиями и целями общения;
выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным
искусством в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы,
поддерживать благожелательный тон диалога;
публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия,
сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность
такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие
сферы взаимодействия;
понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы
взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению
отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация:
ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач
частного характера;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных
ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать за него ответственность на себя.

Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности;
понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;
использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т.д.
Эмоциональный интеллект:
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих
компетенций в данной сфере;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного
общения;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения
другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т.д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся
основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во
всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст
своей жизни.

Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
— осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида
искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
— воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
— сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают
ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной
культуры своего народа);
— понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль № 1 «Музыка моего края»:
— знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
— характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края;
— исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения
композиторов своей малой родины.
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»:
— определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных фольклорных традиций на выбор учителя);
— различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
— определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
— объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры
страны.
Модуль № 3 «Музыка народов мира»:

определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западноевропейской, латиноамериканской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным традициям14;
— различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
— определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
— различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов
мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров).
—

Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»:
— различать на слух произведения европейских композиторов-классиков,
называть автора, произведение, исполнительский состав;
— определять принадлежность музыкального произведения к одному из
художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
— исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
— характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
— характеризовать творчество не менее двух композиторов- классиков,
приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль № 5 «Русская классическая музыка»:
— различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
— характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения исполнять (в том
числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;
— характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»:
— различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки;
— исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;
— приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.

На выбор учителя. Например: Испания, Китай, Индия или: Франция, США, Япония и т.п. – не менее
трёх национальных культур, значимых в мировом масштабе.
14

Модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»:
— определять и характеризовать стили, направления и жанры современной
музыки;
— различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав;
— исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.
Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»:
— определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими
видами искусств;
— различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;
— импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по
мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и
т.п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;
— высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.
Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства»:
— различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и
симфонические, вокальные и инструментальные и т.д.), знать их разновидности,
приводить примеры;
— рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для
данного жанра;
— выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование представлено по модулям и годам
обучения в двух вариантах. Тематическое наполнение модулей также допускает
перекомпоновку, исключение отдельных блоков, изменение по количеству учебного времени, отводимого на изучение того или иного блока с учётом возможностей региона, образовательной организации, возможностей дополнительного образования и внеурочной деятельности, уровня общего и музыкального развития
обучающихся.
Вариант 1. Распределение тематических модулей по учебным четвертям
1-я четверть
(8 часов)

2-я четверть
(7 часов)

3-я четверть
(10 часов)

4-я четверть
(9 часов)

5 класс
Музыка моего края
(А, Б)

Русская классическая
музыка (А, Д)

Европейская классиче- Связь музыки с другими
ская музыка (А, Б)
видами искусства (А, Б)
6 класс

Народное музыкаль- Русская классическая
ное творчество Рос- музыка (Б, В)
сии (А, Б или А,
В или Б, В)

Европейская классиче- Жанры музыкального
ская музыка (В, Г)
искусства (А, Б)
7 класс

Музыка народов
мира
(А, Б)

Истоки и образы русЕвропейской и европейской ду- ская класховной музыки (А, Б или сическая
А, В или Б, В)
музыка (Д)
8 класс

Жанры му- Связь музыки с другими
зыкального видами искусства (В, Г)
искусства
(В)

Музыка моего края
(В, Г)

Жанры музыкального
искусства
(Г)

Русская
Современная музыка:
классиче- основные жанры и
ская музы- направления (А, Б)
ка (Е)

Русская
классическая музыка (Г)

Европейская
классическая музыка (Е)

Вариант 2. Распределение тематических модулей по месяцам (концентрический принцип):
Сентябрь Октябрь
(4 часа) (4 часа)
Музыка
моего
края (А)

Народное
музыкальное творчество
России
(А)

Ноябрь
(3 часа)
Жанры
музыкального
искусства
А)

Декабрь
(4 часа)

Январь Февраль Март
(3 часа) (4 часа) (3 часа)
5 класс

Русская Музыка
классиче- народов
ская му- мира (Б)
зыка (А)

Апрель
(5 часов)

Май
(4 часа)

Европейская
классическая
музыка
(А)

Истоки
и образы
русской
и европейской
духовной музыки (А)

Связь музыки с
другими
видами искусства
(Б)

Современная музыка:
основные
жанры и
направления (А)

Современная музыка:
основные
жанры и
направления (Г)

6 класс
Музыка
моего
края (Б)

Народное Музыка
музыкаль- народов
ное твор- мира (А)
чество
России
(Б)

Европейская
классическая музыка
(Г)

Истоки и
образы
русской и
европейской духовной
музыки
(Б)
7 класс

Русская
классическая
музыка
(Б)

Связь
музыки
с другими
видами
искусства
(А)

Жанры музыкального
искусства
(Б)

Музыка
моего
края (В)

Народное
музыкальное творчество
России
(В)

Истоки и
образы
русской и
европейской духовной
музыки
(В)

Европейская
классическая музыка (В)

Жанры
музыкального искусства
(В)

Связь
музыки
с другими
видами
искусства (В)

Современ- Музыка
ная мународов
зыка: осмира (В)
новные
жанры и
направления (Б)

Связь
музыки
с другими
видами
искусства (Г)

Музыка
народов
мира
(Г)

Истоки и
образы русской и европейской
духовной
музыки (Г)

Русская
классическая музыка (В)

8 класс
Музыка
моего
края (Г)

Народное
музыкальное творчество
России
(Г)

Жанры
музыкального
искусства
(Г)

Русская
классическая музыка (Г)

Европейская
классическая музыка (Б)

Современная музыка:
основные
жанры и
направления (В)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».