Курс практической грамотности

Приложение № 33
к основной образовательной программе
среднего общего образования

Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности
«Курс практической грамотности»
направление: общеинтеллектуальное направление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской
Федерации; средство межнационального общения народов России. Русский язык является
основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений. Родной язык является средством приобщения к
духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации
личности, приобщения её к культурно – историческому опыту человечества.
«Курс практической грамотности» состоят из двух частей. В 10 классе – «Риторика»,
в 11 классе - «Повторение правил русского языка».
Курс «Риторика» даёт возможность учащимся 10 класса овладеть не только
культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете. Кроме того, риторика —
единственная дисциплина, изучение которой позволяет познать законы порождения
словесных произведений и воплотить эти знания на практике, используя риторические
техники. При этом знания из области литературы, русского языка, истории не только
систематизируются, но и актуализируются. Курс «Повторение правил русского языка»
предназначен обобщить и углубить полученные ранее знания учащихся 11 классов по
правописанию, обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на
уроках русского языка и литературы; способствовать развитию речи и мышления учащихся
на межпредметной основе. Программа «Курса практической грамотности» актуальна для
учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной
грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование
лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся,
для подготовки к экзаменам и дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без
хорошего знания русского языка.
Цель курса – предоставить учащимся современное риторическое образование,
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, обогатить
словарный запас.
Программа курса разработана на основе действующих образовательных стандартов
по русскому языку, развивает содержание базового курса “Русский язык”, позволяет
удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия для
дополнительной подготовки к сдаче экзамена по русскому языку.
Задачи курса:









формирование интереса учащихся к русскому языку;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
воспитание коммуникативной культуры школьников;
приобщение учеников к истории отечественной риторической культуры,
включение каждого из них в русло отечественной речевой традиции как
самостоятельной личности, носителя собственного, индивидуализированного,
культурного и свободного слова;
помощь школьникам овладеть основными элементами речевого мастерства в
области наиболее востребованных жанров публичной ораторской речи,
различных диалогических форм речевого общения, т. е. получить необходимые
для успешной социализации компетенции;
познакомить с основными разделами языка;




отработать этапы формирования и развития речеведческих умений в написании
сочинения-рецензии;
формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную
компетенции.

Формы организации учебных
коммуникативные игры, круглый стол.

занятий:

дискуссии,

решение

кейсов,

При изучении курса используются следующие технологии: информационнокоммуникационные; игровая; проблемного обучения; проектно-исследовательской
деятельности.
Промежуточная аттестация проводится в форме творческого задания, основывается
на встроенном педагогическом наблюдении по системе оценки «Зачёт/незачёт». По итогам
промежуточной аттестации классным руководителем оформляется ведомость.
Программа курса рассчитана на 68 часов: по 34 учебных часа из расчета 1 учебный
час в неделю в 10 и 11 классах.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
 понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его
значения в процессе получения школьного образования;
 осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка
как
явления
национальной
культуры;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию;
 достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
 способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
 свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в
том числе и на электронных носителях;
 овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
 умение вести самостоятельный поиск информации;
 способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,
полученной в результате чтения или аудирования;
Познавательные универсальные учебные действия
 применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
 способность использовать родной язык как средство получения знаний по
другим учебным предметам;



применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений
на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т.д.)

Коммуникативные универсальные учебные действия
 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и
дополнительной информации);
 владение
разными
видами
чтения
(поисковым,
просмотровым,
ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
 адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение
разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным)
 умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
 способность
определять
цели
предстоящей
учебной
деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной
форме;
 умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной
степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
 умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и
жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
 способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к
фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,
услышанному, увиденному;
 владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос,
диалог- побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов
диалога);
 соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в
процессе письменного общения;
 способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения.
Предметные результаты





представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры
народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;



















освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;
язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их
виды;
ситуация
речевого
общения;
разговорная
речь,
научный,
публицистический, официально-деловой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей
и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование,
описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей
речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки
зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным
функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы;
владение навыками речевого поведения в основных ситуациях делового
общения: беседе и бизнес-презентации (деловом докладе); усвоение знаний о
структуре таких ситуаций, их психологических особенностях и техниках диалога
и выступления, где основной риторической задачей является убеждение адресата
в обоснованности собственной позиции;
освоение знаний о возможностях и факторах взаимопонимания в диалогическом
общении, способах и техниках организации продуктивного общения в беседах
различных типов, различиях социальной и речевой роли и основных стратегиях
и тактиках беседы;
умение анализировать публичное выступление по различным параметрам,
видеть недостатки и достоинства — оценивать его; умение оценивать аудиторию
и создавать её в процессе речи; умение строить свою ораторскую речь «по
законам адресата», управлять вниманием аудитории, используя риторические
техники основных элементов публичной речи; знание теоретических основ
успешной ораторской речи и умение применять его практически
умение анализировать и оценивать собственную и чужую речь в аспекте
соответствия её требованиям риторического идеала и культурной традиции;
готовность к речевому общению с представителями иных национально-речевых
культур

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

10 класс
Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной, гармонизирующей
речи. Риторика в современном мире. Общая и частные риторики.
Риторические знания как компонент гуманитарного образования, как условие успешной
реализации возможностей личности. Цель и задачи курса, его структура. Этапы овладения
элементами речевого мастерства. Самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль и методы
работы в риторическом классе. Источники курса и истоки современной риторики.
Раздел 1. История и особенности русского речевого идеала (4 часа)
У истоков отечественной речевой традиции. Понятие речевого (риторического) идеала —
исторически сложившегося в данной культуре речевого (риторического) образца,
отражающего наиболее общие требования к речи и речевому поведению и
соответствующего особенностям общеэстетического и нравственного идеалов, принятых в
данной культуре. Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории
русской культуры.
Античность. Речевой идеал древней классики. Гомер. Софисты. Сократ, Платон.
«Риторика» Аристотеля. Риторический идеал Цицерона. Противоположность
софистического (агонистического) и сократического (эвристического) диалогов. Основные
общеэстетические категории, определяющие риторический идеал античной классики:
гармония, симметрия, ритм, сдержанность («софросине» Платона), уравновешенность
(«годность») Цицерона.
Риторический идеал раннего христианства. Речевой образец евангельских текстов
(Нагорная проповедь). «Лествица» Иоанна Лествичника как отражение принятых норм и
идеалов речевого поведения. Основные категории риторического образца, принятого в
православном христианстве: кротость, смирение, миролюбие, дружелюбие, сдержанность;
риторические категории, отражающие этот образец.
Древнерусская риторическая традиция. Особенности речевой культуры и специфика
отечественного речевого идеала. Его прошлое, настоящее и будущее, перспективы
реконструкции и развития.
Раздел 2. Основные риторические категории и элементы речевого мастерства (18 часов)
Понятие эффективности речевого общения. Различие принципов определения
эффективности речи в зависимости от особенностей контекста культуры: информационное
и дискурсивное определения.
Категория монолога и диалога и формы речевого общения.
Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи.
Законы эффективного речевого общения: от Аристотеля к современной неориторике.
Принцип коммуникативного сотрудничества и правила речевого общения.
Коммуникативность речи и речевого поведения: средства достижения контакта с
адресатом.
Основные элементы речевой ситуации: говорящий, слушающий (адресат, аудитория),
предмет речи, условия речевого общения.
Фактор говорящего. Образ оратора. Качества, которые необходимо развивать. Принцип
гармонизирующего диалога в речевом поведении оратора. Дружелюбие как риторическая
категория. Речевая этика в риторическом понимании. Механизм стресса, способы его
преодоления и использования.

Фактор аудитории. Построение речи «по законам адресата». Социология и психология
аудитории. Стратегия и тактика речевого поведения оратора.
Факторы внимания. Данные психологии внимания: оптимальная продолжительность речи
и её частей, особенности структуры и формы публичной речи, направленные на
привлечение и удержание внимания аудитории. Основные факторы внимания: движение
(словесное, содержательное, физическое — жесты и мимика, изменение положения тела
оратора и т. д.), конкретность, близость, разнообразие, юмор. Контроль за вниманием.
Фактор движения. Язык движений. Мимика, жест. Поза оратора. Основные принципы
жестикуляции и ораторские жесты: история и современность. Принципы и способы
аудиторной и самостоятельной работы над ораторским движением.
Речь и звук: акустика речи. Значимые акустические признаки речи и основные параметры:
ритм, темп, паузирование, интонирование, высота голоса, громкость, тембр. Приёмы
звуковой выразительности и способы их использования. Способы и приёмы работы над
звуковой стороной своей речи.
Структура публичного выступления. Путь от мысли к слову, его основные этапы.
Классический риторический канон и современность. Общие принципы изобретения
содержания, отбора и расположения материала, облачения его в словесную форму.
Использование техники «общих мест». Структура хрии и использование её принципов в
построении публичной речи. Функции отдельных этапов (частей) речи и задачи оратора.
Методика составления аннотированного плана выступления.
Техника импровизированной речи. Ситуации и стереотипы. Особенности импровизации.
Подготовка, организация и исполнение. Использование техники «общих мест». Приёмы
импровизированной речи.
Фактор удовольствия: эстетика речи. Средства речевой выразительности: «цветы
красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические
функции метафоры, сравнения, антитезы. Амплификация. «Ссылка на авторитеты»,
цитирование, пословица, афоризм. Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их
функции в публичной речи.
Риторические функции речевой нормы. Принципы и способы работы над правильностью
речи. Эстетические функции старой и устаревшей нормы.
Раздел 3. Мастерство беседы (8 часов)
Проблема понимания. Сообщение и метасообщение: буквальный и коммуникативный
смысл высказывания. Прямое и непрямое информирование. Речевой стиль в беседе:
национально-культурные, социальные, индивидуально-личностные особенности. Речевое
поведение: стратегия, тактика. Типы беседы и соотношения речевых ролей собеседников.
Архитектоника беседы. Речевые стратегии в беседе. Социальная и речевая роли. Истоки
нарушения понимания. Пути преодоления непонимания. Способы развития быстроты
реакции на реплику собеседника.
Искусство выражать своё мнение: риторика оценки. Хвала и хула как риторические
категории. Допустимая степень категоричности высказывания и национальные речевые
традиции.
Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Виды доказательств. Ошибки и уловки
спорщиков. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих. Спор, дискуссия,
полемика. Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.
Риторика адресата: основы теории и тактики слушания. Приёмы и техника активного
слушания монологической и полилогической речи.

дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.
Раздел 4. Основы риторики делового общения (2 часа)
Риторика делового общения: её предмет и задачи, значение в общественной и частной
жизни. Особенности делового общения, его важнейшие формы.
Деловая беседа: определение, функции, риторические особенности. Ситуация деловой
беседы: цели и речевое поведение собеседников, стратегия и тактика деловой беседы.
Техника постановки вопросов. Совершенствование реакции на реплику и поведение
собеседника. Речевая этика в деловой беседе. Подготовка к деловой беседе. Техника
ведения записей.
Деловое выступление. Типы делового выступления, цели и речевое поведение
выступающего. Оценка реакции аудитории. Специфика выражения оценочных суждений.
Этапы делового выступления. Подготовка к деловому выступлению, ведение записей.
11 класс
Раздел 1. Обобщающее повторение основных разделов науки о языке. Фонетика. (2 часа)
Введение. Задачи курса. Содержание программы. Обобщающее повторение фонетики.
Предмет изучения данного раздела. Фонетическая транскрипция.
Раздел 2. Морфемика и словообразование (2 часа)
Значимые части слова, их особенности. Понятие производной и непроизводной основы.
Разбор слова по составу. Способы словообразования в русском языке. Вопросы
словообразования
Раздел 3. Лексика и фразеология. (1 час)
Повторение ранее приобретенных учащимися знаний о лексике русского языка.
Разграничение лексических и грамматических значений слова. Лексические омонимы.
Паронимы. Лексические синонимы и антонимы. Слова старославянского происхождения в
лексике современного русского языка
Раздел 4. Морфология. (7 часов)
Классификация частей речи в русском языке. Имя существительное, его морфологические
признаки и синтаксическая функция. Основные признаки имени прилагательного.
Качественные,
относительные,
притяжательные
прилагательные.
Склонение
прилагательных. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных.
Склонение числительных, употребление в речи. Разряды местоимений, склонение
местоимений. Глагол. Значение глагола, его морфологические признаки. Спряжение
глагола. Причастие, его признаки. Правописание причастий. Деепричастие. Разряды по
значению, образование деепричастий. Особенности служебных частей речи: предлог, союз,
частица.
Раздел 5. Орфография. (9 часов)
Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые
ударением. Чередование в корнях. О-E после шипящих и “Ц” в различных частях слова.
Правописание приставок. Правописание согласных в корне слова. Правописание Ъ и Ь.
Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи. Буквы “Н” и “НН” в словах
различных частей речи. Небуквенные орфограммы. Слитное и раздельное написание слов.

Основные случаи дефисных написаний. Написание “НЕ” с разными частями речи.
Разграничение частиц НЕ и НИ. Правописание служебных частей речи.
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация. (3 часа)
Строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений. Однородные члены
предложения. Тире в простом предложении. Вводные конструкции. Обращение.
Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Сложносочиненные
предложения. Сложноподчиненные предложения.
Раздел 7. Текст. (2 часа)
Стили речи и типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте: лексические
средства, морфологические средства, синтаксические средства.
Раздел 8. Культура речи. (2 часа)
Нормы ударения, нормы словоупотребления, морфологические нормы. Синтаксические
нормы: согласование, управление; сочетание однородных членов; построение предложений
с чужой речью.
Раздел 9. Анализ текста и создание сочинения-рассуждения. (5 часов)
Лексические и морфологические средства художественной выразительности. Специальные
художественно-изобразительные средства (тропы): эпитет, сравнение, метафора,
олицетворение, гипербола, литота, перифраз. Синтаксические средства художественной
выразительности. Фигуры речи. Создание сочинения-рассуждения. Задания и упражнения
по формированию навыков написания сочинения-рассуждения. Задания и упражнения по
формированию навыков написания сочинения-рассуждения.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ Тема
Традиционное определение риторики
Риторика в современном мире
Предмет риторики в античной Греции
Предмет риторики в России (VII—XIX вв.)
Определение современной риторики
Современная общая и частные риторики
Речевое событие, дискурс, речевая ситуация
Структура речевой ситуации
Словесный поступок (речевой акт)
Виды сообщений: прямое и косвенное
Гармония речевого общения и образ говорящего
Важнейшие качества говорящего. Уверенность
Другие необходимые качества говорящего
Первый закон современной общей риторики и принципы его
14
реализации
15 Принципы близости и конкретности речи
16 Второй закон риторики
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Третий закон риторики
Четвёртый закон риторики
Единство общериторических законов
Коммуникативное сотрудничество говорящего и адресата
Этика современного речевого поведения
Основные коммуникативные стратегии и принцип гармонии
дискурса
Развитие «чувства аудитории»
Классический риторический канон и его этапы
Топика. Топы «род и вид», «определение», «целое и части»
Топы «свойства», «сопоставление», «причины и следствия»
Топы «обстоятельства», «пример» и «свидетельство», «имя»
Смысловая схема речи
Расположение (диспозиция). Как описать предмет речи?
Мастерство описания: импровизация
Как рассказывать истории?
Мастерство повествования: импровизация
Как говорить, рассуждая? Классическая хрия
Промежуточная аттестация

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11 класс
№ Тема

1

2

3
4

5

6
7
8
9

Введение. Задачи курса. Содержание программы. Обобщающее
повторение фонетики. Предмет изучения данного раздела. Звукобуквенный состав русского языка. Звуки речи: гласные и согласные,
состав согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие
согласные звуки.
Фонетическая транскрипция. Основные нормы современного
литературного произношения и ударения в русском языке. Перенос
слов при письме. Фонетический разбор слова. Основные
фонетические процессы, происходящие в слове.
Значимые части слова, их особенности. Понятие производной и
непроизводной основы. Разбор слова по составу. Способы
словообразования в русском языке.
Вопросы словообразования
Повторение ранее приобретенных учащимися знаний о лексике
русского языка. Разграничение лексических и грамматических
значений слова. Лексические омонимы. Паронимы. Лексические
синонимы и антонимы. Слова старославянского происхождения в
лексике современного русского языка
Классификация частей речи в русском языке. Имя существительное,
его морфологические признаки и синтаксическая функция.
Основные признаки имени прилагательного. Качественные,
относительные, притяжательные прилагательные. Склонение
прилагательных.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен
числительных. Склонение числительных, употребление в речи.
Разряды местоимений, склонение местоимений.

Количество
часов

1

1

1
1

1

1
1
1
1

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Глагол. Значение глагола, его морфологические признаки. Спряжение
глагола.
Причастие, его признаки. Правописание причастий. Деепричастие.
Разряды по значению, образование деепричастий
Особенности служебных частей речи: предлог, союз, частица.
Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня,
проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях.
О-E после шипящих и “Ц” в различных частях слова.
Правописание приставок.
Правописание согласных в корне слова. Правописание Ъ и Ь.
Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи.
Буквы “Н” и “НН” в словах различных частей речи.
Небуквенные орфограммы. Слитное и раздельное написание слов.
Основные случаи дефисных написаний
Написание “НЕ” с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и
НИ.
Правописание служебных частей речи.
Строение и грамматическое значение словосочетаний и
предложений. Однородные члены предложения. Тире в простом
предложении.
Вводные конструкции. Обращение. Обособление определений и
приложений.
Обособление обстоятельств. Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения.
Стили речи и типы речи.
Способы и средства связи предложений в тексте: лексические
средства, морфологические средства, синтаксические средства.
Нормы ударения, нормы словоупотребления, морфологические нормы.
Синтаксические нормы: согласование, управление; сочетание
однородных членов; построение предложений с чужой речью.
Лексические и морфологические средства художественной
выразительности.
Специальные художественно-изобразительные средства (тропы):
эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота,
перифраз.
Синтаксические средства художественной выразительности. Фигуры
речи.
Создание сочинения-рассуждения.
Задания и упражнения по формированию навыков написания
сочинения-рассуждения.
Промежуточная аттестация

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».