Твой выбор 5-7

Приложение № 31
к основной образовательной программе
основного общего образования

Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности
«Твой выбор»
направление: социальное

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном обществе происходят глобальные изменения, меняются
представления о профессионализме как пожизненной приверженности к той или иной
профессиональной сфере, конкретной профессии, в которой постепенно накапливались
знания, опыт, мастерство - приходит на смену мультипрофессионализм, предполагающий
возможность и необходимость овладения человеком трудовыми функциями из нескольких
видов профессиональной деятельности, в том числе из различных профессиональных
областей.
С развитием общества меняется и система образования. Особая роль в сопровождении
профессионального самоопределения
отводится школе, которая может помочь
подрастающему
поколению
проектировать
индивидуально-образовательный
и
профессиональный маршрут и обеспечить качественную подготовку для школьников всех
возрастов.
Практическая значимость программы «Твой выбор», обусловлена тем, что
сопровождение профессионального самоопределения в школе реализуется за счет создания
среды самоопределения и персонализированного сопровождения учащихся. Где среда
профессионального самоопределения рассматривается как пространство возможностей, проб
и ошибок, необходимое для обретения осмысленного опыта самоопределения, которая
способна принести плоды не только в виде правильного выбора профессии: главным ее
результатом может быть последовательное формирование профориентационных
компетенций, обеспечивающих готовность к успешному профессионально-образовательному
выбору.
Цель изучения программы внеурочной деятельности
самоопределения и персонализированного сопровождения учащихся

-

создание

среды

Задачи программы:
Обучающие: обеспечение учащихся информацией, необходимой для обоснованного
профессионального выбора, осознанного самоопределения и грамотного построения личного
профессионального плана:
 обеспечить знания основ профессионального выбора и самоопределения;
 познакомить учащихся с профессиями;
 познакомить с миром профессионального труда, роли современного производства
в жизни человека и общества;
 учить учащихся способам определения психологических особенностей своей
личности, своих профессиональных возможностей и интересов;
 познакомить учащихся с профессиональными требованиями к личности;
 учить навыкам конструктивного взаимодействия в коллективе;
 учить способам приобретения желаемой профессии;
 учить принципам построения профессиональной карьеры;
 создание условий для формирования духовно-нравственных основ и этики
ответственного профессионального самоопределения и творческой самореализации в
интересах личности, государства и общества.
Развивающие: формирование и развитие у детей, подростков компетенций
профессионального самоопределения, представляющих собой готовность самостоятельно:
 ориентироваться в мире профессиональной информации;
 проектировать и планировать собственный профессиональный образовательный
маршрут;
 оценивать степень успешности прохождения профессиональных проб;

 совершать обоснованный выбор на основе перебора альтернатив;
 принимать решение и воплощать его в жизнь, преодолевая возможные трудности;
 продвигаться в собственном профессиональном развитии и т.д.
 формировать устойчивой мотивации учащихся к «испытанию себя», своих
возможностей и их границ в среде самоопределения.
Воспитательные:
 воспитывать уважение к людям труда;
 формировать целеустремленность, предприимчивость, самостоятельность;
 формировать у учащихся внутреннюю готовность к осознанному и
самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего
профессионального развития.
 формировать уровень ориентационных (профориентационных) компетенций,
обучающихся за счет формирования и накопления папки индивидуальных достижений
(портфолио).
 формировать у учащихся представлений о собственном пути достижения целей,
повысить их способность к целеполаганию в целом и мотивации к обучению, в частности;
 формировать положительное отношение к самому себе, осознание своей
индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей
профессии.
Программа внеурочной деятельности «Твой выбор» рассчитан на 3 года обучения.
Количество часов отведенные на реализацию программы 34 часа в год, занятия проводятся 1
раз в неделю.
Отличительной особенностью данной программы заключается в том, что в процессе
обучения учащийся испытывают себя в разных сферах деятельности (игровые
профессиональные пробы), определяя свои возможности и их границы в среде
самоопределения, а также учатся осознанию полученного опыта через ведения
индивидуального профориентационного портфолио. Портфолио служит для сбора
информации о пробах своих возможностей, интересов, склонностей и способностей, уровня
осознания своих целей, а также развитие самоанализа к собственным целям и планам на
будущее. Портфолио включает результаты прохождения самонавигации: «испытания
себя», психологической диагностики, информации, помогающей ребенку проанализировать
свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования,
самопознания.
Форма проведения занятий: профориентационные упражнения, игры, тестирование,
анкетирование, встречи с интересными людьми, дискуссии, экскурсии, игровые
профессиональные пробы, творческие конкурсы практической направленности, кейстехнологии, мастер-классы, проектная и исследовательская деятельность.
Промежуточная аттестация проводится в форме творческого задания, основывается
на встроенном педагогическом наблюдении по системе оценки «Зачёт/незачёт». По итогам
промежуточной аттестации классным руководителем оформляется ведомость.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные
 развитие целеустремленности, предприимчивости, самостоятельности;
 овладение навыками успешного взаимодействия в коллективе;
 овладение способами изучения психологических особенностей своей личности,
своих профессиональных интересов и возможностей;

 обоснование важности и необходимости труда в жизни людей;
 бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
 способность оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или

«плохие», разрешая моральные противоречия на основе: общечеловеческих ценностей и
российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре; важности
бережного отношения к здоровью человека и к природе; важности различения «красивого» и
«некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»; важности
образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества;
 прогнозирование оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей,
отличающихся национальностью, мировоззрением, положением в обществе.
Метапредметные
1. Регулятивные УУД:
 высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией,
учить работать по предложенному учителем плану.
 становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной
деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание
необходимости общественно-полезного труда, как условия безопасной и эффективной
социализации;
 совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности
 осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных
предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом
общности интересов и возможностей членов трудового коллектива
2. Познавательные УУД:
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы
 формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных
и коммуникативных задач различных источников информаций, включая энциклопедии,
словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
3. Коммуникативные УУД:
 донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме.
 слушать и понимать речь других.
 совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе
 выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством
формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах
 уметь пользоваться интернет ресурсами в профессиональном самоопределении;
 формировать и пополнять индивидуальное портфолио, представлять и
самостоятельно оценивать в нем текущие работы, достижения и неудачи, уметь планировать
собственную образовательную траекторию по выбору профессии.
Предметные
Учащиеся:
 получат представление о современном мире профессий, о содержании трудовой
деятельности, о важности каждой профессии для общества;








приобретут комплекс специальных знаний о собственных психологических
особенностях, склонностях и интересах;
смогут самостоятельно грамотно спланировать свой профессионально –
жизненный путь, опираясь на полученные знания;
овладеют навыками поиска и анализа нужной информации, тестирования,
самопрезентации;
расширят кругозор, разовьют навык интеграции содержания смежных дисциплин
при решении проблемных задач;
сформируют собственное умение работать с различными источниками
информации, включая электронные образовательные ресурсы;
получат знание о специализированных ресурсах, направленных на
профориентацию и самоопределение, научатся применять результаты, полученные
благодаря ресурсам для постановки собственной траектории развития.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5 класс
Раздел 1.Вводное занятие (1 час)
Теория. Правила поведения на занятии. Правила техники безопасности.
Представление
учащимся содержания курса и основных форм работы на занятиях. Ознакомление с
целями и задачами программы.
Практика. Игра «Все профессии важны».
Раздел 2. Профессии, которые мы выбираем (10 часов)
Теория. Информирование учащихся о сферах деятельности, профессиях;
Информирование о значении гибких или мягких навыков (англ. soft skills), важных для
карьеры надпрофессиональных навыков. Знакомство с профессиями музыкант, экскурсовод,
журналист, артист, переводчик. Знакомство с условиями труда, личностными и
профессиональными навыками в профессии.
Практика. Игра «Аукцион профессии», «Собери пословицу», «Цепочка гибких или
мягких навыков». «Профессия-орудия труда», Игра «Автопортрет» Игра «Ассоциация» Игра
«Кто есть, кто?» Профориентационная игра "Один день из жизни" Сочинение- рассказ «Я
хочу быть, как...», игровые профессиональные пробы профессии музыкант, экскурсовод,
журналист. Проект «Профессия которую я выбираю».
Раздел 3. Что я знаю о себе? (6 часов)
Теория. Информирование учащихся о понятии чувства и эмоции, характер, внимание
и память. Образ «Я» как система представлений о себе. Структура образа «Я» (знания о себе,
оценка себя). Образ «Я» и мой портфолио.
Практика. Упражнение «Кто я?», тест «Эмоции», упражнения на развития внимания,
памяти, мышления. Упражнения на стрессоустойчивость. Методика «Самооценка
индивидуальных особенностей» (авт. Л. Н. Кабардова).
Раздел 4. Ценности и мотивы в выборе профессии (4 часа)

Теория. Информирование учащихся о понятии мотив и выбор профессии. Дискуссия
по теме: «Что такое человеческие ценности? Что может ценить человек?». Оптимизм и
пессимизм. Дискуссия «Ценности разных эпох».
Практика. Упражнение «ромашка счастья» Упражнение «Необитаемый остров»
Методика
«Мой личный герб».
Раздел 5. Профессии, ушедшие в прошлое (2 часа)
Теория. Информирование учащихся о понятии профессии устаревшие. Русские
старинные профессии (косари, коробейники, скоморохи и т.д)
Практика. Профориентационный проект «Профессии из прошлого».
Раздел 6. Профессии будущего (4 часа)
Теория. Информирование учащихся с понятиями профессии будущего,
востребованные профессии. Знакомство с условиями труда, личностными и
профессиональными качествами профессии: "3D-риггер", сонграйтер, специалист по
ресторвации мультфильмов.
Практика. Творческое задание «Я в будущем», коллаж «Современные профессии»,
игровые мини пробы профессии, конкурс рисунков «Профессии будущего».
Раздел 7. Мастерская профессий (5 часов)
Теория. Правила поведения на экскурсии. Правила техники безопасности.
Вступительная беседа, заключительная беседа, обмен впечатлениями, ответы на вопросы.
Практика. Практический показ с пояснением, вручение памяток, обращений,
приглашений, буклетов; выявление эффективности проведения экскурсии путем
анкетирования. Оформление итогов экскурсии. Коллаж «Мои путешествия».
Раздел 8. Итоговое занятие (2 часа)
Защита проекта «Профессии, которые мы выбираем».
6 класс
Раздел 1.Вводное занятие (1 час)
Теория. Правила поведения на занятии. Правила техники безопасности.
Представление
учащимся содержания курса и основных форм работы на занятиях. Ознакомление с
целями и задачами программы.
Практика. Рисунок «Я в будущем»
Раздел 2. Атлас профессии. (6 часов)
Теория. Информирование учащихся о сферах деятельности, профессиях;
Информирование о значении гибких или мягких навыков (англ. soft skills), важных для
карьеры надпрофессиональных навыков. Знакомство с профессиями дизайнер, флорист,
художник оформитель, профессии сферы медицина, профессии IT сферы. Знакомство с
условиями труда, личностными и профессиональными навыками в профессии. Знакомство с
профессиями наших родителей.
Практика. Игровые профессиональные пробы. Знакомство с профессиями дизайнер,
флорист, оформитель, врач и др. Упражнение «Звездный час», «Профессия -

специальность», «Если бы..я стал бы..»
Раздел 3. Секреты выбора профессии. (4 часов)
Теория. Азы правильного выбора. Ошибки при выборе профессии.
Практика. Игра «Три листочка», упражнение «Мифы или реальность выбора
профессии».
Раздел 4. Я познаю себя. (4 часа)
Теория. Самооценка и уровень притязаний. Я чувствую, значит, существую.
Мыслительили художник? Тип мышления.
Практика. Упражнение «Какой я?», «Самый-самый», «Мечтать не вредно», «Угадай
эмоцию», «Назови эмоцию». Тест «Эмоции».
Раздел 5. Мои цели и достижения. (4 часа)
Теория. Знакомство детей с содержанием профориентационного портфолио. Роль
творческих успехов ребенка в выборе профессии.
Практика. Творческое задания «Мои достижения», «Я мечтаю быть», «Я умею, я
могу». Упражнение «Дорожная карта», «Заборы и овраги», «Что такое жизненный успех».
Анкета мои интересы.
Раздел 6. Мои возможности. (4 часа)
Теория. Знакомство детей с темой: «Мои недостатки и достоинства»
Практика. Практическое задание «Угадайте слова, пропущенные в афоризмах»,
упражнение «Цветок моей души».
Раздел 7. Профессии XXI века. (4 часа)
Теория. Знакомство учащихся с профессиями будущего. Знакомство с редкими и
несуществующими профессиями. Знакомство с условиями труда, личностными и
профессиональными качествами новых профессии.
Практика. Творческое задание «Я в будущем», рисунок «Несуществующая
профессия», кроссворд «Новые профессии».
Раздел 8. Профессия и здоровье. (2 часа)
Теория. Знакомство учащихся с влиянием здоровья на профессию. Заболевания и
противопоказанные условия работы.
Практика. Методика «Мое здоровье». Секреты долголетия.
Раздел 9.Мастерская профессий. (4 часа)
Теория. Правила поведения на экскурсии. Правила техники безопасности.
Вступительнаябеседа, заключительная беседа, обмен впечатлениями, ответы на вопросы.
Практика. Практический показ с пояснением, вручение памяток, обращений,
приглашений, буклетов; выявление эффективности проведения экскурсии путем
анкетирования.
Раздел 10.Итоговое занятие (1 час)
Проект «Мои цели и достижения»
7 класс
Раздел 1.Вводное занятие (2 часа)
Теория. Правила поведения на занятии. Правила техники безопасности.
Представление учащимся содержания курса и основных форм работы на занятиях.
Ознакомление с целями и задачами программы.

Практика. Упражнения «Я хочу узнать ..». Игра. «Азбука профессий»
Раздел 2. Мой внутренний мир (6 часов)
Теория. Информирование учащихся о сильных и слабых сторонах человека.
Поведение в конфликте. Интеллектуальный потенциал.
Практика. Шуточный тест «Китайская рулетка», упражнение «Рука», игра «Цепочка
хороших и плохих следствий».
Раздел 3. Испытание себя и своих возможностей (8 часов)
Теория. Информирование учащихся о базовых сведении о конкретных видах
профессиональной деятельности; профессии индустрии моды: байер, дизайнер, модельер,
модель, фотограф. Знакомство с условиями труда, личностными и профессиональными
навыками в профессии.
Практика. Моделирование основных элементов разных видов профессиональной
деятельности; игровые профессиональные пробы, мастер-классы.
Раздел 4. Маршрут получения профессий (6 часа)
Теория. Профессии и специальности. Пути получения образования. Дополнительное
образования. Формы и пути получения профессионального образования. Интернет- ресурсы
по подбору ПОУ и ВУЗов.
Практика. Упражнение «Дорожная карта».
Раздел 5. От мечты к действиям (4 часа)
Теория. Диалог «Мечта и цель». Планирование профессионального будущего.
Опасности на моем пути. Успех и уровень притязаний. Свобода и ответственность. Здоровье
и выбор профессии. Способы достижения успеха.
Практика. Практическое задание «Цели и средства», упражнение «Машина
времени». «Смешные профессии»
Раздел 6. Мастерская профессий (6 часа)
Теория. Правила поведения на экскурсии. Правила техники безопасности.
Вступительная беседа, заключительная беседа, обмен впечатлениями, ответы на вопросы.
Практика. Практический показ с пояснением, вручение памяток, обращений,
приглашений, буклетов; выявление эффективности проведения экскурсии путем
анкетирования.
Раздел 7. Итоговое занятие (2 час)
Тематическое планирование
5 класс
№ п/п Название темы
1
2
3
4
5
6
7
8

Вводное занятие
Профессии, которые мы выбираем
Что я знаю о себе?
Ценности и мотивы в выборе профессии
Профессии ушедшие
в прошлое
Профессии будущего
Мастерская профессий
Итоговое занятие
Итого

Количество часов
всего
теория
практика
1
0.5
0.5
10
3
7
6
2
4
4
2
2
2
1
1
4
2
2
5
1
4
2
2
34
11.5
22.5

6 класс
№ п/п Название темы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Вводное занятие
Атлас профессии
Секреты выбора профессии
Я познаю себя
Мои цели и достижения
Мои возможности
Профессии XXI века
Профессия и здоровье
Мастерская профессий
Итоговое занятие
Итого

всего
1
6
4
4
4
4
4
2
4
1
34

Количество часов
теория
практика
0.5
0.5
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
1
15.5
18.5

7 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Название темы
Вводное занятие
Мой внутренний мир
Испытание себя и своих возможностей
Маршрут получения профессий
От мечты к действиям
Мастерская профессий
Итоговое занятие
Итого

Количество часов
всего
теория
практика
2
1
1
6
2
4
8
2
6
6
2
4
4
2
2
6
2
4
2
1
1
34
12
22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».