Адаптированная рабочая коррекционно-развивающая программа Ритмика

Приложение 2
к АООП НОО МБОУ «Школа № 34»

Адаптированная рабочая коррекционно-развивающая программа
«РИТМИКА»
уровень: начальное общее образование
срок реализации 4 года (1-4 класс)

г. Нижний Новгород 2022 год

1. Пояснительная записка
Данная адаптированная рабочая образовательная программа по ритмике составлена на
основе документов:
 Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ,
примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.1, 7.2).
 Примерная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7.1, 7.2).
Сущность специфических для варианта 7.1, 7.2 образовательных потребностей в
приложении к данному коррекционному курсу раскрывается в соответствующих разделах
пояснительной записки, учитывается в распределении коррекционного содержания по годам
обучения и в календарно-тематическом планировании.
С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально
подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям.
Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к
деятельности
вообще,
активизируют
мышление.
Музыкальные
игры
снимают
психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е.
социализируют ребенка.
Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание,
память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.
Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического
развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада,
эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения,
особенности двигательной и психической сферы, хорошо поддаются коррекции специфическими
средства воздействия на ребенка, свойственными ритмике.
У большинства детей с ЗПР наблюдаются следующие двигательные нарушения:
-нарушение координации движений;
- скованность при выполнении движений и упражнений;
- отсутствие плавности движений;
- недостаточная ритмичность, трудность формирования двигательного автоматизма, двигательные
персеверации.
Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны не с нарушением опорнодвигательного аппарата, а с недоразвитием высших психических функций (ВПФ). У этих детей
ослаблено формирование межанализаторных связей, снижено внимание, память, восприятие,
мыслительное и речевое развитие. Недостатки формирования ВПФ тесно связаны с развитием
общей, ручной и артикуляционной моторики ребенка.
На занятиях ритмики средствами музыки и специальных двигательных и психологических
упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики
движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные
качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.
Адаптированная программа по коррекционному курсу «Ритмика» разработана для
обучающихся ЗПР (вариант 7.1, 7.2).
Данная программа направлена на коррекцию особенностей нервно-психического склада,
своеобразия поведения и личностной реакции, а также эмоционально-волевой незрелости у детей
с ЗПР.
Целью программы является создание условий для личностного развития обучающихся с
ЗПР и коррекции отклонений в психическом и физическом развитии обучающихся с ЗПР,
посредством воздействия специфическими средствами, свойственными ритмике
Задачи программы:
 овладение разнообразными формами движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки,
гимнастические итанцевальные упражнения, упражнения с звучащими инструментами (дудки,

погремушки и т.д.)
 развитие умения воспринимать на слух, различать и понимать специфические средства
музыкального «языка» (динамика, темп и т. Д.);
 развитие чувства ритма, музыкального слуха и памяти;

развитие умственной деятельности, творческого воображения, памяти, формирование
произвольного внимания, пространственной ориентировки и координации, улучшение осанки;
 развитие умения совместной коллективной деятельности;
 воспитание самоорганизации и самодисциплины;
 приобщение детей к музыке, совершенствование музыкально-эстетических чувств.
1. Общая характеристика программы
Учитывая, что занятия ритмикой являются частью образовательной и коррекционноразвивающей работы с обучающимися с ЗПР, можно выделить четыре основных направления
работы с детьми, реализуемые на занятиях ритмики: оздоровительное; образовательное;
воспитательное; коррекционно-развивающее.
Занятия ритмикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей
формируются правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная
осанка, походка, грация движений, что способствует в целом оздоровлению всего детского
организма.
Таким образом, на первый план выходит необходимость первоначальной коррекции
двигательной сферы детей с ЗПР на занятиях коррекционной ритмикой.
С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной
системы ребенка. Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и
пробуждать интерес к деятельности вообще. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное
напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка.
Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память,
внутреннюю собранность.
Занятия ритмикой тесно связаны с обучением на занятиях физкультурой и музыкой. При
этом формирование и отработка основных двигательных навыков, как и овладение основными
музыкальными понятиями и умениями, осуществляются на занятиях физкультурой и музыкой. На
занятиях ритмики происходит дальнейшее практическое освоение понятий, умений и навыков в
специфической форме музыкально-ритмической деятельности. Коррекционно-развивающие
занятия ритмикой являются эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с
детьми с ЗПР, построенного на сочетании музыки, движения и слова. Ритмика является одной из
своеобразных форм активной терапии (с элементами кинезотерапии) средствами специально
подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной,
двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР средствами
музыкально-ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на
сочетании движений, музыки и слова.
Включенные в занятие игры имеют особое значение. Это связано с тем, что игра являются
основной формой деятельности школьников. Они способствуют развитию произвольности
движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный
характер подвижной игры активизирует личностные, и познавательные качества ребёнка.
Вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать свое место в
команде, свою роль в общей игре. Чтобы ребенку быть успешным в игре среди детей, ему
необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия.
Таким образом, предъявление на занятия ритмикой заданий в игровой форме и проведение игр
позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия, а при работе с
детьми с ЗПР, иногда это и единственный способ решить на занятии все поставленные задачи.
Следует также отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого
воображения.
Данная программа для обучающихся 1-4 классов разработана на основе программы «Ритмика»,
автор Н.А. Цыпина, для общеобразовательных учреждений: коррекционно-развивающее обучение
(начальные классы).
2. Место коррекционного курса в учебном плане:
В учебном плане предмету «Ритмика» для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.1, 7.2) отводится 2 часа в неделю из часов внеурочной деятельности. Программа
рассчитана на 66 учебных часа в год для 1 класса и 1 дополнительного класса, 68 учебных часа в

год для 2-4 классов.
3. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Программа по курсу «Ритмика» направлена на усвоение универсальных жизненно важных
двигательных действий, на познание окружающего мира. Материал программы направлен на
реализацию приоритетных задач образования — формирование всестороннего гармоничного
развития личности при образовательной, оздоровительной и воспитательной направленности; на
реализацию творческих способностей обучающихся, их физическое совершенствование, а также
развитие основных двигательных (физических) жизненно важных качеств — гибкости, ловкости,
быстроты движений, мышечной силы и выносливости. Программа позволяет сформировать у
школьников обоснованное отношение к окружающему миру, с опорой на предметные,
метапредметные результаты и личностные требования.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса























Личностные результаты:
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и
укрепления личного и общественного здоровья;
проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях
риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения
значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного здоровья.
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов
учебной деятельности;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
Метапредметные результаты:
обеспечение защиты и сохранения личного здоровья во всех его проявлениях позитивными
средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;
планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом
индивидуальных возможностей и требования сохранения и совершенствования индивидуального
здоровья во всех его проявлениях;
управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с
целью сохранения эмоционального благополучия.
формирование умения понимать причины успеха
(неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
двигаться в соответствии с характером, темпом и динамикой музыки, отличать начало и конец
звучания музыкального произведения;
ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать по кругу, между предметами,
воспроизводить несложный ритм и простые движения с предметами, выполнять игровые и
плясовые движения, согласовывая движения рук с движениями ног и туловища;
выполнять дыхательные упражнения;
использовать на уроках ритмики умения, полученные на занятиях по музыке и физической
культуре;
уметь себя самопрезентовать в выступлениях перед зрителями.
5. Содержание коррекционного курса ритмика
Основные направления работы по ритмике:
восприятие музыки (в исполнении педагога и аудиозапси): определение на слух начала и
окончания звучания музыки; различение и опознавание на слух громкой, тихой, негромкой
музыки; быстрого, медленного, умеренного темпа; различение и опознавание на слух музыки
двухдольного, трехдольного, четырехдольного метра (полька, марш, вальс); плавной и отрывистой
музыки;

упражнения на ориентировку в пространстве: простейшие построения и перестроения (в
одну и две линии, в колонну, в цепочку, в одну и две шеренги друг напротив друга, в круг, сужение
и расширение круга, свободное размещение в классе, различные положения в парах и т. д.); ходьба
в шеренге (вперед, назад), по кругу, в заданном направлении, разными видами шага; повороты;
ритмико-гимнастические упражнения: общеразвивающие упражнения, упражнения на
координацию движений, упражнение на расслабление мышц;
упражнения с детскими музыкальными инструментами: игра на элементарных
музыкальных инструментах (погремушка, металлофон, бубен, ксилофон, барабан, румба, маракас,
треугольник, тарелки и др.);
игры под музыку: музыкальные игры и игровые ситуации с музыкально-двигательными
заданиями с элементами занимательности, соревнования (кто скорее, кто лучше, кто более и т.д.),
игры по ориентировке в пространстве;
танцевальные упражнения: выполнение под музыку элементов танца и пляски, несложных
композиций народных, бальных и современных танцев;
декламация песен под музыку: выразительная декламация песен под музыкальное
сопровождение и управление педагога, воспроизведение ритмического рисунка мелодии, ее темпа,
динамических оттенков, характера звуковедения (плавно, отрывисто), соответствующей манере
исполнения (легко, более твердо и др.).
Коррекционный курс «Ритмика» содержит следующие разделы:
1. Основы музыкальной грамоты.
2. Общеразвивающие и ритмико-гимнастические упражнения.
3. Танцы и танцевальные движения.
4. Музыкально-образные игры и упражнения.
Необходимо учитывать, что в ритмике принят концентрический метод работы, т.е. данные
разделы изучаются не последовательно, а комплексно. Каждый урок включает в себя материал из
разных разделов: ритмическую разминку, элементы музыкальной грамоты, освоение различных
танцевальных движений и танцев, музыкальные игры и образные упражнения.
Раздел «Основы музыкальной грамоты» включает в себя знакомство с основами
музыкальной грамоты, необходимыми для развития музыкального восприятия, формирования
осознанного отношения к музыке и понимания законов построения музыкального произведения.
Через движение, музыкально-ритмические упражнения и игры закрепляются основные понятия:
характер музыки, средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм), строение
музыкального произведения (вступление, части, фразы, затакт), метроритм. Дети учатся
передавать в движении общий характер музыки и ее настроение. В процессе знакомства с
разнообразными по стилю и жанру музыкальными произведениями в ходе сопровождения
танцевальных упражнений и танцев происходит обогащение слушательского опыта и
музыкального кругозора учащихся, развивается и закрепляется интерес к музыке различных
направлений и стилей.
Раздел «Общеразвивающие и ритмико-гимнастические упражнения» включает в себя
комплекс упражнений и элементов, формирующих и развивающих у детей мышечное чувство,
равновесие, правильную осанку, гибкость, ориентировку в пространстве, координацию и культуру
движения. Это способствует подготовке моторно-двигательного аппарата к выполнению более
сложных танцевальных движений и комбинаций.
Раздел «Танцы и танцевальные движения» предусматривает знакомство учащихся с
разнообразием хореографического искусства, музыкой и лексикой разных национальностей,
основными средствами танцевальной выразительности (мимика, пластика, жест), способствует
развитию координации движений, танцевальности и выразительности исполнения, формированию
художественного вкуса, учит культуре поведения и общения. Большое место в танцевальном
репертуаре отводится игровому образному танцу, который позволяет детям танцевать для
собственного удовольствия, раскрывать собственную душу и эмоционально знакомиться с
культурой своего народа.
В раздел «Музыкально-образные игры и упражнения» входят разнообразные упражнения,
включающие движения подражательного характера либо раскрывающие содержание музыкальной
пьесы или песни. Сюда же относятся свободные формы движения, самостоятельно выбранные
детьми, чтобы передать собственное эмоциональное восприятие музыкального образа.
Музыкальные игры применяются для закрепления полученных знаний, навыков, дают
возможность развивать и углублять творческие способности детей, учат их создавать музыкально-

двигательные образы, развивают быстроту мышечной реакции, ориентировку в пространстве,
психические процессы (внимание, память, мышление), преодолевают скованность, воспитывают у
детей дисциплинированность, волю, чувство коллективизма.
6. Календарно-тематическое планирование
1 КЛАСС
№
п/п
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.
9.

10.

11.

12.

Темы

Коррекционная работа

кол-во
часов

Вводный инструктаж по ТБ. Цели и
задачи предмета. Основное построение
и положение корпуса. Па марше.
Упражнение «Как тебя зовут?». Игра
«Добрый бегемотик».
Разновидности шага. Перестроение на
середину по два. Поклон. Упражнение
для корпуса. Игра «Огуречик».
Самомассаж «Суп».
Комплекс ОРУ. Слушание. Движения
танца «Поезд». Упражнение «Падают
листья».

Развитие
чувства
ритма,
пространственной
ориентировки,
снятие эмоционального напряжения.
Формирование правильной осанки.

2

Развитие координации движения,
чувства ритма, пространственной
ориентировки,
самоконтроля.
Формирование правильной осанки.
Развитие
слухового
восприятия,
двигательных навыков, координации
движения,
способности
к
импровизации.
Комплекс ОРУ с музыкальным Преодоление
гиперактивности,
сопровождением. Движения танца развитие самоконтроля, чувства ритма,
«Поезд». Игра «Флажок». Упражнение координации движения.
на дыхание «Вдох-выдох».
Бег на п/п. Упражнение «Бабочка».
Стимулирование внимания, развитие
Первая часть танца «Поезд». Игра
моторно-слуховой памяти.
«Будь внимателен!».
Вторая
часть
танца
«Поезд». Активизация
творческого
Упражнение «На бабушкином дворе». воображения, развитие чувства ритма,
Упражнение «Угадай словечко».
слухового восприятия.
Танцевальная композиция «Поезд». Развитие
двигательной
памяти,
Упражнение «Ёжик». Игра «Жучки».
чувства
ритма,
образно-игровых
движений. Создание положительного
эмоционального фона.
Отработка танцевальной композиции Развитие
двигательной
памяти,
«Поезд». Этюд «Солнышко и тучка».
мышечных ощущений.
Совершенствование
исполнения Синхронизация движений с текстом,
танцевальной композиции «Поезд». снятие
мышечного
напряжения,
Игра-миниатюра
«Весёлые развитие
внимания,
закрепление
хлопушки». Упражнение-игра «Назови представлений об окружающем мире.
предмет».
Слушание. Движения танца «Ку-ка-ре- Развитие чувства ритма, музыкальноку!».
Игра
«Море
волнуется». слухового восприятия, двигательных
Упражнение
на
дыхание способностей, способности к
«Знакомство».
импровизации.
Движения танца «Ку-ка-ре-ку!».
Развитие чувства ритма, двигательных
Топающий шаг. Самомассаж
навыков. Синхронизация движений с
«Неболейка». Упражнение «Дождик». текстом.

2

Движения танца «Ку-ка-ре-ку!». Игра Развитие пространственной памяти,
«Запомни
место!».
Упражнение мышечных ощущений.
«Шалтай-Болтай».

2

2

2

2

2

2

2
2

2

2

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.
22.
23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.
30.

Движения танца «Ку-ка-ре-ку!». Игра Развитие
способности
к
«Птички и ворона».
импровизации,
воображения
и
фантазии.
Движения
танца
«Ку-ка-ре-ку!». Развитие
пространственных
Упражнение
«Смотрим
влево, представлений, слухового внимания.
смотрим вправо». Упражнение «Мы
топаем ногами».
Танцевальная композиция «Ку-ка-реРазвитие
слухового
восприятия,
ку!». Упражнение «Весёлые ладошки». произвольности, двигательной памяти.
Игра «Замри!».
Совершенствование исполнения танца Развитие
внимания,
закрепление
«Ку-ка-ре-ку!».
Упражнение-игра представлений об окружающем мире.
«Назови предмет».
Повторный
инструктаж по ТБ. Развитие чувства ритма, координации
Комплекс
ОРУ.
Упражнение движений,
внимания,
коррекция
«Карусели». Упражнение «Я играю на осанки.
гармошке».
Комплекс ОРУ с музыкальным Развитие
музыкально-слухового
сопровождением.
Слушание. восприятия,
чувства
ритма,
Музыкально-ритмическая тренировка. активизация творческого воображения.
Игра «Птички и ворона». Упражнение
на дыхание «Баян».
Вынос ноги на носок, на каблук.
Развитие
способности
к
Упражнение «Зоопарк». Самомассаж импровизации.
«Петушок».
Движения «Маленького танца». Игра- Развитие двигательных способностей,
забава «Солнышко».
чувства
ритма,
синхронизация
движений с речью.
Движения «Маленького танца». Игра Развитие
внимания,
выработка
«По сигналу светофора!».
условных двигательных реакций.
Движения «Маленького танца». Игра- Развитие чувства ритма и темпа,
потешка «Паровоз».
коммуникативных навыков,.
Приставные шаги в сторону, вперёд,
Развитие
двигательных навыков,
назад. Игра «Колонна».
зрительной памяти, ориентировки в
пространстве.
Танцевальная композиция «Маленький Развитие
двигательной
памяти,
танец». Упражнение «Домик».
слухового
внимания,
быстроты
реакции.
Совершенствование
исполнения Развитие
внимания,
закрепление
«Маленького танца». Упражнение представлений об окружающем мире,
«Цапля». Упражнение-игра «Назови выработка равновесия.
предмет».
Слушание. Музыкально-ритмическая Развитие чувства ритма, музыкальнотренировка.
Игра
«Козлёнок»». слухового восприятия, самоконтроля,
Упражнение на дыхание «Веточка».
памяти.
Упражнение «Загораем!».
Движения «Вежливого танца».
Развитие творческого воображения,
Самомассаж «Я в ладоши хлопаю».
двигательных способностей.
Упражнение «Лесная зверобика».
Движения «Вежливого танца». Игра Развитие памяти, ориентировки в
«К своим флажкам».
пространстве, самоконтроля, быстроты
реакции.
Движения
«Вежливого
танца». Развитие чувства ритма, слухового
Упражнение «Повтори за мной».
внимания.
музыкально-слухового
Движения
«Вежливого
танца». Развитие
способности
к
Игровое упражнение «Приглашение». восприятия,
импровизации.

2

2

2

2

2

2

2

2

2
2
2

2

2

2

2

2

2
2

31.

32.

33.

Танцевальная композиция «Вежливый Развитие творческого воображения,
танец». Этюд «Теремок».
музыкально-слухового
восприятия,
двигательной памяти.
Совершенствование
исполнения Развитие
двигательной
памяти,
танцевальной композиции «Вежливый внимания, закрепление представлений
танец». Упражнение-игра «Назови
об окружающем мире.
предмет».
«Чистописание».
Повторение,
закрепление,
совершенствование
исполнения
разученного материала.

2

2

2

Календарно-тематическое планирование
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
№
п/п

Программное содержание

Коррекционная работа

кол-во
часов

1.

Вводный инструктаж по ТБ. Основное
построение и положение корпуса.
Комплекс
ОРУ.
Слушание.
Музыкально-ритмическая тренировка.
Игра «Только вместе».
Разновидности шага. Комплекс ОРУ с
музыкальным
сопровождением.
Упражнение для корпуса. Упражнение
на дыхание. Движения танца
«Полечка».
Характер музыки. Упражнение «Как
звучит музыка». Движения танца
«Полечка». Самомассаж.
Движения танца «Полечка». Играпревращение «Заводные игрушки».
Разновидности бега. Первая фигура
танца
«Полечка».
Упражнение
«Повтори за мной».
Вторая фигура танца «Полечка».
Упражнение «Пильщики».

Развитие чувства ритма, координации
движений,
двигательных
и
коммуникативных навыков.

2

Развитие координации движения,
двигательных навыков. Формирование
правильной осанки.

2

Развитие
слухового
двигательных навыков.

восприятия,

2

Развитие выразительности движений,
синхронизация речи и движений.
Развитие двигательных способностей,
чувства ритма.

2

Развитие коммуникативных навыков,
согласованности движений в паре,
чувства ритма.
Развитие
двигательной
памяти,
устойчивости
и
распределения
внимания, закрепление навыков счёта.
Развитие двигательной памяти,
коммуникативных
навыков,
стимулирование
творческого
воображения.
Развитие
внимания,
памяти,
закрепление
представлений
об
окружающем мире.
Развитие чувства ритма, музыкальнослухового восприятия, двигательных
способностей,
отработка
коммуникативных навыков.
Развитие чувства ритма, двигательных
навыков.

2

2.

3.

4.
5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Вступление в музыке. Танцевальная
композиция
«Полечка».
Игра
«Запретный номер» (простой вариант).
Отработка танцевальной композиции
«Полечка».
Музыкально-творческая
игра «Ай, да я!».
Совершенствование исполнения танца
«Полечка». Игра-упражнение «Назови
предмет».
Темп в музыке. Слушание. Движения
танца «Тик-так». Игра «Липучки».
Упражнение на дыхание.
Движения танца «Тик-так».
Самомассаж .

2

2

2

2

2

2

12.

13.

14.
15.

16.

17.

18.

19.

20.
21.

22.
23.

24.

25.

26.

27.

28.
29.

внимания,
ловкости,
Игра- Развитие
быстроты реакции, ориентировки в
пространстве.
Движения танца «Тик-так». Игра- Развитие
способности
к
превращение «Театр зверей».
импровизации,
воображения
и
фантазии.
Танцевальная композиция «Тик-так». Развитие коммуникативных навыков,
Упражнение «Ходим кругом».
наблюдательности.
Динамические оттенки в музыке. Развитие
двигательной
памяти,
«Ковырялочка» с тройным притопом. слухового
восприятия,
Отработка танцевальной композиции произвольности.
«Тик-так».
Совершенствование исполнения танца Развитие
внимания,
закрепление
«Тик-так». Упражнение-игра «Назови представлений об окружающем мире.
предмет».
Повторный
инструктаж по ТБ. Развитие
музыкально-слухового
Комплекс ОРУ. Музыкальные жанры. восприятия, координации движений,
Упражнение «Как звучит музыка».
коррекция осанки.
Комплекс ОРУ с музыкальным Развитие
музыкально-слухового
сопровождением.
Слушание. восприятия,
чувства
ритма,
Музыкально-ритмическая тренировка. активизация творческого воображения.
Упражнение на дыхание . Игра
«Весёлый зоосад».
Вынос ноги на каблук с тройным Развитие
устойчивости
и
хлопком. Упражнение «Светофор». концентрации внимания, удерживание
Самомассаж .
заданной программы в условиях
коллективных действий.
Сочетание шагов с тройным притопом. Развитие
пространственной
Упражнение «Расставить посты!».
ориентации, внимания.
I фигура танца «Первые шаги». Развитие
двигательной
памяти,
Образное упражнение «Не потеряй образного воображения.
пушинку».
II фигура танца «Первые шаги». Развитие коммуникативных навыков,
Упражнение «Мальчики и девочки».
слухового внимания.
Положение рук в паре «лодочка». III Развитие
устойчивости
и
фигура танца «Первые шаги». Игра
распределения внимания, закрепление
«Запретный номер» (усложнённый навыка счёта.
вариант).
мышечных
ощущений,
Танцевальная композиция «Первые Развитие
умения выполнять действия по
шаги». Упражнение «Насос и мяч».
сигналу .
Прямой галоп. Совершенствование Развитие
двигательной
памяти,
исполнения танца «Первые шаги». внимания, закрепление представлений
Упражнение-игра «Назови предмет».
об окружающем мире.
Слушание. Музыкально-ритмическая Развитие чувства ритма, музыкальнотренировка.
Движения
танца слухового
восприятия,
памяти,
«Дождик». Игра «Слушай команду!». внимания.
Упражнение на дыхание.
Развитие творческого воображения.
Положение рук в паре «корзиночка».
Обводка в положении «корзиночка».
Самомассаж .
I фигура танца «Дождик». Упражнение Развитие коммуникативных навыков,
«Давайте поздороваемся».
двигательной памяти.
Сочетание приставных шагов с Развитие образно-игровых движений,
«ковырялочкой» с притопом. Игра быстроты реакции.
«Васька-кот».
Движения танца «Тик-так».
потешка «Поймай-ка!».

2

2

2
2

2

2

2

2

2
2

2
2

2

2

2

2

2
2

30.
31.

32.

33.

II
фигура
танца
«Дождик».
Упражнение «Хлопушка».
Танцевальная композиция «Дождик».
Упражнение-игра «назови предмет».
Отработка танцевальной композиции
«Дождик». Музыкально-двигательные
образы.
«Чистописание».

Развитие
двигательной
памяти,
внимания, чувства ритма.
Развитие
двигательной
памяти,
внимания, закрепление представлений
об окружающем мире.
Развитие
двигательной
памяти,
слухового восприятия, способности к
импровизации.
Повторение,
закрепление,
совершенствование
исполнения
разученного материала.

2
2

2

2

Календарно-тематическое планирование
2. КЛАСС
№
п/п

Программное содержание

Коррекционная работа

кол-во
часов

1.

Вводный
инструктаж
по
ТБ.
Повторение основных положений и
понятий. I позиция ног. Поклон.
Комплекс ОРУ. Упражнение на
дыхание. Игра «Дракон кусает свой
хвост».
Комплекс ОРУ с музыкальным
сопровождением. Слушание. Пауза.
Хлопки
с паузой.
Упражнение
«Послушай
и
выполни».
Игра
«Слушай хлопки».
VI позиция ног. Шаг подскока.
Музыкальные жанры. Игра «У!-А?».
Самомассаж.
I фигура танца «Весело у нас».
Строение музыкального произведения.
«Упражнение с прыгалками».
II фигура танца «Весело у нас».
Упражнение «Раздумье». Игра «Беги
скорей!».
Танцевальная композиция «Весело у
нас». Характер музыки. Прием
свободного
дирижирования.
Упражнение «Огонь-лед». Игра
«Пчелки».
Фигурные построения: змейка, улитка.
Упражнение «Улитка». Отработка
танца «Весело у нас.
Музыкально-двигательные
образы.
Упражнение «Волшебный мешок»
Совершенствование исполнения танца
«Весело у нас». Игра «Дирижероркестр».
Слушание. Движения танца «Детская
полька». Упражнение на дыхание.
Упражнение «Строители».
Движения танца «Детская полька».
Игра «Скучно, скучно так сидеть».

Развитие координации движений,
двигательных навыков, коррекция
осанки,
снятие
напряженности,
невротических состояний.

2

Развитие координации движения,
музыкально-слухового
восприятия,
активного внимания.

2

Развитие
музыкально-слухового
восприятия, двигательных навыков,
произвольного внимания.
Развитие чувства ритма, музыкальнослухового восприятия, координации
движений.
Развитие творческого воображения,
коммуникативных навыков, внимания,
быстроты реакции.
Развитие
музыкально-слухового
восприятия, двигательной памяти,
самоконтроля, мышечного чувства.

2

Развитие
пространственной
ориентировки, чувства ритма, снятие
эмоционального напряжения.
Развитие
музыкально-слухового
восприятия, творческого воображения.
Развитие
двигательной
памяти,
чувства ритма, быстроты реакции,
самоконтроля.
Развитие чувства ритма, музыкальнослухового восприятия, двигательных
навыков, фантазии.
Развитие
двигательных
навыков,
тренировка
самоорганизации,
выдержки.

2

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.
9.

10.

11.

2

2

2

2
2

2

2

творческого
Движения танца «Детская полька». Активизация
воображения,
развитие
Упражнение «Магазин игрушек».
коммуникативных навыков.
I фигура танца «Детская полька». Развитие
музыкально-слухового
Стаккато-легато
в
музыке. восприятия.
«Упражнение
с
хлопками».
Упражнение «Цветочек».
Боковой галоп с тройным притопом. II Развитие произвольного внимания,
фигура танца «Детская полька». сосредоточенности,
двигательных
Упражнение «Нос-ухо-нос».
навыков.
Танцевальная композиция «Детская Развитие
выдержки,
быстроты
полька». Игра «Успей передать!».
реакции.

2

Совершенствование исполнения танца
«Детская
полька».
Ритмическая
тренировка.
Повторный инструктаж по ТБ.
Комплекс ОРУ. Слушание. III позиция
ног. Переменный шаг. Упражнение на
дыхание. Игра «У!-А?»
Комплекс ОРУ с музыкальным
сопровождением. Шаги с остановкой.
Игра «Слушай бубен!».
Шаги с тройным притопом. Игра
«Буратино танцует!».

памяти,

2

Развитие
музыкально-слухового
восприятия, координации движений,
быстроты реакции, внимания,
коррекция осанки.
Развитие
слухового
внимания,
преодоление
двигательного
автоматизма.
Развитие чувства ритма, музыкальнослухового
восприятия,
быстроты
реакции, способности к импровизации.
I фигура танца «Русская пляска». Развитие
мышечных
ощущений,
Упражнение «Огонь-лед».
двигательных навыков.
II фигура танца «Русская пляска». Развитие творческих способностей.
Упражнение «Снеговик».
Фигурное построение «воротца». Игра Развитие
моторно-слухового
«Теремок».
внимания, синхронизация речи и
движения.
III фигура танца «Русская пляска». Развитие
активного внимания,
Игра «Слушай хлопки».
двигательной памяти.
IV фигура танца «Русская пляска».
Преодоление
двигательного
Упражнение «Марш с сигналами».
автоматизма.

2

25.

Танцевальная композиция «Русская Развитие
двигательной
памяти,
пляска». «Упражнение с прыгалками». чувства ритма, музыкально-слухового
восприятия.

2

26.

Совершенствование исполнения Танца Развитие
устойчивости
и
«Русская
пляска».
Игра концентрации внимания, удерживание
«Трансформеры».
заданной программы в условиях
коллективных действий.
Слушание. Музыкально-ритмическая Развитие чувства ритма, музыкальнотренировка.
Движения
«Парного слухового
восприятия,
быстроты
танца». Упражнение на дыхание. Игра реакции..
«Успей передать».
Движения «Парного танца». Игра
Тренировка
самоорганизации,
«Скучно, скучно так сидеть».
выдержки.
I фигура «Парного танца». Игра Развитие
внимания,
творческого
«Усни-трава».
воображения, быстроты реакции.
Движения «Парного танца». Этюд «В Развитие образно-игровых движений,
цирке!».
двигательных
способностей,
координации.

2

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.
21.
22.

23.
24.

27.

28.
29.
30.

Развитие
двигательной
чувства ритма.

2

2

2

2

2

2
2
2

2
2

2

2
2
2

II фигура «Парного танца». Игра
«Мышеловка».
Танцевальная композиция «Парный
танец». Упражнение «Без пары».

2

33.

Пластическое интонирование.
«Птичья стайка».

2

34.

«Чистописание».

31.
32.

Развитие
выдержки,
внимания,
быстроты реакции.
Развитие
двигательной
памяти,
внимания,
быстроты
реакции,
коммуникативных навыков.
Игра Развитие творческого воображения,
внимания, самоконтроля, выработка
равновесия.
Повторение,
закрепление,
совершенствование
исполнения
разученного материала.

2

2

Календарно-тематическое планирование
3. КЛАСС
№
п/п

Программное содержание

1.

Вводный инструктаж по ТБ. Повторение
основных положений и понятий. Комплекс
ОРУ. Слушание. Упражнение на дыхание.
Игра «Лисонька, где ты?».

2.

3.

4.

5.

6.

7.
8.
9.

10.

11.
12.
13.

Коррекционная работа

Развитие музыкально-слухового
восприятия,
внимания,
координации
движений,
двигательных навыков, коррекция
осанки.
Комплекс
ОРУ
с
музыкальным Развитие координации движения,
сопровождением.
I
часть
танца способности к импровизации.
«Автостоп». Упражнение «Возьми и
передай».
II часть танца «Автостоп». Игра «Карлики Развитие музыкально-слухового
и великаны».
восприятия,
двигательных
навыков,
сосредоточенности,
произвольного внимания.
Танцевальная композиция «Автостоп». Развитие
коммуникативных
Упражнение «Зеркала».
навыков,
наблюдательности,
двигательной памяти.
М/р 3/4. Слушание. I фигура танца Развитие музыкально-слухового
«Аннушка». Прием канона.
восприятия,
произвольного
внимания.
II фигура танца «Аннушка». Игра Развитие музыкально-слухового
«Путаница».
восприятия,
внимания,
двигательных навыков.
Танцевальная композиция «Аннушка». Развитие
моторно-слуховой
Упражнение «Алфавит».
памяти, двигательной памяти.
Музыкально-ритмическая
тренировка. Развитие чувства ритма, слуховой
Упражнение «Угадай по голосу».
памяти.
Совершенствование
исполнения Развитие двигательной памяти,
разученных танцевальных композиций. самоконтроля, быстроты реакции.
Игра «Капкан».
Поступательное
начало
движения. Развитие музыкально-слухового
Слушание. Движения танца «Давайте восприятия,
двигательных
танцевать». Упражнение на дыхание.
навыков,
произвольного
«Игра в мяч».
внимания, быстроты реакции.
Движения танца «Давайте танцевать».
Развитие двигательных навыков,
«Игра с бубном». Самомассаж.
чувства ритма, самоконтроля.
I фигура танца «Давайте танцевать». Развитие
наблюдательности,
Упражнение «Тень».
памяти, внутренней свободы.
Характер музыки. Упражнение «Танец Развитие музыкально-слухового
пяти настроений».
восприятия.

кол-во
часов
2

2

2

2

2

2

2
2
2

2

2
2
2

14.

15.

16.

17.

18.

19.
20.
21.

22.
23.

24.

25.
26.

27.

28.
29.

30.

31.
32.
33.

Развитие
творческого
воображения,
двигательных
навыков.
Развитие
моторно-слуховой,
двигательной памяти.

2

Развитие двигательной памяти,
музыкально
слуховоговосприятия, быстроты реакции.
Развитие музыкально-слухового
восприятия,
координации
движений, внимания, коррекция
осанки.
Развитие
коммуникативных
навыков,
моторно-слуховая
тренировка.

2

Развитие координации движений,
моторно-слуховой памяти».
Развитие двигательных навыков,
мыслительных операций.
Развитие координации движений,
чувства ритма, самоконтроля.

2

Развитие внимания, координации
движений.
Развитие
пространственной
ориентировки,
музыкальнослухового восприятия.
III фигура танца «Школьная полька». Игра Развитие внимания, быстроты
«Сосед, подними руку!».
реакции.

2

Танцевальная композиция «Школьная
полька». Этюд «Фотография».
Совершенствование исполнения танца
«Школьная полька». Игра «Мяч по кругу».

Развитие двигательной памяти,
творческого воображения.
Развитие двигательной памяти,
чувства ритма.

2

Развитие координации движений,
музыкально-слухового
восприятия, внимания.
Развитие
самоконтроля,
выдержки, ловкости.
Развитие
способности
к
импровизации,
двигательной
памяти.
Слушание. Движения танца «Рилио». Игра Развитие музыкально-слухового
«Лисонька, где ты?».
восприятия,
двигательных
навыков, быстроты реакции.
Движения танца «Рилио». Упражнение Развитие двигательных навыков,
«Четвертый лишний».
мыслительных операций.
Движения танца «Рилио». Игра «Отгадай, Развитие слухового восприятия,
чей голосок?».
двигательных навыков.
Танцевальная
композиция
«Рилио». Развитие двигательной памяти,
Этюдная работа «Калейдоскоп».
творческого воображения.

2

II фигура танца «Давайте танцевать».
Характер
музыки
(изображение
в
движении).
Танцевальная
композиция
«Давайте
танцевать». Упражнение «Повтори за
мной».
Совершенствование исполнения Танца
«Давайте танцевать». Игра «Круг и
кружочки».
Повторный инструктаж по ТБ.
Комплекс ОРУ. Слушание. Затакт. Шаг
польки.
Игра
«Группа,
смирно!».
Упражнение на дыхание.
Комплекс
ОРУ
с
музыкальным
сопровождением.
Шаг
польки.
Упражнение «Канон». Игра «Золотые
ворота».
Шаг польки в парах. Самомассаж.
Упражнение «Алфавит».
Боковой галоп с выносом ноги на каблук.
Упражнение «Собирай-ка».
I фигура танца «Школьная полька».
Упражнение «Отдай честь». «Игра с
бубном».
II фигура танца «Школьная полька».
Упражнение «Путаница».
Фигурное построение: концентрические
круги. Игра «Одуванчик».

Слушание. Движения танца «Вару-вару».
Упражнение на дыхание. Игра «Карлики и
великаны».
Движения танца «Вару-вару».
Самомассаж. Игра «Два Мороза».
Танцевальная композиция «Вару-вару».
Этюд «Настроение».

2

2

2

2
2

2

2

2

2
2

2

2
2
2

34.

«Чистописание».

Повторение,
закрепление,
совершенствование
исполнения
разученного материала.

2

Календарно-тематическое планирование
4. КЛАСС
№
п/п
1.

2.

3.
4.

5.
6.

7.
8.

9.
10.

11.
12.

13.

14.

15.

колво
часов
2
Вводный инструктаж по ТБ. Повторение Развитие
музыкально-слухового
основных
положений
и
понятий. восприятия, координации движений,
Комплекс ОРУ. Слушание. Движения
произвольного внимания, коррекция
танца «Кадриль». Упражнение на осанки.
дыхание. Игра «Запрещенное движение».
2
Комплекс
ОРУ
с
музыкальным Развитие
координации
движения,
сопровождением.
Движения
танца творческого
воображения,
«Кадриль». Упражнение «Предмет по двигательных навыков.
кругу».
Движения танца «Кадриль». Самомассаж. Развитие моторно-слуховой памяти,
2
Игра «Руки-ноги».
собранности, внимания.
2
I фигура танца «Кадриль». Трех- и Музыкально-слуховая
тренировка,
четырехдольные размеры
(примеры, развитие двигательных навыков.
сравнительные характеристики).
Выход танца Кадриль». Игра «Сантики- Развитие
наблюдательности,
2
фантики-лимпопо».
произвольного внимания.
2
II фигура танца «Кадриль». Игра «Четыре Развитие внимания, связанного с
стихии».
координацией
слухового
и
двигательного анализаторов.
Танцевальная композиция «Кадриль». Развитие чувства ритма, слуховой и
2
Упражнение «Ритм по кругу».
двигательной памяти.
Отработка танцевальной композиции Развитие
2
двигательной
памяти,
«Кадриль». Инсценирование.
способности к импровизации.
Программное содержание

Совершенствование исполнения танца
«Кадриль». Игра «Запомни мелодию».
Слушание. М/р 3/4. Вальсовая дорожка.
Игра «Противоположные движения».
Упражнение на дыхание.

Коррекционная работа

Развитие памяти, быстроты реакции.

2

Развитие
музыкально-слухового
восприятия, двигательных навыков,
внимания, преодоление двигательного
автоматизма.
Вальсовый поворот. Самомассаж.
Развитие
координации
движений,
Упражнение «Четвертый лишний».
мышления.
Балансе вперед-назад, сочетание с Развитие
музыкально-слухового
вальсовым поворотом. Стаккато-легато в восприятия,
стимулирование
музыке (передача различными формами творческого воображения..
движения). Упражнение «Предмет по
кругу».
Балансе в сторону, сочетание с Развитие внимания, памяти, чувства
поворотом вальса. Игра «Японская ритма.
машинка».
Выход и I фигура танца «Школьный
Развитие вестибулярного аппарата,
вальс». Упражнение на равновесие.
апломба.

2

II фигура танца «Школьный вальс». Развитие творческого воображения.
Танцевальная композиция «Школьный
вальс». Упражнение «Крокодил».

2

2
2

2

2

Совершенствование исполнения танца
«Школьный вальс». Игра «Танец пяти
движений».
Повторный инструктаж по ТБ. Комплекс
ОРУ. Слушание. Движения танца
«Полька-кантри».
Упражнение
на
дыхание. Игра «Японская машинка».

Развитие
двигательной
памяти,
музыкально-слухового восприятия.

2

Развитие
музыкально-слухового
восприятия, координации движений,
внимания, коррекция осанки.

2

18.

Комплекс ОРУ с музыкальным сопровождением.
Движения танца «Полька-кантри». Упражнение
«Двухголосный канон».

Развитие
памяти.

двигательной

2

19.

Движения
танца
«Полька-кантри».
Самомассаж. Упражнение «Стоп, хоп,
раз».
Движения
танца
«Полька-кантри».
Этюды на «голоса».
Выход
танца
«Полька-кантри».
«Ритмическая эстафета».
I фигура танца «Полька-кантри». Игра
«Тропинка».
II фигура танца «Полька-кантри».
Упражнение «Угадай мелодию».
III фигура танца «Полька-кантри». Игра
«Хлопни в ладоши!».
Танцевальная
композиция
«Полькакантри». Упражнение «Скакалка под
ногами».
Совершенствование исполнения танца
«Полька-кантри».
Игра
«Запомни
мелодию».
Слушание. Движения танца «Полкис».
Упражнение «Зеваки».

Развитие внимания (переключение и
распределение),
преодоление
двигательного автоматизма.
Развитие
двигательных
навыков,
творческого воображения.
Развитие чувства ритма, музыкальнослухового восприятия.
Развитие
слухового
внимания,
коммуникативных навыков..
Развитие
двигательных навыков,
активного слушания.
Развитие произвольного внимания,
коммуникативных навыков.
Развитие
двигательной
памяти,
слухового
восприятия,
ловкости,
быстроты реакции.
Развитие
двигательной
памяти,
музыкально-слухового восприятия.

2

Развитие
координации
движений,
музыкально-слухового
восприятия,
внимания.
Движения танца «Полкис». Самомассаж. Развитие
координации
движений,
Игра «Ладушки».
внимания, быстроты реакции.
Движения
танца
«Полкис».
Ритмическая Развитие
чувства
ритма,
тренировка в парах «Повтори за мной». коммуникативных навыков, внимания.

2

I часть танца «Полкис». Динамика в
музыке
(прием
свободного
дирижирования).
II часть танца «Полкис». Этюд «Маски
животных».
III часть танца «Полкис». Упражнение
«Музыкальная змейка».
Танцевальная композиция «Полкис».
Танцевальная композиция «Полкис».
Упражнение «Передай скакалку».
«Чистописание».

Развитие
музыкально-слухового
восприятия, двигательных навыков.

2

Развитие способности к импровизации.

2

Развитие
слухового
восприятия,
внимания, быстроты реакции.
Развитие
двигательной
памяти,
наблюдательности, коммуникативных
навыков.
Повторение,
закрепление,
совершенствование
исполнения
разученного материала.

2

16.

17.

20.
21.
22.
23.
24.
25.

26.

27.

28.
29.

внимания,

2
2
2
2
2
2

2

2
2

Упражнение «Запомни мелодию».

30.

31.
32.
33.

34.

2

2

7. Описание материально-технического обеспечения:
Занятия проводятся в учебном кабинете «Хореография».
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место педагога;
- станки;
- зеркала;
- оборудование для ОРУ: флажки, гимнастические палки, скакалки.
- элементарные музыкальные инструменты (погремушки, металлофон, бубен, ксилофон, барабан,
румба, маракас, треугольник, тарелки)
Технические средства обучения:
- звуковоспроизводящее оборудование
- компьютер
- видеооборудование


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».